Налог 8 на 1000

Опубликовано: 30.04.2024

Креативные налоги: 15 странных источников пополнения бюджета со всего мира. Еще с самого начала формирования государства, как формы жизни и деятельности общества. Население обязывали уплачивать налоги, причем в самом разном виде. И этот способ пополнения казны успешно существует и сегодня.

Вот только, несмотря на то, что налоги сейчас больше ассоциируются с финансовой стороны вопроса, существуют такие странные статьи, по которым должны платить граждане самых разных стран мира. Предмет налога порой откровенно вводит в ступор.

Креативные налоги: 15 странных источников пополнения бюджета со всего мира

1. Налог на шум (Швейцария)

Этот необычный налог был введен в двух крупнейших городах Швейцарии
  • Женеве
  • и Цюрихе.

Речь идет не о шуме как таковом, а о слишком громких звуках, которые издают самолеты во время взлета. Действовать столь нетривиальный налог начал в 1980 году.

2. Налог на танец живота (Египет)

История этого откровенно странного налога имеет предысторию в далеком 19 веке. Тогда в Египте вообще были запрещены публичные танцы. Когда они стали все-таки разрешены, то танцовщицы взамен обязывались вносить определенную сумму денег в казну за возможность исполнять танец живота.

Интересный факт: поразительно, но этот налог стоит на пятом месте среди самых доходных в Египте
  • ежегодно исполнительницы танца живота пополняют государственный бюджет на сумму от 250 до 400 миллионов долларов.

3. Налог на пирсинг и татуировки (штат Арканзас, США)

Американские ученые уже давно изучают влияние чрезмерного увлечения татуировками и пирсингом на организм человека. И результаты этих исследований неутешительные. Поэтому в большинстве американских штатов уже давно думают о том, как ограничить эту небезопасную тенденцию увлечения гражданами США росписью на теле.

А вот в штате Арканзас к решению этой проблемы подошли радикально. В 2005 году там ввели налог на татуировки. Теперь каждый потенциальный посетитель тату-салона помимо услуг мастера, должен

  • платить дополнительно 6% от стоимости самой услуги.

4. Налог на гипс (Австрия)

Эта странная статья пополнения австрийского бюджета оплачивается не гражданами, а туристами. Ведь на горнолыжных курортах страны ежегодно ломают руки и ноги десятки отдыхающих

  • Поэтому потенциальная стоимость гипса для травмированных конечностей включается в стоимость тура.

5. Налог на тень (Венеция, Италия)

Этот налог действует в Венеции практически двадцать лет. И отменять его, похоже, никто не собирается. Платить его приходится владельцам домов или кафе с навесами. От которых падает тень на муниципальные земли. Многие, чтобы не попасть под действие налога, даже демонтировали фасады своего имущества.

Интересный факт:
  • венецианцы, попадающие под действие налога на тень, обязаны уплачивать его вне зависимости от того, насколько на улице солнечно.

6. Налог на воробьёв (Германия)

В немецком городе Вюртемберг в 16 веке придумали поразительные в своей абсурдности статью пополнения казны. Всем жителям предписывалось убивать воробьёв. А если они это не сделают, то будут платить. Причем причину введения налога обосновали просто потрясающую. Местные власти выдумали

  • что воробьи, мол, громко чирикают и мешают спать.

Работал механизм взимания налога так
  • каждый гражданин Вюртемберга должен был приносить в срок дюжину убитых им воробьёв
  • и получать за это 6 крейцеров.
Если же местный житель не сдавал тела погибших птиц, то должен был
  • пополнить государственную казну на 12 крейцеров.

По информации Novate.ru, некоторые особо ленивые граждане просто покупали у других нужное количество птиц.

7. Налог на мир (Гвинейская республика)

В Гвинейской республике население не богатое. Однако это не мешает правительству стягивать с них налоги по самым странным статьям. Один из таких это

  • налог на мир.

Граждане платят фиксированную сумму денег ежегодно просто за то, что им обеспечивают мирное существование. Путем неучастия в каких-либо военных конфликтах на территории государства. И это несмотря на то, что боевые действия в Гвинее не ведутся давным давно.

8. Налог на коровий метан (Эстония)

А вот в Эстонии взимают весьма забавный налог
  • там платят за…коровьи газы.

Все дело в том, что местное правительство обвинило бедных буренок, что метан, который они испускают, негативно сказывается на экологической ситуации в стране. Поэтому фермеры, имеющие в своих хозяйствах коров, обязаны за их газы платить.

9. Налог на трусость (Великобритания)

Еще один странный налог эпохи Средневековья

Уплачивали его рыцари, которые по какой-либо причине не собирались участвовать в предстоящих боевых действиях. По сути, это был легальный способ откупиться от ухода на войну. На репутацию конкретного рыцаря это явно влияло не лучшим образом.

10. Налог на гражданский брак (Китай)

Практика гражданского брака существует в нашем обществе уже очень давно. Однако и сегодня далеко не все, хотя бы нейтрально, к нему относятся. А иногда это проявляется и в государственной политике.

Так, в Китае существует налог на гражданские браки. Если пара китайских граждан хочет жить вместе, не оформляя при этом свои отношения официально, то они обязуется

  • платить в государственный бюджет 1000 юаней в год.

11. Налог на одноразовые палочки для еды (Китай)

О том, что китайцы едят палочками, а не привычными для большинства людей столовыми приборами, известно давно. А вот тот факт, что

  • нередко им приходится доплачивать за эту возможность, покажется многим удивительным.

Справедливости ради, следует уточнить, что
  • налог на палочки для еды оплачивают только те, кто пользуется одноразовыми вариантами приборов.

Таким образом правительство Китая пытается снизить производство таких палочек, ведь для этого в стране массово вырубают деревья.

12. Налог на пыль (Армения)

Необычный налог ввели в Армении
  • там граждане платят за пыль. Точнее, за избавление от него.
Логика местного правительства такая
  • во дворах скапливается слишком много пыли,
  • а владельцы сами с ней не справляются.
И, чтобы улучшить санитарное положение в стране, граждане уплачивают
  • фиксированную цену за очистку одного квадратного метра своего участка.

13. Налог на использование гриля (Бельгия)

Некоторые время назад, когда проблема глобального потепления стала тревожить большинство людей на планете. Бельгийское правительство нашло необычный способ борьбы с этой экологической напастью. Они решили ввести налог

Власти посчитали, что использование гриля
  • создаёт парниковый эффект, который негативно влияет на температуру нашей планеты.
Поэтому все граждане, которые хотят в выходные или праздники устроить себе обед на барбекю,
  • должны за это заплатить.

14. Налог на шляпы (Великобритания)

В конце 18 века, когда в Британской империи как раз была эпоха моды денди, власти нашли гениальный в своей простоте способ пополнить государственную казну. Всего-то потребовалось ввести налог

Раньше англичане не мыслили себя на улице без этого элемента образа, то бюджет пополнялся прилично.

Кроме того, платить приходилось за каждый головной убор,
  • поэтому модникам приходилось выкладывать приличные суммы.

15. Налог на солнце (Балеарские острова)

А этот налог можно по праву считать одним из самых абсурдных. Ведь люди имеют одинаковое право на солнечную энергию и свет и не должны за это платить. Но так думают не везде.

На Балеарских островах для туристов был введён налог:
  • они обязаны платить по одному евро в день за пребывание под солнцем.
И, хотя власти объясняют этот налог
  • желанием развивать и поддерживать туристическую инфраструктуру,

назвать такое взыскание оправданным довольно сложно.


Благодаря налоговому отчислению итальянское государство вносит более миллиарда в год на оплату зарплат священников. Для которых хватило бы 361 миллиона. А где остальные деньги? В этом расследовании выявлена вся правда о бизнесе и привилегиях Ватикана. Вот одна из его частей.

Тридцать одна тысяча и четыреста семьдесят восемь с чем-то евро. Это сумма, которую государство, а значит и вся совокупность налогоплательщиков, внесло в 2010 году на содержание каждого из тридцати трех тысяч и восьмиста девяносто шести священников, находящихся на службе в епархиях страны. В общей сложности это миллиард и шестьдесят семь миллионов евро, то есть общая сумма так называемых «восьми тысячных» (которая в 2011 году поднялась до одного миллиарда 118-ти миллионов 677-ми тысяч 543-х евро и 49-ти центов). Эту сумму получил Ватикан посредством Конференции епископов, которая потом перевела непосредственно каждому из этих священников только 10.541 евро, третью часть того, что она спрятала в своих сейфах. Это слишком сильное выражение, но с цифрами не поспоришь: а цифры говорят о том, что епископы прикарманивают часть зарплаты своих подчиненных.

Как известно, Войтыла не особо любил Агостино Казароли. Он считал, что его государственный секретарь слишком дружил с восточными коммунистическими режимами. Считал его почти пропагандистом и из-за этого часто спорил с ним. На самом же деле он должен был бы поставить ему конный памятник. Потому что пересмотр соглашения (о гарантированной зарплате священникам, которую платило государство), о котором Казароли договорился с Беттино Кракси, бывшим на тот момент премьер-министром Италии, оказалось самой выгодной сделкой, которую Ватикан заключил за последний период своей истории. Сейчас это происходит таким образом: каждый год налогоплательщики ставят крестик в специальную клеточку декларации о доходах и могут выбирать в качестве того, кому пойдут эти восемь тысячных, из списка религиозных конфессий, заключивших договор с государством (или предназначить их для самого государства). Получается нечто вроде гигантского исследования мнений. На основании собранной информации производят раздел в процентном соотношении всех фондов, но не только сумм, полученных от тех, кто выразил какое-то предпочтение, но и от тех, кто не сделал никакого выбора (примерно 40% от общего числа).

То есть, к этой куче денег прибавляются также и взносы, сделанные в казну теми, кто просто нигде не поставил крестика, а таких абсолютное большинство (в то время как в крайне католической Испании эти деньги остаются государству). То есть, тех людей, которые, возможно, ничего даже не слышали об этом хитроумном изобретении, сделанном Джулио Тремонти в качестве консультанта государства. Этот механизм, какое совпадение, кажется скопированным с механизма, установленного партиями для возмещения затрат на предвыборную кампанию со стороны государства. Результат этого ухищрения легко предугадать. Еще и потому, что проиграть у итальянского государства перед судом присяжных математически невозможно. Учитывая также, что так называемый противник установил правила, которые изначально ущемляют его. Если к тому же во время состязания он идет, вместо того, чтобы бежать (Ватикан доверилась такому мировому гиганту, как «Saatchi & Saatchi» для проведения своей настойчивой рекламной кампании, которая обошлась ей в 2005 году приблизительно в девять миллионов евро, то есть, в три раза больше суммы, подаренной священниками жертвам цунами), государство этого не сделало. Но преимущество Ватикана превышает то, что можно себе представить. Чтобы оценить его, необходимо довериться старым сведениям, поскольку министерство экономики предоставляет статистические данные по действительным предпочтениям налогоплательщиков только религиозным конфессиям, которые получают эти средства. Но это не проблема, поскольку процентные соотношения практически не меняются от года к году.

Итак: в 2004 году Ватикан был выбран 34,56 процентами итальянских налогоплательщиков, то есть, меньшинством. Но тот же процент, примененный только к той части налогоплательщиков, которые дали указания, касающиеся предназначения восьми тысячных, тут же чудесным образом поднимают эту цифру до 87,25 процентов, то есть, до абсолютного большинства. И именно этот процент используется для раздела всего торта. И он неизбежно будет расти. Это значение зависит или от валового внутреннего продукта, то есть, от экономического роста, или от увеличения налогового давления. Если не от обоих критериев одновременно.

Это обеспечивает Ватикану возможность получать все больше и больше денег, независимо от количества согласных с этим. И даже когда количество согласных значительно понижается. Такое произошло, например, при заполнениях деклараций о доходах 2007 года (инкассированных в 2010 году, поскольку существует трехгодичный сдвиг по времени). В том году, возможно в связи со скандалами на почве педофилии, количество налогоплательщиков, желающих предназначить деньги для Ратцингера & C, значительно сократилось. По подсчетам самих епископов оно сократилось на 95.104 единиц.

Таким образом, даже крапленый процент, предназначенный для церкви, сократился с 86,05%, который был в 2006 году (89,82% в 2005) до 85,01%. Но вот сюрприз: благодаря двойному буксиру валового внутреннего продукта и налогового давления церковь в любом случае получила больше: 100 миллионов евро.

Подсчет этого прикарманивания легко сделать. В 1989 году, как об этом вспоминает сама Конференция епископов в документе, названном «Восемь тысячных: предназначение и применение в 1990-2011 годах», когда государство оплачивало зарплаты священников, церковь получала 399 миллиардов лир (которые в 1990 году, то есть в первом году новой системы, превратились в 110 миллионов евро, поскольку в общую сумму были включены также и семь миллиардов лир общественных денег, предназначенных для нового религиозного строительства). По коэффициенту переоценки на сегодняшний день эта цифра соответствовала бы 369,01 миллионам. В 2011 году, по самым последним подсчетам, церковь получает, как мы уже сказали, один миллиард 118 миллионов 677 тысяч и 543 евро: то есть, более, чем в три раза больше.

Но для Римской курии эта сделка является еще более выгодной, чем она кажется на первый взгляд. Ведь за то же двадцатилетие общая сумма выплат священникам (которая даже уменьшилась ровно на двадцать миллионов в период с 2009 по 2011 годы) росла намного медленнее: с 145-ти миллионов 1990 года до 361 миллиона 2011 года (более чем на 145%). Таким образом, избыток, который является в данном случае прибылью, или наживанием для церкви, постепенно увеличился, дойдя от начальных 65-ти миллионов до 757.677.543 евро в этом году, то есть, произошло увеличение на 1.066 процента. Ничего себе! При этом в распространенной в приходах Конференцией епископов листовке, которая называлась «Помоги всем священникам», утверждалось, что восьми тысячных было недостаточно для содержания священников. Те, кто принял участие в составлении договора 1984-го года, вероятно понимая, какую махинацию они затеяли, предусмотрели возможность пересмотра этой доли: то есть, было установлено, что восемь тысячных могли превратиться, например, в семь или девять, в зависимости от поступлений и от реальных затрат Ватикана.

Задача следить за ситуацией и при необходимости вносить каждые три года изменения была доверена, в лучших традициях, очередной комиссии. Разумеется, этой комиссии тут же пропал и след. И тем, которые, как, например, все те же постоянно находящиеся на действительной службе зануды-радикалы, потребовали получения информации по этому поводу, было указано на то, что это государственная тайна. Даже вот так. Что правительство хоть немного стыдится говорить на эту тему, вполне понятно. Потому что, как всегда, очередной исполнительный орган, считая, что ежегодный подарок церковным иерархам является недостаточным, добавил кое-что еще, фактически отдав Ватикану еще и значительную часть доли (совсем небольшой, кстати) восьми тысячных, которые налогоплательщики предназначили ему. На этот перегиб обратила внимание также и счетная палата, которая в 2008 году приготовила отчет по управлению фондами со стороны государства за пятилетний период с 2001 по 2006 годы, в котором выявляла «немало непоследовательностей».

Берлускони, который был слишком озабочен тем, чтобы священники простили его за чрезмерную ночную жизнь, не придал никакого значения этому порицанию. Хотя бы прочитал семнадцать страниц декрета, по которому были разделены в 2009 году 43.969.406 евро, которые налогоплательщики предназначили государству в виде восьми тысячных от налогов: 459 тысяч евро пошли Папскому Григорианскому университету в Риме, 500 тысяч книжному фонду общества Иисуса, миллион и 146 тысяч епархии Кассано-алло-Ионио, 369 тысяч Братству Святой непорочной Марии в Галлиполи. и в конце концов 10 миллионов и 586 тысяч пошли, в основном через фонд культурного наследия, на двадцать шесть объектов недвижимости, принадлежавшие учреждениям-сателлитам Ватикана. Еще 14 миллионов и 692 тысячи были выделены на удовлетворение запросов (почти все они были связаны с церковной деятельностью), сделанных в связи с землетрясением в Абруццо, но, что самое удивительное, эти запросы были представлены еще до того, как это землетрясение произошло.

В сущности, государство передало Ватикану более половины денег, которые налогоплательщики выделили именно государству. Остается понять, куда идут общественные деньги, которые ежегодно остаются в кассах Конференции епископов после выплаты зарплат священникам. В 2011 году (как, впрочем, и за все эти последние пять лет, за которые практически ничего не изменилось) на благотворительные дела в странах третьего мира было выделено 85 миллионов, то есть 7,59 процентов общественных денег, которые получила Конференция епископов.

Даже прибавив к этим деньгам благотворительную помощь, распределенную в Италии, общая сумма не превышает 235 миллионов, что означает 21 процент государственного отчисления Конференции епископов. И это все, даже если предположить, что сюда есть какой-то смысл включить «установку католического радио в архиепархии в Маунт-Хагене в Папуа Новой Гвинее и в Пуэрто-Эсперанца в Перу и подготовку техников и журналистов- аниматоров для епархиального радио Матади в Демократической Республике Конго», перечисленные на 140-ой странице досье «Восемь тысячных: предназначение и применение в 1990-2011 годах», приведенные в главе «Гуманитарная помощь», но значительно больше напоминающие пропаганду и вербовку. Или почти комическую операцию по «обучению использованию и управлению фотогальванической системой для зарядки батарей мобильных телефонов, ноутбуков и ламп для создания малых предприятий в различных странах Африки». Ноутбук в саванне? Да уж. И от всей этой манны небесной простым католикам остаются только крошки. Разумеется, это не относится к номенклатуре, которая себя не обижает.

Главный епископ Анджело Баньяско, разумеется, все отрицает: «На самом деле на наше содержание уходит немного», сказал он 26-го сентября 2011 года. Но это не совсем так, учитывая, что только в 2007 году двадцать кардиналов в Риме обошлись более, чем в три миллиона евро, как это выявила английская католическая еженедельная газета «The Tablet», и эти данные не были опровергнуты (в конце концов газета всего лишь привела краткий отчет по экономическим делам Ватикана для префектуры) и, что в 2010 году, как эта написал «Эль Паис» на содержание всей курии было затрачено 102,5 миллиона. И конечно, когда в сентябре 2011 года журнал «Христианская семья» написал: «В то время, как корабль тонет, рулевые продолжают развлекаться», это не относилось к тузам Ватикана.

Статья из журнала «L'espresso», от 18 ноября 2011

Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.

Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.

При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.

Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Что нужно знать об НДФЛ

C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.

Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.

Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.

Уменьшение налога

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году

НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:

  • в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
  • на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).

Калькулятор страховых взносов

Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.

Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.

Что изменилось в связи с действием прямых выплат

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

Обязательные отчисления ИП в 2021 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.

Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.

По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное пенсионное и медицинское страхование;
  • на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.

Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».

Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.

Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12


Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.

Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

  • на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
  • на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
  • на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
  • «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.

В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

«Перевод» сотрудников в самозанятые

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Согласно требованиям НК РФ, все граждане России обязаны платить налог с доходов физических лиц, в т. ч. с дивидендов. С 1 января 2021 года вступили в силу изменения, согласно которым ставки по НДФЛ зависят от совокупного годового размера финансовых поступлений. Это означает, что с части доходов граждан будет удерживаться повышенный налог.

Ставка НДФЛ на дивиденды в 2021 году

Согласно Федеральному закону от 23.11.2020 № 372-ФЗ, внесшему правки в НК РФ, повышенная ставка будет применяться для налогообложения доходов, которые граждане получают регулярно или с определенной периодичностью. К последним относятся и дивиденды.

Внимание! Налог на дивиденды исчисляется и уплачивается депозитарием или компанией-эмитентом акций.

Прогрессивная ставка

Прогрессивная система налогообложения предусматривает увеличение налоговой ставки с ростом базы налогообложения.

Согласно внесенным изменениям, размер НДФЛ по дивидендам в 2021 году будет зависеть от размера заработка, полученного от инвестиций, следующим образом:

  • 13 % - для доходов в пределах 5 млн руб. за год;
  • 650 тысяч рублей + 15 % от суммы, превышающей 5 млн руб. - для доходов выше 5 млн руб. за год.

Внимание! Дивиденды, полученные в 2020 году, облагаются по ставке 13 %, независимо от их совокупного размера.

2021 и 2022 гг. определены как переходный период. Доходы каждого вида, например, зарплата, дивиденды и другие, в это время будут облагаться налогом по отдельности. Повышенная ставка будет применяться при расчете НДФЛ с дивидендов только в том случае, если выплаты по акциям превысили 5 млн руб., без учета других финансовых поступлений.

Начиная с 2023 года налогооблагаемая база будет рассчитываться путем сложения всех регулярных доходов гражданина.

Пример расчета налога на дивиденды

Допустим, частный инвестор Егор получил в 2021 году следующие доходы:

  • заработная плата - 4,5 млн руб.;
  • дивиденды - 900 тыс. Руб.;
  • прибыль от продажи ценных бумаг - 1,1 млн руб.;
  • доход по депозиту - 800 тыс руб.

Общая сумма дохода Егора за 2021 год составила 7,3 млн руб.

НДФЛ в данном случае мог бы составить:

  • по ставке 13 %: 5 000 000 × 13 % = 650 000 (руб.);
  • по ставке 15 %: 2 300 000 × 15 % = 345 000 (руб.).

Общая сумма налога: 650 000 + 345 000 = 995 000 (руб.).

Но так как в 2021 году все базы налогообложения определяются и облагаются налогом по отдельности, и при этом ни один источник дохода не принес Егору более 5 миллионов рублей, НДФЛ будет начислен только по ставке 13 %.

В частности, налог с дивидендов составит: 900 000 × 13 % = 117 000 (руб.).

Расчет и удержание суммы обязательств производится налоговым агентом. Сведения о размере доходов и величине отчислений поступят в налоговую без участия инвестора. Если по результатам года сумма выплат превысит 5 млн руб., налогоплательщику будет направлено уведомление о необходимости оплатить часть НДФЛ по ставке 15 %.

Нюансы налогообложения дивидендов на ИИС

С 1 января 2021 года были внесены изменения в п. 3 ст. 210 НК РФ, согласно которым налоговый вычет типа А по ИИС будет применяться только по отношению к основной базе налогообложения. Это - финансовые поступления, которые облагаются НДФЛ по ставке 13 и 15 %, но не дивиденды, не прибыль от инвестиций в ценные бумаги и не доходы, полученные от контролируемых иностранных компаний.

Прежде всего, к основной базе налогообложения относится заработная плата. Для получения вычета можно использовать также:

  • доходы от сделок по продаже имущества;
  • прибыль, полученную по договорам дарения (за исключением ценных бумаг);
  • выплаты, производимые в рамках программ страхования и пенсионного обеспечения;
  • некоторые другие доходы.

Внимание! В связи с изменениями, внесенными в НК РФ, инвесторам, которые не имеют регулярного официального дохода кроме дивидендов, рекомендуется рассмотреть вариант перехода с ИИС типа А на ИИС типа Б. Таким образом, можно освободить от налогообложения всю прибыль, полученную в результате инвестиционной деятельности. Вернуть НДФЛ с помощью вычета типа А при данных обстоятельствах с 2021 года не удастся.

Налогообложение дивидендов по акциям иностранных компаний

В вопросе налогообложения дивидендов по акциям иностранных компаний в первую очередь следует учитывать, что брокер в этом случае не является налоговым агентом. Обязательства удерживаются за рубежом компанией, которая выплачивает инвестору доход, в соответствии с требованиями законодательства страны-эмитента ценных бумаг. Инвестор, в свою очередь, обязан самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ в России, применяя для этого действующие ставки налога.

Чтобы избавить налогоплательщиков от двойной финансовой нагрузки, РФ заключила более чем с 80 странами, в т. ч. с США, договор "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал". На основании этого документа россиянам не нужно платить НДФЛ в России, но только в том случае, если ставка налога в стране эмитента равна или больше ставки, действующей в РФ. В противном случае налогоплательщик обязан доплатить разницу.

Внимание! Сумма налога, удержанного в стране эмитента, может быть учтена налоговой службой России только при наличии документов, подтверждающих факт уплаты обязательств за рубежом. При отсутствии таких доказательств НДФЛ подлежит уплате в полном объеме, согласно требованиям налогового законодательства России. Если документы составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский.

При получении дивидендов от американских компаний рекомендуется заполнить специальную форму W-8BEN, которая поможет значительно сократить расходы по налогам. При отсутствии данного документа налоговый агент США удержит с инвестора средства по ставке, действующей для резидентов страны, т. е. 30 %. Подав форму W-8BEN, акционер подтверждает, что он не является резидентом США и имеет право на снижение ставки до 10 %. Разницу в размере 3 или 5 % (с применением прогрессивной ставки) инвестору нужно доплатить самостоятельно в России.

Внимание! Форма W-8BEN действительна в течение 3 лет, по истечении которых документ нужно переоформить. Запросить форму можно у своего брокера. Клиенты "ФИНАМа" могут в личном кабинете заполнить и подписать форму W-8BEN, позволяющую получить пониженную ставку по налогам с дивидендов и купонов по ценным бумагам эмитентов США.

Порядок удержания НДФЛ с дивидендов

Сумма НДФЛ удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом без участия инвестора. Доход от вложений в ценные бумаги зачисляется на брокерский счет держателя акций уже за вычетом налоговых обязательств.

Внимание! При допущении ошибок налоговым агентом по начислению НДФЛ с применением прогрессивной ставки в переходном периоде (I квартал 2021 года) штрафная санкция и пени по отношению к нему применяться не будут. Недостающая сумма обязательств подлежит перечислению в бюджет до 1 июля следующего года.

Иногда обязанность по начислению и уплате НДФЛ с дивидендов возлагается на самого инвестора. Это происходит в следующих случаях:

  • налоговый агент по какой-то причине не произвел удержания;
  • дивиденды получены от иностранного эмитента.

В таких ситуациях инвестору необходимо до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, подать декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства. Документ должен быть составлен по форме 3-НДФЛ. Уплата обязательств, указанных в декларации, производится до 15 июля того же года.

Подать декларацию можно:

  • лично в налоговой инспекции;
  • через МФЦ;
  • в "Личном кабинете" налогоплательщика на сайте ФНС;
  • почтовым отправлением.

Совершить платеж можно следующими способами:

  • в отделении банка;
  • с помощью сервиса интернет-банкинга;
  • на сайте ФНС;
  • через портал "Госуслуги".

Внимание! Нарушение сроков подачи декларации и уплаты налога влечет за собой применение штрафных санкций в размере как минимум 1 000 руб.

Удержание НДФЛ с дивидендов производится налоговым агентом в соответствии с требованиями НК РФ. Начиная с 1 января 2021 года, для расчета суммы обязательств применяется прогрессивная ставка. Первые 2 года после вступления в силу изменений в законодательство объявлены переходным периодом, в течение которого допущенные ошибки при определении суммы налога не будут являться основанием для применения штрафной санкции и пеней. В некоторых случаях, например, при получении дивидендов от иностранного эмитента, инвестор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ, учитывая все нюансы налогового законодательства России.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

Читайте также: