Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение

Опубликовано: 18.09.2024


  • Понятие налогового бремени
  • Налоговое бремя и налоговая нагрузка
  • Избыточное налоговое бремя и его последствия
  • Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах
  • Итоги

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2020 - 2021 годах читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги»

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

8.4. Сущность, виды и функции налогов

Налоги: их сущность

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяет воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Функции налогов

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:

  1. фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;
  2. регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;
  3. социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Элементы налога

Все налоги содержат следующие элементы:

объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога - налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);

ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);

налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый минимум );

налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Виды налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость ; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Налоги - это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность , включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Принципы построения налоговой системы

Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" в форме четырех положений, ставших классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
  2. налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
  3. каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
  4. каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита благодаря их простоте и ясности не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих. Они стали аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС , где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Налоги — это важная экономическая категория, они являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. Нало­ги исторически связаны с появлением государства и выполнени­ем целого ряда общегосударственных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов госу­дарства на исполнение минимума его функций: управление, обо­рону, суд, охрану порядка и т.п. Однако налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе пере­распределения совокупного дохода общества с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических пози­ций можно считать следующее определение.

Налоги — это императивные денежные отношения, в процес­се которых образуется бюджетный фонд, без предоставле­ния субъекту налога какого-либо эквивалента.

В развитие этого определения следует привести понятие на­лога, данное в части первой НК РФ. Под налогом в Кодексе по имается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного веде­ния или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и муниципаль­ных образований.

Первый сущностный признак налога — императивность. Им­перативность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязан­ностей по уплате налога. Второй признак — смена формы собст­венности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью, т.е. уплаченная сумма на­лога не возвращается субъекту налога. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются, т.е. это не целевые отношения, что отличает их от сборов. Под сбором понимается обязатель­ный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления и другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий и вы­дачи разрешений (лицензий).

Для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с классическими принципами налогообложения, выработанными А. Смитом: «Подданные госу­дарства должны по возможности соответственно своей способно­сти и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соот­ветственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства . Соблюдение этого положения или пре­небрежение им приводит к так называемому равенству или не­равенству обложения. Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица . Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо­бом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего опла­тить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Указанные принципы приобрели особую актуальность в на­стоящее время. Их нарушение приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьезному расслоению общества.

Основные элементы налогообложения:

Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юри­дическое лицо, выполняющее возложенные на него обяза­тельства по уплате налога в бюджетный фонд. Объект обложения — доход, земельная рента, добавленная стоимость, имущество и т.п., облагаемые налогом. Источник налога — доход налогоплательщика, из которого вносится оклад налога.

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах пред­ставляет налогооблагаемую базу.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Став­ка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. Оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный пери­од времени.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Главной функ­цией налогов является фискальная, обеспечивающая формирова­ние доходной базы бюджетного фонда государства. Так, в 2008 и 2009 гг. доходная часть федерального бюджета РФ более чем на 94% была сформирована за счет налоговых платежей (с уче­том ввозных и вывозных таможенных пошлин). Такой уровень налоговых поступлений характерен практически для всех инду­стриальных государств, формируя от 80 до 95% доходов их бюджетов. Это свидетельство большой фискальной значимости на­логов.

Уровень налогового бремени в международной статистике определяется показателем удельного веса налоговых поступле­ний в ВВП. В середине 1990-х гг. доля налоговых доходов в ВВП (с учетом социальных отчислений) составила в странах ЕС — 40,8%; в США — 29,8%; в Швеции — 55,3%. В России в эти же годы на начальном этапе становления налоговой системы доля налого­вых доходов в ВВП составляла 40%. В дальнейшем происходило ее снижение: в 2004 г. этот показатель составил около 35,%; в 2005 и 2006 гг. — 36,9%. В основных направлениях налоговой полити­ки на плановый период 2010—2011 годы предусмотрено снижение налогового бремени до 30% ВВП.

На определенном этапе развития, когда государство стало ак­тивно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, проявляется регулирующая функция налогов. Эта функция реа­лизуется через проведение целенаправленной налоговой полити­ки, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, решение социальных задач путем применения льготных режимов налогообложения, пре­доставление налоговых льгот, снижение ставок налогов. Налоги являются важным инструментом, способствующим антициклич­ности в экономике и регулятором инвестиций. С помощью нало­гового регулирования государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспек­тивных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.




Налоги группируются по различным признакам. Их классифи­кация имеет практическое применение, так как дает возможность для проведения необходимых аналитических расчетов, составле­ния отчетности и т.д. Наиболее распространенной классификаци­ей налогов является их разделение на прямые и косвенные. В осно­ве такого разделения лежит признак перелагаемости налогов, т.е. теоретическая возможность переложения налога с номинального плательщика на конечного потребителя. Это характерно для кос­венных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость. Прямые налоги непосредственно падают на плательщи­ка (производителя) и не могут быть переложены путем увеличения продажной цены товаров. Прямыми являются: налог на прибыль, налог на доход физического лица, налог на имущество и др.

Соотношение между прямыми и косвенными налогами зави­сит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной эконо­мики, в период экономических кризисов происходит рост косвен­ных налогов. То есть чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых по­ступлений занимают прямые налоги.

В налоговых доходах федерального бюджета РФ косвенные на­логи весьма значимы. Так, в доходах федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость (основного косвенного нало­га) характеризуется следующими показателями: 2007 г. — 29,7%;

2008 г. — 34%; 2009 г. — 40,5%.

Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уп­латы, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими лицами и физи­ческими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на прибыль (до­ход), налог на землю и др. По принадлежности к уровням управ­ления и власти налоги делятся на федеральные, субъектов РФ и местные.

Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с принятием НК РФ). В этом Законе были реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

• единый подход в вопросах налогообложения, включая пре­доставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

• четкое разграничение прав по установлению и взиманию на­логовых платежей между различными уровнями власти;

• приоритет норм, установленных налоговым законодательст­вом, над иными законодательно-нормативными актами, не отно­сящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

• однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законодательно период налогообло­жения;

• определение конкретного перечня прав и обязанностей нало­гоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с дру­гой.

Однако налоговая система оказалась весьма несовершенной. Этому способствовал ряд причин: многочисленность норматив­ных документов, регулирующих налоговые отношения, и как следствие, большое количество налогов, затрудняющее расчеты плательщиков налогов с бюджетом; нестабильность налогового законодательства; высокая налоговая нагрузка. В связи с этим воз­никла необходимость реформ. Новым этапом развития налоговой системы России стало принятие НК РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г. Он был призван решать следующие важнейшие задачи:

построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рам­ках единого налогового правового пространства;

• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспе­чить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источ­никами;

• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов, спо­собствующей развитию предпринимательства, активизации инве­стиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;

• снижение общего налогового бремени, уменьшение числа на­логов;

• формирование единой налоговой правовой базы;

• совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

В основу НК РФ был заложен принцип справедливости, оз­начающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установ­ленные налоги и сборы, базирующиеся на признании всеобщно­сти и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из соци­альных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собст­венности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Особо важными для налогоплательщиков являются следую­щие положения НК РФ: обязанность по уплате налога считает­ся исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрещается придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение на­логоплательщиков; опубликовать акты законодательства о нало­гах и сборах требуется не менее, чем за один месяц до вступления их в силу.

Налоговая политика государства — это косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области нало­гов, направленных на реализацию определенных задач, стоя­щих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.

Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении го­сударства финансовыми ресурсами, создании условий для регу­лирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возни­кающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходах населения.

Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыноч­ных преобразований в России невозможно без создания эффек­тивной системы налогообложения, что характеризует качество налоговой политики. На практике налоговая политика осущест­вляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм (налоговое законо­дательство), методов и инструментов управления налогообложе­нием. Для достижения целей, стоящих пред налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования на­логового механизма государство использует различные инстру­менты, и в частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, ставки, льготы, сроки уплаты, санк­ции. Для продуманной налоговой политики самым важным явля­ется определение оптимального размера налогового бремени.

Глобальный экономический кризис во всех странах мира привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В России проблема усугубляется высокой зависимо­стью экономики от экспорта природных ресурсов и недостаточ­ной конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики. Поэтому особенно важно разумное использование инструментов налогового регулирования в условиях кризисной экономики. На­логовую систему нельзя считать окончательной и неизменной. Она трансформируется и совершенствуется вместе с развитием экономики, отражает приоритеты социально-экономической по­литики государства.

В перспективе приоритеты Правительства РФ в области на­логовой политики заключаются в создании эффективной, сба­лансированной налоговой и бюджетной систем, отказе от необос­нованных мер в области увеличения налогового бремени. Целью налоговой политики на данный период времени является:

• отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;

• унификация налоговых ставок;

• пересмотр налоговых льгот;

• интеграция российской налоговой системы в международ­ные налоговые отношения.

Будет продолжено совершенствование налоговой системы по линии администрирования (подходы к проведению налоговых проверок, повышение уровня информационного обеспечения, в том числе и между налоговыми, таможенными и правоохрани­тельными органами). Основные направления развития налоговой политики:

• контроль за трансфертным ценообразованием в целях нало­гообложения;

• регулирование налогообложения контролируемых иностран­ных компаний;

• решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;

• совершенствование механизма НДС;

• индексация акцизных ставок;

• совершенствование налогообложения юридических и физи­ческих лиц при свершении сделок с ценными бумагами;

• совершенствование налогов на имущество и на добычу по­лезных ископаемых;

• международное сотрудничество, интеграция в международ­ные организации, реализация концессионных соглашений, инфор­мационный обмен.

Основы налоговой политики закладываются на каждый фи­нансовый год утверждением бюджета страны. Реализация налого­вой политики оформляется принятием соответствующих норма­тивных актов: федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.

| следующая лекция ==>
Тема 4. Финансовая политика | Тема 6. Бюджет как центральное звено финансовой системы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2015-07-21 views image
1108

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государе та в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общего государственных функций. Минимальный размер налогового бреме­ни определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.

Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считан, следующее определение. «Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента» 1 . В развитие этого определения можно привести понятие налога, данное в пер­вой части Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного управления денежных средств с целью финансового обес­печения деятельности государства и муниципальных образований.

—Первый сущностный признак налога — императивность. Импе­ративность предполагает отношения власти и подчинения. Второй признак — смена собственника. Любая налоговая система, представ­ленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью.

Все эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее вре­мя. Нарушение их приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

В каждой налоговой системе помимо налогом существуют также сборы. Если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Тео­ретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

• плательщик— физическое или юридическое лицо, выполняю­щее возложенные на него обязательства по уплате налога;

• объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;

• единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляет налогооблагаемую базу;

• налогооблагаемый оклад — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;

• ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах;

• налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: это и понижение ста­вок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождение от налога отдельных кате­горий плательщиков, налоговые каникулы;

• налоговая санкция — увеличение налогового бремени при уста­новлении факта нарушения налогового законодательства.

Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Она обеспечивает формирование доходов бюджета. В результате практи­ческого использования налоги исполняют очень важную роль в пе­рераспределении ВВП между участниками производства и государ­ством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие и с л и.

Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с форми­рованием доходной части государственного бюджета, обеспечиваю­щая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных усло­виях налоги стали основным источником доходов Государственного бюджета Российской Федерации.




Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Это достигается путем стимулирования или сдержива­ния темпов их роста, усиления или ослабления накопления капита­ла, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населе­ния. Таким образом проявляется регулирующая роль налогов. Эко­номический механизм системы налогообложения достигает постав­ленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большого дохода через использование таких элементов налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты. Это, в свою очередь, позволит решить ряд задач:

• насыщения товарами и услугами потребительского рынка;

• ускорения научно-технического прогресса;

• обеспечения насущных социальных потребностей населения.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредо­вано. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, посколь­ку осуществляется через участие государства в распределении и пере­распределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового peгулирования государство соз­дает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наи­более перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Мировая практика наработала и использует множество форм налогов, различающихся по объектам обложения, источником уплаты, формам взимания и т.д. Это позволяет в боль­шей мере охватывать все многообразие видов доходов налогоплатель­щиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их хозяйственной деятельности и одновременно снижать негативное влияние налогового процесса за счет перераспределения налогов.

Под налогами понимаются обязательные безвозмездные платежи в бюджеты разных уровней, осуществляемые юридическими и физическими лицами.

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания … публичной власти … ” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, основным источником которых являются налоги. В индустриально-развитых странах налоги составляют от 70 до 90% доходов государства.

Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (перераспределительная или социальная функция);

3. Государственное налоговое регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид – прямые налоги:Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, владельца объекта налогообложения:

налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

взносы для нужд социального страхования(налог на фонд заработной платы и рабочую силу);

поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Второй вид – – косвенные налоги на товары и услуги. Они частично или полностью включаются в цену товара или услуги:

налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

налог на наследство;

налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налоговкак регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить политику по развитию наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговое бремя – это доля налогов в общей сумме доходов за определенный период. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Избыточное налоговое бремя— потеря обществом части общей выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих кповышению цен и снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального.

Переложение налогового бремени.

Переложение налогового бремени налогоплательщика на другие лица. Чаще всего это происходитв скрытой, неявной форме.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Переложение налогов существует как в сфере производства, так и в сфере обращения. В сфере производства может проявляться в понижении заработной платы или интенсификации труда работающих при повышении налоговых платежей по уже действующим налогам либо появлении новых.

Проще переложение косвенных налогов, которое происходит в сфере обращения. Здесь переложение налогов осуществляется путем включения налогов в цены реализуемых товаров (работ, услуг). Например, плательщиками налога на добавленную стоимость согласно налоговому законодательству РФ являются:

предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производств, и иную коммерческую деятельность;

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (услуги).

Однако фактически часть налогового бремени по данному налогу ложится на конечных потребителейтоваров (работ, услуг). Это происходит при уплате акцизов, налогов с оборота (налога на добавленную стоимость) и прочих косвенных налогов.

Налоговое бремя косвенных налоговраспределяется между потребителями и производителями в зависимости от соотношения степени эластичности спроса на товары и услуги,облагаемые этими налогами, и их предложения.Если спрос менее эластичен по цене, чем предложение, большая часть налога перекладывается на потребителя, так как при неэластичном спросе потребители слабо реагируют на повышение цен. И наоборот: при высокоэластичном спросе большая доля налога перекладывается на производителей. Поэтому для минимизации налогового бремени косвенными налогами облагаются чаще всего товары с неэластичным спросом. Часто целью косвенного налогообложения является стимулирование сокращения потребления некоторых товаров (алкогольные напитки, табачные изделия). В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая доля косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Степень переложения налогов во многом определяется фазой социально-экономического развития общества, видом налогов, соотношением спроса и предложения на товар (работы, услуги). Наиболее интенсивно переложение налогов осуществляется в период экономического подъема, когда создаются благоприятные условия для повышения цен. В кризисов, а также в переходные периоды, в результате свертывания производства, понижения уровня жизни населения и снижения его платежеспособности переложение налогов затруднено.

Избыточное налоговое бремя— потеря обществом части общей выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих кповышению цен и снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального.

Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения, разнообразных специальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах или регионах.

В основу системы налогового регулирования положены методы и способы налогового регулирования.

Методыналогового регулирования:

-отсрочканалогового платежа,

- инвестиционный налоговый кредит. Является наиболее перспективным методом налогового регулирования и представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.

- налоговые вычеты. Они могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами.

- выбор и установление налоговых ставок. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет.

- международные договоры об избежание двойного налогообложения.

Способы налогового регулирования на практике:

Налоговые льготы: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и т.д.

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот.

Налоговые санкции:финансовые санкции (штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов) и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то административные – по отношению к должностным лицам этих предприятий.

Государство может оказывать стимулирующее и сдерживающее воздействие на экономику, проводя определённую бюджетно-налоговую политику – систему мер по изменению объема государственных расходов и налогов. Для увеличения совокупного спроса государство может увеличивать свои расходы на закупку товаров и услуг, либо понижать размеры налогов или налоговые ставки на доходы. Воздействие этих мер на динамику экономики различно. Оба вида изменений сопровождаются мультипликационным эффектом, то есть кратным изменение объема национального выпуска по сравнению с первоначальной величиной изменения госзакупок или налогов. Мультипликационный эффект от увеличения госзакупок больше, чем от понижения налогов. Изменение величины госзакупок воздействует на величину совокупного спроса непосредственно. Его величина первоначально изменяется на всю сумму дополнительных расходов государства. Снижение же налогов воздействует на величину совокупного спроса опосредованно через изменение располагаемого дохода домашних хозяйств. А так как домашние хозяйства не весь текущий доход расходуют на текущее потребление, часть его сберегают, то первоначальный прирост совокупного спроса от снижения налогов будет меньше, чем от увеличения госзакупок на одинаковую величину. Мультипликатор государственных закупок больше, чем налоговые мультипликаторы.

Первый имеет вид:

MPC – доля текущих расходов на потребление в располагаемом доходе.

Второй имеет вид:

При увеличении государственных расходов для обеспечения сбалансированности государственного бюджета придется на такую же сумму увеличить сумму собираемых налогов. В этом случае прирост объема национального выпуска равен в точности величине прироста государственных расходов, так как разность между величиной мультипликатора государственных расходов и налоговым мультипликатором равна единице. Эта величина называется мультипликатором сбалансированного бюджета. Эту связь вывел норвежский экономист Хаавельмо, поэтому она получила название теоремы Хаавельмо.

Читайте также: