Мкас при тпп пошлина

Опубликовано: 15.05.2024


  • О МКАС
    • Правовой статус
    • Компетенция
    • Преимущества
    • Президиум
    • Комитеты
    • Практика
    • Статистика
    • Публикации
    • История
  • Арбитражные соглашения
  • Арбитры
    • Международные коммерческие споры
    • Внутренние споры
    • Корпоративные споры
    • Спортивные споры
  • Документы
  • Расчет и уплата сборов
  • Контакты
  • Отделения МКАС
    • Владивосток
    • Волгоград
    • Воронеж
    • Иркутск
    • Казань
    • Краснодар
    • Московская область
    • Нижний Новгород
    • Ростов-на-Дону
    • Самара
    • Санкт-Петербург
    • Саратов
    • Ставрополь
    • Тула
    • Тюмень
    • Ульяновск
    • Уфа
    • Челябинск
    • Пермь

Банковские реквизиты при оплате сборов по международным коммерческим спорам в российских рублях

ПАО Банк ВТБ, г. Москва

Рублевый счет № 40703810400000000229

Кор. счет 30101810700000000187 БИК 044525187

КПП 771001001

ИНН 7710026920

В графе «получатель» — Торгово-промышленная палата Российской Федерации

В графе «назначение платежа»:

А) Для перевода регистрационного сбора:

Регистрационный сбор по иску к _______ (название фирмы, страна) по контракту № ___

Арбитражный сбор уплачивается после оплаты регистрационного сбора на основании письма МКАС, направляемого в адрес истца.

Б) Для перевода арбитражного сбора:

Арбитражный сбор по делу МКАС №__________

Копия документа об оплате регистрационного сбора прилагается к исковому заявлению при подаче иска.

Копия документа об оплате арбитражного сбора направляется в МКАС по факсу, в сканированном виде по электронной почте или с нарочным.

Банковские реквизиты при оплате сборов по международным коммерческим спорам в долларах США

Расчетный счет: 40703840500000000322 (USD)

Банк: JSC VTB Bank

Адрес банка: Vorontsovskaya str., 43, Moscow,109044,Russia

СВИФТ: VTBR RU MM

Банк-корреспондент: Citibank N.A., New York, USA

СВИФТ: CITI US 33

Номер счета Банка ВТБ (ПАО) в Банке-корреспонденте: № 36208997

В графе «получатель» — in favour of the International Commercial Arbitration Court at the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation

В графе «назначение платежа»:

А) Для перевода регистрационного сбора:

Регистрационный сбор по иску к _______ (название фирмы, страна) по контракту № _____

Арбитражный сбор уплачивается после оплаты регистрационного сбора на основании письма МКАС, направляемого в адрес истца.

Б) Для перевода арбитражного сбора:

Арбитражный сбор по делу МКАС №__________

Копия документа об оплате регистрационного сбора прилагается к исковому заявлению при подаче иска.

Копия документа об оплате арбитражного сбора направляется в МКАС по факсу, в сканированном виде по электронной почте или с нарочным.

Банковские реквизиты при оплате сборов по внутренним и спортивным спорам

ПАО Банк ВТБ, г. Москва

Рублевый счет № 40703810400000000229

Кор. счет 30101810700000000187 БИК 044525187

КПП 771001001

ИНН 7710026920

В графе «получатель» — Торгово-промышленная палата Российской Федерации

В графе «назначение платежа»:

А) Для перевода регистрационного сбора:

Регистрационный сбор по иску (апелляционному заявлению) к _______ (наименование ответчика) по контракту № ___

Б) Для перевода арбитражного (апелляционного) сбора:

Арбитражный (апелляционный) сбор по делу по иску (апелляционному заявлению) к _______ (наименование ответчика) по контракту № ___

В соответствии с § 9 Правил арбитража внутренних споров ( § 10 Правил арбитраж спортивных споров ) регистрационный и арбитражный (апелляционный) сборы оплачиваются при подаче искового заявлени я . До уплаты указанных сборов дело остается без движения.

Копии документов об оплате регистрационного и арбитражного (апелляционного) сборов прилагаются к исковому заявлению при подаче искового заявлени я .

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

Приложение I
к Закону Российской Федерации
"О международном коммерческом арбитраже"

ГАРАНТ:

См. комментарии к приложению 1 настоящего Федерального закона

Положение
о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2015 г.

ГАРАНТ:

См. Положение об организационных основах деятельности Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденное приказом Торгово-промышленной палаты РФ N 6 от 11 января 2017 г.

1. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - Международный коммерческий арбитражный суд) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением, осуществляющим деятельность по администрированию международного коммерческого арбитража в соответствии с настоящим Законом. Международный коммерческий арбитражный суд также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Федеральным законом "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в установленном им порядке.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает арбитражный регламент (правила) (либо отдельные регламенты (правила) в отношении различных видов и процедур третейского разбирательства) Международного коммерческого арбитражного суда, список арбитров, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и другие расходы Международного коммерческого арбитражного суда, оказывает иное содействие в его деятельности и несет ответственность за его деятельность перед сторонами арбитражного разбирательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Споры разрешаются в Международном коммерческом арбитражном суде в соответствии с его применимым арбитражным регламентом (правилами) или отдельными регламентами (правилами). При этом Международный коммерческий арбитражный суд администрирует арбитраж, в то время как непосредственное разрешение спора относится к компетенции арбитра или состава арбитража, назначенных в соответствии с применимым арбитражным регламентом.

4. На рассмотрение в Международный коммерческий арбитражный суд в соответствии с настоящим Законом могут быть переданы:

1) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, и иные споры, передача которых в международный коммерческий арбитраж предусмотрена настоящим Законом;

2) в соответствии с арбитражными соглашениями, заключенными до 1 сентября 2016 года, любые споры, которые могли быть рассмотрены в порядке международного коммерческого арбитража в соответствии с настоящим Законом, действовавшим на момент их заключения.

5. Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.

6. К рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде принимаются споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации.

7. Международный коммерческий арбитражный суд является преемником арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, образованного в 1932 году, и вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР.

8. Международный коммерческий арбитражный суд с момента утверждения и опубликования правил постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии с частью 10 статьи 52 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" является правопреемником Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и, в частности, вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в указанные постоянно действующие третейские суды.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частью 12 статьи 52"

9. Решение, вынесенное в результате рассмотрения дела в Международном коммерческом арбитражном суде, исполняется сторонами в определенные им сроки. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению. Не исполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

10. По делам, подлежащим рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде, председатель Международного коммерческого арбитражного суда может по просьбе одной из сторон распорядиться о принятии обеспечительных мер.

11. По делам, подлежащим рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде и относящимся к международному коммерческому арбитражу, функции, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 11, пункте 3 статьи 13 и статье 14 настоящего Закона, выполняет президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

12. Международный коммерческий арбитражный суд вправе образовывать отделения вне места своего нахождения, обеспечение деятельности которых осуществляется специально созданными для этой цели филиалами (представительствами) Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Jurist_arbitr - 15/04/2012 18/11/2016

международный коммерческий арбитражный суд, МКАС при ТПП

С развитием внешнеторговых отношений вопрос обращения в Международный коммерческий арбитражный суд становится все более актуальным. Основные принципы функционирования, история создания, место нахождения и порядок обращения в МКАС при ТПП будут освещены в данной статье.

Учитывая, что большая часть судебного разбирательства схожа с рассмотрением дела в государственном арбитражном суде, в статье я взялся обсудить только принципиальные отличия и особенности рассмотрения дела в Международном коммерческом арбитраже.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП) основан, а вернее, законодательно закреплен в 1993 году. Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 в редакции от 03.12.2008 года “О международном коммерческом арбитраже” утвердил новое положение о МКАС. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 года МКАС является преемником Арбитражного Суда при Торгово-промышленной палате СССР.

Действующий ранее внешнеэкономический арбитражный орган в 1987 году был переименован в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР. В связи с пришедшими политическими изменениями в нашей стране, в 1993 году был учрежден Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Несмотря на имеющуюся схожесть с третейскими судами, МКАС не является таковым. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” не распространяет свое действие на Международный коммерческий арбитраж (ч. 3 ст. 1 ФЗ). При этом, государственным арбитражным судом МКАС при ТПП не является также, следовательно его деятельность не регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

К функционированию Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации применяется Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 “О международном коммерческом арбитраже”, “Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”, “Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”.

Основным законоположением, регулирующим порядок разрешения международных коммерческих споров в РФ является Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», разработанный на основе Типового закона, принятого в 1985 г. Комиссией по праву международной торговли ООН и одобрен Генеральной Ассамблеей. Также, деятельность международного арбитража регулируется Регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Приказ ТПП РФ от 18.10.2005 N 76).

Подведомственность споров Международному коммерческому арбитражному суду

Вопрос о подведомственности конкретного спора разрешается рассматривающим иск составом арбитража. Для принятия спора к производству, необходима совокупность двух условий одновременно:

  • спор вытекает из международных хозяйственных (коммерческих) взаимоотношений: поставка, купля-продажа, транспортная экспедиция, инвестирование, корпоративные и другие вопросы, с нахождением одной из сторон за границей РФ;
  • между сторонами имеется соответствующее арбитражное соглашение о подведомственности споров.

Если с нахождением одной из сторон за пределами России все ясно, на формулировке условия договоренности об рассмотрении споров в МКАС следует остановиться подробней. Понятие арбитражного соглашения устанавливается ст. 7 Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1, согласно которой, таковое может содержаться в заключенном договоре в виде арбитражной оговорки или в отдельном соглашении. Рекомендуемая самим Международным коммерческим арбитражным судом оговорка выглядит следующим образом:

на русском языке

Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом

на английском языке

Any dispute, controversy or claim which may arise out of or in connection with the present contract (agreement), or the execution, breach, termination or invalidity thereof, shall be settled by the International Commercial Arbitration Court at the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation in accordance with its Rules

Арбитражное разбирательство начинается с подачи иска

Являющееся приложением к Регламенту МКАС, Положение об арбитражных сборах и расходах, устанавливает размер и порядок уплаты сборов при обращении в арбитраж. Расчет такого сбора выглядит несколько сложнее, нежели расчет государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, включает в себя регистрационный (30 000 руб. за подачу иска, возврату не подлежит), арбитражный (включает в себя гонорарный и административный), гонорарный (для выплаты гонораров арбитрам) и административный (для покрытия иных расходов, связанных с рассмотрением дела) сборы. На официальном сайте МКАС имеется калькулятор арбитражного сбора.

Исковое заявление в МКАС при ТПП РФ должно содержать, по сути, все реквизиты иска в государственный арбитражный суд, и обоснование компетенции МКАС. Сумма неимущественного иска определяется исходя из стоимости имущества – предмета правоотношений (имущественного интереса). В случае неправильного определения цены иска, состав арбитража устанавливает его сам. Судебные издержки – сборы, расходы на представителей и др. распределяются по общему правилу на проигравшую сторону. Необходимо отметить, что юридическое сопровождение деятельности организации можно также возмещать в числе иных судебных расходов.

международный коммерческий арбитражный суд при ТПП

Дела рассматриваются в закрытых заседаниях, не участвующие в деле лица допускаются с разрешения арбитража и с согласия сторон. Дела ведутся лично или через уполномоченных на ведение дела представителей (юристов). Применяемые к взаимоотношениям нормы международного права определяются сторонами спора (иногда вместе с арбитражной оговоркой содержатся в условиях соглашения). При их неопределенности, вопрос применения норм права решается составом арбитража.

Решения МКАС, в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года, исполняются в большинстве стран мира.

к приказу ТПП РФ

от 11 января 2017 года N 6

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АРБИТРАЖНЫХ РАСХОДАХ

В редакции Приказа ТПП РФ N 41 от 22 апреля 2020 года.

§ 1. Определение терминов

1. Арбитражные расходы - регистрационный, обеспечительный, арбитражный, апелляционный сборы, дополнительные расходы и издержки сторон.

2. Сборы - регистрационный сбор, обеспечительный сбор, арбитражный сбор, апелляционный сбор.

3. Регистрационный сбор - сбор, уплачиваемый при подаче в МКАС искового заявления для покрытия расходов, связанных с началом разбирательства.

4. Обеспечительный сбор - сбор, уплачиваемый при подаче в МКАС заявления о принятии обеспечительных мер, для покрытия организационно-технических и административных расходов, а также расходов, связанных с рассмотрением заявления и вынесением по нему постановления Председателем МКАС или третейским судом.

5. Арбитражный сбор - сбор, уплачиваемый авансом по каждому поданному в МКАС иску для покрытия расходов, включающих:

1) выплату гонораров арбитрам;

2) затраты на организационное, материально-техническое и иное обеспечение арбитража;

3) вознаграждение Председателю МКАС, заместителю Председателя МКАС, членам Президиума, членам комитета по назначениям и докладчику.

6. Апелляционный сбор - сбор, уплачиваемый авансом при подаче в МКАС апелляционного заявления на решение общероссийской антидопинговой организации, спортивных федераций и физкультурно-спортивных организаций, включая физкультурно-спортивные общества, спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги.

7. Дополнительные расходы - особые расходы в связи с разбирательством спора (в частности, расходы на проведение экспертизы, переводы, оплату проезда, проживания и иные расходы, связанные с участием в разрешении спора в МКАС арбитров, имеющих постоянное местопребывание вне г. Москвы, а также расходов арбитров на оплату их проезда, проживания, иные расходы, связанные с проведением заседаний МКАС вне г. Москвы).

8. Издержки сторон - иные расходы сторон в связи с защитой своих интересов при разбирательстве спора в МКАС, помимо указанных в предыдущих пунктах настоящего параграфа.

9. Сторона - каждый из истцов и ответчиков. В случаях, предусмотренных применимым законодательством и Правилами МКАС, для целей возмещения арбитражных расходов в соответствии с настоящим Положением к сторонам могут быть приравнены иные участники разбирательства, в частности, дополнительная сторона, третье лицо, заинтересованное лицо, присоединившееся к арбитражу корпоративных споров.

§ 2. Регистрационный сбор

Регистрационный сбор при подаче искового заявления, относящегося к международному коммерческому арбитражу или арбитражу корпоративных споров, составляет эквивалент 1.000 долларов США.

Регистрационный сбор при подаче искового заявления, относящегося к арбитражу внутренних споров или спортивному арбитражу, составляет 10.000 российских рублей.

Регистрационный сбор не включается в арбитражный сбор.

Уплаченный по поданному исковому заявлению регистрационный сбор не подлежит возврату.

§ 3. Обеспечительный сбор

Обеспечительный сбор при подаче заявления о принятии обеспечительных мер Председателем МКАС или третейским судом составляет эквивалент 30 000 российских рублей.

Обеспечительный сбор не включается в арбитражный сбор.

§ 4. Апелляционный сбор

Апелляционный сбор при подаче заявления, указанного в пункте 6 § 1 настоящего Положения, составляет 50 000 российских рублей.

§ 5. Арбитражный сбор

1. Арбитражный сбор при арбитраже международных коммерческих или корпоративных споров исчисляется в долларах США в соответствии со следующей шкалой:

Цена иска (доллары США)

Арбитражный сбор (доллары США)

от 10.000 до 50.000

3.000 + 12,5% от суммы свыше 10.000

от 50.000 до 100.000

8.000 + 11% от суммы свыше 50.000

от 100.000 до 200.000

13.500 + 6% от суммы свыше 100.000

от 200.000 до 500.000

19.500 + 3% от суммы свыше 200.000

от 500.000 до 1.000.000

28.500 + 1,8% от суммы свыше 500.000

от 1.000.000 до 2.000.000

37.500 + 1% от суммы свыше 1.000.000

от 2.000.000 до 5.000.000

47.500 + 0,6% от суммы свыше 2.000.000

от 5.000.000 до 10.000.000

65.500 + 0,5% от суммы свыше 5.000.000

90.500 + 0,14% от суммы свыше 10.000.000

2. Арбитражный сбор при арбитраже внутренних или спортивных споров исчисляется в российских рублях в соответствии со следующей шкалой:

Цена иска (российские рубли)

Арбитражный сбор (российские рубли)

свыше 100.000 до 200.000

10.000 + 2% от суммы свыше 100.000

свыше 200.000 до 1.000.000

12.000 + 1,8% от суммы свыше 200.000

свыше 1.000.000 до 2.000.000

26.400 + 0,8% от суммы свыше 1.000.000

свыше 2.000.000 до 10.000.000

34.400 + 0,5% от суммы свыше 2.000.000

свыше 10.000.000 до 30.000.000

74.400 + 0,4% от суммы свыше 10.000.000

свыше 30.000.000 до 50.000.000

154.400 + 0,3% от суммы свыше 30.000.000

свыше 50.000.000 до 70.000.000

214.400 + 0,2% от суммы свыше 50.000.000

254.400 + 0,15% от суммы свыше 70.000.000, но не более 900.000

Установленные ограничения не исключают применения пункта 6 настоящего параграфа при наличии указанных в нем оснований.

3. Арбитражный сбор исчисляется в полных величинах: сумма менее 50 центов/копеек отбрасывается, а сумма 50 центов/копеек и более округляется до полного доллара США/российского рубля.

4. Если иск состоит из нескольких требований, охватываемых разными арбитражными соглашениями, общий размер арбитражного сбора определяется путем суммирования величин арбитражных сборов, рассчитанных по требованиям, охватываемым каждым из арбитражных соглашений.

5. При объединении разбирательств по нескольким делам общий размер арбитражного сбора определяется путем суммирования арбитражных сборов, рассчитанных отдельно для соответствующих требований до объединения разбирательств.

6. С учетом сложности дела, множественности требований или участников в рамках одного разбирательства, существенно повышенных временных затрат и расходов, связанных с разбирательством, по представлению третейского суда Президиум вправе вынести постановление об увеличении размера арбитражного сбора.

7. Гонорары арбитров, вознаграждение Председателю МКАС, заместителям Председателя МКАС, членам Президиума, членам комитетов по назначениям и докладчикам исчисляются в соответствии с Положением о гонорарах и вознаграждении по делам Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

8. Арбитражный сбор уплачивается в долларах США, если цена иска выражена в иностранной валюте. По просьбе истца ему может быть разрешено Секретариатом МКАС уплатить арбитражный сбор в иной свободно конвертируемой валюте, чем доллары США, а также в российских рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты, если это не противоречит действующему валютному законодательству Российской Федерации.

При пересчете цены иска в доллары США применяется курс Центрального банка Российской Федерации на дату предъявления иска.

§ 6. Уменьшение арбитражного сбора

1. Если дело рассматривается единоличным арбитром, арбитражный сбор уменьшается на 20%.

2. Если разбирательство прекращается постановлением Президиума вследствие очевидной невозможности рассмотрения спора, арбитражный сбор уменьшается на 75%.

3. Если разбирательство прекращается в связи с отказом истца до дня первого заседания по делу от требований, в частности, вследствие того, что стороны урегулировали спор мирным путем, равно как и в иных случаях получения МКАС заявления до указанного дня об отказе сторон от разбирательства спора в МКАС, арбитражный сбор уменьшается на 50%.

4. Если разбирательство прекращено в первом заседании по делу без вынесения решения, арбитражный сбор уменьшается на 25%.

5. С учетом обстоятельств конкретного дела Президиум вправе вынести постановление об уменьшении арбитражного сбора в иных случаях и ином размере, чем это предусмотрено настоящим параграфом.

§ 7. Сборы при встречном иске, иске к дополнительной

стороне, иске дополнительной стороны или предъявлении

требования к зачету

К встречному иску, иску к дополнительной стороне, иску, предъявленному дополнительной стороной, а также к требованию, предъявленному к зачету, применяются те же правила о сборах, что и к первоначальному иску. Сбор по встречному иску, иску к дополнительной стороне, иску, предъявляемому дополнительной стороной, или требованию, предъявляемому к зачету, исчисляется в порядке, действовавшем на дату подачи первоначального иска, и оплачивается в порядке, установленном в § 5 настоящего Положения.

§ 8. Распределение сборов между сторонами

1. Если стороны не договорились об ином, сборы возлагаются на сторону, против которой состоялось решение третейского суда.

2. Если иск (апелляционное заявление) удовлетворен частично, то сборы возлагаются на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований и на истца - пропорционально той части исковых требований, в которой иск не удовлетворен.

§ 9. Покрытие дополнительных расходов

1. Ответственный секретарь МКАС, его заместители по соответствующим видам споров или третейский суд могут возложить на стороны или на одну из них обязанность внести аванс на покрытие дополнительных расходов в связи с ведением разбирательства. Аванс на покрытие дополнительных расходов может быть, в частности, истребован МКАС от стороны, заявившей о необходимости осуществления могущего вызвать дополнительные расходы действия по разбирательству спора, если такое заявление будет признано обоснованным.

2. Соответствующие органы, уполномоченные лица МКАС или третейский суд могут поставить выполнение действий по разбирательству спора в зависимость от внесения сторонами или одной из них в установленный срок аванса на покрытие дополнительных расходов.

3. В случае избрания стороной арбитра, имеющего постоянное местопребывание вне места проведения слушаний, эта сторона должна внести аванс на оплату расходов по его участию в разбирательстве (расходы по проезду, проживанию, получению виз и иные расходы, связанные с участием в разрешении спора в МКАС). При невнесении стороной соответствующего аванса в установленный срок, она считается отказавшейся от права на избрание арбитра, и арбитр за сторону назначается в порядке, предусмотренном Правилами арбитража отдельных видов споров.

В том случае, если такое лицо выполняет функции председателя третейского суда, аванс на оплату расходов по его участию в разбирательстве должна внести в равной доле каждая из сторон. При невнесении ответчиком соответствующего аванса в установленный срок уплата такого аванса возлагается на истца.

4. В случае имеющейся договоренности сторон о проведении слушаний в другом, кроме Москвы, месте, все возникающие в связи с этим дополнительные расходы, в том числе расходы на оплату проезда и проживания арбитров, возлагаются на стороны в равных частях.

5. Если по просьбе одной из сторон при разбирательстве дела осуществляется перевод объяснений сторон, их заявлений и т.п., равно как и вопросов, пояснений и указаний третейского суда, то расходы по переводу оплачиваются указанной стороной.

Если разбирательство дела ведется на иностранном языке, то оплата возможных расходов по переводу может быть возложена в равной доле на каждую из сторон.

6. Распределение дополнительных расходов между сторонами осуществляется с учетом § 8 и § 12 настоящего Положения.

§ 10. Порядок уплаты сумм арбитражных расходов

1. Все платежи, причитающиеся МКАС, осуществляются банковским переводом и считаются совершенными в день их зачисления на счет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

2. Издержки по банковскому переводу вышеуказанных сумм возлагаются на сторону, осуществляющую соответствующий платеж.

§ 11. Издержки сторон

1. Сторона может потребовать возложить на другую сторону возмещение разумных издержек, которые она понесла или должна будет понести в связи с разбирательством, в частности, расходов, связанных с защитой своих интересов через юридических представителей.

Требование о возмещении указанных издержек не может быть заявлено после завершения слушания по делу. Третейский суд вправе установить срок для обоснования размера таких издержек.

2. Распределение издержек между сторонами осуществляется с учетом § 8 и § 12 настоящего Положения.

§ 12. Иное распределение арбитражных расходов

С учетом обстоятельств конкретного дела третейский суд может установить иное, чем это предусмотрено в §§ 8, 9 и 11 настоящего Положения, распределение между сторонами сборов, дополнительных расходов МКАС и издержек сторон, в частности, взыскать в пользу одной из сторон с другой стороны понесенные первой излишние расходы, вызванные нецелесообразными или недобросовестными действиями другой стороны, в том числе действиями, вызвавшими неоправданное затягивание разбирательства.

§ 13. Действие Положения

Настоящее Положение вступает в силу с даты депонирования в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и подлежит применению к делам, исковые заявления по которым поданы после вступления его в силу.

Судебная практика и законодательство — "Положение об арбитражных расходах" (Приложение 6 к приказу ТПП РФ от 11.01.2017 N 6) (ред. от 22.04.2020)

3. Правила применяются совместно с Положением об организационных основах деятельности МКАС, Положением об арбитражных расходах и Положением о гонорарах и вознаграждениях по спорам, рассматриваемым в МКАС.

4. Если в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" спортивные споры подлежат рассмотрению в порядке международного коммерческого арбитража, Правила применяются с учетом требований указанного закона.

5. Правила применяются совместно с Положением об организационных основах деятельности МКАС, Положением об арбитражных расходах и Положением о гонорарах и вознаграждениях по спорам, рассматриваемым в МКАС.

В случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации участник, предъявляющий иск от имени юридического лица, считается представителем истца, такое юридическое лицо указывается в исковом заявлении в качестве истца. При этом участник пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по уплате соответствующих сборов и иных расходов. Возмещение участнику соответствующих сборов и иных расходов осуществляется в соответствии с Положением об арбитражных расходах.

Новое регулирование третейской сферы в РФ, вступающее в силу с 1 сентября 2016 г., содержит многочисленные переходные положения, посвященные соотношению прежних и новых правил в законах, предотвращению коллизий между ними.

Однако есть еще один пласт вопросов, о которых новые законы молчат, но которые важны с практической точки зрения: соотношение таких законов и пока что еще не измененных третейских регламентов.

Ниже эта достаточно непростая проблематика (как и некоторые иные важные моменты из новых законов) рассматривается на примере МКАС при ТПП РФ. Что-то из ниже изложенного может быть верным и для иных арбитражных центров в РФ.

Определения, используемые ниже:

Закон № 382-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»;

Закон № 409-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ в связи с принятием Федерального закона „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“»;

Закон о МКА в старой редакции — Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. №5338-I «О международном коммерческом арбитраже» в редакции до 1 сентября 2016 г.;

Закон о МКА в новой редакции — Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» в редакции с 1 сентября 2016 г.;

Международный коммерческий арбитраж (согласно Закон у о МКА в новой редакции) — третейское рассмотрение споров сторон, возникающих из гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей:

если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей;

если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;

а также споров, возникших в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

МКАС — МКАС при ТПП РФ.

1. Законом № 409-ФЗ внесены изменения в Закон о МКА в старой редакции, а также утверждено в новой редакции Положение о МКАС. Этот закон одновременно вносит важные изменения в АПК РФ, в ГПК РФ и в ряд иных законов.

Закон № 382-ФЗ в целом регулирует третейское разбирательство в отношении споров, не подпадающих под международный коммерческий арбитраж. Однако ряд его важных положений касается и международного коммерческого арбитража (см. ниже п. 2).

При этом важно подчеркнуть, что хотя разбирательство указанных споров именуются в данном Законе «арбитражем внутренних споров», это не означает, что подобные споры не могут быть осложнены тем или иным иностранным элементом. Арбитраж внутренних споров противопоставляется не спорам с иностранным элементом, а рассмотрению споров в рамках международного коммерческого арбитража. Их этого следует, например, что иностранное право может применяться и в ходе арбитража внутренних споров.

2. Ввиду этого важно подчеркнуть, что с 1 сентября 2016 г. деятельность МКАС будет регулироваться не только Законом о МКА в новой редакции, но также и Законом № 382-ФЗ, причем последним именно по вопросам, связанным:

со статусом МКАС как постоянно действующего арбитражного учреждения;

с хранением материалов дел и внесением изменений в юридически значимые реестры в РФ на основании арбитражных решений;

с соотношением процедуры медиации и арбитража;

с требованиями к арбитрам (третейским судьям);

с ответственностью арбитров и постоянно действующих арбитражных учреждений в рамках международного коммерческого арбитража в случаях, если место арбитража находится на территории РФ.

И тут на практике может возникать ряд небольших, но непростых вопросов о влиянии правил Закона № 382-ФЗ на действующий Регламента МКАС 2005 г. Особенно, например, в связи с требованиями к арбитрам ( ст. 11 Закона № 382-ФЗ).

В то же время представляется, что требования в отношении создания, например, комитета по назначениям применяться к МКАС с 1 сентября не должны.

Во-первых, согласно ч. 4 ст. 47 Закона № 382-ФЗ создание такого комитета обязательным не является.

Во-вторых, из ч. 12 ст. 52 Закона № 382-ФЗ следует, что у МКАС есть право принять новые регламенты, учитывающие требования этого Закона, до 1 февраля 2017 г.

3. Новое регулирование арбитража в РФ четко разграничивает деятельность составов арбитража и деятельность по администрированию арбитража.

Теперь «третейским судом», в отличие от того, что было ранее, именуется только состав арбитража по конкретному делу, а не арбитражный центр.

Это верно и для международного коммерческого арбитража, и для арбитража внутренних споров.

Таким образом, МКАС с 1 сентября 2016 г. третейским судом больше не является: он получает статус постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж как процесс разрешения споров третейскими судами, т.е. составами арбитража. Указание в § 1 его Регламента на то, что он является третейским судом, уже неактуально.

4. Действительность арбитражного соглашения о компетенции МКАС и любых иных соглашений, заключенных сторонами по вопросам арбитража в МКАС, должна определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на дату заключения соответствующих соглашений ( ч. 4 ст. 52 Закона № 382-ФЗ), а не в соответствии с новым регулированием арбитража в РФ, вступающим в силу с 1 сентября 2016 г.

5. В отношении дел в МКАС, начатых после 1 сентября 2016 г., в отношении вопросов самого третейского разбирательства должен применяться Закон о МКА в новой редакции (см. ч. 18 ст. 13 Закона № 409-ФЗ).

Из этого следует, что в отношении дел в МКАС, начатых после 1 сентября 2016 г., действующий Регламента МКАС 2005 г. в отношении вопросов самого третейского разбирательства должен продолжать применяться, но лишь в части, не противоречащей Закону о МКА в новой редакции (см. также выше п. 2).

6. В отношении дел в МКАС, начатых и не завершенных до 1 сентября 2016 г., в части регулирования третейского разбирательства (см. об этом моменте ниже п. 9) продолжает применяться Закон о МКА в старой редакции, за исключением:

ст. 34 «Заявление об отмене арбитражного решения как исключительное средство его оспаривания»;

ст. 35 «Признание и приведение в исполнение арбитражного решения»;

ст. 36 «Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения».

Эти три статьи должны применяться в редакции Закона № 409-ФЗ (см. ч. 16 ст. 13 Закона № 409-ФЗ), т.е. как положения Закон а о МКА в новой редакции.

Однако, как очевидно, эти статьи к деятельности составов арбитража МКАС прямо не относятся.

Из сказанного следует, что в отношении дел в МКАС, начатых и не завершенных до 1 сентября 2016 г., в части регулирования третейского разбирательства (см. об этом моменте ниже п. 9) должен применяться действующий Регламента МКАС 2005 г.

7. Действующий Регламент МКАС 2005 г. должен продолжать применяться согласно вышеизложенному до, в частности, момента вступления в силу новых регламентов МКАС.

Они вступят в силу ориентировочно в конце 2016 г.

Иные вопросы применения Регламента МКАС 2005 г. после момента вступления в силу новых регламентов МКАС будут разрешены в последних. Так, одна из версий в проекте одного из регламентов предусматривает: «К рассмотрению споров в МКАС применяется Регламент МКАС, действующий на момент начала разбирательства, если стороны не договорились об ином либо если иное не вытекает из существа его положений или применимого законодательства об арбитраже.

Если разбирательство на основании арбитражного соглашения о передаче споров в Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ или Спортивный арбитраж при ТПП РФ начинается после введения в действие настоящего Регламента, то разбирательство ведется в соответствии с наиболее применимыми правилами настоящего Регламента, если стороны не договорились об исключении применения таких правил либо если иное не вытекает из существа положений настоящего Регламента или применимого законодательства об арбитраже.

Если такое разбирательство было начато и продолжилось после введения в действие настоящего Регламента, оно подлежит проведению на основании соответствующего регламента арбитражного учреждения-правопредшественника, если стороны не договорились об ином либо если иное не вытекает из положений применимого законодательства об арбитраже. При этом полномочия органов и уполномоченных лиц арбитражных учреждений-правопредшественников осуществляют соответствующие органы и уполномоченные лица МКАС».

8. Согласно п. 4 Положения о МКАС (в новой редакции 2016 г.) на рассмотрение в МКАС могут быть переданы:

1) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, и иные споры, передача которых в международный коммерческий арбитраж предусмотрена Законом о МКА в новой редакции;

2) в соответствии с арбитражными соглашениями, заключенными до 1 сентября 2016 г., любые споры, которые могли быть рассмотрены в порядке международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом о МКА, действовавшим на момент их заключения до 1 сентября 2016 г.

Из этого следует, что, несмотря на изменение предметной компетенции МКАС в Законе о МКА в новой редакции, МКАС все равно будет компетентен рассматривать и после 1 сентября 2016 г. споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Однако это верно лишь при условии, что арбитражные соглашения о передаче в МКАС таких споров были заключены до 1 сентября 2016 г.

9. Указанные выше в п. 6 слова «в части регулирования третейского разбирательства» касаются только процедуры рассмотрения спора составом арбитража.

Однако они не затрагивают вопросы компетенции МКАС как постоянно действующего арбитражного учреждения.

Ввиду этого следует обратить особое внимание на изменения в регулировании предметной компетенции МКАС (ниже важные моменты выделены подчеркиванием).

П. 2 ст. 1 Закона о МКА

(редакция до 1 сентября 2016 г.)

П. 3 ст. 1 Закона в новой редакции

(после 1 сентября 2016 г.)

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры сторон, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

10. МКАС с 1 сентября 2016 г. будет дополнительно компетентен рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, не только если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей, но также:

споры, в которых любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;

споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

Из этого следует, что при рассмотрении таких новых споров, начатых после 1 сентября 2016 г. и до вступления в силу новых регламентов МКАС, должен применяться действующий Регламент МКАС 2005 г.

Однако в этих случаях он должен применяться лишь в части, не противоречащей Закон у о МКА в новой редакции. В случае расхождения действующего Регламента МКАС 2005 г. с Закон ом о МКА в новой редакции применению при рассмотрении указанных споров подлежит Закон о МКА в новой редакции.

Также в этих случаях нужно помнить о сказанном выше в п. 4. Из него следует, что МКАС вправе администрировать арбитраж указанных споров только на основании арбитражных соглашений в отношении таких споров, заключенных после 1 сентября 2016 г.

Впрочем, маловероятно, что указанные споры начнут подобным образом рассматриваться в МКАС до вступления в силу его новых регламентов (период с 1 сентября и до такого вступления будет небольшим).

11. Согласно п. 1 Положения о МКАС (в новой редакции 2016 г.) МКАС также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Законом № 382-ФЗ.

Иными словами, с 1 сентября 2016 г. МКАС будет компетентен рассматривать также споры, не подпадающие под международный коммерческий арбитраж, т.е. администрировать арбитраж внутренних споров.

При этом нужно учитывать сказанное выше в п. 4. Из него следует, что МКАС вправе администрировать арбитраж указанных споров только на основании арбитражных соглашений в отношении таких споров, заключенных после 1 сентября 2016 г.

При этом важно еще раз подчеркнуть, что хотя эти споры именуются «внутренними», это не означает, что они не могут быть осложнены тем или иным иностранным элементом (см. выше п. 1).

Можно ли будет рассматривать в МКАС такие споры на основании его действующего Регламента 2005 г., учитывая, что последний рассчитан все же на споры в сфере международного коммерческого арбитража? Почему нет?

Однако в этих случаях такой Регламент должен применяться лишь в части, не противоречащей Закон у № 382-ФЗ. В случае расхождения действующего Регламента МКАС 2005 г. с Закон ом № 382-ФЗ применению при рассмотрении указанных споров подлежит Закон № 382-ФЗ.

Впрочем, маловероятно, что указанные споры начнут подобным образом рассматриваться в МКАС до вступления в силу его новых регламентов внутренних споров (период с 1 сентября и до такого вступления будет небольшим).

12. МКАС с момента вступления в силу его новых регламентов будет являться правопреемником Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивного арбитража при ТПП РФ.

В итоге он будет вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ и в Спортивный арбитраж при ТПП РФ.

Соответственно Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивный арбитраж при ТПП РФ прекратят функционирование с момента вступления в силу новых регламентов МКАС (т.е. ориентировочно в конце 2016 г.).

Начатые и незавершенные в них на этот момент дела будут переданы в МКАС и продолжат рассматриваться в рамках МКАС в соответствии с ныне действующими регламентами Третейского суда для разрешения экономических споров и Спортивного арбитража.

В этих случаях соответствующий состав арбитража, сформированный до момента передачи дела для рассмотрения в МКАС, продолжит свое функционирование, однако уже в рамках МКАС как правопреемника Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ или Спортивного арбитража при ТПП РФ. Сказанное верно и в отношении докладчика в указанном деле.

При этом тот факт, что лица, входящие в указанных случаях в состав арбитража, сформированный до момента передачи такого дела для рассмотрения в МКАС, могут быть не включены в список арбитров МКАС, никак не повлияет на продолжение функционирования данного состава арбитража в рамках МКАС. Сказанное верно и в отношении докладчика в указанном деле.

Функции Секретариата Третейского суда для разрешения экономических споров и Секретариата Спортивного арбитража перейдут к Секретариату МКАС в момент вступления в силу новых регламентов МКАС.

13. В отношении сказанного выше в п. 11 и в п. 12 следует учитывать, что с 1 сентября 2016 г. нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (при этом они касаются споров, не подпадающих под международный коммерческий арбитраж) не применяются, за исключением их применения к арбитражу, начатому и не завершенному до дня вступления в силу Закона № 382-ФЗ ( ч. 7 ст. 52 Закона № 382-ФЗ).

При этом глава VII «Оспаривание решения третейского суда» и глава VIII «Исполнение решения третейского суда» Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» утрачивают силу с 1 сентября 2016 г. и вместо них применяются аналогичные положения Закона № 382-ФЗ, в том числе в отношении арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона № 382-ФЗ ( ч. 7 ст. 52 Закона № 382-ФЗ).

Из этого следует, что при указанном выше в п. 11 и в п. 12 возможном применении действующего Регламента 2005 г., регламентов Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивного арбитража при ТПП РФ Закон № 382-ФЗ все равно будет превалировать.

14. Согласно новому регулированию МКАС также получает право рассматривать так называемые корпоративные споры, однако только на основании арбитражных соглашений, которые могут заключаться не ранее 1 февраля 2017 г. ( ч. 7 ст. 13 Закона № 409-ФЗ). Но это уже совершенно самостоятельная тема.

Читайте также: