Модели налогового учета в международной практике

Опубликовано: 15.05.2024

экономические науки

  • Горох Валерия Владимировна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
  • НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
  • МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Похожие материалы

  • Модель компетенций как инструмент управления системой кадрового менеджмента организации
  • Красноярский рынок сферы туристических услуг
  • Конкурентоспособность экономических систем
  • Внедрение бухгалтерского управленческого учета в экономическую деятельность сельскохозяйственных организаций
  • Нормативное регулирование учета в строительных организациях

Налоговая система выступает одним из инструментов экономической политики государства, который устанавливает свои правила отражения хозяйственной деятельности предприятия, отличающиеся от правил отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В международной практике можно выделить две модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, характеризующие степень воздействия государства на систему бухгалтерского и налогового учета.

Для первой модели такого взаимодействия характерна очень тесная связь между бухгалтерским и налоговым учетом, и она присуща для стран континентальной модели — Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и др.

Эта модель взаимодействия бухгалтерского и налогового учета возникла в ХIХ веке в Пруссии, в которой за основу было взято правило: сумма бухгалтерской прибыли должна равняться налогооблагаемой прибыли. Главным преимуществом этой модели является ее логичность и простота.

Важно отметить, что в ряде некоторых странах необходимость ведения налогового учета отсутствует. Отсутствие необходимости ведения налогового учета в ФРГ связано с тем, что в данной стране существует принцип обязательности, который гласит, что счета Главной книги выступают непосредственной основой для начисления налогов. Несмотря на то, что выделяется два типа счетов — коммерческие и налоговые счета, а отдельного налогового учета нет.

Отсутствие необходимости ведения налогового учета в ФРГ обусловлено тем, что в этой стране существует принцип обязательственности, согласно которому счета Главной книги являются непосредственной основой для начисления налогов. Несмотря на то, что существует два типа счетов — коммерческие и налоговые, отдельного налогового учета нет, и выбор того или иного метода учета имеет прямые налоговые последствия. Большинство налоговых льгот могут быть использованы, только если они нашли отражение в счетах коммерческого учета .

В Португалии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что бухгалтерский учет в этой стране в очень большой степени подчинен целям налогообложения. Именно налоговые органы прямо или косвенно формируют методологические особенности учета. Подобно ситуации в нашей стране, требования португальского налогового законодательства обязательны для всех бухгалтеров-практиков.

Во Франции отсутствие необходимости ведения налогового учета связано с тем, что все положения бухгалтерского учета основываются на коммерческом и налоговом законодательстве. Это оказывает значительное влияние на бухгалтерский учет тем, что устанавливается система налогообложения и необходимо соблюдать требования отражения на счетах бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной жизни для налогообложения. Для определения всех налоговых обязательств организации заполняют таблицы установленной формы корректировок бухгалтерской прибыли.

В Италии отсутствие необходимости ведения налогового учета связано с тем, что на бухгалтерский учет значительно влияет налоговое законодательство. Всеми своими законодательными актами оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные бухгалтерские стандарты. По данным отчета о финансовых результатах определяются налоги, взимаемые с компаний. Из этого можно сделать вывод, что главными пользователями отчетных данных являются фискальные органы. Бухгалтерская отчетность служит почти исключительно целям налогового контроля.

Вторая концепция взаимодействия бухгалтерского и налогового учета нашла свое распространение в Великобритании. Она основана на том, что сумма бухгалтерской прибыли отличается от налогооблагаемой прибыли. Данную концепцию называют англосаксонской или собственнической концепцией. Она преобладает в большей степени в англоговорящих странах — США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Австралия и других.

В США, для того, чтобы исчислять все обязательные налоги, хозяйствующие субъекты ведут налоговый учет. Для правильного исчисления налогов, в отчетном балансе организации, составляемом по стандартам GAAP, появилась статья «Отсроченные налоги», так как существует проблема несоответствия суммы бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли. Налоговый учет в США не представляет собой отдельную и независимую систему. Он находится в тесной связи с бухгалтерским и управленческим учетом.

Налоговый учет нельзя выделить из всей системы учета как самостоятельную и независимую систему. Он должен представлять собой значительную часть бухгалтерского учета, включающую совокупность процедур группировки, отражения и обработки информации о фактах хозяйственной жизни организации, которые отражаются в бухгалтерском учете, необходимые для исчисления налоговых обязательств.

Таким образом, для того, чтобы осуществить преобразование налоговой системы в России следует исходить из того, что основным направлением налоговой системы должны быть тенденции развития налоговых систем всех ведущих стран мира, учитывая специфику налогового законодательства нашей страны.

Первой модели присуща весьма тесная связь между системами бухгалтерского учета и налогообложения, и характерна она для стран континентальной модели - Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и др. К упомянутым странам достаточно близко примыкают южноамериканские государства, нередко выделяемые в самостоятельную модель.

Следует отметить, что в ряде указанных стран необходимость ведения налогового учета отсутствует. К таким странам относятся: Германия, Португалия, Франция, Бельгия, Италия, Швейцария, Китайская народная республика.

Отсутствие необходимости ведения налогового учета в ФРГ обусловлено тем, что в этой стране существует принцип обязательственности (massegeblichkeitsprinzip), согласно которому счета Главной книги являются непосредственной основой для начисления налогов. Несмотря на то, что существует два типа счетов - коммерческие и налоговые, отдельного налогового учета нет, и выбор того или иного метода учета имеет прямые налоговые последствия. Большинство налоговых льгот могут быть использованы, только если они нашли отражение в счетах коммерческого учета .

В Португалии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что бухгалтерский учет в этой стране в очень большой степени подчинен целям налогообложения. Именно налоговые органы прямо или косвенно формируют методологические особенности учета. Подобно ситуации в нашей стране, требования португальского налогового законодательства обязательны для всех бухгалтеров-практиков.

Во Франции отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что все положения бухгалтерского учета вытекают из коммерческого и налогового законодательства. Это оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установления системы налогообложения и требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. Процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламентирована. Для определения налоговых обязательств организации заполняют таблицы корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы.

В Бельгии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено действием налогового режима, при котором публикуемая годовая отчетность служит основой для налогообложения. Акционерные общества обязаны представлять в налоговые органы баланс и подробный отчет о прибылях и убытках, а налоговые органы могут оспаривать содержание бухгалтерской отчетности и делать корректировки для определения базы налогообложения. Компании, естественно, стараются составить отчетность таким образом, чтобы исключить возможность корректировок в целях налогообложения.

В Италии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что очень сильно влияние на бухгалтерский учет налогового законодательства. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты. По данным отчета о прибылях и убытках определяются налоги, взимаемые с компаний. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы. Бухгалтерская отчетность служит почти исключительно целям налогового контроля.

В КНР отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляют налоговые органы, поэтому формирование показателей бухгалтерской отчетности производится с учетом требований налогового законодательства. Особенность правовой регламентации бухгалтерского учета состоит в обязательном включении положений об отчетности в налоговые акты самого различного уровня

В Швейцарии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что существует тесная связь между налогообложением и бухгалтерской отчетностью. Поскольку налоги базируются на учтенной сумме доходов, временная разница между налогооблагаемым доходом и доходом, отраженным в отчетности, возникает редко. Поэтому фирмы обычно не отражают отсроченные налоги в своей отчетности.

Вторая концепция, противоположная первой, получила распространение в Великобритании и звучит она так: сумма учетной (бухгалтерской) прибыли принципиально отлична от налогооблагаемой величины. Эту концепцию называют собственнической (англосаксонской), и она господствует преимущественно в англоговорящих странах, таких как США, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и других.

Ее главная особенность состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах собственников (инвесторов), зависимость системы бухгалтерского учета от налогообложения крайне слаба или практически отсутствует. Достоинством концепции является ее реалистичность. Данная концепция предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского учета, так и учета для целей налогообложения.

В Великобритании система бухгалтерского учета развивалась независимо от государства, исходя из интересов и требований бизнеса. В связи с тем, что налогообложение должно быть связано с конкретными событиями и фактами хозяйственной жизни компании, возникла идея создания резервных фондов под отложенное налогообложение. Правила такого резервирования изложены в стандарте SSAP 15, который предусматривает частичное резервирование отложенных налогов, в противовес международному стандарту IAS 12, требующему проводить полное резервирование. Таким образом, в Великобритании прибыль, определяемая по данным бухгалтерского учета, и используемая для целей налогообложения различаются.

В США для исчисления налогов хозяйствующие субъекты ведут налоговый учет. В связи с тем, что существует проблема несоответствия сумм налогооблагаемой прибыли и прибыли по данным бухгалтерского учета, для правильного исчисления налогов, в отчетном балансе, составляемом по стандартам GAAP, появилась статья «Отсроченные налоги». Налоговый учет в США не представляет собой некую автономную систему, а организован в тесной связи с бухгалтерским финансовым и управленческим учетом.

Налоговый учет не может быть выделен из системы учета как самостоятельное системное образование. Он должен представлять собой подсистему бухгалтерского учета, включающую совокупность процедур группировки и обработки информации о фактах хозяйственной деятельности организации, накопленных в бухгалтерском учете, для целей исчисления налоговых обязательств по правилам, установленным налоговым законодательством.

Таким образом, при осуществлении дальнейшего реформирования налоговой системы России следует исходить из факта, что коль скоро Россия является равноправным членом мирового экономического сообщества, необходима ориентация налоговой системы на приоритетные тенденции развития налоговых систем ведущих держав мира с учетом специфики налогового законодательства и учетной системы нашей страны.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, по которым оформляются документы с результатами деятельности предприятия. Россия начала переход на систему стандартов МСФО с 1998 года. Сейчас в Законе № 208-ФЗ указан перечень организаций, обязанных оформить отчетность по международным нормам. Применение стандартов не устраняет обязанности вести бухгалтерский учет по нормам национального законодательства.

Что такое МСФО: суть и понятие

Правила бухгалтерского, налогового и финансового учета в разных странах и правовых системах могут существенно отличаться. Это усложняет взаимодействие контрагентов из разных стран, создает препятствия для расширения бизнеса на международный уровень. Чтобы устранить такие проблемы, с 1973 года началась разработка единых правил и стандартов для работы бухгалтеров, аудиторов и финансистов, подготовки отчетности.

МСФО включает комплекс стандартов и интерпретаций. Также применяются приложения, которые не являются частью стандартов. Утверждены рекомендации по внедрению и использованию международных правил.

Отчетность, оформленная в соответствии с МСФО, нужна:

  1. контрагентам компании, которые могут оценить финансовые показатели до принятия экономических решений;
  2. инвесторам, которые принимают решение о вложении средств в действующие проекты;
  3. государственным структурам, которые контролируют определенные сферы деятельности.

Если оформлять документы без соблюдения международных стандартов, указанная информация может быть неполной, необъективной. недостоверной. Использование стандартов, напротив, предусматривает оформление документации по единым требованиям. Также стандарты и интерпретации содержат правила ведения финансового учета, документы с рекомендациями об отражении хозяйственных операций.

История МСФО

Стандарты разрабатываются и корректируются на международном уровне на протяжении последних 50 лет. Сейчас по международным соглашениям МСФО используют более 100 государств, причем их перечень постоянно увеличивается. В большинстве этих стран действует обязательное оформление отчетности по данным стандартам.

Не перешли на МСФО такие ведущие экономические державы как США, Япония, Канада. Они используются собственные модели и схемы для подготовки финансовой отчетности. Однако и для этих государств ситуация меняется. Например, с 2002 года США входит в Норволкское соглашение, которое предусматривает поэтапную интеграцию МСФО и американскую систему отчетности US GAAP.

Сейчас на портале Минфина РФ размещены тексты стандартов и интерпретаций на русском языке. Также там можно найти обучающие материалы, которые можно использовать при переходе на международные правила.

Сравнение МСФО и американских стандартов

В США своя модель финансовой отчетности US GAAP. С 2009 года отменена норма о согласовании отчетности по МСФО и US GAAP. Это означает устранение несоответствий между американской и международной системами. Однако ряд отличий до сих пор остался. Например, по МСФО запрещено использовать такой способ учета запасов как LIFO. Он подразумевает, что последняя единица активов будет продана первой. В американской системе отчетности US GAAP такой способ активно применяется, как и еще в ряде стран.

Кто в России должен придерживаться МСФО

Для этого нужно обратиться к ст. 2 Закона № 208-ФЗ. Отчетность обязаны оформлять:

  • кредитные учреждения;
  • страховщики (кроме компаний, работающих исключительно по программе ОМС);
  • НПФ;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, НПФ;
  • клиринговые компании;
  • ФГУП, чей перечень регламентирован Распоряжением Правительства РФ № 2176-р;
  • АО, чьи акции принадлежат государству (их перечень также есть в Распоряжении № 2176-р);
  • иные компании, если их ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Отметим, что данный перечень может периодически меняться. Рекомендуем проверять изменения в Закон № 208-ФЗ, чтобы не допускать ошибок при подготовке отчетности.

Для кого МСФО не обязательны

Для компаний, не указанных в Законе № 208-ФЗ, внедрение и оформление отчетности по международным стандартам необязательно. Также в законе прямо указано, что он не распространяется на бюджетные учреждения.
Коммерческие структуры могут сами принимать решение о переводе своей отчетности на международные требования. Это позволит:

  • повысить деловую репутацию и рыночную цену бизнеса;
  • упростить взаимодействие с контрагентами, в том числе по сделкам с зарубежными партнерами;
  • выйти на рынки других государств с продукцией, работами или услугами.

Использование МСФО поможет с ведением бухучета по национальным нормам, так как они постепенно приводятся в соответствие с международными требованиями. Знание стандартов и умение применять их на практике фактически стало обязательным для аудиторов, бухгалтеров, экономистов, особенно если они работают в крупных компаниях. При подготовке специалистов в ВУЗах есть специальные программы обучения по международным стандартам.

Проблемы при внедрении

Сложности с внедрением стандартов в российскую правовую систему связаны со следующими причинами:

  • Отличия в системе нормативно-правовых актов. В частности, до сих присутствует несоответствие в терминологии, которое невозможно устранить мгновенно;
  • Отличия в объеме раскрываемой информации. Законодательство РФ предъявляет меньше требований к объему сведений и лицам, от которых зависят финансовые показатели компании, чем МСФО;
  • Сложности с точностью перевода. Эксперты отмечают несовершенство русского перевода стандартов, а процесс корректировки идет достаточно медленно;
  • Разный подход к классификации обязательств, активов. Создает сложности в трансформации итогов бухучета в отчетность МСФО.

Используя МСФО в бухгалтерии, компания все равно обязана вести проводки, обрабатывать и учитывать операции, работать с первичной документации по российскому законодательству. Непосредственно в международных стандартах таких правил нет. Поэтому для перевода показателей бухучета в отчетность по международным стандартам проводится трансформация.

Отличие от ПБУ и РСБУ

МСФО содержит основные принципы ведения учета и составления отчетности. Однако там нет предписаний по ведению первичной отчетности, проводок, регистров, планов счетов, ряда других документов. По сути, ПБУ конкретизирует правила и особенности бухгалтерского учета, а итоговый результат (отчетность) будет соответствовать единым международным стандартам.

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) отличаются от МСФО по следующим показателям:

  • цель применения – основной целью использования РСБУ является подготовка отчетности для контролирующих и надзорных органов, тогда как МСФО имеет ключевой значение для внешних пользователей, инвесторов;
  • отчетные периоды – по РСБУ это календарный год, а международные стандарты допускают оформление отчетности по финансовому году;
  • валюта учета и отчетности – по РСБУ это только рубль, а в международных стандартах используется валюта, в которой организация получает выручку, ведет операции;
  • налоговая база – по РСБУ это суммы дохода или расходов, тогда как по МСФО возможны другие варианты определения налоговой базы.

Также есть отличия по дисконтированию, процентному доходу, по завышению балансовой стоимости активов, по многих другим показателям. Для внедрения и использования стандартов может потребоваться повышение квалификации, обучение бухгалтеров, аудиторов.

Стандарты МСФО

Рассмотрим, что входит в МСФО на 2021 год.
На данный момент в перечень основных международных стандартов финансовой отчетности входят:

МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов

Аббревиатура IFRS используется для стандартов, введенных в действие с 2011 года. До этого стандарты выпускались под названием IAS. Для составления консолидированной отчетности по Закону № 208-ФЗ используется стандарт IFRS 10. Он введен Приказом Минфина № 217н.

Принципы МСФО

Суть МСФО заключается в использовании единых требований, правил и принципов при подготовке отчетности.
Перечень основных принципов, характеризующих МСФО:

  • Приоритет экономического содержания над формой. На отчетность не влияют нормы внутреннего законодательства, финансовые модели, условия экономической деятельности разных стран;
  • Принцип начисления. Все операции и события отражаются в том периоде, когда они фактически состоялись (независимо от сроков движения денежных средств);
  • Непрерывность деятельности. Он гарантирует продолжение деятельности компании в будущем, отсутствие планов на закрытие бизнеса.

Полный перечень принципов нужно смотреть по стандарту, применяемому в конкретных случаях.

Трансформация отчетности под требования МСФО

В список основных документов по финансовой отчетности, согласно МСФО, входит:

  • отчет о финансовом положении (баланс);
  • отчет о совокупном доходе (может делиться на отдельные отчеты по доходам, убыткам);
  • отчет об изменении капитала (показывает изменение прибыли за определенный период);
  • отчет о движении средств (показывает финансовые операции компании с группировкой по инвестициям, финансированию, другим показателям).

Также к перечисленным отчетам готовятся приложения под свою учетную политику. Обычно при раскрытии отчетности прикладываются документы за предыдущий финансовый период. Это позволяет проверить изменения в показателях работы компании.

МСФО предусматривает оформление отчетности с использованием метода трансформации. Суть его заключается в следующем:

  1. разрабатывается учетная политика компании;
  2. определяется функциональная валюта для заполнения отчетов;
  3. выполняет насчет начальных балансов, активов;
  4. определяется модель (способ) трансформации;
  5. проводится анализ и оценка структуры компании (учитываются все филиалы, дочерние компании, совместные и аффилированные организации);
  6. собирается и анализируется информация для расчета корректировок при трансформации;
  7. проводится реклассификация, перегруппировка и трансформация под требования международного стандарта;
  8. заполняются отчеты.

Суть трансформации заключается в переводе показателей бухучета по нормам внутреннего законодательства под требования международных стандартов. Ввиду различий ПБУ, РСБУ и МСФО, трансформация включает корректировку статей, изменение группировки данных из бухучета. Для трансформации используется программное обеспечение, разработанное специально под эти цели.

Автоматизация МСФО

Вручную готовить отчетность под требования МСФО долго, неудобно. Поэтому под нужды компаний из разных сфер деятельности разрабатываются программные приложения, автоматизирующие трансформацию и подготовку отчетности. В самых простых случаях поможет даже использование таблиц Excel с различными формулами. Программы для автоматизации выбираются индивидуально под компанию. Они должны учитывать особенности учетной политики, сферу деятельности, другие показатели.

Заключение

Международные стандарты финансовой отчетности применяются для подготовки документов о результатах деятельности компании. Стандарты вводят единые принципы и правила, применяемые компаниями на международном уровне. Перечень организаций, которые обязаны оформлять отчетность по МСФО в России, утвержден Законом № 208-ФЗ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


Процесс реформирования бухгалтерского учета в России перешел на принципиально новую стадию. Сегодня компании получили возможность применять самые передовые способы и методы учета, руководствуясь как национальными достижениями учетной мысли, так и лучшей международной практикой.

В России еще с 1998 года действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Ее цель — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Для тех, кто не знаком с данной программой, напомню, что ее задачами являются:

  • формирование национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Минфин России ведет большую работу по созданию новых федеральных стандартов. Каждый год программа их разработки актуализируется. Все изменения в российских стандартах учета в настоящее время происходят с оглядкой на эту программу, а значит, сближают РСБУ с МСФО. Но нужно понимать, что о полном сближении с МСФО речи не идет. Из МСФО заимствуются экономически обоснованные лучшие учетные подходы, при этом главное направление — курс на сохранение национальных стандартов учета — остается без изменений.

Что нового принес 2020 год

В 2020 году Минфин продолжил разработку новых федеральных стандартов. Главные нововведения, которые были приняты в течение года, таковы:

  • в сентябре Минфин выпустил два новых федеральных стандарта 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Они вступают в действие с 1 января 2022 года;
  • в ноябре принят ФСБУ 5/2019 «Запасы». Данный стандарт вступает в действие с 1 января 2021 года;
  • опубликован проект нового ФСБУ «Финансовые инструменты».

Также опубликованные в 2018–2019 годах проекты стандартов «Бухгалтерская отчетность» и «Документы и документооборот» в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов Минфина ожидаются к выпуску в течение 2021 года.

Изменения в ФСБУ «Запасы»

В ФСБУ «Запасы» сделаны следующие шаги по сближению учета запасов с МСФО 2 «Запасы»:

  • в состав запасов включаются внеоборотные активы (недвижимость, интеллектуальная собственность и т. п.), приобретенные или созданные для продажи, и незавершенное производство;
  • в фактическую себестоимость приобретения или создания запасов включаются расходы на будущий демонтаж и утилизацию, восстановление окружающей среды;
  • в фактическую себестоимость приобретения или создания запасов НЕ включаются сверхнормативные потери и расходы из-за ненадлежащей организации производственного процесса, расходы на продажу, управленческие расходы, расходы на хранение, если они не предусмотрены технологией изготовления запасов, расходы, понесенные в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Все виды скидок и уступок поставщиков уменьшают стоимость приобретения запасов;
  • запасы биологического происхождения и запасы, размещаемые на организованных торгах, разрешается оценивать по справедливой стоимости;
  • согласно стандарту, оценка запасов на конец отчетного периода делается по чистой стоимости реализации, которая учитывает обесценение запасов;
  • при поступлении запасов на безвозмездной основе и в порядке обмена принятие к учету производится по справедливой стоимости полученных запасов, которая определяется в соответствии с МСФО 13 «Справедливая стоимость».

Введено понятие нормативных затрат (standard cost). При массовом и серийном производстве объекты незавершенного производства и готовую продукцию можно оценивать в сумме плановых (нормативных) затрат. Их потребуется регулярно пересматривать. Разница между фактической себестоимостью и плановыми (нормативными) затратами будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница. Однако при единичном производстве продукции незавершенное производство потребуется отражать в размере фактических затрат.

Изменения в ФСБУ «Основные средства»

В ФСБУ «Основные средства» сделаны следующие шаги по сближению с МСФО (IAS) 16 Основные средства и МСФО (IAS) 40 Инвестиционная собственность.

  1. Исключен стоимостной критерий для признания актива ОС (ранее был установлен лимит 40 тыс. руб.).
  2. Введена модель учета по переоцененной стоимости. Переоцененная стоимость равна справедливой или близка к ней по значению. Справедливая стоимость определяется по МСФО (IFRS) 13 «Справедливая стоимость». Переоценка признается в капитале и списывается в нераспределенную прибыль в течение срока его полезного использования или единовременно при выбытии объекта.
  3. Затраты на демонтаж, утилизацию и восстановление окружающей среды включаются в первоначальную стоимость ОС в качестве оценочного обязательства.
  4. Введена обязанность по проверке ОС на обесценение и в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
  5. Введено понятие инвестиционной недвижимости. Разрешено использовать две модели оценки: по переоцененной и по первоначальной стоимости. Переоценка признается прибылью (убытком) периода.
  6. Введено требование об обязательной ежегодной проверке соответствия срока полезного использования, метода амортизации и ликвидационной стоимости на соответствие условиям эксплуатации ОС.
  7. Начисление амортизации не приостанавливается за исключением случая, когда остаточная стоимость объекта становится равна или менее его ликвидационной стоимости (ранее начисление амортизации приостанавливалось при консервации основных средств).
  8. При начислении амортизации учитывается ликвидационная стоимость объекта. Методы начисления амортизации приведены в соответствие с МСФО: разрешены линейный метод, метод уменьшаемого остатка и метод начисления амортизации пропорционально объему выпущенной продукции.
  9. Начисление амортизации производится с момента ввода в эксплуатацию (или с первого числа следующего месяца по желанию организации).

Отчетность по РСБУ и МСФО. Как сократить трудозатраты?

Для сокращения трудозатрат по трансформации отчетности РСБУ лучше всего последовательно сближать учетную политику РСБУ с положениями МСФО. Это сократит количество корректировок и снизит трудозатраты по подготовке отчетности МСФО. Особенно эффективно можно организовать данный процесс в рамках Группы компаний, выпускающей консолидированную отчетность по МСФО. В этом случае материнская компания разрабатывает принципы учетной политики по РСБУ на основе сближения ее с МСФО. Дочерние компании Группы применяют указанные принципы в своей учетной политике.

Если дочерняя компания или другая организация, не являющаяся материнской, выпускает индивидуальную отчетность по МСФО, она также может применять МСФО в своей учетной политике. Данные подходы предусмотрены п. 7 ПБУ 1 /2008 «Учетная политика организации». На сайтах крупнейших российских компаний сейчас можно найти проаудированную крупнейшими аудиторскими организациями бухгалтерскую (финансовую) отчетность по РСБУ, в которой имеются пояснения о применении МСФО при ведении российского учета.

Например, крупнейший оператор сотовой связи в бухгалтерской отчетности по РСБУ за 2018 год указывает: «В отчетном году Компания отступила от способов ведения бухгалтерского учета, установленных Положением по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99 и Положением „Расходы организации“ ПБУ 10 /99 в отношении признания выручки, поскольку такие способы приводят к несоответствию учетной политики Компании требованиям международных стандартов финансовой отчетности, и полностью применила положения МСФО (IFRS) 15 „Выручка по договорам с покупателями“ к учету договоров с покупателями (выручка)».

Если все-таки организация не решается на сближение учетной политики с МСФО, ей необходимо разработать принципы учетной политики МСФО, унифицировать перечень типовых корректировок отчетности, формализовать алгоритмы их расчета, разработать альбом отчетных форм МСФО и провести настройку и доработку в учетной системе. Также необходимо поставить на поток подготовку отчетности по МСФО. Здесь начинать нужно с разработки самого процесса подготовки отчетности. В совокупности данные мероприятия значительно сокращают трудозатраты и сроки подготовки этого вида отчетности.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Налоговое законодательство с каждым годом усложняется, налоговое администрирование становится все более качественным, и прежние способы ведения бизнеса становятся просто небезопасными.

Налоговое моделирование — это комплексная услуга, мы позволяем предпринимателю взглянуть на свой бизнес с точки зрения юридической безопасности, финансовых потоков, бизнес-процессов и, конечно же, налоговой нагрузки.

Наш опыт показывает, что мы помогаем нашим заказчикам уменьшить налоговую нагрузку на 15%-40% и лучше понять свой бизнес.

Для кого актуальна эта услуга:

Для собственников и руководителей компаний, нацеленных на то, чтобы:

  • Не переплачивать налоги и оставаться в рамках закона.
  • Получать дивиденды с минимальными налоговыми последствиями.

Преимущества нашей услуги:

  • Гарантии. Наш главный приоритет — это качество, поэтому мы можем предоставить Вам гарантии сопровождения при налоговой проверке, если у налогового органа возникнут вопросы в отношении внедренной модели.
  • Комплексный подход. Вы можете получить услугу полного цикла — от разработки модели до ее внедрения.
  • Большой опыт. Специалистами нашей компании успешно реализовано более 100 проектов по налоговому моделированию .
  • Вариативность. Предлагаем Вам различные варианты сотрудничества в рамках данной услуги.
  • Конфиденциальность. Гарантируем полную конфиденциальность.

Что Вы получаете:

Бизнес, который не переплачивает налоги и функционирует в рамках законодательства.

Варианты сотрудничества:

«Под ключ»

  • анализ бизнеса;
  • сбор и анализ данных бухгалтерского и управленческого учета для разработки модели;
  • разработка 2-3 возможных моделей с расчетом налоговой нагрузки;
  • выявление ключевых налоговых рисков и рекомендации по их снижению;
  • разработка форм документов, регистрация новых юридических лиц и ИП.

При данном варианте сотрудничества мы предоставляем Вам гарантии сопровождения при налоговой проверке, если у налогового органа возникнут вопросы в отношении внедренной нами модели.

Актуально для тех компаний, которым важно удобство, желающим получить комплексную услугу.

Сроки: от 28 рабочих дней.

«Без внедрения»

  • анализ бизнеса;
  • сбор и анализ данных бухгалтерского и управленческого учета для разработки модели;
  • разработка 2-3 возможных моделей с расчетом налоговой нагрузки;
  • выявление ключевых налоговых рисков и рекомендации по их снижению.

Актуально для тех компаний, которые не планируют заниматься внедрением разработанной модели немедленно либо располагают самостоятельными ресурсами для внедрения.

Сроки: от 14 рабочих дней.

«Консультирование»

Консультирование проводится в формате встречи, на которой мы обсуждаем существующую бизнес-модель, ее недостатки и предлагаем свои идеи по м оделированию бизнеса с учетом налоговых последствий.

Время консультации: От 1,5 часов.

Немного практики от специалиста

Вертикально интегрированный строительный холдинг заказал у нас услугу по налоговому моделированию . Это был большой и сложный проект, поскольку было большое количество юридических лиц и видов деятельности. У многих заказчиков существует заблуждение, что налоги живут как-то отдельно от бизнес-показателей и вообще от целей и особенностей ведения бизнеса, и данный случай, к сожалению, не был исключением. Мы же пропагандируем подход, согласно которому налоговое решение должно быть частью общей бизнес-стратегии.

Первым делом мы выяснили цели и стратегию бизнеса в горизонте планирования 3 лет. Это очень сильно упрощает работу консультанта и заставляет некоторых собственником и топ-менеджеров задуматься. Дальше мы определили пожелания заказчика, ограничивающие факторы, провели диагностику бизнеса на предмет существующих налоговых рисков и резервов.

Мы собрали большой массив информации о деятельности холдинга. Многие заказчики с неохотой предоставляют информацию или ограничивают предоставление информации. Но здесь нужно понимать, что чем более глубоко мы исследуем информацию, тем более выверенное решение сможем предложить. Многие консультанты предлагают хорошие решения, но они "спотыкаются" об иные неналоговые факторы. По опыту могу сказать, что сбор информации - это 50% трудозатрат и 50% успеха.

Дальше мы разработали финансовую модель, из которой было видно, какие налоги уплачивает холдинг, какие факторы больше всего влияют на налоги, смоделировали несколько сценариев развития холдинга с учетом целей и стратегии бизнеса.

Дальше творческий процесс. Обычно мы перебираем и подставляем несколько десятков вариантов новой налоговой модели, отсекаем все те, которые не подходят из-за высоких налоговых рисков или не удовлетворяют иным неналоговым критериям. В конечном итоге заказчику предоставляется 3-4 варианта и, при необходимости, проговаривается все то, что мы не взяли в работу и почему.

Этот проект был образцовым — заказчик взял паузу на несколько недель и выбрал один из вариантов. Практика показывает, что не все заказчики в реальности готовы перестраивать свой бизнес и процентов 60 компаний так и не внедряют предложенное решение, потому что это оказывается не так просто, как им видится вначале.

В данном проекте внедрение новой модели, а именно создание новых юридических лиц, передача активов, проектирование новых договорных отношений заняло чуть более 3 месяцев. Уже через квартал холдинг смог увидеть результаты и окупаемость нового решения, через полгода мы смогли увидеть более репрезентативные показатели.

Результат: холдинг, оставаясь в законном поле, смог повысить свою налоговую эффективность на 15%. К сожалению, не могу оперировать суммами в силу конфиденциальности работы, но надеюсь, что и Вы сможете получить не меньшую экономию.

Читайте также: