Наличие системы налогов и сборов в первобытном обществе

Опубликовано: 02.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    date image
    2015-05-20 views image
    5358

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    Социальные нормы первобытного общества. Власть основывалась на социальных нормах, предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений, социально-значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными правилами.

    Признаки социальных норм в первобытном обществе:

    1) Регулировали отношения между людьми

    2) Регулировали типичные ситуации

    3) Носили сознательно волевой хар-ер

    4) Рассчитаны на многократные применения и неопределенный круг лиц

    5) Закреплены в сознании членов первобытного общества

    6) Обеспечивали применения к нарушителю мер принудительного воздействия со стороны соплеменников, а также убеждение возможности наказания духов предков или божеств

    7) Социальные нормы носили недифференцированный хар-ер, то есть являлись моно нормы. Моно норма– это единые не дифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения.

    Виды социальных норм:

    1) Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения, с помощью обычаев регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношение с другими родами

    2) Ритуалы – правило поведения (более красочно, шоу), Источник: Чертова Н. А

    3) Обряды – правило поведения (воспитательные цели преследует, то, что проникает через психику, например обряд посвящения в войны)

    4) Мифология –совокупность примеров должного или недопустимого поведения, которым должны следовать люди во взаимоотношениях с природой и друг с другом. Миф –это предание, сказание о Богах, обожествленных героях, первопредках, возникающие в первобытном обществе.

    5) Религиозные нормы

    6) Нормы морали - правило поведения, регулирующее отношения между людьми на основе представлений о добре, зле, справедливости, несправедливости.

    7) Нормы Табу-запрет на осуществление к-л действий или произношение определенных слов.

    ? Чем отличается гос власть от власти потестарной(догосударственной) – см. 7 вопрос – признаки гос власти. Назвать 5-6 отличий:

    П/О ГОС ВЛАСТЬ
    Власть выражала интересы всего общества Власть носит групповой характер
    Осуществляется старейшинами, отсутствует чиновничий аппарат Власть осуществляется гос аппаратом.
    Мотив подчинения власти – Власть авторитета Авторитет власти (подчиняемся под страхом наказания)
    По способу осуществления власти – общественное мнение Возможность гос принуждения
    Люди объединялись по принципу кровного родства Население – По территориальному признаку
    Налоги – не собирались Налоги собирались

    5. Возникновение государства и его отличие от первобытного общества. ( если попадется еще из 6 почитай)

    Фредрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» - база под данную теорию

    В процессе развития первобытного общества создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудия труда люди приобретали новые производственные навыки, повышалась производительность труда, стали более разнообразными и противоречивыми интересы членов рода, поэтому считается, что появление собственности, гос-ва, правовых норм связано с изменениями, произошедшими в экономике при переходе от присваивающей к производящей экономике.

    Присваивающая экономика(хар-ка):

    1) Примитивный способ производства и примитивные орудия труда

    2) Зависимость человека от природных условий

    3) Коллективная собственность на средства производства

    4) Отсутствие четко выраженного разделения труда между мужчинами и женщинами

    5) Уравнительное распределение материальных благ.

    Переход общества от собирательства, рыболовства и охоты к производящему типу экономики, то есть к скотоводству и земледелию начался 10-15 тысяч лет назад, появлялась частная собственность и общество разделилось на классы, тем самым появилось гос-ва. Важную роль в переходе от первобытного к производящему способу производства сыграло общественное разделение труда, это предшествовало, как считал Энгельс, появлению гос-ва. Было 3 крупнейших общественных разделений труда:





    1)отделение скотоводства от земледелия

    2)Отделение ремесла от земледелия

    3)Обособление группы людей, занимающихся товарообменом – купцы

    Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудия труда способствовало росту производительности труда. Человек начал производить большее кол-во продукта, чем было необходимо ему, в результате появился избыточный продукт (накопление орудий труда, запасов товаров и в более поздний период это обособление участков земли) и появление избыточного продукта привело к появлению частной собственности.

    С появлением частной собственности общество стало дифференцироваться по имущественному признаку, появились богатые и бедные и их интересы стали противоречить друг другу. Богатые стремились к упрочнению своего экономического преимущества, а бедные к изменению своего зависимого положения. В сложившихся экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Общество в силу раскола на экономически неравные группы объективно порождает такую организацию власти, которая с одной стороны, должна поддерживать интересы имущих, с другой стороны, сдерживать противоборства между ними и экономически зависимой части общества, данной организацией, выделившейся из общества стало - государство.

    В основе появления государства лежат экономико-политические и социальные причины:

    1 блок – экономика – политические причины:

    1)Крупные общественные разделения труда и появление постоянных производств (земледелие, рыболовство, ремесло);

    2)Углубленная специализация труда (земледелие, рыболовство, ремесло + товарообмен)

    3)Необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков (причина – появление частной собственности)

    4)Необходимость охраны границы территории, где находится производство и частная собственность.

    5)Обеспечение постоянного управления обществом.

    2 блок – социальные причины:

    Выполнение общих дел (действовать коллективно), например, строительство ирригационных сооружений, борьба со стихийными бедствиями и позже, строительство дорог;

    Отличие гос-ва от первобытного общества:

    1)Власть:

    В первобытном обществе – она основывалась на родоплеменном устройстве общества, интересе всех членов рода и основывалась на авторитете, не имела территориального характера;

    В государстве – власть распространяется на население, проживающее на его территории;

    2)Организация общественной жизни:

    В первобытном обществе – самоуправление;

    В государстве – публичная власть, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением.

    3)Регуляция жизни в обществе:

    В первобытном обществе осуществлялась социальными нормами

    В государстве – нормами права.

    4)Налоги и сборы:

    В гос-ве устанавливается система налогов и сборов

    В первобытном – отсутствует система налогов и сборов

    5)Суверенитет:

    В государстве – имеется суверенитет (независимость гос-ва при решении внутренних и внешних вопросов в жизни гос-ва)

    В первобытном обществе суверенитет отсутствовал

    Теории происхождения государства:

    1) теологическая теория (божественная) – Фома Аквинский, Августин, Жан Мольтен – государство создал Бог, а правитель – его посредник

    2) патриархальная теория – Аристотель, Фильмер, Михайловский – государство процесс развития семьи, а гос власть возникает из власти отца над членами семьи

    3) договорная теория (естественная теория)– Гуго Гроций, Джон Локк, Дидро, Радищев, Спиноза – государство возникает в силу договора, который люди заключили сознательно, чтоб преодолеть недостатки естественного состояния

    4) теория насилия – Лев Гумплович, Кауцкий, Дюринг Евгений – обусловлено актом насилия, завоевание

    5) ирригационная теория – возникновения государство связано с необходимостью больших сооружений

    6) органическая теория – Спенсер – природа развивается, эволюционное развитие природы приводит к образованию объединения людей, которые в процессе естественного отбора образуют единый организм – государство

    7) психологическая теория – Лев Петражинский, Фрейд, Фроун, Тард – особенности возникновения государства связывают с психикой человека, которые хотят управлять и подчиняться

    8) инцестная теория (половая теория)– Левий-Штросс – запрет на кровосмешение

    9) расовая теория – Ницше – основная раса, главная, низшая, которая должна быть уничтожена

    10) классовая – Маркс, Энгельс – государство – это продукт социально-экономического развития общества

    Глава I.
    ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

    § 1. Происхождение права и государства

    Где право берёт начало? Какие задачи решали ранние государства? Можно ли утверждать, что в период своего становления все государства решали универсальные задачи?

    Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права, государства, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов (в их юридическом понимании), без правовых учреждений, таких, как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы и т.д. У права есть богатая история, оно располагает множеством укоренившихся традиций, идущих из глубокой древности.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА

    Отмечая глубокие исторические связи государства и права, особенно на этапах новой и новейшей истории человечества, некоторые учёные на базе данных современной науки приходят к выводу, что право появилось раньше государства; оно в первичных формах, прежде всего в форме обычного права, активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества. Лингвисты, изучающие индоевропейскую и другие языковые ветви, относят появление базовых правовых терминов (договор, суд, долг, заём, наказание и др.) к древнейшим эпохам, когда о государстве не могло быть и речи. В этнографической литературе зафиксировано немало племенных обычно-правовых систем, достигших в разработке отдельных институтов высокого юридико-технического уровня.

    Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся коллективизм, точнее, природный коллективизм, в рамках которого индивидуальное обособление ещё невозможно. Социальные ячейки или группы, в которых жил первобытный человек, были различными по видам и формату: род, племя, союз племён, родовая и соседская общины, двор, стойбище, поселение и др.

    Чрезвычайно важной чертой первобытного общества является его традиционный характер. Традиции представляются как многообразные и разнородные линии преемственности между поколениями людей, передаточные механизмы, через которые опыт старших усваивается молодыми. Социальный опыт в первобытных группах приобретается через непосредственные контакты молодёжи с людьми старшего возраста, в ходе которых происходит обучение, усвоение знаний, мифов, обычаев, передача опыта взрослой жизни. Отсюда широко распространённые обычаи почитания старших, привилегии стариков в семье и группе.

    Древний человек, как и современный, не мог жить без правил, социальных норм, на которые люди ориентируются в своих действиях. Жизнь каждого человека, задолго до его рождения, была предопределена и расписана в массе традиций и норм, вплоть до самых мельчайших деталей. В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний обычаев на все случаи жизни. Весьма ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было табу – установленные запреты и ограничения контактов с определёнными предметами, продуктами, животными и людьми. Табу соблюдалось ради того, чтобы не навлечь на себя неудачи в делах, несчастья в жизни.

    В раннепервобытной общине система социальных норм, как предполагают некоторые учёные, была единой, слитной, внутренне не дифференцированной. Такую систему социальных норм называют синкретической (слитной, не разделённой на части). Человек знал норму, исполнял со старанием все правила, но способность проводить различие между нормами, скажем, права и морали появилась у него значительно позднее, на подходе к цивилизации.

    Религия, мораль, право возникали примерно в одно и то же время, хотя оно было очень длительным, охватило, судя по всему, не один десяток столетий, а может быть, и не одно тысячелетие.

    Источником социальных норм первобытности выступали процессы распределения и потребления продукта, добытого охотниками, собирателями и рыболовами. Эти нормы известны в специальной литературе как «правила дележа пищи», которые по своей общепризнанности в группе и обязательности напоминают правовые нормы.

    Нормативная сфера первобытности испытала глубокие преобразования при переходе человечества от палеолита к неолиту, от присваивающего к производящему хозяйству. Этот переход далеко не сразу отразился на внутреннем состоянии и социальной организации первобытных групп. В них по-прежнему сохранялся, и довольно долго, дух коллективизма и равенства.

    Зарождение частнособственнических начал в недрах разлагающегося первобытного общества открывает эпоху появления разнообразных сделок с имуществом. Акт простого продуктообмена между группами представлял собой простейшую сделку, которая получила почти современный вид, когда в оборот поступил специально произведённый и предназначенный для обмена продукт, т.е. товар. С появлением денег становится возможной устойчивость пропорций в обмене одного товара на другой. Таким образом складывались условия для самой распространённой в человеческом обществе сделки – купли-продажи. С появлением денег возникает типичный частноправовой институт денежного займа, требующий надёжных средств обеспечения обязательств. Они создавались постепенно в рамках различных древних культур и обществ.

    Довольно рано начинается история аренды имущества и земли, которая впервые фиксируется на стадии коллективного и родового хозяйства. В целом же можно сказать, что основная часть институтов, которые мы относим сегодня к гражданскому, торговому и некоторым другим отраслям частного права, исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, которые, в свою очередь, выросли из древней практики межплеменного продуктообмена, дарений и дарообменных отношений.

    Первобытная власть коренилась в природе групповой, коллективной жизни, существовала в силу необходимости организовывать усилия людей, которые могли выжить только в тесном сплочении, в условиях взаимопомощи, кооперирования труда. Люди, осуществлявшие власть в первобытной общине, начиная с её ранних форм, не претендовали на особое положение начальников, которое присуще власть имущим в цивилизованных обществах. Формы и методы осуществления первобытной власти были разными, но требования к ней оставались постоянными и едиными: власть обязана обеспечивать интересы общины.

    Делами первобытного общества управляли люди немоодые – это черта системы власти, которую иногда называют геронтократия (от греч. geron (gerontos) – старик). В обществе, основанном на традиции и прошлом опыте, не может быть иначе, потому что именно старики (по меркам того времени) обеспечивают преемственность поколений, сохранение исконного порядка вещей. История судов начинается с советов старейшин, они первыми взяли на себя судейские функции. Суд в лице старейшин впервые предстает как учреждение власти, правда, пока ещё племенной. Позднее судейские функции и правовое посредничество станут самостоятельными занятиями для подготовленных людей, которые войдут во властные структуры общества Древнего мира.

    Обязанности лидера в группе первобытного общества требовали не только знаний, мудрости, предусмотрительности в делах, но и сноровки, выносливости, физической силы, а такими качествами пожилые люди, конечно, не обладали. Рядом с ними поднималось более молодое поколение вождей (нередко они выдвигались благодаря своим личным качествам – уму, сообразительности, превосходству в силе, не в последнюю очередь и характеру).

    Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям. Вождь в большей степени, чем его сородичи, был опутан сетью норм, табу, ограничений, к тому же обязан отправлять большое количество очистительных обрядов – постов, воздержаний, зароков, смысл которых в наделении вождя магической силой, своего рода святостью, необходимой для счастья и процветания племени. Практически повсеместно в древности выступало требование к вождю быть образцом в соблюдении норм, правил, табу, социальных и религиозных традиций.

    Конечно, властные структуры первобытных общин сильно отличались друг от друга по способам формирования, степени авторитарности и характеру отношений между вождями и группами. Но почти везде первобытная власть в первобытном обществе, основанная на коллективных представлениях и соответствующих нормах, была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Эпоха расцвета и начала разложения первобытной родовой общины в целом способствовала укреплению власти вождей в коллективах. Процесс этот стал особенно заметным в условиях производящего хозяйства, с развитием культуры земледелия и скотоводства, оседлого образа жизни, с появлением межплеменного обмена и да- рообмена. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался.

    Однако фундамент первобытной коллективности, на котором строилась система отношений власти внутри родов и племён, постепенно подтачивался. Переход к социально дифференцированному, иначе говоря, раннеклассовому обществу, занявший довольно длительный период времени, означал, что власть теряла первобытно-коллективные черты. Начинается процесс формирования политических структур и институтов, за которыми скрываются интересы не всего социально однородного общества, а обособившихся частей общины, которые, заняв лучшие экономические, сакральные и иные позиции в жизни, пытались удержать и сохранить их у себя средствами власти. Этот процесс завершается возникновением государства как наиболее совершенной политической организации, отвечающей социально неоднородному обществу.

    Процесс образования государства был медленным. Зачастую он начинался с выдвижения военных вождей на передовые позиции во властных структурах разлагающегося первобытно-общинного строя. Военная деятельность всё больше отделялась от производственной, в общинах увеличивалось количество людей, для которых война была основным занятием и профессией, формировалась особая военная каста, особый слой людей, подчиняющихся только военному предводителю. Последние с целью успешного проведения походов заключали между собой договоры, создавали союзы, избирали, назначали единого вождя, или он сам выдвигался, будучи сильной личностью. Военные союзы племён превращались в мощную политическую силу, они, собственно, и представляли собой первичную форму государственности.

    В рамках союза племён возникает организация власти, общая для всех входящих в него групп, постепенно подчиняющая себе традиционные властные структуры, которые, несмотря на отчаянное сопротивление, вынуждены были отступать перед силой новой организации – публичной власти. Во главе её стоит сильный вождь (царь, князь, фараон и др.), военный предводитель, в распоряжении которого находятся механизмы, позволяющие принуждать людей к повиновению. Он стоит в центре публичной власти, олицетворяет её централизованное начало, опирается на войско и чётко выделившийся слой людей, своих соратников, которые состоят при нём и выполняют различные организационные, управленческие функции, весьма похожие на административные полномочия современных чиновников.

    Ядром централизованной публичной власти являются сам царь и его «управленческий аппарат», который вначале был ещё слаб и неопытен.

    После формирования публичной власти и зарождения первичных форм государственности тянется длинная полоса истории, на протяжении которой сфера властных отношений раздвоена: с одной стороны – публичная власть, активное и наступательное государственное начало, устремлённое к завоеванию руководящих позиций в обществе, а с другой – традиционная власть в группах, которая пытается выжить, удержать своё влияние на общественные дела. Это историческое противостояние разрешилось в пользу государства.

    Если публичная власть явилась исторически первым признаком государственности и государства, то второй по политической важности признак связан с территориальным вопросом. Как только раннее государство почувствовало в себе силы, достаточные для проведения административных реформ, так прежде всего оно перекроило и перемешало территории, принадлежавшие с незапамятных времён племенам и общинам, заменило их территориальными единицами, созданными для удобства централизованного управления. Этот признак, известный как административно-территориальное деление, государство сохраняет до наших дней.

    Столь же древними и универсальными являются государственные налоговые институты, сборы материальных и финансовых средств с населения для покрытия расходов царской публичной власти, которые могли быть уже в древности очень значительными, особенно во время войн. Первоначальная идея налогов (даней, натуральных и иных повинностей) состояла в том, что подчинённое царю население должно содержать его чиновников и войско в обмен на обеспечение внешней безопасности региона, поддержание внутреннего мира и порядка в обществе, создание благоприятных условий для экономической деятельности и торговли.

    Появление публичной власти было вызвано определёнными общественными потребностями и функциями, с реализацией которых уже не могли справляться властные институты родового общества. Функции поддержания порядка, безопасности и развития широких внешних сношений между народами и землями сделали государство необходимым для всех, но внутри социально дифференцированного общества преимуществами государственного строя воспользовались экономически сильные слои населения (классы), которые при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения. Государство во все времена выражало точку зрения господствующего слоя населения, в этом смысле оно действительно является классовым.

    Формы ранней государственности отличались большим разнообразием и способами происхождения, для которых военный фактор не всегда был решающим. Условиями формирования первичных государственных образований, кроме войны, могла выступать необходимость контролировать торговые пути, другие межрегиональные коммуникации, стремление распространять религиозные культы, наконец, не последнюю роль играли амбиции полководцев и царей, которые насильственно приобщали к государственности политически ещё неразвитые племена и народы. Заметим, что эти и другие обстоятельства лежат в основе появившихся в дальнейшем различных теорий происхождения государства (теологическая, договора, насилия, материалистическая и т.д.).

    Государство как высшая форма политической организации общества явилось величайшим достижением человеческой культуры. Оно досталось человечеству с большим трудом и ценой невероятных страданий. Хотя само его существование немыслимо без принуждения и насилия, как такового, без дисциплины, обязанностей и повинностей со стороны участников общественной жизни, всё же только государство способно осуществлять социальное управление и регулирование общественных отношений на самом высоком организационном уровне. С появлением государства человечество резко устремилось вперёд, создав огромное число материальных и духовных ценностей – от египетских пирамид до современных информационных технологий. За пять-шесть тысячелетий истории государства творческий разум человека, опираясь на широкие организационные возможности, сумел создать цивилизацию, превзойти многократно всё то, что было сделано им за сотни тысяч лет догосударственного существования. Организационный потенциал государства сегодня не исчерпан, он с помощью современных средств может быть усилен в целях совершенствования государства как инструмента социальных преобразований.

    Вопросы для самопроверки

    1) Какое значение в первобытном обществе имели традиции? 2) Что называют синкретической системой норм? В чём причина её существования в первобытном обществе? 3) Какие сферы жизни первобытного коллектива регулировались? 4) Что и почему привело к появлению разнообразных сделок с имуществом? Какие правовые акты возникают в связи с этим? 5) В чём заключаются коренные различия между первобытной властью и властью государственной? 6) В чём причины начала процесса формирования политических структур и институтов? 7) Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти?

    1. Сопоставьте функции первобытной власти и власти государственной: что общего, в чём различие?

    2. Определите причины различий, существующих между функциями первобытной власти и государственной.

    3. Назовите первые признаки государства и государственности. Чем вы можете объяснить, что традиционная власть уступила свои позиции публичной власти?

    4. Существует несколько теорий происхождения государства, самыми распространёнными из них являются: теологическая, патриархальная, органическая, договорная, теория насилия, материалистическая (экономическая). Литературу о них можно найти, в частности, на следующем сайте: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omel/index.php. Определите, приверженцем какой теории возникновения государства является автор параграфа. Приведите выдержки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.

    5. В параграфе говорится, что «с появлением государства человечество резко устремилось вперёд». Выскажите ваше мнение, чем можно объяснить такое влияние государственной власти на развитие общества.

    «Что для болезней лекарство, то для дел право».

    «Правосудие – основа государства».

    «Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего».

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
    Фото Всеволода Альшанского, Кублог

    К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

    1. Мировая история

    Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

    Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

    При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

    Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

    2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

    3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

    4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

    По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

    1. Финансовые принципы организации налогообложения:

    • достаточность налогообложения;
    • эластичность (подвижность) налогообложения.
    2. Народнохозяйственные принципы:

    • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
    • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
    3. Этические принципы, принципы справедливости:

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.
    4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налога;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.
    Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

    2. Российская современность

    1. Принцип законности налогообложения;
    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
    3. Принцип справедливости налогообложения;
    4. Принцип публичности налогообложения;
    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
    8. Принцип определенности налоговой обязанности;
    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
    10. Принцип единства системы налогов и сборов.
    Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

    • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
    • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
    • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
    Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

    В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

    Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

    В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

    3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

    Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

    4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

    8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

    10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

    История налогообложения

    1. История налогообложения в мире

    История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

    Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

    Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

    Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

    • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
    • Дорожная пошлина
    • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
    • Сбор за ярлык для ослов
    • Налог на наследство
    • Сбор за обмен и размен денег
    • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
    • Сбор со скота
    • Налог на владение рабами
    • Налог в продовольственный фонд столицы
    • Земельный налог
    • Специальный налог на огороды
    • Налог на вино
    • Налог на пшеницу
    • Налог на огурцы и др.

    Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

    Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

    Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

    В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

    Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

    Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

    Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

    После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

    Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

    В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

    Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

    На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

    В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

    Читайте также: