Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Опубликовано: 15.05.2024

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 31 июля 2009 г. N 83н в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу, начиная с представления налоговой декларации за октябрь 2009 г.

ГАРАНТ:

О форме заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученных от налогоплательщиков - импортеров Республики Беларусь в июле - августе 2010 г. см. письмо Минфина РФ от 27 сентября 2010 г. N 03-07-15/126

Согласно письму Минфина РФ от 22 июля 2010 г. N 03-07-15/101 начиная с налогового периода за июль 2010 г. налогоплательщикам необходимо представлять Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, утвержденной Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г.

См. данную форму в редакторе MS-Excel

Приложение N 1
к Порядку заполнения налоговой декларации
по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам)
при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
с территории Республики Беларусь,
утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 27 ноября 2006 г. N 153н
(с изменениями от 31 июля 2009 г.)

ГАРАНТ:

См. Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденный приказом Минфина РФ от 20 января 2005 г. N 3н

Единица измерения товара

Расходы, принимаемые для определения налоговой базы

Серия, номер и дата товаро-транспортного

Номер и дача счета-фактуры

Дата принятия на учет товара

Сумма налога (НДС, акциз)

Заявление состоит из двух частей, верхнюю часть (до черты) заполняет налогоплательщик, вторую (нижнюю) - налоговый орган. Первый экземпляр остается в налоговом органе страны импортера, второй и третий экземпляры с отметкой налогового органа возвращаются налогоплательщику - импортеру. Третий экземпляр направляется налогоплательщиком - импортером налогоплательщику - поставщику.

В строках "продавец"/"покупатель" для налогоплательщиков, зарегистрированных в Республике Беларусь, отражается УНП, для налогоплательщиков, зарегистрированных в Российской Федерации, ИНН и КПП. Для налогоплательщиков, не зарегистрированных в этих государствах, УНП или ИНН и КПП отражаются при их наличии.

В строке "N контракта (договора)" и "дата контракта (договора)", а также "N спецификации" и "дата спецификации" (при ее наличии) заполняются соответствующие реквизиты из контракта (договора), спецификации.

В графе 1 отражается наименование ввозимого товара. В случаях необходимости отражения большого перечня товаров, допускается вместо перечня наименований конкретных товаров, отражение общего вида этих товаров (например, мебель вместо столы письменные, кровати, парикмахерские кресла) в одной строке заявления и отражение по соответствующим графам этой строки заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду товаров. В отношении товаров, по которым согласно законодательству применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, указанное допускается только в случае, если товары имеют одинаковый код ТН ВЭД.

В графе 2 код ТН ВЭД отражается в обязательном порядке по товарам, по которым согласно законодательству применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

В графе 3 отражается единица измерения товара.

В графе 4 отражается количество в единицах измерения, предусмотренных в графе 3.

В графе 5 отражается код валюты на основании товаросопроводительных документов (счетов-фактур).

В графе 6 отражается стоимость товара из товаросопроводительных документов (счетов-фактур).

При ввозе товаров, вывезенных из одного государства одной Стороны для переработки в государстве другой Стороны, в графе 6 отражается стоимость работ (услуг) по переработке товаров. При ввозе товаров, изготовленных в результате выполнения работ (оказания услуг), в графе 6 отражается стоимость работ (услуг) по изготовлению этих товаров.

В графе 7 отражаются принимаемые для определения налоговой базы дополнительные расходы. Сумма расходов отражается на дату принятия товара на учет в валюте, применяемой для заполнения графы "Налоговая база". К таким расходам относятся:

а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку, и экспедирование товаров;

б) страховая сумма;

в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами:

г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

В графе 8 отражаются серия, номер и дата товаротранспортного документа с отражением по видам товаров.

В графе 9 при перемещении товаров из Российской Федерации отражаются номер и дата счета-фактуры.

В графе 10 отражается дата принятия налогоплательщиком на учет ввезенного товара на основании товаросопроводительных документов, счетов-фактур.

В графах 11 - 12 налоговая база определяется путем суммирования графы "Стоимость товара" и графы "Расходы, принимаемые для определения налоговой базы". Если действующим законодательством предусмотрена льгота по косвенным налогам при ввозе товаров, в графах 11 - 12 проставляется прочерк.

В графах 13 - 14 отражается ставка налога. Если законодательством предусмотрена льгота по косвенным налогам при ввозе товаров, в графах отражается слово "льгота". В графе 14 ставки акцизов отражаются в абсолютных величинах либо в процентах (в зависимости от установленных национальным законодательством).

В графах 15-16 отражается сумма уплаченных налогов. Если законодательством предусмотрена льгота по косвенным налогом при ввозе товаров, в графах проставляется прочерк.

Налоговый орган в течение десяти рабочих дней производит отметку в случае уплаты налогоплательщиком в полном объеме косвенных налогов и соответствия сведений, указанных налогоплательщиком в заявлении, требованиям, предъявляемым п. 2 и п. 6 Раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерации.


  • Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение
  • Структура заявления
  • Алгоритм заполнения заявления
  • Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?
  • Как распределяются экземпляры заявления?
  • Итоги

Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) — это один из главных документов:

  • оформляемых импортерами товаров из стран ЕАЭС;
  • удостоверяющих факт ввоза товаров в РФ с территории государства — участника ЕАЭС и уплаты косвенных налогов;
  • предоставляемых налоговикам одновременно с декларацией о косвенных налогах и иными сопутствующими документами;

Сколько государств в настоящее время входят в ЕАЭС, узнайте из материала.

Основное назначение заявления — подтверждение факта уплаты косвенных налогов и обмен этими сведениями с налоговиками той страны, с территории которой ввезен товар.

В какой бюджет зачисляются косвенные налоги, рассказываем здесь.

Структура заявления

В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:

  • в раздел 1 сведения заносит покупатель или посредник (если по законодательству государства, на территорию которого ввозится товар, эти лица уплачивают косвенные налоги);
  • раздел 2 предназначен для проставления отметки о регистрации заявления в налоговом органе;
  • раздел 3 заполняется не всегда и не всеми — только в определенных случаях, перечисленных в п. 4 Правил заполнения заявления по косвенным налогам (приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией от 11.12.2009);
  • приложение оформляется в том случае, если число участников поставки более трех.

Проверьте, правильно ли вы заполнили заявление по косвенным налогам с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:

Алгоритм заполнения заявления

При оформлении заявления используйте следующий алгоритм:

Воспользуйтесь подсказками при заполнении отдельных граф раздела 1

  • Раздел 2 не заполняйте (это обязанность налоговиков), но обязательно включите его в состав документа.
  • Раздел 3 заполните только в том случае, если товар реализован покупателю через комиссионера (поверенного или агента) или если реализация товаров не облагается косвенными налогами по законодательству страны-продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория страны-продавца.

С построчным заполнением налоговых и иных отчетов помогут разобраться публикации:

Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?

Чтобы избежать ошибок, связанных с оформлением и представлением заявления:

  • перед его отправкой контролерам проверьте отсутствие расхождений в сведениях, указанных в заявлении и декларации по косвенным налогам (в том числе в сумме подлежащего уплате НДС);
  • сверьте данные бумажного варианта заявления и его электронной формы — они должны быть полностью идентичны;
  • уплатите в полном объеме и своевременно сумму НДС, иначе факт уплаты не будет подтвержден налоговиками;
  • проконтролируйте правильность расчета налоговой базы, использованной для исчисления косвенных налогов, чтобы избежать недоплаты.

Ошибки в заявлении могут повлечь отказ от контролеров регистрации заявления и, как следствие, негативные налоговые последствия для продавца и покупателя (невозможность принятия к вычету импортного НДС и подтверждения нулевой ставки налога).

На нашем сайте вы найдете полезную информацию о видах ошибок и методах их исправления:

Как распределяются экземпляры заявления?

От импортера потребуется (п. 1 Правил заполнения заявления — приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией между налоговыми органами стран — участниц ЕАЭС от 11.12.2009):

  • 4 бумажных экземпляра заявления + заявление в электронном виде; или
  • подписанное ЭЦП электронное заявление.

Для чего применяется ЭЦП, полученная в Федеральном казначействе, узнайте из публикации.

Распределение бумажных вариантов заявления:

  • 1 — забирают налоговики;
  • 1 — импортер оставляет у себя;
  • 2 — импортер отправляет своему контрагенту (для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС).

О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:

Итоги

Если вы ввезли товары из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении, оформите заявление о косвенных налогах. Оно удостоверяет факт ввоза товаров из ЕАЭС и уплаты косвенных налогов.

В документе 3 раздела и приложение. Раздел 2 предназначен для проставления отметок налоговым органом, а в остальных импортер отражает сведения о покупателе, поставщике, товарах и т. д.

Заявление представляется налоговикам вместе с декларацией и иными документами.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 13 декабря 2019 г. N ММВ-7-6/634@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМАТА

ЗАЯВЛЕНИЯ О ВВОЗЕ ТОВАРОВ И УПЛАТЕ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

В целях реализации требований статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункта 1 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющихся приложением 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года, приказываю:

1.1. Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.2. Правила контроля заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при его приеме в налоговом органе согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Установить, что утвержденный настоящим приказом Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика применяется в отношении заявлений, представляемых в налоговый орган, начиная с 01.02.2020.

3. Признать утратившим силу с 01.02.2020 приказ ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@ "Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, контролирующего работу ФНС России и территориальных налоговых органов по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде, в том числе в случаях организации и осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.

Федеральной налоговой службы

к приказу ФНС России

от "__" _______ 2019 г. N ___

ЗАЯВЛЕНИЯ О ВВОЗЕ ТОВАРОВ И УПЛАТЕ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Настоящий документ описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи сведений заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика.

2. Настоящий формат (версия 5.08) разработан в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года и Требованиями к составу и структуре информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств - членов Евразийского экономического союза версии 2.1.

II. ОПИСАНИЕ ФАЙЛА ОБМЕНА

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_T - префикс, принимающий значение ON_ZVLRPOK;

A_K - идентификатор получателя информации, где: A - идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K - идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена . Каждый из идентификаторов (A и K) для налоговых органов - четырехразрядный код налогового органа. Для данного формата значения идентификаторов A и K совпадают;

Передача файла от отправителя к конечному получателю может осуществляться в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы. Идентификатором A обозначается налоговый орган, в который налоговым агентом представляется файл обмена. Идентификатором K обозначается налоговый орган, в котором налоговый агент состоит на учете. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю без промежуточных этапов (т.е. при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах) значения идентификаторов A и K совпадают.

O - идентификатор отправителя информации, имеет вид:

для организаций идентификатор отправителя информации представляется в виде девятнадцатиразрядного кода (идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации);

для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица).

GGGG - год формирования передаваемого файла, MM - месяц, DD - день;

N - идентификационный номер файла. (Длина - от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла - xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

ON_ZVLRPOK_2_430_14_05_08_xx, где xx - номер версии схемы.

Расширение имени файла - xsd.

XSD схема файла обмена приводится отдельным файлом.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 - 4.19 настоящего формата.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента ;

В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом "|". Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

признак типа элемента. Может принимать следующие значения: "С" - сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), "П" - простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, "А" - простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;

формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: T - символьная строка; N - числовое значение (целое или дробное).

Формат символьной строки указывается в виде T(n-k) или T(=k), где: n - минимальное количество знаков, k - максимальное количество знаков, символ "-" - разделитель, символ "=" означает фиксированное количество знаков в строке. В случае, если минимальное количество знаков равно 0, формат имеет вид T(0-k). В случае, если максимальное количество знаков не ограничено, формат имеет вид T(n-).

Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где: m - максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k - максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

Для простых элементов, являющихся базовыми в XML, например, элемент с типом "date", поле "Формат элемента" не заполняется. Для таких элементов в поле "Дополнительная информация" указывается тип базового элемента;

признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле обмена обязательно; "Н" - наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и тому подобному), то признак обязательности элемента дополняется символом "К". Например, "ОК". В случае, если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом "М". Например, "НМ" или "ОКМ".

дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.

Рисунок 1. Диаграмма структуры файла обмена


  • Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение
  • Структура заявления
  • Алгоритм заполнения заявления
  • Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?
  • Как распределяются экземпляры заявления?
  • Итоги

Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) — это один из главных документов:

  • оформляемых импортерами товаров из стран ЕАЭС;
  • удостоверяющих факт ввоза товаров в РФ с территории государства — участника ЕАЭС и уплаты косвенных налогов;
  • предоставляемых налоговикам одновременно с декларацией о косвенных налогах и иными сопутствующими документами;

Сколько государств в настоящее время входят в ЕАЭС, узнайте из материала.

Основное назначение заявления — подтверждение факта уплаты косвенных налогов и обмен этими сведениями с налоговиками той страны, с территории которой ввезен товар.

В какой бюджет зачисляются косвенные налоги, рассказываем здесь.

Структура заявления

В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:

  • в раздел 1 сведения заносит покупатель или посредник (если по законодательству государства, на территорию которого ввозится товар, эти лица уплачивают косвенные налоги);
  • раздел 2 предназначен для проставления отметки о регистрации заявления в налоговом органе;
  • раздел 3 заполняется не всегда и не всеми — только в определенных случаях, перечисленных в п. 4 Правил заполнения заявления по косвенным налогам (приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией от 11.12.2009);
  • приложение оформляется в том случае, если число участников поставки более трех.

Проверьте, правильно ли вы заполнили заявление по косвенным налогам с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:

Алгоритм заполнения заявления

При оформлении заявления используйте следующий алгоритм:

Воспользуйтесь подсказками при заполнении отдельных граф раздела 1

  • Раздел 2 не заполняйте (это обязанность налоговиков), но обязательно включите его в состав документа.
  • Раздел 3 заполните только в том случае, если товар реализован покупателю через комиссионера (поверенного или агента) или если реализация товаров не облагается косвенными налогами по законодательству страны-продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория страны-продавца.

С построчным заполнением налоговых и иных отчетов помогут разобраться публикации:

Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?

Чтобы избежать ошибок, связанных с оформлением и представлением заявления:

  • перед его отправкой контролерам проверьте отсутствие расхождений в сведениях, указанных в заявлении и декларации по косвенным налогам (в том числе в сумме подлежащего уплате НДС);
  • сверьте данные бумажного варианта заявления и его электронной формы — они должны быть полностью идентичны;
  • уплатите в полном объеме и своевременно сумму НДС, иначе факт уплаты не будет подтвержден налоговиками;
  • проконтролируйте правильность расчета налоговой базы, использованной для исчисления косвенных налогов, чтобы избежать недоплаты.

Ошибки в заявлении могут повлечь отказ от контролеров регистрации заявления и, как следствие, негативные налоговые последствия для продавца и покупателя (невозможность принятия к вычету импортного НДС и подтверждения нулевой ставки налога).

На нашем сайте вы найдете полезную информацию о видах ошибок и методах их исправления:

Как распределяются экземпляры заявления?

От импортера потребуется (п. 1 Правил заполнения заявления — приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией между налоговыми органами стран — участниц ЕАЭС от 11.12.2009):

  • 4 бумажных экземпляра заявления + заявление в электронном виде; или
  • подписанное ЭЦП электронное заявление.

Для чего применяется ЭЦП, полученная в Федеральном казначействе, узнайте из публикации.

Распределение бумажных вариантов заявления:

  • 1 — забирают налоговики;
  • 1 — импортер оставляет у себя;
  • 2 — импортер отправляет своему контрагенту (для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС).

О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:

Итоги

Если вы ввезли товары из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении, оформите заявление о косвенных налогах. Оно удостоверяет факт ввоза товаров из ЕАЭС и уплаты косвенных налогов.

В документе 3 раздела и приложение. Раздел 2 предназначен для проставления отметок налоговым органом, а в остальных импортер отражает сведения о покупателе, поставщике, товарах и т. д.

Заявление представляется налоговикам вместе с декларацией и иными документами.

При осуществлении экспорта в страны ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, нужно подтверждать 0% ставки НДС и предоставить вместе с пакетом документов по сделке заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В будущем в ЕАЭС планируется создание единой базы по налоговым и таможенным органам и за счет этого упрощение процедур, но пока экспортёрам приходится запрашивать необходимые документы у контрагентов.

Риски неполучения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:

При импорте товара из России иностранный покупатель из ЕАЭС должен сдать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговые органы, получить отметку о принятии налоговой и передать экземпляр российскому поставщику.

Не всегда удается её получить в том же квартале: ведение бухгалтерского учёта в этих странах ещё сложнее и дороже, чем в России и в практике встречаются случаи, когда бухгалтер «забыл» вовремя оплатить импортный НДС или сдать заявление в налоговые органы, либо есть ошибки в реквизитах или заявлении. Нужно обратить пристальное внимание иностранного заказчика на необходимость в срок оплатить и подать заявление, иначе нулевую ставку не удастся применить по этой сделке в текущем квартале.

Бывает, заказчик не предоставляет какие-либо документы преднамеренно. На практике могут быть разные обстоятельства: фирма обанкротилась или ликвидировалась, либо по своим каким-то убеждениям.

В каждой стране есть базы налогоплательщиков: перечень компаний, их руководителей, учредителей и аффилированных лиц. В России налоговая инспекция требует проверять контрагента на благонадежность.

Уведомление такого вида нужно получить, чтобы убедиться, что НДС уплачен контрагентом

Проверка контрагента в Казахстане

Что касается Казахстана, сложность в том, что доступ к этим данным возможно только через собственный БИН (аналог российского ИНН), то есть ваша компания должна быть зарегистрирована в Казахстане либо придётся запрашивать услугу по предоставлению данных у юридических фирм или адвокатов, что тоже будет являться дополнительными расходами.

Итак, где следует проверить казахстанского контрагента:

  • Сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности
  • Списки плательщиков НДС
  • Реестр должников по исполнительным производствам
  • Списки лжепредприятий, признанных решением суда
  • Списки несостоятельных должников
  • Справка о признании юридического лица бездействующим или о причастности его участников к бездействующим юридическим лицам
  • Список налогоплательщиков, находящихся на стадии ликвидации
  • Поиск по судебным делам в отношении физических лиц
  • Справка об участии физического лица в юридических лицах, филиалах и представительствах

Если есть какие-либо сомнения, то юристы советуют в таких случаях не только прописывать в договоре штраф на сумму НДС при непредоставлении документов в течение 45 дней после совершения отгрузки, но и брать расписку с руководителя организации об обязательстве предоставления требуемых документов на сумму НДС. Также обязательно нужно указать в контракте место Арбитражного суда – лучше по своему месту нахождения, иначе будут большие дополнительные расходы.

В случае возникновения спорной ситуации нужно обращаться в суд. После получения исполнительного листа можно через министерство юстиции ждать взыскания с должника, либо самостоятельно передать его адвокату, у которого есть проверенные судебные исполнители для более вероятного получения причитающейся суммы.

Возможен вариант обращения непосредственно в налоговую службу Казахстана с уведомлением о неуплате налога контрагентом. Такой способ малоэффективен, потому что потребуется подтверждать факт неуплаты актом сверки с налоговой или декларацией, иначе налоговая не отреагирует.

Также некоторые страховые компании предлагают услугу страхования обязательств по договору и ещё банковская гарантия. Эти способы в некоторых случаях могут дать дополнительные гарантии успешного прохождения сделки и последующего возврата НДС.

Для того чтобы снизить вероятные риски при продажах в Казахстан и другие страны, следует осуществить комплексный подход и предусмотрительность на всех этапах сделки.

Компания ООО «ИФК «Титан74» предлагает российским поставщикам делегировать тяготы внешнеэкономической деятельности.

Читайте также: