Налоговая безопасность государства это

Опубликовано: 12.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Тупчий М.С., Белоусова С.Н. Налоговая безопасность РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69809 (дата обращения: 20.05.2021).

На сегодняшний день безопасность Российской Федерации обеспечивается по нескольким направлениям: экономическому, военному, информационному, экологическому, ресурсному, социальному, научно-техническому, энергетическому, ядерному, политическому и другим [4].

Поскольку без достаточного экономического обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутри государственном, так и в международном аспекте, задача обеспечения экономической безопасности является одной из приоритетных в России. В этом нетрудно убедиться, проанализировав положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где отмечается, что «со- стояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны», «для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики…»[3].

Налоговые поступления являются главным источником доходов, централизуемых государством для обеспечения жизненно важных и законодательно установленных потребностей, поэтому на наш взгляд, налоговая безопасность является приоритетным направлением для изучения и совершенствования в категории экономической безопасности государства.

По официальным данным Федеральной налоговой службы России [1], в 2014 году в общей сумме администрируемых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, в сумме 12 670,5 млрд. рублей, налоговые доходы составили 80 % всего бюджета страны (в 2013 г. при доходах консолидированного бюджета в сумме 11 326,9 млрд. рублей показатель налоговых доходов был равен 79 % доходов бюджета).

Таблица 1 – Анализ налоговых поступлений в разрезе субъектов РФ в млрд.руб.

Абс. откл 2015-2013гг.

Темп роста 2015/2013,%

Анализируя налоговые поступления в разрезе субъектов РФ за 2013-2015 года, мы видим, что во всех субъектах РФ налоговые поступления имеют тенденцию к росту. В Дальневосточном федеральном округе наблюдается наибольший прирост по всем уровням налогов и сборов, который составил 87,19 %, наименьший прирост мы видим в Северо- кавказском федеральном округе, который составил всего лишь 8,62 %.

В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Одна из важнейших задач экономической безопасности государства – способность финансовой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций. Отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности государства.

Большинство хозяйствующих субъектов пытаются сократить свои расходы, в том числе и налоговые платежи. Они добиваются этого различными способами: как легальными, так и нелегальными.

По данным налоговой отчетности, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах [6, c. 59].

На одни и те же объекты в системе налоговой безопасности могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать взаимоусиливающий эффект:

‒ угрозы, связанные с нарушением исполнения налоговых обязательств, например, высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений;

‒ угрозы правового характера: непоследовательность налоговой политики государства; несовершенство экспертной оценки принятия и изменения законодательства с учетом экономической безопасности;

‒ угрозы институционального характера – недостаточная результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней [4];

‒ расширение скрытого и нелегального секторов теневой экономики;

‒ отсутствие экспертизы и оценки изменений, вносимых в действующее законодательство, с учетом экономической безопасности в налоговой сфере;

‒ умышленное сокрытие владельцами и должностными лицами юридических лиц реальных объемов производства и прибыли;

‒ низкая экономическая, административная и уголовная ответственность должностных лиц предприятий и организаций за сокрытие доходов и неуплату налогов, недостаточная эффективность действующих в данной сфере государственных органов власти т.д [5].

В таблице 2 нами на основании данных ФНС РФ проанализировано количество правонарушений, выявленных в рамках проведения контрольной работы налоговыми органами России за 2012-2014гг

Таблица 9 – Динамика налоговых проверок и выявленных налоговых правонарушений за 2012-2014гг.

Составлено автором по данным ФНС России (www.nalog.ru) [ 1 ].

Данные таблицы 2, отражают снижение количество проведенных в 2014 г. проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявивших правонарушения на 3,3 тыс. ед., с 187,0 тыс. проверок до 183,7 тыс. проверок, что обусловлено сокращением общего количества проведенных налоговыми органами проверок на 71 тыс. ед.

По результатам проведенных проверок в 2012 г. было выявлено 213,5 тыс. правонарушений, общая сумма наложенных административных штрафов составила 673,6 млн. руб. В результате работы налоговых органов налогоплательщиками в 2012г. были уточнены налоговые обязательства на сумму 45,4млрд. рублей, а также уменьшены убытки на сумму 220,1млрд. руб.

Сумма предъявленных штрафных санкций в исследуемом периоде увеличилась с 604,5 млн. руб. 2012г. до 867,9 млн.руб. в 2014г. , процент взыскания штрафных санкций по данным ФНС России составляет 84- 87 %.

Основные правонарушения совершаются в отношении таких налогов как налог на прибыль организаций — 36 %, НДС — 28 %, налог на доходы физических лиц — 18 %. Основным способом совершения налогового правонарушения является занижение объема реализованной продукции – 43 % от всех правонарушений, на сокрытие выручки от реализации продукции приходиться 14 %.

На наш взгляд основная угроза налоговой безопасности государства состоит в неуплате налогов и сборов с использованием различных схем и способов ухода от налогообложения. Наличие «пробелов» в налоговом законодательстве, чрезмерного многообразия подзаконных правовых актов позволяющих недобросовестному налогоплательщику использовать лазейку для сокрытия своих доходов и неуплаты налогов и сборов.

Библиографический список

  1. Аналитическая справка ФНС России «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году»
  2. Лопатина Т.М. Правовая методология обеспечения налоговой безопасности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №7-2. 2013.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  4. Цвилий- Букланова А.А. Налоговая безопасность государства- неотъемлемый объект правового регулирования. Актуальные вопросы экономических наук № 44, 2015, с 76-85.
  5. Шогенов А.А., Шурдумова Э.Г. Направления реализации эффективной налоговой политики РФ. Проблемы современной экономики №27,2015, с 56-61.
  6. Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012,с 244.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.


Введение

Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потен­циала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязви­мость.

Экономическая безопасность характеризуется возможностью народно­го хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интере­сов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом.

Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устояв­шимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза и их сохраняется даже в таких странах.

По мере интернализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как воен­ная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимо­связаны и взаимодополняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безо­пасности при слабой и неэффективной экономике, так же как и не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействия с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безо­пасности.

О том, какое внимание вопросам обеспечения экономической безопас­ности уделяется за рубежом, свидетельствуют следующие факты. В долж­ность президента США 4 марта 1933 г. вступил Ф. Рузвельд. Уже за первые 100 дней его президентства было принято 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания мер по преодолению кризиса и восстановлению экономической мощи страны и представляли собой «новый курс». Ф Руз­вельд и его команда поняли, что рыночный механизм XX века - это опти­мальное сочетание рыночных мотивов и государственного участия в хозяй­ственных процессах. Одна из причин такого сочетания - необходимость влияния на социальный климат в обществе, так как экономические интересы личности реализуются через социальную политику государства. Для коорди­нации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный комитет по экономической безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что ни проблема нацио­нальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе на нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского геге­монизма, и, как правило, она была целиком и полностью поглощена пробле­мой защиты социалистического отечества.

Спектр новых взглядов на понятие (объект) «Экономическая безопас­ность», ее состав оказался весьма широким:

  • «. качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогресси­рующих масштабах»;
  • «. возможность и готовность экономики обеспечить достойные усло­вия жизни и развития общества, социально-экономическую и военно-политческую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»;
  • «. важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея­тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально­государственных интересов России»;
  • «. уровень развития экономики, который обеспечивает экономиче­скую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздей­ствия неблагоприятных факторов»;
  • «. совокупность условий и факторов, обеспечивающих независи­мость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способ­ность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

Этот перечень определений понятий «экономическая безопасность» можно было бы продолжить и все они имеют право на сомостоятельное су­ществование и разработку.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономиче­ского развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических по­требностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищен­ность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества .

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех облас­тях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль эко­номики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизне­способность общества.

Формирование эффективных ме­ханизмов обеспечения экономической безопасности является одной из важ­нейших задач проводимой в настоящее время государственной политики. В связи с этим значимость системы налогообложения, выступающей, с одной стороны, в качестве ресурсного фактора, а с другой - инструмента воздейст­вия на социально-экономические процессы, существенно возрастает.

В ходе развития экономической науки и практики было выдвинуто большое количество налоговых концепций, применение которых во многом определяется особенностями, тенденциями и эволюционными фазами раз­вития социально-экономических систем. При этом теоретико­методологические основы обеспечения налоговой безопасности примени­тельно к специфике функционирования российской экономики не разрабо­таны.

В последние годы в мировой практике прослеживается ярко выражен­ная тенденция снижения ставок основных видов налогов и предоставление приоритетным секторам экономики широкого спектра налоговых льгот и преференций. Такие преобразования ориентированы, прежде всего, на рост производства, повышение инвестиционной активности предприятий, увели­чение предпринимательской прибыли и потребительского спроса. Налоговые льготы являются одними из наиболее значимых и часто применяемых инструментов регулирования финансово-бюджетной системы. Однако в России они имеют слабую инвестиционную направленность, мно­гие из них противоречивы, малоэффективны и слабоприменимы на практике.

В экономически развитых странах налогообложение доходов физиче­ских лиц служит гарантом социальной стабильности в обществе, гармонично сочетая в себе фискальную и распределительную функции. В то же время отечественный подоходный налог не только не стал надежным источником государственных доходов, но и является фактором, усиливающим социаль­ную напряженность в стране.

Решение указанных проблем становится возможным в условиях при­менения новых механизмов налогообложения, основанных на критическом обобщении отечественного и зарубежного опыта, объективной оценке транс­формационных преобразований налоговой системы РФ и способных обеспе­чивать экономическую безопасность и предотвращать угрозы в налоговой сфере.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловле­ны низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в техническом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использовани­ем ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вы­зовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Наиболее опасны в нынешних условиях период внутренних угроз. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.

В данный момент наибольшую угрозу безопасности налоговой системы представляют следующие факторы:

  • неуплата налогов вследствие кризиса неплатежей и отсутствия ста­бильного экономического роста в реальном секторе экономики;
  • массовое сокрытие доходов и уклонение от налогообложения;
  • нежелание регионов передавать федеральные налоги, собираемые на своей территории в федеральный бюджет;
  • отсутствие неотвратимой ответственности субъектов экономики перед законом.

Эффективно функционирующая система налогообложения может быть только при эффективном реальном секторе экономики. Фактором, непосред­ственно формирующим налоговую базу, поддерживающим способность к уплате налогов, является финансовое состояние предприятий. Главная угроза здесь безопасности налогообложения - финансовый кризис субъекта эконо­мики соответствующего уровня. Его основные формы:

  • падение прибыли и рентабельности производства;
  • убыточность и неплатежеспособность предприятия;
  • недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
  • стремление обогащения за счет государственных средств;
  • использование незаконных схем ухода от налогообложения;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы и др.

Многие долги предприятия перед государством образовываются в ре­зультате существования бартерных операций, использования векселей, взаи­мозачетов, налоговых преференций и освобождений.

В основе проблемы собираемости налогов лежат как воспроизводст­венные факторы, так и факторы конъюнктурного, законодательного, полити­ческого и организационного и даже психологического характера.

Формирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны, необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиции национальных интересов.

Рецензенты:

Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.

Этлухов О.А.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА), г. Черкесск.


Каждый деловой человек знает, что налоговая безопасность бизнеса не пустой звук. Нарушение установленных правил может привести к значительным финансовым потерям, а также к банкротству предприятия вплоть до его ликвидации или другим неблагоприятным последствиям. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде.

Тенденции последних 4 лет:

  • Сокращение количества выездных налоговых проверок;
  • Увеличение доначислений;
  • Избирательный подход к проведению проверок;
  • Усиленная работа контрольно-аналитических отделов;

Точность выхода инспекторов на проверку составляет 99%. Поскольку выездная проверка – процесс дорогостоящий, то инспектора должны точно знать, что доначисления будут.

Поэтому участились вызовы на дачу пояснений и допросы, после которых, как правило, компании получают извещения о доначислении налогов.

Налоговая безопасность бизнеса – как минимизировать риски

Как минимизировать риски доначислений

Допрос руководителей и сотрудников — легкий и быстрый способ сбора доказательств для начислений без выездной проверки.

Что надо знать, отправляясь на допрос:

  1. Проверяйте правомерность и действительность вызова на допрос;
  2. Обращайтесь к налоговому консультанту, адвокату, юристу: не занимайтесь самолечением;
  3. Изучите перечень возможных вопросов и подготовьтесь к ответам;
  4. Согласуйте свою позицию с контрагентами: продумайте все до мелочей;
  5. При невозможности прийти на допрос проинформируйте инспектора;
  6. Запаситесь терпением: время на проведение допроса четко не регламентировано;
  7. Отвечайте на вопросы не давая лишней информации: инспектор уже владеет информацией о Вас и Вашей деятельности (кто вы в компании, кол-во сотрудников, участие в других компаниях, объеме уплаченных налогов, оборотах, о ваших контрагентах);
  8. Помните, у вас есть право ссылаться на ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников»;
  9. Если вы пришли и передумали отвечать на вопросы, кроме случая, когда воспользовались ст. 51 Конституции РФ, инспектор вправе оштрафовать вас на 3 000 руб. (ст. 128НК РФ);
  10. Внимательно читайте протокол допроса, при необходимости вносите корректировки;
  11. Подписывайте протокол только после его полного изучения;
  12. И помните, вы пришли подтвердить позицию добросовестного налогоплательщика, задержать Вас не имеют права!

Как минимизировать риск выездной налоговой проверки

Если хотите минимизировать риски выездной налоговой проверки, проводите регулярный внутренний аудит. Смотрите на свой бизнес глазами инспектора.

Основные маркеры налоговых рисков, по которым происходит включение в план выездной налоговой проверки:

  1. налоговая нагрузка ниже среднего уровня по виду экономической деятельности;
  2. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: наличие сомнительных операций с неблагонадежными контрагентами;
  3. высокий удельный вес вычетов по НДС (более 89%) по данным налоговой отчетности;
  4. среднемесячная заработная плата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности.

Что служит поводом для выездной налоговой проверки?

Выездной налоговой проверке всегда предшествует предпроверочный анализ — негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП.

Основу акта налоговой проверки составляет 70-80% работ предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ осуществляется по 12 направлениям:

  1. Налоговая нагрузка;
  2. Наличие убытков;
  3. Доля налоговых вычетов по НДС (относится только к ОСНО);
  4. Темпы роста расходов и доходов (относится только к ОСНО);
  5. Среднемесячная заработная плата в сравнении со среднеотраслевой по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  6. Приближение к предельным значениям по спецрежимам (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентная система);
  7. Приближение расходов ИП к его доходам за год (для ИП на ОСНО);
  8. Использование в ФХД «цепочки контрагентов» без наличия разумных экономических причин (отсутствие деловой цели);
  9. Непредставление пояснений на уведомления налогового органа;
  10. «Миграция» между налоговыми органами;
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения;
  12. Ведение ФХД с высоким налоговым риском;

Как минимизировать риски работы с недобросовестными контрагентами

Лучший способ защиты от претензий в связях с недобросовестными контрагентами — профилактика. Что нужно внедрить для этой цели:

  • Регламент должной осмотрительности.
  • Анализ деятельности контрагента, история знакомства, контакты, переписка, мониторинг при выборе.
  • Наличие досье на контрагентов: чек-листы проверки.

Контакты налогового эксперта, специализирующегося на:

  • помощи в подготовке к допросам;
  • сопровождении выездных налоговых проверок;
  • налоговом аудите;
  • внедрению политики должной осмотрительности в отношении контрагентов

Если Вам необходима юридическая помощь по налоговой безопасности бизнеса — обращайтесь! Мы всегда рады Вам помочь.

Налоговый консультант ООО «Сальдо Фаворит».

Налоги

Налоги являются частью системы поддерживающей экономическую безопасность.

1. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности страны – одно из приоритетных направлений политики российского государства. Здесь особое значение приобретает проведение сбалансированной налоговой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. Налоговая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Решение задач укрепления экономической безопасности, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно - технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно - техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно - технической и коммерческой информации. Это требует развитой и четко функционирующей налоговой системы, способной обеспечить поступление необходимых денежных средств в бюджет государства и способной эффективно служить одним из важнейших компонентов материальной основы экономической безопасности страны.

Общий налоговый режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим факторам прогресса. Как заметил А.А. Соколов, «если даже налог вво­дится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем но­вым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяй­ственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так, отчасти, и необлагаемых товаров»[1].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, поскольку основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи, с учетом которых формируются государственные и социальные программы и фонды, обеспечивается функционирование государственного аппарата. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс, писавший, что «налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов»[2].

Налоговая составляющая обеспечивает практически все уровни экономической безопасности необходимыми финансовыми ресурсами и является одной из фундаментальных составляющих многоуровневой системы экономической безопасности.

Несовершенство налоговой системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, способны существенно затруднить решение многих социально-экономических проблем, поскольку с налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства в целом, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, всех хозяйствующих субъектов. Пробелы в налоговом законодательстве порождают различные конфликты в области налоговых правоотношений, что может оказать негативное воздействие и на состояние экономической безопасности. Как верно замечает И.В. Цветков, «более всего для экономики опасны конфликты в сфере налоговых правоотношений, так как они прямо или косвенно затрагивают интересы всех, начиная от государства и заканчивая простыми гражданами страны. Все мы в той или иной степени оказываемся вовлеченными в названные правоотношения: мы являемся плательщиками (не только юридическими, но и фактическими) большого количества различных налогов - прямых и косвенных. Налоговые конфликты как никакие иные методично разрушают экономику, а при определенных обстоятельствах способны привести к политическому и экономическому кризису общества»[3].

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Удельный вес налоговых поступлений в государственных доходах большинства стран рыночной экономики составляет в среднем 80-90 %. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится: в США - 90 %, в Германии - 80%, в Японии - 75% от всех доходов бюджета. В России доля налоговых поступлений в общей сумме доходов консолидированного бюджета составляет около 85%.[4] При этом значение налоговых поступлений в экономической жизни общества неуклонно возрастает ввиду роста государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Таким образом, налоги выступают в качестве основы государственного финансового хозяйства. Как отмечает С.В. Барулин, «масштабы распределения и пере­распределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или нега­тивное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги - это важней­ший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики»[5].

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и от­дельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешен­ную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регио­нах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции.[6] Следовательно, налогообложение выступает в ка­честве элемента организации и управления процессами общественного про­изводства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.

Важное значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет соблюдение баланса между экономическими интересами граждан, хозяйствующими субъектами и государства. Этот баланс возможно достичь только путем использования такого инструмента, как налоги. Налоги затрагивают интересы всех граждан и юридических лиц как налогоплательщиков, всего общества и государства: государство желает максимизировать совокупные налоговые обязательства налогоплательщиков, а налогоплательщики, со своей стороны, стремятся минимизировать налоговое бремя.

Институт налогов создается не только для принудительного изъятия части доходов и направления их сферу бюджетного потребления, но для обеспече­ния относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными интересами. Налоги по самой своей сути призваны обеспечить баланс, оптимальное сочетание общественных и частных интересов, выполнять роль буфера при их столкновениях.

В этой связи актуальное значение имеет определение опти­мальных размеров налогового бремени, с тем, чтобы в равной степени обеспечить учет общегосударственных и частных интересов. Возможность достижения баланса этих интересов определяется тем обстоятельством, что, как пишет В.В. Коровин, «при всех их различиях эти интересы имеют и определенные объективные точки соприкосновения. И государство, и корпоративные, и частные собственники для достижения своих отлич­ных друг от друга целей практически в равной степени заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в обществе»[7].

Формирование эффективного рыночного механизма во многом определяется налоговой политикой государства. Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. При этом налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех,

В современных условиях налоговая политика государства призвана стимулировать:

- активизацию перехода к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту;

- развитие эффективных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночной экономики;

- рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике;

- социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач;

- формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.[8]

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.[9]

В Российской Федерации не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации, поскольку это ставит под угрозу ее экономическую безопасность. Это означает, что недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Для регулирования отношений в сфере экономической безопасности существенное значение имеют положения ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий перечень региональных (местных) налогов и сборов, но и прямо устанавливать общие (стандартные) для всей территории Российской Федерации элементы региональных (местных) налогов и сборов.

Однако, такое вмешательство не должно быть произвольным. Федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов Федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой.[10]

Целена­правленное использование налогов в качестве инструмента государст­венного регулирования экономики основано на использовании регу­лирующей функции налогов, и реализуется в рамках системы налогооб­ложения в целом за счет неравномерного воздействия налогов на различные объекты налогообложения и различные катего­рии налогоплательщиков. Такая заданная неоднородность воздей­ствия налогов и создает желаемый результи­рующий эффект регулирования. Ослабляя налоговое давление в ка­ком-либо направлении, государство создает более благоприятные условия для развития эко­номики в нужном направлении. Усиление же налогового давления в другом направлении создает дополнительные препятствия для развития экономики в этом направлении.

Налоговая система представляет собой весьма действенный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Ю.А. Крохина в связи с этим указывает, что «современная налоговая система Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желание воздействовать на поведение частных субъектов. Поэтому отдельные налоги (или налогообложение отдельных объектов) изначально предназначались для государственного регулирования общественных отношений (например, налог на покупку иностранной валюты, налог на землю, повышенное налогообложение игорного бизнеса, производства алкогольной продукции и т. д.). Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.»[11].

Таким образом, посредством налоговой системы возможно создание условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты к определенному виду деятельности в интересах развития всего народного хозяйства страны в целом, что ведет к усилению экономического потенциала государства. Используя такие инструменты, как налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и укрепляет свою экономическую безопасность. Можно также отметить, что посредством налогообложения государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, в частности, на инвестиционный климат – ограничивая иностранные инвестиции путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо, наоборот, стимулируя приток капитала посредством освобождения от налогообложения.

Налоги являются не просто одним из средств пополнения доходной части государственного бюджета, но и инструментом, способствующим общественному взаимопониманию между гражданами и корпоративными образованиями с одной стороны и государством – с другой. Поэтому от того, насколь­ко оптимально определен уровень налогообложения, зависит не только успешное развитие индивидуального и корпоратив­ного бизнеса, но и богатство нации в целом, а, следовательно – экономическая безопасность страны. Значение системы налогообложения заключается не ограничивается созданием финансовой базы функционирования государства и наполнением на этой основе государственного бюджета, она также обеспечивает выполнение широкого спек­тра социальных задач, осуществление которых возможно исключительно на принципах централизованного аккумулирования значительных финансовых ресурсов, формирования основной доходной части общегосударственного, региональных и местных бюджетов. Это означает, что налогообложение как процесс установления и взимания налогов является социальной деятельностью, направленной регулирование широкого спектра как экономических, так и связанных с ними неэкономических отношений, и способствующей укреплению экономической (и шире – национальной) безопасности государства.

[1] Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 228.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 83.

[3] Цветков И.В. Налоговые споры: вопросы теории и практики // Проблемы и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону. 2003. С. 59.

Читайте также: