Начислен земельный налог проводка

Опубликовано: 16.05.2024

В июле организации – плательщики земельного налога перечисляют авансовый платеж по данному налогу за II квартал. Если, конечно, местные власти установили отчетные периоды по земельному налогу. Конкретные сроки уплаты устанавливают местные власти. Давайте разберемся, как правильно посчитать авансовый платеж и кто это должен делать.

Земельный налог платят с участков, которые признают объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса РФ.

Плательщик налога – организация, в собственности которой находится такой земельный участок. Если фирма арендует землю, налог платить не нужно (ст. 388 НК РФ).

Отдельно скажем про земельные участки, входящие в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Налогоплательщиками являются управляющие компании, а налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Право собственности на землю нужно регистрировать в Росреестре. Если организация купила земельный участок и еще не получила на него свидетельство о госрегистрации права собственности, земельный налог не платят.

Некоторые организации освобождены от уплаты земельного налога. Например, это:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

По итогам отчетных периодов сдавать расчеты авансовых платежей по земельному налогу не нужно.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу приведен в статье 395 Налогового кодекса РФ.

Также существуют виды земельных участков, которые всегда освобождены от уплаты налога в силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. В частности, это земли лесного фонда и участки, ограниченные в обороте.

Вдобавок, местные власти могут освобождать от уплаты земельного налога некоторые категории налогоплательщиков. Также в компетенции местных властей уменьшать суммы налога и снижать налоговую ставку. Чтобы это проверить, загляните в местный закон – вдруг у вашей компании есть право на льготу.

Как определить налоговую базу

Для расчета земельного налога надо знать налоговую базу и ставку налога.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка на начало налогового периода. То есть на 1 января года, за который компания начисляет налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Узнать кадастровую стоимость можно несколькими способами. Во-первых, на сайте Росреестра. И там же лучше отслеживать изменения этой стоимости. Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно узнать в налоговой инспекции, где организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога.

Возможна ситуация, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Тогда кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Формула такая:

КСч = КСполн × Д

– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Д – доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах.

Теперь предположим, что у фирмы в собственности один из этажей (его часть) нежилого здания. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, используйте формулу:

КСч= КСполн × Плорг: Плобщ

– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Плорг – площадь помещения, принадлежащая организации на праве собственности; – Плобщ – общая площадь здания.

Что делать, если кадастровая стоимость изменилась

Кадастровая стоимость участка может измениться в течение года. Это возможно в следующих случаях.

Во-первых, меняется категория (вида разрешенного использования) земельного участка или устанавливается кадастровая стоимость участка, равная рыночной. В таком случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Организации на «упрощенке» и «вмененке» признаются плательщиками земельного налога по общим правилам (п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Во-вторых, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Тогда изменение учитывайте начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для расчета налога изменен­ная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, пунктов 18 и 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013.

В-третьих, в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

При таком раскладе изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.

Какие ставки налога

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливают местные власти. Ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель. В отношении прочих земельных участков максимальная ставка налога составляет 1,5 процента.

Так предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Как считать налог и авансы еще в двух сложных случаях

Возможно, участок находится не территории нескольких муниципальных образований. Чтобы рассчитать земельный налог по такому участку, определите сумму налога по каждой его части по формуле:

Зн = КС × Нст

– Зн – земельный налог (аванс) по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования; – КС – кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования; – Нст – налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования.

Существует специальный механизм и в случае, когда право собственности на земельный участок возникает или прекращается в течение года. Тогда земельный налог и авансы по нему рассчитайте с учетом коэффициента Кв. Чтобы посчитать коэффициент для авансов по земельному налогу, используйте формулу:

Кв= Мп:3

– Кв – специальный коэффициент; – Мп – количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном отчетном периоде; – 3 – количество месяцев в отчетном периоде (квартале).

Для подсчета количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, существует специальное правило. Учитывайте месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно. Месяцы, в которых право собственности на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются. Так предусмотрено пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Как перечислять авансы по налогу в бюджет

Налоговый период по земельному налогу – календарный год. А отчетными периодами являются I, II и III кварталы. Причем местные власти вправе и не устанавливать отчетные периоды на своей территории (ст. 393 НК РФ).

Впрочем, обычно муниципалитеты устанавливают отчетные периоды. Соответственно, и авансы по налогу следует перечислять ежеквартально. Зачастую крайний срок уплаты аванса – последнее число месяца, следующего за кварталом. То есть в случае со II кварталом это 31 июля. Поскольку в 2016 году это число выпадает на воскресенье, действует стандартное правило о переносе на ближайший рабочий день. Значит, крайний срок уплаты аванса выпадает на 1 августа (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Предприниматели платят земельный налог как обычные физлица – на основе уведомлений из ИФНС раз в год.

Считают аванс просто. Сперва кадастровую стоимость (налоговая база) умножают на налоговую ставку (она зависит от вида земель и правил, установленных местными властями).

Затем полученное число делят на 4. Это и есть авансовый платеж по итогам отчетного периода (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Конкретные сроки перечисления авансовых платежей устанавливают местные власти. При этом срок уплаты авансов не может быть чаще одного раза в квартал.

Как учесть авансы по земельному налогу

В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68, к которому откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу».

Чтобы начислить земельный налог и аванс по нему, делают проводку:

ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» – начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).

Если земельный участок предоставляется в аренду (и это не является предметом деятельности организации), налог учитывают как прочий расход:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» – начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).

При перечислении земельного налога и авансов по нему делают запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» КРЕДИТ 51 – перечислен в бюджет земельный налог (авансовый платеж по налогу).

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) включите в состав прочих расходов. При методе начисления сделать это нужно в том периоде, за который налог или авансы по нему рассчитаны. При кассовом методе платежи учитывают в периоде их фактического перечисления. Так предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 272 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Организации на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть земельный налог и авансы по нему при расчете налоговой базы. Учесть затраты можно в том периоде, когда земельный налог или аванс по нему был фактически уплачен в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм налога или авансов по нему можно первичными документами, оформленными согласно действующему законодательству. Например, это может быть справка бухгалтера. Об этом сказано в письме ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163. Хоть это письмо адресовано плательщикам налога на прибыль, оно актуально в том числе и для фирм на «упрощенке».

Что касается «упрощенцев» с объектом «доходы», то они при расчете упрощенного налога сумму уплаченного земельного налога и авансов по нему не принимают во внимание.

Аналогичное по сути правило действует для плательщиков ЕНВД. Таковы требования пункта 3 статьи 346.21, статьи 346.29 и пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ.

Налоговый консультант Тамара Петрухина


Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>


  • Как начисляется земельный налог и какое ПБУ при этом применять
  • Проводки для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу (счет 68, субсчет «Земельный налог»)
  • Итоги

Как начисляется земельный налог и какое ПБУ при этом применять

Для того чтобы определить ПБУ, к которому стоит обращаться для бухгалтерского учета земельного налога, нужно понять, к какой бухгалтерской категории его стоит относить.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ налог на земельный участок является формой оплаты за его использование. Участки земли в бухучете учитываются в составе основных средств, таким образом, плата за пользование землей (объектом ОС) является ничем иным, как расходом, который связан с процессом эксплуатации и использования объекта ОС.

О том, как рассчитывается земельный налог и что меняется в порядке его уплаты в 2020 году, читайте здесь.

Учет расходов по организации ведется в бухучете в соответствии с нормами ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Земельный налог может быть отражен в составе:

  • издержек по основным видам деятельности (пп. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • прочих издержек (п. 11 ПБУ 10/99).

Важно! Учитывать в составе издержек земельный налог можно, если на данном земельном участке не производится капитальное строительство, он введен в эксплуатацию и является объектом ОС.

В том случае, если на участке осуществляется капитальное строительство, то плата за землю в виде земельного налога должна учитываться в бухучете в составе капитальных затрат по строительству. Эта норма отражена в ПБУ 6/01 (п. 8 и п. 14).

Рассмотрим все возможные проводки по начислению земельного налога более детально.

Проводки для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу (счет 68, субсчет «Земельный налог»)

Все налоги в бухучете отражаются на счете 68 «Налоги», а для каждого налога должен быть открыт субсчет — в нашем случае субсчет «Земельный налог». Эту процедуру осуществляют посредством утверждения рабочего плана счетов для организации, который является неотъемлемым приложением к такому важному и необходимому документу в бухучете, как «Учетная политика».

Поскольку счет 68 является пассивным, то все начисления по земельному налогу будут производиться по кредиту этого счета.

Теперь разберемся со счетами, которые могут дебетоваться в корреспонденции с указанным 68-м счетом.

  1. Земельный налог относится к издержкам по основной деятельности.

Когда участок земли используется в процессе осуществления определенного вида деятельности организацией, то затраты в виде платежей за землю (налога) должны отражаться на следующих счетах бухучета:

  • счет 20, если расходы относятся к основному производству;
  • счет 23, если расходы касаются вспомогательного производства;
  • счет 25, если затраты общепроизводственные;
  • счет 26, если затраты общехозяйственные;
  • счет 29, если затраты касаются обслуживающих хозяйств и производств;
  • счет 44, если это издержки при реализации.

Если резюмировать все вышесказанное, то проводки по начислению земельного налога при отнесении издержек по оплате за землю (налогу) на расходы по виду деятельности будут такие:

20, 23, 25, 26, 29, 44

68 (субсчет земельного налога)

Если участок земли сдается организацией в аренду, то плата за землю должна отражаться в составе прочих издержек.

Важно! Это правило действует в том случае, если сдача в аренду земли не является основополагающим направлением деятельности, а таким способом просто эффективно используются невостребованные организацией активы.

Прочие расходы отражаются в бухучете на счете 91.2. Проводка будет такой:

68 (субсчет земельного налога)

При капстроительстве издержки собираются в разрезе каждого объекта на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по открытому к нему субсчету «Строительство ОС». В данном случае, когда начислен земельный налог, проводка будет иметь следующий вид:

08 (субсчет строительство ОС)

68 (субсчет земельного налога)

Мы рассмотрели начисление земельного налога в соответствии с различным характером использования участка. Теперь рассмотрим проводку при уплате этого налога. Она будет следующей:

68 (субсчет земельного налога)

Образец платежного поручения на уплату земельного налога (образец) ищите здесь.

Об особенностях уплаты земельного налога и отчетности по нему читайте в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

В том случае, если вы хотите произвести погашение обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у вашей организации переплаты по другому налогу (налогам), проводка будет следующая:

68 (субсчет земельного налога)

68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет)

Итоги

При начислении земельного налога проводки зависят от назначения использования участка. Начисляя земельный налог, обязательно проанализируйте характер использования участка, чтобы не ошибиться с корреспонденцией счетов.

Земельный налог платят как физические, так и юридические лица вне зависимости от кадастровой стоимости объекта и других особенностей земли. Есть категории, которым предоставляются льготы от федеральных и муниципальных властей, но их не так много. Но если для обычного гражданина оплата налога не сопряжена особо с какими-либо действиями, то вот для юридических лиц такие затраты на оплату налога должны быть правильно отражены в учете. И далее поговорим о том, какие проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете и как их необходимо отразить в регистрах.

Применение ПБУ в зависимости от предназначения участка

Прежде, чем осуществить отражение земельного налога, уплаченного в бюджет на основе авансовых платежей, бухгалтеру необходимо определить, каким Положением бухгалтерского учета ему руководствоваться. Сделать это не так просто, поскольку необходимо четко разграничивать само назначение и использование земельного участка. Такая норма четкого разграничения определена ФЗ № 129 от 21.11.1996. В нем сказано, что в зависимости от того, где используется земля, за которую платиться налог, и будет зависеть применение конкретного ПБУ.

Но для начала важно понять, земля – это какой вид актива? Для опытных и начинающих бухгалтеров вопрос не сложный, земля – это всегда основное средство, следовательно, необходимо применять ПБУ № 6/01. Поэтому в любом случае, если предприятие платит земельный налог, то оно относит эти расходы на расходы, связанные с эксплуатацией и использованием самого основного средства.

Важно знать также и то, что списывать затраты на оплату земельного налога на расходы по эксплуатации и использованию ОС можно только в том случае, если на данном земельном участке не проводиться капитальное строительство. Это очень важный и принципиальный вопрос. Если же земля используется под строительство, то тогда будут совсем другие счета.

Кстати, это очень частая ошибка практикующих бухгалтеров. Нет разграничения между основными средствами и капитальным строительством в вопросе использования земли.

Таким образом, если у юридического лица есть земли, на которых не производится строительство, то тогда в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» учет земельного налога в бухгалтерском учете будет отражен на:

  1. Счетах расходов, связанных с основной деятельностью предприятия;
  2. Счетах, которые отражают прочие расходы компании.

Но если предприятие на момент уплаты налога производит на земельном участке строительство, то тогда по действующему ПБУ 6/01 оно обязано учесть авансовый платеж в капитальных затратах на строительство.

Именно поэтому при владении несколькими земельными участками целесообразно рассчитывать сумму авансовых платежей отдельно, а потом уже заполнять декларацию одним итогом, кроме раздела 2.

Корреспонденция счетов

Рассматривая порядок начисления земельного налога, необходимо отметить, что при начислении налога применяется специальный счет 68, который так и называется «Налоги». Отражать налог без открытия субсчетов к данному счету не целесообразно, поэтому для каждого налога бухгалтер, как правило, должен открывать субсчета. Порядок открытия субсчетов отражается в приказе об учетной политике, который и регламентирует весь бухучет компании.

Счет 68 является пассивным, а поэтом все начисления налога отражаются по кредиту счета, а уплата налога сопровождается закрытием счета по дебету.

По поводу корреспондирующих счетов, то здесь все зависит от того, где применяется земля: в основном производстве, вспомогательном и т.д. В таком случае могут быть использованы разнообразные счета.

И далее самые популярные и часто используемые бухгалтерские проводки налога на землю:

  1. Начислен земельный налог (если земля используются в основном производстве и расходы по налогу будут отнесены к издержкам по основным видам деятельности)

Д-т 20, 23, 25, 26, 29 или 44

К-т 68 с открытым субсчетом;

  1. Земельный налог уплачен в бюджет:

Д-т 68 с открытым субсчетом

Но, как уже было сказано ранее, земля может относиться не только к основному производству, но и просто обеспечивать вспомогательную деятельность. Ярким примером такого направления может стать случай, когда земля сдается в аренду. В таком случае расходы по земельному налогу относятся на 91 счет с субсчетом 91.2.

Проводки будут аналогичными:

  1. Начислен земельный налог

К-т 68 с открытым субсчетом;

  1. Земельный налог уплачен в бюджет:

Д-т 68 с открытым субсчетом

Если же земля рассматривается как элемент капитального строительства, то тогда все затраты аккумулируются по счету 08. Для каждого объекта капитального строительства открывается свой субсчет. В таком случае проводки будут следующие:

  1. Начислен земельный налог

К-т 68 с открытым субсчетом;

  1. Земельный налог уплачен в бюджет:

Д-т 68 с открытым субсчетом

Это полный список тех вариантов, которые могут встретиться на практике.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

По поводу порядка уплаты и расчета налога на землю, то данную процедуру регламентирует как Налоговый Кодекс, так и местные нормативно-правовые акты. Налог платиться не по итогам отчетного года, а только наперед на основе авансовых платежей. Аванс платиться поквартально и составляет ¼ от общегодовой суммы налога.

Сроки уплаты земельного налога также могут в каждом отдельном регионе отличаться, но обычно – это до конца следующего месяца, который следует за кварталом. Более подробно о сроках уплаты земельного налога на 2018 года можно почитать здесь.

Похожие статьи

  • ПБУ 18 02: последняя редакция
  • Земельный налог: авансовые платежи – сроки уплаты в 2017 году
  • В какой бюджет зачисляется земельный налог?
  • Отражаем в учете начисление земельного налога — проводки
  • Как рассчитать земельный налог: базовая формула и нюансы?

Похожие статьи

  • Земельный налог: авансовые платежи – сроки уплаты в 2017 году
  • Как рассчитать земельный налог: базовая формула и нюансы?
  • ПБУ 18 02: последняя редакция
  • В какой бюджет зачисляется земельный налог?
  • Отражаем в учете начисление земельного налога — проводки

Добавить комментарий Отменить ответ

В июле организации – плательщики земельного налога перечисляют авансовый платеж по данному налогу за II квартал. Если, конечно, местные власти установили отчетные периоды по земельному налогу. Конкретные сроки уплаты устанавливают местные власти. Давайте разберемся, как правильно посчитать авансовый платеж и кто это должен делать.

Земельный налог платят с участков, которые признают объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса РФ.

Плательщик налога – организация, в собственности которой находится такой земельный участок. Если фирма арендует землю, налог платить не нужно (ст. 388 НК РФ).

Отдельно скажем про земельные участки, входящие в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Налогоплательщиками являются управляющие компании, а налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Право собственности на землю нужно регистрировать в Росреестре. Если организация купила земельный участок и еще не получила на него свидетельство о госрегистрации права собственности, земельный налог не платят.

Некоторые организации освобождены от уплаты земельного налога. Например, это:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

По итогам отчетных периодов сдавать расчеты авансовых платежей по земельному налогу не нужно.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу приведен в статье 395 Налогового кодекса РФ.

Также существуют виды земельных участков, которые всегда освобождены от уплаты налога в силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. В частности, это земли лесного фонда и участки, ограниченные в обороте.

Вдобавок, местные власти могут освобождать от уплаты земельного налога некоторые категории налогоплательщиков. Также в компетенции местных властей уменьшать суммы налога и снижать налоговую ставку. Чтобы это проверить, загляните в местный закон – вдруг у вашей компании есть право на льготу.

Как определить налоговую базу

Для расчета земельного налога надо знать налоговую базу и ставку налога.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка на начало налогового периода. То есть на 1 января года, за который компания начисляет налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Узнать кадастровую стоимость можно несколькими способами. Во-первых, на сайте Росреестра. И там же лучше отслеживать изменения этой стоимости. Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно узнать в налоговой инспекции, где организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога.

Возможна ситуация, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Тогда кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Формула такая:

КСч = КСполн × Д

– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Д – доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах.

Теперь предположим, что у фирмы в собственности один из этажей (его часть) нежилого здания. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, используйте формулу:

КСч= КСполн × Плорг: Плобщ

– КСч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации; – КСполн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; – Плорг – площадь помещения, принадлежащая организации на праве собственности; – Плобщ – общая площадь здания.

Что делать, если кадастровая стоимость изменилась

Кадастровая стоимость участка может измениться в течение года. Это возможно в следующих случаях.

Во-первых, меняется категория (вида разрешенного использования) земельного участка или устанавливается кадастровая стоимость участка, равная рыночной. В таком случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Организации на «упрощенке» и «вмененке» признаются плательщиками земельного налога по общим правилам (п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Во-вторых, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Тогда изменение учитывайте начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для расчета налога изменен­ная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, пунктов 18 и 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013.

В-третьих, в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

При таком раскладе изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.

Какие ставки налога

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливают местные власти. Ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель. В отношении прочих земельных участков максимальная ставка налога составляет 1,5 процента.

Так предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Как считать налог и авансы еще в двух сложных случаях

Возможно, участок находится не территории нескольких муниципальных образований. Чтобы рассчитать земельный налог по такому участку, определите сумму налога по каждой его части по формуле:

Зн = КС × Нст

– Зн – земельный налог (аванс) по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования; – КС – кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования; – Нст – налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования.

Существует специальный механизм и в случае, когда право собственности на земельный участок возникает или прекращается в течение года. Тогда земельный налог и авансы по нему рассчитайте с учетом коэффициента Кв. Чтобы посчитать коэффициент для авансов по земельному налогу, используйте формулу:

Кв= Мп:3

– Кв – специальный коэффициент; – Мп – количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном отчетном периоде; – 3 – количество месяцев в отчетном периоде (квартале).

Для подсчета количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, существует специальное правило. Учитывайте месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно. Месяцы, в которых право собственности на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются. Так предусмотрено пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Как перечислять авансы по налогу в бюджет

Налоговый период по земельному налогу – календарный год. А отчетными периодами являются I, II и III кварталы. Причем местные власти вправе и не устанавливать отчетные периоды на своей территории (ст. 393 НК РФ).

Впрочем, обычно муниципалитеты устанавливают отчетные периоды. Соответственно, и авансы по налогу следует перечислять ежеквартально. Зачастую крайний срок уплаты аванса – последнее число месяца, следующего за кварталом. То есть в случае со II кварталом это 31 июля. Поскольку в 2016 году это число выпадает на воскресенье, действует стандартное правило о переносе на ближайший рабочий день. Значит, крайний срок уплаты аванса выпадает на 1 августа (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Предприниматели платят земельный налог как обычные физлица – на основе уведомлений из ИФНС раз в год.

Считают аванс просто. Сперва кадастровую стоимость (налоговая база) умножают на налоговую ставку (она зависит от вида земель и правил, установленных местными властями).

Затем полученное число делят на 4. Это и есть авансовый платеж по итогам отчетного периода (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Конкретные сроки перечисления авансовых платежей устанавливают местные власти. При этом срок уплаты авансов не может быть чаще одного раза в квартал.

Как учесть авансы по земельному налогу

В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68, к которому откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу».

Чтобы начислить земельный налог и аванс по нему, делают проводку:

ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…) КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» – начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).

Если земельный участок предоставляется в аренду (и это не является предметом деятельности организации), налог учитывают как прочий расход:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» – начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).

При перечислении земельного налога и авансов по нему делают запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» КРЕДИТ 51 – перечислен в бюджет земельный налог (авансовый платеж по налогу).

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) включите в состав прочих расходов. При методе начисления сделать это нужно в том периоде, за который налог или авансы по нему рассчитаны. При кассовом методе платежи учитывают в периоде их фактического перечисления. Так предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 272 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Организации на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть земельный налог и авансы по нему при расчете налоговой базы. Учесть затраты можно в том периоде, когда земельный налог или аванс по нему был фактически уплачен в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм налога или авансов по нему можно первичными документами, оформленными согласно действующему законодательству. Например, это может быть справка бухгалтера. Об этом сказано в письме ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163. Хоть это письмо адресовано плательщикам налога на прибыль, оно актуально в том числе и для фирм на «упрощенке».

Что касается «упрощенцев» с объектом «доходы», то они при расчете упрощенного налога сумму уплаченного земельного налога и авансов по нему не принимают во внимание.

Аналогичное по сути правило действует для плательщиков ЕНВД. Таковы требования пункта 3 статьи 346.21, статьи 346.29 и пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ.

Налоговый консультант Тамара Петрухина


Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>

Автор: Морозова Л., эксперт журнала

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Уплата имущественных налогов относится к расходным операциям учреждений культуры. Такие расходы отражаются по кодам видов расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (в части транспортного налога) в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1, 51.8.5.2 Порядка № 132н[1], п. 10.9.1 Порядка № 209н[2]).

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818).

Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства»[3].

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

* Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н[6] не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н[7] следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен налог в бюджет

Недоимки, пени и штрафы по налогам.

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:

Читайте также: