Налоговое право учебно методический комплекс

Опубликовано: 03.05.2024


Налоговая система
Учебно-методические комплексы
Учебные дисциплины
Методы
Налоговое право
Методички

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ярославский филиал

Утверждено Ученым советом

Председатель Ученого совета

Специальность 030501 «Юриспруденция»

Направление 030500. «Юриспруденция»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Налоговое право»

учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция», направления 030500 «Юриспруденция»

Ярославль, 2010 г.

Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры гражданского права и процесса ЯФ АТ и СО Протокол №1 от «___» ___________ 20__ г.

Составитель: к. э.н., доцент

Рецензент: к. ю.н. профессор.

Рекомендовано кафедрой гражданского права и процесса ЯФ АТ и СО «____»________ 20__ г. (протокол №____).

Учебно-методический комплекс по курсу «Налоговое право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений

Требования государственного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Налоговое право»………………………….…. 4

Раздел 1. Программа учебного курса по дисциплине……………………… 4

Раздел 2. Организация изучения курса по дисциплине …………………….8

Раздел 3. Методические указания по изучению дисциплины …………….12

Раздел 4. Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами дисциплины ………………………………………………………13

Требования государственного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Налоговое право»

Налоговое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина изучает:

- предмет изучения налогового права, роль деятельности налоговой инспекции в обеспечении жизненных интересов общества и государства;

- субъект налогового права, структура налоговых органов;

- понятие деятельности налоговых органов;

- ответственность налоговой инспекции и ее сотрудников перед государством и Федеральным законодательством;

- государственный контроль за соблюдением норм налогового права;

- защита налогоплательщиков от неправомерных действий контролирующих органов.

Раздел 1. Программа учебного курса по дисциплине

Цель изучения дисциплины

"Налоговое право" читается студентам юридического факультета всех форм обучения. Спецкурс способствует глубокому и всестороннему изучению российского налогового законодательства как одного из направлений гражданско-правовой специализации. В силу своих особенностей спецкурс имеет непосредственную связь с конституционным, муниципальным, административным, трудовым, финансовым, гражданским правом. Значительное место в рассмотрении налогового права отводится его взаимодействию с уголовным, уголовно-процессуальным и арбитражным законодательством, а также с таможенным и международным правом.

Изучение спецкурса ставит своей целью:

· уяснить содержание и назначение законов и иных нормативных актов по налоговому праву;

· овладеть навыками разрешения проблем, задач, вопросов, возникающих в связи с применением налогового права;

· приобрести навыки применения норм налогового права в практической деятельности, подготовки исков и документов для направления в федеральные и арбитражные суды для рассмотрения возникающих споров по применению налогового законодательства, а также необходимого умения защищать интересы налогоплательщиков в налоговой инспекции, федеральном и арбитражном суде.

Задачи изучения дисциплины

Освоение российского налогового законодательства поможет студентам определиться в выборе будущей специализации, убедиться в важности знания многих дисциплин юриспруденции.

К числу основных требований, предъявляемых к уровню освоения содержания курса "Налогового права» относятся:

· иметь представление о предмете и методе налогового права, о месте налогового права в системе Российского права;

· знать источники налогового права;

· владеть понятийным аппаратом налогового права;

· знать историю развития налоговой системы России и ее нормативно-правовое регулирование;

· иметь представление о современном налоговом законодательстве зарубежных стран;

· владеть системой знаний о правовом статусе налоговых органов Российской Федерации, основных целях их деятельности, функциях;

· иметь представление о роли налоговой инспекции в налоговой системе России;

· владеть системой знаний об особенностях правового положения налоговой инспекции, принципах ее работы, о проверках, осуществляемых налоговой инспекцией.

Содержание разделов и тем

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема № 1. Налоговое право и налоговые правоотношения

Налоговое право: понятие и предмет. Метод регулирования налоговых правоотношений. Источники налогового права. Система принципов налогообложения. Юридические принципы (принципы налогового права). Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Функции налогообложения: фискальная, контрольная, регулирующая. Понятие налога и сбора. Налоговые правоотношения и их субъекты.

Тема № 2. Налогоплательщики и плательщики сборов. Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщики и плательщики сборов. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций. Взаимозависимые лица. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов). Сведения о налогоплательщике, подлежащие обязательному сообщению в налоговые органы. Налоговые агенты. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Законные и уполномоченные представители налогоплательщика.

Тема № 3. Налоговые органы

Налоговые органы в РФ. Структура налоговых органов. Полномочия налоговых органов. Иски, предъявляемые налоговыми органами в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды. Действия налоговых органов при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.

Тема № 4. Объекты налогообложения

Понятие объекта налогообложения. Правовое обоснование объекта налогообложения. Реализация товаров, работ и услуг. Обстоятельства, которые не могут быть признаны реализацией товаров, работ и услуг. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения. Контроль налоговых органов за правильностью применения цен по сделкам. Рыночная цена товара. Методы определения рыночной цены товаров, работ и услуг. Принципы определения доходов. Доходы от источников в РФ и от источников за пределами РФ. Дивиденды и проценты.

Тема № 5. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налогов. Исполнение обязанности по уплате налога. Требование об уплате налогов и сборов. Сроки направления требования об уплате налога. Порядок взыскания налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации. Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога. Порядок взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации. Порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика-физического лица. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации налогоплательщика. Налоговая база и налоговая ставка. Общие вопросы исчисления налоговой базы. Налоговый период. Сроки и порядок уплаты налогов. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов.

Тема № 6. Изменение срока уплаты налогов

Общие условия изменения срока уплаты налога. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога или сбора. Порядок и условия предоставления налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Тема № 7. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Залог имущества. Поручительство. Пеня. Приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке. Арест имущества.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени.

Тема № 8. Налоговая декларация и налоговый контроль

Налоговая декларация. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию. Формы проведения налогового контроля. Основные, вспомогательные и дополнительные формы контроля. Учет налогоплательщиков. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговые проверки. Инвентаризация имущества. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Осмотр. Истребование документов. Выемка документов и предметов. Экспертиза. Привлечение специалиста. Участие свидетеля, переводчика, понятых. Протокол осуществления налогового контроля. Оформление результатов выездной налоговой проверки. Производство по делу о налоговом правонарушении. Налоговая тайна. Рассмотрение дел и решений о взыскании налоговых санкций.

Тема № 9. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Понятие налогового правонарушения. Субъекты ответственности за совершение налоговых правонарушений. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового

правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции и давность взыскания налоговых санкций.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Непредставление налоговой декларации. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Неуплата или неполная уплата сумм налога. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Ответственность свидетеля. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка.

Тема № 10. Административные нарушения, связанные с нарушением налогового законодательства

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Нарушение сроков представления налоговой декларации. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Тема № 11. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Право на обжалование Порядок обжалования. Порядок и сроки подачи жалобы. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема № 12. Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог. Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых. Налог на наследование или дарение. Водный налог. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина.

Тема № 13. Региональные и местные налоги

Налог на имущество организаций. Налог на игорный бизнес. Транспортный налог. Земельный налог. Налог на имущество физических лиц.

Тема № 14. Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей (единый ельскохозяйственный налог).

Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на отдельные виды деятельности. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Здесь есть возможность читать онлайн «Николай Косаренко: Налоговое право. Учебно-методический комплекс» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-9765-1095-1, издательство: Литагент Флинта, категория: accounting / Юриспруденция / Детская образовательная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Налоговое право. Учебно-методический комплекс: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Налоговое право. Учебно-методический комплекс»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Николай Косаренко: другие книги автора

Кто написал Налоговое право. Учебно-методический комплекс? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Николай Косаренко: Страховое право. Курс лекций

Страховое право. Курс лекций

Николай Косаренко: Государство и страхование. Проблемы государственно-правового регулирования страхования в Российской Федерации

Государство и страхование. Проблемы государственно-правового регулирования страхования в Российской Федерации

Николай Косаренко: Таможенное право России. Курс лекций

Таможенное право России. Курс лекций

Николай Косаренко: Валютное право. Курс лекций

Валютное право. Курс лекций

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Николай Косаренко: Валютное право. Курс лекций

Валютное право. Курс лекций

Кузьма Кичик: Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения

Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения

Налоговое право. Учебно-методический комплекс — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Налоговое право. Учебно-методический комплекс», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Экономические и политические преобразования, происшедшие в России в последние годы, обусловили принципиальные изменения в содержании налоговых правовых норм. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Налоги известны давно, еще на заре человеческой цивилизации. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить, а конкретно сбор налогов осуществляли город или община. На втором этапе (XVI – начало XIX в.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство теперь берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И наконец третий, современный этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо теперь правила обложения уже выработаны. Сегодня региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоговые законодательные и нормативные акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.

Налоговые органы России в соответствии с законодательством организуют работу и выполняют основные функции по обеспечению правильности и своевременности внесения налогов в государственный бюджет, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства. Государственная налоговая служба Российской Федерации является единой системой органов управления и контроля за соблюдением налогового законодательства. Основные функции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством как Российской Федерации, так и ее субъектов.

В налоговом контроле принимают непосредственное участие органы Министерства внутренних дел РФ, таможенные органы, которые обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Учебно-методические комплексы
Налоговая система
Финансы и банковские услуги
Методички
Налоговое право
Методы

Негосударственное образовательное частное учреждение

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

налоговое ПРАВО

Уровень основной образовательной программы Бакалавриат

Направления подготовки 030900.62 Юриспруденция,

080200.62 Менеджмент

Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная

Срок освоения ООП Нормативный

Кафедра Гражданско – правовых дисциплин

МОСКВА, 2013

При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:

- ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации № 000 от 04 мая 2010 года;

- Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Юриспруденция, Менеджмент одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол №

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 01.01.01года

Разработчики: , кандидат юридических наук, доцент

, ., кандидат экономических наук, доцент

Рецензент: , доктор политических наук, профессор

Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ.

Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».

© МНЮИ

Раздел 1. Общие положения.. 4

1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины.. 4

1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП.. 5

1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине. 7

1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр». 7

1.5. Требования к результатам освоения учебной дисциплины по направлению подготовки «Менеджмент». 8

Раздел 2. Формирование компетенций.. 11

2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине. 11

2.2. Формирования компонентов компетенций. 11

2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины.. 17

Раздел 3. Оценка уровня освоения компетенций. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств.. 19

3.1. Оценочные средства и сроки их реализации. 19

3.2. Описание образовательных и оценочных технологий и методические рекомендации преподавателям по их реализации. 25

3.3 Вопросы для подготовки к экзамену. 27

Раздел 4. Тематические планы курса.. 29

4.1 Тематический план для студентов очной формы обучения. 29

(по направлению подготовки «Юриспруденция» ) 29

4.2. Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения. 30

(по направлению подготовки «Юриспруденция» ) 30

4.3.Тематический план курса для студентов заочной формы обучения. 31

(по направлению подготовки «Юриспруденция» ) 31

Примечание: знаком «*» обозначены аудиторные часы, проводимые в интерактивной форме. 31

4.4. Тематический план для студентов очной формы обучения. 32

(по направлению подготовки «Менеджмент» ) 32

4.5. Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения. 33

(по направлению подготовки «Менеджмент» ) 33

4.6.Тематический план курса для студентов заочной формы обучения. 34

(по направлению подготовки «Менеджмент» ) 34

Раздел 5. Рабочая программа учебной дисциплины. 35

Раздел 6. Планы семинарских и практических занятий.. 41

6.1. Семинарские и практические занятия для студентов очной формы обучения. 41

6.2. Семинарские и практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения. 64

6.3. Семинарские и практические занятия для студентов заочной формы обучения. 86

Раздел 7. Организация самостоятельной работы студентов (CРC) 106

7.1. Таблица распределения времени, выделенного на самостоятельную работу. 106

Очная форма обучения Направление подготовки «Юриспруденция». 106

Очно-заочная форма обучения Направление подготовки «Юриспруденция». 107

Заочная форма обучения Направление подготовки «Юриспруденция». 107

7.2. Таблица распределения времени, выделенного на самостоятельную работу. 108

Очная форма обучения Направление подготовки «Менеджмент». 108

Очно-заочная форма обучения Направление подготовки «Менеджмент». 108

Заочная форма обучения Направление подготовки «Менеджмент». 109

7.4. Задания на самостоятельную работу. 109

РАЗДЕЛ 8. Практикум

8.1 Практические задания: 115

РАЗДЕЛ 9. Источники.. 147

РАЗДЕЛ 10. Глоссарий (словарь) 150

Раздел 1. Общие положения

1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является достижение всестороннего понимания студентами природы и сущности налоговых отношений в условиях возрастания роли налогового права в процессе формирования рыночной экономики и необходимостью применения норм налогового права.

Задачами изучения дисциплины являются реализация требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области Налогового права по вопросам:

- ознакомления с теоретическими концепциями, направлениями и школами Налогового права;

- доведения до обучаемых основных институтов налогового права;

- развития у студентов навыков правоприменительной деятельности;

- выработка у студентов навыков научной и исследовательской деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать положения Конституции Российской Федерации, постановлений и определений высших органов судебной власти по вопросам, регулирующим налоговые правоотношения;

- основные требования Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемые в соответствие с ним федеральных законов;

- иные нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием налоговых правоотношений.

1.2. Дидактические единицы содержания учебного курса

Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы:

- предмет, метод, место, сфера действия налогового права, источники, субъекты и объекты налогообложения, специфика общественных отношений в данной сфере, вопросы привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

- правовое регулирование налоговой системы, налоговых режимов, исполнения обязанности по уплате налогов;

- государственный контроль и надзор в сфере налогообложения; разрешение споров;

- правовая основа взыскания федеральных налогов, налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины.

1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина относится к Б 3 профессиональному циклу базовой (обязательной) части в структуре основной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Менеджмент»

1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1.

Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

Предшествующие учебные дисциплины и формируемые ими знания, умения и навыки

Теория государства и права

Административное право

- основные понятия и категории юридической науки: государственная власть, форма и функции государства, госаппарат, нормы права, нормативно-правовые акты, реализация права, правовые отношения, правонарушение и т. д.;

- общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений;

- понятие и принципы публичных отраслей права;

- особенности государственно-правовых правоотношений;

- цели и задачи контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти;

- основные принципы и особенности производства по делам об административных правонарушениях;

- применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки современной государственно-правовой действительности;

- использовать приобретенные знания для анализа юридической практики.

-анализировать научную и специальную литературу по дисциплине «Теория государства права».

- свободно ориентироваться во всех разделах деятельности органов управления;

- собирать нормативную и фактическую информации, имеющие значение для реализации указанных правовых норм в различных сферах профессиональной деятельности;

- анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами изучения административного права;

сравнивать правовые системы прошлого и настоящего

- понятийным аппаратом административного права;

- правилами и методами деятельности органов управления в соответствии с российскими нормами права.

1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

-- Предпринимательское право;

- Коммерческое право;

- Акционерное право;

- Арбитражный процесс.

1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине

ООП - Юриспруденция, ООП Менеджмент

Трудоемкость – 4 ЗЕТ, 144 часа (по направлениям подготовки «Юриспруденция»)

Трудоемкость (часов) по видам обучения

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    ЮстиАл | Юридический паблик

    ЮстиАл | Юридический паблик запись закреплена

    9 книг по налоговому праву

    1. Козырин А.Н. "Введение в российское налоговое право"

    Представленная работа знакомит с основами теории налогового права: понятием, предметом и методом налогового права, его источниками, понятием налога и налоговой обязанности, процедурами установления налога, добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, налогового контроля, а также с вопросами ответственности за совершение налогового правонарушения, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

    2. Сапожникова Е.Ю. "Налоговое право"

    В работе рассматриваются такие темы, как: "История налогообложения", "Понятие налога и сбора, их характерные черты. Функции налогов", "Общие положения налогового права России", "Источники налогового права", "Элементы юридического состава налога", "Налоговая обязанность", "Налоговый контроль", "Налоговые проверки", "Федеральные налоги", "Региональные налоги", "Налоговое планирование" и др.

    3. Клейменова М.О. "Налоговое право"

    Работа посвящена сущности налогового права, его месту в системе финансового права, выявлено предназначение налогового права в механизме правового регулирования установления, введения и взимания налогов.

    4. Тютин Д.В. "Налоговое право. Курс лекций" 2015

    Рассматриваются основные положения налогового права; деятельность налоговых органов; способы защиты прав частных субъектов, бремя и стандарт доказывания в налоговых спорах; федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги; специальные налоговые режимы и др.

    5. Ялбулганов А.А. "Налоги и сборы Российской Федерации в схемах и таблицах"

    В представленном издании применена оригинальная методика изложения материала, которая позволяет легко усвоить все сложные вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Схемы наглядно позволяют пройти пошагово все стадии налогового процесса - от установления налогов и сборов и до их уплаты. Приводятся формулы порядка исчисления налогов и сборов, порядка применения налоговых льгот, которые позволят избежать ошибок при расчете налогов и сборов.

    6. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. "Налоги"

    Освещаются актуальные теоретические и практические проблемы построения налоговой системы Российской Федерации, в частности налоговое законодательство, принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулирование и налоговый контроль.

    7. Колесниченко Т.В. "Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок"

    Настоящая работа посвящена вопросам разрешения налоговых споров, возникающих по результатам налоговых проверок. Подробно рассмотрены процедуры, применяемые при урегулировании споров названной категории.

    8. Сасов К.А. "Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации"

    В работе проанализированы и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права и даны рекомендации по их применению в административной и судебной практике. Обобщены решения Конституционного Суда РФ по вопросам процессуального и налогового права, выявлены тенденции конституционного правосудия в области налогообложения, сделаны предложения по практическому применению конституционных положений при защите прав налогоплательщиков в налоговых органах, судах, в том числе в арбитражных судах.

    9. Полежарова Л.В. и др. "Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России"

    В работе рассматриваются основы теории устранения международного двойного налогообложения, применяемый в Российской Федерации механизм устранения международного двойного налогообложения, а также вопросы налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу.

    Читайте также: