Мораторий на выездные налоговые проверки 2020

Опубликовано: 02.05.2024

В России за бизнесом следят порядка 30 ведомств. Но из-за пандемии коронавируса некоторые проверки в 2020 году отменили или перенесли. Разбираемся, как пройдут внеплановые и плановые проверки бизнеса госорганами и кому ждать визита инспекторов.


Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса будет действовать до конца 2020 года. По данным Генпрокуратуры, из-за этого в некоторых регионах проверок стало меньше на 70–80 %. В целом по стране общее количество таких мероприятий достигло 11-летнего минимума.

Послабление не касается :

  • ИП и юрлиц, которые занимаются лицензируемой деятельностью, например производством лекарств, перевозками, азартными играми;
  • организаций здравоохранения, образования и социальной сферы;
  • компаний, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения;
  • компаний из сфер, где осуществляется особый государственный надзор, например по обеспечению радиационной безопасности, защиты государственной тайны.

Проводить внеплановые проверки можно , только если причинён вред людям, а также если есть риск ЧС природного или техногенного характера.

По данным исследования РАНХиГС, в период с 2015 по 2017 год более 52 % проверок пришлось на четыре ведомства: налоговую, трудовую, пожарную инспекцию и Роспотребнадзор. Половина опрошенных предпринимателей назвали эти проверки эффективными: после них организациям и ИП удалось повысить качество продукции и улучшить производственные процессы.

Федеральная налоговая служба


Что проверяет

Уплату налогов, соблюдение требований по противодействию отмыванию денег (подробнее об этом читайте в нашем материале), правил валютного законодательства и т. д.

Выездная налоговая проверка проводится не чаще двух раз за календарный год. Внеплановые проверки не считаются: по ним ограничений нет. Инспекторы приезжают лично, привлекают экспертов, анализируют хозяйственные и бухгалтерские документы, осматривают помещения.


Как узнать о проверке

У ФНС есть целый ряд критериев , на которые её сотрудники ориентируются, принимая решение о выездном мероприятии. Например, компанию могут проверить, если её налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли, темп роста расходов опережает рост доходов, зарплата на одного сотрудника ниже среднего показателя по рынку.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует до конца 2020 года и касается именно плановых выездных мероприятий. Камеральных проверок мораторий не касается. Но сроки подачи деклараций и расчётов, которые приходятся на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, перенесли на 3 месяца. Например, декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2020 года можно подать до 28 июля (изначальный срок — 28 апреля).

Роспотребнадзор


Что проверяет

Как вы соблюдаете санитарные нормы и права потребителей. Плановая проверка проходит раз в три года.


Как узнать о проверке

Роспотребнадзор предупреждает о проверке минимум за 3 рабочих дня. Подготовиться к визиту инспекторов можно заранее: ведомство публикует план проверок на новый год ещё в декабре.

Внеплановая проверка проходит в двух случаях: на компанию пожаловались или ведомство хочет проконтролировать, выполнили ли вы вынесенные предписания.

Продуктовые магазины, лавки и супермаркеты могут внепланово проверить без предупреждения — по разрешению прокуратуры. А в ситуации, когда существует реальная угроза здоровью людей и животных, выездная внеплановая проверка проводится без согласования.

Трудовая инспекция


Что проверяет

Как вы исполняете обязанности по трудовым договорам, вовремя ли платите зарплаты, в каких условиях работают сотрудники. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Подробно о трудовой инспекции мы рассказали в этой статье.


Как узнать о проверке

Список интересующих инспекцию компаний можно посмотреть на сайтах Генпрокуратуры и Роструда .

Ведомство проводит и внеплановые проверки: если инспекторы получили жалобу на нарушение или если истёк срок исполнения предписания. Трудовая инспекция уведомляет о проверке не менее чем за 24 часа. Но инспекторы могут приехать и без предупреждения, если, например, есть угроза жизни сотрудника.

Плановые трудовые проверки бизнеса в 2020 году не состоятся благодаря мораторию. При этом внеплановые мероприятия в случае жалоб будут проходить, как и прежде.


Что проверяет

Соблюдаете ли вы правила противопожарной безопасности : наличие огнетушителей, запасных выходов, плана эвакуации. Инспекторы также выясняют, проводится ли инструктаж среди сотрудников.


Как узнать о проверке

Малый бизнес планово проверяют не чаще одного раза в три года. Узнать, когда очередь дойдёт до вас, можно на сайте регионального управления МЧС. Например, на сайте Главного управления МЧС по Москве расписание опубликовано здесь . Как и у других ведомств, плановые проверки малого и среднего бизнеса пожарной инспекцией в 2020 году отменены.

Внеплановые мероприятия возможны в случае жалоб, связанных с нарушениями. Обычно они согласуются с прокуратурой. Но иногда этого не требуется. Например, если внеплановая проверка проводится по поручению президента, правительства, Генпрокуратуры. О внеплановой выездной проверке вас обязаны предупредить не позднее чем за 24 часа.

Юрлиц и ИП не будут проверять до конца года. С 1 июля возобновятся лишь налоговые проверки. Однако мораторий распространяется не на все категории бизнеса и виды проверок

Мораторий на проверки бизнеса

Проявление «чуда чудесного» – именно так можно назвать введенный Правительством РФ мораторий на проведение проверок, который существенно снизил надзорную нагрузку на бизнес. Рассмотрим нюансы его применения.

На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?

Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.

Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.

Мораторий распространяется на следующие виды проверок:

Орган, выдавший лицензию

Управление по вопросам миграции МВД России

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральная трудовая инспекция

Государственный пожарный надзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и

атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства

Жилищный надзор, контроль

Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация

Земельный надзор, контроль

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города

Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):

Проверки при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия

Органы, на которые возложены соответствующие полномочия, например ОВД, ОФСБ, СК России, органы прокуратуры и др.

Проверки при осуществлении прокурорского надзора, правосудия, административного расследования

Проверки при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий

Проверки при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юрлиц, государственному и муниципальному имуществу

Контроль за осуществлением иностранных инвестиций

Государственный контроль за экономической концентрацией

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере

Счетная палата (внешний контроль),

Федеральное казначейство (внутренний контроль)

Государственный портовый контроль

Контроль за уплатой взносов в ФОМС, ФСС, ПФР

Контроль на финансовых рынках

Надзор в национальной платежной системе

Контроль за осуществлением клиринговой деятельности

Контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов

Контроль за соблюдением законодательства в сфере контрактной системы

Минфин и ФАС России, Федеральное казначейство

Пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ

Контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов

Федеральные органы исполнительной власти, которым подконтрольна организация

Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Контроль за частной охранной деятельностью

Контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в Интернете и деятельностью ее организаторов

Контроль и надзор за обработкой персональных данных

Контроль при ввозе в Россию и вывозе драгметаллов и драгоценных камней

Контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ

К кому могут прийти с плановой проверкой?

Плановые проверки отменены:

  • для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр субъектов МСП (числится ли организация в реестре, можно проверить на сайте ФНС);
  • для НКО со средней численностью сотрудников не более 200 человек; за исключением НКО, являющихся иностранными агентами, и политических партий;
  • для остального бизнеса; кроме юрлиц и ИП, деятельность и используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Такими объектами считаются: детские дома, интернаты, дошкольные учреждения, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, школы, детские сады и др. (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290).

В каких случаях разрешено проводить внеплановые проверки?

Внеплановые проверки отменены, но для всех юрлиц и ИП действуют исключения (п. 1, 2 Постановления № 438). Разрешено осуществлять:

  • проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера; проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • проверки, которые назначаются в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; их проведение также должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • проверки, проводимые по поручению президента или Правительства РФ в отношении конкретного юрлица или ИП, а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • проверки по заявлению от проверяемого лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии, согласования), а также по ходатайству лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки для установления факта досрочного исполнения предписания;
  • проверки, назначенные в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа разрешительного характера.

Как проводятся незапрещенные проверки?

Разрешенные проверки проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия (п. 6 Постановления № 438). Выезд должностных лиц надзорных органов возможен лишь в исключительных случаях (п. 7 Постановления № 438) – в ходе проверок: по фактам причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и по ранее выданным предписаниям по таким фактам; в случае возникновения ЧС; по поручению президента или Правительства РФ; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

Надзорный орган может провести проверку, только если она вошла в ежегодный план проверок. При этом из таких планов должны быть исключены проверки, на которые распространяется мораторий (п. 3 Постановления № 438). Надзорный орган не может назначить проверку, вошедшую в план после 18 марта 2020 г., если она не указана как разрешенная. Такое действие запрещено (п. 8 Постановления № 438), оно будет являться грубым нарушением закона (ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 26.2 Закона № 294) и повлечет недействительность результатов проверки. Вместе с тем проверки, приостановленные в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г., должны быть завершены (п. 9 Постановления № 438).

Сводный план проверок размещается на сайтах Генпрокуратуры РФ, прокуратуры субъекта и соответствующего надзорного органа. Вошло ли юрлицо или ИП в перечень проверок, можно проверить через информационную систему «Единый реестр проверок», указав ИНН, ОГРН или название компании.

Пунктом 2 ст. 9 Закона № 294 установлены ограничения по проведению проверок. Например, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года (лишь для некоторых видов деятельности, где действует усиленный контроль со стороны государства, установлены исключения, например для сферы здравоохранения, образования и др.; Правительство РФ может установить иную периодичность проведения проверок для определенных видов деятельности). Для субъектов малого предпринимательства продолжают действовать введенные ранее «надзорные каникулы» (ст. 26.2 Закона № 294).

Что делать, если надзорный орган вышел с проверкой, невзирая на запрет?

На надзорные органы возложена обязанность по корректировке ежегодных планов проверок в связи с действием моратория (п. 3 Постановления № 438), поэтому результаты такой проверки могут быть обжалованы на основании ч. 1 ст. 20 Закона № 294 как полученные с грубым нарушением закона (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294).

Результаты проверки могут быть обжалованы:

  • в соответствующий орган контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона № 294);
  • в прокуратуру;
  • в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня получения документа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ); но в суд эффективнее обжаловать предписание, а не акт проверки.

Если проверка еще не закончена, то в указанные органы может быть обжаловано распоряжение (приказ) надзорного органа, которое вручается под роспись проверяемому лицу (ч. 3 ст. 14 Закона № 294).

Кроме того, 5 июня Министерство экономического развития объявило о сборе информации о проверках, проведенных в нарушение моратория. Предприниматели могут сообщить об этом на сайте ведомства, заполнив форму. Итоги опроса будут направлены в аппарат правительства (подробнее об этом читайте в новости «Минэкономразвития просит предпринимателей рассказать о незаконных проверках»).

Мораторий на таможенные проверки

Плановые выездные таможенные проверки в текущем году не назначаются (п. 12 Постановления № 438). Внеплановые проверки также отменены, но есть исключения. Разрешено проводить:

  • проверки по заявлению лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  • проверки по поручению таможенного органа государства – члена ЕЭС;
  • проверки, основанием которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера.

Ранее назначенные таможенные проверки подлежат приостановлению (п. 13 Постановления № 438).

Мораторий на налоговые и валютные проверки

Мораторий установлен на основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409. Распространяется он на всех налогоплательщиков – физлиц, в том числе ИП, и юридических лиц.

  • выездные проверки, в том числе повторные;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • проверки по соблюдению валютного законодательства.

Приостановлено течение сроков осуществления следующих мероприятий (Письмо ФНС от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@):

  • проведение и приостановление проведения выездной налоговой проверки;
  • составление и вручение акта такой проверки;
  • представление возражений на этот акт;
  • рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составление и вручение дополнения к акту налоговой проверки;
  • представление возражений на дополнение к акту;
  • составление акта, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ;
  • представление возражений на этот акт;
  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ.

Мораторий действует до 30 июня 2020 г. Назначенные проверки возобновляются с 1 июля 2020 г. без вынесения налоговым органом специального решения.

До особого распоряжения приостановлено проведение мероприятий налогового контроля, подразумевающих контакт проверяющих с другими лицами (п. 2 Приказа ФНС от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181@). Это касается тех мероприятий, в ходе которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика (ст. 91 НК РФ), а также осуществления допросов (ст. 90 НК РФ), осмотров (ст. 92 НК РФ), вызовов в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), выемок (ст. 94 НК РФ) и др.

Проведение налоговой проверки в период действия моратория влечет недействительность ее результатов (п. 14 ч. 1 ст. 101 НК РФ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

В статье автор рассматривает вопрос принятия органами государственной власти мер поддержки бизнеса в виду угрозы распространения коронавирусной инфекции в виде введения моратория на осуществления налогового контроля и применение санкций, а также вопросы фактического соблюдения налоговыми органами введенных запретов, противоречия введенных запретов иным нормативным актам и разъяснениям государственных органов, что свидетельствует о несистемности законодательной техники, и необоснованном позиционировании данных мер в качестве мер поддержки в принципе.

Вопрос поддержки бизнеса и населения Российской Федерации в связи с применением ограничительных мер, введенных в большинстве субъектов в виду угрозы распространения коронавирусной инфекции, стал одним из наиболее актуальных в информационной повестке.

С начала апреля 2020 г. было принято существенное число норм, меняющих налоговое законодательство. Тем не менее, нельзя сказать, что принятые нормативные акты затрагивают налоговые обязательства большого количества налогоплательщиков, поскольку направленность данных норм имеет два основных критерия: принадлежность налогоплательщика к субъектам малого, среднего предпринимательства и его причастность к наиболее пострадавшим отраслям, определяемым Постановлением Правительства РФ № 434 от 03.04.2020 г. «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». В этой связи, действительное число субъектов, к кому бы относились меры поддержки ничтожно мало.

Вопрос вызывает и содержание принятых норм, так как трудно представить, чтобы отсрочка, рассрочка уплаты налогов, страховых взносов, авансовых платежей, либо отсрочка сдачи налоговой отчетности являлись потенциальными генераторами дохода для предпринимателей, либо снимали с бизнеса установленную обязанность по уплате налогов, страховых взносов, либо авансовых платежей.

Наиболее своеобразным средством поддержки бизнеса можно назвать введенные моратории на осуществление контрольно-надзорных функций государственных органов и применение ряда санкций.

С целью наибольшего погружения в данный вопрос предлагаем обратиться к соответствующей нормативно-правовой базе.

В первую очередь, следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов») (далее — Постановление № 409), которым предусмотрено 2 группы норм: первая — в поддержку субъектов предпринимательской деятельности из пострадавших отраслей, вторая — общего характера. Среди норм общего характера обращают на себя внимание пункты 3, 4 и 7 данного Постановления.

В пункте 3 Постановления № 409 продлены сроки сдачи бухгалтерской, налоговой отчетности, отчетности по страховым взносам (но не продлены сроки уплаты налогов), а также продлены сроки для реагирования налогоплательщиков на требования налоговых органов, а именно:

— на 20 рабочих дней продлены установленные ст. 93, 93.1 НК РФ сроки представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

— на 10 рабочих дней продлен установленный п. 3 ст. 88 НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно.

При этом, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ Президента РФ № 239) установлены нерабочие дни на период до 30 апреля 2020 года включительно. В этой связи, логично, что налогоплательщики, не составляющие перечень исключений, отраженных в п. 4 Указа Президента РФ № 239, должны соблюдать введенные ограничительные меры, а значит, находятся в нерабочем режиме. Тем не менее, п. 3 Постановления № 409 допускает направление в адрес налогоплательщиков требований, продляя лишь срок ответа на них, несмотря на введенный Указом Президента РФ № 239 режим нерабочих дней.

У налогоплательщиков в этой связи вопросы простые: каким образом обеспечивать получение требований, если налогоплательщик обязан соблюдать режим нерабочих дней, а также, каким образом налогоплательщику отвечать на данные требования, если окончание срока ответа на требование приходится на нерабочий день.

Также на себя обращает внимание пункт 4 Постановления № 409, где Правительство постановило приостановить до 31 мая 2020 г. включительно:

— вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

— проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

— течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

— течение сроков, предусмотренных статьей 101.4 НК РФ;

— инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;

— проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений;

— вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Содержание данного пункта прямо показывает, что налоговые органы вправе продолжать осуществление камеральных налоговых проверок, и соответственно, истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, исходя из ст. 88 НК РФ, что опять же входит в некоторое противоречие с установленным в Указе Президента РФ № 239 режимом нерабочих дней до 30.04.2020 г.

Также обращаем внимание, что по вопросам камеральных проверок по декларациям 3-НДФЛ есть специальное Письмо ФНС России от 09.04.2020 № БС-4-11/6022@ «О проведении КНП деклараций 3-НДФЛ», из которого следует прямое указание ФНС продолжать камеральные налоговые проверки по данному виду деклараций.

Конечно же, с точки зрения своевременного получения налогоплательщиками налоговых вычетов по НДФЛ, продолжение камеральных проверок — это разумное решение ФНС, между тем, встает вопрос соотношения данного письма ФНС с Указом Президента РФ № 239, Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, если налоговому органу потребуется провести допрос налогоплательщика, контрагентов в условиях введенных ограничительных мер, учитывая, что не все региональные нормативные акты, предусматривающие режим повышенной готовности, обращают внимание на приведенный аспект.

В развитие Постановления № 409 ФНС России издано и доведено до территориальных налоговых органов Письмо от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@, где содержание п. 4 Постановления № 409, диспозиция содержащихся в нем норм, практически полностью переиначена, путем введения следующих указаний ФНС:

— Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

— Приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

— Также приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 НК РФ, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 НК РФ, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Таким образом, данное письмо наглядно показывает видоизменение со стороны ФНС России приведенных в п. 4 Постановления № 409 положений о необходимости приостановления проведения каких-либо контрольно-надзорных мероприятий в отношении налогоплательщиков.

Позиция ФНС России основана на устоявшейся, с учетом п. 14 ст. 101 НК РФ, догме о том, что главное не нарушать права налогоплательщика в части возможности предъявления возражений налоговому органу на акт проверки, а также возможности обжалования принятых в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ решений о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Уникальность такой поддержки заключается и в том, что Письме ФНС от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ также обращается внимание на то, что до 01.06.2020 необходимо исключить проведение вне рамок выездных налоговых проверок мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и т.п.).

Данное требование со стороны ФНС России является прямым напоминанием существования Приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, установившего запрет на проведение мероприятий налогового контроля. Прямое напоминание связано это с тем, что данный приказ повсеместно игнорировался территориальными налоговыми органами вплоть до момента введения в субъектах ограничительных мер на передвижение граждан. Следовательно, с одной стороны государством создавались меры для предотвращения распространения коронавируса, с другой стороны, само же государство в лице налоговых органов, на протяжении длительного времени, плодило факторы распространения инфекции.

Более того, полагаем, не будет секретом, если сказать, что налоговые органы продолжают осуществление не только камеральных проверок, но и предпроверочных мероприятий, направленных на отбор налогоплательщиков на выездные налоговые проверки.

В рамках данных мероприятий производится не только истребование документов, но и вызов для дачи пояснений налогоплательщиков, их представителей, вызов на допрос свидетелей. Естественно, данные проявления находят не повсеместный характер, но такая практика налогового администрирования имела место быть в практике налогового консультирования.

Помимо этого, встречаются случаи приостановления операций по счетам (хотя это также запрещено, исходя из п. 4 Постановления № 409). Более того, по данному вопросу можно сослаться и на материалы существующей судебной практики.

Так, обратило на себя внимание Определение Арбитражного суда Курганской области от 06.04.2020 по делу № А34-3201/2020 о принятии обеспечительных мер. Суд приостановил взыскание доначисленных налогов и блокировку счетов налогоплательщика в том числе из-за запрета ФНС России до 31.05.2020 выносить решения о приостановлении операций по счетам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мер по борьбе с коронавирусом.

Помимо этого, обращает на себя внимание и тот факт, что в Постановлении № 409 в отношении моратория на применение налоговых санкций в число правонарушений, ответственность за которые не применяется, при их совершении в период с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно, входит лишь ст. 126 НК РФ, тогда как появившаяся в практике очевидная неопределенность в сроках сдачи отчетности и уплате налогов, зависящая от статуса налогоплательщика, прямо требует также освобождения и неприменения к налогоплательщикам в рассматриваемый период времени санкций, предусмотренных ст. 119, 122, 123 НК РФ, а также исключения применения ст. 75 НК РФ (начисление пеней) в ситуациях возникшей повсеместно неопределенности в вопросе наличия/ отсутствия у налогоплательщиков права на осуществление деятельности вследствие введения в регионах режима повышенной готовности.

Таким образом, очевидно, что субъекты нормотворчества, а также правоприменители оказались неготовыми к созданию оптимальных условий для работы бизнеса, которые бы действительно можно было квалифицировать в качестве меры поддержки предпринимателей, и принятая нормативно-правовая база, по справедливому замечанию многих представителей юридического сообщества, может быть охарактеризована как «нормативные акты, принятые в состоянии аффекта».

Тем не менее, считаем возможным выразить надежду на дальнейшее развитие нормативных актов и расширение мер поддержки бизнеса в сложившихся тяжелых экономических условиях, которые будут отражать действительное понимание государства текущих проблем бизнеса и искренние намерения в эффективном устранении последствий распространения коронавирусной инфекции и прочих факторов, повлиявших в 1 квартале 2020 г., на устойчивость экономики страны.

Введенный с 1 апреля мораторий на проверки бизнеса не распространяется на налоговые проверки. В период коронавируса они временно приостановлены. Но инспекции и во время этого приостановления не прекращают свои контрольные мероприятия.

Мораторий на проверки

Согласно Федеральному закону от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ, проверки, регулируемые Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

Не проводятся они в только отношении юридических лиц, ИП, отнесенных к субъектам МСП, сведения о которых включены в Единый реестр.

В то же время, согласно Указу Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239, государственные органы продолжают функционировать.

Поэтому проверки фирм и ИП, на которые мораторий не распространяется, могут быть проведены в любое время. А проверки, назначенные до введения моратория, но незавершенные к 1 апреля 2020 года, проверяющие постараются завершить, исключая, правда, непосредственный контакт с проверяемым лицом и его работниками.

Налоговые проверки не относятся к проверкам, на которые распространяется «проверочный» мораторий.

Налоговые проверки приостановлены

Налоговые проверки, которые не регулирует Закон № 284-ФЗ, с 1 апреля до 31 мая приостановлены (Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409).

Напомним, что, если у инспекции есть к тому основания, выездная проверка начинается в тот день, когда руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) вынес решение о ее назначении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

В связи с коронавирусом, до 31 мая 2020 года включительно ФНС приостанавливает:

  • вынесение решений о проведении и само проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • инициирование проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
  • вынесение решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств при несвоевременном представлении отчетности;
  • наложение штрафов за непредставление отчетности или иных документов (нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ), в период с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.

Если в рамках проверок, назначенных и начатых до 1 апреля, выявлены нарушения, производство по ним будет продолжено (приказ ФНС от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181@).

Что ждать от инспекции во время приостановления

Если на период до 31 мая 2020 года включительно вам было назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (ст. 101, 101.4 НК РФ), инспекция в письменной форме должна известить вас о новом сроке рассмотрения дел.

Также в период до 31 мая приостанавливается течение сроков:

Течение этих сроков возобновляется с 1 июня 2020 года.

В период приостановления проверок и течения отдельных сроков налоговики не прекращают некоторые процессуальные действия до 1 июня 2020 года. Они выносят решения и составляют акты по проверкам, завершенным до 1 апреля (см. письмо ФНС от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@).

Таким образом, вы можете получить от инспекции акт проверки, завершившейся до 1 апреля, и решение по такой проверке.

До 1 июня у вас будет больше времени на подготовку возражений по акту налоговой поверки. А решение по проверке вступит в силу только с 1 июня 2020 года.

Поэтому больше времени будет и на составление апелляционной жалобы.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Меры поддержки бизнеса в условиях коронавируса.

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

- ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах.

Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):

- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
- Контроль за обращением медицинских изделий;
- Лицензионный контроль;
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Надзор по закону о защите прав потребителей;
- Пожарный надзор;
- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

Запрет на проведение проверок не распространяется на:

- Налоговый и финансовый контроль;
- Проведение административных расследований;
- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
- Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Не были приостановлены:

• Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Согласование прокуратуры - не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база: Постановление Правительства от 02.04.2020 г. №409 (в ред. От 24.04.2020 г.)

Меры поддержки бизнеса при проведении и окончании процедуры налогового контроля:

Приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно:

- вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- течение сроков, установленных НК РФ в части процедурных документов, предусмотренных, в том числе статьями 100, 100.4 и 101 НК РФ по проверкам указанным выше;
- инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
- проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства РФ выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства РФ и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений.

Продлено:

- на 20 рабочих дней – установленный Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» срок представления страхователями документов (информации), пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

- на 20 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно (т.е. представлении документов и информации, в том числе по ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ, за исключением см. ниже);

- на 10 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

- на 3 месяца – установленный НК РФ срок представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

ФНС России в Письме № СД-4-2/5985@ от 09.04.2020 г. «О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409» дополнительно указало следующее:

Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.

Приостановление течения сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

- проведение выездной налоговой проверки;

- приостановление проведения выездной налоговой проверки;

- составление акта выездной налоговой проверки;

- вручение акта выездной налоговой проверки;

- представление возражений на акт налоговой проверки;

- рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;

- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;

- составление дополнения к акту налоговой проверки;

- вручение дополнения к акту налоговой проверки;

- представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;

- составление акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ;

- представление возражений на акт, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ;

- рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ.

Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 НК РФ), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел.

При этом, ФНС России обращает внимание налогоплательщиков на то, что указанные в Постановлении №409 приостановления и возобновления 01.06.2020 г. не будут оформлены решением налогового органа.

Также приостановление течения сроков, указанных выше не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные НК РФ процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Прочие документы:

Согласно постановлению, в частности:

- проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;

- после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита;

- срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков, установленных законом;

- при формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр (с учетом установленных исключений, в частности в отношении лиц с высоким уровнем риска, проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, и т.д.);

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

Читайте также: