Мудрость государство только увеличение налогов обречено

Опубликовано: 29.04.2024

Страницы

  • Главная страница
  • Философия
  • Экономика
  • Социология
  • Политология
  • Правоведение
  • Готовые эссе
  • Эссе на заказ

"Налоги для государства то же, что паруса для корабля" (Екатерина II)

В данной цитате автор поднимает проблему роли налогов в жизни государства. По мнению Екатерины II , налоги являются основой и фундаментом для развития страны, без которого государство не сможет существовать. Я согласна с автором и считаю, что государство с помощью налогов помогает бедным, обеспечивает создание общественных благ.

В подтверждение своей мысли я хочу привести ряд теоретических суждений: налоги, функции налогов, виды налогов, государственный бюджет, общественные блага. Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, устанавливаемые государством в целях проведения экономической политики. Основными видами налогов являются прямые (налог на доход и имущество физических лиц) и косвенные налоги (акцизы, пошлины). Налоги выполняют ряд важных для жизни государства функций. Например, распределительная функция обеспечивает перераспределение доходов и ресурсов в те сферы, где они необходимы, а регулирующая функция позволяет государству воздействовать на процессы, происходящие в экономике страны. Фискальная функция обеспечивает пополнение государственного бюджета за счет налогов. Государственный бюджет – сводный план доходов и расходов государства. Основной расходной статьей в государственном бюджете является создание общественных благ. Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством для всех граждан на равных началах. Современные экономисты часто затрагивают тему роли налогов в жизни государства и приходят к выводу, что стабильное развитие государства и процветание жизни граждан зависит от ответственного отношения населения к уплате налогов и грамотного распределения налогов государством.

Действительно, уплата налогов является решающим фактором в определении уровня жизни граждан государства, так как чем больше налогов поступает в государственный бюджет, тем больше средств государство тратит на нужды населения. Так, например, в одной из самых бедных стран Африки Судане нет стабильной налоговой системы, поэтому большинство жителей не платит налоги, из-за чего бюджет страны не пополняется, его не хватает на реализацию даже самых необходимых общественных благ, таких как дороги, транспорт, работа школ и больниц, а уровень жизни в стране достаточно низкий. Противоположная ситуация складывается в странах Скандинавии. Там подоходный налог один из самых высоких в мире, однако, именно в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии наиболее качественные дороги, хорошо финансируется государством сфера образования, медицина высокоразвита и общедоступна, а показатель уровня жизни в этих странах является одним из самых высоких. Этот пример показывает, что качество жизни людей в государстве напрямую зависит от налогов, поступающих в бюджет страны от ее граждан, а значит именно налоги определяют степень обеспечения населения общественными благами.

Также, важную роль в развитии государства играет налоговая система страны, то есть совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью. Система, по которой доход граждан облагается налогом, определяет справедливость выплаты налогов, а значит и честное отношение граждан к уплате налогов, от которой зависит стабильность экономических отношений внутри государства. Приведу пример из истории. Так, например, в девяностые годы в Российской федерации существовала прогрессивная налоговая система, согласно которой чем выше был доход граждан, тем больший налог они должны были платить. То, что богатые должны платить много, а бедные мало вызывало недовольство среди обеспеченных людей. Поэтому, чтобы не платить высокие налоги, люди скрывали свои настоящие заработки, переписывали имущество на чужих лиц, хранили свои сбережения за границей, что привело к снижению поступлений в государственный бюджет России. Следствием недостатка средств в бюджете страны стали серьезные экономические проблемы – работникам бюджетных сфер перестали выплачивать зарплаты, финансирование школ, больниц резко сократилось, произошел дефолт, экономика страны ослабла и перестала быть стабильной. Этот пример показывает, что от грамотной системы сбора налогов зависит стабильность государства, успех его экономической политики и добросовестное отношение граждан к власти и существующим порядкам.

В заключении хочется сказать, что налоги играют определяющую роль в деятельности и развитии государства, ведь именно на налогах основывается бюджет страны, от объемов которого зависит развитие всех сфер жизни людей, качество их жизни и положение государства на мировой арене.

Олег Буклемишев


фото Коммерсантъ

Судя по всему, мы попали в классический замкнутый круг. Главным способом стимулирования буксующей экономики правительству видятся «стратегические проекты», то есть увеличение государственных инвестиций. Стало быть, необходимо наращивание или по меньшей мере неснижение соответствующих бюджетных расходов. На фоне уже заявленной эскалации социальных и оборонно-правоохранительных обязательств это требует постоянного повышения доходов государства. Бюджет текущего года в условиях стагнации вытягивают лишь нефтяная конъюнктура и инфляционно-девальвационный бонус, но ни то ни другое признать устойчивым источником поступлений нельзя.

В будущем разрыв между растущими финансовыми потребностями и имеющимися у государства ресурсами обречен на резкое увеличение.

«Временно» прибегнуть к дефицитному финансированию тоже не выход. Как и ожидалось, бурные дебаты о судьбе «бюджетного правила», как по мановению волшебной палочки, прекратились, поскольку стало очевидно, что, несмотря на мизерный по мировым меркам размер нашего государственного долга (порядка 10% ВВП) и кажущееся обилие госсобственности на продажу, сколько-нибудь крупный бюджетный дефицит в суровой посткрымской реальности финансировать по большому счету нечем — ни внутри страны, ни вне ее.

И вот в верхах впервые за много лет всерьез заговорили о необходимости повышения налогов: то ли регионам будет разрешено вводить налог с продаж, то ли увеличатся ставки НДС и/или НДФЛ.

Однако предлагаемые шаги представляют собой не продукт перспективного мышления, а скорее конвульсивную реакцию на обстоятельства без попытки их как-то проанализировать и рассмотреть возможные альтернативы.

Во-первых, совместимо ли повышение налогов с желаемым возобновлением экономического роста?

Разумеется, увеличение налоговых ставок, мягко говоря, экономическому росту не благоприятствует. Во всяком случае МВФ рекомендует государствам, нуждающимся в увеличении доходов, сначала подумать о расширении налоговой базы (в частности, отмене всяческих льгот и изъятий) или изменении структуры налогообложения и только затем при необходимости повышать ставки.

Не исключено, что разговор о повышении ставок означает признание неспособности правительства отменить наиболее весомые налоговые льготы, за которыми стоят влиятельные интересы.

Но если уже состоявшийся рост налогов для бизнеса просто неприятен, то их нависающее над экономикой повышение в будущем может оказаться гораздо хуже, поскольку подрывает уверенность в завтрашнем дне, а, стало быть, столь нужные нам инвестиции.

Во-вторых, есть ли какие-то иные варианты покрытия фискального разрыва, помимо увеличения налогов?

Разумеется, есть. Заметим, что те страны, которые повышали в последние годы налоги, делали это в основном вынужденно по причине больших дефицитов на фоне опасного уровня госдолга. Очевидно, что это не наш случай; действительно, в этом списке практически нет нефтедобывающих государств.

Главным направлением фискальной политики должно стать сокращение раздутых и неэффективных государственных расходов, это куда более рациональный подход. Как свидетельствует ряд исследований, для таких сокращений есть изрядный потенциал; влияние подобных расходов на ВВП может быть не просто нулевым, а даже отрицательным. Поэтому в нынешних условиях можно и нужно провести глубокое преобразование расходной части бюджета, которое как минимум меньше повредит развитию, чем повышение налогов.

Кроме того, не слишком ли расточительно повышать налоговое бремя, притом что ранее уплаченные налоги и пошлины в виде бюджетных кубышек — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — вложены в зарубежные госбумаги под близкие к нулю ставки процента и не используется в отечественной экономике? Да, после финансового кризиса 2007-2009 годов бюджетные фонды приобрели почти сакральный статус. Между тем их роль в преодолении трудностей того периода обычно преувеличивается, а наполнение заметно пострадало не только из-за кризиса, но и за счет укрепления рубля в реальном выражении к корзине валют (примерно на 60% с начала 2003 года по осень 2013-го). Речь здесь, разумеется, идет не о расходовании накопленных средств, а о хорошей возможности по-новому взглянуть на внутренние противоречия в давно устаревшей конструкции, не дающей никаких гарантий от потрясений и лишь создающей иллюзию защищенности.

Наконец, даст ли повышение налогов ожидаемый фискальный эффект?

Проблема в том, что предполагаемый налоговый «маневр» ровным счетом ничего не меняет в идеологии и конструкции отечественной фискальной системы, которая, несмотря на все новомодные программные и онлайновые «примочки», по сути своей остается архаичной. Так, предоставление регионам права вводить налог с продаж не поможет обеспечить сбалансированность субфедеральных бюджетов. И не потому что недостаточно по размеру, а из-за полного разрушения принципов бюджетного федерализма, понимаемого как сочетание самостоятельности и ответственности. Губернаторы неоднократно убеждались на собственном опыте, что главное — это выполнять команды сверху, тогда все огрехи будут покрыты центром, а инициатива, напротив, совершенно не приветствуется и даже наказуема. Заинтересованности в достижении бюджетной сбалансированности у самих субъектов федерации нет — неслучайно число регионов-доноров сегодня меньше, чем даже в кризисном 1998 году.

Механистичное повышение НДС или НДФЛ тоже не принесет пользы, даже дополнительные доходы тут не гарантированы.

Ведь для того чтобы быть принятым обществом, увеличение налогового бремени на бизнес и граждан должно сопровождаться наращиванием объема и/или повышением качества предоставляемых государством услуг. При общей деградации и сворачивании социальной сети, сокращении доли расходов на образование, здравоохранение и экономическое развитие в федеральном бюджете и хроническом дефиците бюджетов региональных ожидать этого не приходится. Потому неизбежен увод бизнеса и личных доходов в тень, какие бы жесткие карательные меры параллельно ни принимались.

Вот и выводы экспертов МВФ свидетельствуют, что, хотя совокупная фискальная нагрузка в России на фоне государств с сопоставимым уровнем социально-экономического развития не столь высока (примерно 35% от ВВП), возможности для повышения налогов серьезно ограничены. Россия почти так же близка к теоретическому пределу увеличения налогового бремени, как и развитые страны Западной Европы, собирающие в виде налогов свыше 40% ВВП (Франция, Бельгия и др.). Неоднократный перенос полноформатного вступления в действие единого налога на недвижимость физических лиц (последний раз осенью прошлого года) не случаен: к решениям о повышении налогов в Кремле до сих пор были не готовы.

Но теперь это уже не так важно. Многолетняя разбалансированная экономическая политика российских властей рано или поздно должна была принести соответствующие плоды. И вот наконец они созрели: нам предстоит выбор между двух больших зол — устойчивой стагнации и хронического фискального дефицита.

Не исключено, правда, что мы выберем оба одновременно.

Деидеологизированное государство нежизнеспособ
Новость на Newsland

Наместник Сретенского монастыря о национальной идее, о героизме и патриотизме: «Деидеологизированное государство духовно расслаблено и нежизнеспособно».

Может ли общество жить без идеологии? Без идей? Без примеров и образцов? Кто и как сегодня задает нам эти образцы, как транслируются вечные ценности и устанавливаются те самые «духовные скрепы», о дефиците которых в современной России говорил в послании Федеральному собранию ее Президент? Российская газета обсудила эту тему с наместником Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

По словам архимандрита Тихона, «после советского периода с его принудительной идеологией мы, по нашему обычаю, шарахнулись в противоположную сторону - в данном случае к полной идейной растерянности, неопределенности смыслов и целей. При всем отвращении к любой принудительной идеологии, все больше людей постепенно приходят к выводу, что и другая крайность - полностью деидеологизированное государство духовно расслаблено и попросту нежизнеспособно».

Он также заявил, что не желал бы вымученной за письменными столами, обязательной для всех идеологии. «Но, к счастью, в области человеческих убеждений и мировоззрений есть вещи, гораздо более значимые и действенные, чем любая идеология», - добавил архимандрит.

По его словам, высшие ценности - это милосердие, доброта, мужество, жертвенная любовь к людям и к Отечеству, мудрость, верность, бескорыстие, справедливость, скромность. «Я уже не говорю о вере в Бога, об открытии Его замысла о мире и человеке. Именно перечисленные духовно-нравственные качества так хотят видеть большинство родителей в своих детях. И, наверное, именно их воспитание и культивирование должно быть предметом молодежной политики. Но только вот беда: никакие нравоучения и самые правильные проповеди здесь совершенно не работают. Более того - вызывают стойкую и длительную аллергию», - добавил отец Тихон.

Он также отметил, что «герои - это носители тех самых главных, вечных ценностей - народа, культуры, цивилизации». «Но, что очень важно, они больше, чем просто носители. Именно на них в обществе возложена непосильная ни для кого другого задача - действенной передачи этих ценностей от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Никакие морализирования, нравоучительные проповеди, семинары и селигеры без этих подлинных носителей высших ценностей с такой задачей не справятся. Педагогическая функция героев - продолжение их особого служения даже спустя много веков после их смерти. Недаром знаменитые «Сравнительные жизнеописания» Плутарха - биографии великих римлян и греков, изучались, к примеру, в российских гимназиях вплоть до революции, когда на смену прежним, пришли совершенно иные герои», - добавил отец Тихон.

Однако в настоящее время происходит дегероизация. Это, по словам архимандрита Тихона, в разумных рамках, позитивный и порой даже необходимый процесс, время от времени происходящий в различных странах и культурах, когда ветром истории с пантеонов сносит шелуху и наносное. «Но в нашем российском случае за ревизию взялся «креативный» класс и «рукопожатное» сообщество особо продвинутых любителей отечественной истории. В итоге проведенной с большевистской беспощадностью зачистки, национальных героев они нам просто не оставили. Низложены все. Превращены в безжалостных монстров, подонков и подлецов, трусов, извращенцев, беспринципных конъюнктурщиков. Методы - клевета, циничное и безжалостное высмеивание, передергивание фактов. В науке - тенденциозность. В сборе фактов - подлоги и приемы папарацци. И все это, конечно, под предлогом «борьбы за правду» и трепетного желания открыть нам, слепым и обманутым, истину о нас самих», - добавил он.

Отец Тихон рассказал, что недавно зашел в центральный московский книжный магазин. «На самом видном месте, среди лидеров продаж - пасквиль Резуна о маршале Жукове, очередное переиздание. Или еще пример: уже не год и не два муссируется идейка о том, что «ваш Александр Невский» - не более чем заурядный приспособленец, прихвостень татарских князей. А Пушкина как пытаются ославить бездарные пошляки. », - восклицает наместник Сретенского монастыря.

Он отметил, что отечественные и академические западные ученые давно камня на камне не оставили от «исторических» концепций Резуна. Да речь ведь даже не об этом. Любого без исключения военачальника можно при желании обвинить в жестокости. Отец Тихон напомнил слова Пушкина: «Оставь герою сердце… Что же / Он будет без него? Тиран…» «Это из стихотворения «Герой», посвященного, кстати сказать, не кому-нибудь, а Наполеону - врагу России. Вот где мудрость гения и глубокий, пронизывающий века исторический взгляд. Книга Резуна и последовавшая за ней кампания - ярчайший пример согласованной деятельности - международной и внутрироссийской - по перелицовке не только истории Второй мировой войны, но и нашей национальной ментальности. Подспудно и напрямую нам внушают: если те, кого вы называет своими великими героями, на самом деле сплошь и рядом - чудовища и выродки, то какова же «эта страна», каков народ, каковы вы сами?» - вопрошает архимандрит.

Он также заявил, что «из недавней истории в качестве героев нам оставлены, кажется, лишь двое: престарелые академики Д. С. Лихачев и А.Д. Сахаров с их противостоянием распадающемуся советскому государству». «Был ещё, правда, А.И. Солженицын, но в последние годы жизни он, по мнению креативной публики, что-то не то написал, и они его от своего общества отлучили», - продолжил отец Тихон.

Он отметил, что каких-то современных героев «креативный класс» нам все-таки предлагает. А именно - «героев» гламура. Они несут и успешно передают молодым «ценности», прямо противоположные высшим: вместо скромности - наглое тщеславие, вместо благородства - мелочность, вместо мужества - демонстративное приспособленчество и конъюнктуру. И далее по списку.

Также отец Тихон назвал имена героев, сравнительно недавно пожертвовавших своей жизнью ради спасения ближнего. Это майор Сергей Солнечников и сержант Евгений Эпов. «А чем отличается их подвиг от подвига Александра Матросова? И ведь мы можем привести множество примеров - люди совершают настоящие подвиги - и военные, и государственные, и научные, и трудовые», - добавил он.

Отец Тихон отметил, что «можно и жизненно необходимо прививать людям умение быть благодарными к тем, кто этого действительно заслуживают». «Есть лишь одна заповедь, за исполнение которой Бог обещает совершенно определенную награду: «Почитай отца твоего и матерь, и долголетен будешь на земле». То же самое относится и к жизни народов и обществ. Посмотрите, сколько столетий и даже тысячелетий живут, несмотря ни на какие катаклизмы, страны, где почитание предков и национальных героев возведено в незыблемую традицию и повсеместный обычай. И напротив, как только в стране начинают дерзко разорять традиции предков и очернять лучших сынов и дочерей своего народа, стремительная деградация и распад неминуемы. Люди, воплотившие в себе лучшие качества человека, таким, каким его задумал Бог, лучшие качества своего народа - это величайшая драгоценность любой страны. Именно они - знаменитые и безвестные - самое великое достояние России. Никакие усилия государства и общества не могут быть признаны чрезмерными, если они будут направлены на благодарность и на то, чтобы не дать пройти незаметно подлинным проявлениям героизма. Сколько раз мы читали в газетах о том, как в каком-нибудь губернском городе, прямо на бульваре, на глазах у всех какие-то мерзавцы схватили девушку, потащили её в машину, а прохожий парнишка-ботаник заступился и был за это убит. Сколько таких сообщений… Но ведь этот парнишка и есть настоящий, истинный герой! А что же мы? Ну, появится маленькая заметка в областной газете. Ну, кто-то усмехнется: «дурак, нечего было лезть». Кто-то посочувствует - «жалко парня». И всё. И мы снова будем удивляться пассивности, трусости, нерешительности нашей молодежи…», - продолжил архимандрит.

Почему повышение налогов в России приведет к падению экономики и коррупции

Чтобы избежать увеличения дефицита бюджета, Минфин еще летом предлагал повысить налоговую нагрузку. Но насколько на самом деле оправдан рост налогов? Как проводимая государством налоговая политика влияет на российскую экономику? Какие возможны альтернативные способы пополнения бюджета?

Временная отсрочка

В последнем проекте федерального бюджета на 2015–2017 годы Минфин пока отказался от самых громких своих инициатив: введения регионального налога с продаж, а также повышения НДС и НДФЛ. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на днях подтвердил, что правительство постарается до 2018 года «максимально пройти этот период без изменения налоговой системы», предупредив, правда, что «мы живем в очень жестких внешних условиях, может быть, придется и менять этот подход». Таким образом, вопрос о повышении основных налогов и введении новых остается по сути открытым.

Пока же доходы бюджета планируется повысить за счет других налогов: рост их будет не таким резонансным, но не менее болезненным для бизнеса и рядовых граждан. Почти втрое вырастет, например, налог на имущество. Точнее, с 2015 года он будет заменен налогом на недвижимость, который будет рассчитываться уже не по балансовой, а по кадастровой стоимости, обычно в разы превышающей балансовую.

Не порадует работодателей и повышение ставки взносов в Фонд обязательного медстрахования (с 2015 года взнос в 5,1% будет взиматься со всего фонда оплаты труда, а не только с зарплат ниже 52 тыс. руб. в месяц). При этом сам ФОМС дефицита средств пока не испытывает, и потому полученные таким образом дополнительные доходы предлагается в ближайшие два года безвозмездно возвращать из ФОМС в федеральный бюджет. По оценке Минфина, в 2015 году поступления в ФОМС составят 182 млрд руб., а в 2016 году – 195,7 млрд руб. Потребности же самого ФОМС значительно скромнее: 42 млрд и 65,7 млрд руб. соответственно.

Дополнительные доходы в бюджет принесут также повышение с 9 до 13% налога на дивиденды, рост платы за пользование водными объектами и лесами, повышение акцизов на табачную продукцию, введение акцизов на природный газ, экспортируемый по газопроводу «Голубой поток» и ряд других мер.

Прогноз по доходам бюджета в 2015 году, по сравнению с летними расчетами, уменьшился чуть более чем на 100 млрд руб. (с 14,92 трлн руб. до 14,79 трлн руб.). Расходы при этом почти не изменились, составив 15,21 трлн руб. Однако дефицит бюджета увеличился всего на 0,1% с июньских 0,4% ВВП до нынешних 0,5% – благодаря перераспределению расходов. Судя по обнародованным данным, сбалансировать бюджет Минфин намерен в основном за счет «социальных» статей – внебюджетных фондов, пенсий работающих военных пенсионеров, индексации зарплат чиновников, работников в социальной сфере и науке, а также за счет отказа финансировать РФПИ и продления моратория на перечисление пенсионных накоплений НПФ. На всех этих статьях Минфин рассчитывает сэкономить порядка 699,7 млрд руб.

Обнародованные Минфином планы свидетельствуют о том, что новый вариант бюджета предусматривает лишь латание очередных дыр. Выбор в сторону отмены бюджетного правила и увеличения расходов, стимулирующих рост экономики и импортозамещение, так и не сделан. О повышении же НДФЛ и НДС с 2019 года Минфин летом заявил вполне четко.

Так ли уж нужно повышать налоги?

«Пока (именно пока!) катастрофической нехватки доходов в бюджете нет, однако он является дефицитным, – отмечает доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. – Причин тому сразу несколько. Во-первых, это соблюдение социальных обязательств перед населением при замедлении темпа роста экономики. Во-вторых, ухудшение чистого экспорта, а значит, сокращение доходов, которые дает добывающий сектор (минерально-сырьевая база). Помимо этого, отмечается также уменьшение спроса на сырье и снижение цен на нефть. Нынешний бюджет планировался, исходя из 100-110 долларов за баррель, в проекте бюджета на 2015 год заложено 96 долларов, а цена продолжает снижаться к отметке 90. Добавочных крупных расходов в этом году не было, но военные расходы, а также расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий, конечно, увеличили нагрузку на бюджет», – поясняет экономист.

Денег в бюджете вполне достаточно, уверен независимый экономист Владислав Жуковский. Согласно отчетам Минфина, по итогам января-августа 2014 года, федеральный бюджет сведен с рекордным профицитом в 905,5 млрд руб. – это более чем в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2012 года (387,3 млрд руб.). И это тем более удивительно на фоне кризисного состояния экономики (рост ВВП на самые скромные с 2009 года 0,8%) и рекордного бегства капитала (75 млрд долларов только в первом полугодии). К сожалению, этот излишек бюджетных средств Минфин сформировал не за счет активизации экономической активности, поощрения частной инициативы и увеличения поступлений в бюджет, а за счет целенаправленного урезания государственных расходов и инвестиций.

За восемь месяцев текущего года поступления в бюджет исполнены в размере 66,3% (9,43 трлн руб.) от запланированного и утвержденного на весь год уровня, расходная же ведомость исполнена лишь на 61,1% (8,53 трлн руб.). Причем структура расходов наглядно демонстрирует приоритеты правительства. Национальная экономика по итогам восьми месяцев 2014 года профинансирована лишь на 49%, дорожное хозяйство – на 49,3%, ТЭК – на 48,1%, жилищное хозяйство – на 31,7%, общеэкономические вопросы – на 8%, культура и кинематография – на 53%, здравоохранение – на 58,6%, амбулаторная помощь – на 47,1%, спорт высших достижений – на 24,5%.

При этом, по отчетности самого Минфина, за эти восемь месяцев совокупный размер остатка неиспользуемых средств правительства на счетах федерального казначейства увеличился без малого на 2 трлн руб. – с 6,57 до 8,48 трлн руб. Из этой суммы свыше 3,38 трлн руб. составляют средства Резервного фонда, а 3,15 трлн руб. – средства ФНБ, которые размещены на счетах в Центральном банке и ВЭБе. Оставшиеся 2 трлн руб. приходятся на временно свободные и неиспользуемые остатки средств. Таким образом, сегодня у государства без дела лежит 70% доходной части федерального бюджета, и подавляющая часть этих средств вложена в ценные бумаги в США и ЕС, которые ввели против России санкции и закрыли доступ к капиталу и технологиям. Однако все это не мешает Минфину, ссылаясь на бюджетный дефицит, секвестировать бюджет и лоббировать введение неконституционного налога с продаж, а также повышение ставок НДС, НДФЛ и налога на прибыль, отмечает Владислав Жуковский.

Налоговые рекорды России

Согласно отчету аудиторско-консалтинговой компании (PwC), по итогам 2012 года совокупная налоговая ставка на бизнес в России составляла 54,1%, что значительно выше как средней ставки налоговых платежей в странах ЕС – 42,6%, так и в мире в целом – 44,7%. Значение это было получено сложением трех эффективных ставок – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или на зарплату (41,2%) и по прочим налогам (5,8%). Директор департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банка (ВБ) Аугусто Лопес-Кларос, выступая на Гайдаровском форуме в начале 2014 года, порекомендовал российским властям снизить налоговую нагрузку на предпринимателей, поскольку она чрезмерно высока.
Налоговая нагрузка обычно соотносится с определенной моделью экономики, поясняет завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Чем динамичнее экономика, тем ниже уровень налогов. В России налоговая нагрузка на бизнес соответствует уровню развитых стран Европы, с их почти нулевыми темпами экономического роста. Мы же мечтаем о высоких темпах роста, которые не были бы основаны на динамике мирового спроса и цен на сырье – нефть, газ, металлы, отмечает экономист.

«Совокупная налоговая нагрузка в России практически в два раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоемкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоемких производств при том налоговом прессе, который имеется в России», – приводит данные международной статистики Владимир Жуковский.

Все страны, совершившие за последние 50 лет «экономическое чудо», прошли через низкие налоги, подчеркивает Миркин. «Основа низкой налоговой нагрузки – более "дешевое" государство. Стандартно в странах, совершивших "экономическое чудо", конечное потребление государства – 8-13% ВВП. У США – 15-16%. У нас этот показатель зашкаливает за 18%. Низкая налоговая нагрузка, "дешевое" государство – все это оставляет в руках частного бизнеса более крупные финансовые ресурсы для развития. Неудивительно, что в странах "экономического чуда" сверхвысокая норма накопления от 32 до 45%, позволяющая, при прочих равных, удерживать темпы роста, устойчиво опережающие мировые. У нас сегодня эта норма – 20-24%, как у западных стран, растущих на сверхнизких скоростях, 0-2% в год. Чтобы создать "экономическое чудо" в России, норма накопления должна быть выше в 1,2-1,5 раза».

Конечно, можно сослаться, что в других странах БРИК налоговая нагрузка на экономику еще выше, чем в России, замечает Жуковский. В Бразилии она составляет 69,3%, в Индии – 61,8%, в Китае – 63,7%. Но этот более тяжелый налоговый пресс «с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России)», – подчеркивает Жуковский.

Как спасти бюджет

«Для покрытия текущих расходов есть разные способы, – поясняет Олег Сухарев. – Можно увеличивать госдолг – за счет внутренней и внешней составляющей. Однако в нынешних обстоятельствах возможности для внешних заимствований сильно ограничены из-за санкций и сложной политической обстановки.

Можно провести эмиссию – но это весьма затруднительно не только по причине инфляции, и без того довольно высокой, но и из-за тех фетишей боязни инфляции, которые имеются у правительства.

Еще одним источником может стать продажа государственного имущества – именно необходимостью пополнения бюджета правительство объясняет очередной виток приватизации.

Безусловно, лучший способ – это наращивание производства и доходов, которые оно создает, однако это долгосрочный проект, зависящий от многих обстоятельств.

Использование налогов – это стандартный способ. Однако лучше спасать бюджет не за счет фронтального повышения налогов, и не за счет увеличения ставки «классических налогов», а за счет перераспределения налогового бремени. Можно увеличить нагрузку на недвижимость, землю, сверхприбыль (ренту), финансовые трансакции, ограничить импорт. Ощутимо повысит доходы бюджета введение прогрессивной налоговой системы вместо пропорциональной, которая действует у нас сегодня. Вместо изменения НДС лучше снизить налог на прибыль, привязав это снижение к реинвестированию прибыли, обновлению фондов именно за счёт заказов отечественных средств производства и/или обучение персонала».

В нынешних условиях повышение налогов особенно неблагоприятно скажется на предприятиях высокотехнологичного сектора экономики, которые и без того испытывают большие трудности в связи с девальвацией рубля и удорожанием кредитов, подчеркивает Олег Сухарев.

Как добиться роста

Чтобы экономика развивалась ускоренными темпами, а офшоры начали умирать, фискальная нагрузка должна быть ниже 30% ВВП, поясняет Яков Миркин. Другим необходимым условием является доступность финансов для бизнеса: рост насыщенности кредитами и другими фининструментами, нормализация процента, валютного курса, инфляции, счета капиталов, диверсификация собственности и т.д.

Стимулировать экономический рост можно и с помощью налогов. Одним из эффективных инструментов является, например, регрессивная шкала налогообложения прироста прибыли несырьевых компаний. Ставку налога стоит «снизить до 5-7% на четыре-пять лет в отношении прироста прибыли в сравнении с прошлым годом, если эта сумма не уходит из оборота как дивиденды», – предлагает Миркин.

Сегодня «предел фискализации экономики достигнут, поэтому ужесточение налогов будет вести не к росту их поступлений, а к вытеснению бизнеса в серую и черную зону и усилению коррупции», подчеркивает экономист. Это хорошо показала история с ростом обложения индивидуальных предпринимателей в 2013 году, что привело к массовому закрытию ИП.

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Думаю, что великий французский философ Шарль Монтескье говорит здесь о проблеме сбора налогов. Я вполне согласна, что определение величины налога, собираемого с фирм и физических лиц, очень тонкая и сложная вещь, которая во многом определяет благосостояние общества, работу его фирм и мотивацию самих организаторов производства. Видимо, в переписке именно с ним, наша императрица Екатерина II высказала однажды мысль, что налоги – это паруса в корабле-государстве, которые могут или потопить корабль, обрушившись на него всей своей тяжестью, или вывести его в спокойную гавань. Монтескье абсолютно прав, говоря, что эта работа требует много «мудрости и ума».

Налоги – категория противоречивая. С одной стороны, они на более чем 80 % заполняют доходную часть бюджета, и гос-во заинтересовано в их увеличении, борясь с бюджетным дефицитом, обеспечивая содержание армии, образования, медицины, выплачивая всевозможные социальные пособия и выплаты. Но повышение налогов, т.е., по Монтескье, «той части, которую у подданных забирают», приводит к тому, что фирмы или уходят «в тень», или сокращают производство, или просто разоряются. В другом месте он говорит, что если некоторые лица платят слишком много – «их разорение обратится во вред обществу». А это чревато уменьшением налоговых поступлений во все бюджеты – федеральные, региональные и местные.

С момента своего возникновения гос-во всячески изощрялось в придумывании способов разрешить это противоречие. Вспомним нашего несчастного князя Игоря, убитого древлянами, или его жену Ольгу, которая справедливости ради, вынуждена была провести первую налоговую реформу на Руси и установить фиксированную дань. Может быть, наиболее показательной фигурой в истории нашей налоговой системы является Петр I, который постоянно нуждался в деньгах на войны и реформы. Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил сумму государственного дохода с 2 000 000 руб. в конце XVII в. до 10 186 000 руб. в 1725 г. В основном это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и введением подушной подати. При Петре была создана особенная должность "прибыльщиков", на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, который предложил ввести гербовую бумагу). Историки, правда, говорят, что к концу правления Петра I уровень жизни большинства крестьян «располагался между крайней бедностью и состоянием выживания».

Некоторые современные развивающиеся страны устанавливают чрезвычайно высокие предельные налоговые ставки даже на очень низкие доходы. Самые высокие предельные налоговые ставки - 60% и более - были установлены в Иране, Марокко, Доминиканской Республике, Зимбабве и Камеруне. Неудивительно, что в течение 80-х годов среднедушевой реальный валовой национальный продукт (ВНП) в этих странах снижался. В пяти развивающихся странах: Гонконге, Индонезии, Маврикии, Сингапуре и Малайзии, - предельные налоговые ставки были значительно ниже, и там наблюдался быстрый экономический рост.

Для понимания проблемы сбора налогов надо знать их функции. У налогов имеются четыре основные функции: фискальная, регулирующая (экономическая), распределительная и контрольная. Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет , и в этом состоит их фискальная функция. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы .

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства, определяют величину издержек и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Третья функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на решение экономических и социальных задач.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц и на этой основе совершенствовать системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

При этом, конечно, гос-во должно соблюдать известные еще со времен А.Смита основные принципы налогообложения : принцип справедливости , который предполагает равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Конечно, в каждом государстве есть свои особенности взимания налогов, но эти особенности существуют в рамках, по крайней мере, 3-х налоговых систем : пропорциональной, прогрессивной и регрессивной. Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Пропорциональная система налогообложения предполагает, что налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала). Регрессивное налогообложение — снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика (НДС, лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании).

Многих в нашей стране возмущает, что наша пропорциональная налоговая система предполагает одинаковый 13%-й налог для всех при нашем нынешнем большом социальном расслоении и люди требуют введения прогрессивной ставки для олигархов. Но – вспомним Депардье, который в 2012 году отказался от французского гражданства и принял российское, возмущенный прогрессивным налогом в 75% с дохода в 1 миллион евро на своей родине. Возможно, он не читал своего великого земляка Монтескье, но практичный ум актера и винодела подсказал ему это решение. Так поступят и наши олигархи и бюджет уменьшится!

Пожелаем же нашим законодателям « мудрости и ума» при определении величины налога.

Читайте также: