На содержание государственной финансовой политики в социальной сфере влияет ставка налога

Опубликовано: 03.05.2024

Финансовая политика государства в социальной сфере – это деятельность государства в лице органов власти соответствующих уровней, направленная на реализацию целей и задач государственной социальной политики посредством действующего в стране финансового механизма.

Финансовая политика в социальной сфере является составной частью общей финансовой политики государства. На практике она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области формирования и использования финансовых ресурсов.

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов социальной сферы представлены на схеме 2.

В условиях переходной экономики сдерживающим фактором развития социальной сферы является дефицит финансовых ресурсов. Он вызван резким сокращением финансирования на федеральном и региональном уровне вследствие экономического спада, несовершенством налоговой политики, недостаточного развития нетрадиционных источников финансирования.

Государственная финансовая политика в социальной сфере предполагает:

§ разработку и обоснование концепции финансового механизма, ее специфики для государственного, коммерческого и неприбыльного секторов экономики;

Формирование и использование финансовых

ресурсов социальной сферы

Источники финансовых ресурсов социальной сферы

Бюджет­ные средст­ва всех уров­ней на теку­щую деятель­ность Бюд­жет­ные целе­вые заказы Спон­сор­ские, благотвори­тель­ные средства, пожерт­вова-ния Сред­ства вне­бюд­жетных государст­венных фондов Доходы от собст­венной хозяйствен­ной дея­тель­ности органи­заций Средст­ва благотво­ритель­ных фондов и некоммерческих организаций соци­альной под­держки Кредит- ные ресур­сы

Финансовые ресурсы социальной сферы

Я

Использование финансовых ресурсов организациями

социальной сферы по направлениям расходов

Мате­ри­аль­ные и прирав­ненные к ним расходы Оплата труда Начис­ления на оплату труда Капи­таль­ные вложе­ния Капи­таль­ный ремонт Фонды социаль-ного разви­тия Прочие (отчисления, сборы, налоги)

§ разработку стратегии и тактики формирования и использования финансов;

§ практическую реализацию целей и задач в области финансов, соответствующих действующей в стране социальной политике.

Финансовый механизм – это система рычагов, посредством которых осуществляется эффективное использование всех видов финансовых ресурсов. В социальной сфере, так же как и в производственной, используются такие методы финансового регулирования, как самообеспечение, субсидирование, налогообложение, кредитование, материальное стимулирование, арендные и лизинговые операции, фондообразование.

Роль государства в разработке и реализации финансового механизма социальной сферы определяется прежде всего правовым обеспечением. Оно представляет собой совокупность Законодательных и иных правовых актов: Законов, Указов Президента, Постановлений правительства, а также нормативной документации: норм, нормативов, инструкций, методических указаний и т.п.

Важной особенностью финансирования социальной сферы является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. При сохранении отраслевого подхода главными становятся три уровня территориального управления: федеральный, субъектов федерации и территориальных единиц органов местного самоуправления. В новых условиях следует признать приоритет территориального принципа формирования и распределения финансовых ресурсов. Последние в значительной части сосредотачиваются в бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах. Вместе с этим нельзя недооценивать роль федерального бюджета, который финансирует свои организации и учреждения социальной сферы, а также региональные программы государственного значения. Поэтому центральным вопросом государственной финансовой политики в социальной сфере является выработка приоритетов для выделения бюджетных средств для реализации социальных потребностей в межрегиональном разрезе.

Резкое изменение экономического курса страны обострило неравенство ресурсных потенциалов регионов, которое во многом определяется существенными различиями социально-экономического развития субъектов федерации. Это требует решения множества проблем, особенно в области межбюджетных отношений субъектов федерации и оказания им государственной финансовой поддержки.

Становление бюджетного федерализма в России нуждается в создании принципиально нового механизма межбюджетных отношений, а не в корректировке существующего. Финансовые взаимоотношения между регионами и Федерацией, а также передача основной доли финансирования социальной сферы в бюджеты субъектов федерации и территориальных единиц могут обеспечиваться движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

Исполнительные органы власти при разработке проектов бюджетов имеют право:

§ определять необходимый объем финансирования мероприятий по социально-экономичес­ко­му развитию соответствующих национально-государственных и административно-террито­ри­аль­ных образований в пределах планируемых бюджетных средств в объеме предоставленных субсидий, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

§ увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства и на другие социальные цели;

§ в установленном порядке определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, производить затраты на оказание помощи социально незащищенным категориям населения;

§ определять размеры субсидий бюджетам разных уровней, их целевое назначение;

§ в пределах имеющихся доходов своего бюджета образовывать резервные и целевые фонды;

§ объединять бюджетные средства территорий на договорной основе.

Правительство РФ разрабатывает минимальный потребительский бюджет на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяют минимальные размеры оплаты труда, пенсий, социальных пособий, которые в новых условиях не соответствуют минимальному потребительскому бюджету.

Финансовая помощь регионам осуществляется посредством субсидий и грантов, реализующих принцип регионального бюджетного выравнивания. Эта система корректирует «вертикальные» и уменьшает «горизонтальные» диспропорции. «Вертикальные» диспропорции возникают при несоответствии между поступлениями, закрепленными за данным уровнем власти и его расходными функциями. «Горизонталь­ные» диспропорции предполагают неравные доходы регионов.

Субсидией – называется пособие в денежной (в редких случаях – натуральной) форме, предоставляемое за счет средств государственных бюджетов всех уровней, а также специальных фондов местным органам власти юридическим и физическим лицам, другим государствам. В социальной сфере могут использоваться прямые и косвенные субсидии. Прямые субсидии финансируют необходимые социальные потребности в регионе, в отрасли. Косвенные субсидии могут выражаться в форме льготных условий налогообложения, инвестирования, кредитования и т.п. субъектов социальной сферы.

Грантом называется финансируемый заказ потребителя в форме безвозмездно выделенных денежных средств под конкретное мероприятие высокой социальной значимости на условиях конкурсного отбора. Он всегда заключает в себе признак льготности финансирования в оказании помощи кому-либо.

В настоящее время в России используются следующие пять методов бюджетного субсидирования: дотации, субвенции, ссуды вышестоящих бюджетов, взаимозачеты и трансферты (таблица 1).

Доля трансфертов с 5,8% в 1994 г. выросла до 72% в 1996 г. В это же время заметно снизилась доля ссуд (соответственно с 37,6 до 4,2%) , а также, что особенно важно, взаимозачетов.

Причиной этих тенденций являются особенности предназначения и возможности использования различных источников субсидирования.

В соответствии с «Положением о Федеральном фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР)», разработанным министерством финансов РФ, трансфертные платежи предоставляются регионам, получившим статус «региона, нуждающегося в поддержке» и «региона, особо нуждающегося в поддержке». К регионам, нуждающимся в поддержке, относятся регионы, у которых по фактическим данным отчетного года, скорректированным на условия, действующие на начало планируемого года, душевой бюджетный доход ниже среднедушевого дохода, исчисленного по сумме бюджетов всех субъектов федерации.

К особо нуждающимся в поддержке относятся те регионы, у которых среднедушевой бюджетный доход ниже минимального потребительского бюджета и не достаточен для покрытия текущих расходов базового года с учетом их корректировки на соответствующие дополнительные расходы, которые предусмотрены законодательством Российский Федерации в прогнозируемом году.

ФФПР формируется в размере 27% от фактической суммы НДС на товары внутреннего производства, поступающей в бюджетную систему Российской Федерации за счет его части, зачисляемой в Федеральный бюджет (за исключением НДС на драгоценные металлы и камни). С 1995 года регионы – доноры составляли менее 20% субъектов федерации, более 75% регионов получали трансфертные платежи.

Методика реализации трансфертов имеет определенный недостаток. По существу она предполагает финансирование дефицита бюджетов субъектов федерации. Но такой дефицит может быть вызваны неоправданными расходами в регионах. Поэтому представляется рациональным вариантом бюджетного субсидирования финансирование из федеральных бюджетных средств только минимальных социальных гарантий, исходя из набора потребительских товаров и услуг, соответствующих уровню минимального потребительского бюджета на душу населения.

Таким образом, финансовая помощь государства субъектам федерации в форме трансфертов компенсирует отсутствие возможности соответствующих территорий финансировать свои потребности налоговыми поступлениями и прочими доходами.

Финансовая политика государства в социальной сфере требует постоянного совершенствования.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:


Политика: суть понятия

Термин «политика» употребляется в различных словосочетаниях. Впервые он возник еще в Древней Греции. Первоначальное значение было такое:

В древней Греции отдельные города имели функции государства и назывались город-государство. Поэтому и считалось, что политика – это управление государством.

Сегодня в специальной литературе можно встретить несколько схожих трактовок этого термина:

  • политика – это функционирование государственных органов в вопросах жизни общества, касающихся деятельности государства;
  • политика – это комплекс связанных отношений между социальными группами при реализации общей идеи, затрагивающей интересы всех участников, с помощью государственной власти и иных инструментов;
  • политика – это область взаимоотношений социальных групп, для разработки целей и задач функционирования государства.

Общее понятие финансовой политики

Одной и наиболее важных задач, стоящих перед государственной властью являются вопросы хозяйствования. Этим заведует экономическая политика государства.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Экономическая политика – это комплекс взаимосвязей между группами в социуме и различными организациями, которые реализовывают государственную политику в хозяйственной сфере.

В состав экономической политики входит финансовая политика.

Этот вид политики часто считают самостоятельной областью науки, а не частью экономической политики. Это связано с тем, что финансовая политика оказывает прямое воздействие на все остальные виды политических отношений. В некоторых источниках можно встретить такое определение этого понятия:
Финансовая политика – это система методов, принципов и форм применения финансовых ресурсов.

Финансовая политика: суть и задачи

В основе финансовой политики лежит перераспределение финансовых ресурсов. Все деятельность в этой сфере подчинена определенным целям, ставящимся перед предприятием, коллективом, регионом или государством. Также финансовая сфера характеризует экономические возможности.

По содержанию финансовая политика состоит из таких аспектов:

  • разработка общей концепции;
  • определение самых актуальных направлений;
  • постановка целей и задач;
  • разработка определенного механизма;
  • контроль за финансовой деятельностью на всех ступенях.

К задачам финансовой политики относятся:

  1. Формирование наибольшего количества финансовых ресурсов;
  2. Эффективное перераспределение финансов;
  3. Регулирование процессов, происходящих в экономической и социальной сфере, через финансовые инструменты;
  4. Разработка механизмов, соответствующих финансовой стратегии;
  5. Эффективное управление финансовой отраслью.

Можно выделить такие уровни финансовой политики:

  1. Мировой уровень - управление межгосударственными финансовыми потоками;
  2. Национальный уровень – управление финансовой политикой на государственном уровне;
  3. Элементарный уровень – управление финансами отдельного предпринимателя или домовладения.

Финансовая политика государства

Эффективное развитие государства прямо зависит от уровня эффективности финансовой политики.

Фундаментом государственной финансовой политики выступают взаимоотношения между органами государственной власти и экономическим субъектами относительно увеличение финансовых ресурсов и их рационального потребления. При этом учитываются политические цели и социальные необходимости.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Финансовая политика влияет на строение экономики. Реконструкция предприятий тоже происходит в рамках финансовой политики. Приоритетные направления развития государства также определяются с участием финансовой политики.

К целям финансовой политики относятся такие:

  • мобилизация всех имеющихся в стране финансов для решения социальных вопросов и удовлетворения запросов;
  • повышение дохода с расчета на душу населения;
  • увеличение бюджетного обеспечения населения;
  • рост уровня жизни;
  • рост социальных стандартов;
  • выполнение государством своих функций (экономической, политической, экологической и т.д.).

При разработке финансовой политики учитывается научные разработки в этой отрасли и исторический опыт, который должен поддаваться тщательному анализу. В решении финансовых вопросов важна комплексность и рациональное использование финансовых ресурсов.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 293 оценки star
star
star
star
star

Библиографическая ссылка на статью:
Лаврикова Н.И. Концепция реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/57270 (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в зависимости от экономических и политических условий, те или иные приоритеты могут выходить на первый план, т. е. происходит постоянная смена целевых направлений в адресности государственной политики. Основным условием достижения стратегической цели развития общества является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающий рост уровня благосостояния населения граждан, что и определяет актуальность и значимость реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере.

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию основ адресной государственной политики в социально-экономической сфере в условиях трансформируемой экономики Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: разработать механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере; раскрыть сущность адресной политики государства; изучен процесс разработки и реализации государственных целевых программ социально- экономического развития РФ и выделить приоритетные проблемы в этой области.

Реализация адресной политики государства представляет собой систематический, динамичный процесс достижения поставленных целей, направленных на конкретного индивида, где участие принимают органы государственной власти всех уровней, а также институты гражданского общества.

Одна из частей реализации адресной государственной политики – это определение ее механизма, который включает систему средств, методов и инструментов, обеспечивающих исполнение запланированных мероприятий в соответствии с поставленной целью и задачами (рисунок 1).

Приоритетная роль в реализации адресной государственной политики принадлежит органам исполнительной власти на всех уровнях, от центральных структур до структур местного значения.

Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями: во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей; второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью; третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры.


Рисунок 1. Механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере

Используя опыт большинства европейских стран давно перешедших на адресное предоставление помощи и осуществляя активное продвижение данных принципов в жизнь в нашей стране, для России этот путь представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. Сейчас в стране существует более тысячи различных льгот и выплат, установленных действующим законодательством. Льготы установлены более чем для 200 категорий граждан.

Как видно из исторического опыта, в процессе осуществления координальных экономических преобразований на первый план выходят проблемы государственной политики в социально-экономической сфере и выступают стимулом данных преобразований, а также фактором, который определяет границы радикальности адресных решений. [1]

Действительно, во-первых, потребности и готовность общества к радикальным экономическим преобразованиям достигает своего максимума, когда очевидна неспособность решить имеющиеся социальные проблемы в рамках определенной экономической ситуации. Во-вторых, – радикальный перелом имеющихся экономических механизмов опережает внедрение новых. В результате возникает ситуация: существующий экономический механизм не работает, новый – не создан. Ясно, что данная ситуация негативно отражается на социальных составляющих экономической жизни.

На начальном этапе трансформации социально-экономической сферы в России все силы государства были направлены на финансовое оздоровление экономики и стабильность макроэкономики, а проблемы социальной сферы оказались отодвинутыми на второстепенный план. И как итог, население России столкнулось с резким падением уровня жизни при увеличении социальной разобщенности в обществе.[2]

Таким образом, адресная государственная политика в социально-экономической сфере существенно влияет на денежные доходы населения, производство услуг и благ в необходимом количестве согласно спросу, объему и структуре потребностей населения.
Приоритетными ее направлениями выступают:

«Доходы трудоспособных граждан регламентируются с помощью политики заработной платы путем поддержания достаточного уровня минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях».
[3] Пользуясь благами и услугами на товарном рынке, политика социальной направленности прямо (для государственных) и косвенно (для частных предприятий) участвует в первичном перераспределении вновь созданной стоимости.
Денежные доходы нетрудоспособного населения можно определить посредством социально-экономической политики. И здесь значительная роль принадлежит ее участию во вторичном распределении первичных доходов. Механизм указанного перераспределения состоит в изымании доли первичных доходов государством в виде различных видов налогов, страховых взносов и финансировании социально-экономических мероприятий и программ. Налогообложение и выплаты социального характера осуществляются разграниченно, согласно величине первичного дохода. Однако, в основе налогообложения заложен принцип прогрессивности (прямо пропорциональная зависимость размера дохода и налогового бремени), а в основе социальных выплат – обратно пропорциональная зависимость.
В основе механизма поддержки высокого уровня денежных доходов граждан ограниченной трудоспособности находится система социального обеспечения.
Сложность выбора определенного направления реализации адресной государственной социально-экономической политики состоит в том, что эти направления должны формироваться на основе общенациональных интересов. Однако, в связи с тем, что в обществе имеются различные социальные и политические группы и слои, неотъемлемыми составляющими социальной политики выступают отношения социальной защиты.
Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений адресной социально-экономической политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения каждого члена общества.
Предметом государственного регулирования системы социальной защиты населения в России выступает:
1)защита прав трудящихся, обслуживание в сфере медицины, социальное обеспечения, обязательное социальное и государственное страхование, пенсионное обеспечение;
2)«социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей и др.), проживающих либо пребывающих на территории России и нуждающихся в социальной защите» [4];
3)деятельность институтов социальной защиты.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7., п.1.).[5] А также «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7.п.2.).[6]
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.[7]
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Социальная защита пользуется преимуществом со стороны государства, так как находится в его руках и обладает всеобщим характером. Социальную защиту могут осуществлять и негосударственные объединения – профессиональные союзы.
Система социальной защиты строится на определенных социально-экономических обязательствах государства, представляющих собой законодательно закрепленную совокупность социально-экономических благ, которые государство обязуется сделать доступными для своего населения.
От того, как развита адресная государственная социально-политическая деятельность, зависит структурное содержание его политики в социально-экономической сфере.
Например, Германия и Дания характеризуется широким охватом социальной и экономической сфер государством. «В Конституции Италии указано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные социальные обязательства приняты в отношении работающих женщин. Конституция страны определяет также, что «каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Японии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в соответствии со своими способностями»». [8]
Конституции США не содержат перечень социально-экономических обязательств, но они исключительно обширны и законодательно закреплены.

В сфере территориальной дифференциации единое социально-экономическое пространство формируется с помощью обеспечения повсеместно единого статуса, минимально допустимого уровня социальных услуг и гарантий. Всё это связано с введением по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы системы единых минимальных социальных стандартов.

Наличие данной системы способно создать необходимые условия с целью повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального характера и распределения бюджетных средств. Система социально-экономической стандартизации предполагает взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов.
«В рыночной экономике программно-целевой метод управления стоит в одном ряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и является одним из основных инструментов осуществления государственной социально-экономической политики».[9]
«Для повышения эффективности экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ».[10]
Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ представлен нами на рисунке 2.



Рисунок 2. Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ

«Целевые программы представляют собой взаимосвязанные ресурсами, исполнителями и сроками осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного и экологического развития Российской Федерации».
[11]

«Их главной особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами».
[12]

Каждая социальная программа является лишь декларацией, если она экономически не обеспечена и материально не подкреплена, но социальная политика, в этом смысле, вторична относительно экономики по содержанию и задачам. Однако, это не означает ее второстепенности в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Именно в социальной сфере можно оценить системно основные результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверить ее эффективность и способность удовлетворять потребности людей. В социальной сфере наиболее ярко отображается степень гуманности государственной политики. Чем она значительнее, тем нагляднее гуманистическая сущность направленности общественного развития.

Говоря о положении в области реализации адресной государственной политики в России, целесообразно выделить некоторые практические проблемы:

Таким образом, систематические изменения в общественной, внутригосударственной и международной жизни и появление новых потребностей у населения существенно влияют на политику государства и приводят к ее модернизации.
Государственное регулирование в сфере социально-экономических отношений, являясь одной из предпосылок экономического развития общества и специфической формой управления, выступает как важнейшая составляющая адресной политики государства, где главными задачами на сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Библиографический список

  1. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика. -2011. – С . 5.
  2. Государственное регулирование социальной сферы: Гелиос АРВ / Викторов О. Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В. и др.; под ред. Куракова Л. П., Владимировой М. П. – М.: Гелиос АРВ. -2011. – С. 19/
  3. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – №1. – C. 4-5.
  4. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир. -2010. – С.49.
  5. Конституция РФ // Официальный сайт. – [Электронный документ]
  6. Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный документ]
  7. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М. : Академия. -2009. – С.185.
  8. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука. -2008. – 138с.
  9. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития // Ресурсы регионов России. – 2007.- №6.- С. 10.
  10. Попов Г.Х., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. – М.: Экономика.- 2005. – С.21.
  11. Стратегия устойчивого социально-экономического роста/Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН. -2007. – С.206.
  12. Строева О.А. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – Т. 1. – №5-1. – С. 58-70
  13. Абакумова Н.Н., Старцева О.А. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – №10. – С. 63-68
  14. Глазова С.С., Моргоев Б.Т. Выравнивание экономического развития регионов России // Вестник Владикавказского научного центра. – 2006. – Т. 6. – №1. – С. 41-45
  15. Моргоев Б.Т. Региональная интеграция как элемент устойчиво-сбалансированного развития территорий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2014. – №6. – С. 164-167
  16. Моргоев Б.Т. Параметрическая оптимизация асимметрического развития российского экономического пространства // Философия хозяйства. – 2006. – № 3(45). – С. 180-193
  17. Строева О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124
  18. Моргоев Б.Т. Межуровневая асимметричность российского экономического пространства // Финансы и кредит. – 2006. – №27(231). – С. 69-71

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: