На прогнозный объем поступления акцизов не влияет

Опубликовано: 13.05.2024

1642

(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

"Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму", - сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

"Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство", - сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов - повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз - если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года "прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер", говорится в законопроекте.

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент - 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

"Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть", - сказал Козак.

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году - $63,1 за тонну.

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как "Спю"), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается "пб"), светлых нефтепродуктов ("св"), включая масла и подакцизную ароматику, кокса ("кс") и темных нефтепродуктов ("т"), соотнесенных с объёмом сырья ("нс").

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году - 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента - 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.

Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти - Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).

(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)

1642

(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

"Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму", - сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

"Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство", - сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов - повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз - если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года "прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер", говорится в законопроекте.

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент - 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

"Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть", - сказал Козак.

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году - $63,1 за тонну.

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как "Спю"), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается "пб"), светлых нефтепродуктов ("св"), включая масла и подакцизную ароматику, кокса ("кс") и темных нефтепродуктов ("т"), соотнесенных с объёмом сырья ("нс").

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году - 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента - 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.

Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти - Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).

(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)

Недостаток денег, по мнению специалистов, связан с введением нового технического регламента Таможенного союза. В соответствии с ним в прошлом году в России прекратился оборот бензина и дизельного топлива классом ниже "Евро-3". Акцизы на запрещенное топливо гораздо выше, чем на высококачественное, так что их общий объем, разумеется, сократился. Правительство рассматривает вопрос о компенсации потерь - по одному из вариантов, за счет налога на добычу полезных ископаемых, но решение пока не принято.

Между тем в 2013-2022 годах темпы дорожного строительства в стране должны удвоиться. В соответствии с поручением президента за это время необходимо построить около 50 тысяч километров автодорог, в том числе федеральных - 7,6 тысячи, региональных и муниципальных - 42. Выполнить поставленную задачу в прошлом году регионы не сумели: в 2013-м введено в эксплуатацию 2,3 тысячи километров региональных дорог, что на 40 процентов меньше необходимого. В число отстающих попали сразу несколько регионов ЦФО: Ивановская, Липецкая, Рязанская, Тверская, Тульская области. И везде жалуются на нехватку средств.

Смоленская область

На Смоленщине, как сообщил начальник регионального департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов, в 2013-м было отремонтировано около 80 километров автодорог. О строительстве новых магистралей в регионе не думают:

Между тем в связи с создавшимся положением власти Смоленской области намерены сократить объем дорожного фонда на 600-800 миллионов рублей. Утвержденный в региональном бюджете объем дорфонда составляет 3,94 миллиарда. Это меньше, чем в предыдущие годы (в 2012-м в "копилке" собрали 4,17 миллиарда, в 2013-м - 4,6), но в обладминистрации пришли к выводу, что и эту сумму получить вряд ли удастся.

- Проблема уже поднималась в минфине РФ и касается не только Смоленской области, - сообщил вице-губернатор Игорь Скобелев. - Основным источником формирования дорожного фонда являются акцизы на нефтепродукты. Проанализировав темпы их поступления в первом полугодии, можно предположить, что реальный объем акцизов окажется на 600-800 миллионов рублей меньше планового.

Складывается тревожная ситуация. Если оставить все, как есть, и приступить к реализации намеченных дорожных работ, может оказаться, что рассчитаться с некоторыми подрядчиками в итоге будет просто нечем. Усложняет положение и появившееся новшество - муниципальные дорожные фонды, в которые направляют 10 процентов от объема поступивших в регион акцизов. В районах Смоленщины есть собственные программы дорожных работ, исполнение которых также оказалось под угрозой. В этой связи власти приняли решение сократить запланированный объем дорожного фонда, внести коррективы в ремонтную программу и дать соответствующие рекомендации органам местного самоуправления.

Костромская область

На распутье оказались и власти Костромской области, которым, вероятно, придется сократить и без того скромную региональную программу строительства и ремонта дорог. Здесь новость о возможном уменьшении поступлений в дорфонд встретили настороженно: "Куда дальше снижать? И так занимаемся лишь ямочным ремонтом, то есть латаем дыры".

Автомобилисты, въезжающие в Костромскую область, нередко язвят: "Состояние дорог такое, будто их не чинили со времен Ивана Сусанина". Эта шутка недалека от истины. Глубина ям на отдельных участках достигает 50 сантиметров. Попавшие в них авто нередко оказываются в кюветах с вырванными шаровыми опорами. В минувшем году прокуратура признала 13 улиц Костромы опасными для передвижения водителей и пешеходов, потребовав от властей немедленного ремонта.

Еще одна деталь: в последние годы Костромскую область облюбовали джиперы - в качестве места проведения экстремальных гонок по бездорожью "Сусанин Трофи" и "Полная Чухлома". Благо, мест для проведения состязаний специально искать не надо. По данным ОГУ "Костромаавтодор", из 4000 километров областных дорог свыше 3500 не отвечают нормативным требованиям. Это 87,4 процента от общей протяженности всех трасс региона. При этом 1,6 тысячи километров - 39,8 процента - требуют капремонта.

В феврале 2014-го обладминистрация приняла программу развития транспортной системы региона, рассчитанную на три года. Согласно документу, к 2016-му доля автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, должна снизиться до 78,2 процента. За этот период дорожники надеялись отремонтировать более 50 километров автомагистралей, привести в порядок находящиеся на них мосты, построить семь километров трасс и снизить аварийность по причине плохих дорожных условий на пять процентов к уровню 2013-го. Всего на эти цели планировали потратить свыше пяти миллиардов рублей. Однако теперь даже этим весьма скромным планам, вероятно, не суждено сбыться.

На 1 июня текущего года областной бюджет оказался исполнен с дефицитом 339 миллионов рублей. При этом госдолг превысил 11,8 миллиарда, достигнув планки почти в 90 процентов от собственных доходов региона.

- По сравнению с другими регионами, ситуация с бюджетом у нас не самая плохая, но, к сожалению, на плановые показатели мы не вышли. Это, прежде всего, ситуация по акцизам на горюче-смазочные материалы. В федеральной налоговой службе признали, что просчитались, не предвосхитив, что все массово начнут переходить на высокооктановое топливо, тогда как ставка акцизов по нему ниже, - сообщил первый вице-губернатор Костромской области Иван Корсун.

Размер дорожного фонда Костромской области на текущий год составляет 1,99 миллиарда рублей, из них 1,46 миллиарда - это поступления от акцизов на нефтепродукты, 399 миллионов - транспортный налог и 132 - прочие доходы. Львиная доля суммы - 1,2 миллиарда - это стоимость текущего содержания и зимней уборки дорог. Около 10 процентов средств дорожного фонда должно было уйти в виде субсидий муниципалитетам на программы ремонта местных трасс. На ремонты заложено чуть менее 200 миллионов, на строительство и реконструкцию - лишь 88. Около 50 миллионов хотели потратить на приобретение техники. При этом власти уточняют, что им необходимо дополнительно изыскать в бюджете 264 миллиона рублей. Это задолженность перед подрядными организациями дорожной отрасли, не оплаченная с 2013 года.

Как пояснил корреспонденту "РГ" председатель бюджетного комитета облдумы Олег Скобелкин, региональная составляющая дорожного фонда (транспортный налог) собирается хорошо, а вот прогнозы о поступлениях из федеральной части (акцизов на прямогонный бензин) не оправдали ожиданий.

- Минфин начал морально готовить регионы, что скоро будет денег поменьше. Но пока мы не знаем, на какую именно сумму придется секвестировать программу дорожных работ, - сообщил Олег Скобелкин.

По данным региональных властей, в ближайшее время правительство РФ приступит к распределению 150 миллиардов бюджетных кредитов и 50 миллиардов дотаций. После этого станет окончательно ясно, какие из программ Кострома сможет профинансировать, а какие придется свернуть. В любом случае очевидно, что решение о судьбе костромских дорог депутатам придется принимать уже в сентябре, после возвращения Думы с летних каникул.

Рязанская область

Между тем в Рязани сокращать отраслевые программы пока не намерены, а в качестве одного из резервов называют увеличение собираемости транспортного налога. В прошлом году рост его поступлений составил 24 процента.

- Мы изыскиваем внутренние ресурсы, чтобы дорожные фонды не уменьшились - иначе не решить поставленные губернатором задачи, - поясняет замминистра экономразвития и торговли региона Ирина Полозова. - Собственно, вектор на снижение выпуска низкокачественного бензина и дизтоплива социально оправдан. Это сделано для улучшения экологической обстановки, и, вероятно, структура производства и потребления и дальше будет меняться в этом направлении. Но мы, как и все регионы, испытываем некоторые затруднения. Кроме того, на наш взгляд, система перераспределения акцизов несколько несовершенна, поскольку не учитывает экологическую нагрузку региона, на территории которого работает нефтезавод.

Речь идет об одном из крупнейших в стране НПЗ. Как пояснили в региональном минэкономразвития, акцизы от производства автомобильного топлива со всей страны поступают в казначейство в Смоленск, а затем путем определения коэффициентов распределяются всем субъектам Федерации. Проверить справедливость расчетов на региональном уровне невозможно - это делает минфин РФ.

- Норматив для Рязанской области достаточно низок и почему-то все время становится меньше, - сетует Ирина Полозова. - За последние три года он упал на 0,11 процента, но в цифрах это сотни миллионов рублей.

Интересно, что рязанские чиновники не склонны напрямую связывать уменьшение отчислений с переходом на более высококачественное топливо. Так, в этом году пресловутый коэффициент как раз остановился на прошлогоднем уровне. К тому же, как пояснили в правительстве региона, три последние года акцизы неоднократно индексировали. И сейчас выросшие ставки на высокооктановое топливо практически сравнялись с теми, что до индексации были на низкокачественный бензин. "Проблема в механизме распределения, - уверены рязанские специалисты. - Если сравнить темпы роста акцизных ставок и темпы роста поступлений, то первые за три года выросли в среднем на 50 процентов, а вторые - на 25".

- Если бы нам изменили коэффициент и дали бы преференции как региону, имеющему свое производство, мы бы сейчас и не почувствовали этой структурной перестановки, - поясняет Ирина Полозова.

К слову, к нефтеперерабатывающему заводу у властей претензий нет: он и большую социальную миссию выполняет, и налоги платит. Но экология есть экология, бывают и ЧП. Так, в этом году на НПЗ случился крупный пожар, который имел не только экономические, но и экологические последствия.

date image
2014-02-02 views image
1279

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Рассмотрим процедуру прогнозирования поступлений акцизов на различные виды подакцизных товаров.

Прогнозирование поступлений акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему РФ осуществляется на основе прогнозирования поступлений акцизов по отдельным видам продукции. Для каждого данного вида продукции прогноз поступлений акцизов определяется по следующей формуле:

где: Апрогн — прогнозируемая сумма поступлений акцизов;

Аб — фактическое поступление акцизов по данному виду продукции в базовом периоде;

Тпрогн — прогноз темпа изменения объемов производства и реализации в плановом периоде по сравнению с базовым (коэффициент);

Sпрогн — прогноз темпа изменения ставки акциза в плановом периоде по сравнению с базовым периодом (коэффициент).

Темп изменения ставки акциза рассчитывается по формуле:

где: С и С0 — специфическая ставка акциза в плановом и базовом периоде соответственно.

Прогноз темпов изменения объемов производства и реализации в плановом периоде осуществляется, исходя из отчетной информации по поступлениям акциза по данному виду продукции и темпам изменения ставки акциза за ряд предыдущих периодов.

где: Тi — темп изменения объемов производства в i-том периоде;

Аi и Аi-1 — поступления акцизов в бюджетную систему по данному подакцизному товару в i-том и в (i-1)-ом периодах соответственно;

Si — темп изменения ставки акциза в i-том периоде.

Для определения прогнозных значений темпа изменения объема производства и темпа изменения ставки акциза можно использовать формулу среднего геометрического:

где: Тi — темп изменения объемов производства в i-том периоде.

где: Si — темп изменения ставки акциза в i-том периоде.

Процедура прогнозирования поступлений акцизов от производства и реализации алкогольной и табачной продукции в бюджетную систему РФ аналогична прогнозированию поступлений акцизов на нефтепродукты. Для каждого данного вида продукции прогноз поступлений акцизов определяется по той же формуле:

Однако, в связи с тем, что в отношении алкогольной и табачной продукции кроме специфических налоговых ставок применяются еще и адвалорные (в процентах), формула расчета темпа изменения ставки акциза имеет следующий вид:

где: S — темп изменения ставки акциза в общем случае смешанной схемы налогообложения;

С и С0 — специфическая ставка акциза в плановом и базовом периодах соответственно;

Ц и Ц0 — цена продукции за ед. изм., на которую устанавливается адвалорная ставка акциза в плановом (прогноз) и базовом периодах соответственно;

Р и Р0 — адвалорная ставка акциза в плановом и базовом периодах соответственно.

При взимании акциза только по специфической ставке (как в случае алкогольной продукции) Р = Р0 = 0 и формула для расчета темпа изменения ставки акциза принимает вид:

Прогноз поступления акциза по всем видам подакцизных товаров рассчитывается как сумма прогнозов поступлений акциза по каждому виду подакцизных товаров.

За январь-апрель 2020 года консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным положительным балансом в 261 млрд руб. Тем не менее устойчивость региональной бюджетной конструкции находится под угрозой. В апреле 2020 года собственные доходы регионов под влиянием падения нефтяных цен и режима самоизоляции сократились почти на 30% по сравнению с апрелем 2019 года. Поступления от налога на совокупный налог уменьшились на 40%, что отражает последствия приостановки малого бизнеса. Одновременно расходы регионов в апреле 2020 года выросли (год-к-году) на 24,5%, в основном из-за двукратного увеличения расходов на здравоохранение. Лидером по темпам увеличения расходов стал Москва. По оценкам НИУ ВШЭ, по итогам 2020 года можно ожидать падение собственных доходов регионов на 12-15%. По оценке экспертов, поддержка регионов из федерального центра в 2020 году – при предположении, что регионы-доноры в состоянии самостоятельно решить большую часть бюджетных проблем – должна составить не менее 1 трлн руб.

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-апрель 2011–2020 гг., в % к ВВП


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За первые четыре месяца 2020 года доходы консолидированных региональных бюджетов сократились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 1,2%; сокращение собственных (за вычетом трансфертов из федерального бюджета) доходов составило 6%; соответственно, трансферты из федерального бюджета выросли на 30%. Влияние нынешнего кризиса,

Рис. 2. Отношение собственных доходов регионов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением собственных доходов.

вызванного пандемией и падением цен на нефть, на региональную экономику в полной мере проявилось в апреле 2020 года. Доходы консолидированных региональных бюджетов за этот месяц сократились по сравнению с апрелем 2019 года более чем на 20%, собственные доходы регионов – почти на 30%. Поступления налога на прибыль уменьшились за апрель на 29%, поступления от наиболее устойчивого к кризису НДФЛ – на 19% (в целом за январь-апрель 2020 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года поступления НДФЛ выросли на 3%). Поступления от налога на совокупный налог рухнули в апреле 2020 года (г/г) на 40%, что свидетельствует об остановке многих предприятий малого бизнеса; поступления налога на имущество сократились на 44%; поступления от акцизов выросли на 15% (результат перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов).

Масштабы снижения собственных доходов существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 2, Москва также относится к регионам, в которых снижение собственных доходов в апреле 2020 года было более резким, чем по России в целом. Ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, Республика Коми, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. В них сокращение бюджетных доходов непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Такие развитые в экономическом отношении регионы, как Московская и Свердловская области, также столкнулись в апреле с существенным сокращением собственных доходов. В то же время в основном нефтедобывающем российском регионе – ХМАО – собственные доходы в апреле выросли на 28% (судя по бюджетной отчетности, такой рост связан с перерасчетами налога на прибыль за 2019 г.), а в Тюменской области – сократились всего 11%. Поэтому типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

Рис. 3. Отношение поступлений налога на прибыль в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением налога на прибыль.

В среднем по России поступления наиболее важного для регионов налога – на прибыль, как уже было отмечено, сократились в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. на 29% (чуть меньше, чем собственные доходы в целом). Изменение поступлений по налогу на прибыль чрезвычайно дифференцировано по регионам.

Если рассчитанный на основе апрельских данных коэффициент вариации такого показателя, как изменение собственных доходов, составлял 25%, то аналогичный показатель, рассчитанный для налога на прибыль, равнялся уже 69%.

Между списками регионов на рис. 2 и 3 немало пересечений. Из рис. 3 видно, что в апреле текущего года целый ряд регионов потерял свыше 50% поступлений налога на прибыль. Одновременно в восьми регионах сокращение поступлений этого налога в апреле было меньше 10%, а в 17 регионах они превысили показатели апреля 2019 г. К этим регионам относятся в частности ХМАО, Республика Саха, Ленинградская, Тверская, Воронежская области. Это может быть связано с перерасчетом налога за 2019 г.

Наконец, заметим, что масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в апреле 2020 г. (г/г) практически не коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов.

Расходы региональных бюджетов в январе-апреле 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 18%. В апреле 2020 г. увеличение расходов бюджетов составило (год к году) 24,5%.

Лидирует по масштабам увеличения апрельских расходов Москва, самый мощный в финансовом отношении регион, где расходы выросли на 67%. Но как видно из данных рис. 4, рост бюджетных расходов трудно связать со статусом региона-донора или с другими экономическими показателями.

Рис. 4. Регионы с наибольшими темпами роста расходов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в апреле 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. выросли в два раза и составили 210 млрд руб.

Опережающими темпами росли расходы на управление – прирост составил 34%. Темпы роста расходов на национальную экономику и социальную политику в регионах примерно соответствовали темпам роста суммарных расходов. Судя по данным рис. 5, в регионах была проведена реструктуризация расходов: сократились расходы на культуру, СМИ, расходы на обслуживание долга. Последнее связано со льготами по бюджетным кредитам, предоставленными федеральным центром.

Увеличение расходов на здравоохранение в апреле крайне неравномерно распределено по регионам.

Как видно из рис. 6, целый ряд регионов увеличил расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. в 3-5 раз. Такой рост можно расценивать как индикатор того, что до начала эпидемии коронавируса эти расходы были недостаточны.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За январь-апрель 2020 г. положительный баланс консолидированных региональных бюджетов составил 261 млрд руб. (за январь-апрель 2019 г. профицит составлял 952 млрд руб.). В апреле 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены уже с дефицитом 80 млрд руб. На 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным, по сравнению с банковскими кредитами, облигационным заимствованиям.

Рис. 6. Регионы с наибольшими темпами роста расходов на здравоохранение в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г. (апр. 2019 = 100%)


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. на региональном уровне достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнутся одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики.

По гипотезе аналитиков НИУ ВШЭ, экономическая ситуация в регионах в оставшиеся месяцы 2020 г. будет постепенно улучшаться. Тем не менее в соответствии с базовым прогнозом Института "Центр развития", регионы в 2020 г. могут потерять 12-15% собственных доходов, или порядка 1,4-1,7 трлн руб. Примерно половина этих потерь придется на регионы-доноры. Даже если предположить, что помощь для компенсации снижения собственных доходов понадобится только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета в 2020 г. составит примерно 700-800 млрд руб. Кроме того, должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту (возможно, за счет частичного перераспределения региональных расходов). С учетом этого потребность в дополнительных расходах федерального центра на поддержку регионов может превысить 1 трлн руб.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: