Налог из которого шили шубы

Опубликовано: 26.04.2024

  • Add to friends
  • RSS

toihara

Меха - пушистая "нефть" древней Руси
toihara February 20th, 2016

Меха, по-древнерусски «скора» (в современном языке сохранилось в обозначении мастеров по меху «скорняк»), присутствуют во всех древних документах, касающихся восточноевропейских русов.



Русский купец, иллюстрация из книги Сигизмунда Герберштейна "Записки о Московии", 1549 год

Персидский ученый Ибн-Русте, живший в самом начале X века, так описывает русов: «Единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами. Хазаре ведут торг с Булгарами, равным образом и Русы привозят к ним свои товары, как-то меха собольи, горностаевы, беличьи и другие. Главное богатство их составляет куний мех. Чеканной монеты своей нет у них, звонкую монету заменяют им куньи меха».
Для региона Средиземноморья именно Русь была единственным источником и поставщиком меха.

Русские меха активно экспортировались и в страны Западной Европы, вызывая возмущение католических аскетов. Так германский летописец XI века Адам Бременский всячески осуждает моду на меха с Востока: «Они в изобилии имеют неизвестные нам меха, которые разливают в нашем мире смертельный яд гордости. При этом ценят они эти меха не выше всякой дряни, и при этом, думаю, приносят нам приговор, ибо мы всеми путями стремимся к обладанию меховыми одеждами, как к величайшему счастью. »

Тысячу лет назад русские князья, объединившие земли от Новгорода до Киева, стали фактическими монополистами в международной меховой торговле от Средней Азии до Западной Европы. Богатейшие экономические центры того мира — Багдад, Константинополь, Венеция, Кельн — просто не имели значительных альтернативных источников меха, кроме Руси.

Фактически, мех, точнее меховой экспорт в обмен на драгоценные металлы, стал экономической основой создания на территории Руси первого централизованного государства.
Современный российский историк С.В.Цветков в своей работе «Экономическая основа образования древнерусского государства» так резюмирует значение пушного экспорта в нашей истории: «Обладая практически неограниченными меховыми ресурсами и не имея конкурентов в меховых поставках в арабские страны, Византию, в государства Европы, в обмен на которые шли в основном драгоценные металлы, Русь неуклонно создавала экономическую базу для развития мощного государства».

Расцвет северо-восточной Руси, усилившейся в XII веке по сравнению с киевскими землями, тоже связан с тем, что в нетронутых тогда лесах между Окой и Волгой она больше, чем другие русские княжества, добывала ценных мехов и экспортировала их в Западную Европу и Азию. Как раз в XII веке заметно выросло экономическое значение Волжско-Балтийского торгового пути по сравнению с днепровским путём «из варяг в греки».

Новгородская белка
После монгольского нашествия и до появления централизованного Московского государства главным центром экспорта русских мехов на Запад был Новгород. При этом начиная с XIV века западноевропейские архивы хотя бы частично сохранили документы Ганзы (торгово-политического союза немецких городов) о взаимоотношениях с Новгородской республикой — благодаря им впервые в русской истории можно хотя бы приблизительно узнать статистику и условия меховой торговли.


Историки XX столетия подсчитали, что шесть веков назад через Новгород в Европу экспортировалось не менее полумиллиона меховых шкур ежегодно. Свыше 90% этого объёма составляла всё та же белка — самый дешёвый и массовый мех Средневековья.



охота на пушного зверя 16 век

Массовый, исчисляемый сонями тысяч шкурок вывоз новгородской белки в Европу начинается уже в XIII веке и непрерывно растёт в течение последующих двух столетий. Именно поэтому на данное время приходится расцвет Новгородской республики.

Минимальные ежегодные закупки отдельных немецких купцов к началу XIV века достигали 5-10 тысяч шкурок. Ганзейские купцы Виттенборги из Любека в течение трёх лет продали в северной Европе 65 тысяч новгородских шкурок.



Фрагмент резной панели скамьи из собора св. Николая в г.Штральзунде с изображением новгородских купцов с меховыми шкурками, около 1400 года.

Крупным покупателем и продавцом русского меха тогда был Тевтонский орден. В 1398 году рыцари-крестоносцы купили в Новгороде 136 тысяч шкурок, в следующем году — 38 тысяч, в 1400 году — 43 тысячи, в 1403 году — 51 тысячу. Товарищество немецких купцов в Венеции за 1409-1412 годы продало в Средиземноморье свыше 200 тысяч меховых шкурок, закупленных в Новгороде.

Известна даже технология таких дальних поставок меха. В пункты заготовки, разбросанные по всей территории Новгородской республики, меха привозили связанными в особые кольцеообразные «бунты» при помощи ивовых прутьев. В Новгород эти меха поступали уже упакованными в особые мешки («козки» или «козицы»), сделанные из цельной, снятой чулком шкуры и открывавшиеся сверху и снизу. В таких мешках уложенные очень тесно шкурки почти не тёрлись друг о друга и не теряли товарный вид.
Уже в Новгороде ганзейские купцы укладывали меха в большие деревянные бочки, наиболее удобную тару для морской транспортировки этого товара, и переправляли их дальше, в Германию и Фландрию. В одну бочку входило от 5 до 7 тысяч шкурок (мелких беличьих — до 12 тысяч).

В зависимости от цены и сорта пушнина продавалась различными партиями: соболь, горностай, куница, хорек — «сороками» (по сорок штук), белка — сороками и тысячами шкурок. Этот порядок установился ещё в ранний период русско-немецкой торговли и был подтверждён в 1343 году особым договором Новгорода с Ганзой.



Holbein-der-Jungere

При этом документы Новгорода и Ганзы содержат множество специальных терминов, обозначающих разновидности беличьего меха, производных от древнерусской «виверицы»: «верк», «грауверк», «шененверк», «люшверк».

Множество немецких торговых терминов той поры являются прямой транслитерацией русских слов: onnyghen означал онежскую белку, clesemes — белку, добывавшуюся на реке Клязьме в землях Московского княжества. Термины troynissen и schevenissen происходят от русского обозначения сортов и разновидностей беличьего меха «тройницы» и «шевницы» (сшитые кусочки меха и меховые обрезки).
Вся эта сложная дифференциация русской белки хорошо известна европейским купцам, отражена даже в торговых документах далёкой Фландрии и Англии.



Русский купец - торговец мехом. Церковь Богоматери, г. Любек (Германия) вторая половина 15 века, резьба по дереву.

Среди дорогих мехов на первом месте в Новгородском экспорте стояла куница. Объем продаж бобров, соболей и других более ценных мехов через Новгород был велик. Так по ганзейской статистике немецкие купцы в 1391 году только через город Ревель (современный Таллин) вывезли из Новгорода почти 25 тысяч беличьих шкур, 780 горностаев и 41 соболя.

Русские меха в Новгороде продавали в обмен на серебро и особо востребованные на Руси европейские товары — прежде всего железо, соль и различное сукно немецких и фландрских мануфактур.

Хотя в XIV-XV веках из Новгорода экспортировалось огромное количество белки, число скорняков, специалистов по обработке мехов в самом городе было очень невелико, не превышая двух сотен мастеров и подмастерьев при численности населения Новгорода в 40-50 тысяч человек. Дело в том, что Ганза прямо требовала поставок на рынок только необработанной пушнины, отказываясь покупать у русских обработанные меха или готовые товары.

В 1374 году ганзейские купцы устроили Новгороду самые настоящие «экономические санкции», отказавшись закупать меха под предлогом, что русские продают слишком много «поддельного», то есть уже обработанного меха. Новгородские власти вынуждены были пойти на уступки, так как не имели других удобных путей сбыта своего основного товара — меховой экспорт на Запад и Восток по рекам и суше контролировался либо Москвой либо Великим княжеством Литовским.


Новый торговый договор Новгорода с Ганзой от 1376 года (всего с XIII XV века Новгород заключил с Ганзой 17 торговых договоров) фактически закрепил функцию Новгородской республики как компрадора немецких купцов — отныне новгородцы имели право торговать с Европой только необработанным меховым сырьём.

При этом не только горожане, обитатели Великого Новгорода, но и практически все крестьяне, жившие на землях Новгородской республики, так или иначе были вовлечены в меховой экспорт. По описаниям европейских путешественников новгородские крестьяне самостоятельно торговали мелкими партиями мехов, в основном белкой, прямо в Новгороде у немецкого подворья.


Но главными продавцами русского меха на Запад, естественно, были новгородские бояре-«олигархи» и «Ивановское сто», объединение богатейших купцов города.

Заметную часть налогов, собираемых верхушкой Новгорода с местного крестьянства, составляла именно меховая дань «белами», белкой. Не случайно самая первая из берестяных грамот, обнаруженных современным археологами при раскопках в центре Новгорода (найдена ещё в 1951 году) содержит запись о том, как некий Фома с десяти сёл получал ежегодно 312 белок дани и 33 белки за «позём», то есть аренду земли. Эта «береста» датируется историками самым концом XIV века.
Среди дорогих мехов на первом месте в Новгородском экспорте стояла куница. Объем продаж бобров, соболей и других более ценных мехов через Новгород был не велик. Так по ганзейской статистике немецкие купцы в 1391 году только через город Ревель (современный Таллин) вывезли из Новгорода почти 25 тысяч беличьих шкур и только 780 горностаев и 41 соболя.



торговля мехом

Русские меха в Новгороде продавали в обмен на серебро и особо востребованные на Руси европейские товары — прежде всего железо, соль и различное сукно немецких и фландрских мануфактур.
.

Ещё в XIII веке, сразу после походов Батыя, монголы начали взимать с покорённой Руси дань. И значительную её часть составляли именно меха.
Поэтому в XIII-XIV веках, в период господства Золотой Орды, необходимость уплаты монгольской дани подтолкнула новгородцев и владимиро-суздальцев начать экспансию на северо-восток, в лесные земли Белого моря и Урала, в «Биармию» и «Пермь Великую», чтобы за счёт обложения меховыми поборами аборигенов компенсировать налоговый гнёт Орды.

Новгород пытался обложить меховой данью финно-угорские племена, жившие на северо-востоке, ближе к Уралу. Новгородские «ушкуйники» (северная помесь купцов, пиратов и казаков) постоянно совершали набеги на эти земли, в XIV веке даже достигли реки Обь в западной Сибири. Но Новгород так и не сумел ни полностью покорить северо-восточные земли, ни наладить систематический сбор с них меховой дани.

Постепенно контроль за путями на северо-восток в направлении Урала стал переходить к Московскому княжеству. Уже в 1333 году московские князья начали собирать меховую дань на территории современной республики Коми, выбив оттуда новгородских сборщиков подати. Соболь на территории европейской России в те века водился уже преимущественно только в районе Печоры (ныне город в республике Коми), поэтому Новгород остался без своего соболя — самого дорого тогда меха.

В XV веке новгородский меховой экспорт в Европу перестаёт расти в объёмах и даже сокращается. В 1445 году — когда в Европе была сделана Гутенбергом первая печатная книга — трехтысячный отряд новгородских «данников» (сборщиков меховой подати) ходил за Урал в Югру. Новгородцы пытались обложить местные племена большой меховой данью, чтобы восстановить объёмы своего падающего экспорта в Европу. Но пришедший в Сибирь новгородский отряд был разбит «остяками», предками современных хантов и манси.

Этот разгром и постепенный перехват Москвой контроля над главными пушными регионами возле Урала предопределили поражение компрадорской республики в борьбе с централизованным русским государством. Проиграв борьбу за самые ценные меха, наиболее дорогой экспортный товар, Новгород проиграл Москве.

Москва сумела покорить ту самую Югру, которая не далась новгородцам. Уже в 1465 году московская рать ходила за Урал и по итогам похода великий князь Иван III «дань возложил и на всю землю Югорскую».

В 1467 году москвичи победили самих новгородцев в битве при Шелони, положив конец самостоятельному существованию Новгородской республики. И уже через 5 лет московское войско двинулось в «Пермь Великую», в верховья реки Камы, богатые мехом земли, которые некогда пытались покорять новгородцы. Пермскую «землицу» обложили пушной данью. А вместе с пленными в Москву прислали богатые по тому времени трофеи — 16 «сороков» чёрных соболей и драгоценную соболью шубу.
По грамоте Ивана III от 1485 года Пермская земля платила в московскую казну «по соболю от лука», всего 1705 шкурок соболей — по тем временам довольно солидная сумма, достаточная чтобы купить три-четыре тысячи лошадей. Для сравнения, 1600 соболей в том же году вывезли из Новгорода ганзейские купцы.

Живший в конце XIV века и причисленный к лику православных святых Епифаний Премудрый, духовник Троице-Сергиева монастыря, в одной из своих книг приводит слова зырян-пермяков: «Белки или соболи или куницы или рыси и прочая ловля наша. Не нашею ли лювлею и ваши князья и бояре и вельможи обогащаемы суть. Не от нашея ли ловли и во Орду посылаются, и в Царьград и в Немцы и в Литву и прочая грады и страны и в дальния языки».

В 1505 году Иван III ликвидировала автономное Пермское княжество, местные князья из крещёных аборигенов были переведены на южную границу единого государства в Тулу, а богатые пушниной пермские просторы стали частью Московии. Так Россия вплотную подошла к границе Сибири с её фантастическими запасами пушнины.

При этом меховая дань собиралась на территории московской Руси даже в начале XVI века. Сохранились грамоты, по которым великий князь Василий III жаловал дворян «мехом коломенским» и «мехом ржевским». Кроме того дань пушниной в те годы все еще собиралась в Твери, Костроме, Калуге, Владимире, Новгороде и Дмитрове. Но в сравнении с уральскими землями меха здесь добывали немного, в основном белку.

Историки отмечают, что начавшийся с конца XV века переход к денежной подати с крестьян обусловлен не только развитием товарно-денежных отношений, но и с заметным сокращением поголовья промысловой белки в центральных районах европейской части России. Однако в более северных районах, например в Двинском уезде, «белошную дань и горностали» русские крестьяне платили даже в 1538-39 годах в начале царствования Ивана IV, будущего Грозного.

Помимо собственных лесов и северного Приуралья, у объединённого Российского государства в XVI веке появился ещё один крупный источник пушнины. На меховом рынке Москвы в те десятилетия преобладали «устюжская и шувайская белка», то есть беличий мех с севера, поступавший через Устюг, и мех с территории современной Чувашии, входившей тогда в состав Казанского ханства.

Бывшая Волжская Булгария, как источник пушнины на экспорт была известна ещё арабским купцам VII-IX веков. Централизованное Московское государство почти сразу распространило своё влияние не только на земли Новгорода, но и на территорию Казани.

Венецианский дипломат Барбаро в середине XV века указывал на исключительную роль Казани, как мехового центра, откуда пушнина поступала в Персию, Польшу, Фландрию, а также на русский рынок. В начале XVI столетия, по словам австрийского посланника в Москве Сигизмунда Герберштейна, беличий мех шёл в столицу России в основном «из Чувашии, недалеко от Казани», где белка была «благороднее каких угодно других». Из Казанского ханства Россия импортировала меха на перепродажу в Европу до середины XVI века.

Полвека московские князья периодически сажали на ханский трон в Казани своих ставленников. Иван Грозный в 1552 году окончательно покорил Казань, а через два года и Астрахань. Эти победы не только дали в руки Москвы весь торговый путь по Волге, но и сделали Москву монополистом в торговле мехом со странами Каспийского региона и Центральной Азии.
.

Таким образом даже до начала освоения Сибири московская Русь стала фактическим монополистом в торговле мехом, как с Востоком, так и с Западом. Некоторое количество бобра и белки ещё добывалось на территории Великого княжества Литовского, но это был гораздо меньший объём, оно могло торговать только с Европой и Турцией, пути на Восток находились под надёжным контролем Москвы. К тому же наиболее дорогие меха (соболь, горностай, чернобурая лисица) массово добывались только на территории, подконтрольной московским монархам
.

Завоевание европейцами Америки повлияло и на меховую торговлю Руси — в разбогатевшей на американском серебре и золоте Европе весь XVI век шло повышение спроса на меха и росли объем и цены русского пушного экспорта на Запад.

При Иване Грозном экспорт русских мехов в Европу первоначально шел через Нарву. Царь захватил ее в 1558 году, и уже через несколько лет, в 1564 году, экспорт пушнины из этого города составил свыше 156 тысяч шкур. Русская пушнина составляла 80% стоимости всего потока русских товаров через Нарву.

Маркировка шуб — это нанесение на меховые изделия контрольных идентификационных знаков для отслеживания происхождения товара и его путь от производителя до продавца.

Когда и зачем начали маркировать шубы

По общей договоренности стран — участниц Евразийского экономического союза с 12.08.2020 стартовал пилотный проект, по которому была введена обязательная маркировка изделий из меха на территории ЕЭС (соглашение о реализации проекта в 2015-2016 гг.). 11.08.2016 подписано постановление правительства РФ № 787 о порядке реализации проекта на территории России. Пилотным он именовался потому, что вводился изначально для одного вида товаров — меховых изделий. Но ставить чипы на шубы начали в обязательном порядке еще в 2016 году. С 2019 года маркировать меховые изделия предписано через систему Честный знак.

Маркировка позволяет отследить происхождение товара и его продвижение на рынке от производителя до покупателя через всех посредников, так как марка содержит информацию о товаре, формируемую в виде КИЗ — контрольного идентификационного знака утвержденного образца. Все передвижения товара фиксируется в программе Честный знак вплоть до его продажи магазином. Покупатель по КИЗ (идентификационному знаку, марке, чипу) через сайт честныйзнак.рф имеет возможность получить интересующие его данные о купленной продукции (бренд, вид меха, страна-производитель, продавец).

Нововведение избавило рынок от контрафактной продукции, система маркировки изделий из натурального меха ФНС позволяет отслеживать товарооборот и контролировать уплату налогов. ФНС не является оператором маркировки, полномочия переданы национальной системе цифровой маркировки Честный знак. Но Федеральная налоговая службы разработала удобные приложения для проверки.

Что такое маркировка шуб

Кто обязан маркировать шубы

КИЗ — контрольный идентификационный знак, это способ маркировать шубы, бланки строгой отчетности, в которые включена защищенная графическая информация (марка). КИЗ создает не сам производитель шуб, а акционерное общество «Гознак» по заказу производителя (приказ ФНС РФ № СА-7-19-/439@ от 15.08.2016).

В постановлении правительства РФ нет прямого ответа на вопрос, маркировка КИЗ — что это, но из его положений ясно, что это та же маркировка.

Предусмотрены три варианта КИЗ:

  • вшивной, когда он вшивается в конструктивный элемент изделия, марка остается видимой;
  • клеевой, в этом случае КИЗ наклеивается на конструктивный элемент шубы;
  • навесной, когда знак крепится на петлю шубы.

Для всех трех предусмотрены два варианта размера и два цвета. Зеленый означает, что товар произвели на территории ЕЭС, красный — что его ввезли из-за границы. Стандарты КИЗ установлены Соглашением ЕЭС.

Маркирует изделия производитель, далее на каждом этапе перепродажи партии товара производится отметка в системе Честный знак (производитель через систему передает список выбывших марок по предусмотренной отчетности). После реализации в чеке указывается марка, данные о ней передаются сначала оператору фискальных данных (юрлицо, обслуживающее ККТ и передающее чеки в ФНС), а потом оператору маркировки и ФНС.

В соответствии с Соглашением ЕЭС, маркируются все шубы из натурального меха, изделия на меховой подкладке, части и принадлежности товара из меха, включая муфты, воротники и т. д. Не маркируются изделия с меховой отделкой.

Пошаговая инструкция, как подключиться к системе

В законодательстве нет алгоритма процесса, но на практике используется такая пошаговая инструкция по маркировке меховых изделий:


Шаг 2. Вступление в ассоциацию ГС1 РУС, это обязательное условие.

Шаг 3. Описание товара на сайте этой ассоциации.

Шаг 4. Подача заявки в АО «Гознак» на коды и оплата их.

Шаг 5. Получение КИЗ и установка их на товар одним из предусмотренных способов.

Алгоритм действий при регистрации в системе:

Шаг 1. Заказать и получить квалифицированную электронную подпись (юрлицам потребуется усиленная).

Шаг 2. Проверить наличие необходимого программного оборудования на компьютере и сертификатов ключей проверки подписей, при необходимости — установить.

Шаг 3. Зарегистрироваться в личном кабинете и установить в профиле правильное значение — участник системы «Маркировка».

Ответственность за отсутствие маркировки на шубе

С 2016 года маркировка на шубе из норки, песца, лисы и другого меха должна быть в обязательном порядке.

За производство или реализацию шуб и других изделий из меха без марок предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная — штрафы по ст. 15.12 КоАП РФ в размере:

  • за производство: на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • за реализацию: на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 300 000 рублей.

Предметы правонарушения конфискуются.

При производстве или реализации партий товаров без марок, КИЗ в крупном размере (на сумму от 400 00 рублей) наказание грозит по ст. 171.1 УК РФ — от штрафа в сумме 300 000 рублей до лишения свободы на срок до трех лет со штрафом. Уголовная ответственность возлагается на должностных лиц организаций.

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 8 января 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 8.01.2021

Как в середине 14 века на Руси называлась подбитая мехом одежда из дорогих тканей, которую носили в высших сословиях?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на первый тур. В середине 14 века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)

Ответ: Охабень (7 букв).

Как называлась старинная меховая рубашка чукчей и эскимосов?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на второй тур. Одежда чукчей и эскимосов всегда была глухой без разреза. Мужчины носили зимой две меховые рубашки. Одна шерстью наружу, другая шерстью внутрь. Как такая рубашка называлась? (Слово из 8 букв)

Ответ: Кухлянка (8 букв).

Как называется одежда чукчей и эскимосов, которая защищает меховую одежду от снега?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на третий тур. У чукчей и эскимосов есть верхняя одежда, которая защищает меховую одежду от снега. Шьется она из хлопчатобумажной ткани, брезента или синтетических материалов. Раньше алеуты шили эту одежду из кишок морских животных. Как называется такая одежда? (Слово из 8 букв)

Ответ: Камлейка (8 букв).

Как называлась шапка поморов, сшитая из шкуры молодого оленя или тюленя?

Ответы Поле чудес 8.01.21. Вот задание на финальный тур. В старину поморы из шкуры молодого оленя или молодого тюленя шили особенно теплые шапки. Этнографы считают, что такая поморская шапка была одной из самых древних меховых головных уборов Севера. Как называлась шапка поморов? (Слово из 7 букв)

Ответ: Оплеуха (7 букв).

Ответы в Суперигре Поле чудес 8.01.21

Победительница игры набрала более 5 тысяч очков, но все же решила рискнуть и сыграть в Суперигру на Поле чудес за сегодня 8 января 2021 года.

Как в старину по-другому называли женскую зимнюю душегрею?

Слово по горизонтали (8 букв). Как называется женская зимняя одежда? Это душегрея, в разных российских губерниях она была похожа на куртку, на жилет с раструбами на спине. У нее несколько названий, скорее всего это производное от названия мужской одежды.

Ответ: Епанечка (8 букв).

Как, согласно словарю В.И. Даля, в Ярославской губернии называли женскую шубейку?

Слово слева по вертикали (5 букв). В словаре даля говорится, что в Ярославской губернии так называлась женская шубейка. Как звучит это название?

Ответ: Дурка (5 букв).

Как, согласно словарю В.И. Даля, называли надетые вместе тулуп и армяк?

Слово справа по вертикали (6 букв). У Даля есть название надетых вместе тулупа с армяком для тепла. Как это называется?

Ответ: Снизка (6 букв).

Победительнице сегодняшней игры Поле чудес удалось отгадать главное слово по горизонтали.

«Оплеуха» – это традиционное название головного убора поморов – поморской длинноухой меховой шапки.

По своему символическому значению шапка-оплеуха у поморов значит не меньше, чем папаха у кавказцев или шапка Мономаха у русских царей – её дарили только самым уважаемым людям. Оплеуху носили люди, занимавшие достаточно высокий статус в поморском обществе, – кормщики, богатые рыбопромышленники, зверобои.

– У поморов была такая «шуба» – малица, которая напоминает комбинезон с пришитым капюшоном и рукавицами, но она очень сковывала движения во время охоты, – рассказывает Владимир Ломакин. – И поэтому малицу использовали в большей степени для того, чтобы согреться. Так же была сюма – она была без капюшона. Вот эту шапку-оплеуху и использовали во время промысла: она позволяла свободно поворачивать голову, не сужала охотнику поле обзора, в отличие от тяжелых меховых капюшонов. А длинные «уши» использовались вместо шарфа, в морозы ими обматывали шею, – говорит Ломакин.

У эскимосов теплая одежда не делится на мужскую и женскую. Они носят кухлянку – штаны и куртку с капюшоном, рукавицы, кожаную обувь или меховые унты. Одежда эскимосов имеет много общего с одеждой чукчей и основным материалом для ее изготовления является шкура оленей и других животных. Ранее, кроме этого, эскимосы вместо шкур животных использовали шкурки птиц с перьями (перьями внутрь).

А еще у инуитов в ходу своеобразные непромокаемые «дождевики» (камлейка), изготавливаемые из кишок крупных млекопитающих. Но сейчас, конечно же, эскимосы кишкам предпочитают ткани.

Эскимосы очень любят украшать свои одежды мехом пушных животных, вышивкой и бисером.

Конечно же, как и другие люди, эскимосы стараются украсить себя. И кроме колец, бус и прочего-прочего им всегда очень нравилась татуировка. Они раскрашивали свои лица, причем, у женщин рисунки были более замысловатыми.

Разнообразие одежды народов Чукотки тесно связано с хозяйственно-культурной и этнической принадлежностью населения. Наиболее заметны различия между эскимосами и чукчами, с одной стороны, и юкагирами и эвенами.

Одежда чукчей и эскимосов глухая — без разреза. Мужчины носят зимой две меховые рубашки — кухлянки — одна шерстью наружу (она длинная, почти до колен), другая шерстью внутрь, штаны мехом внутрь, поверх кухлянки может надеваться камлейка, сшитая из ровдуги или ткани. К вороту кухлянки пришивается небольшой нагрудник для защиты лица от пурги.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками. В качестве верхней одежды морскими охотниками на промысле использовались дождевики из кишок моржа.

Головные уборы у чукчей разнообразны: шапки в виде малахая и капора, которые изготовляли из шкурок с лап выдры, собаки или росомахи, а также из оленьего меха пыжика. Делали их на подкладке из оленьего меха. На опушку вокруг лица в основном использовали мех росомахи и собаки. Летние малахай и капор того же покроя шили из стриженого оленьего меха шерстью внутрь, без подкладки. У эскимосов головные уборы были редкостью.

Вот задание на первый тур. В середине XIV века на Руси появилась одежда, которую шили из самых дорогих тканей. Для зимы ее подбивали мехом. Носили такую одежду представители высших сословий. Как называлась такая одежда? (Слово из 7 букв)

Охабень – старинная русская одежда, появившаяся в середине 14 века: широкая, длиннополая, подобно однорядке, с длинными свисающими рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Для красоты рукава завязывались на спине. Охабень имел большой четырехугольный воротник.

Эта ткань импортировалась из Венеции. Очень дорогая пышная ворсистая бархатная ткань. На Руси любили ее красные или фиолетовые оттенки, украшенные звериными орнаментами. Для выделки узоров использовали золотые нити, обмотанные вокруг тонких шелковинок. Аксамит был очень плотным и тяжелым материалом – 5 метров ткани весили 16 кг. Одно из первых упоминаний аксамита на Руси можно найти в «Слове о полку Игореве».

Царь Алексей Михайлович в одежде из алтабаса
Это еще более плотная ткань, чем аксамит. При изготовлении этой парчи использовались золотые или серебряные проволочки, вытянутые до тонкости волоса. Особенно любили восточные алтабасы, в них было больше драгоценных нитей, чем в аналогичных западных. Но за это русским модницам приходилось «страдать» – восточные алтабасы практически не сгибались и не образовывали складок, поэтому одежды из них казались металлическими листами, но зато смотрелась очень монументально! Считается, что одежду из алтабаса, за исключением духовенства, монопольно носили только члены царской семьи или как подарки за службу «с царского плеча».

Это старинная тонкая шелковая ткань с волнистыми разводами, которые получались после горячей обработки. В особой моде была в 15-17 веках. Более всего русскими модниками были любимы лазоревые, алые, червчатые цвета. Из объяри шились кафтаны, опашни, ферези. Особенно ценились иранские объяри.

Одежда из тафты. Реконструкция.
Изначально тафта – это тонкая шелковая ткань разнообразной расцветки от однотонной до узорчатой. Впервые появилась на Руси в 14 веке. Привозилась из Византии и других восточных стран. Использовалась как для пошива женской, так и мужской одежды. Тафтой отделывали шубы, шили кафтаны, штаны и рубахи, использовали и для головных уборов.

Бархат – это шелковая, если ее везли из Италии, или хлопчатобумажная, если импортировалась с Востока, ткань с мягким густым ворсом. Итальянский бархат любили больше, так как шелк, отличался глубиной цвета, блеском ворса, мягкостью и эластичностью поверхности. По бархату вышивали золотом и серебром, ткали красивые узоры.

Но даже такие красивые и дорогие ткани, казались русским царевнам и боярыням недостаточно «богатыми», поэтому отечественные золотошвейки дополнительно нашивали на ткани драгоценные камни и жемчуг.


Фото Mads Claus Rasmussen / AP / TASS
Фото Mads Claus Rasmussen / AP / TASS

Натуральный мех в словаре фешен-терминов 2020 звучит как архаизм с сомнительной с точки зрения этики репутацией. Многие страны и бренды отказались от этого ретроградного материала в пользу экологичных заменителей, но до fur-free победы еще далеко. Свои коррективы в индустрию внесла пандемия: правительство некоторых стран приказало уничтожить всех норок на фермах, где был обнаружен ковид. Forbes Life рассказывает, что происходит с меховым рынком в 2020-м и какое будущее его может ждать.

Пушные ценности

Пионером антимехового движения был Кельвин Кляйн, который еще в 1990-х прекратил использовать этот материал. В том же десятилетии вышел знаменитый фотопроект для PETA (People for the Ethical Treatment of Animals — «Люди за этичное отношение к животным»), в котором Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и другие супермодели позировали обнаженными. Он гласил: I’d rather go naked than wear fur («Я лучше буду ходить голой, чем в мехах»). В то время это была не слишком популярная точка зрения, и разделяли ее разве что активисты-зоозащитники, регулярно прерывающие пикетами показы на Неделях моды. На новый виток антимеховая мода вышла в 2001 году: Стелла Маккартни только создала свой бренд и заявила, что в его ДНК натуральный мех не входит. Но настоящий бум на отказ от этого материала для брендов произошел недавно. За последние несколько лет крупные марки, включая Prada, Burberry, Gucci, Chanel, Versace, Armani и DKNY, полностью отказались от меха. Вслед за ними устремился и масс-маркет: Zara, H&M и Massimo Dutti также отказались от натуральных шуб в угоду экотрендам. Группа Yoox Net-a-Porter прекратила продажи меха в 2017 году, в прошлом году универмаги Bloomingdale’s и Macy's заявили о своих намерениях сделать то же самое. Эти маленькие победы сподвигли Peta торжественно заявить, что fur-free движение победило, и свернуть свою антимеховую кампанию.

Закон и мех

Торговля мехом уже запрещена во многих странах Европы, включая Бельгию, Германию, Ирландию, Норвегию, Словакию и Великобританию. Ожидается, что Нидерланды, Польша и Дания поддержат подобную концепцию в следующем году, а Франция — в 2025-м. В 2018 году Британский модный совет заявил, что на подиумах Лондонской недели моды меха больше не будет, а правительство сейчас рассматривает вопрос о запрете продажи, хотя производство меха в стране было запрещено еще в 2000 году. Несмотря на то, что в Европе все еще существуют 6000 ферм, где выращивают пушных зверей, цифры говорят об упадке индустрии. По данным итальянской меховой ассоциации Associazione Italiana Pellicceria, розничные продажи меха в Европе сократились на 50% с 2006 года до примерно €800 млн в 2018 году. Чистая прибыль финского аукционного дома Saga Furs за год составила €45,7 млн, что на 13% меньше по сравнению с предыдущим годом.

Но до тотального мирового отказа от меха еще далеко. Чтобы понять масштабы производства, нужно обратиться к статистике. Международное общество защиты животных HSI сообщило, что в 2018 году по всему миру было выращено 60 млн норок для меха. При этом в Китае — 20,6 млн, на втором месте Дания с 17,6 млн, на третьем — Польша с 5 млн. Последние две, как говорилось выше, подумывают отказаться от этого рынка, Китай же только наращивает прибыль от пушных ферм, ему прогнозируют рост выручки с £6,6 млрд в прошлом году до £6,9 млрд в 2021 году. В 2019 году США рынок шкурок принес $466 млн. А общий объем продаж меха во всем мире за прошлый год составил около €22 млрд, что является небольшой, но все-таки долей рынка предметов роскоши с объемом в €281 млрд. Мировая модная индустрия сегодня взяла вектор на экологичные альтернативы натуральному меху, и это касается даже отделки. Но в том же Китае, который не отличается гуманным отношением к животным, помпоны, отделка для сумок и аксессуаров пользуются спросом. Организация ActAsia в своем отчете по поводу меховой индустрии в Китае заявила, что почти 43% опрошенных предпочитают именно меховую отделку, а не шубы (16,6%).

Мягкий капкан

В 2020-м очередной удар по меховому бизнесу нанесли уже не экоактивисты, а пандемия коронавируса: норки, являющиеся самым важным активом мехового рынка, стали разносчиками вируса SARS-CoV-2, который вызывает COVID-19. В сообщении ВОЗ говорится, что новая вариация коронавируса Cluster 5 (которую обнаружили и у норок, и у сотрудников звероферм) опасна тем, что снижает способность организма вырабатывать антитела к коронавирусу, а значит, уменьшает эффективность будущих вакцин.

В Нидерландах на норковых фермах в Дерне весной началась вспышка коронавируса. Из 97 протестированных сотрудников 16 ферм 66 человек получили положительный тест на ковид (67% от общего количества). Возникло предположение, что как минимум два человека из них заразились от норок, так как их показатели SARS-CoV-2 были идентичны тем, что обнаружили у животных. Опасаясь серьезной вспышки и вероятности, что эти локации могут стать длительным источником заражения, Министерство сельского хозяйства приказало уничтожить более 600 000 животных. Также правительство закрыло все меховые фермы до 2021 года, а фермерам приказало либо уничтожить норок (если ферма заражена), либо пустить на мех. Сейчас в Нидерландах насчитывается около 150 меховых ферм, но с 2024 года выращивать норок для меха в стране будет запрещено.

До этого, еще в мае, норковую ферму временно закрывали на карантин в испанском городе Теруэле — после того, как у семерых ее сотрудников обнаружили коронавирус. После этого животных периодически тестировали на ковид. В июле Министерство сельского хозяйства, животноводства и окружающей среды Испании приказало уничтожить порядка 100 000 норок из-за вспышки коронавируса на пушной ферме в Арагоне. Следующей страной, где продолжили усыплять норок по тому же сценарию, стала Дания, занимающая второе место по объему выращивания норок в мире: в ноябре 284 фермы оказались заражены COVID-19, еще под подозрением находились 25 хозяйств. Всего планировали уничтожить около 17 млн животных, но пока уничтожено 10 млн. В итоге в стране предложили запретить разводить норок до 31 декабря 2022 года, чтобы остановить распространение вируса, а хозяйствам выплатить компенсации. Ситуация в Дании серьезно пошатнула будущее всей индустрии. Крупнейший в мире меховой аукцион Kopenhagen Fur, принадлежащий Датской ассоциации производителей меха, заявил, что будет использовать свои текущие акции, а также продавать 5 млн шкурок, которые он получит в ближайшее время от норковых ферм за пределами зоны заражения. После этого они планируют закрыться в течение двух-трех лет.

У массового уничтожения пушных зверей появился побочный эффект — шубы становятся снова эксклюзивным продуктом

На этом история со вспышками коронавируса на пушных фермах не заканчивается. В Греции заражение выявлено на двух зверофермах в районах Козани и Кастория. Министерство сельского хозяйства страны приняло решение уничтожить 2500 животных. Инфекция обнаружена у десяти сотрудников. В Греции существует 90 хозяйств, которые ежегодно выращивают 1,2 млн молодых норок, в этой отрасли заняты более 800 семей, она приносит стране €60-70 млн в год. В ноябре стало известно, что в Ирландии норковым фермам следует готовиться к уничтожению животных, чтобы остановить возможное распространение мутировавшей формы COVID-19. Несмотря на то, что ни одного положительного теста на коронавирус у норок не было обнаружено, главный врач Ирландии Тони Холохан заявил, что все поголовье, которое выращивается в стране, должно быть уничтожено. Это, по сути, действия на опережение, связанные с тем, что ситуация, как у датских норок, может повториться и в Ирландии.

В середине ноября Франция тоже решила проверить четыре фермы в стране на наличие зараженных коронавирусом норок. И не ошиблась: в регионе Эр-и-Луара обнаружили больных животных. Министерство сельского хозяйства Франции заявило, что 1000 норок, которые там находятся, необходимо уничтожить. Второе хозяйство оказалось невредимым, а на остальных двух еще идут тестирования. Замыкает марафон уничтожения норок Польша, которая занимает второе место в Европе по производству меха. Польские ученые из Гданьского университета выявили восемь случаев заражения ковидом норок на ферме на севере страны, вызвав опасения, что для сдерживания заболевания понадобится уничтожить животных. Сейчас ведутся дальнейшие тестирования: пока что эксперты провели тестирование 91 норки на ферме.

Коронавирус у норок также обнаружили в США, Италии и Швеции, но там пошли гуманным путем и не стали уничтожать все поголовье, а ограничились наблюдением за ситуацией на фермах, так как нет доказательств, что именно норки играют значительную роль в распространении SARS-CoV-2 у людей. Примечательно, что у массового уничтожения пушных зверей появился побочный эффект — шубы становятся снова эксклюзивным продуктом, а из-за дефицита материалов — дорожают. Цены на произведенный в Китае мех за ноябрь уже увеличились вдвое, хотя по качеству он серьезно уступает европейским производителям.

Что происходит в России

В России тоже есть фермы, на которых разводят норок. Всего в стране 22 таких предприятия. Одно из крупнейших — «Лесные ключи» в Ставропольском крае с более 100 000 норок. По словам советника руководителя Россельхознадзора Юлии Мелано, ни на одной ферме в стране нет подтвержденных случаев заражения вирусом. Но, учитывая ситуацию на европейских норковых фермах, испытания вакцины для норок все же проводят.

В России пока нет культуры противостояния меховому бизнесу со стороны зоозащитников (хотя российский центр защиты прав животных «Вита» в конце 2019 года был признан одной из шести организаций мира, влияющих на рынок меха) — большинство россиян пока еще воспринимает шубу как необходимый предмет для выживания в суровом климате. Поэтому на рынок влияет погода: в аномально теплую зиму 2019 года продажи меха в России сократились почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, с подачи западной модели осознанного потребления в последнее время натуральные шубы перестают быть мейнстримом даже в России. Об этом говорят продажи на топовых площадках. «Товарная категория шуб на Lamoda представлена в основном изделиями из искусственного меха, в том числе так называемыми моделями тедди («плюшевые шубы». — Forbes Life). Натуральный мех представлен только в отделке верхней одежды из других тканей. В этом вопросе нам важно отвечать на запрос покупателей на более осознанный и ответственный подход к моде», — рассказали в пресс-службе Lamoda и отметили, что спрос на искусственные шубы, наоборот, растет — плюс 115% за год. «Начиная с 2015 года покупатели чаще всего заказывают шубы в ноябре и декабре. Так, например, петербуржцы в январе этого года заказали на Lamoda в 2,5 раза больше шуб, чем в том же месяце годом ранее. В сентябре 2020-го жители Петербурга купили на Lamoda на 33% больше шуб, чем в 2019 году, и на 180% больше, чем в 2018 году».

«Спрос на меховые изделия продолжает падать. Это связано с двумя факторами. Первый и самый главный — доходы населения. Второй — это, конечно, мода», — говорит дизайнер Эмиль Шабаев, который специализируется на меховых изделиях. Он уверен, что в России спрос на меховые изделия снижается в первую очередь именно из-за падения уровня доходов населения: «Люди выбирают в первую очередь необходимые вещи, продукты, лекарства, потом уже одежду, а после — дорогую одежду. Шуба даже в сегменте масс-маркета все равно стоит дорого для среднестатистического жителя». При этом, по словам Шабаева, ситуация с европейскими норками почти никак не сказывается на продажах в России — «розничный покупатель не бросится покупать шубу, потому что в Дании не будет ферм».

Фото

Шубный шик. Как это было в старину

Зимний гардероб – всегда предмет наших забот и волнений. Он должен быть практичным, теплым, желательно, конечно, почти невесомым. И, конечно, – мы хотим следовать актуальным трендам. А что носили зимой на Северном Кавказе 100-150 лет назад?

О том, что три кита гардероба горцев – черкеска, папаха/башлык и бешмет, знают почти все, но то, что must have для мужчин ветреной холодной зимой и даже летом в горах – это теплая, уютная шуба, известно только этнографам. В этом посте – о шубах на Северном Кавказе..

Шуба на Северном Кавказе – не обязательно только зимняя одежда, ее носили на горных пастбищах и летом. В горах без шубы было вообще не обойтись, здесь ее носили даже женщины (но не девушки). В горах шуба могла служить подушкой, одеялом и матрасом. Закутавшись в теплую шубу, вечером старики могли часами сидеть на лавочках возле своего дома или на сельских годеканах. Удобна и целебна шуба была и для детей – под ее теплым мехом дети быстрее и легче засыпали.

Значение шубы хорошо передается в чеченском языке, где понятие «одежда» передается не только термином бедар, но и выражением куй-кетар (букв. «шапка—шуба»). Лезгинская пословица гласит: «Кто хочет сохранить себе долгую жизнь в горах, пусть не расстается с шубой и кислым молоком» («Дагъда к1урт, чапдин дарман я, къатухни — руфунин»).

На всем Северном Кавказе, кроме Карачая и Балкарии, шубы шили мужчины. Шубы на Кавказе шили из овчины, на каждую уходило 6-10 шкур взрослых овец, до 30 шкурок ягнят в Карачае и Балкарии. Зимой шубу надевали поверх бешмета, а иногда и черкески. В Балкарии, Карачае, Дагестане ежегодно шили очень много шуб. Состоятельные мужчины обновляли свой шубный гардероб ежегодно. А бедные крестьяне носили ее, что называется, до дыр.

Овчина, выделенная местными скорняками (белая), плохо переносила сырость, поэтому во время дождя шубу выворачивали мехом наружу. Шубы, крытые тканью, были прочнее, но и дороже.

Е.Н. Студенецкая, советский этнограф, автор книги «Одежда народов Северного Кавказа 18-20 вв.» М., 1983, выделяет три основных типа шубы.

Рисунок из книги Е.Н. Студенецкой "Одежда народов Северного Кавказа 18-20 вв.".

«Первый тип - прямая или слегка приталенная неотрезная шуба из овчины, распашная, с длинными рукавами, открытой грудью; вокруг ворота и по борту до пояса обшита полоской овчины. Такую шубу часто носили нараспашку, без пояса, не на черкеску, а на бешмет. Как правило, она была нагольная (сшитая мехом внутрь),белая. В очень редких случаях у зажиточного старика можно было видеть ее покрытой домотканым сукном или покупной тканью. Бытовала более всего у осетин, карачаевцев, балкарцев. Это наиболее ранний тип шубы, и в конце XIX — начале XX в. ее носили в селениях и на кошах только пожилые люди. По рассказам информаторов, такого же покроя шубы делали раньше из волчьего меха». В Карачае и Балкарии шубы такого типа носили представители духовного сословия, по всей длине такая шуба стала покрываться дорогими восточными шелковыми одноцветными тканями, как правило, спокойных теплых тонов. На это шли и добротные шерстяные ткани».

К этому же типу можно отнести шубу «кавал» у лезгин — длинную, почти до земли шубу, без всяких застежек, с большим откидным воротником типа шальки, с ложными рукавами, очень широкими в пройме, суживающимися и совершенно зашитыми на концах, надевалась внакидку. Рукава в этой шубе не имеют никакого практического значения. Когда шубу надевали, рукава болтались по бокам, иногда в них засовыва­ли локти.

Лезгин в овчинной шубе "кавал".с. Койсун.Магарамкентский район. Дагестан. Фото из книги С. Агаришиновой.

Сария Агаширинова, исследователь материальной культуры лезгин 18-19 вв., считает, что сначала эти рукава выполняли свою традиционную функцию, но потом, чтобы утеплить шубу и максимально приспособить ее к ус­ловиям суровых горных зим, лезгинские мастера удлинили рукава и сузили их кни­зу, а затем и вообще стали наглухо зашивать их концы. Респонденты в 1960- х гг. говорили, что раньше рукава использовали для хранения мелких предметов: мундштука, трубочки, ключей, складного ножа, «кисе» — мешочка для та­бака и т. п.

Лучшие шкуры шли на воротник и переднюю часть шубы кавал, короткошерстные — на рукава и спинку. Незадолго до революции 1917 г. лезгины платили за шитье шубы скорнякам 1,5-3 руб.

«Шуба второго типа, - пишет Е. Студенецкая, - имевшая большее распространение, по покрою напоминала бешмет или черкеску. Спереди у пояса была застежка. Ворот и часть борта до застежки обшиты полоской овчины. При шитье шубы стремились экономить материал. Овчина — не сукно, и порой приходилось составлять один клин из нескольких кусков. На верхнюю часть шубы и рукава брали шкуры взрослых баранов — более теплые. Нижнюю часть делали обычно из шкурок молодых барашков, чтобы шуба была легче и хорошо лежали фалды боковых клиньев ниже пояса. Для шубы требовалось несколько бараньих шкур. Шубу этого типа надевали на каптал или на черкеску. В шубе такого покроя было удобно ездить верхом».

В Карачае и Балкарии шубы второго типа называются «бичим тон». Эта слегка приталенная шуба застегивалась на несколько пуговиц и петель, аналогичных тем, что были на бешмете и черкеске. Качество пуговиц часто демонстрировало социальное положение хозяина изделия

С начала XX в. она постепенно заменяется шубой, отрезной по талии, сзади и на боках присборенной, иногда с застежкой от шеи до пояса, напоминавшей русский полушубок. Шубы вышеописанных типов носили и в селении, и на кошах.

Шуба третьего типа - крытая, отрезная по талии, двубортная, с закрытой грудью и невысоким стоячим воротником из мерлушки курпей. Полосой из мерлушки иногда окаймляли низ рукавов, а порой и борта до пояса. Такая шуба могла застегиваться на любую сторону (слева направо или наоборот) и в нижней части имела глубокий запах. Покрой этой шубы был явно заимствован, возможно, с кавалерийского полушубка. Ее называли «зелимханка». Шубы третьего типа раньше всего появились, по-видимому, в Адыгее, плоскостной Чечне, а в горных районах — Карачае, Балкарии, Осетии и других — начали распространяться лишь в 1920-х годах".

Читайте также: