Политика дешевых денег направлена на прогрессивное налогообложение

Опубликовано: 17.05.2024

Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика – один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег (денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов (Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D).

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

> во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – Rобяз). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10 % (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т. е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:

К1 = 1000–1000 ? 0,1 = 900,

а при норме обязательных резервов, равной 20 % (rr2 = 0,2):

К2 = 1000–1000 ? 0,2 = 800;

> во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен

mult банк = 1 / rr ;

рост нормы обязательных резервов с 10 до 20 % сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1 / 0,1) до 5 (1 / 0,2).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974–1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции (подробнее о функциях ЦБ см. тему 8). Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2–3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис. 9.1, а). Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.


Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:

а) уменьшение денежной массы; б) увеличение денежной массы

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

Таким образом, инъекции в банковские резервы как результат покупки и изъятия из них как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, и поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 9.2, а).

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис. 9.2, б).

Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 9.1, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.


Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику:

а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика

Механизм денежной трансмиссии в период спада графически изображен на рис. 9.3 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ? ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг ? резервы коммерческих банков увеличиваются ? их кредитные возможности расширяются ? банки предоставляют больше кредитов ? предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до М S2 – рис. 9.3, а) ? ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) ? фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ? величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 9.3, б) ? совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) ? объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.


Рис. 9.3. Политика «дешевых денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» ? ЦБ продает государственные ценные бумаги ? резервы коммерческих банков уменьшаются ? кредитные возможности банков снижаются ? предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 9.4, а) ? ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) ? спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает ? величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 9.4, б) ? совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.4, в) ? объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).

И в том и в другом случае экономика стабилизируется.


Рис. 9.4. Политика «дорогих денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Я с целью получение информации об одобрении или неодобрении моих инициатив по введению в России прогрессивного налогообложения задал всем полуфиналистам конкурса «ЛидерыРоссииПолитика» через их личные кабинеты следующий вопрос:

Как вы относитесь к идее внедрить в России прогрессивное налогообложение (ставка налога возрастает по мере роста дохода)?

Всего задал вопрос: 543 чел. (всем участникам конкурса «ЛидерыРоссияПолитика» прошедшим в полуфинал).

Ответили: 268 чел. Или 49,4 процентов.

ЗА-184 чел. Или 68,7 % от всех ответивших;

Против – 49 чел. или 18,3%;

Не смогли однозначно высказаться – 35 чел. Или 13%.

В данном блоге хочу подробно на тех опасениях, которые высказали участники опроса по поводу введения прогрессивной системы налогообложения в РФ.

Попробую развеять данные заблуждения в данном блоге:

1) В случае введения прогрессивных налогов, налогоплательщики уйдут «в тень» и повысится доля теневой экономики (ранее уже была прогрессивная ставка, но именно с целью вывода доходов «из тени» в 2001г. ввели единую ставку 13%).

Во – первых, сразу надо оговориться, что прогрессивное налогообложение – это не только прогрессивные ставки НДФЛ. Считаю необходимым в корне перенастроить налоговую систему РФ и сделать большинство прямых налогов прогрессивными с одновременной отменой (или значительным снижением) части налогов.

Во – вторых, уровень цифровизации экономики и налоговых органов явно не сопоставим с тем, что было в 90 - е годы, поэтому сейчас существуют инструменты, которые могут позволить «обелить экономику» (при наличие политической воли), даже при ведении прогрессивных налогов.

В - третьих, ошибочно считать, что причиной «обеления экономики России» стало введения пропорциональной ставки НДФЛ. Одновременно с введением плоской шкалы налогообложения был осуществлен ряд других фискальных мер, которые в решающей степени способствовали существенному приросту поступлений НДФЛ. В частности, с 2001 г. была прекращена практика освобождения от уплаты НДФЛ ряда категорий личного состава силовых структур, вследствие чего число плательщиков данного налога единовременно увеличилось более чем на 700 тыс. человек. Одновременно, начиная с 2001 г., была введена регрессивная шкала ставок единого социального налога, что, безусловно, способствовало выводу из тени определенной части «конвертной» заработной платы. Кроме того, позитивное влияние на рост налоговой базы по НДФЛ оказало существенное, с 35 до 24% снижение ставки налога на прибыль организаций. Росту заработной платы в экономике и соответственно поступлению подоходного налога в этот период способствовал также экономический рост, вызванный резким повышением мировых цен на энергоресурсы. Как только действие этих особых факторов прекратилось, темпы роста доходов по НДФЛ снизились, и прирост поступлений данного налога стал ниже по сравнению с приростом доходов по отдельным налогам.

В-четвертых, даже несмотря на плоскую шкалу НДФЛ, сейчас в экономике большая доля теневых доходов, следовательно введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц никак не повлияла на сокрытие доходов физических лиц от налогообложения и не смогла разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты. Довод о том, что пропорциональное налогообложение - «панацея» от недобросовестных налогоплательщиков, ошибочен.

В - пятых, разговоры о неприемлемости для нашей страны прекрасно работающей во всем мире прогрессивной шкалы обложения налогов – заблуждение: богатых людей в России немного, и поэтому их легко контролировать (при наличии политической воли).

2) Прогрессивные налоги труднее администрировать и, следовательно, возрастут издержки.

Во - первых, уровень цифровизация экономики и налоговых органов сегодня позволяет администрировать любые сложные налоги. В настоящее время, когда ФНС России активно наращивает свои информационно-вычислительные возможности, запуская все новые технологичные проекты, контроль и обработка совокупного годового дохода и совокупной стоимости активов не потребуют больших затрат и многочисленного персонала.

Во – вторых, необходимо перестроить систему налогового администрирования в стране: большая часть сил налоговых органов должна быть направлена исключительно на крупные активы и доходы (работа по принципу Парето 20/80). Не нужно тратить силы тысяч инспекторов на администрировании «копеечных налогов» с охватом всего населения, а достаточно сосредоточить максимум усилий на ограниченном количестве налогоплательщиков, где «есть деньги и риски занижения налогов». Соответственно, расходы на администрирование могут даже уменьшиться.

В – третьих, для большинства населения, имеющего один источник дохода, необходимость подачи налоговых деклараций, даже в случае введения прогрессивного налогообложения, не возникнет. Для остальных налогоплательщиков их составление не будет представлять больших трудностей. Более того, введение в практику налогообложения налоговых деклараций имеет и позитивные моменты. В первую очередь оно будет способствовать повышению налоговой культуры населения. Так, многие граждане начнут понимать сколько прямых налогов уплачиваются ими государству ежегодно и что у них есть моральное право что-то требовать за это у государства. Это будет дисциплинировать и ускорит формирование в нашей стране гражданского общества. В условиях же удержания налога налоговыми агентами, абсолютное большинство населения не задумывается над этим, часто даже не зная размера уплаченного налога.

3) Российская экономика еще не готова, в случае введения прогрессивного налогообложения поступления в бюджеты всех уровней снизятся.

Ошибочная позиция. Для успешного внедрения прогрессивного налогообложения в России нужен комплексный подход.

Во - первых, надо не только вести прогрессивные ставки, но и в корне перенастроить налоговую, судебную и политическую систему страны. В этом случае, поступления в бюджет должны увеличиться.

Во - вторых, одновременно с ведением прогрессивных налогов необходимо отменить (или значительно снизить) часть налогов на малый и средний бизнес, и на те отрасли экономики, которые нужно развивать;

В-третьих, при нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода, а малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Следовательно, снижение налоговой нагрузки на бедных и средний класс одновременно увеличит потребление товаров (услуг, работ), а следовательно поступления НДС в бюджет и налогов на прибыль (налог на прибыль, УСН).

4) Введение прогрессивного налогообложения снизит конкурентоспособность российской экономики и будет способствовать оттоку капитала и лучших специалистов за рубеж.

Прежде всего, давайте ответим на следующий вопрос: «Хотим ли мы рыночную экономику, как сырьевой придаток мирового рынка с высоким уровнем неравенства в обществе, или мы хотим построить действительно эффективное социальное государство, как закреплено в Конституции?»

Наша экономика, несмотря на пропорциональные налоги, и так сейчас не конкурентоспособна. Основная часть иностранных инвестиций, поступающих в РФ, – это либо спекулятивные инвестиции (от которых только вред экономики), либо инвестиции, сформированные в России, но структурированные через иностранные юрисдикции и направленные назад в РФ уже под видом «иностранных». Востребованные за рубежом специалисты и так уезжают из страны, а «элита» старается иметь «двойное гражданство» и отправляет детей на ПМЖ в западные страны (уточнение: в которых везде присутствует прогрессивное налогообложение с высокими предельными ставками).

Поэтому одновременно с ведением прогрессивного налогообложение, необходимо проведение реформ, направленных на повышение институциональной привлекательности Российской юрисдикции путем развития эффективной судебной и политической системы, а также преобразованию страны в социальное государство (де-факто). Также предлагаю введение налога на операции с иностранной валютой (налог Тобина), дальнейшее совершенствование инструментов и увеличение налоговой нагрузки на «вывоз капитала» из страны. Поскольку большая часть нашей экономики это рентоорентированные предприятия, то уйти из России и вывести производство «за рубеж» просто «невозможно». Более того, с учетом введённых в отношении России санкций, мы точно не рискуем потерять «потенциальные западные» прямые инвестиции.

Нам важно не повторить ошибки либеральных реформаторов 90 - х, которые думали, что массовая приватизация и полная либерализация экономики России будет способствовать росту «инклюзивных политических институтов», развитию экономики и защите права собственности в России по западному типу. Между тем, «легкость» перемещения капитала породило только бегство «нового капитала» в уже сформированные эффективные юрисдикции с хорошей защитой права собственности (например, Великобританию), а не запросу на формирование действительно «эффективной политической и экономической системы в России».

5) Прогрессивная система налогообложения несправедлива: богатые даже при пропорциональной системе в абсолютных цифрах платят больше.

При применении пропорциональной шкалы с большей суммы дохода уплачивается большая сумма налога. На этом основании некоторыми юристами делается вывод, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, поскольку при применении последней сумма уплаченного налога еще более увеличится, что, по мнению сторонников пропорциональности, вряд ли можно назвать справедливым.

Первоочередно хотелось бы обратить внимание на следующее:

1) пропорциональные, а не прогрессивные ставки налогов, нарушают принципы, установленные еще Адамом Смитом — равномерное установление налогов между гражданами соразмерно их доходам. Дело в том, что с ростом доходов уменьшается необходимость затрат, а следовательно, возрастает доля дискреционного дохода, то есть дохода, который не обременен расходами. И не сложно заметить, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя чем более состоятельный, поскольку доля его свободного дохода меньше, а доля налога выплачиваемого за счет этого свободного налога выше. При нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода. А малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление;

2) богатыми люди становятся исключительно в силу того, что они живут в обществе, а не одиночками на необитаемом острове. Богатство – производное общественной экономики. Поэтому каждый должен отдать обществу пропорционально тому, сколько получает от него. Все справедливо: богатые больше получают от капиталистической системы, поэтому должны больше отдавать;

3) справедливой может считаться только такая налоговая система, при которой после уплаты налогов достигается сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков, пропорциональная ставка налогов эту задачу выполнить не в состоянии. Установление прогрессивной шкалы сократило бы разрыв между бедными и богатыми. А сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми, что в свою очередь будет повышать социальную нестабильность в обществе;

4) наиболее обеспеченная часть населения в более значительной степени, чем остальные жители страны, заинтересована в сохранении социальной и политической стабильности в обществе, укреплении органов правопорядка, поддержке государством предпринимательской деятельности. Обеспеченный материально налогоплательщик, как правило, обладает большей собственностью, чем менее обеспеченный. Поэтому он в большей степени нуждается в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности имущества и поэтому должен вносить в пользу государства и большую долю своих доходов, что может быть достигнуто только при введении прогрессивного налогообложения;

5) посредством обложения прогрессивными индивидуальным подоходным и имущественными налогами обеспечивается более справедливое совокупное налогообложение населения. Так, за счет оставшихся после уплаты индивидуального подоходного налога и имущественных налогов средств каждый человек, и богатый, и бедный, для поддержания жизни должен приобретать необходимые потребительские товары и услуги, уплачивая косвенные налоги (НДС, акцизы), которые заложены в цену товара или услуги в виде надбавки к ней, и покупатель, формально не являясь налогоплательщиком, уплачивает их фактически. По данным налогам установлены пропорциональные ставки обложения. Для «богатых» граждан они фактически являются регрессивными, поскольку доля данных налогов в сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода. Благодаря этому происходит достаточно большое сглаживание прогрессий в индивидуальном подоходном налоге и имущественных налогах, поскольку сумма уплачиваемых косвенных налогов практически во всех развитых странах или равна, или превосходит сумму индивидуального подоходного налога и имущественных налогов.

6) Прогрессивное налогообложение уничтожит мотивацию к предпринимательству и стремление зарабатывать больше.

Во всех экономически развитых странах введена прогрессивная шкала: выше доход, больше имеешь богатства — выше налоги. И как мы видим в этих странах число предпринимателей больше, а предпринимательский дух там намного более развит, чем в тех странах, где действует пропорциональные налоговые ставки. Но согласен, что при установлении прогрессивной шкалы ставок в российской налоговой системе весьма важно продумать и экономически обосновать ставки налогов применительно к налоговоым базам. В противном случае все преимущества прогрессивной шкалы налогообложения могут превратиться в ее недостатки.

Предлагаю введения той прогрессивной шкалы налогообложения, чтобы снизились реальные доходы исключительно богатых граждан, направляемых в условиях пропорционального налогообложения не на потребление, а на сбережение и вывоз на счета в зарубежных банках. Таким образом, при условии введения продуманной шкалы налоговых ставок сокращения покупательной способности населения не произойдет, а наоборот увеличится. Следовательно увеличение совокупного спроса подстегнет и к росту «предложения» со стороны бизнеса, и созданию новых рабочих мест, и экономическому росту в стране в целом. Задача нынешнего этапа развития экономики состоит в том, чтобы повысить уровень налогообложения больших доходов и капиталов, исключив повышенное налогообложение заработной платы большей части населения, но установив достаточно высокую ставку налогов относительно других видов доходов, и в первую очередь доходов от капитала и от различного рода рент. Важно чтобы базой обложения был установлен именно совокупный годовой доход (включающий все виды доходов) и совокупная стоимость активов ( стоимость всех активов (за минусом долгов), которые принадлежат каждому конкретному собственнику (физическому либо юридическому лицу)).


Фото: ссылка

Инструменты денежно-кредитной политики должны обеспечивать адекватное денежное предложение для расширенного воспроизводства и опережающего развития экономики на перспективных направлениях становления нового технологического уклада. Простые «кейнсианские» методы стимулирования спроса путем масштабного вливания финансовых средств, как это предлагают Рубини и Мим в отношении методов борьбы с нынешним кризисом, хоть и будут способствовать смягчению спада, но не смогут обеспечить выхода из рецессии. Для этого нужна резкая активизация научно-технической и инновационной политики. В этих условиях денежная эмиссия должна иметь целевой характер и канализироваться государством в приоритетных направлениях роста экономической активности.

Необходимо создать эмиссионный механизм рефинансирования Банком России коммерческих банков под увеличение их кредитных требований к предприятиям реального сектора в меру роста финансовых потребностей развивающейся экономики. Наш собственный и мировой опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития.

Для этого следует увязать условия доступа коммерческих банков к рефинансированию со стороны Центрального банка с обязательствами по целевому использованию получаемых от государства кредитных ресурсов для финансирования производственных предприятий и приоритетных направлений хозяйственной деятельности. Это можно сделать комбинацией косвенных (рефинансирование под залог облигаций и векселей платежеспособных предприятий) и прямых (софинансирование государственных программ, предоставление госгарантий, кредитование специальных инвестиционных контрактов) способов денежного предложения. Посредством ломбардного списка ЦБ и лимитов госгарантий государство сможет избирательно воздействовать на денежные потоки, обеспечивая расширенное воспроизводство системообразующих предприятий, благоприятные условия для роста экономической активности и привлечения инвестиций в приоритетные направления развития. При этом ставка рефинансирования не должна превышать среднюю норму прибыли в обрабатывающей промышленности (в соответствии с международной практикой в условиях структурного кризиса она должна находиться в пределах 1–4%), а сроки предоставления кредитов соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла производства машиностроительной продукции (5–7 лет).

Наряду со снижением ставки рефинансирования нормализация цены денег требует активной политики ограничения доходности рынка госдолга, контролируемого Банком России и крупными банками с государственным участием, применения для государственных целей низкопроцентных целевых кредитов (по ипотеке, для малого бизнеса, по образовательным кредитам), временного административного регулирования ставок процента и банковской маржи. Целесообразно также существенное увеличение ресурсного потенциала существующих и создание новых институтов развития, предоставляющих долгосрочные инвестиционные кредиты под квазинулевые проценты.

Антикризисная стратегия

В условиях мирового кризиса развитие финансового сектора России возможно только на основе опережающего роста внутреннего платежеспособного спроса в сравнении с внешним. В этой связи реструктуризация финансового сектора должна ориентироваться не на рынок акций, а на рост банковской системы в сочетании с ограничением финансовых спекуляций и стимулированием долгосрочных инвестиций, институтами развития и венчурного финансирования. При этом поддержка государством коммерческих банков должна быть ограничена предоставлением только целевых кредитов с соблюдением следующих принципов: равный доступ, ограничение поддержки во времени и в масштабах, участие самих банков в антикризисных мерах, недопустимость получения выгод от господдержки акционерами. В исключительных случаях господдержка собственного капитала банковского сектора могла бы осуществляться путем приобретения Банком России привилегированных акций коммерческих банков.

Концентрация денежной эмиссии на рефинансировании коммерческих банков под обязательства производственных предприятий создает конкуренцию между банками в борьбе за клиентов в среде производственных предприятий ради доступа к рефинансированию со стороны Центрального банка. В результате кредитный рынок из рынка продавца, монополизированного крупными коммерческими банками, превратится в рынок покупателя, конкурентная борьба на котором повлечет снижение процентных ставок.

Необходимым условием перехода к политике длинных и дешёвых денег для реального сектора экономики является восстановление валютного контроля, предусматривающее введение разрешительного порядка осуществления операций капитального характера при сохранении свободной конвертируемости рубля по текущим операциям. Без этого не удастся снизить процентные ставки и расширить до нужных масштабов (в 2–3 раза) кредитование реального сектора экономики.

В условиях нарастающей дестабилизации мировой валютно-финансовой системы нужно, с одной стороны, защитить внутренний рынок от набегов быстро увеличивающихся масс иностранного спекулятивного капитала, а с другой – расширять сферу использования собственной валюты, поддерживая экспансию национальных финансовых институтов на связанные с Россией рынки.

Для расширения сферы использования рублей в международных расчетах необходимо перейти на ценообразование и внешнюю торговлю природным газом, нефтью, металлами, военной техникой за рубли, обеспечить рублевое кредитование экспорта российских товаров, а также максимально удешевить операции по обмену национальных валют интегрированных с Россией государств. Последняя задача может быть решена при помощи Межгосбанка СНГ, который имея корреспондентские отношения с центральными банками всех государств Содружества, может на порядок снизить транзакционные издержки валютообменных операций. Можно также воспользоваться механизмом «валютных свопов», широко используемых ФРС США и Китаем для поддержания спроса на свою валюту и расширения возможностей кредитования торговли.

Наряду с мерами по формированию национальной кредитно-инвестиционной системы должны быть приняты меры по защите финансовых институтов от разрушительных колебаний финансового рынка. Они могут включать дополнительные формы страхования кредитных рисков, расширение коридора соответствующих контрольных нормативов, изменение правил оценки залогов, ограничение маржинальных требований, введение методик оценки имущества, предусматривающих стабилизацию его стоимости.

После принятия всех перечисленных выше мер возможно наращивание денежного предложения как необходимого условия поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности. В отличие от эмитентов мировых валют кризис в России вызван не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала на износ вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций. Российская экономика нуждается в существенном расширении денежного предложения для восстановления внутреннего рынка, подъема инновационной и инвестиционной активности в целях модернизации и опережающего развития. Следует по меньшей мере вернуть в экономику 12 триллионов рублей, изъятых Банком России из оборота в течение последнего пятилетия, а также немедленно прекратить его операции по абсорбированию денег посредством эмиссии облигаций и принятия денег на депозиты.

Формирование опирающейся на внутренние источники финансово-инвестиционной системы позволит наращивать и максимально использовать сбережения, более трети которых в течение всего постсоветского периода вывозилось за рубеж. Это создаст условия для повышения нормы накопления.

Как показывает наш собственный и зарубежный опыт, для опережающего развития норма накопления должна составлять не менее трети ВВП. Для России это означает необходимость форсированного увеличения инвестиций с целью удвоения нормы такого накопления. Основным источником финансирования этого подъема на начальном этапе должно стать полномасштабное использование имеющихся сбережений, в полтора раза превышающих объем инвестиций, а также многократное расширение кредита, организуемое государством путем контролируемой денежной эмиссии под гособязательства и предприятий в целях финансирования инвестиций в модернизацию, развитие и расширение перспективных производств. В последующем для соответствующего повышения нормы сбережения целесообразно применение мер по дестимулированию расточительного и демонстративного потребления (введение прогрессивных налогов на сверхдоходы и имущество физических лиц, акцизов на продажи предметов роскоши и пр.) и стимулированию накоплений (в том числе посредством ускоренной амортизации). Можно также увеличить премию на накопительную часть пенсионных сбережений с использованием их на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов под госгарантии.

Кроме адекватной денежно-кредитной политики, антикризисная стратегия должна включать активную промышленную политику, стимулирующую «точки роста» в общей депрессивной среде. При этом наибольшее значение имеют точки роста с большим мультипликатором, стимулирующие экономическую активность в большом числе технологически сопряженных производств: выпуск полноценных отечественных самолетов (Ил-96, Ту-204/214, Ту-334, Ан-140/148), жилищное строительство, космические системы связи, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры и т. п.

Важным элементом промышленной политики наряду с формированием поддерживаемых государством крупных интегрированных корпораций должно стать стимулирование спроса на отечественное оборудование посредством соответствующего регулирования госзакупок и закупок контролируемых и поддерживаемых государством предприятий (прежде всего «Аэрофлот», «Газпром», Роснефть, РЖД и пр.). Это имеет особое значение в несущих отраслях нового технологического уклада (здравоохранение, авиация, телекоммуникации), а также в добывающей промышленности и в инфраструктурных отраслях, имеющих гарантированный рынок сбыта.

Важным направлением стратегии опережающего развития является формирование эффективного единого экономического пространства ЕАЭС. Создание интеграционных объединений расширяет возможности развития экономики, повышает ее устойчивость к внешним шокам, увеличивает масштаб деятельности и конкурентные преимущества российских предприятий. Реализуя общую антикризисную стратегию, государства ЕАЭС повышают свои возможности выхода на траекторию опережающего развития.

Значительное увеличение денежного предложения, предусматриваемое антикризисной стратегией, требует кардинального повышения эффективности антимонопольной политики в целях подавления инфляции. Наряду с активизацией применения ее стандартных мер по пресечению ценовых сговоров необходимо проведение системной политики регулирования цен. Должно быть юридически закреплено понятие нормальной рентабельности, включающей в себя расходы на инновации, повышение качества и снижение издержек выпускаемой продукции, а также предусматривающей прогрессивное налогообложение сверхнормативной прибыли. Для выравнивания рентабельности разных отраслей экономики необходимы проведение ограничительной ценовой политики в отношении естественных монополий, вплоть до замораживания тарифов на их услуги на период реализации антикризисной стратегии, введение мер по снижению ставки процента в составе затрат на производство, а также принятие федерального закона, устанавливающего формы, пределы и процедуры регулирования цен.

Защитный контур

Поддержание благоприятных для модернизации и развития экономики ценовых пропорций требует восстановления экспортных тарифов на сырье и повышения импортных тарифов на готовую продукцию, а также мер по защите внутреннего рынка, как уже отмечалось, от недобросовестной конкуренции извне. Прибыльность поставок сырья на внешний рынок не должна превышать рентабельность его переработки внутри страны, а доходность инвестиций в развитие перспективных отраслей экономики быть достаточной для их расширенного воспроизводства. При этом необходимо разорвать информационный контур формирования цен на биржевые товары по котировкам мирового рынка.

Для обеспечения конкурентного ценообразования в сырьевом секторе следует сформировать систему биржевой торговли в рублях. Для этого разработать и утвердить Концепцию формирования общего биржевого рынка товаров, в том числе рынков производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар, в рамках ЕАЭС, а также программы развития биржевых торгов товарами, по которым сторонами достигнута договоренность их реализации с использованием биржевых и внебиржевых индикаторов цен.

В условиях нарастающего хаоса и турбулентности на мировых рынках необходимо предусмотреть создание системы защиты от угроз экономической безопасности, которая наряду с охарактеризованными выше инструментами валютного контроля должна располагать защитными контурами финансовой, распределительной и имущественных систем.

Защитный контур финансовой системы должен гарантировать платежи и кредиты реальному сектору при аварийной ситуации в банковской системе. ЦБ должен быть готов подхватить систему расчетов через расчетно-кассовые центры и госбанки в случае цепной реакции банкротств коммерческих банков. Программы поддержки системообразующих предприятий, регионов и отраслей в условиях возможного паралича банковской системы должны производиться через казначейство, которое может также принять на себя функции обслуживания госпредприятий.

Для защиты стратегических активов в экономике и обеспечения выпуска продукции жизнеобеспечения (продовольствие, энергия, транспорт и др.) государство должно быть готово к национализации соответствующих системообразующих предприятий и узлов инфраструктуры (электростанции, элеваторы, порты, склады) или к их постановке под жесткий антимонопольный контроль. Предприятия из списка системообразующих должны получать финансовую помощь только под соответствующие бизнес-планы и передачу пакетов акций (активов) государству в качестве обеспечения своих обязательств по выпуску продукции и возврату средств. При этом не должна допускаться покупка стратегических активов иностранным капиталом (или конверсия долгов в собственность) за исключением случаев создания совместных предприятий или объединения активов на паритетных началах в целях повышения конкурентоспособности и технического уровня.

Защита систем воспроизводства «человеческого капитала» должна гарантироваться переводом соответствующих статей бюджета в режим защищенных вне зависимости от бюджетных доходов. Необходимо также создание стратегических резервов основных сырьевых товаров, продовольствия и лекарств в целях поддержания производства и импорта критически значимых товаров в достаточных для стабилизации цен объемах.

При любом сценарии дальнейшего развертывания глобального кризиса Россия должна сохранять возможность самостоятельной политики и влияния на глобальную ситуацию. Наличие надежного природно-сырьевого и оборонного потенциала дает нам для этого объективные возможности. Даже при катастрофическом сценарии глобального кризиса Россия имеет необходимые ресурсы не только для самостоятельного выживания, но и для опережающего развития. Поэтому в международных инициативах необходимо ориентироваться исключительно на собственные интересы, бесповоротно отказаться от прежней политики кредитования США и других стран НАТО и следования у них на поводу. При самых плохих сценариях глобального кризиса, проводя политику в собственных интересах, Россия сможет улучшить свое положение в мировой экономике.

Исследования состояния имеющегося научно-производственного потенциала (основные фонды – потенциал роста выпуска – 40%, трудовые ресурсы – 20%, природные ресурсы – до 80%, научно-технический и интеллектуальный потенциал – более 50%) свидетельствуют о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 10 процентов прироста ВВП в год и до 20 процентов прироста производственных капитальных вложений на основе активизации ее конкурентных преимуществ и интенсивных возможностей. Для этого должны быть решены следующие задачи экономической политики.

В технологической области стоит задача формирования и развития производственно-технологических систем шестого и пятого технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией сложных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, осваивающих технологии современного технологического уклада. Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание информационной инфраструктуры.

В институционной области – формирование такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбыли от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по формированию институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, программы приватизации, регулирование внешней торговли, научно-технологическая, промышленная, финансовая политика государства.

Аналогичный подход должен определять политику и в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе современного освоения новых технологий. Необходимо как можно быстрее ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления развитием производства. А значит – обеспечить освоение CALS-технологий, методов инновационного менеджмента, введения общепринятых стандартов и технологий.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Последние полтора десятка лет в налогообложении Российской Федерации существует единая для всех категорий граждан ставка в тринадцать процентов, независимо от величины облагаемого дохода. В отличие от нашей страны другие государственные формации используют прогрессивную шкалу исчисления налогов для граждан с разным уровнем доходом. В данной статье рассмотрим само понятие прогрессивного налогообложения, его положительные и отрицательные стороны, а также возможности применения оного в России в ближайшем будущем.

Прогрессивное налогообложение доходов. Основные понятия

Прогрессивный налог. Основные понятия

Любая страна, причисляющая себя к развитым, взимает налог с дохода каждого гражданина, тем самым обеспечивая приток капитала в бюджет. Некоторые страны (в том числе Россия) пользуются фиксированной ставкой независимо от величины получаемой прибыли, источников поступления и финансового статуса плательщика налогов, тогда как большинство перешло к плавающему значению. Прогрессивный подоходный налог подразумевает взимание с граждан некоторой суммы денег, относительно величины их дохода.

Такие страны как Грузия, Болгария, Монголия, Эстония или Литва пользуются единой шкалой исчисления налогов. Иные страны внедрили прогрессивную шкалу, причем, например, во Франции она имеет так называемый «экстремальный» характер. Суть французского налогового подхода заключается в следующем:

  • совсем не облагается налогом доход, не превышающий шести тысяч евро в год (для этой страны довольно низкий уровень дохода);
  • большая ставка применяется к лицам, чей доход колеблется в промежутке от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона евро в год (эти граждане возвращают в бюджет государства сорок пять процентов своего дохода);
  • с недавних пор введена ставка в семьдесят пять процентов для особо богатых граждан страны, чей годовой доход превышает один миллион евро.

Недовольные таким отношением правительства миллионеры стали выводить капитал из страны, тем самым приведя к еще большему дефициту бюджета.

Другая европейская страна – Великобритания ввела прогрессивную шкалу, значения которой разнятся от четырнадцати до сорока пяти процентов дохода. Вот еще несколько примеров: Швеция обозначила одну из самых высоких ставок по прогрессивной шкале в пятьдесят шесть и шесть десятых процентов, Израиль пошел дальше и поднял ставку до целого значения в пятьдесят семь процентов общего дохода, Голландия ограничилась ставкой чуть превышающей половину всех доходов – пятьдесят два процента.

В некоторых странах довольно низкая ставка для не очень большого дохода. Например, Китайская Республика установила планку в пять процентов от дохода, а Соединенные Штаты – десять процентов.

Положительные и отрицательные стороны прогрессивного налогообложения в России

Положительные и отрицательные стороны прогрессивного налогообложения

Что касается российских реалий, то с 2001 года действует стандартная ставка налогообложения с дохода резидентов страны в тринадцать процентов и для нерезидентов – в тридцать пять процентов от дохода. Разговоры о введении прогрессивной шкалы исчисления ходят у нас давно. Сторонники введения перечисляют следующие положительные моменты введения прогрессивной шкалы:

  • наполнение бюджета и перекрытие его дефицита (правда «убегающие» из страны и выводящие капиталы французские миллионеры охлаждают пыл сторонников);
  • стабильное состояние бюджетов регионов (большинство сборов, ранее лишь частично уплачиваемых в местные бюджеты, поступают теперь в полной мере, но в бюджет федеральный, что отразилось нехваткой финансовых средств на местах; увеличение налоговых сборов, скорее всего, укрепит состояние регионов и их бюджетов);
  • социальная справедливость (в середине нулевых в стране почти в три раза увеличилось количество миллионеров, а ближе к концу десятилетия более чем в два раза увеличилось количество рублевых миллиардеров; недовольство социальным неравенством выражается в стандартной ставке в тринадцать процентов с различных доходов).

Естественно, там, где одни видят сплошные положительные моменты, другие скептически перечисляют моменты отрицательные:

  • увеличение притока капитала в бюджеты Москвы и крупных городов из-за того, что большинство стремятся устроиться на работу именно там, и «обнищание» бюджетов местных, которые не будут получать сборы от «прописанных» граждан;
  • самостоятельная отчетность граждан по собственным доходам, подразумевающая все административные издержки;
  • возможность сокрытия доходов из-за высоких налоговых ставок на высокие доходы;
  • увеличение темпов безработицы из-за отсутствия стимулирования – зачем зарабатывать больше, если больше придется отдавать?;
  • уменьшение инвестиционных вложений.

Перспективы прогрессивного налогообложения в Российской Федерации

Перспективы прогрессивного налогообложения в Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы уже внесли предложение по введению в государстве прогрессивной шкалы налогообложения.

Конкретика имеет следующий вид:

  • если годовой доход не превышает в совокупности двадцати четырех миллионов – применять стандартную ставку в тринадцать процентов;
  • к доходам, превышающим отметку в двадцать четыре миллиона рублей, применять ставку в двадцать пять процентов;
  • доходы, составляющие от ста до двухсот миллионов рублей в год, облагать налогами по ставке в тридцать пять процентов;
  • самая крупная ставка в пятьдесят процентов будет применяться к гражданам, чей совокупный годовой доход превышает двести миллионов рублей.

Прения по прогрессивному налогообложению не утихают. Предполагается, что большинство крупных предприятий и организаций сможет воспользоваться отчисляемыми налогами в пользу собственного развития и модернизации, а никак не личного обогащения ведущих менеджеров, директоров и прочего начальства, стоящего во главе.

С другой стороны существует определенный шанс того, что крупные налогоплательщики просто переведут свои предприятия под юрисдикцию иного, меньшего налогообложения, тем самым лишив притока финансов как местные бюджеты, так и федеральный в целом.

В любом случае следует четко продумать все последствия введения прогрессивной шкалы налогообложения именно для российских реалий. Стоит еще раз обратить внимание на все плюсы и минусы перехода к новой методике.

Кому нужна прогрессивная шкала налогообложения?

В качестве трансакционного спроса на деньги можно назвать покупку…

Облигации частной компании

Акции частной компании

В кейнсианской теории утверждается, что спрос на деньги определяется ___ мотивом

•Трансакционным и спекулятивным

В кейнсианской модели снижение налоговой ставки вызывает …

Уменьшение совокупных расходов

Увеличение денежной массы в обращении

Снижение ставок банковских процентов

•Рост совокупных расходов

В кейнсианской модели рост налоговых ставок вызывает …

•Сокращение совокупных расходов

Снижение денежной массы в экономике

Снижение ставок банковских процентов

Увеличение совокупных расходов

В период экономического спада больше всего будет стимулировать экономический подъем ..

Уменьшение государственных расходов

Сокращение покупательной способности

•Увеличение объемов инвестиций

В результате положительного шока предложения происходит…

Рост уровня цен и совокупного выпуска

Снижение уровня цен и совокупного выпуска

•Снижение уровня цен и рост совокупного выпуска

Рост уровня цен и снижение совокупного выпуска

В результате политики дешевых денег происходит ..

Сокращение объема инвестиций

•Рост объемов производства

Рост процентной ставки

В республике Омегии номинальный ВВП в 2005 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 300 млн лир и составил 2300 млн лир. Если дефлятор ВВП составил 1,1 то …

Реальный ВВП снизился на 2,3%

Номинальный ВВП увеличился на 10%

Номинальный ВВП снизился на 3,7%

•Реальный ВВП увеличился на 4,5%

В соответствии с принципом акселератора индуцированные инвестиционные расходы имеют место, если …

Объем ВВП и потребление находятся на низком уровне

Уменьшается объем ВВП и потребление

Объем ВВП и потребление находятся на высоком уровне

•Увеличиваются объем ВВП и потребление

В условиях инфляционного разрыва достижению равновесия будет служить ..

Рост государственных расходов

Рост мультипликатора автономных расходов

Во время экономического подъема происходит..

•Снижение товарных запасов фирм и увеличение налоговых поступлений в бюджет

Увеличение товарных запасов фирм и снижение налоговых поступлений в бюджет

Увеличение товарных запасов фирм и налоговых поступлений в бюджет

Снижение товарных запасов и налоговых поступлений в бюджет

Воздействие отрицательного шока совокупного предложения отражается..

Изменением наклона кривой совокупного предложения

•Сдвигом кривой совокупного предложения вправо (вниз)

Движением влево (вниз) вдоль кривой совокупного предложения

Сдвигом кривой совокупного предложения влево (вверх)

Добавленная стоимость рассчитывается как..

Разница между стоимостью продукции и стоимостью сырья, материалов и топлива

•Разница между стоимостью продукции и зарплатой, прибылью, процентами за кредит

Разница между стоимостью продукции и стоимостью сырья, материалов топлива и амортизационных отчислений

Разница между стоимостью продукции и амортизационными отчислениями

Если в экономике вместо денежного обращения используется бартерный обмен, то …

Отсутствует функция мера стоимости

•Увеличатся трансакционные издержки обращения

Увеличатся запасы денег у населения

Снизятся трансакционные издержки обращения

Если налоги на предпринимательс тво растут, то..

•Сокращаются AD и AS

AS сокращается, а объем AD не меняется

AD сокращается, а объем AS не меняется

Если реальный ВНД=270 млн руб, уровень циклической безработицы = 5%, естественный уровень безработицы =2%, коэффициент чувствительности ВНД к циклической безработице = 2, то по закону Оукена потенциальный ВНД равен ___ млн руб

Если потенциальный ВНД=200 млн руб, уровень фактической безработицы = 7%, естественный уровень безработицы =2%, коэффициент чувствительности ВНД к циклической безработице = 2, то по закону Оукена реальный ВНД составляет ___ млн руб

Если реальный ВНД=340 млн руб, уровень циклической безработицы = 5%, коэффициент чувствительности ВНД к циклической безработице = 3, то по закону Оукена потенциальнй ВНД составляет ___ млн руб

Если реальный ВНД=270 млн руб, уровень циклической безработицы = 5%, коэффициент чувствительности ВНД к циклической безработице = 2, то по закону Оукена потенциальнй ВНД равен ___ млн руб

Если реальный ВНД=270 млн руб, уровень фактической безработицы = 7%, естественный уровень безработицы = 2%, коэффициент чувствительности ВНД к циклической безработице = 2, то по закону Оукена экономические потери от безработицы равны ___ млн руб

Если при уменьшении личного располагаемого дохода с 1000 до 800 млн руб, личные потребительские расходы уменьшились с 780 до 680 млн руб, то средняя склонность к потреблению (АРС) увеличилась на ___ процентов

Если при увеличении личного располагаемого дохода с 200 до 400 млн руб, сбережения домохозяйств увеличились с 40 до 80 млн руб, то предельная склонность к потреьлению (МРС) (в процентах) равна …

Если рост государственных расходов составил 25 000 ден.ед., вследствие этого увеличился национальный доход на 100 000 ден.ед, то можно утверждать, что потребитель…

25 копеек из рубля сберегает, а 75 копеек потребляет

20 копеек из рубля сберегает, а 80 копеек потребляет

•75 копеек из рубля сберегает, 25 копеек потребляет

50 копеек из рубля сберегает, а 50 копеек потребляет

Если уравнение потребление имеет вид С=200+0,8У (У – совокупный объем производства и доходов), то при У=2000 млн руб. средняя склонность к потреблению (АРС) равна ___ процентов

Если уравнение сбережений имеет вид

S= (-50)+0,5У (У – совокупный объем производства и доходов), то при У=500 млн руб. средняя склонность к cбережению (АРS) равна ___ процентов

Инфляция, вызванная ростом издержек производства, развивается вследствие сдвига кривой совокупного..

К методу неценовой конкуренции не относится …

К методам российской приватизации относятся: …

Привлечение иностранных инвестиций

Прямые продажи на конкурсах на аукционах

Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения…

Представлен вертикальной линией

•Все предыдущие ответы неверны

Имеет положительный наклон

Имеет отрицательный наклон

Когда потенциальный ВВП=100 млн руб, уровень циклической безработицы = 2%, коэффициент чувствительности ВВП к циклической безработице = 2, экономические потери от циклической безработицы по закону Оукена равны ____ млн руб

Косвенным налогом является..

Налог на прибыль

Налог на дарение

К основным проблемам командной экономики в нашей стране относились: …

•Масштабный государственный монополизм

Перепроизводство товаров народного потребления

•Отсутствие экономической свободы

Недостаточное развитие ВПК

К позитивным последствиям приватизации в России относятся:…

•Формирование негосударственно го сектора экономики и новых рыночных институтов корпоративного сектора

Дифференциация доходов населения

Формирование класса крупных собственников – олигархов

•Возникновение многообразных форм собственности

К отрицательным последствиям российской приватизации относятся.

•Не обеспечено повышение экономической эффективности приватизированны х предприятий

Ликвидирована монополия госсобственности

Возникновение российского фондового рынка

•Усилено социальное расслоение общества

Машинистку, работавшую на пишущей машинке, уволили в связи с тем, что фирма купила для делопроизводства компьютер, такой вид безработицы называется …

Методология взаимосвязей показателей в национальных счетах была заимствована из …

Практики расчетов МВФ

•Практики бухгалтерского учета

Мультипликативны й эффект с наибольшей силой действует..

В стабильно развивающейся экономике

•В депрессивной экономике

В экономике, в которой быстрый экономический рост сопровождается высокими темпами инфляции

На классическом отрезке кривой совокупного предложения

На рисунке представлена модель IS-LM («инвестиции сбережения, ликвидность-пред почтение денег»)

Если ЦБ увеличит норму обязательного резерва, то кривая …

IS сдвинется вправо и доход увеличится

IS сдвинется влево и доход уменьшится

LM сдвинется вправо и доход увеличится

•LM сдвинется влево и доход уменьшится

На рисунке представлена модель IS-LM («инвестиции сбережения, ликвидность-пред почтение денег»)

Если ЦБ снизит учетную ставку (рефинансировани я), то кривая …

IS сдвинется вправо и доход увеличится

IS сдвинется влево и доход уменьшится

•LM сдвинется вправо и доход увеличится

LM сдвинется влево и доход уменьшится

На рисунке представлена модель IS-LM («инвестиции сбережения, ликвидность-пред почтение денег»)

Если правительство увеличит госзакупки, то кривая …

•IS сдвинется вправо и доход увеличится

IS сдвинется влево и доход уменьшится

LM сдвинется вправо и доход увеличится

LM сдвинется влево и доход уменьшится

Номинальная зарплата при увеличении реальной зарплаты на 4% и уровня цен за год на 2% …

Сократилась на 3%

Сократилась на 6%

Номинальный ВНД вырос с 1000 до 1100 ден.ед. в течение года, цены за этот период выросли на 4%, реальный ВНД…

Один из эффектов непредвиденной инфляции состоит в том, что происходит перераспределени е богатства от ..

Государства к частному сектору

Молодых людей к пожилым

•Кредиторов к заемщикам

Заемщиков к кредиторам

Основной функцией единиц-резиденто в сектора домохозяйств является…

Основными функциями домохозяйства являются..

•Максимальное удовлетворение личных потребностей

•Воспроизводство человеческого капитала

Основная функция сектора государственных учреждений состоит..

В потреблении и сбережении

В производстве услуг и кредитовании

В кредитовании и страховании

•В производстве нетоварных услуг и перераспределени и национального дохода

Осуществление кредитно – денежной политики отразится на кривой…

Политика дешевых денег направлена на

•Прекращение спада производства

•Рост спроса на кредиты

Падение уровня цен

Политика дешевых денег предполагает..

Сокращение темпов инфляции

•Снижение резервной нормы

•Покупку государственных ценных бумаг

Повышение учетной ставки

Портфельные теории спроса на деньги …

Анализируют связь между темпами роста денежной массы и темпа роста инвестиций

•Рассматривают, каким образом хозяйственный агент формирует оптимальную структуру своих финансовых активов

Анализируют эффективность кредитно-денежно й политики

Рассматривают проблемы, связанные с предложением денег

Потребность в расчете показателя «чистое экономическое благосостояние» связана с тем, что ВВП…

Не позволяет сопоставить благосостояние разных стран

•Не позволяет в полной мере определить экономическое благосостояние общества

Не учитывает изменения цен

Не учитывает продукт, созданный за границей

При полной занятости…

Не имеют работу только те, кто не хочет работать по каким-то личным причинам

Все трудоспособное население имеет работу

•Существует только естественная (фрикционная и структурная) безработица

Все население имеет работу

Продажа государственных ценных бумаг вызывает…

•Уменьшение резервной нормы

Рост уровня цен

Рост процентной ставки

•Сокращение денежного предложения

Прямые налоги взимаются непосредственно с..

•Доходов или имущества хозяйственного субъекта

Прямым налогом является…

Налог на добавленную стоимость

•Налог на наследство

Прямым показателем циклических колебаний экономики не может служить …

Размер денежной массы

Производство отдельных видов промышленной продукции

Рост цен на нефть может быть рассмотрен как отрицательный шок предложения, поскольку..

•Он повышает материальные издержки

Он приводит к увеличению предложения нефти

Он ограничивает независимость потребителей нефти

Он повышает издержки по оплате труда

Статистические данные показали, что значение коэффициента Оукена всегда..

США и Великобритания являются торговыми партнерами. Установите правильную последовательнос ть результатов повышения фунта стерлингов

1 снижается конкурентная способность английских товаров на американском рынке

2 снижается английский чистый экспорт в США

3 В Великобритании сокращается совокупный спрос

4 В Великобритании уменьшается реальный объем производства

США и Япония являются торговыми партнерами. Установите правильную последовательнос ть результатов снижения курса доллара

1 Повышается конкурентная способность американских товаров на японском рынке

2 Увеличивается американский чистый экспорт

3 Увеличивается совокупный спрос США

4 Увеличивается реальный объем американского производства

Текущая стоимость гаража (тыс руб), который через 2 года может быть продан за 650 тыс руб., если доходность по альтернативным проектам составляет 15% годовых равна …

500 (500 000) (491493,38)

Текущая стоимость участка под строительство (ты сруб), который через 9 месяцев может быть продан за 460 тыс руб., если доходность по альтернативным проектам составляет 20% годовых равна …

Текущая стоимость дачного участка (тыс руб), который через 2 года может быть продан за 120 тыс руб., если доходность по альтернативным проектам составляет 10% годовых равна …

Трансакционный спрос на деньги предъявляется, потому что деньги являются…

Средством сохранения ценности

Увеличение объема национального производства на 3000 ден ед при росте автономных расходов на 750 ден ед возможно при мультипликаторе равном …

Увеличение объема национального производства на 4000 ден ед при росте автономных расходов на 1600 ден ед возможно при предельной склонности к сбережению, равной …

Условия ликвидной ловушки отображены на ..

Установите правильную последовательнос ть результатов проведения фискальной (налогово-бюджет ной) политики с точки зрения теоретиков «экономики предложения»

4 Сдвиг кривой совокупного предложения вправо

2 Увеличение стимулов к трудовой деятельности и увеличение занятости

1 Уменьшение социальных расходов

3 Увеличение объемов национального производства

Установите правильную последовательнос ть результатов повышения курса национальной валюты.

4 Уменьшается чистый экспорт

1Снижается конкурентная способность отечественных

товаров на мировом рынке

2 Сокращается совокупный спрос

3 Уменьшается реальный объем национального производства

Установите правильную последовательнос ть результатов падения курса доллара.

3 Увеличивается занятость в США

2 Увеличивается американский чистый экспорт

1 Повышается конкурентная способность американских товаров на мировом рынке

4 Повышение уровня цен в США

Установите правильную последовательнос ть результатов проведения сдерживающей фискальной (налогово-бюджет ной) политики в закрытой экономике

2 Сокращение доходов домохозяйств

1 Повышение ставки подоходного налога

3 Уменьшение совокупного спроса

4 Сокращение объемов национального производства

Установите правильную последовательнос ть результатов проведения сдерживающей фискальной (налогово-бюджет ной) политики

1 Повышение ставки подоходного налога

2 Сокращение доходов домохозяйств

3 Уменьшение совокупного спроса

4 Сокращение объемов национального производства

Установите правильную последовательнос ть результатов проведения экспансионисткой фискальной (налогово-бюджет ной) политики в закрытой экономике

4 Увеличение объемов национального производства

3 Сдвиг кривой совокупного спроса вправо

1 Увеличение государственных расходов

2 Увеличение совокупного спроса

Установите правильную последовательнос ть результатов снижения налогов с бизнеса

4 Увеличении объемов национального производства

1 Снижение издержек производства и рост прибыли

2 Сдвиг кривой совокупного предложения вправо и увеличение объемов производства

3 Рост уровня цен

Функция налогов имеет вид Т=400+0,2У, а, функция трансфертов TR=300 – 0,1(Y-Yf), государственные закупки (G) 200. потенциальный объем производства Yf=1000. Если фактический объем национального производства на 100 меньше потенциального, то государственный бюджет будет иметь …

Функция налогов имеет вид Т=400+0,2У, а, функция трансфертов TR=300 – 0,1(Y-Yf), государственные закупки (G) 200. потенциальный объем производства Yf=1000. Если объем национального производства соответствует потенциальному, то государственный бюджет будет иметь

Функция налогов имеет вид Т=500+0,1У, а, функция трансфертов TR=600 – 0,3(Y-Yf), государственные закупки (G) 250. потенциальный объем производства Yf=4000. Если объем национального производства соответствует потенциальному, то государственный бюджет будет иметь

Функция налогов имеет вид Т=500+0,1У, а, функция трансфертов TR=400 – 0,2(Y-Yf), государственные закупки (G) 300. потенциальный объем производства Yf=2000. Если фактический объем национального производства на 100 меньше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь

Чистый национальный продукт это…

ВНД минус амортизационные отчисления и косвенные налоги

•ВНД минус амортизационные отчисления

ВНД минус амортизационные отчисления, косвенные налоги и трансфертные платежи

ВНД минус косвенные налоги

Эффект акселератора заключается в том, что ..

Увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций

Рост национального дохода возможен только при одновременном росте инвестиций и потребления

Рост национального дохода вызывает рост автономных расходов, причем более быстрыми темпами, чем рост дохода

•Прирост спроса на предметы потребления вызывает прирост инвестиций, больший чем прирост спроса, вызвавший этот прирост инвестиций

Читайте также: