Минфин реестр налоговых льгот

Опубликовано: 01.05.2024

ПИСЬМО
от 12.11.20 N ЕА-4-15/18589

О НАПРАВЛЕНИИ ФОРМАТА РЕЕСТРА ДОКУМЕНТОВ ПО ЛЬГОТЕ ПО НДС

Федеральная налоговая служба взамен письма ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@, а также в целях повышения качества администрирования налога на добавленную стоимость при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", изложенной в пункте 14 Постановления от 30.05.2014 N 33 (далее - налоговая льгота), сообщает следующее.

При получении налогоплательщиком требования о представлении пояснений (документов) в соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса имеется возможность в ответ на указанное требование вместо пакета документов, подтверждающих налоговую льготу, представить в электронном виде реестр документов, подтверждающий обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций (далее - Реестр документов).

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре документов, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее - Документы).

Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

При непредставлении налогоплательщиком Реестра документов или при представлении Реестра документов на бумажном носителе истребование Документов производится в полном объеме.

Учитывая изложенное, ФНС России направляет рекомендуемые форму, формат представления Реестра документов, а также порядок заполнения реестра в соответствии с Приложением N 1 к настоящему письму.

Одновременно сообщается, что указанный формат Реестра документов применяется с 23.11.2020.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ РЕЕСТРА ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РАЗРЕЗЕ
КОДОВ ОПЕРАЦИЙ

1. Реестр документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций (далее - реестр), направляется в ответ на требование о представлении пояснений (документов) в соответствии с пунктом 6 стать 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. В графах реестра указывается следующие сведения:

а) в графе 1 - код операции, указанный в декларации по налогу на добавленную стоимость согласно приложению N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.2014, регистрационный номер 35171) с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@ "О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.01.2017, регистрационный номер 45170), от 28.12.2018 N СА-7-3/853@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2019, регистрационный номер 53586), от 20.11.2019 N ММВ-7-3/579@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.12.2019, регистрационный номер 56946), от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.09.2020, регистрационный номер 59728) (далее - приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@);

б) в графе 2 - группа направления. Например, реализация услуг в сфере образования - основное образование, дополнительное образование, повышение квалификации; Медицина - услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги по сбору у населения крови, в амбулаторных и стационарных условиях, услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению, услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного, услуги патолого-анатомические, услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

в) в графе 3 - налоговая база по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг), в разрезе вида льготной операции;

г) в графе 3.1 - заполняется, в случае наличия ранее представленного типового договора;

д) в графе 4 - наименование/фамилия, имя, отчество (последнее указывается при наличии) контрагента, с которым заключен договор на реализацию товара (выполнение работ, оказание услуг);

е) в графе 5 - идентификационный номер налогоплательщика. При оказании услуг физическим лицам графа может не заполняться;

ж) в графе 6 - код причины постановки на налоговый учет. При оказании услуг физическим лицам графа может не заполняться;

з) в графе 7 - указывается договор, платежное поручение, спецификация или иной документ, заключенный на реализацию товара (выполнение работ, оказание услуг);

и) в графе 8 - номер документа, указанного в графе 7;

к) в графе 9 - дата документа, указанного в графе 7;

л) в графе 10 - общая сумма операции по контрагенту или по нескольким контрагентам, в случае наличия типового договора;

3. В строках реестра указывается следующая информация:

а) в строке "Всего по коду" - указывается общая сумма льготной операции;

б) в строке "Всего сумма операции" - указывается общая сумма по всем контрагентам.

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

  • О министерстве
  • Структура
  • Информационные системы
  • Вакансии
  • Сведения о результатах проверок
  • Официальные выступления и заявления
  • Финансовые органы муниципальных образований Ростовской области
  • Планы работ министерства финансов Ростовской области и отчеты об их выполнении
  • Общественный совет при министерстве финансов Ростовской области
  • Первичная профсоюзная организация министерства финансов Ростовской области
  • Антимонопольный комплаенс
  • Реестр аккаунтов Правительства Ростовской области и иных органов исполнительной власти Ростовской области в социальных сетях
  • Контакты и реквизиты
  • Старая версия сайта
    • Нормативно-правовая информация
        Областные законыПриказы, постановления и распоряжения министерства финансовИнформационно-справочные материалыПостановления и распоряжения Правительства Ростовской областиПрочие нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актовРеестр расходных обязательств
    • Информация о бюджете
    • Отчётность
        Еженедельные данные об исполнении областного бюджета областиМесячная отчетность об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области нарастающим итогом с начала финансового годаЕжемесячная сводная информация о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений нарастающим итогом с начала финансового годаСведения о фактическом исполнении местных бюджетов по налоговым и неналоговым доходамДанные о задолженности муниципальных унитарных предприятий муниципальных образованийДополнительный расширенный отчет "Об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области"Годовые отчёты об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области
    • Налоговые отношения
        Система налогов и сборов в Российской ФедерацииРегиональные налогиМестные налогиСпециальные налоговые режимыРегиональные налоговые льготы и пониженные ставкиКоординационный совет по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежейРабочая группа по подготовке изменений в законодательство Ростовской области о налогах и сборахРазъяснения для гражданОтсрочки, рассрочки по уплате налогов, списание безнадежной задолженности по налогамРеквизиты налоговых органов Ростовской области (на сайте УФНС по Ростовской области)Налоговая задолженностьДекларационная кампания
    • Финансовый контроль
        Внутренний государственный финансовый контрольВнутренний финансовый аудитВнешний государственный финансовый контрольИнформация о результатах проверок, проведенных министерством финансов области в пределах своих полномочий
    • Исполнение бюджета
        Исполнение бюджета за 2021 годИсполнение бюджета за 2020 годИсполнение бюджета за 2019 год
    • Государственная служба
    • Финансовая грамотность
    • Бюджет для граждан
        "Бюджет для граждан" муниципальных образований
    • Противодействие коррупции
    • Государственные закупки
    • Осуществление деятельности в рамках защиты от чрезвычайных ситуаций
    • Нормотворческая деятельность
        Оценка регулирующего воздействия
    • Документы для авторизованных пользователей
    • Противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - горячая линия и ответы на вопросы
    • Все виды деятельности
    • Общая информация об обращениях граждан
    • Написать обращение
    • Вопросы и ответы
    • Действующие документы
    • Проекты документов
    • Планы
    • Отчеты
    • Результаты проверок
    • Утратившие силу
    • Прочие документы
    • Все документы
    • Порядок обжалования НПА
  • Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Дополнительные льготы по региональным налогам могут быть установлены региональным законодательством.

    Региональные налоговые льготы регламентируются Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (далее – Областной закон).

    По налогу на прибыль организаций статьей 10 Областного закона установлены пониженные ставки в части сумм, зачисляемых в областной бюджет:

    1. В размере 13,5 процента (12,5 процента на период 2017-2020 годов) для:

    инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области;

    общественных организаций инвалидов;

    организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

    Указанные ставки действуют до 01.01.2023 в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    2. В размере 0 процентов для:

    организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от
    29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Действует в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

    организаций, указанным в статье 25.16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (заключивших специальные инвестиционные контракты с участием Российской Федерации). Применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Областным законом от 01.08.2019 № 176-ЗС введен инвестиционный налоговый вычет (это сумма затрат налогоплательщика, позволяющая уменьшать сумму налога на прибыль организаций) для:

    организаций приоритетных для Ростовской области видов деятельности;

    организаций-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;

    организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры клубного типа, государственным областным и (или) муниципальным музеям и библиотекам, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала.

    Общие условия предоставления инвестиционного налогового вычета в региональной части налога на прибыль организаций определены Налоговым кодексом Российской Федерации:

    вычет не может превышать 90 процентов расходов на основные средства третьей - десятой амортизационных групп (за исключением относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств);

    ставка налога на прибыль для определения предельной величины вычета -
    5 процентов;

    возможен перенос остатка вычета на будущий период до 2027 года;

    решение об использовании инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в его учетной политике;

    по объектам, используемым для вычета, амортизация не применяется;

    налогоплательщик вправе отказаться от применения инвестиционного налогового вычета только по истечении трех последовательных лет после решения об его использовании;

    в случае выбытия основного средства, в отношении которого был применен инвестиционный налоговый вычет, налогоплательщик восстанавливает сумму налога и уплачивает пени.

    Право на применение инвестиционного налогового вычета не предоставляется инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ростовской области, применяющим пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль.

    Применяя право на вычет, можно уменьшить и федеральную часть налога на прибыль организаций.

    По налогу на имущество организаций статьей 2 Областного закона установлены пониженные ставки:

    Областным законодательством установлены пониженные ставки.

    В размере 1,1 процента:

    в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, при условии вложения инвестиций (капитальных вложений) в объеме 0,5 млн. рублей и более, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование;

    в отношении имущества организаций, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения 140 млн. рублей и более;

    в отношении имущества организаций - собственников торговых центров (комплексов) и (или) помещений в них, предоставляющих имущество в аренду (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

    в отношении имущества организаций - собственников гостиниц (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

    в отношении имущества организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию овощей защищенного грунта (тепличных хозяйств) (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020).

    В размере 1,6 процента:

    в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, на 2020-2021 годы.

    Кроме того, пунктом 1 статьи 4 Областного закона освобождены от уплаты налога следующие категории налогоплательщиков:

    организации - в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения инвестиций в сумме 300 млн. рублей и более.

    в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, реализуемого на территории индустриального (промышленного) парка, расположенного на территории Ростовской области - независимо от объема инвестиций (капитальных вложений).

    организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», – в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основного средства.

    организации, на балансе которых в качестве основных средств учитываются стадионы, переданные в государственную собственность Ростовской области в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, - в отношении указанных объектов недвижимого имущества на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основных средств.

    По транспортному налогу в соответствии со статьей 7 Областного закона от уплаты освобождаются:

    Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также созданные ими и состоящие из них общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

    граждане, подпадающие под действие статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имеющие на праве собственности легковые автомобили;

    граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии со статьей 121 Областного закона от 22 октября 2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;

    категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

    граждане из подразделений особого риска, указанные в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска;

    общественные организации инвалидов;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

    налогоплательщики в отношении транспортных средств, в которых в качестве моторного топлива используется природный газ (по 31 декабря 2022 года включительно).

    В отношении отдельных категорий транспортных средств - мотоциклов, мотороллеров или легковых автомобилей от уплаты транспортного налога освобождаются:

    инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;

    инвалиды III группы в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно;

    один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей и проживающих совместно с ними;

    один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи ребенка-инвалида и проживающий совместно с ним;

    опекун инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

    По упрощенной системе налогообложения

    Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, статьей 11 Областного закона установлена пониженная налоговая ставка в размере 10 процентов.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определяемых Правительством Российской Федерации отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, установлена налоговая ставка в размере 1 процента при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в размере 5 процентов - с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

    Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

    Данная льгота действует с 01.01.2020 по 31.12.2020.

    для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

    Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

    По патентной системе налогообложения:

    для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

    Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

    для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, относящимся к определяемым Правительством Российской Федерации отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в два раза снижен размер потенциально возможного к получению годового дохода.

    Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

    Данная льгота действует с 01.01.2020 по 31.12.2020.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 28 апреля 2018 года N 23-05-07/29126

    [Об обеспечении на регулярной основе централизованного сбора, обработки и учета информации о предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях налоговых льготах и преференциях, а также в рамках проводимой работы по разработке методологических основ, позволяющих применять единые подходы к оценке эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации, Минфином России на основе информации, представленной субъектами Российской Федерации за 2011-2017 годы и плановый период 2018-2020 годов]

    Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 января 2018 г. N Пр-66 об обеспечении на регулярной основе централизованного сбора, обработки и учета информации о предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях налоговых льготах и преференциях, а также в рамках проводимой работы по разработке методологических основ, позволяющих применять единые подходы к оценке эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации, Минфином России на основе информации, представленной субъектами Российской Федерации за 2011-2017 годы и плановый период 2018-2020 годов в соответствии с письмом от 9 октября 2017 г*. N 23-05-07/68586, а также сведений Федеральной налоговой службы сформирован проект Сводного реестра налоговых льгот субъектов Российской Федерации (далее - реестр).

    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 19 октября 2017 г". - Примечание изготовителя базы данных.

    В реестре отражено предварительное распределение налоговых льгот по типам в зависимости от целевой категории, по группам полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленным Правилами определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

    Анализ включенной в реестр информации выявил неполный охват налоговых льгот, установленных законами субъектов Российской Федерации и действовавших в период 2011-2017 годов, а также значительное количество неточностей в указании законодательных источников, которыми установлена льгота (нормативный правовой акт, устанавливающий льготу - НПА, реквизиты норм НПА, дата принятия НПА), категорий налогоплательщиков, дат начала и окончания действия льготы, срока ее применения, в разнесении по годам сумм выпадающих доходов и их несоответствия периоду действия льготы.

    Кроме того, отдельными субъектами Российской Федерации осуществлялось разделение единой налоговой льготы, установленной для одной категории налогоплательщиков, в связи с разными размерами налоговых ставок, действующих в период применения льготы (например, для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития), либо объединение разных категорий налогоплательщиков в общую группу (например, в случае освобождения от уплаты налога разных категорий налогоплательщиков).

    Отдельные ошибки, выявленные в ходе проверки, были уточнены Минфином России в представленном проекте реестра.

    Учитывая изложенное, ответственным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется провести дополнительную проверку перечня налоговых льгот (налоговых расходов) субъекта Российской Федерации, включенных в реестр, в том числе с учетом подходов на примерах иных субъектов Российской Федерации (реестр направлен в рабочем порядке на адреса электронной почты субъектов Российской Федерации, размещенные на официальном сайте Минфина России https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/emails/).

    Доработанный перечень налоговых льгот (налоговых расходов) субъекта Российской Федерации за 2011-2017 годы и плановый период 2018-2020 годов и результаты оценки их эффективности, проведенной в соответствии с прилагаемым проектом* методических рекомендаций по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе данных за 2016 год, необходимо представить в Минфин России в официальном порядке в срок до 1 июня 2018 года, дополнительно продублировав указанную информацию в формате EXCEL на адрес электронной почты 23dep@minfin.ru.

    * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

    Также в целях оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) направляем информацию по номинальному темпу прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации, в том числе предварительную оценку в отношении текущего года и планового периода: 2012 г. - 12,4%; 2013 г. - 2,2%; 2014 г. - 7,2%; 2015 г. - 6,9%; 2016 г. - 6,9%; 2017 г. - 10,8%; 2018 г. - 7,7%; 2019 г. - 6,0%; 2020 г. - 6,5%.

    В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

    В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

    Льгота по НДС

    Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

    • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
    • прав на использование указанных программ и баз данных.

    При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

    Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

    Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

    Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

    • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
    • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
    • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

    Льгота по налогу на прибыль организаций

    Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

    Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

    1. К первой группе относятся организации:

    • осуществляющие деятельность в области IT;
    • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

    данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

    • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

    2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

    Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

    • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
    • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
    • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

    Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

    Льгота по страховым взносам

    Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

    • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
    • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
    • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

    Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

    Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

    • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
    • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
    • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

    При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

    Порядок определения доходов от IT-деятельности

    В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

    • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
    • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
    • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
    • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

    Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

    Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

    Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

    Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

    Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

    • доходы в виде курсовых разниц;
    • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
    • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

    При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

    Пограничные ситуации применения IT-льгот

    Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

    Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

    • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
    • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
    • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
    • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

    Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

    Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

    • освобождение от уплаты НДС;
    • освобождение от уплаты налога на прибыль;
    • применение по страховым взносам ставки 14%.

    Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

    Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

    Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

    О «деловой цели» использования IT-льгот

    Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

    Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

    Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

    В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

    Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

    • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
    • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
    • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

    Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

    • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
    • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
    • перепрофилирование IT-активов;
    • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

    К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

    [1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

    [2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

    [3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 5 марта 2021 г. N ЕД-7-1/173@

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ

    НА 2021 - 2023 ГОДЫ

    В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

    1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

    3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

    4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

    5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

    Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

    для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

    незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

    справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

    Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

    Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

    Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

    Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

    Снижение издержек государственного управления

    Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

    Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

    Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

    Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

    Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

    Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

    Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

    Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

    Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

    Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

    Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

    Задача 3.7. Создание системы управления рисками

    Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

    Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

    Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

    Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

    Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

    Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

    Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

    Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

    Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

    Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

    Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

    Задача 6.2. Развитие внутрикорпоративной культуры

    приказом ФНС России

    от "__" ________ 2021 года

    Стратегическая карта ФНС России на 2021 - 2023 годы

    Читайте также: