Налог для работников с украины

Опубликовано: 29.04.2024

Тема трудовой миграции украинцев за границу — одна из главных проблем страны. По данным различных аналитических центров, почти 12 миллионов граждан Украины сейчас находится на заработках, а в течение последних двух десятилетий на заработки выехало 10-15% украинцев. Хотя эту цифру можно подвергнуть сомнению, учитывая, что последняя перепись населения в Украине проводили еще во времена президентства Леонида Кучмы в далеком 2001 году.

Тема трудовой миграции украинцев за границу — одна из главных проблем страны.

Вскоре дефицит рабочей силы в Украине приведет к тому, что в стране некому будет работать. Что побуждает людей выезжать на заработки в другие страны? Отсутствие перспектив в Украине и разница в оплате труда. Евроинтеграция значительно облегчила доступ нашим соотечественникам на зарубежные рынки труда, где они получают гораздо более высокую награду. Если в Украине средняя зарплата составляет около €250, то в России — € 500, а в ЕС уже превысила €1500. Самое страшное, что с такими темпами реформ, которые проводит власть, Украина в ближайшем будущем не сможет обеспечить своим гражданам конкурентный уровень доходов.

По уточненным данным Нацбанка, в 2017 году денежные переводы в Украину из-за границы составили примерно 9,3 млрд долларов. Эта сумма более чем в пять раз превышает прямые иностранные инвестиции за тот же год. Их Нацбанк оценил в 1,8 млрд долларов. В целом, по обновленным данным НБУ, за 2015-2017 годы трудовые мигранты перевели в Украину 23,8 млрд долларов. Это больше, чем все валютные резервы страны, которые на начало 2018 составляли 18,8 млрд долларов.

Мне было очень обидно и больно читать интервью моего коллеги дипломата-заместителя министра иностранных дел Польши Бартоша Цихоцкого «Европейской правде»: «Если в 2016 году украинские рабочие перевели домой 8 млрд. злотых, то последние данные нашего Центрального банка показывают, что в 2017 году было перечислено уже 13 млрд злотых — это около 100 млрд гривен… Конечно, это отнюдь не благотворительность — это деньги, которые заработали эти люди. Но это Польша дала им возможность заработать деньги». Скажите пожалуйста, почему Польша, чужая страна, больше уважает труд простого человека, иностранца, чем Украина, которая должна заботиться о своих гражданах?

Как отмечают специалисты Ассоциации налогоплательщиков Украины, объемы денежных потоков от трудовых мигрантов, вероятно, выше, чем отражает официальная статистика, поскольку мигранты в основном пользуются неформальными каналами передачи средств в страну.

По оперативным данным ГФС Украины, с начала 2018 украинцы задекларировали 211,8 млн грн иностранных доходов.

Условия налогообложения трудовых мигрантов определяет ст. 19 Закона Украины «О внешней трудовой миграции», согласно которой оно осуществляется в порядке и размерах, установленных государством пребывания.

Резиденты Украины, с учетом норм международных договоров, имеют право на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, при расчете налогов и сборов в Украине согласно нормам Налогового кодекса. Вместе с тем, обязанностью трудовых мигрантов является обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за имущество, расположенное на территории Украины, которое принадлежит им на правах собственности или находится в аренде. Избежание двойного налогообложения доходов реализуется соответствующими международными договорами Украины.

Работа за границей не освобождает от необходимости платить налоги в Украине. Если гражданин признан налоговым резидентом Украины, он обязан платить в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) со всех полученных доходов по ставке 18% и военный сбор — 1,5% от дохода.

По общему правилу, сумма иностранного дохода (независимо от размера) включается в общий годовой налогооблагаемый доход физического лица. При этом надо подавать ежегодную налоговую декларацию. Это можно сделать лично, через доверенное лицо, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения, в электронной форме с зарегистрированной электронной подписью.

Граждане, которые официально трудоустроены, имеют право учесть сумму налога с доходов, уплаченную в другой стране, для уменьшения налоговых обязательств по НДФЛ. В результате такого зачета лицо может быть фактически освобождено от уплаты НДФЛ, если сумма иностранного налога будет превышать сумму налога в Украине.

Такой взаимозачет по НДФЛ возможен, если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения. Для этого нужно получить справку от иностранных налоговых органов о сумме уплаченного налога, базу и объект налогообложения. Справка подлежит легализации через апостиль или через консульское учреждение Украины за рубежом. Некоторые международные договоры о правовой помощи предусматривают, что документы, выданные властями иностранного государства, не нуждаются в дополнительной легализации.

Например, в Польше ставка налога на доходы физических лиц составляет 19%, поэтому уплаченные там суммы перекрывают ставку НДФЛ в размере 18%, установленную в Украине.

За непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации о доходах и имущественном состоянии начисляется штраф в размере 170 грн. Кроме того, предусмотрена административная ответственность в соответствии с п. 123.1 ст. 123 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Если налоговый орган выявит недоимку налога на доходы физических лиц, гражданин должен заплатить кроме суммы налога еще и штраф в размере 25% от суммы недоплаты (п. 123.1 ст.123 Налогового кодекса Украины).

Существует несколько законодательных инициатив, которые призваны урегулировать налогообложение доходов трудовых мигрантов. В частности, финансовые средства трудовых мигрантов, заработанные в зарубежных странах и инвестированные в экономику Украины в виде предпринимательского или финансового капитала, предлагают отнести к источникам финансирования инвестиционной деятельности. Также есть предложение освободить от НДФЛ средства, полученные трудовыми мигрантами за рубежом.

Так, законопроектом № 7458 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно создания благоприятных условий для возврата денежных средств трудовых мигрантов)» предлагает дополнить ст.10 закона «Об инвестиционной деятельности» нормой, которая относит заработанные мигрантами средства к инвестициям в украинскую экономику. Документ также предусматривает изменения в ст.19 Закона Украины «О внешней трудовой миграции», в соответствии с которыми трудовые мигранты будут освобождаться от уплаты налоговых и таможенных платежей при переводе наличных в Украину.

В то же время, законопроект Украины №7259 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно освобождения денежных средств трудовых мигрантов от уплаты налога на доходы физических лиц)» предлагает внести изменения в ст. 163 НКУ. Согласно этому документу, доходы работников, которые поступают в Украину в виде наличных, не облагаются НДФЛ. Инициатором этих изменений является народный депутат Украины Михаил Головко, который считает, что это будет стимулировать трудовых мигрантов вкладывать деньги в бизнес именно в Украине.

Некоторые эксперты говорят о позитивных факторах внешней трудовой миграции украинце, поскольку большую часть средств они привозят или переводят в Украину. Эти средства помогают снизить показатели бедности, позволяют обучать детей, покупать или строить жилье в Украине, а также приобретать новые навыки, увеличивают возможности для предпринимательства и т.д. К тому же, большая часть украинцев мигрирует в соседние страны, откуда легко вернуться.

Чтобы динамика трудовой миграции украинский за границу уменьшалась, а не увеличивалась, как сейчас, нужно безотлагательно проводить реформы по детенизации экономики, формировать гибкий рынок труда с учетом потребностей работодателей, обеспечить достойную оплату труда, создать такие условия, которые будут мотивировать людей вернуться в Украину.

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Резидент — нерезидент?

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

В первую очередь необходимо установить, какое время иностранец находится в России. Подойдут любые документы, подтверждающие пребывание работника в стране, с отметкой погранслужбы:

  • заграничный паспорт;
  • дипломатический документ;
  • служебное свидетельство;
  • паспорт моряка;
  • миграционная карта;
  • проездной документ беженца и т.п.

Если иностранец не подтвердил период нахождения на территории страны, взимать налог с его заработка нужно по ставкам, применяющимся при расчете зарплаты нерезидентам.

Чтобы узнать статус получателя дохода, необходимо вычислить количество дней (календарных), в течение которых гражданин фактически находился на территории нашей страны за двенадцать месяцев, следующих подряд.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данный порядок изложен в п. 2 ст. 207 НК РФ. Но есть и исключения:

  • военнослужащие РФ, осуществляющие выполнение поставленных задач за пределами нашей страны (либо служащие за границей),
  • работники органов госвласти и ОМСУ, находящиеся в зарубежной командировке.

Указанные категории являются резидентами Российской Федерации. Количество дней, которые они находятся в нашей стране, значения не имеет (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Как удерживать НДФЛ с иностранцев

Применяются следующие ставки:

  • 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
  • 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В качестве исключения по ставке 13% облагаются доходы (ст. 73 Договора о ЕАЭС, п. 3 ст. 224 НК РФ):

  • граждан государств-членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.

Взносы во внебюджетные фонды с зарплаты иностранного сотрудника

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.

Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов

Особенности и пример расчета отчислений с заработка иностранного работника

Основная сложность для бухгалтера-расчетчика заключается в правильном отслеживании смены статуса иностранного работника с нерезидента на резидента, с временного пребывания — на проживание.

Если сменилось положение временного пребывания на статус временного проживания, тариф взносов в ПФ не меняется. А вот взносы в соцстрах и ОМС поменяются на 2,9 и 5,1% соответственно. При этом нужно разделить доходы работника до изменения статуса и после.

Временно пребывающий в России работник-иностранец работает по патенту. Его заработок составляет 40 000 рублей. 25 марта 2019 года сотрудник получил разрешение на временное проживание.

Для расчета страховых взносов за март 2019 года распределим доходы на 2 периода: с 1 по 24 марта (15 раб. дн.), с 25 по 31 марта (5 раб. дн.).

Количество рабочих дней в марте — 20.

Рассчитаем заработок сотрудника до смены статуса:
40 000/ 20 дн. * 15 дн. = 30 000 руб.

Найдем доходы иностранного работника в период после получения разрешение на временное проживание:
40 000/20 дн. * 5 дн. = 10 000 руб.

Размер страховых взносов до получения разрешения:
В ПФР: 30 000 * 22% = 6 600 руб.
В ФСС: 30 000* 1,8% = 540 руб.

На ОМС взносы не взимаются.

Размер взносов после смены статуса:
В ПФР: 10 000 *22% = 2 200 руб.
В ФСС: 10 000 * 2,9% = 290 руб.
В ФОМС: 10 000* 5,1% = 510 руб.

Общая сумма страховых взносов иностранца за март 2019 года составит:
В ПФР: 6 600 + 2 200 = 8 800 руб.
В ФСС: 540 + 290 = 830 руб.
ФОМС: 510 руб.

Выплатить заработную плату иностранному работнику, временно пребывающему или временно проживающему в РФ, можно только в безналичной форме.

Постоянно проживающему в РФ иностранному работнику зарплату можно выплатить как в наличной форме, так и в безналичной.

Главное при расчете зарплаты иностранным гражданам — определить, какие налоги и взносы нужно удержать в зависимости от правового статуса и времени пребывания в РФ.

Знать все тонкости вопроса важно для соблюдения норм трудового, миграционного, валютного и налогового законодательства.

Просчеты бухгалтеров ведут к недостаточным или излишним выплатам, ошибкам в начислении налогов, что грозит штрафами и доначислениями.

Эксперты 1C-WiseAdvice досконально разбираются в вопросах расчета зарплаты и налогообложения иностранных работников, кроме того:

  • всегда в курсе последних изменений в законодательстве,
  • используют систему контроля качества расчетов, что исключает вероятность ошибок,
  • несут ответственность за качество учета.

Если по нашей вине возникнут ошибки, мы компенсируем штрафы и доначисления в полном объеме, что подтверждает полис страхования профессиональной ответственности с покрытием до 70 млн рублей.

С 2011 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) указываются в IV-м разделе Налогового кодекса Украины (НКУ). В прошедшем году изменения в НКУ, касающиеся подоходного налога, были несущественными. Стандартная ставка НДФЛ осталась на уровне 18% и в ближайший период меняться не будет.

  1. Категории плательщиков подоходного налога в Украине
  2. Какой подоходный налог в Украине в 2020 году?
  3. НДФЛ для пенсионных выплат
  4. Какие доходы не облагаются налогом?

Однако в декабре 2019 года глава Государственной налоговой службы Сергей Верланов заявил, что в 2020 году правительство планирует снизить ряд налогов и ввести дифференцированную шкалу налогообложения.

Кроме того, Комитет по вопросам молодежи и спорта внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект №2250-1, в котором предлагается установить нулевую ставку НДФЛ для налогоплательщиков, не достигших 27-летнего возраста, а также освободить от налогообложения прибыль предприятий и организаций, в которых количество официально трудоустроенных внутренне перемещенных лиц и/или лиц, которые не достигли 27-летнего возраста, составляет не менее 50% работников.

Реализация этой идеи может стимулировать работодателей принимать на работу молодых специалистов, а также повысить уровень заинтересованности молодежи в работе на территории Украины и уровень занятости в этой возрастной категории.

Категории плательщиков подоходного налога в Украине

В настоящее время НДФЛ обязаны платить все физические лица, получающие доход. Возраст, пол и другие подобные нюансы не влияют на уплату НДФЛ.

Плательщиков НДФЛ можно разделить на 3 группы:

  • резиденты – граждане Украины, лица, не имеющие гражданства какой-либо страны, а также граждане зарубежных стран, которые проводят на территории Украины как минимум 183 дня за календарный год;
  • нерезиденты – физлица, проживающие или находящиеся в Украине менее 183 дней в году, но осуществляющие здесь хозяйственную или профессиональную деятельность, приносящую им доход;
  • налоговые агенты – работодатели, начисляющие, удерживающие и уплачивающие подоходный налог с доходов наемных работников.

Лица-резиденты уплачивают подоходный налог, исходя из суммарного дохода за календарный год, вне зависимости от того, где они заработали эти деньги - в пределах или за пределами Украины. Нерезидент платит подоходный налог с тех доходов, которые получил от деятельности, проводимой на территории Украины. Нерезиденты, наделенные дипломатическими привилегиями, не обязаны платить НДФЛ.

Какой подоходный налог в Украине в 2020 году?

Практически все виды доходов с 2016 года облагаются базовой ставкой НДФЛ 18%, однако в некоторых случаях ставка может быть снижена до 5%. Существуют и другие исключения. В таблице ниже указаны ставки налога на основные виды доходов и пункты в НКУ, определяющие их.

НДФЛ для пенсионных выплат

В 2020 году льгота НДФЛ для украинских пенсионеров пока не была предусмотрена, а, значит, налог будут взимать по тем же правилам, что и в 2019 году.

Налогообложению подлежат те пенсии, размер которых равняется или выше десяти прожиточных минимумов нетрудоспособных граждан. Прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, с 1 января 2020 года по 1 июля 2020 года будет составлять 1638 грн., значит, НДФЛ будет начисляться на пенсию в 16380 грн или больше.

Для пенсий, которые граждане Украины получают из зарубежных источников, действует стандартная ставка. Тем не менее, если такие пенсии облагаются налогом в стране их выплаты, то уплачивать НДФЛ еще и в Украине не нужно.

Какие доходы не облагаются налогом?

Не уплачивается налог на:

  • унаследованное имущество, если получатели наследства являются наследниками 1-й и 2-й очереди, согласно п.3 ч.1 закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно некоторых вопросов наследования) №5141;
  • имущество, наследуемое инвалидами I гр., детьми-сиротами, детьми, лишенными родительской опеки и детьми-инвалидами;
  • денежные сбережения, помещенные до 02.01.1992 в учреждения Сбербанка СССР и государственного страхования СССР, действовших на территории Украины, либо в государственные ценные бумаги, а также денежные сбережения граждан Украины, помещенные в учреждения Ощадбанка Украины и бывшего Укргосстраха в течение 1992–1994 гг., погашение которых не состоялось;
  • доход от продажи (обмена) в течение отчетного года одного из объектов движимого имущества (легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда);
  • доход от продажи (обмена) не чаще, чем один раз в течение отчетного года жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома, а также земельного участка, и при условии пребывания такого имущества в собственности плательщика налога свыше 3 лет;
  • дивиденды, начисленные в виде акций (частей, паев), эмитированных юрлицом-резидентом, при условии, что такое начисление не изменяет частей участия всех акционеров (владельцев) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставный фонд эмитента на совокупную стоимость начисленных дивидендов;
  • пенсии, назначенные участникам боевых действий в период Второй мировой войны, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие ст.10 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты";
  • средства, аннулированные кредитором по кредиту на покупку единственного жилья (ипотечному), взятому гражданином Украины в иностранной валюте (реструктуризация ипотечных кредитов).

Особо выделены в Налоговом Кодексе пункты о налогообложении доходов лиц – представителей международных организаций, которые проводят работу и воплощают в жизнь программы по улучшению энергосбережения и энергоэффективности.

Не облагаются налогом:

  • средства, предоставленные плательщику НДФЛ официально действующей в Украине международной организацией для проведения на территории Украины мер по энергетической эффективности и энергосбережению, предусмотренных программами этой организации;
  • средства, полученные плательщиком от финансовой организации или фонда для финансирования программ развития энергетической эффективности и энергосбережения при реализации проектов этой организации или фонда.


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

Какие налоги должны платить украинцы, работающие за границей

Эпопея с налоговой проверкой доходов и расходов министра финансов Александра Данилюка показала, что даже куратор налоговой службы не застрахован от претензий ГФС касательно уплаты налогов с доходов, полученных за границей. Что уж говорить о простых смертных.

Журналисты при помощи юристов выяснили, кто из украинцев должен платить налог, работая за рубежами отечества, к чему придираются инспекторы и как подстраховаться, чтобы в случае чего доказать свою правоту в суде.

Три способа определения резидента

Обязанность физлица платить налоги в Украине зависит от его резидентности, которая в первую очередь определяется не наличием украинского паспорта, а фактом проживания на территории страны. То есть, наш человек, работающий за границей, может быть признан как резидентом, так и нерезидентом Украины для налоговых целей.

«По общему правилу, лицо считается налоговым резидентом Украины, если это его место проживания. Если человек живет и в нашей стране, и в другом государстве, то применяются дополнительные критерии определения налоговой резидентности. Они определены в Налоговом кодексе и соглашениях Украины об избежании двойного налогообложения», — рассказал UBR .ua юрист ЮФ «Астерс» Павел Шовак.

Место проживания определяется, в частности, пропиской (регистрацией). В случае жизни на две страны резидентной определяется та, где у человека более тесные личные и/или экономические связи — его центр жизненных интересов. Как отмечает юрист ILF Арсен Бучковский, достаточным условием для определения центра жизненных интересов является место жительства членов семьи или место регистрации предпринимателя или самозанятого лица.

Если постоянного места жительства нет и центр жизненных интересов определить невозможно, тогда применяется третий критерий — проживание в Украине 183 дня или больше (включая день приезда и отъезда) на протяжении налогового года.

То есть, чтобы не считаться резидентом на момент получения доходов, лицо должно доказать, что его место постоянного проживания или центр жизненных интересов за границей, или оно проживает за границей свыше 183 дней в 2017 году.

«Если все перечисленные критерии не подходят, тогда резидентность определяется по гражданству. Надо учитывать, что если гражданин Украины официально не выезжал на ПМЖ , то он будет числиться плательщиком налога в Украине, то есть налоговая автоматически будет считать его резидентом», — объяснила UBR .ua юрист адвокатского бюро Оксаны Кобзар Анастасия Зарудко.

Впрочем, по словам юриста, невзирая на правила, налоговые органы Украины все же склонны считать всех держателей украинского паспорта налоговыми резидентами нашей страны. А потому доначисляют налоговые обязательства, если выявляют факты получения дохода за границей.

Сколько и когда платить

Если человек признается налоговым резидентом Украины хотя бы по одному из вышеуказанных трех пунктов, он обязан платить в бюджет налог на доходы физических лиц ( НДФЛ ) со всех полученных доходов по ставке 18% и военный сбор 1,5% от дохода плательщика.

«Резиденты Украины не оплачивают ЕСВ с иностранного дохода, так как такой доход не включается в базу начисления ЕСВ согласно положениям Налогового кодекса», — уточнил UBR .ua партнер Pavlenko Legal Group Денис Майстренко.

По общему правилу сумма иностранного дохода (независимо от размера) включается в общий годовой налогооблагаемый доход физлица. При этом надо подавать ежегодную налоговую декларацию (лично, через доверенное лицо, почтой с уведомлением о вручении и описью вложения, в электронной форме с зарегистрированной электронной подписью). Задекларировать налоги за 2017 год надо до 1 мая 2018-го, а оплатить НДФЛ и военный сбор — до 1 августа.

«Для расчета облагаемого дохода стоит учесть, что сумма иностранного дохода пересчитывается в гривны согласно валютному курсу НБУ , который действует на момент получения доходов (п.164.4 НК)», — объяснила Анастасия Зарудко.

По словам юриста, есть особенность для тех, кто собрался выехать за границу на ПМЖ . Такие лица должны подать декларацию и уплатить налог не позднее, чем за 60 дней до выезда (п.179.3 НК).

Потенциально сумма такого иностранного налога может быть зачтена против уплаты украинского НДФЛ с этого же дохода.

«В результате такого зачета лицо может быть фактически освобождено от уплаты НДФЛ , если сумма иностранного налога будет превышать сумму украинского налога. В то же время вопрос зачета иностранного налога против уплаты обязательств по военному сбору на данный момент не разрешен. Налоговые органы полагают, что такая возможность отсутствует, хотя существуют юридические аргументы против такого мнения», — рассказал Павел Шовак.

Такой взаимозачет по НДФЛ возможен, если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения (перечень официально публикуется).

Для этого, по словам старшего юриста Eterna Law Карины Павлюк, понадобится также запастись справкой от иностранных налоговых органов о сумме уплаченного налога, базе и объекте налогообложения.

Такая бумага подлежит легализации, например, можно апостилировать или другим образом легализировать справку (зависит от страны), если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Некоторые наши международные договора о правовой помощи предусматривают, что документы, выданные властями иностранного государства, не требуют дополнительной легализации.

«Если сумма налога перечисляется из-за границы, то надо учесть сумму банковской комиссии и добавить ее к сумме платежа, чтобы исключить риск «недополучения» налогов госбюджетом и начисления штрафных санкций на недополученную сумму», — заметила Карина Павлюк.

Как говорят в Pavlenko Legal Group, если резидент не успевает получить справку до конца срока подачи декларации в Украине — до 1 мая, он должен подать в налоговой орган по своему месту регистрации заявление о переносе сдачи декларации на 31 декабря.

Если же плательщик сможет доказать, что для целей налогообложения он — нерезидент, то он освобождается от уплаты в Украине налогов на иностранные доходы, а платит НДФЛ и военный сбор только с доходов источником из Украины.

Что будет, если не платить

Часто украинцы, устраиваясь на работу за границей, надеются, что налоговая не узнает об их иностранных доходах. Однако это далеко не так. По словам Анастасии Зарудко, во-первых, фискалы могут получить информацию о наличии доходов от украинских банков.

Например, если иностранный работодатель перечисляет вознаграждение на счет в украинский банк, или если официально безработный откроет депозит на немалую сумму. Во-вторых, между Украиной и многими странами существует обмен налоговой информацией.

«Сейчас фискалы получают налоговую информацию выборочно — по запросу, но так как Украина присоединилась к плану BEPS , не за горами и введение стандарта CRS об автоматическом обмене налоговой информации. Тогда налоговая сможет получить информацию обо всех иностранных счетах, принадлежащих украинцам», — говорит Анастасии Зарудко.

При этом если штраф за неподачу декларации составляет от 51 до 136 гривен (ст.164-1 КоАП), а в случае выявления налоговиками неуплаты налога, физлицо обязано будет уплатить кроме суммы налога, еще и штраф в размере 25% суммы неуплаченного налога (согласно п.123.1 НК).

Как доказать, что платить не надо

Обычно речь идет о двух видах нарушений: либо человек не подал налоговую декларацию и не уплатил налог вообще, либо подал декларацию и уплатил налог, но, по мнению фискальных органов, меньше чем нужно.

В первом случае, человеку нужно доказать, что он не являлся налоговым резидентом Украины и не должен был подавать такую декларацию. Во втором, что он правильно рассчитал сумму налогов и это соответствует соглашению об избежании двойного налогообложения.

«Доначислений по иностранным доходам в Украине не много. До суда доходит не более 10 дел в год. В 2017 году апелляционный суд слушал только два дела в Киеве и Львове, и оба спора были разрешены в пользу плательщика», — уточнил Арсен Бучковский.

На примере решения Киевского апелляционного административного суда по делу № 826/48/17 юрист поясняет, что подтвердить место жительства в стране получения дохода могут документы на владение жилой недвижимостью или договор ее аренды. Центр жизненных и экономических интересов за границей — с указанием места жительства ближайших родственников.

«Например, что жена работает в другой стране, а дети учатся в учебных заведениях той страны», — привел пример Бучковский.

Экономические интересы подтвердить проще — нужно показать трудовые или гражданско-правовые договора с иностранцами. Также во избежание споров нужно зарегистрировать прекращение деятельности ФЛП в Украине, если есть такая регистрация.

Доказать пребывание за границей более 183 дней за год можно справкой из Госпогранслужбы.

Предоставив суду такие доказательства, можно подтвердить, что вы имеете место жительства, тесные личные и экономические связи в стране, где получали доход, а, следовательно, не являетесь налоговым резидентом Украины, не является плательщиком налога на доходы физических лиц и не обязаны подавать налоговую декларацию.

Читайте также: