Налог из корана 3

Опубликовано: 17.05.2024


Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Закят - это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.

Закят сколько процентов? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба - закятооблагаемой суммы, которая в 2021 году составляет около 5000$.

Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.


Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.


Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.

Уважаемый хазрат, расскажите об ушре (мусульманском налоге). Мы сейчас проходим эту тему, и я никак не могу ее понять. Ушр действует только в исламской стране? Или это аналог государственному налогу?

‘Ушр – транзитный налог, который может собираться как в исламской стране, так и в любой другой. Стоит отличать ‘ушр от государственных налогов и сборов, а также от закята.

Государственные налоги

Государственные налоги – это инфраструктура, которой мы все бесплатно пользуемся: посещение нашими детьми садика и их бесплатное обучение в школе, а также в университете, если поступают на бюджет. К тому же это и бесплатная медицина, наша безопасность (МВД, ФСБ, судебные органы) и т. д. В той или иной степени, на том или ином этапе жизни мы этим бесплатно пользуемся, и именно налоги являются нашей платой и участием в безопасности, благополучии и процветании общества. Если государственные или налоговые органы используют наши выплаченные в качестве налогов деньги не по назначению («пилят» бюджет в корыстных, личных целях), то это их грех пред обществом и Богом, и им за него отвечать, а не нам.

Закят (ежегодный мусульманский налог)

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды – офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых, драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада – пятая часть»[1]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», – прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят также выплачивается и с урожая:

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[2] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть [‘ушр] урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

‘Ушр как транзитный налог

‘Ушр может собираться как в мусульманских странах, так и в немусульманских.

В данном случае ‘ушр – это транзитная пошлина, то есть налоговый сбор официальных органов мусульманского государства в 10% от стоимости товара, накладываемый на иностранные товары, которые не ввозятся в страну для сбыта в ней, а лишь провозятся через нее в другую страну. Такая пошлина гарантирует безопасную транспортировку по всей территории[3].

В Коране об этой форме налогообложения не сказано. Хадис, говорящий об этом, имеет низкую степень достоверности[4]. Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) практиковали сбор такого налога, что помогало выстраивать межгосударственные торговые отношения в тот период. Государственные органы, собиравшие налог, гарантировали грузам безопасность на своей территории, защиту от воров и разбойников. Собранные таким образом в казну деньги шли на нужды и потребности общества. Также следует учесть, что, по рекомендации мусульманских ученых, правители выстраивали с другими государствами отношения так, чтобы они были равным и взаимовыгодным партнерством, а потому процентная ставка данного налога менялась либо он вообще аннулировался по обоюдному согласию и на взаимовыгодной основе[5].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.

[2] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 312.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадис № 3046, «да‘иф».

[5] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101–103 и 115.


Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Закят - это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.

Закят сколько процентов? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба - закятооблагаемой суммы, которая в 2021 году составляет около 5000$.

Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.


Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.


Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.

Уважаемый хазрат, расскажите об ушре (мусульманском налоге). Мы сейчас проходим эту тему, и я никак не могу ее понять. Ушр действует только в исламской стране? Или это аналог государственному налогу?

‘Ушр – транзитный налог, который может собираться как в исламской стране, так и в любой другой. Стоит отличать ‘ушр от государственных налогов и сборов, а также от закята.

Государственные налоги

Государственные налоги – это инфраструктура, которой мы все бесплатно пользуемся: посещение нашими детьми садика и их бесплатное обучение в школе, а также в университете, если поступают на бюджет. К тому же это и бесплатная медицина, наша безопасность (МВД, ФСБ, судебные органы) и т. д. В той или иной степени, на том или ином этапе жизни мы этим бесплатно пользуемся, и именно налоги являются нашей платой и участием в безопасности, благополучии и процветании общества. Если государственные или налоговые органы используют наши выплаченные в качестве налогов деньги не по назначению («пилят» бюджет в корыстных, личных целях), то это их грех пред обществом и Богом, и им за него отвечать, а не нам.

Закят (ежегодный мусульманский налог)

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды – офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых, драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада – пятая часть»[1]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», – прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят также выплачивается и с урожая:

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[2] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть [‘ушр] урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

‘Ушр как транзитный налог

‘Ушр может собираться как в мусульманских странах, так и в немусульманских.

В данном случае ‘ушр – это транзитная пошлина, то есть налоговый сбор официальных органов мусульманского государства в 10% от стоимости товара, накладываемый на иностранные товары, которые не ввозятся в страну для сбыта в ней, а лишь провозятся через нее в другую страну. Такая пошлина гарантирует безопасную транспортировку по всей территории[3].

В Коране об этой форме налогообложения не сказано. Хадис, говорящий об этом, имеет низкую степень достоверности[4]. Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) практиковали сбор такого налога, что помогало выстраивать межгосударственные торговые отношения в тот период. Государственные органы, собиравшие налог, гарантировали грузам безопасность на своей территории, защиту от воров и разбойников. Собранные таким образом в казну деньги шли на нужды и потребности общества. Также следует учесть, что, по рекомендации мусульманских ученых, правители выстраивали с другими государствами отношения так, чтобы они были равным и взаимовыгодным партнерством, а потому процентная ставка данного налога менялась либо он вообще аннулировался по обоюдному согласию и на взаимовыгодной основе[5].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.

[2] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 312.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 345, хадис № 3046, «да‘иф».

[5] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 30. С. 101–103 и 115.


Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Насиров, А. Д. Закят (очистительная подать) как система социального обеспечения в исламской экономике / А. Д. Насиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3643/ (дата обращения: 20.05.2021).

Слово закят прежде всего означает «чистота». Раздача очистительной милости (закят) является одним из обязательных предписаний в священном Коране наряду с другими предписаниями, такими как молитва, пост.

В разделе 23 «Верующие», стих 4 Корана говорится «верующие те, которые регулярно раздают закят (очистительную подать) тому, кто её заслуживает. Таким образом, они выполняют ритуальные и денежные обряды ислама, очищая свои души и деньги».

Закят ­ это система, в соответствии с которой собираются деньги с богатых и раздаются бедным. Она способствует равномерному распределению богатства в обществе. Полученные средства направляются на поддержку бедных, неимущих слоев мусульманского общества, финансирование проектов улучшения их быта и общественных работ.

Это – право бедного на часть денег богатого; их собирают по указанию лица, стоящего у власти, и расходуют на добрые дела. Таким образом, с самого начала становления ислама в мусульманском обществе не было голодного, нищего, позорно просящего милостыню. Закята было так много, что люди, связанные с работой по сбору закята, жаловались на то, что не находят необходимого количества людей, нуждающихся в закяте. И тогда им предложили погасить долги верующих, которые не в состоянии вернуть долг, а также купить рабов и освободить их. Действительно, сбор и расходование закята по исламским законам - лучшая система социального обеспечения.

В рамках данного научного исследования текста священного Корана попытаемся ответить на следующие вопросы является ли закят налогом, является ли закят обязательным предписанием шариата, а также можно ли в современных условиях изменить предназначения закята.

Мусульманские авторы с большой осторожностью относятся к данной проблеме. Многие ученые стремятся употреблять по отношению к закяту слова: сбор, платеж, выплата и др. и лишь в исключительных случаях – налог.

Турецкий исследователь Сабах ад-дин Заим выделяет 15 различий между закятом и налогом. Вот некоторые из них[1, с. 144-145]:

1) закят – это религиозная обязанность и акт поклонения, выраженные в финансовых терминах. А налог – это экономически емкое и финансовое обязательство;

2) закят взимается только с мусульман, а налог – со всех граждан ;

3) неуплата налога может быть прощена, а неуплата закята- нет;

4) ставка, способ выплаты закята в отличие от аналогичных понятий для налога неизмены;

5) плательщик закята не может претендовать на средства от данного очистительного налога. В случае с налогом получение налогоплательщиком средств от уплаченного им налога возможно; и др.

В соответствии с представлениями многих мусульманских экономистов и юристов, закят должен быть главным налогом в налоговой системе мусульманской страны. Остальные налоги (как прямые, так и косвенные) – это всего лишь дополнительные платежи, призванные решить задачи, с которыми не справился закят. Вся налоговая система мусульманской страны должна строиться вокруг закята. В таких государствах как Пакистан и Судан принят закон о закяте.

В отличие от закята который носит обязательный характер в Коране можно ознакомиться еще одном институтом – добровольное пожертвование человеком из своего имущества(Садага-подаяние). Такой вывод можно сделать из системного анализа стиха 177 раздела 2 «Корова», так как здесь наряду с добровольным пожертвованием имущества, отдельно говорится о закяте.

А также на обязательность закята указывает раздел 70 «Ступени» стихи 24-25 …. « которые выделяют определённую долю, предписанную Аллахом (закят), для тех, кто просит помощи у них, и для обездоленных, стесняющихся просить её»

Садага как правило предназначено для выдачи бедным родственникам и сиротам, нуждающимся, путникам, не имеющим денег для продолжения своего пути, просящим, просить которых заставила нужда, а также для освобождения рабов.

Несмотря на то, что в исламе бедность признается, однако для ее устранения в Коране прямые экономические способы не указаны. Святой пророк Мухаммад указал :

«Бедность - это, путь которое ведет к неверию»

«Если желаешь получить от Аллаха телесное здоровье, жертвуй как можно больше на благо нуждающихся».

«Если ты хочешь, чтобы Аллах обогатил тебя, плати закят».

Предписания связанные с садага можно встретить в следующих стихах Корана :

Раздел 2 «Корова», стих 261: « Те, которые расходуют свое имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознаграждены, подобны зерну, которое выращивается в доброй земли и порождает семь колосьев, а в каждом колосе - сто таких же зерн. Это – награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути аллаха. Аллах удваивает награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха велика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин».

Раздел 2 «Корова», стих 273: « Среди бедных, на которых нужно жертвовать, те которые сражались, защищая веру, и вследствие этого, страдая от физических недостатков, отражающихся на трудоспособности, не могут работать и заработать деньги. Они горды и ничего не просят. Их скромность побуждает незнающего подумать, что они живут в достатке, но ты можешь по разным признакам узнать, как они нуждаются. Что бы вы ни пожертвовали из добра вашего, Аллах знает об этом, и вам будет полная награда за это».

Раздел 12 «Йусуф», стих 88: « …Мы просим дать нам меру полностью, и считайте то, что вы нам дадите сверх этого, милостыней с вашей стороны. Поистине, Аллах воздаст дающим милостыню лучшей наградой!»

В своем научном труде «Эликсир счастья» аль-Газали больше внимания уделяет не собственно экономическим и правовым аспектам сбора и распределения данного налога (закята), а этическим аспектам. Ученый дает рекомендации как тому, кто выплачивает закят, так и тому, кто принимает его, чтобы обе стороны не формально подходили к исполнению всех требований, связанных с очистительным налогом, а делали это всем сердцем.

Согласно аль-Газали обязательными являются пять видов закята [2, с. 182-185]:

четвероногая скотина(верблюд, корова и овец);

десятинные отчисления, на всякого, у кого есть 800 манов (один ман – это 3 кг) пшеницы или ячменя, изюма или сушенных фиников или чего-то достойного быть и служить пищей (рис, горох, турецких бобов и тому подобного);

отчисления золота и серебра;

отчисления с торгового имущества;

В разделе 9 «Покаяние», стих 60 Корана говорится о предназначении закята. Закят предназначен следующим категориям лиц в обществе:

1) бедным (бедном является тот, у кого расходы на важные потребности превышает его доход);

2) неимущим (тот, у кого нет ничего и кто ничем не в состоянии зарабатывать, больным, студентам и др. Иисус, мир да пребудет над ним, сказал - Кто развернет просящего от дверей дома обезнадеженными, в том доме ангелы не будут появляться семьдесят дней. [2, с. 203]);

3) сборщикам закята;

4) чьи сердца склоняется к истине (тем, которые призывают к исламу и увещевают о нём)

5) освобождение военнопленных (отмена рабства);

6) должникам (тем которые увязли в долгах ради праведного дела);

7) на дело Аллаха (содержание войска);

8) странствующим, любой национальности (на путевой припас и наем помещения для проживания).

В современных условиях при применении некоторых предписаний раздела 9 «Покаяние», стих 60 необходимо учесть некоторые особенности. Это прежде всего касается предназначения закята. Поскольку рабство и джихад (священная война) имели место в эпоху становления ислама, то использование собранного закята на эти цели отсутствует. По нашему мнению в современных условиях закят можно использовать при освобождения сотрудников спецслужб (обеспечение национальной безопасности).

Вместе с тем подобные изменения предназначения закята допустимы только после принятия соответствующего фетвы. Фетва (араб. – разъяснение) - заключение богословов и правоведов, разъясняющее какой-либо вопрос путем толкования норм шариата в целях дальнейшего применения сделанных выводов в практической жизни мусульманской общины. Фетва является дополнительным источником мусльманского права, что этому свидетельствует разделе 8 «Добыча», стих 41 Корана.

Подобные замены предназначения закята должны отражаться в законе о закяте.

Как показывает системный анализ стихов 263, 264, 266, 267, 270, 271, 273 раздел «Корова» Корана когда при выплате закята верующие должны соблюдать определенные условия:

- кто даёт милостыню и сопровождает её попрёками, обидой, укором, хвастовством и лицемерием, перечёркивает это доброе деяния;

- кто даёт милостыню, не должен это делать ради славы или похвал от людей или тщеславия;

-верующие должны расходовать лучшее из того, что он зарабатывает, или из того, что дарует ему земля ;

-подачи милостыню бедным тайно предпочтительнее, чем открыто;

- подачи милостыню тем, которые заслуживают его.

Что касается поведения тех, которые получают закят согласно шариату, то они должны остерегаться следующих поступков:

- не брать всего того, что не является разрешенным (по законам шариата запрещается финансирование торговые операции, связанные с определенными товарами: табаком, алкоголем, оружием, наркотическими средствами, а также с распространением порнографии, развитием азартных игр и т.д., доход полученный от таких видов деятельности не может быть использован для выдачи закята);

- не брать ничего из имущества тиранов, притеснителей, чиновников (если они подают закят из имущества, которое получено преступным путем, путем шантажа, подкупа и др.);

- остерегаться брать из имущества того, кто дает под проценты (Шариат запрещает заниматься ростовщичеством).

Как справедливо отмечает аль-Газали в своем научном труде «Эликсир счастья» … « сердце не очистится от грязи скупости (скаредности) иначе, как через расходование имущества. Именно поэтому закят устраняет гряз скупости (скаредности) сродни той воде, который омывается скверна». [2, с. 191]

Коран не требует от человека, чтобы он ненавидел богатство, и лишь призывает к тому, чтобы человек не оказывался во власти богатства и не пренебрегал ради него более важными обязательствами и делами. Накопление богатства не несет вреда до тех пор, пока не становится главной целью в жизни, - оно должно занимать соответствующие место и быть не более, чем средством (Разделе 9 «Покаяние», стих 24 Корана). [3, с. 402]

Еще в первые годы советской власти в РСФСР выплачивался закят, в частности, за счет поступлений от данного очистительного налога в регионах компактного проживания мусульман (Поволжье, Северный Кавказ, Средняя Азия) для колхозов приобретали инвентарь. (4)

C реди российских мусульман пока еще не так много людей, осознающих необходимость выплаты данного налога. И дело здесь не только в прижимистости состоятельных верующих. Известный мусульманский богослов из Поволжья Утыз Имяни (1754-1834) небезосновательно считал, что в денежных пожертвованиях на благотворительные цели нет ничего хорошего, поскольку это большой соблазн для принимающего. Имам (духовный руководитель), будучи простым человеком, может взять из предоставленной милостыни больше, чем ему нужно для удовлетворения собственных нужд. [1, с. 233-234]

По нашему мнению научная новизна результатов данного исследования состоит в уточнении и развитии теоретических представлений о природе закята, его отличии от налогов, взимаемых в традиционных экономических системах, в обязательности закята с точки зрения шариата и в возможности использования закята при определенных условиях в схожих целях указанных в шариате.

Беккин Р.И. «Исламская экономика» Москва, 2008, с.144-145, 233-234

Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси «Кимийа-йи саадат» (Эликсир счастья) СПБ, 2002, с.182-185, 191, 203.

Священный Коран, Мауланы Мухаммеда Али, США 1997, с. 402.

Бобровников В.О. Исламский ренессанс /НГ- Религии.-2004.- №10(140). – 2 июня / WWW . religion . ng . ru .

Тафсир Аль-Коран Аль – Мунтахаб, Москва 2003.

Толкование к Корану – (Эльмир К., академик Бунядов З., WWW : quran . az )

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. М., 1992.

Читайте также: