Информационное обеспечение налогового производства

Опубликовано: 15.05.2024

НАЛОГОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО - это установленная законодательством совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность.

Данное понятие следует рассматривать в первую очередь как налогово-правовое определение, поэтому в юридическом смысле налоговое производство — это установленная законодательством совокупность приемов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений.

По мнению С Г Пепеляева, «Главный ориентир юриста при исследовании им общих проблем налогообложения или разработке конкретных вопросов техники налогообложения — защита права собственности, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества». С этих позиций налоговое производство можно воспринимать и как категорию административно-правового регулирования налогового правоотношения. Тогда предметом изучения являются не только элементы налога (объект, льготы и т. д.), но и полномочия налоговых администраций определять объект, предоставлять льготы и т. д.

Информационное обеспечение.Основными источниками для исчисления налоговых платежей служат данные бухгалтерского и налогового учета. Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к удовлетворению государства как пользователя информации об объектах налогообложения.

Первый подход предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета. Здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете. Примером может служить налог на имущество организаций, инструкция по исчислению которого содержит перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налоговую базу. Однако для выполнения тех или иных задач налогообложения одних только данных бухгалтерского учета недостаточно Этим объясняется последующее употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. В рамках такого смешанного налогового учета можно выделить несколько особых приемов и способов:

а) установление специальных учетно-налоговых показателей (например, валовая прибыль, налоговая себестоимость);

б) определение метода формирования налогооблагаемой базы;

в) установление налогового дисконта;

г) определение налогового периода;

д) введение специальной налоговой документации.

Вместе с тем по мере развития налоговой системы ее информационное обеспечение постоянно развивается и совершенствуется. А учитывая наличие расхождений в бухгалтерском учете по сравнению с тем, что принимается для целей налогообложения, в законодательство может быть введен обособленный учет по отдельным налогам.

Третий подход (современный) предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Так, с 1 января 2002 г. законодательством введен новый порядок такого учета, являющегося основой по исчислению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последова­тельности норм и правил, изложенных в гл. 25 НК «Налог на прибыль организаций».

Таким образом, в настоящее время принципиально важным является официальное признание налогового учета, при котором показатели, связанные с исчислением облагаемой базы, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. При этом законодатель предусмотрел случай, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы (налогооблагаемой прибыли). Будучи в такой ситуации, налогоплательщик вправе восполнить недостающие данные, формируя для этого дополнительные реквизиты либо самостоятельные регистры налогового учета. Более того, эта правовая норма усиливается тем, что налоговые и иные органы не могут устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК)

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Этот порядок должен быть утвержден соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решения об осуществлении новых видов деятельности, а также о любых изменениях порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения должны отражаться в этой учетной политике и применяться налогоплательщиком с начала нового налогового периода.

Документирование налогового производства. Различают следующие группы налоговых документов:

отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты, налоговые декларации, расчетные ведомости по налогам);

сопутствующая налоговая документация (расчеты стоимости имущества, справка об авансовых взносах, специальное извещение о сделках);

учетно-налоговые регистры (налоговая карточка физического лица, книга учета доходов и расходов, форма учета доходов и расходов постоянного представительства);

извещения (извещения на уплату налога на доходы физических лиц, налога на имущество, земельного налога).

Особое место в составе налоговой документации отведено налоговой декларации, которая представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов. Общий порядок представления деклараций и правила внесения в них дополнений и изменений определены ст. 80-81 НК.

В состав документации налогового учета по налогу на прибыль включены:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

При этом данные налогового учета должны отражать:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом налога на прибыль.

Таким образом, можно считать, что произошло коренное изменение правил ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, усложнились его взаимосвязи с налоговым учетом. Кроме того, начиная с отчетности за 2003 г., введен в действие новый стандарт бухгалтерского учета — ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Согласно этому стандарту, на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражается сумма налога на прибыль организаций, которая исчислена в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и суммы, ее корректирующие. ПБУ 18/02 вводит правило, согласно которому на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражаются: а) сумма налога на прибыль, исчисленная по методике бухгалтерской учета; б) суммы, корректирующие эту прибыль. Для этого вводятся новые объекты бухгалтерского учета, а именно: постоянные налоговые обязательства, отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство. Эти объекты формируют информацию о влиянии разниц в связи с различиями в оценке активов и обязательств, времени признания доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Поэтому новый стандарт требует изменения учетной политики организации, поскольку затрагивает рабочий План счетов и систему аналитического учета.

Тем самым этот стандарт нормативно закрепляет право пользователей на информацию о причинах, размерах и характере влияния отклонений в сумме налога на прибыль, исчисленного по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству. Теперь пользователи бухгалтерской отчетности могут понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчислений ми по различным правилам системного бухгалтерского и внесистемного налогового учета. По сути, исполнение требований ПБУ 18/02 призвано обеспечить наглядность и прозрачность при формировании информации о расчетах по налогу на прибыль, вводит контрольный элемент для исчисления правильности налога на прибыль.

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов».

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2 - 3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т. д.

А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90 %. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы.

Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям».

И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3».

Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут.

Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

Основой информационного обеспечения исполнения обязанности по уплате налога являются данные бухгалтерского и налогового учета. Взаимодействие этих видов учета может быть представлено следующими моделями:

1) налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета;

2) налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения;

3) показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются на основе данных налогового учета1.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1. Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Налоговый учет официально введен в Российской Федерации с 1 января 2002 г. в отношении налога на прибыль организаций. Его назначение — обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет этого налога. Такой вид учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК РФ, и охватывает первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налогоплательщики производят расчет налоговой базы на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете.

1 На практике применяются разные модели. Так, например, для исчисления налога на имущество организаций требуются только данные бухгалтерского учета, для расчета налога на прибыль организаций — данные налогового учета.

Глава 7. Налоговое производство

Налоговые и иные органы не могут устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5

Порядок ведения налогового учета определяется в учетной политике для целей налогообложения, которая должна быть утверждена соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решение о внесении поправок в этот важный документ при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

К данным налогового учета предъявляются особые требования. Они должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль (абз. 8

Для того чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству, в 2003 г. введен новый стандарт ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В тех случаях, когда бухгалтерский учет перестает быть единственным источником данных для исчисления налогов, имеют место особые приемы и способы получения необходимой информации: установление специальных учетно-налоговых показателей; расчет специальной «налоговой себестоимости»; определение метода формирования налогооблагаемой базы; собственное толкование некоторых положений из другой отрасли знания; установление налогового дисконта; определение налогового периода; введение специальной налоговой документации.

Установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Например, используется такой учетно-налоговый показатель, как валовая прибыль.

Расчет специальной налоговой себестоимости представляет собой установление особого правила формирования налогового показателя, отличного от учетной методики. Так, для целей налогообложения про-

Раздел II. Налоговое производство и налоговый контроль

изведенные предприятием затраты корректируют в соответствии с установленными нормативами.

Определение метода формирования налогооблагаемой базы необходимо для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. В отношении каждого налога законодательством установлен свой метод формирования налоговой базы: кассовый или накопительный. В отдельных случаях налогоплательщик имеет право выбора метода (например, по налогу на прибыль организаций).

Установление налогового дисконта — это поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Примером может служить специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС.

Определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения.

Введение специальной налоговой документации — технический прием налогового учета. Так, с 1 января 2002 г. в ее состав введены первичные документы налогового учета.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 июля 2019 г. N ММВ-7-12/333@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов ФНС России в составе подсистем и компонент АИС "Налог-3"

В целях обеспечения выполнения функций налогового администрирования, возложенных на Федеральную налоговую службу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 в централизованных компонентах АИС "Налог-3", с учетом работ, выполненных в рамках государственных контрактов по развитию АИС "Налог-3" от 25.02.2016 N 5-7-02/29, от 12.07.2016 N 5-7-02/105, от 09.01.2017 N 5-7-02/03, от 13.06.2017 N 5-7-02/76, от 05.09.2017 N 5-7-02/141, от 08.11.2017 N 5-7-02/195, от 10.04.2018 N 5-6-02/44, от 09.11.2018 N 5-6-02/169, от 12.11.2018 N 5-6-02/170, и результатов проектов "Внедрение в промышленную эксплуатацию технологических процессов функционального блока N 3 АИС "Налог-3" первого и второго этапов, утвержденных распоряжениями ФНС России от 06.11.2018 N 291@ и от 18.12.2018 N 347@, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению АИС "Налог-3", утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее автоматизацию технологических процессов ФНС России в составе централизованных подсистем и компонентов АИС "Налог-3" (далее - программное обеспечение), согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению модернизации налоговых органов (И.А. Мирошникова) обеспечить координацию работ по вводу в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологических процессов ФНС России.

3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в ходе промышленной эксплуатации.

4. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, являющимся владельцами и совладельцами технологических процессов ФНС России, обеспечить в рамках своей компетенции методологическое сопровождение при выполнении функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации АИС "Налог-3".

5. Руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральному директору ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России Р.В. Филимошину:

5.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России (при наличии) и филиалов ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (соответственно) и обеспечить его исполнение.

5.2. Обеспечить выполнение функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" в соответствии с:

документами (регламентами и инструкциями на рабочие места), размещаемыми на Интранет-портале ФНС России;

эксплуатационной документацией, размещаемой в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и на сайтах технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и АО "ГНИВЦ".

6. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить в ходе промышленной эксплуатации выполнение работ по организационно-техническому и информационному обеспечению деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определенных Уставом.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Приложение
к приказу ФНС России
от 1 июля 2019 г. N ММВ-7-12/333@

Перечень технологических процессов АИС "Налог-3".
Состав компонентов АИС "Налог-3"

Обзор документа

ФНС вводит в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующее автоматизацию технологических процессов ведомства в составе централизованных подсистем и компонентов АИС "Налог-3".

Речь идет об обработке данных от УФК в части администрирования налогов (кроме имущественных налогов граждан); сведений, поступающих из Сбербанка России и иных кредитных организаций, заключивших соглашение с ФНС и Федеральным казначейством.

ИТ-отрасль активно развивается. С ней связывается все больше аспектов человеческой и общественной жизни. Менеджмент на предприятиях – не исключение. Бизнес использует большое количество решений при выполнении поставленных задач. Информационные системы и технологии (ИТ) в сфере управления организацией – это методы, которые позволяют эффективно производить планирование, обмениваться данными, контролировать поставки, а также совершать другие действия, направленные на оптимизацию рабочих процессов и максимизации прибыли. Они выполняются на базе компьютеров или иной техники. В статье будет подробно разобран этот аспект руководства организацией, все его тонкости и разновидности.

систем управления и компьютерных технологий

Что это такое

Существуют различные определения понятия ИТ. Можно сказать, что это совокупность процессов создания, хранения, а также распространения информации. Традиционно принято отождествлять эту отрасль с использованием вычислительных машин. Это обусловлено тем, что с их внедрением эта сфера стала развиваться намного быстрее. Однако нельзя ограничиваться только электронными устройствами. Инструменты для фиксации данных и их дальнейшего обмена известны еще со времен античности. Это знакомые каждому человеку книги и их ранние аналоги: папирусы и глиняные таблички.

Целью использования информационных технологий (ИТ) на предприятии является решение задач в управлении объектами и процессами. С помощью письменности удалось значительно расширить возможности для строительства, ремесел и земледелия. Записи помогали нашим предкам вести отчетность и делиться опытом между собой. В 19 веке произошел прорыв в этой сфере. Кроме уже указанных средств, стали появляться новые – печатные машинки, граммофоны и пластинки для них. С начала 1940-х начали выпускать электронные инструменты – первые ЭВМ, электрические проигрыватели и диктофоны. Привычные нам методы стали применяться в 90-х годах. Сейчас задача у ИТ в глобальном смысле та же, только теперь делать это быстрее, удобнее и эффективнее.

Применение и значение

В наше время трудно переоценить роль использования информационных технологий в управлении предприятием, а также в других отраслях общественной жизни. Наблюдается тенденция к существенным переменам во всех областях, где присутствуют человеческие ресурсы. Руководители компаний стараются максимально оптимизировать все процессы и увеличить получаемую прибыль.

информационно компьютерные технологии в управлении

Управление кадрами

Это одна из многочисленных сфер, в которых задействованы описанные в статье технологии. Чтобы обеспечить бесперебойную работу отдела, начальники небольших контор последовательно внедряют системы по сбору и обработке данных. У них несколько основных функций. Среди них:

  • учет количества действующих сотрудников;
  • фиксирование операций по начислению оплаты труда;
  • менеджмент трудовых ресурсов – поиск кандидатов на должности, обучение, проведение стажировок.

Если речь идет о более крупной фирме, то информационные технологии в управленческой деятельности охватывают руководство на всех уровнях: тактическом, стратегическом, а также операционном.

Основные требования

Существует ряд параметров, которым должно соответствовать ПО, если его цель – оптимизация работы отдела кадров. Некоторые из них:

  • высокая степень защиты от доступа посторонних лиц;
  • понятный для пользователей интерфейс;
  • быстрая обработка данных в режиме real-time;
  • возможность функционирования в локальной сети или Интернете;
  • ранжирование прав в зависимости от должности и полномочия сотрудников.

На сегодняшний день на рынке существует большое количество продуктов от разных производителей. Но перед приобретением необходимо убедиться, что программа соответствует указанным выше требованиям. В противном случае она не сможет выполнять поставленные перед ней задачи.

Хотите внедрить «Склад 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Разновидности

После того как мы выяснили, что такое информационные технологии в управлении, нужно разобраться с категориями, на которые они делятся. Подробнее – в этом разделе.

современные информационные технологии в управлении

Базовые

Эта группа включает в себя все ИТ, которые были созданы человеком, и используются для различных целей. Выделяют:

  • Телекоммуникационные – мобильная связь, интернет, кабельное и спутниковое ТВ.
  • Текстовые – например, автоматические распознаватели речи, которые записывают ее в печатном виде.
  • Графические – работа с изображениями: фоторедакторы, софт для рисования и моделирования.
  • Мультимедийные – одновременная обработка картинки и звука.
  • Базы данных – служат для хранения и переработки информации.
  • Интернет – почтовые клиенты, мессенджеры, сайты.
  • Программные – разработка ПО.
  • Серверные – соединение пользователей.
  • Защитные – предотвращают утечки и кражу трафика.
  • искусственный интеллект – обучение машины мыслительным процессам.

Общей характеристикой информационных технологий управления является универсальность. ИТ применяются во всех областях промышленности, а также в повседневной жизни.

Прикладные

В эту категорию входят специфические ИТ, которые применяются в конкретной отрасли. Например, в сфере экономики или логистики.

Информационные технологии в образовании

В наше время их активно используют для передачи, получения и накопления знаний. Для этого применяются различные средства. Например, интернет. Сейчас активно набирают популярность онлайн-курсы и дистанционное обучение. Для сохранения применяют крупные базы данных.

Кроме того, с их помощью можно целиком руководить образовательным процессом. Они позволяют учителям, директорам и менеджерам школ поддерживать двухстороннюю связь с родителями, хранить оценки, создавать сообщества внутри заведения.

В экономике

Финансовая сфера также подвержена влиянию ИТ. Существует большое количество примеров. Вот некоторые из них:

  • Компьютерные технологии в управлении бизнес-процессами. Их работа заключается в том, что они проводят анализ финансового состояния компании, осуществлении учета товаров, издержек и других параметров.
  • Защита данных, предотвращение утечек. Например, посредством кодирования.
  • Системы-эксперты – накапливают знания в определенной отрасли, а после – подсказывают на их основе решение возникшей проблемы.
  • Справочно-правовые – оказывают консультационные услуги по разнообразным вопросам. Самые известные – Консультант Плюс, Гарант и так далее.
  • Корпоративные информационные технологии в управлении производством. В эту группу входят предназначенные для планирования ресурсов, руководства поставками, реализации, а также проведения мониторинга всех показателей.
  • Поддержка – с их помощью осуществляется поиск выхода из определенных ситуаций.

применение информационных технологий в управлении

Энергетика

Это еще одна сфера, где активно задействованы ИТ. Они необходимы по причине того, что предприятия в этой области делятся на большое количество отделов. Каждый из их использует собственные структуры коммуникации.

Компании этого профиля применяют большое количество систем управления и компьютерных технологий. Среди них:

  • сотовая связь;
  • Интернет;
  • контроль и учет расходов;
  • биллинг;
  • и другие.

Функции

Прежде всего, это поиск, обработка и хранение информации. Отдельно нужно оговориться о том, что список назначений ИТ входит не только работа со старыми данными, но также постоянное создание новых. Это нужно, чтобы принимать управленческие решения. Затраты, которые идут на их развитие и постепенное внедрение, окупается за счет автоматизации и оптимизации. В итоге доходы компании увеличиваются.

Принципы применения современных информационных технологий в управлении

Существует несколько основных концепций, согласно которым они задействуются на производстве. Среди них:

  • Оперативное регулирование – это означает, что осуществляется в режиме реального времени.
  • Сквозное администрирование – поддержка для полного цикла менеджмента. Если брать конкретный объект, то сначала производится сбор данных о нем, после прогнозируется его состояние через определенный временной промежуток, составление плана, информирование потенциальных исполнителей. Последний этап – проверка выполнения задания.
  • Адаптивность – принцип, согласно которому системы управления технологическими процессами и информационные технологии подстраиваются под существующие условия.
  • Сетевое регулирование – концепция, по которой выделяют вертикальные и горизонтальные направлений работы фирмы.

Основываясь на приведенных выше столпах, ИТ начинает выполнять роль интеллектуального конвейера. Это помогает автоматизировать часть менеджмента. Как следствие, это приводит к значительному сокращению издержек, которые могут возникать из-за плохо отлаженных механизмов контроля. Правильное внедрение и использование поможет значительно повысить получаемую прибыль от коммерческой деятельности.

Хотите внедрить «Магазин 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Понятие информационных систем и технологий в управлении предприятий

На сегодняшний день в практике руководства крупными компаниями и корпорациями существует ряд ИТ. Среди них:

  • Планирование ресурсов (ERP) – это база данных, которая позволяет управлять хозяйственными процессами. Она работает на основе единого приложения с одинаковым интерфейсом. Она распространяется на ряд сфер. К ним относятся: составление планов и прогнозов, менеджмент продаж, администрирование выпуска товаров, закупок.
  • Взаимодействия с заказчиками (CRM) – представляют собой управленческую информационную технологию, которая позволяет выстраивать взаимоотношение с клиентами, а также с деловыми партнерами. С ее помощью можно автоматизировать часть работы отдела маркетинга, колл-центр и так далее. Подобное решение положительно влияет на полученные в конце месяца доходы и рентабельность всей компании.
  • Поддержка аналитической деятельности (BI). Система предназначена для хранения данных, которые были получены в результате анализа. Еще одна задача, которой они располагают, – их последующая обработка.

использование ит на предприятии

Специальные информационно компьютерные технологии в управлении

К этой категории относятся незамкнутые системы, которые используются в менеджменте фирмы. Выделяют:

  • Администрирование логистических цепочек (SCM) – применяются в процессе создание сложных товаров. Особенность в том, что комплектующие приходится заказывать у нескольких разных поставщиков. Чтобы не было перебоев в производстве, важно оперативное поступление всех элементов на склады. Указанная ИТ позволяет рассчитывать и отслеживать снабжение на всех этапах.
  • Планирование материальных потоков (MRP) – с их помощью руководство корпорации осуществляет приобретение, изготовление, а также реализацию продукции.
  • Менеджмент человеческого фактора (HRM) – системы занимаются поиском потенциальных сотрудников, а также мониторинг их деятельности.

Отдельные технологии управления информационными ресурсами для кадровых агентств

Современная сфера рекрутинга не стала исключением – в нее также активно внедряются новые решения, которые помогают автоматизировать их работу и сократить издержки. Такие ИТ разделяют на следующие категории:

  • Электронные справочники – в них содержатся полезные данные про многие отрасли. Например, список законов. Популярностью пользуются консультационные базы. Также в них могут содержаться качественные и интересные сведения по любой другой теме. Они пригодятся в процессе выполнения поставленных задач.
  • ПО, которое служит для автоматизации некоторых фронтов деятельности компаний;
  • Комплексные решения и отдельные части, которые в них входят;
  • Специализированные технологии управления информацией.

что такое информационные технологии в управлении

Узкопрофильные приложения

Периодически случается так, что необходимо выполнить отдельный вид задач, который не схож с остальными. Для этого разрабатывается специальное программное обеспечение. Оно заточено на обработку конкретного типа данных.

К таким решениям можно отнести софт для:

  • Учета положения кадров. Например, фиксация рабочего стажа, составление графиков отпусков.
  • Определения уровня заработной платы, которую будет получать каждый сотрудник компании.
  • Приема людей в штат;
  • Проведения аттестаций, экзаменов, запись и анализ результатов.
  • Использование информационных технологий в системах организационного управления предприятием необходимо также для обучения новых работников и записи их успешности.

Разумеется, это не все функции, которые могут выполняться узкопрофильными приложениями. В настоящее время можно заказать программное обеспечение под любые задачи. Однако важно заранее позаботиться о его качестве, чтобы в дальнейшем не пришлось делать это снова или самостоятельно пытаться решить проблему. Поэтому обращаться нужно только к профессионалам, у которых есть соответствующие навыки и опыт работы. Хороший вариант – компания «Клеверенс». Организация уже более 15 лет занимается созданием готовых решений для бизнеса. В том числе – цифровых продуктов. Обратившись в фирму, клиент может в зависимости от потребностей его предприятия приобрести ПО для автоматизации складских помещений, проведения инвентаризации имущества, маркировки товаров и многие другие. Кроме того, есть узкопрофильные программы, которые призваны снизить издержки в конкретной отрасли. Например, в нефтегазовой. Заказчик получает отличное сочетание цены и результата.

информационная технология предназначенная для решения функциональных задач

Полнофункциональные системы

К этой категории относятся информационные технологии, предназначенные для решения функциональных задач, если в компании работает большое количество персонала. В таких случаях руководителю нужно осуществлять более тщательный и продуманный мониторинг.

Описанные в этом подпункте программы способны удовлетворить любые потребности заказчика, даже если сложны, с технической точки зрения. К таким запросам можно отнести:

  • управление организацией;
  • контроль действующих сотрудников, оценка их результативности;
  • ведение оборота всех документов, которые связаны с персоналом;
  • расчет начисляемой заработной платы на каждого работника;
  • рекрутинг;
  • проведение аналитики.

Развитие информационных технологий организационного управления дает возможность делать кадровый учет оперативным и обрабатывать данные в режиме реального времени. Кроме того, теперь вероятность ошибки в результате человеческого фактора намного ниже благодаря внедрению новых подходов. Если огрехи уже были допущены, с помощью современных инструментов их гораздо легче исправлять. При использовании описанных систем можно максимально охватить все сферы деятельности внутри организации. Основная причина – это единое пространство, в котором принимаются решения.

Читайте также: