Специфика налогового учета в страховых организациях

Опубликовано: 16.04.2024

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит [8], А.В. Корень [9].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоговые ставки СО

Ставки налогов по общей системе налогообложения

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 4

Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налоговое законодательство включает Налоговый кодекс, федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные акты органов местного самоуправления. Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Спецификой деятельности страховых организаций обусловлены особенности порядка начисления налога на прибыль, НДС, ЕСН; кроме того, страховые организации выполняют обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении не только собственных сотрудников, но и застрахованных лиц.

В данной статье рассмотрен порядок расчета основных налогов с учетом особенностей страховой деятельности, в частности:

  • дана классификация налогов и обязательных платежей, уплачиваемых страховыми организациями, охарактеризованы их элементы;
  • выделены положения налогового законодательства, касающиеся налогообложения добавленной стоимости;
  • классифицированы доходы и расходы страховщиков;
  • показаны актуальные проблемы учета при налогообложении резервов;
  • показаны особенности налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль страховой организации;
  • рассмотрены ограничения по расходам для целей налогообложения;
  • предложена модель формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от страховой деятельности и по операциям с ценными бумагами;
  • проанализированы особенности налогообложения страховых взносов и выплат как доходов физического лица.

Классификация налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых страховыми организациями

Страховые организации облагаются налогами в соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом. Перечень налогов, уплачиваемых страховой организацией, представлен в таблице 1 (используются следующие сокращения: ФБ - федеральный бюджет, БСФ - бюджет субъекта Федерации, МБ - местный бюджет).

В налоговом учете НДС относят на выручку от оказания нестраховых услуг или от реализации имущества, налог на доходы от долевого участия удерживается из суммы дивидендов, налог на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам удерживается из суммы процентов, налог на прибыль включается в расходы, не учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, а остальные перечисленные в таблице 1 налоги включаются в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

В процессе налоговых реформ система налогообложения страховых организаций подвергалась существенным корректировкам, в результате чего перечень налогов, подлежащих уплате страховщиками, значительно сократился. В настоящее время страховые организации обязаны уплачивать девять налогов и сборов, а еще один налог (НДФЛ) они уплачивают как налоговые агенты. Реально же налогов выходит меньше, поскольку обязанность уплачивать некоторые налоги обусловлена определенными действиями налогоплательщиков (а их может не быть) - например, обращением в суд (госпошлина). Обязанность по уплате имущественных налогов (например, транспортного и земельного) связана с наличием у страховой организации права собственности на объекты имущества. Основную налоговую нагрузку составляют федеральные налоги.

Налог на прибыль Классификация доходов и расходов страховой организации

Доходы и расходы любой организации-налогоплательщика делятся на две основные группы: учитываемые и не учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Чем больше доходы, учитываемые при налогообложении (ячейка A таблицы 2), и расходы, не учитываемые при налогообложении (ячейка D), тем выше (при прочих равных условиях) будет налог на прибыль. Наоборот, чем больше сумма расходов, учитываемых при налогообложении (ячейка B), при том что организация имеет доходы, не включаемые в налоговую базу (ячейка C), тем меньше будет налог на прибыль.

Налог на прибыль - это самый специфический для страховщиков налог. Механизм налогообложения прибыли, установленный гл. 25 НК РФ, определяет страховую деятельность, выраженную в особом составе доходов и расходов, что нашло отражение в двух специальных нормах - ст. 293 "Особенности определения доходов страховых организаций" и ст. 294 "Особенности определения расходов страховых организаций" НК РФ. Введение порядка налогообложения финансовых результатов упростило группировку доходов страховщиков в целях налогообложения. С учетом того что доходы от размещения страховых резервов отражаются в составе внереализационных доходов, перечень доходов от страховой деятельности можно считать исчерпывающим.

Доходы страховой организации определяются в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 293 НК РФ. В состав доходов от страховой деятельности входят:

  • страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;
  • суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;
  • вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования;
  • вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;
  • суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;
  • суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
  • доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;
  • суммы санкций за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольно либо по решению суда;
  • вознаграждения за оказание услуг страхового агента, страхового брокера;
  • вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера (осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии);
  • суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения;
  • другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности.

Согласно ст. 251 НК РФ не учитываются при расчете налоговой базы следующие доходы, связанные со страховой деятельностью:

  • средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • денежные средства, полученные страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков потерпевшему в соответствии с законодательством России об ОСАГО, от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред имуществу потерпевшего (пп. 39 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • средства, которые получены профессиональными объединениями страховщиков и которые предназначены для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных законодательством России (пп. 12 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности определения расходов страховых организаций названы в ст. 294 НК РФ. В состав расходов по страховым операциям входят:

а) отчисления в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Минфином:

  • отчисления в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемые в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов;
  • отчисления в резервы (фонды), формируемые в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась РФ;

б) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования. К страховым выплатам относятся ренты, аннуитеты, пенсии и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;

в) страховые премии (взносы) по рискам, переданным в перестрахование (применительно к договорам перестрахования, заключенным российскими страховыми организациями с российскими и иностранными перестраховщиками и брокерами);

г) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;

д) проценты на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

е) вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;

ж) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;

з) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;

и) расходы по оплате оказанных организациями или отдельными физическими лицами услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:

  • услуг актуариев;
  • медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья (если такое медицинское обследование в соответствии с договорами оплачивается страховщиком);
  • связанных с установлением обоснованности страховых выплат детективных услуг, оказываемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности;
  • услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат; а также при осуществлении прямого возмещения убытков потерпевшим в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 282-ФЗ);
  • изготовления страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;
  • выполнения организациями письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
  • услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных документов;
  • инкассаторских услуг;

к) другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельностью.

Налоговый учет: понятие, информация для определения налоговой базы

С введением в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в законодательстве был определен термин "налоговый учет", разграничивающий учет в целях составления бухгалтерской отчетности и учет в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Порядок ведения налогового учета страховые организации закрепляют в учетной политике.

Данные налогового учета страховых организаций должны отражать:

  • особенности формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • особенности формирования страховых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы исходя из требований гл. 25 НК РФ, налогоплательщик может самостоятельно дополнить эти регистры реквизитами, формируя регистры налогового учета, либо вести особые регистры налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы и аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации, накопления информации по принятым к учету первичным документам, аналитическим данным налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Общие положения гл. 25 НК РФ применяются страховыми организациями с учетом специальных положений. Расчет налоговой базы должен содержать следующие сведения:

  • период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
  • доходы, расходы и финансовый результат по видам деятельности.

Характерные для страховых организаций виды деятельности укажем в таблице 3.

Необходимость рассчитывать налоговую базу раздельно по видам деятельности обусловлена особенностями учета убытков. Так, налогоплательщики, получившие убытки от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде, вправе в отчетном (налоговом) периоде уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с аналогичной категорией ценных бумаг. В таком же порядке учитываются убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

В случае если налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, в данном периоде база для начисления налога признается равной нулю. Убытки могут быть учтены в последующих налоговых периодах в течение десяти лет. С 2007 г. ограничения по сумме переносимого убытка отменены.

Страховые организации ведут налоговый учет доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по заключенным договорам, по видам страхования. Особенности ведения налогового учета определены ст. 330 НК РФ. Основные даты признания доходов и расходов, установленные ст. 330 НК РФ, приведем в таблице 4.

Страховая организация образует страховые резервы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. В налоговом учете изменение страховых резервов отражается по видам страхования.

На дату включения страховой премии в состав дохода одновременно осуществляется расход в виде отчислений в страховые резервы. Страховые выплаты по договору, производимые в соответствии с условиями договора, также включаются в состав расходов, а сумма сформированного по данному договору резерва уменьшается на величину страховых выплат, оставшаяся неиспользованной часть резерва по договору при его закрытии зачисляется в состав доходов страховщика.

Особенности ограничений по расходам для целей налогообложения

Представленные перечни расходов от страховой деятельности являются открытыми, страховщик может самостоятельно их дополнить в связи со спецификой страховых операций по заключенным договорам. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также убытки, понесенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых имеет денежное выражение. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством РФ. С 2006 г. разрешается подтверждать расходы документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, где были осуществлены расходы.

Отдельные виды расходов признаются для целей налогообложения с некоторыми ограничениями:

  • по размеру, в котором расход может быть принят (нормируемые расходы);
  • по сроку, в течение которого расход относится на уменьшение доходов, - например, убытки от реализации амортизируемого имущества учитываются при налогообложении в течение срока, равного разности срока полезного использования и срока эксплуатации до момента реализации имущества;
  • по условиям, при которых расход может учитываться; общее правило - расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Нормируемые расходы укажем в таблице 5.

Законодатель установил также ограничения на величину процентов по долговым обязательствам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Под долговыми обязательствами понимают банковские, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета, иные заимствования независимо от формы их оформления. По долговым обязательствам уплачиваются проценты.

В соответствии со ст. 269 НК РФ сумма процентов принимается при налогообложении, если она существенно (+/- 20%) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по сопоставимым долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде (квартале или месяце). Сопоставимые обязательства - это обязательства, выданные в одинаковой валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичное обеспечение. При отсутствии сопоставимых долговых обязательств предельная величина процентов, принимаемых при налогообложении, равна 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ или 15% по кредитам в инвалюте. В 2009 г. предельная величина учитываемых процентов составляет 1,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ или 22% по кредитам в инвалюте.

Для обеспечения равномерного включения в налоговую базу расходов налогоплательщик может создавать различные резервы. Так, в расходы на оплату труда в соответствии с учетной политикой могут включаться резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ). В составе внереализационных расходов может формироваться резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Сомнительная задолженность - дебиторская задолженность по поставленным товарам (работам, услугам), которая не погашена в установленный договором срок и не обеспечена гарантиями (залог, поручительство, банковская гарантия). С 2002 г. резерв в добровольном порядке создают только те фирмы, которые используют метод начисления. Однако налогоплательщиками - страховыми организациями, определяющими доходы и расходы по методу начисления, по договорам страхования (сострахования, перестрахования), по которым созданы страховые резервы, резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

К основным документам, регулирующим финансовую деятельность и бухгалтерский учет в страховых организациях, относятся все законодательные акты, регламентирующие бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности экономических хозяйствующих субъектов. Нормативно-правовая база, регулирующая основы бухгалтерского учета у страховщиков, включает дополнительно следующие основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 № 4015-1 (в ред. от 17.05.07), где дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности;
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ;
  • Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2);
  • Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобрена приказом Минфина России от 01.07.04 № 180;
  • приказ Минфина России «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» от 04.09.01 № 69н, в котором раскрыты особенности применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности в страховых организациях;
  • приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» от 08.12.03 № 11 Зн (в ред. от 09.04.07), где дана характеристика состава и форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора;
  • письмо Минфина России «О составлении страховыми организациями отчета о страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни» от 02.02.04 № 24-07/04;
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н (в ред. от 30.12.99), которое регламентирует методический, технический и организационный аспекты учетного процесса;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н (в ред. от 18.09.06), которое регламентирует основные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.06.99 № 32н (в ред. от 27.11.06), в котором дается определение доходов организации, их состав и характеристика;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн (в ред. от 27.11.06), где дано определение расходов организации, их состав и характеристика;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н, регламентирующее правила учета расчетов по налогу на прибыль;
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина России от 10.12.02 № 126н (в ред. от 27.11.06), регламентирующее правила учета финансовых вложений организации.

К внутренним организационно-распорядительным документам, регулирующим систему бухгалтерского учета, относится учетная политика, которая раскрывает применение основных законов и нормативных актов в учете своих организаций. В ней формируются основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика

Учетная политика характеризует три аспекта учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учетной политики включает способы оценки имущества и обязательств, методы учета расходов, определение дохода и исчисления прибыли, методы формирования и учета страховых резервов и др.

Технический аспект учетной политики включает вопросы организации обработки учетной информации, рабочий план счетов, формы внутренней отчетности, порядок инвентаризации имущества и обязательств, организацию внутреннего контроля, порядок составления внешней отчетности и др.

Организационный аспект учетной политики раскрывает те стороны учетной системы, которые связаны с наличием структурных подразделений страховой организации и ее филиалов.

Все стороны учетной политики имеют большое значение для рациональной организации учета и контроля за деятельностью страховой организации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером на основе ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждается учетная политика руководителем организации. В составе учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов и порядок документооборота;
  • порядок проведения инвентаризации и внутренних ревизий;
  • порядок оценки объектов учета;
  • технологии обработки информации;
  • требования к ведению налогового учета.

Элементы учетной налоговой политики страховая организация может оформлять отдельным документом «Налоговая политика» в составе учетной политики.

Учетная политика должна следовать принятым ПБУ 1/98 принципам организации бухгалтерского учета. В их составе предусматриваются базовые допущения и требования.

Базовые допущения включают:

  • допущение имущественной обособленности;
  • допущение непрерывности деятельности;
  • допущение последовательности применения учетной политики;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При составлении учетной политики должны быть соблюдены требования:

  • полноты отражения фактов хозяйственной деятельности; своевременности отражения их в учете; обеспечения тождества данных синтетического и аналитического учета;
  • осмотрительности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, возможных доходов и активов;
  • приоритета содержания перед формой при отражении фактов хозяйственной деятельности;
  • рациональности ведения учета.

Учетная политика применяется страховой организацией и ее структурными подразделениями (включая выделенные на самостоятельный баланс). Способы ведения бухгалтерского учета, определенные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики в соответствии с приказом или распоряжением по организации.

В бухгалтерской отчетности страховая организация должна раскрыть все принятые ею при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без которых невозможна достоверная оценка финансового положения и финансовых результатов деятельности. В их числе методы:

  • оценки запасов материалов;
  • начисления амортизации;
  • формирования страховых резервов;
  • признания доходов, расходов и прибыли.

Перечисленные существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности страховой организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность не требует раскрытия информации об учетной политике, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год.

Ст. 330 НК РФ ч. 2 в последней действующей редакции от 15 апреля 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 330. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов страховых организаций

Налогоплательщики - страховые организации ведут налоговый учёт доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по заключенным договорам, по видам страхования.

Доходы налогоплательщика в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условий договоров страхования, сострахования, перестрахования, вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в соответствующем договоре (за исключением договоров страхования жизни и пенсионного страхования). По договорам страхования жизни и пенсионного страхования доход в виде части страхового взноса признаётся в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями указанных договоров.

Налогоплательщик в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, образует страховые резервы. Налогоплательщики отражают изменение размеров страховых резервов по видам страхования.

Страховые выплаты по договору, подлежащие выплате в соответствии с условиями указанного договора, включаются в состав расходов на дату возникновения у налогоплательщика обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя либо застрахованных лиц (при страховании ответственности - выгодоприобретателя) по фактически наступившему страховому случаю, выраженного в абсолютной денежной сумме, которая должна быть рассчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами страхования. Доход (расход) в виде сумм возмещений доли страховых выплат признаётся на дату возникновения обязательства у перестраховщика по оплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю, выраженному в абсолютной денежной сумме, согласно условиям договора перестрахования.

Суммы возмещений, причитающиеся налогоплательщику в результате удовлетворения регрессных исков либо признанные виновными лицами, признаются доходом:

  • на дату вступления в законную силу решения суда;
  • на дату письменного обязательства виновного лица по возмещению причинённых убытков.

При этом доля указанных сумм, подлежащих возмещению перестраховщикам от перестрахователя, включается в доходы (расходы) перестрахователя и перестраховщика соответственно, в момент, установленный для указанных налогоплательщиков в соответствии с настоящей статьёй.

Налогоплательщик ведёт учёт страховых премий (взносов) по договорам сострахования в части, приходящейся на долю налогоплательщика в соответствии с условиями этих договоров.

Доход налогоплательщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование, в виде средств, полученных от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, признаётся на дату перечисления указанных средств, определённую договором финансирования, в размере, определяемом исходя из порядка финансирования, указанного в таком договоре.

Страховые выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществленные от имени налогоплательщика - страховой организации другим страховщиком - участником соглашения о прямом возмещении убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, включаются в состав расходов на дату поступления от страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного им вреда потерпевшему.

Признание доходов, указанных в подпунктах 11.1 и 11.2 пункта 2 статьи 293 настоящего Кодекса, и расходов, указанных в подпунктах 9.1 и 9.2 пункта 2 статьи 294 настоящего Кодекса, осуществляется в случае, если исполнение обязательств между страховщиками по соглашению о прямом возмещении убытков осуществляется исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат. Определение указанных доходов и расходов осуществляется по итогам каждого отчетного периода путем сопоставления совокупных сумм накопленных положительных и отрицательных разниц, возникших в результате осуществления расчетов с каждым отдельным страховщиком. При этом учитываются только те операции по прямому возмещению убытков, по которым завершены расчеты на конец отчетного (налогового) периода:

  • у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, при условиях, что выплата потерпевшему осуществлена и получено её возмещение в размере средней суммы страховой выплаты от страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред;
  • у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, при условиях, что страховая выплата, осуществленная страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего, признана расходом и осуществлено её возмещение в размере средней суммы страховой выплаты.

Операции по прямому возмещению убытков, по которым расчеты не завершены, учитываются в следующем отчетном (налоговом) периоде.

Особенности, предусмотренные положениями частей первой - седьмой настоящей статьи, распространяются на налоговый учёт доходов и расходов организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Требования к системе налогообложения страховой деятельности. Механизм налогообложения страховых организаций в Российской Федерации. Налоговый учёт доходов и расходов, налогообложение резервов. Перспективы развития налогообложения страховых компаний.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.09.2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра "Экономика и организация производства"

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

тема " Особенности налогообложения страховых компаний "

Выполнил: студентка Олимова З.Г.

Принял: Научный руководитель работы

Оглавление

Введение

  • Глава 1. Сущность налогообложения страховых компаний
  • 1.1 Понятие страховой компании
  • 1.2 Виды налогов уплачиваемые страховыми компаниями
  • Глава 2. Особенности налогообложения страховых компаний
  • 2.1 Налоговый учёт доходов страховых компаний
  • 2.2 Налоговый учёт расходов страховых компаний
  • 2.3 Налогообложение резервов страховых компаний
  • Глава 3. Перспективы развития налогообложения страховых компаний
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение

    Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

    В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, свойственных общественному развитию.

    Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

    Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

    Актуальность темы заключается в том, что значительное влияние на уровень развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. При этом перед государством стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией невыгодной в финансовом отношении. С учетом того, что доходы государства на 80% покрываются за счет налоговых поступлений, можно говорить о прямой зависимости бюджетной системы от состояния системы налогообложения. В целом, налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения задач и функций государства.

    Целью работы является исследование налогообложения страховых компаний.

    Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогообложения страховых компаний.

    Предмет исследования - механизм налогообложения страховых организаций в Российской Федерации.

    Данная цель обуславливает решение ряда задач:

    · изучение характеристик современной правовой базы налогообложения страховых фирм;

    · исследовать налоги, уплачиваемые страховыми компаниями;

    · раскрыть методику налогообложения страховых компаний;

    · выявить основные проблемы налогообложения страховых компаний в современной России и наметить возможные пути их решения.

    Глава 1. Сущность налогообложения страховых компаний

    1.1 Понятие страховой компании

    Страховая компания - это исторически определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. [12, ст.86]

    Страховые компании являются структурным элементом страхового рынка. Вместе с тем, функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичное звено страхового рынка - страховая организация (страховое общество или страховая компания). Именно в данной организации осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы [8,c.24].

    Рассмотрение вопросов о правовом положении страховых компаний при осуществлении финансовой деятельности Российским государством, и в частности, в области налогообложения, требует определения роли данных организаций в социально-экономической системе общества. Для этого необходимо выявить экономическую и финансовую сущность страховых организаций, социально-экономические функции и цели страховой защиты, которую они осуществляют.

    С точки зрения финансового права страховая организация представляет собой хозяйствующий субъект, созданный для осуществления страховой деятельности, проводящий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полной независимости ее ресурсов, их полном самостоятельном обороте.

    Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и "встроена" в определенную систему производственных отношений. Страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

    Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке. Законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории РФ. [1,cт.6]

    Юридические лица не в праве заниматься страховой деятельность, если предметом их непосредственной деятельности является производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. В п. п.3 и 4 ст.6 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлены ограничения при осуществлении отдельных видов страховой деятельности в отношении дочерних обществ иностранных организаций.

    В соответствии с недавними изменениями в страховом законодательстве впервые проведена четкая грань между определениями "страхование" и "страховая деятельность". Несмотря на название закона - "Об организации страхового дела в РФ" - ранее действовавшая редакция не давала определения страхового дела или страховой деятельности, хотя последнее понятие активно использовалось в его тексте.

    В связи с новой редакцией данного закона, под страховой деятельностью понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Таким образом, в законе реализовано представление о страховой деятельности, как деятельности профессиональных участников страхового рынка.

    Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей

    В России страховой деятельностью могут заниматься только юридические лица, прошедшие государственную регистрацию [3, ст.49]. Основным видом деятельности такой организации является предоставление страховой защиты, т.е. компания берет на себя обязательство по выплате возмещения в случае наступления неблагоприятных событий (страхового случая).

    На основании ГК РФ и ст.346.12 гл.26.2 НК РФ организации, ведущие страховую деятельность, не имеют права применять специальные режимы налогообложения. Следовательно, они обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов, а также составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность по правилам бухучета на формах учета и отчетности, утверждаемых органом страхового регулирования. Бухгалтерский учет в подобной фирме ведется с применением Приказа Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

    До недавнего времени экономико-финансовые и правовые основы налогообложения деятельности страховых организаций регулировались Положением "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 г. № 491 (далее - Положение № 491) и действовавшего до 2002 г. В настоящее время, в связи с принятием главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01.01.2002 г. изменен порядок формирования доходов и расходов страховых организаций.

    С целью более эффективного понимания механизма налогообложения деятельности страховых организаций проведем сравнительное исследование правовых основ старого и действующего законодательств в данной области. Так, начиная с 2002 года к доходам страховых организаций, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, которые определяются с учетом особенностей, предусмотренных в статье 293 НК РФ, относятся также доходы от страховой деятельности.

    В соответствии со статьей 293 НК РФ к доходам страховых организаций относятся страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования. [2,c.457]

    Ранее до 2002 г. в выручку страховщика включались поступления страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования, но при этом в их состав не включались поступления по обязательным видам страхования, осуществляемым за счет бюджетных ассигнований и учитываемых в качестве средств, предназначенных на целевое финансирование. В выручку включались только средства, направлявшиеся в соответствии с установленным порядком на покрытие расходов страховщика по проведению указанных видов страхования.

    Федеральный закон от 29.12.2004 № 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" существенно изменил порядок налогообложения страховщиков. Внесены поправки в статью 294 Кодекса, которая регламентирует особенности определения расходов страховыми организациями. Теперь к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемых согласно российскому законодательству об автогражданке, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов. Кроме того, к расходам отнесены суммы отчислений в резервы или фонды, формируемые в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Россия.

    Законом № 204-ФЗ в 25-ю главу Налогового кодекса введена новая статья 294.1 "Особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование". Согласно нормам этой статьи к доходам таких организаций помимо доходов, указанных в статьях 249 и 250 Кодекса, относятся также средства, получаемые ими от территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    1.2 Виды налогов уплачиваемые страховыми компаниями

    Налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно подразделить на следующие основные группы:

    налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов) - налог на прибыль;

    налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг, - сбор за использование наименования "Россия";

    налоги с имущества - налог на имущество страховых организаций, сюда же можно отнести транспортный налог;

    платежи за природные ресурсы - земельный налог;

    налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;

    налоги с выручки от оказания не страховых услуг и реализации имущества - налог на добавленную стоимость;

    налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - госпошлина.

    С прибыли, рассчитанной в соответствии с положениями гл.25 НК, страховщики уплачивают налог на прибыль в размере 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, строго в определенном интервале.

    К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным страховой организацией в виде дивидендов, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, относятся следующие налоговые ставки:

    6% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций,;

    15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от иностранных организаций,;

    15 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

    Сумма таких налогов в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.

    налогообложение страховая компания российская

    Если в страховой компании зарегистрированы автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины, она является плательщиком транспортного налога.

    Обложению подлежит мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по ставкам от 5 до 50 руб. с 1 л. с. Этот налог перечисляется в бюджет субъекта РФ.

    Располагая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объекта основных средств, страховщики обязаны платить налог на имущество организаций. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

    Налог на операции с ценными бумагами страховая компания платит, если является их эмитентом. Облагается номинальная сумма выпуска по ставке 0,2%, но не более 100 тыс. руб.

    Подача исковых и иных заявлений и жалоб, а также выдача документов судами, учреждениями и органами сопровождаются уплатой государственной пошлины. Суммы пошлины дифференцированы по видам действия и суммам удостоверяемых сделок и определяются в твердом размере (рублях), в процентах от суммы сделки или в размере, кратном МРОТ. [14]

    Являясь собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, страховые организации с площади земельного участка обязаны платить земельный налог. Ставки устанавливаются законом субъекта РФ и регулярно (ежегодно) корректируются в соответствии с федеральным законодательством.

    Всё вышеперечисленное можно представить в виде таблицы (таблица 1.1).

    Таблица 1.1 - Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками.

    Читайте также: