Укажите какой предлог следует употребить в начале предложения налогового периода

Опубликовано: 06.05.2024

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Анфлераж хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке.

2) Анфлераж, обладающий некоторыми преимуществами по сравнению с другими способами получения эфирных масел, требует больших затрат времени и сырья, поэтому на сегодняшний день в парфюмерии не используется.

3) Главным преимуществом анфлеража является то, что растения или предметы, из которых получают аромат, не нужно подвергать термической обработке.

4) Несмотря на все плюсы анфлеража, этот способ получения эфирных масел сегодня не используется, поскольку он требует большого количества времени и сырья.

5) Анфлераж — это процесс, который основан на использовании чистого жира и при котором растения или предметы не подвергаются термообработке.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) Ответ под номером 1 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что анфлераж в наше время не используется из-за затратности.

2) Ответ под номером 2 содержит главную информацию.

3) Ответ под номером 3 содержит неполную информацию.

4) Ответ под номером 4 содержит главную информацию.

5) Ответ под номером 5 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что анфлераж в наше время не используется из-за затратности.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на то что

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

(2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, ср.

1) В философии: объективная форма существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.

2) Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

3) Подходящая, благоприятная, удобная пора. Всему своё в.

4) Определённый момент, (непродолжительный по своей длительности), в который произошло, произойдёт или происходит что-н. В. обеда.

5) Период, эпоха. В. великих географических открытий.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В третьем предложении текста слово «время» употреблено в значении №5:

5) Период, эпоха. В. великих географических открытий.

Задание некорректно, так как в третьем предложении текста дважды используется слово «время» в разных формах. Видимо, разработчики имели в виду только форму «время», а форму «времени» не рассматривали в качестве искомого слова, хотя это неверно, тем более что слово используется в разных значениях. Форма «время» используется в значении №5, а форма «времени» − в значении №4. Редакция РЕШУ ЕГЭ считает, что в ответ могут быть вынесены оба варианта: 4 и 5.

Правило: Задание 3. Определение лексического значения слова

Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.

Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

(2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

ВНИМАНИЕ. Союзы НО, ОДНАКО сочинительные противительные, поэтому задание корректно.

Правило: Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.

Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.

По значению сочинительные союзы делятся на три группы

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

По значению подчинительные союзы бывают

Виды подчинительных союзовПримеры
Изъяснительныекак, чтобы, что, будто
ВременныеКогда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
ПричинныеИбо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
ЦелевыеЧтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
УсловныеЕсли, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
УступительныеХотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
СравнительныеКак, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
СледствияТак что

ЧАСТИЦА

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

Формообразующие частицы.Образуют форму повелительного наклонения у глаголов. Да, давай, давайте, пусть, пускай.Пример: Давай сходим за грибами. Пусть ещё погуляет.
Образуют форму условного наклонения у глаголов. Бы (б).Пример: Мне хотелось бы познакомиться с Вами. Если б вы знали, как хорошо летом в деревне!
Образуют форму сравнительной или превосходной степени у прилагательных. Более, менее, самый.Пример: Правый берег более высокий, чем левый. Эта задача менее сложная. Дик — мой самый любимый пёс.
Смысловые частицы — вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.Выделение и ограничение: только, лишь, исключительно, почти.Пример: Только ты не веришь мне. Лишь на западе виднелись какие-то силуэты.
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.Пример: А ты даже не позвонил. Даже и не думай так поступить. Ведь сколько раз тебя предупреждали об опасности. Уж сколько раз твердили миру… Всё-таки ты решился на поездку. А он всё не унимался. И кто же будет за это отвечать?
Вопрос: ли, разве, неужели.Пример: Разве вы не слышали новость? Неужели ты написал письмо? Можно ли в это поверить?
Восклицание: что за, как.Пример: Что за уха! Да как жирна. Голубушка, как хороша!
Указание: вот (а вот), вон (а вон).Пример: Вот уже кое-где появилась травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез.
Сомнение: вряд ли, едва ли.Пример: Едва ли это получится. Вряд ли ты сможешь закончить работу к среде.
Уточнение: именно, как раз.Пример: Именно об этом я и хочу сказать. А вы как раз и подойдёте к нему.
Смягчение требования: -ка.Пример: Вскипяти-ка чай.
Отрицательные частицыНе, ниПример: За лесом не большой, а маленький остров. На небе ни облачка.
Частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частица то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица ка с глаголами пишется через дефис.

НАРЕЧИЕ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);

— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);

— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).

По значению наречия делятся на группы (разряды)

РазрядыНа какие вопросы отвечаютПримеры
местагде? куда? откуда?впереди, направо, издали
временикогда?сегодня
причиныпочему?сослепу
целизачем?назло
образа действиякак? каким образом?медленно
меры и степенив какой мере? насколько?очень интересно

ПРЕДЛОГИ

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от, из-за;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;

4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.

Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится…

6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

Умение отличать и правильно писать предлоги проверяют на всех итоговых работах по русскому языку. В 7 классе, когда проходят тему Предлоги, начинается кошмар для детей и учителя. Если с непроизводными предлогами все понятно, то производные предлоги вводят ученика в ступор, а это приводит к устойчивым ошибкам.

Если ребенок выучил правила, но так и не понял, как разделять самостоятельные части речи и служебные ч.р., ему нужно объяснить несколько грамматических понятий и стилистических норм, которых он еще не знает, потому что программа в 7 классе не предусматривает их рассмотрение.

Сначала вспомним важные для понимания моменты темы:

Наречие - это признак действия, оно зависит от глагола.

Деепричастие - это добавочное действие и всегда относится к основному действию.

Существительное с любым предлогом всегда образует словосочетание с глаголом по способу управление.

Чтобы разделить предлоги от самостоятельных частей речи, нужно задать вопрос, смысловой или падежный. Если слово откликается на вопрос, это самостоятельная часть речи, если слово само входит в вопрос, это предлог.

Мне было холодно в лесу. Было холодно в чем? в лесу. В - непроизводный предлог, он вошел в вопрос, и это легко понять.

Он ушел, благодаря и кланяясь. Он ушел как? благодаря. От глагола к деепричастию задали смысловой вопрос, и слово на него откликнулось. Благодаря и кланяясь - деепричастия.

Теперь понаблюдаем за производным предлогом:

Благодаря бабушкиным хлопотам мы остались довольны сегодняшним днем. Остались довольны благодаря чему? хлопотам. Слово благодаря вошло в вопрос, значит это производный предлог.

Вроде бы все ясно, но дети именно на таких примерах не могут понять, от чего к чему задавать вопрос.

Почему возникает непонимание темы?

В предложениях типа:

Благодаря дождю распустились кусты сирени.

наблюдается инверсия, обратный порядок слов, которая часто используется не только в поэтической речи, но и официально-деловом стиле и очень часто в разговорном стиле, из которого авторы учебника и собирают примеры.

Намного понятнее прямой порядок слов: Кусты сирени распустились благодаря дождю. Распустились благодаря чему? дождю. Благодаря вошел в вопрос и это предлог.

Ирина Голуб, автор уникального учебника "Стилистика русского языка" Москва 2001 год издания в главе "Устранение ошибок в выборе форм управления" пишет:

Внимание : обороты с названными предлогами нельзя употреблять самостоятельно. Они осуществляют грамматическую связь и должны стоять между глаголом и существительным, которым глагол управляет, заставляя встать зависимое слово в нужный падеж.

Понаблюдайте: Кроме меня никто не пришел. Это неполное предложение, слово кроме вынесено в начало предложения, что указывает на инверсию, и в этих условиях определить часть речи у слова кроме достаточно сложно.

Восстановим предложение и поставим слова в прямом порядке: Никто не пришел кроме меня на уборку территории . Не пришел кроме кого? меня.

Такая работа должна быть проделана каждый раз раз, когда ученик сомневается, какая часть речи перед ним.

Алгоритм действий

Берем пару предложений и читаем их:

(Не)смотря на непогоду, встреча состоялась.

Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.

В этой задаче нужно решить, где производный предлог, а где деепричастие. Это нужно сделать для правильного написания не : производный предлог несмотря на пишется в 2 слова, а деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме случаев, когда без не не употребляется.

Действия по порядку:

  1. Определяем порядок слов. В первом случае наблюдается обратный порядок слов, где (не)смотря на оторвано от глагола и повисает в воздухе из-за искусственно созданного разрыва грамматической связи. Во втором - прямой порядок слов.
  2. Возвращаем 1 предложению прямой порядок слов. Встреча состоялась (не)смотря на непогоду.
  3. Задаем вопрос от главного к зависимому слову, чтобы проверить войдет ли слово в вопрос:

Встреча состоялась (не)смотря на непогоду. Состоялась ( несмотря на что? ) на непогоду. Н есмотря на вошел в вопрос, значит это производный предлог, и не пишем по правилу слитно.

Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.

Теперь то же самое проделаем со вторым предложением: шёл ( как? что делая? ) не смотря. Что мы видим? Не смотря на нет в вопросе, оно потребовало к себе 2 вопроса, это форма глагола, самостоятельной части речи. Значит, не смотря - это деепричастие, не пишем раздельно.

Если отработать этот порядок действий на 6-7 примерах устно, то ребенок научится различать производные предлоги и правильно их писать. Ему останется выучить правила правописания некоторых предлогов, и эта тема будет полноценно усвоена.

Другие сложные моменты в понимании производных предлогов

Понаблюдайте за особенностями использования в русской речи самостоятельных частей речи и предлогов:

По какой причине ты опоздал на работу? Между предлогом по и существительным причине легко встало вопросительное местоимение какой .

Я опоздал по причине переезда на другую квартиру. Производному предлогу такой фокус не позволителен. Здесь по причине - предлог, служебная часть речи, его задача - осуществлять грамматическую, а не смысловую связь между словами.

Производные предлоги в неполных предложениях вызывают особенно часто недоумение у семиклассника, потому что речь о неполных предложениях идет только в 8 классе, но их уже предлагают к разбору в 7 классе. Посмотрим пример:

В заключение был концерт.

Это неполное предложение, взятое из устной речи. С точки зрения письменной речи - сплошная речевая ошибка, потому что здесь наблюдается нарушение грамматических связей. От словосочетания, в котором предлог в заключение должен был осуществлять свое действие, не осталось ни главного, не зависимого слова. Полная версия должна звучать так:

В заключение торжественного вечера был дан концерт.

Был дан концерт в заключение чего? вечера.

После такого восстановления все становится на свои места, и ученик может определить, что данное слово - это все же предлог и на его конце пишется -е, как и у других подобных производных предлогов вследствие, в течение, в продолжение, когда у существительных на -ие при предлоге в пишется окончание и, потому что предлог в от существительного требует форму предложного падежа единственного числа.

И напоследок хочу высказаться еще об одной загадке в программе, которую задают ученикам в контрольных итоговых работах и тестировании. В заданиях с производными предлогами типа вследствие, в продолжение, в течение часто встречается наречие впоследствии, которое никак не оговаривается в теме наречие в 7 классе. Как видите, предлог вследствие пишется с е на конце, а наречие впоследствии с -и.

Не совсем логично начинать обучение различию производных предлогов и самостоятельных частей речи с инверсии, неполных предложений, где все синтаксические связи нарушены, но авторы учебника как раз этим и занимаются, создавая проблемы на ровном месте.

I вариант.

1. Какое из данных утверждений неправильно?
а) Предлог – это служебная часть речи.
б) Предлог является членом предложения.+
в) Предлог служит для связи слов в словосочетании и предложении.

2. В каком из данных рядов все предлоги непроизводные:
а) на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели;
б) от дальней горы, из-за тумана, через дорогу;+
в) по дороге, ввиду непогоды, с приездом.

3. Отметьте, в какой из строк производный предлог пишется слитно.
а) (В)виде исключения.
б) (В)следствие болезни.+
в) (В)связи с командировкой.
г) (В)течение дня.
д) (В)продолжение месяца.

4. Отметьте ряд, в котором все предлоги составные.
а) около Москвы, несмотря на холода, на концерте;
б) близ Саратова, от врача, возле меня;
в) по поводу переписки, в течение дня, по причине отсутствия.+

5. Определите, в какой строке производный предлог пишется раздельно.
а) (В)виду болезни.
б) (В)виде капелек.+
в) (На)подобие шара.
г) Плыть (на)встречу ветру.
д) (Не)смотря на удачу.

6. Укажите предложения с производными предлогами:
а) В течение всего отпуска я не отдыхал.+
б) В течении реки много изгибов.
в) Не смотря на нас, он молча зашёл в дом.
г) Несмотря на дождь, прогулка состоялась.+

7.Отметьте, сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (а) Блок).
а) Один.
б) Два.
в) Три.+
г) Четыре.

8.Является ли предлог членом предложения, и если да, то каким?
а) Обстоятельством.
б) Дополнением.
в) Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.+

9. Определите, в какой строке производный предлог пишется слитно.
а) Отсутствовать (в)связи с болезнью.
б) (В)отличие от многих.
в) (В)заключение отмечу.
г) (На)перекор желанию родных.+
д) (В)виде капелек.

10. Найдите ряд, в котором все предлоги пишутся со словами раздельно:
а) (из)за снегопада, (под) крышей, (надо)мной;
б) (перед)боем, (во)всём, (из)под ворот;
в) (на)тарелке, (подо)льдом, (ото)сна.+

11. Отметьте ряд, в котором все предлоги пишутся слитно:
а) (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения;+
б) (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток;
в) (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы.

12. Отметьте, в каком предложении выделенное слово является сочетанием предлога с существительным.
а) Сотнями тысяч потянулись пленные (в)глубь России. (А.Толстой)+
б) Белый свет отгонял тьму от краёв всего горизонта, и она уходила (в)глубь.
в) Наши танки прорвали оборону противника, вырвались на дорогу и продвинулись (в)глубь.
г) Не ныряй (в)глубь: утонешь.
д) Рыбка, вильнув хвостиком, пошла (в)глубь.

13. В каком из ниже приведенных предложений (на)встречу является существительным с предлогом:
а) Дети бежали (на)встречу с ветеранами.+
б) Автобус ехал (на)встречу.
в) Он двинулся (на)встречу мне.

14. Найдите в каком предложении данные слова являются сочетанием предлога с существительным.
а) (В)дали назойливо играл пастух. (М.Горький)
б) (В)дали излука малой речки и главы дальнего села) (В.Брюсов)
в) (В)дали голубой столбом уже крутился песок золотой. (М.Лермонтов)+
г) (В)дали раздался шумный гул. (А.Пушкин)
д) (В)дали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые, мелькали сёла) (А.Пушкин)

15. Отметьте предложение, в котором (в)продолжении.. является предлогом:
а) (В)продолжени.. книги главный герой остался жив.
б) Учащиеся хорошо занимались (в)продолжении.. всего урока.+
в) Я (в)продолжении.. сериала не видел смысла.

16. В каком из данных предложений предлог употреблён с существительным в дательном падеже:
а) Вокруг озера росли высокие сосны и ели.
б) Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен.+
в) Вблизи горы клубился густой туман.

17. В каких предложениях предлог употреблён неверно:
а) Благодаря опозданию, поезд не успел вовремя.+
б) Вопреки опозданию поезда, он успел на конференцию.
в) В аптеке не было таблеток для бессонницы.+
г) Мальчик пришёл со школы.
д) Я приехал до магазина.+
е) Он купил капли для лечения насморка.
ж) В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи.

18. Каковы постоянные морфологические признаки предлога?
а) разряды по значению, неизменяемость
б) непроизводные и производные, неизменяемость+
в) сочинительные и подчинительные, неизменяемость
г) степени сравнения, неизменяемость
д) переходность, неизменяемость

19. Какой частью речи или формой глагола является подчёркнутое слово?
Живопись учит смотреть и видеть; благодаря этому она сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети.
(а) Блок)
а) деепричастие
б) предлог+
в) союз
г) глагол
д) существительное

20. Какой частью речи является выделенное слово?
Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен (а) Ахматова).
а) Вдоль — наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.
б) Вдоль — предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным брёвен и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.+

II вариант.

1. Отметьте вариант, в котором ВОКРУГ – предлог?
а) Цветущая сирень распространяла ВОКРУГ свой неповторимый аромат.
б) ВОКРУГ беседки посадили сирень.+
в) Лес ВОКРУГ как будто притих в ожидании чего-то.

2. Какая часть речи у выделенного слова:
Колдунья взяла в руки что-то ВРОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его.
а) предлог+
б) наречие

3. Выберите тот вариант, в котором выделенное слово – предлог?
а) В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему также несколько наставлений (На) СЧЁТ условий поединка+
б) Пришлось отказаться от того, что было задумано, так как деньги (На) СЧЁТ не поступили.

4. Определите, чем в предложения являются предлоги:
а) обстоятельства;
б) дополнения;
в) не являются членами предложения.+

5. Выберите верный ответ. Предлоги являются изменяемой частью речи?
а) изменяются по числам и родам;
б) неизменяемая служебная часть речи.+

6. Выберите значение, которое выражается с помощью предлога:
в лесу, в шкафу, за огородом, у сада:
а) пространственное;+
б) причинное.

7. Определите, какой из данных производных предлогов пишется раздельно?
а) (НЕ) СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы всё-таки не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
б) Я хочу поговорить с вами насчёт квартиры, (В) СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.+
в) Сколько я ни старался различить что-нибудь (На) ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.

8. Выберите строку, в которой на конце слова пишется и?
а) в продолжени.. всего дня;
б) участвовать в следстви..;+
в) вследстви.. неосторожности;
г) в течени.. полутора суток.

9. Определите неверное утверждение:
а) Служебные части речи — это предлоги, союзы, частицы.
б) Предлоги связывают простые предложения в составе сложного.+
в) Предлоги могут выражать причинные и временные отношения.
г) Предлоги без, в, к, об являются непроизводными.

10. Выберите разряд у данных предлогов: под, между, вследствие:
а) производные
б) простые+
в) непроизводные
г) составные

11. Отметьте предложение, в котором отмеченное слово – предлог:
а) (В) СЛЕДСТВИ… плохой погоды мы тоже остались в избе до вечера+
б) Обнаружились недостатки (В) СЛЕДСТВИ…, проведенном накануне.

12. Выберите вариант, в котором выделенные слова являются существительными с предлогом:
а) Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к тому же мне наскучило кочевать с места на место (В) ТЕЧЕНИ… целого года
б) (В) ТЕЧЕНИ… реки был резкий поворот, поэтому нам приходилось переносить лодки посуху.+
в) (В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, притом она не была похожа на обычные усадьбы.

13. Вспомните, с какими частями речи в основном употребляются предлоги?
а) с глаголами, причастиями, наречиями;
б) с существительными, местоимениям, числительными.+

14. Выберите вариант, в котором ВСЛЕД это предлог?
а) Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, чтобы ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В) СЛЕД.
б) (В) СЛЕД убегающему зверю неслось громкое улюлюканье.+
в) Пограничники долго всматривались (В) СЛЕД на вспаханной полосе.

15. Определите, какой из данных производных предлогов пишется слитно:
а) (В) СИЛУ возраста бабушка привыкла не удивляться и поэтому всё, что бы ни случилось, толковала на свой лад.
б) (В) ОТЛИЧИЕ от многих, М. Горький не гонялся за славой; он не пугался критики, но также не испытывал и радости от похвалы глупца или невежи.
в) (НЕ) ВЗИРАЯ на то, что сезон грибов закончился, в лесу по-прежнему пахло грибной сыростью.+

16. Выберите, в каком из предложений КРУГОМ является предлогом:
а) Потому КРУГОМ болота, гниль, а притом же жарища.
б) Он обошёл дачу КРУГОМ.
в) Долго мы стояли КРУГОМ дерева, разглядывая его.+

17. Отметьте предлог, который пишется слитно:
а) (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ дня отец несколько раз вспоминал прошлую свою жизнь, но, что бы он ни рассказывал, всё было интересно.
б) Хозяйка не могла понять, почему я так долго, (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене.
в) (В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и то же напряжение.+

18. Выберите вариант, в котором выделенное слово пишется слитно:
а) Следует иметь (В) ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят также от перехода из одного агрегатного состояния в другое.
б) (В) ВИДУ густого тумана все рейсы были отменены.+
Какое из данных слов употреблено с предлогом?
А (во)шел ;
Б (во) двор.+

19. Отметьте вариант, в котором ВБЛИЗИ – предлог:
а) ВБЛИЗИ берега реки росли густые камыши.+
б) Саврасов пришёл на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть ВБЛИЗИ на старую церковь.

20. Укажите строку, в которой есть словосочетания со знаменательными частями речи:
а) живу напротив, идти впереди, кругом сада;
б) согласно указанию, вдоль дороги, навстречу ветру;
в) жить согласно, осмотрел кругом, наклеить вдоль.+

Привет, друзья! Сегодня небольшой обзор по проблемно-сомнительным предлогам: “з” или “с”, “в или на”, “об”, “о” или обо”.

Никто уже точно не скажет, почему в одних случаях принято употреблять такой предлог, а в других – другой. Есть исторически закрепленные традиции, есть местные особенности, диалекты. Во многих случаях мы выбираем предлоги интуитивно и не задумываясь. А если вдруг возникли сложности и вы засомневались, то вот несколько правил, которые помогут.

Вышел… “из” или “с”

Предлог “с” – более общий, а “из” – конкретный по значению. Предлогами “с” и “со” часто неправильно заменяют предлог “из”.

“Из” употребляется, когда мы выходим откуда-то, уезжаем. Описать это действие можно как “изнутри наружу”.

А предлог “с” употребляется, когда описывается направление движения “сверху вниз”, с поверхности.

Неправильно говорить: “Приехал с Москвы”, “Пришел со школы”.

Правильные примеры собраны в таблице.

С предлогом “с” все кажется очевидным, вряд ли кому-то в голову придет ставить вместо него “из”. А вот с предлогом “из” все не так просто. Им часто пренебрегают, согласитесь?

Предлог “с” Предлог “из”
Спустился с пригоркаВышла из машины
Спуск с лестницыПришел из школы
Скатился с горыУехали из Москвы
Упал с крышиВыехали из России
Поднял с полаВид из окна
Взял со столаПродавец из магазина
Сошел с пьедесталаВышли из театра

Приехал… “в” или “на”

Выбор между этими двумя предлогами может оказаться крайне сложным, из правила очень много исключений. Но есть общая закономерность, отличающая эти предлоги в спорных случаях.

Предлог “в” употребляется:

  • когда мы говорим о нахождении внутри чего-либо, какого-либо здания;
  • когда речь о нахождении в воде;
  • в сочетании с административно-географическими названиями (в городе, в России).

Предлог “на” употребляется:

  • если мы говорим не о материальных предметах, а о событиях (на концерте, на выставке);
  • с названиями горных областей местности без точно очерченных границ (на Кавказе, на Урале);
  • с названиями островов и островных государств;
  • когда указывает на средство передвижения (на машине, на поезде);
  • когда указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие (на почту, на деревню дедушке, уехал на каникулы).
Предлог “в”Предлог “на”
Сел в самолете у окнаПриехал на метро
Сел в электричкуПриехал на электричке
Купались в озереПоехал на Кавказ
Ехала в каретеМы были на опере (на представлении)
Забыл в квартиреУлетела на Бали
Трое в лодке (если речь о том, что находимся внутри)Приплыл на лодке (если это указание вида транспорта)

Если по правилу все еще сложно определиться с предлогом, есть еще одна подсказка. Для этих предлогов синонимичны “в” и “на”.

Представить это можно так:

Другими словами, смотрите, как это легко работает:

ВИз
Сел в машинуВышел из машины
Пришла в банкВышла из банка
Влетела в окноВылетела из окна

НаС
Уехал на УкраинуВернулся с Украины
Выехали на пикникПриехали с пикника
Пошел на работуПришел с работы

Подумал… “об”, “о” или “обо”

Выбор предлога зависит от падежа и того, с согласного или гласного звука начинается слово. Слова на е, ё, ю, я – начинаются согласными звуками.

Винительный падеж (кого? что?)Предложный падеж (о ком? о чем? где?)
Перед согласными можно писать “о” и “об”Перед согласными пишем “о”
Перед гласными пишем “об”Перед гласными пишем “об”
Перед формами слов: все, всё, всех, всю, что, а также, что-нибудь, что-то пишем “обо”Перед формами слов мне, всём, всей, всех пишем “обо”

И примеры в таблице:

Винительный падеж (кого? что?)Предложный падеж (о ком? о чем? где?)
Порезался о бумагу
Споткнулся об камень
Думала о песне
Вспоминать о минувших годах
Ударилась об окно
Обожглась об огонь
Переживать об учебе
Задумалась об утесе
Обо что ты ударился?
Вечно спотыкаешься обо что-нибудь.
Не забывай обо всех нас.
Позаботься обо мне.
Подумай обо всем сказанном.

Таковы самые часто неверно заменяемые предлоги. Сохраняйте памятку и ставьте свою “спасибку”, мне будет приятно 🙂

1. Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.

Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, . пять. десять, . двадцать. сорок, . пятьдесят, . девяносто, . сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти. );

3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.

С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохотанию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.

355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.

356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.) 16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)

357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вследствие и ставя существительные в нужном падеже.

1) . (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) . (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) . (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена . (быстрый подъём воды) в реке. 5) . (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) . (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

Читайте также: