На основе приведенного определения укажите три признака налога как вида платежа егэ 22

Опубликовано: 15.05.2024

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

5. Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан?

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. \u0410\u0440\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432: \u0432\u0432\u0435\u0434\u044f \u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443, \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u043e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430 \u043d\u0430\u0447\u043d\u0443\u0442 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435.
\u0410\u0440\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432: \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043e\u0442\u043e\u0431\u044c\u0435\u0442 \u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0447\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0443 \u0442\u0435\u0431\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433, \u0442\u0435\u043c \u0438 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0442\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u043e\u0442\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0443.

3. \u041f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441 \u0444\u0438\u0437 \u0438 \u044e\u0440 \u043b\u0438\u0446 (\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043d\u0430 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434), \u0430 \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0434\u0443\u0442 \u0432 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043d\u0430\u0434\u0431\u0430\u0432\u043a\u0438 \u043a \u0441\u0442\u043e\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 (\u041d\u0414\u0421).

4. \u041d\u0430 \u043c\u043e\u0439 \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434, \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0441\u0433\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u0440\u0430\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043b\u043e\u044f\u043c\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438.

5. \u0412 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u044b \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0438 \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430. \u0423\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043e\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0438 \u0420\u0424 \u0438 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0443\u043b\u0443\u0447\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 \u0446\u0435\u043b\u043e\u043c, \u043d\u043e \u0438 \u0441\u0430\u043c\u0438\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432.

6. \u0410) \u0427\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438?
\u0411) \u0424\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432
\u0412) \u0412\u0438\u0434\u044b \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u043f\u043e \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0443 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f
\u0413) \u0412\u0438\u0434\u044b \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043e\u0431\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f
">]" data-test="answer-box-list">

Darininna

1. Воспитательная функция сбора налогов государством выражается в сдерживании граждан от покупки вредных для их здоровья продуктов. Повышая налоговые ставки на них, люди жалеют денег и приобретают их в меньшем количестве. Примером являются алкогольные напитки (налог - акциз).

2. Аргумент в пользу сторонников: введя подобную систему, количество доходов от налогов увеличится, поскольку богатые люди и многие из среднего класса начнут платить больше.
Аргумент в пользу противников: прогрессивная система отобьет желание трудиться и зарабатывать, поскольку чем больше у тебя денег, тем и больше ты должен отдавать государству.

3. Прямые налоги взимаются непосредственно с физ и юр лиц (налог на доход), а косвенные идут в качестве надбавки к стоимости товаров (НДС).

4. На мой взгляд, именно распределительную функцию можно назвать социальной, поскольку она направлена на сглаживание социального неравенства между слоями общества, а это понятие относится к сфере социологии.

5. В тексте названы физические и юридические лица. Уплата налогов является важной обязанностью граждан, поскольку она закреплена в Конституции РФ и направлена на улучшение жизни не только государства в целом, но и самих налогоплательщиков.

6. А) Что такое налоги?
Б) Функции налогов
В) Виды налогов по способу взимания
Г) Виды систем налогообложения

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Какие три особенности, характерные именно для юридической ответственности, выделяет автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть указаны особенности юридической ответственности:

- государственно-правовое осуждение лица, нарушившего закон;

- наступление отрицательных последствий для нарушителя в виде ограничений имущественного или личного порядка;

- обретает форму отношения между государством и правонарушителем.

Указаны три особенности

Указаны две особенности

Указана одна особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

22. Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любой из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть:

- названы два вида санкций: карательные и восстановительные;

- конкретизирован один из видов этих санкций, например: карательная — лишение свободы, восстановительная — возмещение убытков.

Названы два вида санкций, один из них конкретизирован

Назван и конкретизирован один вид санкций.

ИЛИ Названы два вида санкций

Назван один вид санкций.

ИЛИ Ответ неправильный

23. Автор отмечает, что отсутствие хотя бы одного из признаков юридической ответственности снимает вопрос о наступлении юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть названы и конкретизированы три признака юридической ответственности:

- противоправность — нарушение существующей нормы права;

- общественный вред — ущемление прав и интересов участников правоотношений;

- наличие вины — осознание лицом противоправности своего деяния

Названы и конкретизированы три признака юридической ответственности

Названы два и конкретизированы два признака.

ИЛИ названы три признака

Назван и конкретизирован один признак.

ИЛИ Названы два признака

Назван один признак.

ИЛИ Ответ неправильный

24. О каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? Приведите довод в поддержку выделения этих видов и контрдовод (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названы два вида юридической ответственности: позитивная и негативная;

2) приведен довод в поддержку такой классификации: выделение этих видов ответственности показывает примеры не только неправомерного поведения, но и дает образцы правомерного поведения;

3) приведен контр довод: выделение позитивной ответственности ведет к смешению юридической ответственности с моральным долгом.

Могут быть приведены другие аргументы

Названы два вида юридической ответственности, приведены довод и контрдовод

Названы два вида юридической ответственности, приведен только довод.

ИЛИ Названы два вида юридической ответственности, приведен контрдовод

Названы два вида юридической ответственности

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “общественный прогресс”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и другое предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: общественный прогресс — это направленное развитие общества от более низкого уровня к более высокому.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о проявлениях прогресса, опирающейся на знания курса, например: “Одним из проявлений прогресса служит развитие техники и технологий”.

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие характеристику общественного прогресса)

3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: “Развитие производства, освоение новых технических областей связаны с нарастанием экологического кризиса”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о противоречивости общественного прогресса)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия ujили его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(- я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

26. В стране Z выборы в парламент проходят по мажоритарной системе. Опираясь на обществоведческие знания укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ответ должен включать следующие элементы:

1) указаны две особенности мажоритарной системы, например:

- выборы проводятся по одномандатным округам;

- для победы в первом туре требуется набрать большинство голосов;

2) показано одно преимущество, например: более полно учитываются качества кандидата. Могут быть приведены другие особенности и преимущества

Правильно указаны две особенности и приведено преимущество.

Правильно названа одна особенность и приведено преимущество.

ИЛИ Правильно указаны две особенности.

Правильно указана одна особенность.

ИЛИ Приведено преимущество

27. Первые идеологи коммунизма мечтали о таком общественном строе, при котором каждый член общества будет получать от него то, что отвечает разумным потребностям человека. Необходимым условием этого должно было стать изобилие материальных благ, которое, в свою очередь, возникнет как следствие свободного от эксплуатации труда каждого человека. Какой принцип распределения материальных благ предлагалось утвердить при коммунизме? Приведите еще два известных вам из курсов обществознания, истории принципа распределения материальных благ и покажите недостаток любого из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указан принцип распределения: по потребностям;

2) приведите два других принципа распределения, например:

- в зависимости от затраченного в общественном производстве труда (по труду),

- в зависимости от находящихся в собственности факторов производства (земли, капитала);

3) показан недостаток одного из них, допустим:

- распределение по труду, существовавшее при социализме, предполагало централизованный учет количества и качества труда, что было затруднительно, т.к. требовало приравнивать совершенно различные виды деятельности, например, результаты умственного и физического труда;

- уравнительное распределение снижает заинтересованность людей в результатах своего труда.

Могут быть показаны другие недостатки.

Указан с опорой на условие задания принцип распределения, приведены два другие принципа, показан недостаток одного из них

Указан принцип распределения, приведены два другие принципа.

ИЛИ Указан принцип распределения, приведен дополнительный принцип и показан его недостаток

Указан принцип распределения, приведен один дополнительный принцип.

ИЛИ Приведен дополнительный принцип и показан его недостаток

Указан принцип распределения.

ИЛИ Приведен дополнительный принцип.

ИЛИ Ответ неправильный

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальные институты и их функции в обществе”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Социальные институты и их функции в обществе

1. Что такое социальный институт

2. Основные социальные институты общества

1) семья как социальный институт

2) политические институты

3) финансово-экономические институты

4) институты в сфере культуры

3. Функции института семьи

1) репродуктивная функция

2) функция первичной социализации

3) хозяйственно-экономическая функция

4. Основные функции государства как социального института

1) внутриполитические функции

2) внешнеполитические функции

5. Функции школы как социального института

1) вторичная социализация

2) формирование духовно-нравственной культуры

6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы

Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей, точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

“Через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей” (А. Печчеи).

“Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем” (Л. Харрис).

Социология, социальная психология

“Одним из источников изменений в обществе служит распространение отклоняющегося поведения”. (Т. Парсонс).

“Современная парламентская демократия представляет собой комплекс обеих версий народовластия: представительной и плебисцитарной (прямой)” (Э.Ю. Соловьев).

“Суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья” (Юридическое изречение).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Анастасия Ревина

Анастасия Ревина

Многие выпускники, которые сдают обществознание, избегают тему налогов в ЕГЭ. Они не пытаются разобраться , потому что считают ее очень сложной. Это приводит к потере драгоценных баллов на экзамене, так как налоги в ЕГЭ по обществознанию могут встретиться и в первой, и во второй части.

Все не так страшно. Никто не заставляет учить весь Налоговый кодекс РФ. Во-первых, это крайне сложно, во-вторых, просто бессмысленно. Давайте рассмотрим основные аспекты, которые необходимо знать, чтобы чувствовать себя уверенно в теме налогов.

Что такое налоги?

Для начала разберемся, что такое налоги и зачем они нужны. Как и любому человеку или организации, государству нужны финансовые средства. Налоги — один из источников средств.

Откуда государство получает налоги? Это обязательные платежи, которые отдают граждане и организации. Понимая суть налогов, можно составить их определение.

Налоги — это суммы денег, которые граждане и организации обязаны выплачивать государству для того, чтобы финансировать его деятельность.

Какие виды налогов существуют?

Второе, что необходимо сделать, чтобы перестать бояться темы налогов на ЕГЭ — разобраться в их видах. Многим кажется, что это невозможно запомнить и ошибки здесь неминуемы. Давайте разбираться.

Виды налогов: по способу взимания

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются напрямую с дохода или имущества. Их уплачивают собственники имущества или обладатели прибыли. Налогоплательщик не может переложить обязанность выплаты ни на кого другого.

К ним относятся: налоги на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество.

налоги в егэ

Косвенные налоги взимаются в виде наценки на товар, то есть они полностью перекладывается на конечных потребителей. Такие налоги включены в цену товара и уплачиваются, когда приобретается товар. Например, НДС указывается прямо в товарном чеке.

Налоги в ЕГЭ: НДС

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Названия косвенных налогов следует запомнить.

Задание №7 в ЕГЭ по обществознанию: виды налогов по типу взимания

Рассмотрим задание на анализ суждений (номер 7), в котором необходимо выбрать все верные суждения о налогах и о их видах по способу взимания. За него дают максимум 2 балла. При решении задания мы просто используем уже известную нам теорию. Еще нужно проанализировать каждое суждение внимательно, чтобы минимизировать ошибки. Это мы сейчас и сделаем.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства. — да, этот вариант абсолютно точно будет верным, так как мы знаем, что в этом и состоит сущность налогов
2) К прямым налогам относят налог на доходы физических лиц, налог с продаж. — если налог на доходы физических лиц относится к прямым, то налог с продаж является косвенным налогом —неверное суждение
3) Прямые налоги могут быть переложены на другое лицо. — нет, прямые налоги уплачиваются прямо собственники имущества или обладателями прибыли
4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер. — нет, все налоги носят обязательный характер
5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. — да, это одна из ключевых характеристик прямых налогов
Ответ: 15

Виды налогов: по территории

Все налоги в Российской Федерации делятся на федеральные, региональные и местные. Нужно запомнить региональные налоги (их три), местные (их тоже три), а к федеральным будут относиться все остальные. На помощь приходит лайфхак, который позволит быстрее и лучше запомнить виды налогов по территории взимания.

Используя мнемотехнику, возьмём шесть максимально простых слов: юрлицо, игра, машина; физлицо, товар, земля.

Первые три слова относятся к трем региональным налогам:

  • налог на имущество организаций (юридических лиц) — юрлицо
  • налог на игорный бизнес — игра
  • транспортный налог – машина

Следующие три слова — это местные налоги:

  • налог на имущество физических лиц — физлицо
  • торговый сбор — товар
  • земельный налог — земля

Все остальные налоги федеральные (НДФЛ, акцизы, НДС, водный налог, государственные пошлины, налог на прибыль организаций).

Задание №8 в ЕГЭ по обществознанию о видах налогов по территории

В первой части экзамена часто требуют выполнить задание на соответствия (задание номер 8). За него дают максимум 2 балла. Представьте, как сложно выполнить это задание на экзамене, если не изучить налоги в ЕГЭ. Сейчас мы с ним разберемся.

Итак, перед нами задание, в котором необходимо установить соответствие между примерами и видами налогов по территории взимания. Внимательно смотрим на каждый пример!

ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ
А) налог на доход физических лиц — видим, что ни одно слово из шести здесь не встречается, значит это федерльный налог 1) федеральный
Б) торговый сбор — видим слово «товар», это местный налог 2) региональный
В) акцизы — опять нет ни одного из шести слов, это федеральный налог 3) местный
Г) земельный налог — слово «земля» подсказывает, что это местный налог
Д) транспортный налог — ассоциируется со словом «машина», региональный налог

Ответ: 13132

Системы налогообложения

Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.

Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.

Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.

Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.

Задание №7 в ЕГЭ по обществознанию о системах налогообложения

Теперь давайте рассмотрим задание на анализ суждений (задание номер 7), затрагивающих налоги в ЕГЭ. Необходимо выбрать все верные суждения о системах налогообложения. Проанализируем каждое суждение.

1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода. — видим слово «пропорция» и вспоминаем, что в там случае ставка налога единая — это суждение неверное
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. — нет, ставка налога будет для всех одинаковой — неверное суждение
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога. — выделяем слово «прогресс», следовательно, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога — верное суждение
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами. — обратная ситуация: слово «регресс» указывает на то, что ,чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога — верное суждение
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков. — этому суждению нас уже не обмануть, мы знаем, что значит слово «регресс» и что написана характеристика пропорциональной системы — неверное суждение
Ответ: 34

Теперь вы умеете решать задания на налоги в ЕГЭ. Хотите готовиться дальше, но не знаете, как? Почитайте отзыв выпускницы, которая сдала ЕГЭ по обществознанию на 99 баллов после наших курсов 🙂


Часть 1

работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

Характеристика элементов рынка.

Оборона, здравоохранение, социальные выплаты, оплата бюджетникам, расходы госбюджета.

обозначают прямые налоги.

1) НДС; 2)подоходный; 3)акциз; 4) транспортный; 5)земельный; 6)налог на имущество.

1) экстенсивное хозяйство;

2) развитая сфера услуг;

4) в основном ручные орудия труда;

Б) определение ставки ссудного процента;

В) купля-продажа валюты;

Г) выдача кредитов банкам;

А Б В Г Д

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) число учредителей неограниченное;

2) число учредителей не более 50;

3) участник АО имеют право продавать свои акции;

4) получение дивидендов по акциям;

5) при продаже акций преимущество имеют акционеры;


Какие из перечисленных факторов могут вызвать

такое изменение? Запишите цифры, под которыми

1) повышение сезонного спроса на фрукты;

2) неурожай фруктов, вызванный засухой;

3) реклама здорового образа жизни;

4)резкое повышение таможенных пошлин ;

«Существует несколько типов _________(А) , отличающихся способом ведения хозяйственной деятельности.

Отличительным признаком _________(Б) является господство аграрного сектора экономики, неразвитая _______(В), которая не способна эффективно решать экономически проблемы. Развитая промышленность, серийное производство свойственны для экономики ____(Г) общества , которая стала формироваться с развитием капиталистических отношений. Однако наиболее прогрессивной является ______(Д), способная поднять на более высокий уровень экономику как отдельной страны, так и мира. В современном экономическом пространстве происходит сочетание элементов различных систем хозяйствования с целью решения основных вопросов экономики и удовлетворения _______(Е) людей.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

А Б В Г Д Е

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Налоговая система РФ имеет и недостатки, устранить которые – одна из задач финансовой политики. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.

21. Какое определение налогов приведено автором? Как в тексте объясняется появление денежной формы налогов?

22. Назовите три функции налогов, которые, называет автор. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну функцию, не указанную в тексте.

23. Какие три уровня системы налогообложения названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры налогов одного из данных уровней.

24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «налоговая система РФ имеет и недостатки, устранить которые – одна из задач финансовой политики».

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах инфляции, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из типов.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы собственности, предусмотренные Конституцией РФ.

«О пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту».

К какой сфере жизни общества принадлежит явление, о котором пишет автор?

Для каких экономических систем свойственно данное явление?

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Командно-административная экономическая система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний .

Некоторые говорят: «Надо давать потребителям то, чего они хотят». Но это не мой подход. Наша работа — угадывать, что понадобится потребителям, прежде них самих.

ОТВЕТЫ.

· региональный (субъекты Федерации);

· налог на прибыль,

· большое количество налогов и сложность их подсчета,

· высокий уровень налогообложения,

Типы инфляции по темпам развития:

  • умеренная (ползучая),
  • галопирующая,
  • гиперинфляция,

· государственная (предприятия минобороны, земля, реки и др.)

· муниципальная (общественный транспорт, школы, детские сады)

2.Безработца свойственна для рыночной и смешанной экономики.

3.Негативные последствия безработицы:

· снижение уровня жизни населения;

· возрастание социальной напряжённости;

1.Понятие командно-административной системы как одной их видов экономических систем.

2.Признаки командно-административной системы:

  • господство общественной собственности;
  • государственная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное планирование и установление цен;
  • отсутствие у производителей свободы выбора;
  • отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.
  1. Плюсы:
  • отсутствие безработицы;
  • социальная стабильность;
  • примерно одинаковый уровень жизни;
  • обеспечение минимального уровня благ и др
  1. Минусы:
  • дефицит товаров и услуг;
  • отсутствие выбора у потребителей в ценах товаров и услуг;
  • огромный бюрократический аппарат;
  • застои в экономике;
  • отсутствие у производителей заинтересованности в результатах труда и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Задания 1 - 3 ЕГЭ по обществознанию

В первых трёх заданиях ЕГЭ по обществознанию проверяется владение терминологией.

Разберем задание, которое может быть на ЕГЭ под номером 1 по теме “Экономика”.

Задание номер 1.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид налога

Сущность

Налог, взимаемый с владельца товара при пересечении границы (экспорте или импорте товара)

Налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров, устанавливаемый обычно в процентах от цены этого товара

В первом столбце таблицы – вид налога, во втором – сущность налога.

Читаем. Определение таможенной пошлины: налог, взимаемый с владельца товара при пересечении границы, экспорте или импорте товара.

Второе определение: налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров, устанавливаемый обычно в процентах от цены этого товара.

Мы можем подумать, что речь идёт о налоге на добавленную стоимость. Но, во-первых, определение налога на добавленную стоимость не совсем так формулируется, хотя это тоже процент от цены товара. А во-вторых, внимательно прочитаем условие. В условии написано: “Запишите слово…” Это неслучайно: не термин, не понятие, а слово. То есть в ответе должно быть одно слово. А налог на добавленную стоимость – это, если не считать предлог, целых три слова. А если с предлогом, то четыре.

Внимательно прочитав все условия, мы вспомним, что есть и еще один налог, который устанавливается обычно в процентах от цены товара и уплачивается при приобретении товаров – акциз.

Как мы напишем акциз или акцизы? Акциз! Потому что в определении есть слово “налог” в единственном числе. Такого рода задания, конечно, не очень сложные. Речь идет обычно о понятиях достаточно распространенных, не очень редких. Но нужно быть очень внимательным при чтении условия.

Разберем, как подходить к решению задания номер 2. В этом задании среди всех терминов и понятий нужно найти то, которое является обобщающим для всех остальных.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1. таможенные пошлины,

4. прогрессивная шкала,

Таможенные пошлины и акцизы - это виды налогов. Для таможенных пошлин и для акцизов налоги являются обобщающим понятием.

Прогрессивная шкала налогообложения возможна? Разумеется. Значит, налоги для прогрессивной шкалы тоже являются обобщающим понятием.

Декларация может быть налоговой.

Все сходится. Мы выбираем в качестве ответа термин “налоги”, а в ответе пишем цифру 2.

Ну и последнее задание, которое мы разберем, - это задание 3, тоже из раздела “Экономика”.

Задание номер 3 также связано с терминами. Среди ряда терминов, которые относятся к одной теме, к одной проблеме, к одному вопросу, нужно выбрать лишние - те, которые к данной теме не относятся.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с политикой протекционизма:

1. установление стандартов,

2. тариф на импорт,

3. ставка рефинансирования,

5. экспортная субсидия,

6. зона свободной торговли.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

В условии четко сказано, сколько будет лишних терминов – два. Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением двух, связаны с политикой протекционизма. То есть в ряду есть два термина, которые к политике протекционизма, защиты отечественных производителей в борьбе с иностранными конкурентами не относятся.

Установление стандартов – это один из методов протекционизма.

Тариф на импорт – также защита отечественных производителей (увеличение цены тем самым импортных товаров).

Ставка рефинансирования – это метод монетарной политики. Один “лишний” термин нашли.

Лицензирование. Может быть это? Подумаем.

Экспортная субсидия — это поддержка отечественных производителей.

Зона свободной торговли. Вот оно! Зона свободной торговли — это, конечно же, не протекционизм.

А лицензирование почему нас смутило? А потому что оно и в других сферах применяется. Но также и в сфере защиты отечественных производителей. Некоторые иностранные производители должны получить лицензию на право продажи какого-то вида продукции в обязательном порядке.

Итак, мы с вами, подумав, выбрали 3 (это метод монетарной политики) и 6 (это относится к политике фритредерства - свободной торговли, а не протекционизма).

Читайте также: