Международный опыт налогообложения образовательных учреждений

Опубликовано: 18.09.2024

Образовательные реформы конца XX - XXI в. в экономически развитых странах имеют ряд общих тенденций, законодательно закрепленных в правительственных документах.

Так, начало образовательной реформы в США относят к моменту публикации в 1983 г. известного Доклада Национальной комиссии по совершенствованию образования "Нация в опасности". В этом же году был издан основополагающий документ для профессионально-технического образования: Акт Карла Перкинса - Федеральный закон о профессиональном образовании 1983 г. В 1990 г. были приняты поправки к этому Закону, и он получил официальное название "Акт Карла Д. Перкинса о прикладном технологическом образовании, принятый с поправками[9]". В Акте К. Перкинса впервые на национальном уровне законодательно утверждена Программа технической подготовки и предложено дальнейшее развитие концепции "Образование для карьеры", данная концепция определяет стремление установить соотношение между миром образования и миром работы. Термин "образование для карьеры" (Career Education) введен С. Марландом в 1971 г. В 1974 г. принимается Закон об образовании в области карьеры. Реализация теории образования для карьеры подразумевает прежде всего процесс введения в общее содержание образования концепций развития карьеры, с помощью которых любые академические знания должны соотноситься с миром работы либо с процессом самореализации и самоисследования.

Поправки 1998 г. к Акту Карла Д. Перкинса о профессиональном и техническом образовании вступили в силу 31 октября 1998 г.[10] Этот Государственный закон 105-332, принятый Департаментом образования США, часто называют "Перкинс-3". Данное законодательство ставит целью модернизацию академической, профессиональной и технической подготовки учащихся системы начального профессионального образования.

Не менее важным законодательным документом 1990-х годов стал Национальный доклад Комиссии при Секретаре Департамента труда США по достижению необходимых навыков "Какие требования мир труда предъявляет к школам", в котором отмечается необходимость формирования у молодежи основных (базовых, инструментальных) навыков[11].

Важным шагом в дальнейшем развитии данного направления стало принятие Конгрессом США в 1994 г. Акта "О возможностях перехода от школы к работе". В нем отмечалось, что США недостает взаимосвязанной системы оказания помощи молодежи в получении знаний, навыков, умений и информации о доступе к рынку труда, что необходимо для успешного перехода от школы к начальному профессиональному или высшему образованию[12]. Даная тенденция констатирует фактическое принятие преимуществ производственной модели обучения и формирования рабочего нового типа, что имеет принципиальное значение при сравнительно-педагогическом анализе опыта США с опытом европейских стран (Германия, Швейцария, Дания и др.), для которых характерна дуальная система профессионального обучения, при окончательной доработке стратегии развития начального профессионального образования в России, развитии инновационных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Принятию стратегического для системы образования США документа Администрацией Б. Клинтона Акта об образовании Америки, одобренного Конгрессом США в марте 1994 г. как часть общего документа "Цели 2000"[13], предшествовал подготовленный по результатам общественного обсуждения национальных целей образования Отчет о национальных целях образования: Формирование нации обучающихся. Данные документы законодательно оформили движение по разработке стандартов образования. В научную, педагогическую и юридическую лексику вводится термин "образование на основе стандартов" (standard-based education), параллельно принимаются другие важные документы на национальном и местном уровне а также на уровне штатов. В стране создается Национальный Совет по разработке и совершенствованию образовательных стандартов, формируются национальные советы по разработке стандартов для отдельных образовательных областей.

Законодательным актом об инвестировании в рабочую силу стал Государственный закон 105-220, который был принят Конгрессом США 7 августа 1998 г. В нем определены направления реформирования федеральной системы занятости, образования взрослых и программ реабилитации групп риска с целью создания интегрированной системы "под ключ", включающий в себя комплекс мер по эффективному инвестированию в подготовку рабочей силы и образовательные программы для взрослых и молодежи.

Другое по теме:

Бюджетный процесс: понятие, стадии бюджетной деятельности, участники и их полномочия, концепция реформирования
По российскому законодательству бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнени .

Меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки
При подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в часть первую НК РФ, подготовка которого включена в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации принять решения по следующим вопросам: - усовершенствовать процедуры в случае несогласия налогоплательщика с резу .

Содержание и задачи анализа прибыли, рентабельности источники информации
Основными аналитическими и управленческими задачами анализа прибыли являются: Оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является оcновным показателем хозяйственной деятельности; Оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем с .

Ключевые слова: налоги

Библиографическая ссылка на статью:
Евлоева М.М. Зарубежный опыт налогового контроля образовательных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/4720 (дата обращения: 20.05.2021).

Налоги – основной источник доходов бюджета не только в России, но и зарубежных стран. Как в РФ, так и в зарубежных странах налоги не должны создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим лицам.

Налоговые системы каждого государства обладают значительным своеобразием и характерными отличительными чертами, поэтому сказать, что в настоящее время сложилась единообразная система налогообложения нельзя. В каждой стране существуют свои налоговые системы, которые существенно отличаются друг от друга.

Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения, как в России, так и зарубежных странах является достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов в зарубежных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов в бюджет достигает 93-95%. В российской экономике этот показатель намного ниже – он составляет 85-90%.

Во Франции действует Налоговый кодекс как целостный документ, который используется при подготовке Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что в России НДС был введен по образцу французской налоговой системы.

Во Франции действует сложная система налоговых деклараций. По данным налоговой инспекции Франции проверяется примерно 60 тыс. деклараций в год: 54 тыс. – от юридических лиц и 6 тыс. – от физических. Имеющаяся в базе данных информация сравнивается с представленной декларацией, если на этом этапе обнаруживаются расхождения, то налоговый инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую инспекцию, она может потребовать доплаты налогов, но если налогоплательщик игнорирует требование, то налоговые органы проводят более тщательную налоговую проверку с выездом на место. Контроль с выездом на место обычно осуществляется при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Налоговая проверка осуществляются за три предшествующих года. Отдельных положений или нормативно законодательной базы о частоте проверок нет. Во Франции в соответствии с нормативно-законодательной базы повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.

Во Франции, как и других зарубежных странах при выборе предприятия, подлежащего налоговой проверке, основываются критериям налогового риска. Выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями и используется информация от осведомителей или третьих лиц.

Налогообложения в сфере образования Великобритании требует особого внимания. В Великобритании налогоплательщикам предоставляют различные налоговые льготы, как образовательным учреждениям, так и участникам образовательных учреждений:

- пониженная процентная ставка налога на недвижимое имущество образовательных учреждений;

- родителям (в форме определенных налоговых вычетов и налоговых скидок по налогу на доходы как работникам и как организациям);

- фондам и иным юридическим лицам связаны с сектором образования (в форме освобождений и вычетов по налогу на доходы корпораций, НДС, налогам на недвижимость и некоторым другим налогам);

- студентам (в форме налоговых скидок в размере процентных ставок по образовательным кредитам, вычетов по налогу на доходы, освобождений от налогообложения подоходным налогом стипендий и выплат по грантам, выделенным на научные исследования).

Таким образом, специфика налогообложения в Великобритании обусловлена применением пониженных процентных ставок и предоставление различных налоговых льгот не только для образовательных учреждений, но и для участников образовательных учреждений.

На Западе налоговое за­конодательство более детализи­ровано, отсутствуют основания для разных толкований и ин­терпретации. Положительным моментом является также и ус­тоявшаяся налоговая система государств. Но как в России, так и в зарубежных странах главной проблемой в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов в ведущих странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 93-95%. В российской экономике этот показатель намного ниже – он составляет 85-90%.

Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования нало­говой системы.


Количество просмотров публикации: Please wait


Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Соколова, М. С. Зарубежный опыт налогообложения образовательных учреждений / М. С. Соколова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13670/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрено налогообложение образовательных учреждений зарубежными странами. Проанализирован механизм предоставления налоговых скидок в сфере образования в Великобритании. Рассмотрен специальный налог на профессиональное образование во Франции.

Ключевые слова: налог, образование, льгота

Усиливающееся взаимодействие национальных экономик является ярко проявляющейся тенденцией мирового развития. При этом налоги стали одним из средств создания единого экономического пространства для государств, связанных едиными экономическими и политическими интересами. Проблемы налогообложения отдельного государства нужно рассматривать во взаимосвязи с тенденциями мирового сообщества. При разработке национальной налоговой политики необходимо учитывать опыт и перспективы налоговых реформ в иностранных государствах.

Изучение особенностей налогообложения образовательных учреждений в зарубежных странах и выявление тенденций его развития необходимы для создания и развития механизма налогового регулирования и стимулирования развития в рассматриваемой сфере.

Особого внимания требует налогообложение в сфере образования в Великобритании. Налогоплательщикам предоставляют различные налоговые льготы, как образовательным учреждениям, так и участникам образовательных учреждений:

‒ пониженная процентная ставка налога на недвижимое имущество образовательных учреждений;

‒ освобождение образовательной услуги от обложения НДС. (данная льгота предоставляется для уполномоченного учреждение, понятие которого устанавливается законодательством. Указанное понятие применяется только в целях льготирования налогообложения НДС.)

‒ родителям (в форме определенных налоговых вычетов и налоговых скидок по налогу на доходы как работникам и как организациям);

‒ фондам и иным юридическим лицам, связанным с сектором образования (в форме освобождений и вычетов по налогу на доходы корпораций, НДС, налогам на недвижимость и некоторым другим налогам);

‒ студентам (в форме налоговых скидок в размере процентных ставок по образовательным кредитам, вычетов по налогу на доходы, освобождений от налогообложения подоходным налогом стипендий и выплат по грантам, выделенным на научные исследования) [4].

В отдельных, довольно редких случаях специфика налогообложения обусловлена применением пониженных процентных ставок по налогу, например, на недвижимое имущество частных образовательных учреждений (в отдельных местных системах налогообложения).

Центральным институтом, который служит связующим звеном между системой налогообложения, системой образования и системой государственной поддержки образования, является институт налоговой скидки (tax credit), которая в Великобритании часто выходит за пределы просто налоговой льготы и становится прямой финансовой помощью государства, субсидией как таковой. Специфика Великобритании в этой связи определяется тесной взаимосвязью понятий «налоговая скидка» и «пособие» (benefit). Существует два основных вида налоговой скидки: налоговая скидка на ребенка (child tax credit) и налоговая скидка работника (working tax credit)

Налоговая скидка на ребенка представлена в Великобритании несколькими вариантами. Один из них это установления пособия в твердой сумме для отдельных категорий лиц и семей, например, в отношении многодетных семей. Так же существует вариант установления пособия по размеру валового годового дохода семьи.

Налоговая скидка является независимой величиной, не привязанной к каким-либо показателям, поэтому она предоставляется независимо от объема перечисленных в бюджет сумм подоходного налога. Размер скидки зависит от суммы, подлежащей выплате многодетным семьям по пособиям. Отдельное место занимают налоговые скидки в форме субсидий, предусмотренные, например, для детей-инвалидов, значение величины преференции для которых выше.

Налоговым законодательством Великобритании установлена ответственность за недостоверное декларирование и мошенничество в целях получения налоговых скидок. Штраф может быть возложен не только на налогоплательщика, но и на организацию, которая выступала налоговым агентом, обязанным исчислять налоговые скидки.

Организации-работодатели являются плательщиками государственного страхового сбор за своих работников [4]. Так же работодатель может быть обязан удерживать с работника сумму льготного кредита на образование, выдаваемого специально уполномоченными государством финансово-кредитными институтами студентам. Существуют специально утвержденные таблицы, в которых отражается полный перечень обязанностей по удержаниям в погашение кредитов на образование. Работодателя прекращает удержание с момента поступления из налоговой или таможенной службы уведомления о погашении образовательного кредита. Данная обязанность работодателей не является налоговой,однако администрированием таких платежей занимаются налоговая и таможенная служба. За неисполнение обязанности по своевременному удержанию и перечислению указанных сумм в отношении работодателя применяются штрафные санкции.

Таким образом, специфика налогообложения в Великобритании обусловлена применением пониженных процентных ставок и предоставление различных налоговых льгот не только для образовательных учреждений, но и для участников образовательных учреждений. Установление разных налоговых вычетов и льгот позволяет гражданам реализовать свои права на получение образования, а образовательным учреждениям создает финансовые и экономические гарантии эффективного осуществления своей деятельности [1].

Во Франции существует специальный налог на профессиональное образование, основная цель которого — нахождение средств на финансирование профессионально-технического образования в стране является государственным налогом. Он взимается с фонда оплаты труда по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда предприятия в целом плюс 0,1 %. Если предприятие использует временную рабочую силу, ставка повышается до 2 %. На профессиональную подготовку молодёжи взимается дополнительно ещё 0,3 %. Кроме того, предприятие, на котором работает более 10 сотрудников, обязательно участвует в финансировании жилищного строительства, для чего отсчитывается 0,65 % годового фонда оплатытруда (при этом форма участия может быть любой: от прямого инвестирования до предоставления займа)

Главным элементом французской налоговой системы является налог на добавленную стоимость. Учреждения образования полностью освобождаются от уплаты этого налога.

Схемы предоставления налоговых льгот в сфере образования отличается в разных странах. Но при этом разнообразии можно выявить закономерность, заключающаяся в том, что за рубежом существует механизм налогового регулирования сферы образования, который позволяет обеспечить эффективное налоговое стимулирование научно-технического развития страны [3].

Таким образом, исследование налоговых систем иностранных государств важно для развития национальной системы налогообложения. Образованию в западных странах уделяют особое внимание. Предоставляются различные льготы для образовательных учреждений и обучающихся. Организуется подготовка профессиональных кадров, для чего создается дополнительное финансирование с собранных налогов.

Но для успешного внедрение зарубежных моделей налогообложения образования необходимо достижении достаточного уровня экономического развития, наличие эффективной системы налогового администрирования, а также наличие роста налоговой ответственности у налогоплательщиков.

  1. Евлоева М. М. Зарубежный опыт налогового контроля образовательных учреждений // Современные научные исследования и инновации. — 2011.– № 6. — С.32
  2. Дорофеева, Н. А. Налоговое администрирование: Учебное пособие/ Н. А. Дорофеева. — М.: Российский университет кооперации, 2010. — 235 с.
  3. Зарипова, Н. Д. Анализ практики налогового регулирования в зарубежных странах / Н. Д. Зарипова // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 19.– С. 44–50.
  4. Корф Д. В. Налогообложение в сфере образования в Великобритании // Финансовое право. — 2007. — № 10. — С. 56.

Леонова Ж.К.¹, Иванина В.М.²

¹Доктор экономических наук, профессор; ²аспирант, Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация

В статье рассмотрено – льготное налогообложение в образовании, как в РФ, так и зарубежный опыт (США, Великобритания). Проанализированы налоговые льготы в экономико-правовом пространстве (изъятие, скидка, налоговое освобождение), позволяющие эффективно развиваться в сфере образовательных услуг в условиях сокращения финансирования данной сферы со стороны государства. Обозначена специфика налогообложения образовательных учреждений связанных с высвобождением средств.

Ключевые слова: образование, налог, льгота.

Leonova Zh.K. 1 , Ivanina V.M. 2

¹Doctor of economic sciences, professor; ²postgraduate student; State Educational Institution of Higher Professional Education “Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies”

PECULIARITIES OF TAXATION ON EDUCATIONAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD

Abstract

The article deals with preferential taxation on education in Russia and abroad (the USA and the UK). It gives the detailed analysis of preferential taxation in economic and legal domains (seizure, discount, tax exemption), which makes it possible for entities and individuals develop in the sphere of educational service in the situation of reduced state funding. The text gives valuable information on the peculiarities of educational institutions taxation connected with funds release.

Key words: education, tax, privilege

Перемены, преобразовывающиеся в сфере образования в рамках экономики знаний, воздействуют на уровень государственного регулирования, эволюции форм и методов организации образования как общественного блага. Сбалансированность и комплексность национальной образовательной системы зависит от интенсивного сочетания смешанных организационно-экономических форм, в рамках которых реализуется деятельность по введению, хранению и распространению и многочисленному внедрению усовершенствованных знаний и технологий [1].

Одним из элементов государственной политики в условиях недостаточного финансирования в сфере образования может быть система льготного налогообложения.

За рубежом в течение нескольких десятилетий, как в развитых, так и развивающихся странах активно используются налоговые стимулы с целью развития сектора образования и научной сферы.

Международная практика налоговых льгот образовательных сфер показывает, что в США взимается:

  • налог на прибыль (Income Tax) на федеральном уровне организация, созданная и функционирующая только в образовательных целях, освобождается от уплаты налога. На предпринимательскую деятельность, не связанную непосредственно с выполнением образовательных функций, освобождение от налога не распространяется. Статус освобождения от налогообложения прибыли (tax-exempt) распространяется также на эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) университетов;
  • налог за право осуществление деятельности на территории штата (Franchise Tax) на региональном уровне. В Техасе от уплаты налога освобождены государственные организации, предназначенные только для образовательной деятельности.
  • налог на имущество (Property Tax) (включает в качестве налоговой базы землю, недвижимость, и движимое имущество) на региональном уровне. В большинстве штатов образовательные организации освобождаются от уплаты налога на имущество, в том числе в отношении эндаумент-фондов (фондов целевого капитала). Так например в штате Техас налог не исчисляется в отношении собственности высших образовательных учреждений. Исключение составляет имущество, сдаваемое в аренду или предоставляемое в лизинг для использования в целях, не связанных с выполнением ОУ своих функций, а также жилые площади, предоставленные лицам, не являющимся сотрудниками или студентами ОУ. При использовании имущества одновременно в целях, связанных с выполнением ОУ своих функций, и иных, налог начисляется пропорционально.
  • налог с продаж (Sales and use tax) на региональном уровне. В государственных и частных образовательных учреждениях (штат Небраска, штат Канзас, штат Невада и др.) не взимается налог [5].

Одной из наиболее развитых льготных налоговых систем в сфере образовательных услуг является двухуровневая налоговая система в Великобритании. Осуществляет деятельность налогов налоговая и таможенная служба Ее Величества (Her Majesty’s Revenue and Customs, или кратко HMRC, здесь и далее – налоговая служба). Служба относится к неминистерской (non-ministerial), т.е. руководимой гражданским служащим, а не министром или секретарем руководства, и отчитывается непосредственно парламенту.

Специфика налога в сфере образования Великобритании, во первых, связана с предоставлением разнообразных налоговых льгот, освобождений, прекращений налогоплательщикам – участникам образований – родителям (в форме точных налоговых вычетов), образовательным организациям, фондам и иным юридическим лицам, уставные цели создания, которых, каким либо способом, связаны с рычагом образования, студентам (в виде налоговых скидок процента по кредиту, вычетов по налогу на доходы, освобождения от налога стипендий и выплат по грантам, предоставленным на научные достижения). Можно так же отнести льготы налогообложения работодателям, которые усовершенствуют квалификацию работников за счет своих средств. Главным органом, которым служит связующим институтом между системой налогообложения, и системой образования, а так же и системой государственной поддержки образования, является институт налоговой скидки (tax credit), которая в Великобритании нередко преобразовывается не только как просто налоговая льгота и становится непосредственно финансовой помощью государства, субсидией как таковой. Особенность Великобритании в этой сфере формируется тесной связью таких понятий как “налоговая скидка” и “пособие” (benefit) [4].

В Великобритании образовательные учреждения чаще всего получают статус благотворительной организации (charity) и освобождается от уплаты налогов по большинству своих операций. Статус благотворительной организации присваивается образовательному учреждению на региональном уровне (регуляторы благотворительных организаций), поэтому в некоторых случаях негосударственному частному образовательному учреждению может быть отказано вправе получить освобождение от налогообложения (например, прецедент в Шотландии). Так, например, в Великобритании следующие предоставления налоговых льгот образовательным организациям:

  • налог на прибыль организаций (Corporate Tax) (государственный) Применяется освобождение от налогообложения за исключением операций, не относящихся к полученному благотворительному статусу ( non-charitable), то есть в отношении операций, которые не отражаются в учредительных документах.
  • государственная пошлина (stamp duty) (государственный). Пошлиной не облагается приобретение недвижимости и иной собственности.
  • налог на добавленную стоимость (Value Added Tax) (государственный). В отношении приобретения товаров и услуг большинство операций не облагаются налогом (при условии использования в непредпринимательской деятельности в отношении недвижимости). Так, от уплаты НДС освобождаются следующие виды операций образовательных организаций:
    • предоставление образовательных услуг;
    • проведение исследовательской деятельности;
    • проведение услуг по проведению экзаменов;
    • закупки и реализация товаров/услуг, которые тесно связаны с вышеперечисленной деятельностью, в случае если товары/услуги предназначены для прямого использования учащимися и контрагентом по операции является образовательное учреждение;
    • образовательные услуги в сфере профессионально-технического образования, а также закупки товаров и услуг, необходимых для их предоставления [5].

Обозначение налоговой льготы дано в ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – часть первая НК РФ). Согласно п. 1 данной статьи льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].

Льготы по налогообложению предоставляют существенное влияние на масштабы налоговых обязательств образований. Классификация и признаки предоставляемых действующим законодательством льгот представлена в таблице 1.

30-07-2015 13-58-33

Таблица 1 – Налоговые льготы в экономико-правовом пространстве Российской Федерации

Источник: выполнила В.М. Иванина по материалу http://www.mirkin.ru/_docs/_budgetfin/_obrprog/4_2.pdf.

Классификация льгот производится в зависимости от её установки на изменение того или иного типа в структуре налога.

Например, в РФ налогообложение на имущество организаций происходит путем налогового изъятия. Почти во всех регионах не облагается налог на имущество организаций бюджетные в целом или образовательные учреждения в частности, операции которых инвестируются из регионального или местного бюджетов. При этом распространенной формулировкой налогового изъятия выступает не взимается налог на имущество – Сахалинская область, Ленинградская область, Тюменская область, Калужская область и др. Что касается субъектов налогообложения, то не платят налог в первую очередь учреждения, инвестируемые из регионального и местного бюджетов (г. Москва, Республика Адыгея, Воронежская область при условии финансирования деятельности из соответствующих бюджетов в полном объеме). В некоторых случаях отдельно рассматривается ряд освобождений от уплаты налога автономных учреждениях в отношении имущества, введенного за ними учредителем, либо имущества, приобретенного автономными учредителями за счет средств, данных ему учредителем на получение имущества (Сахалинская область). Так, в Красноярском крае государственные учреждения, инвестируемые из регионального или местного бюджетов, не платят налог (освобождены) в соотношении объектов, применяемых для предоставления населению услуг образования. Уменьшение налоговой ставки (скидка) на уровне регионов различается низшей конкретизацией субъекта налоговой льготы. Во многих регионах льготная ставка по налогообложению устанавливается непосредственно организацией образования в том случае, если их деятельность частично или полностью инвестируются по средствам регионального или местного бюджетов (Владимирская область, Республика Алтай).

Если брать транспортный налог путем изъятие льгот, то могут устанавливаться ограничения по минимальному объему участия бюджетных средств в финансировании бюджетного учреждения. Например, по Новгородской области – в масштабе 70 и более процентов от общего годового объема доходов. В Карачаево-Черкесской республике – не менее чем 90%. Не облагаются налогом бюджетные учреждения находящиеся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, – Тюменская область; финансируемые из областного и местного бюджетов, -Тамбовская область; учреждения полностью финансируемые из регионально и местного бюджета (Рязанская область) либо не менее чем на 80% (Нижегородская область). В образовании рассматривается такая налоговая скидка как транспортный налог на 50%, кроме автомобилей легковых, водных, воздушных транспортных средств в Московской области. Приняты уменьшенные нормы транспортного налога (0,24-0,3 предусмотренной НК РФ в зависимости от категории транспортного средства) образованиям, сущность которых целиком или частично (не менее 50%) средств инвестируются из областного и /или местных бюджетов (Псковская область). В соответствии с решением депутатов Восточенского сельского Совета Краснотуранского района Красноярского края от 06.03.2013 № 49-109-р «О земельном налоге» не взимается налог на землю государственных организациях, инвестированных за счет средств краевого или местного бюджета. Причиной предоставления льготы служит справка об объемах финансирования учреждения из краевого и/или местного бюджета. Причем доля инвестированных средств, приобретенных учреждением из краевого или местного бюджета, в совместной структуре доходов учреждения не отображается.
Доходы, приобретенные образовательными организациями от предпринимательской деятельности, финансируемые в образовательную деятельность, не облагаются налогами, в том числе и на землю. Обязательным правилом для пользования разрешенной льготой имеется наличие у налогоплательщика лицензии на реализацию образовательной деятельности. Нормативы, введенные Законом РФ “Об образовании”, относятся к нормативам прямого действия.

Сумма налога = объект налогообложения (с учетом льготы №1) х ставка налога (с учетом льготы №2) – иные законные изьятия (с учетом льготы №3).

Льгота №1 определяется как не взимаемый минимум объекта налогообложения, а также возможное изъятие из обложения данных элементов объекта налога.

Льгота №2 определяется как вероятное уменьшение налога для реального объекта налогообложения или субъекта хозяйственных операций.

Льгота №3 определяется как многообразные вычеты и законные изъятия из налога за рассчитанный этап времени, в том числе и не связанные с льготами (например, сумма НДС, оплаченная производителем).

При установлении налоговых льгот на уровне субъектов РФ и муниципальных образований изменениям могут подвергаться только такие субъекты налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При этом за субъектами РФ и муниципальными образованиями сохраняется право определить основания и порядок применения установленных налоговых льгот.

Так как образовательные организации в основном массе формируются в организационно-правовой форме некоммерческой организации – учреждения, основной акцент в выявлении льготного налогообложения будет сделан на государственные и муниципальные образовательные организации. Такой подход не ущемляет интересы остальных категорий организации, так как налоговый кодекс РФ запрещает устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности налогоплательщиков. Таким образом, установленные для образовательных учреждений льготы будут распространяться на все образовательные организации.

В России развитие рынка образовательных услуг, как и в большинстве современных стран, зависит от темпов роста денежных доходов населения, а так же от возможностей государства финансировать средства на социальные нужды [2].

В России как коммерческие, так и некоммерческие образования облагаются налогами: федеральными – налог на прибыль, НДФЛ, НДС (определяются налоговым кодексом, и обязаны выполняться на всей территории РФ); региональными – транспортный, налог на имущество (определяются в соответствии с налоговым кодексом, могут корректироваться региональными властями); местными налогами и сборами – земельный (установлены налоговым кодексом, но соответствующие изменения определяют местные налоги и сборы) [3].

В целом, специфика налога образований обуславливается условиями расчета и уплаты каждого конкретного вида налога. При этом существенными факторами, влияющими на порядок налогообложения, является:

  • принадлежность учреждения к государственной или частной форме собственности;
  • регион (муниципалитет) месторасположение учреждения;
  • направления использования полученного результата от хозяйственной деятельности.

Налоговым законодательством для образовательных учреждений обозначены льготы по НДС. Так, не взимается налог на НДС по профессионально-техническому, среднему, начальному, высшему образованию. В ст. 149 НК РФ указаны нормы, не облагаемые НДС, и определены основания, согласно которым образовательные организации могут не платить тот или иной налог. Не взимается налог от реализации на территории РФ:

  • услуг по обеспечению детей в дошкольных учреждениях, проведение учебных занятий с несовершеннолетними детьми в секциях (включая спортивные), кружках и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • осуществление продуктов питания, напрямую произведенных в столовых (студенческих и школьных), а так же в столовых других образовательных заведениях, столовых медицинских учреждений, детских дошкольных образований, и продуктов питания, только изготовленных учреждениями общественного питания и осуществляемых ими данными столовыми, данными учреждениями (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг в области образования по введению государственными образованиями учебно-производственного (по распределению главного и дополнительного образования, отмеченного в лицензии) или второстепенного процесса, за исключением, услуг по сдаче в аренду помещений, и консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Представляется, что налоговое законодательство имеет нормы, которые образуют, в общем, устройство правового регулирования налогообложения в области образования. При этом представляется возможным увеличить льготы для контрагентов рынка образовательных услуг: предоставление финансовой помощи от государства, субсидии, уменьшенных процентных ставок по налогу, скидка налога (tax credit), избавлений и послаблений налогоплательщикам – участникам образовательных сфер. Также предоставления налоговых льгот, таких как налог на прибыль организации (Corporate Tax, Income Tax), государственная пошлина (stamp duty), НДС (value Added Tax), налог за право осуществление деятельности (Franchise Tax), налог на имущество (Property Tax), налог с продаж (Sales and use tax).

С первого взгляда может показаться, что в Российской Федерации действует вполне развитая и эффективная налоговая система, подобная системам развитых стран. Но ряд имеющихся факторов полностью опровергает данное предположение. До сих пор не обеспечен должный уровень устойчивости поступления доходов в бюджетную систему. Необходимо обратить во внимание на зарубежный опыт в сфере применения налоговых льгот посредством вовлечения, особенно позитивных моментов в российскую налоговую систему (таблица 2).

30-07-2015 13-59-15

Таблица 2 – Льготы налогообложения в России и зарубежом.

Источник: выполнила В.М. Иванина по материалу http://nalogooblozhenie-obrazovatelnyh-uchrezhdenij-2.

Эта система мер позволит обеспечить формирование финансовой базы для усовершенствования образовательных организаций, как на уровне муниципальных образований, так и на общегосударственном уровне. Предоставление различных налоговых вычетов и льгот разрешает гражданам реализовать права на приобретения образования, а образовательным органам создает финансовые и экономические гарантии надежного и эффективного осуществления образовательной деятельности.

В развитых странах с достаточно давними налоговыми традициями основной целью смягчения налогового режима для малых предприятий является устранение налоговой дискриминации, которая проявляется главным образом в двух направлениях. Во-первых, издержки законопослушания для малого предприятия с большой вероятностью выше, чем для крупного, поскольку документация и информация, необходимая для налогового декларирования, в любом случае собирается и хранится крупными предприятиями для собственных целей. Во-вторых, можно предположить, что при равных ставках налогообложения эффективная ставка налогообложения дохода для малого предприятия будет больше (в отсутствие специальных льгот), поскольку возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов у малых предприятий меньше. В таких случаях применяются пониженные налоговые ставки. Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Люксембурге и Великобритании. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде контролируемые канадцами частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает $200 000 .
В ряде развитых стран традиционно применяется особый режим налогообложения малого бизнеса.
Во Франции налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Наиболее упрощенная схема налогообложения предусмотрена для микропредприятий, годовой оборот которых не превышает 500 000 французских франков (если предприятие занимается торговыми операциями) или 175 000 французских франков (если предприятие оказывает услуги или является некоммерческим). Такие предприятия не подают декларации о налоге на добавленную стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых также зависит от рода деятельности (торговые операции, услуги и прочие виды деятельности). На микропредприятии ведется лишь учет закупок и финансовых поступлений, а также составляются формальные счета на НДС, в которых, впрочем, указывается, что НДС не взимается.
Упрощенный налоговый режим применяется по отношению к малым и средним предприятиям, годовой оборот которых составляет от 500 000 до 5 000 000 французских франков (если предприятие занимается торговыми операциями) или от175 000 до 1 500 000 французских франков (если предприятие занимается предоставлением услуг или некоммерческой деятельностью). Налогооблагаемый доход в данном случае представляет собой разницу между фактическим доходом и расходами предприятия. Форма отчетности при упрощенном налоговом режиме также является упрощенной — малые и средние предприятия представляют в налоговые органы основные данные о своем балансе, основных фондах, размере инвестиций и финансовых результатах деятельности. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, могут несколько снизить свой налогооблагаемый доход, если они согласятся на проверку своей деятельности официальным аудитором.
Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке 19%. Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие. Такие предприятия также уплачивают и НДС, однако они делают это не ежемесячно, как остальные предприятия, а ежеквартально .
В ряде случаев основной целью вмененного налогообложения является уменьшение возможности ухода от налогообложения. В таких случаях вводятся минимальные налоги, часто наряду с льготным или упрощенным налогообложением малого бизнеса. Например, Италия применяет минимальный вмененный налог, дифференцированный по видам деятельности.
В развивающихся странах у малых предприятий и у налоговых органов существуют дополнительные проблемы, в частности связанные с меньшей правовой грамотностью и со слабостью налоговой администрации. В этом случае использование малым предприятием обычных декларативных систем учета порождает столь значительные издержки законопослушания, что стимулирует уход их в теневую деятельность. В этих случаях разумное использование вмененных методов «может расширить налоговую базу за счет увеличения количества налогоплательщиков их платежей и может уменьшить уклонение от налогообложения – все это при относительно низких административных издержках». В тех случаях, когда существует опасность произвола налоговых властей, устанавливается право выбора между вмененным налогообложением и традиционной системой уплаты налогов.
В Чили налогоплательщик, чья выручка не превышает 3,000 налоговых единиц (налоговая единица в Чили – некоторая величина в денежном выражении, регулярно индексируемая и применяемая для целей налогообложения) в год (в среднем за последние 3 года), имеет право выбрать специальный режим. По специальному режиму распределенный доход облагается налогом при распределении, а удержанный доход по прекращении деятельности или по окончании специального режима. Доход, накопленный или фактически полученный, считается частью акционерного капитала, пока он не изъят или не распределен. Изъятые или распределенные доходы облагаются налогом FCT (First Category Tax, налог на доходы корпораций в Чили) на уровне предприятия, при налогообложении этих доходов должны уплачиваться авансовые платежи. Мелкие торговцы, ведущие деятельность на улицах, платят фиксированный налог ежегодно (половину месячной налоговой единицы) вместе с муниципальной платой за лицензию. Продавцы газет облагаются ежегодным налогом, равным 0,5 % их продаж.
Бразилия применяет систему налогообложения малых предприятий с валовым доходом в качестве налоговой базы и дифференцированными в зависимости от годового валового дохода ставками. Ставки налога изменяются от 3% до 7% валового дохода предприятия. Критерием признания предприятия малым (или микро-) является валовой доход. А именно, доход микропредприятия в календарном году не должен превышать 120 000 реалов, а малого предприятия – 720 000 реалов. При этом индивидуальное предприятие, оказывающее услуги (например, мойка машин), может не регистрироваться в Главном кадастровом управлении налогоплательщиков и иметь статус неформального предприятия.
Ограничения для признания предприятий малыми или микро-, помимо дохода включают в себя форму собственности, вид деятельности (не разрешается налогообложение по системе малых предприятий для кредитно-финансовых, страховых, арендных, инвестиционных, охранных предприятий, производящих операции с ценными бумагами, валютой, недвижимостью), участие в уставном капитале данного предприятия определенных лиц (иностранные граждане и юридические лица, предприятия с участием госучреждения), участие самого предприятия в уставном капитале других юридических лиц, по осуществления экспортно-импортных сделок, вид оказываемых услуг (недопустимо в системе оказание услуг маклера, певца, предпринимателя, режиссёра театра, композитора, балетмейстера, терапевта, дантиста, медицинской сестры, ветеринара, инженера, архитектора, физика, химика, экономиста, бухгалтера, аудитора, администратора, программиста, адвоката, психолога, преподавателя, журналиста, и др.), наличие дебиторской задолженности по обязательным платежам, социальному страхованию, превышение совокупного дохода владельца от данного предприятия и участия в других предприятиях определенного предела.
Предприятие имеет право выбрать общепринятую норму налогообложения, то есть налогообложение по системе для малых предприятий не является обязательным .
В Голландии малые и средние предприятия подчиняются обычным правилам расчета и декларирования дохода, однако имеют ряд преимуществ, связанных, в основном, с прогрессивной шкалой налогообложения.
Предприятия, налогооблагаемый доход которых не превышает 50 000 гульденов, уплачивают подоходный налог по ставке 30%; если же такой доход превышает 50 000 гульденов — по ставке 35%. Налогооблагаемый доход уменьшается за счет инвестиций в некоторые капитальные активы. Правительство также поощряет научно-исследовательскую деятельность предприятий: в том случае, если компания принимает на работу сотрудника для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то она получает право на уменьшение налогов на фонд заработной платы. Объектом особого льготного налогообложения являются вновь создаваемые предприятия.
Специальная личная льгота, снижающая налогооблагаемый доход, предоставляется индивидуальным предпринимателям. Размер этой льготы изменяется в зависимости от величины полученной предпринимателем налогооблагаемой прибыли: когда такая прибыль составляет менее 96 170 гульденов, позволяется вычитать 13 110 гульденов; когда же прибыль превышает 108 395 гульденов, вычитаемая сумма снижается до 8 730 гульденов. Предприниматель, супруга/супруг которого работает на данном предприятии, имеет еще одну налоговую льготу.
В Швеции каких-либо особых налоговых режимов для малых и средних предприятий нет. Налоговое законодательство построено по принципу нейтральности, в соответствии с которым ко всем предприятиям, независимо от их юридической формы, типа хозяйственной деятельности, размера или места нахождения, применяются одна и та же налоговая база, одни и те же ставки налогообложения.
Однако из этого принципа нейтральности имеются исключения в форме налоговых льгот, специально предоставляемых малым предприятиям. Они представляют упрощенную налоговую декларацию, используют кассовый метод учета доходов и обязаны зарегистрироваться только в налоговой инспекции. Малые предприятия с доходом менее$110000могут подавать налоговую декларацию только раз в год, а не ежемесячно, как предприятия с большим доходом.
Частично освобождаются от налога дивиденды компаний, акции которых не котируются на бирже. Эта льгота имеет целью стимулирование инвестиций в малые предприятия и компенсирование им более высокой стоимости заемного капитала .
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Общих принципов определения такого критерия не существует, и они широко варьируются между странами. Иногда в качестве критерия используется численность работников предприятия (в Дании до 10 человек, в Ирландии – до 50 человек для малого бизнеса, до 250 для среднего). Распространенным критерием является совокупный годовой оборот предприятия (в Испании до 500 млн. песет). В Италии определяется доход предприятия, который не должен превышать 360 млн. лир для предприятий в сфере услуг и 1 млрд. лир для остальных фирм. В ряде случаев критерии более сложные. Так, в Бельгии и Великобритании предприятие, имеющее право на признание малым должно одновременно удовлетворять ограничениям на численность занятых, совокупный годовой оборот и валюту баланса (в Бельгии эти величины не должны превышать соответственно 100, 145 млн. бельгийских франков и 70 млн. бельгийских франков; в Великобритании – 250, 11,2 млн. фунтов стерлингов и 5,6 млн. фунтов стерлингов). В некоторых странах предприятие должно для признания малым удовлетворять одному из сложных критериев. В Люксембурге малые предприятия должны иметь оборотный капитал, не превышающий 500000 люксембургских франков и годовой оборот в пределах 2 млн. или прибыль в пределах 60000 люксембургских франков. Для средних предприятий ограничения устанавливаются на те же показатели, что и в Бельгии и Великобритании, но в Люксембурге пороговыми значениями служат 50 человек для штата, 88 млн. люксембургских франков для оборота и 44 миллиона люксембургских франков для валюты баланса .
Таким образом, можно сделать вывод, что единой теории налогообложения малого бизнеса не существует. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения преследуются различные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению – в разных странах различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, различаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

Читайте также: