Гармонизированный налог с продаж действует в

Опубликовано: 30.04.2024

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Что такое Гармонизированный налог с продаж – HST?

Гармонизированный налог с продаж (HST) представляет собой комбинацию федерального канадского налога на товары и услуги (GST) и провинциальных налогов с продаж (PST).

Объяснение согласованного налога с продаж

HST – это потребительский налог, уплачиваемый потребителем и предприятиями в точках продаж (POS) . Поставщик собирает налоговые поступления, добавляя ставку HST к стоимости товаров и услуг, а затем переводит собранный налог в Налоговое управление Канады (CRA), налоговое подразделение федерального правительства. Позже CRA передает провинциальную часть HST соответствующему правительству провинции.

Сторонники HST утверждают, что он повышает конкурентоспособность канадских предприятий за счет снижения стоимости товаров и упрощения административных расходов, связанных с налогами, при одновременном снижении затрат для потребителей.

Ключевые моменты

  • Гармонизированный налог с продаж представляет собой комбинацию федеральных и провинциальных налогов на товары и услуги в пяти провинциях Канады.
  • Налоговая ставка составляет 15% во всех участвующих провинциях, кроме Онтарио, где она составляет 13%.
  • Критики утверждают, что HST перекладывает бремя налогообложения на потребителей, но сторонники налога говорят, что в конечном итоге он приносит пользу потребителям за счет снижения затрат.

Канадские провинции, применяющие HST

В пяти из 10 провинций Канады применяется унифицированный налог с продаж. Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор применили HST в 1997 году. В 2010 году к программе присоединились Онтарио и Британская Колумбия (Британская Колумбия), но три года спустя Британская Колумбия вышла из программы и восстановила свою провинциальную систему налога с продаж после примерно 55% жители провинции проголосовали за прекращение HST. В 2013 году Остров Принца Эдуарда заменил провинциальный налог с продаж на HST.

Ставка налога составляет 15% во всех участвующих провинциях, кроме Онтарио, где она составляет 13%.

Провинции без HST

Британская Колумбия, Саскачеван, Квебек и Манитоба применяют провинциальную систему в дополнение к отдельному федеральному налогу с продаж. В некоторых провинциях применяется только федеральный налог с продаж товаров и услуг. В провинциях Альберта, Северо-Западные территории, Нунавут и Юкон нет провинциальных налогов с продаж.

Собирать и переводить HST несут ответственность владельцы канадского бизнеса. Чтобы начать повышение налога с продаж, бизнес-оператор должен зарегистрировать учетную запись GST / HST через CRA при условии, что общий доход компании составляет 30 000 долларов США или более в год . Владельцы бизнеса с фирмами, зарабатывающими менее 30 000 долларов США, по-прежнему могут добровольно зарегистрироваться, поскольку они могут захотеть потребовать налоговые льготы на товары и услуги, которые они приобретают в ходе ведения бизнеса.

Исключенные товары и услуги

Хотя многие товары и услуги подлежат HST, некоторые из них по нулевой ставке или освобождения от налогов. Товар или услуга с нулевой ставкой – это товар или услуга, для которых ставка налога HST составляет 0%. Сюда входят такие продукты, как основные продукты питания, книги и многие сельскохозяйственные и рыболовные товары.

Клиенты за пределами Канады, покупающие товары из Канады, не должны платить HST при условии, что приобретенные товары или услуги будут использоваться исключительно за пределами страны. Однако нерезиденты в Канаде, например туристы, обязаны платить HST, но в некоторых случаях могут иметь право на скидку HST .

Влияние на налогоплательщиков

До сих пор ведутся постоянные дебаты о том, как HST влияет на потребителей и налогоплательщиков. Критики утверждают, что HST перекладывает налоговое бремя с бизнеса на потребителей. Сторонники HST утверждают, что это фактически снижает налоги. Они говорят, что система HST снижает затраты на ведение бизнеса, что эффективно снижает цены на потребительские товары и услуги.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Гармонизированный налог с продаж ( HST ) является налогом на потребление в Канаде . Он используется в тех провинциях , где как федеральные товаров и услуг налог (GST) и Областной провинциальный налог с продаж (PST), были объединены в единой на добавленной стоимость налога с продаж.

Содержание

  • 1 Юрисдикция
  • 2 Индивидуальный кредит HST
  • 3 1997 реализация
  • 4 2010 реализация
  • 5 Прием в Британской Колумбии и Онтарио
  • 6 Отказ в Британской Колумбии
  • 7 2013 реализация
  • 8 Затронутые предметы
  • 9 Исключения
  • 10 См. Также
  • 11 ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Юрисдикция

HST действует в пяти из десяти канадских провинций : Нью-Брансуик , Ньюфаундленд и Лабрадор , Новая Шотландия , Онтарио и Остров Принца Эдуарда . HST собирается Канадским налоговым агентством (CRA), которое переводит соответствующие суммы участвующим провинциям. HST может отличаться в этих пяти провинциях, поскольку каждая провинция устанавливает свои собственные ставки PST в пределах HST. В провинциях и территориях, которые не приняли HST, CRA взимает только 5% налог на товары и услуги . Текущие ставки следующие:

Провинция Ставка HST (%)
Нью-Брансуик 15
Ньюфаундленд и Лабрадор 15
Новая Шотландия 15
Онтарио 13
Остров Принца Эдуарда 15

Введение HST изменило PST для этих провинций с каскадной налоговой системы , от которой отказались большинство экономик по всему миру, на налог на добавленную стоимость, такой как GST.

Индивидуальный кредит HST

Чтобы помочь сохранить нейтральность общих налогов с физических лиц, правительство Канады (для GST) и участвующие правительства провинций сопровождали переход от каскадного налога к налогу на добавленную стоимость сокращением подоходного налога и ввели прямые трансфертные платежи. (возвращаемые налоговые льготы) малообеспеченным слоям населения. Федеральное правительство предоставляет возвращаемый «кредит GST» в размере до 248 долларов на взрослого и 130 долларов на ребенка людям с низким доходом на 2009-10 годы. Провинции предлагают аналогичные корректировки, такие как Ньюфаундленд и Лабрадор, предоставляющие возвращаемый налоговый кредит в размере до 40 долларов на взрослого и 60 долларов на каждого ребенка.

1997 реализация

В 1996 году три из четырех атлантических провинций - Нью-Брансуик , Ньюфаундленд и Лабрадор и Новая Шотландия - заключили соглашение с правительством Канады о введении так называемого «смешанного налога с продаж» (переименованного в «унифицированный налог с продаж»). ) который объединит 7% федерального налога на товары и услуги с провинциальными налогами с продаж этих провинций; в рамках этого проекта доля PST в новом HST в этих провинциях снизилась с 10% до 8%. Результатом стал 15% комбинированный налог, когда был добавлен федеральный налог на товары и услуги. Новый налог для этих провинций вступил в силу 1 апреля 1997 года.

HST собирается налоговым агентством Канады , которое затем переводит соответствующие суммы участвующим провинциям. Последующие исследования были неоднозначными в отношении успеха этой реализации для экономики этих провинций и их потребителей.

Снижение налога на товары и услуги в 2006 и 2008 годах

1 июля 2006 года правительство Канады снизило налог на товары и услуги по всей стране до 6%, в результате чего совокупный налог на товары и услуги для Новой Шотландии, Нью-Брансуика, Ньюфаундленда и Лабрадора составил 14%. 1 января 2008 г. налог на товары и услуги был снова снижен по всей стране до текущего уровня 5%, в результате чего совокупный налог на товары и услуги в Новой Шотландии, Нью-Брансуике, Ньюфаундленде и Лабрадоре составил 13%.

2010 HST увеличение в Новой Шотландии

6 апреля 2010 года правительство Новой Шотландии увеличило провинциальную часть HST до 10%, восстановив общую ставку в этой провинции до 15% с 1 июля 2010 года в рамках мер по борьбе с дефицитом. 2 апреля 2012 года премьер-министр сообщил, что правительство провинции планировало снизить HST до 13% к 2015 году, но с тех пор это было отменено новым правительством.

Реализация 2010 г.

Правительство Канады в федеральном бюджете на 2008 год назвало гармонизацию налога с продаж «единственным наиболее важным шагом, который провинции с налогами на розничные продажи могут предпринять для повышения конкурентоспособности канадских предприятий», а федеральные финансовые чиновники начали оказывать давление / побуждать провинции, не входящие в HST, отказаться от своих систем PST. .

Следовательно, в 2008 и 2009 годах провинции Онтарио и Британская Колумбия вступили в переговоры с правительством Канады о принятии HST.

26 марта 2009 г. в своем годовом бюджете провинция Онтарио объявила о своем намерении объединить PST и GST, чтобы вступить в силу 1 июля 2010 г.

1 июля 2010 года HST был введен в действие в провинциях Онтарио и Британская Колумбия, несмотря на опросы общественного мнения, показавшие, что 82% жителей Британской Колумбии и 74% жителей Онтарио выступали против него до его внедрения. Внедрение HST в Британской Колумбии и Онтарио заменило отдельные GST и PST, взимаемые с товаров и услуг в этих провинциях. Данные многочисленных исследований показали, что гармонизация налогов увеличивает инвестиции в бизнес, а налоги типа PST замедляют экономический рост провинции. Британская Колумбия объединила 5% GST с 7% PST и внедрила HST по ставке 12% и взяла на себя обязательство снизить HST еще на два пункта, до 10%, к 2014 году. Ставка HST в Онтарио составляет 13%, что аналогично New Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор.

Онтарио обязалась предоставить возвращаемый налоговый кредит в размере до 260 долларов США на взрослого или ребенка в 2010-11 годах людям с низким доходом, а Британская Колумбия обязалась предоставить возвращаемый налоговый кредит в размере до 230 долларов США на взрослого или ребенка в 2010-11 годах. Федеральные и провинциальные налоговые льготы выплачиваются ежеквартально в течение года. Британская Колумбия также предоставила единовременный переходный платеж в размере 175 долларов пожилым людям с низким и умеренным доходом, а также по 175 долларов на каждого ребенка до 18 лет каждой семье с детьми. Кредит для низкого дохода Британской Колумбии рассылался 1,1 миллионам жителей Британской Колумбии каждые три месяца и составлял до 230 долларов в год на человека.

4 мая 2011 года независимая комиссия по заказу правительства Британской Колумбии опубликовала отчет о влиянии HST на эту провинцию. В отчете сделан вывод: «Если вы не входите в число 15 процентов семей с доходом менее 10 000 долларов в год, вы платите больше налога с продаж по HST, чем по PST / GST: в среднем около 350 долларов на семью». В отчете также прогнозировалось, что к 2020 году ожидается, что HST приведет к экономике Британской Колумбии, которая «будет на 2,5 миллиарда долларов больше, чем в рамках PST. Это около 480 долларов на человека или 830 долларов на семью». Жители Британской Колумбии проголосовали на референдуме в августе 2011 года за отмену HST, в результате чего 1 апреля 2013 года провинция вернулась к прежней модели PST / GST со ставками 7% и 5% соответственно.

Прием в Британской Колумбии и Онтарио

Исследование, проведенное Институтом CD Howe перед объявлением об освобождении от налогообложения покупок с низкой стоимостью, показало, что BC и HST Онтарио, вероятно, имеют нейтральный доход. В отдельном отчете рабочей группы Роджера Мартина по экономике говорится, что HST снизит налоги в целом, поскольку «увеличение доходов от согласованного налога с продаж сочетается с сокращением корпоративных и личных налогов и налоговых льгот. В результате возникает потеря доходов». Газета Globe and Mail, сообщающая об исследовании, показала, что «правительство Онтарио фактически потеряет доход». В отчете исследователя Дэвида Мюррелла для Канадского центра политических исследований ожидалось, что чистое воздействие налога будет « умеренно прогрессивным » для беднейших домохозяйств и семей с доходом выше среднего при увеличении налогов на 320 долларов в Британской Колумбии и на 290 долларов. в Онтарио.

В ноябре 2009 года опрос Ipsos Reid показал, что подавляющее большинство жителей Британской Колумбии (82%) и жителей Онтарио (74%) выступают против планов правительств своих провинций по согласованию налога с продаж. Только 39% населения считали, что HST будет полезен для предприятий, тогда как Целевая группа по конкурентоспособности, производительности и экономическому прогрессу пришла к выводу, что согласованный налог с продаж снизит административные расходы для малых предприятий и приведет к снижению налогов, поскольку они восстановят продажи. налоги, которые они заплатили бы за приобретенные товары и услуги. Кроме того, только 10% населения согласились с тем, что этот шаг создаст больше рабочих мест. Исследование Джека Минца из Школы государственной политики Университета Калгари показало, что HST и снижение ставки корпоративного налога создадут почти 600 000 новых рабочих мест за десять лет.

Отказ в Британской Колумбии

Введение HST в Британской Колумбии было крайне непопулярным из-за того, что оно воспринималось как «повышение налогов» и того факта, что премьер-министр Гордон Кэмпбелл отрицал какие-либо планы по внедрению HST до выборов 2009 года, но все равно ввел его вскоре после победы в выборах 2009 года. правительство большинства.

Бывший премьер-министр Британской Колумбии Билл Вандер Залм подал петицию против HST в ответ на возмущение общественности. 11 августа 2010 г. организация Elections BC сообщила ему, что в ходе кампании к 5 июля 2010 г. удалось собрать подписи более 10% зарегистрированных избирателей на каждой из 85 поездок провинции. Для успеха петиции может потребоваться правительство провинции. провести референдум по налогу. Ожидалось, что компания Elections BC сделает официальное объявление, но они отказались сделать это и решили не продвигаться вперед до тех пор, пока суды не вынесут решение по делу, возбужденному местными бизнес-группами, оспаривающим петицию. В понедельник, 5 июля 2010 года, Билл Вандер Залм, Чис Делейни и Билл Тилеман объявили, что они начали свой собственный судебный процесс, конституционный вызов против HST, поскольку он никогда не был принят законодательным собранием провинции Британская Колумбия. 20 августа 2010 года, главный судья Роберт Bauman управлял петиция против спорного налога гармонизированных продаж Британской Колумбии была действительной. Это решение отправило вопрос обратно в законодательный орган провинции. Бауман сказал, что выборы BC были правильными, когда 11 августа одобрили петицию.

В ноябре 2010 года Гордон Кэмпбелл подал в отставку с поста премьер-министра, отметив, что его собственная непопулярность фактически помешала правительству продвигать свою повестку дня и сделала невозможным реальное обсуждение HST. Его заменила Кристи Кларк.

26 августа 2011 г. результаты референдума были обнародованы организацией "Выборы BC", в которой 55% из 1,6 миллиона избирателей высказались за отмену HST. Сохранение HST было наиболее популярным среди состоятельных и высокообразованных людей, занимающихся верховой ездой, а также среди тех, у кого значительная часть семейного бизнеса. Либералы Британской Колумбии раскрыли план восстановления системы GST / PST в течение 18 месяцев с целевой датой 31 марта 2013 года. В результате Британская Колумбия должна будет выплатить 1,6 миллиарда долларов федеральному правительству, чтобы отказаться от нее. программы HST.

1 апреля 2013 года Британская Колумбия отказалась от HST и вернулась к системе GST / PST.

Реализация в 2013 году

В провинциальном бюджете, опубликованном 18 апреля 2012 года, правительство острова Принца Эдуарда объявило о планах ввести 14% HST, которое должно быть введено 1 апреля 2013 года. Это снизит компонент налога с продаж провинции Остров Принца Эдуарда с 10% до 9%. Правительство острова Принца Эдуарда было уникальным среди канадских провинций тем, что оно «облагало налогом GST». С момента введения федерального налога на товары и услуги в 1990 году 10% PST взимались PEI с промежуточной суммы товаров, включенных в федеральный налог на товары и услуги; Плата за услуги не взимается. В результате комбинированный налог в размере 17,7% на товары, приобретенные до 7% GST, был снижен до 6%, а затем до 5% в 2006 и 2008 годах соответственно. По состоянию на 2012 год потребители в PEI платили комбинированную ставку налога 15,5% (к промежуточной сумме применялись 5% GST и 10% PST). Правительство провинции обязалось исключить некоторые товары, в то время как критики отметили, что электричество увидит увеличение с 5% GST до 14% HST; до HST налог на электроэнергию не облагался.

HST был введен на острове Принца Эдуарда 1 апреля 2013 года, который снизил налог на товары с 15,5% до 14% и повысил налог на услуги с 5% (GST) до 14%.

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.

Читайте также: