Какие налоги платит церковь в беларуси

Опубликовано: 17.04.2024

Депутаты Курганской областной думы обязали священнослужителей платить налог с доходов, вырученных за проведение церковных обрядов. Курганская епархия, выступив против нововведения, уже обратилась в Московскую патриархию Русской Православной Церкви с просьбой вмешаться в ситуацию. Священнослужители заявляют, что подобного налогообложения Церкви нет ни в одном другом регионе страны, а поэтому в Зауралье сложился весьма опасный прецедент.

Как выяснилось, поправки в областной закон о взимании единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с церковных обрядов были приняты еще в апреле, однако журналистам об этом стало известно только на минувшей неделе. "Наши депутаты строку закона ". оказание услуг по ремонту трикотажных изделий" дополнили строкой "оказание ритуальных и обрядовых услуг, в скобочках указав - свадьбы, крещение, панихиды, поминания и прочее, в культовых зданиях и сооружениях, относящихся к их территории", - рассказывает Накануне.RU помощник секретаря Курганской и Шадринской епархии, отец Филипп, – Возмущает сам факт. Посмотрите, нас приравнивают к услугам по ремонту трикотажных изделий? Но у нас нет свадеб, а есть венчание, когда священник совершает таинство. Или вот строку закона ". овощи" дополняют строками "предметы религиозного культа, религиозная литература. ". Но я еще раз повторяю, что не услуги мы производим, а мы совершаем церковные обряды, богослужения".

По словам отца Филиппа, Курганская епархия уже обращалась за разъяснениями и к заместителю губернатора области, и к главе областной думы и даже в прокуратуру. Ответы ото всех были в том духе, мол, если бы религиозные организации не взимали плату за оказание ритуальных и обрядовых услуг, то последние не попадали бы под понятие "возмездных", то есть платных. Прокурор области, заметим, также не счел, что налог этот установлен не правомерно.

"Налог установлен правомерно. Глава 26.3 Налогового кодекса РФ говорит о том, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Религиозные организации обладают правом осуществлять предпринимательскую деятельность. Соответственно, ряд видов деятельности религиозных организаций попадают под этот налог", - объясняет Накануне.RU начальник информационно-аналитического отдела Курганской областной думы Родион Вяткин .

То есть, по его словам, есть две совершенно разные вещи: пожертвования, которые люди безвозмездно передают церкви, и оказание услуг, когда человек платит деньги и заказывает в церкви отпевание усопшего, крещение, венчание и т.п. "Уже нельзя сказать "безвозмездно", поскольку взимаются деньги, по сути, совершается факт купли-продажи услуг. То же касается и торговли церковной утварью и литературой. А согласно ст.34.3 Налогового кодекса РФ, разъяснения по налогообложению дает исполнительный орган власти субъекта РФ", - отмечает Родион Вяткин. При этом он заверил, что " это не ноу-хау" зауральских депутатов. ЕНВД с ритуальных и обрядовых услуг взимается в 34-х (!) субъектах РФ, причем, в Курганской области установлен один из самых низких коэффициентов - 0,6. В некоторых регионах религиозные обряды классифицируются как "иные бытовые услуги" и к ним применяется б о льший коэффициент.

Зауральские священнослужители, в свою очередь, заявляют, что подобного налогообложения церквей нет ни в одном регионе страны. Мол, да, действительно, с юридической точки зрения противоречий нет, однако есть противоречие законам церковным(!). Церковь заявляет, что "любые посягательства на пожертвование верующих являются преступлением перед людьми и Богом". Даже татаро-манголы и фашисты не брали налогов с Церкви, припоминают курганские священнослужители. Не меньше, заметим, возмущены и их коллеги в Екатеринбургской епархии. В Свердловской области, кстати, с церковных обрядов налог не взимается. "У нас нет платы, есть добровольная жертва, - объясняет Накануне.RU помощник правящего архиерея, отец Владимир, - Мы венчаем, крестим или соборуем, церкви жертвуют эти деньги. А с жертвы, извините меня, татаро-монгольское иго не брало налога, коммунисты не брали и фашисты в оккупированных территориях с церкви налоги не брали. Во всем мире налоги с церкви не берутся, церковь во всем мире пользуется дотациями государства. А у нас в стране решили брать налоги, в частности, в Курганской области. Это полнейшее беззаконие. Церковь ничего не продает, церковь ни за что платы не берет, ей жертвуют. Пришел человек, взял свечку или его окрестили, он пожертвовал какую-то свою копейку на церковь". В противном случае получается так, мрачно шутит отец Владимир, что надо рядом с каждым нищим поставить налоговика: пожертвовали нищему пять копеек, и с них налог взимать надо.

Однако, возьмем на себя смелость не согласиться с таким сравнением. Положение Церкви во все времена было далеко не нищенским, и по сей день она обладает щедрыми государственными преференциями. В Главном управлении налоговой инспекции Свердловской области Накануне.RU пояснили, что религиозные организации в нашей стране освобождены от налогов на землю и на имущество, поскольку и то, и другое используется в религиозной деятельности. Кроме того, с церкви не взимается налог с прибыли, полученной от осуществления ритуальных обрядов, распространения религиозной литературы и предметов религиозного культа (в Курганской области как раз это и сочли коммерческой деятельностью). Церковь платит только транспортный налог (если же владелец автомобиля священнослужитель - то налог платит он), а также налог на землю под хозяйственными постройками. Плюс осуществляет отчисления в пенсионный фонд и соцстрах, и платит подоходный налог с заработной платы своих работников (официально зарегистрированных).

Как видим, льготами Церковь государство не обидело. А ведь тот же налог с доходов или с имущества, как считают независимые эксперты, мог бы больно ударить по ее карману. Хотя, заметим, сведения о доходах и расходах Русской Православной Церкви всегда были закрыты. Остается лишь догадываться, какими миллиардными средствами она располагает. "Я бы сравнил церковь [структуру Русской православной церкви] со Сбербанком, хотя бы потому, отделения РПЦ есть в каждом городе, и она располагает миллиардными средствами, - высказался в интервью Накануне.RU начальник аналитического отдела ИК "Файненшл Бридж" Станислав Клещев, - Исходя из тех активов, которыми РПЦ располагает (храмы, земли, какие-то предприятия, те же торговые помещения или лавки), можно судить о том, что имеются достаточно большие средства. Конечно, если бы эти данные были открыты, можно было бы говорить более конкретно. Вообще финансовым положением церкви, как благотворительной организации, никто никогда не интересовался: какие средства она имеет, куда тратит, это не отслеживается. Понимаете, сфера эта сугубо специфична". И, отмечает эксперт, чтобы посчитать доходы церкви, необходимо знать не только прибыль от какой-то деятельности на территории монастыря или храма, но и учитывать суммы пожертвований.

Конечно, епархия - епархии рознь. Средний Урал – промышленно мощный и экономически самодостаточный регион, тогда как сельскохозяйственная Курганская область зависима от дотаций государства. Конечно, там доходы у Церкви есть, но, не такие большие, как того хотелось бы. Зато Екатеринбургская епархия имеет не только собственно офис, храмы, монастыри и воскресные школы, но и такие активы, как "Православная газета", газету "Покров" и еще одну "Голос Православия", две типографии, радиостанцию "Воскресение", телекомпанию "Союз" (которая, кстати, будет вещать на всю европейскую часть России, страны СНГ, Балтии и даже Европы), центр социальной реабилитации наркозависимых, собственные гостиницы мн.др. А если учесть строительство и реставрацию храмов, новенькие "Жигули" десятой модели, а то и вовсе "Мерседесы", в которых уже не раз были замечены священнослужители, спрашивается, каковы тогда источники доходов? Панихиды и крещения? Свечи, книги и иконы?

Вообще-то всё это стоит денег. В каждом храме, и это не секрет, имеется готовый прейскурант: свечка от десяти до сорока рублей, венчание или крещение от нескольких сотен до тысячи рублей и т.д. Только вот отнести все это к классической коммерции не дают устоявшиеся традиции и церковные законы. Такие слова как "услуга", "торговля" и "цена" священнослужители предпочитают не произносить, ведь для Церкви все деньги, которые приносят прихожане - это не прибыль, а добровольная посильная жертва. "Человек не покупает свечку, а берет, и за это жертвует свои какие-то деньги, это касается и всех церковных обрядов. Человек обращается к батюшке, например, с просьбой его окрестить, и примерно, ориентировочно в каждой церкви есть тому цена, но вы вносите посильную жертву, возможно, в таком размере, а можете дать больше или меньше – это ваше личное дело", - объясняет отец Владимир.

В свою очередь, отец Филипп отмечает, что церковные обряды могут проводиться и бесплатно, для этого желающим надо лишь написать прошение на имя правящего архиерея: "Если человек хочет покреститься, разве церковь ему откажет? Церковь даст ему и крестик, и свечку. Если хочет обвенчаться, или отпеть своего близкого, разве церковь ему откажет? Человек приходит и пишет прошение, например, на бесплатное отпевание, на имя правящего архиерея, архиерей всегда подписывает".

"Екатеринбургская епархия не получает доходы - ей жертвуют", - продолжает отец Владимир, при этом напомнив, что только церкви Екатеринбурга ежедневно бесплатно кормят две тысячи человек, есть центр, где бесплатно лечат наркозависимых, и воскресные школы в области, в которых обучается бесплатно десять тысяч детишек, три высших учебных заведения в Екатеринбурге, обучение в которых оплачивает епархия. "На это надо смотреть, а не на доходы. И то, что мы имеем, мы полностью расходуем на эти нужны", - заключил он.

Да, действительно, Церковь занимается делами благотворительности. Но в стране есть целый ряд проблем, например, демографическая, которые без Церкви решить невозможно. И тут одними только деньгами как раз не поможешь: общество и власть нуждается в сильной Церкви как в нравственном арбитре, как мощной общественной силе, которая даст стране силы для элементарного выживания.

Но ведь что примечательно, даже на банальный, казалось бы, вопрос - сколько в нашей стране верующих - Русская Православная Церковь не знает ответа. Кроме, пожалуй, сектантов, ни одна конфессия сегодня не ведет статистического учета своих прихожан. Кстати, на этот счет есть интересный исторический факт: во время переписи населения 1937 года, на вопрос о вероисповедании (который тогда стоял в опросных листах) каждый второй (!) ответил, что он верующий. Этот факт потряс власти, которые строили атеистическое государство, и результаты переписи были засекречены. Теперь давайте вслушаемся в современные цифры, когда и власть, и бизнес стремятся быть предельно публичными. Взять хотя бы те же воскресные школы: в Свердловской области с населением 4,5 миллиона человек в них обучается всего 10-ть тысяч детей. А когда вообще в стране последний раз проводилась перепись храмов? Известна ли посещаемость храмов, ежедневная, еженедельная?

Все чаще наш президент призывает к диалогу церкви и государства. Так, в октябре прошлого года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Владимир Путин призвал священнослужителей помочь "в важнейшем общенациональном деле - в преодолении угрозы терроризма и экстремизма". "Сегодня государству крайне необходимы авторитетные и влиятельные партнеры", - заявил президент, призвав церковь участвовать в социальных программах, таких как борьба с детской беспризорностью, с наркоманией, организация социальных приютов и оказание помощи престарелым и инвалидам. Кстати, тогда же (что весьма символично) Владимир Путин объявил о подписании им закона о льготном налогообложении сельскохозяйственных земель, принадлежащих Церкви.

Правильно, конечно, припоминают священнослужители, и во времена татаро-монгольского ига, и при коммунистах и в Великую Отечественную Русская Православная Церковь не облагалась налогами. Только вот знаете, почему? Потому что Церковь была мощнейшей духовно-нравственной, объединяющей народ силой. Поэтому и обладала обширными преференциями, налоговыми послаблениями, которые позволяли ей оставаться финансово-самодостаточной. Была ли Русская Православная Церковь политической силой, вопрос другой, к тому же спорный, но то, что Церковь всегда служила народу – это факт. Церковь и по сей день хранит богатые традиции в делах благотворительности и милосердия, но, увы, уже не обладает той прежней мощнейшей духовно-нравственной силой, способной оказать на развитие общественной жизни неоценимое положительное воздействие.

А именно это и хочется видеть сегодня в Русской Православной Церкви. В противном случае, действительно, непонятно, служит ли Церковь народу или же под внешней мишурой скрываются сугубо коммерческие интересы (в конце 90-х, например, РПЦ импортировала алкоголь и сигареты, имея таможенные льготы, а потом продавала их безакцизно, соответственно, получая сверхприбыли. Подобное вообще не вяжется ни с чем из области здравого смысла).

Ведь просто верующие люди идут в церковь сами, не из-за членства в какой-либо общественно-политической организации. Люди идут в церковь и стараются очиститься там: молятся, каются, жертвуют. Возможно, получится грубая аналогия, но людям, независимо от политических симпатий, свойственно ходить в баню - ведь тело надо очищать от грязи. Здесь все то же, только применительно к душе. Одно непонятно: почему сама Церковь сегодня не идет в массы, не объединяет, не возрождает былую духовность в обществе, почему нет реального диалога с властью в решении самых назревших в народе проблем? Ведь государственные привилегии во все времена подразумевали под собой взаимную ответственность власти и церкви за судьбу своего народа, за саму национальную идею - зачем и куда наша страна движется!?

Р.S. Вопрос о возможности изменения областного Закона "О едином налоге на вмененный доход…" зауральские депутаты рассмотрят 12 октября. Накануне.RU будет следить за развитием событий.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

  • Свежие записи
  • Друзья
  • Архив
  • Личная информация
  • RSS

ПнВК: Как по-божески и по-уму обложить налогом церковь


Когда одни хорошие люди говорят: «Церковь должна платить налоги. Вы посмотрите, как эти попы роскошествуют!», — они правы. Когда другие хорошие люди говорят: «Вы посмотрите, какие бедные сельские приходы, куда им ещё налоги платить?», — они тоже правы. Правы все. И у меня есть рецепт. Вернее, он не мой — умные люди давно всё посчитали и выяснили, но я предлагаю этим рецептом воспользоваться.

Для начала небольшой экскурс в Евросоюз — как там обстоит дело с Церковью и налогами.

Их нравы

В Европе есть налог на церковь. Называется он церковный налог, ну или просто церковная такса (англ. Church tax), и представляет собой, конечно же, налог на прибыль, но только не на прибыль религиозных организаций, а на прибыль. физических лиц для финансирования религиозных конфессий, членами которых являются налогоплательщики. Механизм такого налогообложения прост. Когда гражданин регистрируется по месту жительства, он указывает и свою религиозную принадлежность, и, в зависимости от неё, из его доходов происходят отчисления в пользу той религиозной организации, членом которой он является.

Действует такой налог в Германии, Австрии, Хорватии, Швеции, Дании, Исландии, Италии и в некоторых кантонах Швейцарии. Процент церковной таксы различен. Так, например, немецкие верующие обязаны делать отчисления на свою церковь даже тогда, когда получают доход от продажи своей, кровно заработанной недвижимости. Вообще в Германии налог на церковь достаточно высок, так, в 2014 году он составил около 10 миллиардов евро. В дополнение к церковному налогу Германия — а не церковь — даёт зарплаты и оплачивает накладные расходы (например, служебные автомашины) священникам. Эта норма была внесена в немецкое законодательство в 1803 году в качестве компенсации за масштабную экспроприацию церковного имущества в конце XVIII века. Мне стало сразу интересно, насколько реально получить украинской церкви компенсацию за гонения и экспроприации ХХ века.

Практически во всех вышеперечисленных странах от уплаты церковного налога можно отказаться. Пишешь заявление — и ты свободен (почти), ибо, как правило, денежки всё равно приходится платить, только идут они уже не служителям культа, а на различные гуманитарные нужды. Исключение составляет Исландия, где хочешь не хочешь, а приходской налог плати; просто налоги атеистов, как поговаривают злые языки, идут на финансирование теологического факультета Рейкьявика.

Кроме вышеперечисленных стран, есть солнечная православная Греция. Здесь нет церковного налога, но государство содержит храмы, семинарии, церковные учреждения, мероприятия, платит зарплату 9 тысячам священников. Словом, греки считают, что налог не нужен, так как православная церковь Греции и так всем обеспечена. Подобное содержание имеют церкви Бельгии, Чехии, Люксембурга и Словакии.

Итак, почти в трети стран Европы церковь не просто имеет налоговые льготы, но ещё и существенную финансовую помощь от государства. Правильно ли это? Я думаю, что нет и стремиться к такому нам не надо.

Наши широты

Сегодня церковь в Украине таки платит налоги — ЕСВ и налог на землю. Плюс, если церковь занимается какой-нибудь коммерческой деятельностью, она обязана платить и прочие налоги, в том числе и НДС. По законодательству всё более-менее адекватно, но на практике мы видим ужасный дисбаланс между богатейшими городскими соборами и бедными сельскими парафиями. Почему так происходит? Я вам сейчас расскажу, открыв страшную тайну.

Видите ли, на самом деле, на торговле свечками и иконками на дворец и «мерседес» не заработаешь — обороты не те. Даже при очень хорошей посещаемости выручки из церковной кассы не хватит на содержание храма (а это тоже, поверьте, деньги немаленькие), зарплату работникам, хлеб с маслом священникам и бюджетную б/у иномарку настоятелю.

Так откуда баснословные доходы попов на «мерседесах»? А из бизнеса, прихожане, из бизнеса. Причём не из пожертвований бизнесменов (они случаются, но не так часто, как церковнослужителям хотелось бы, а людям, далёким от церкви, представляется). Бизнес — это не пожертвования, а деловые взаимовыгодные отношения. Для примера предлагаю обратить свой взор на Киево-Печерскую лавру. Даже невооружённым взглядом видно, что это целая система взаимосвязанных предприятий — от пошива облачений и издательства книг до столовых и гостиниц. Это одна из сторон церковного бизнеса. Явная. Есть ещё одна.

Дело в том, что по закону церковная община может выступать либо соучредителем, либо вообще сама открывать предприятия. И тут начинается самый интересный бизнес. В одном из уставов такого «околоцерковного» ООО планируемым видом деятельности обозначались «торговля огнестрельным и холодным оружием, а также организация массовых развлекательных действий», то есть вещи, ну очень мало совместимые с собственно церковной деятельностью. И вот с таких «совместных проектов» могут быть доходы, и немалые. При этом реальное положение дел в сельских приходах может быть более чем плачевным. Священники, выращивающие свиней, работающие на пасеках или ночными сторожами в детских садиках — это вполне себе реалии Украины XXI века.

Так где же выход и в чём обещанный мной рецепт? Выход однозначно не в налоговых льготах. Хватит с нас уже дурного решения про газ для церквей. Газом для отопления пользуются совсем мало храмов, в первую очередь богатые городские, а праведный (и правильный) гнев граждан Украины приходится выслушивать нам всем.

Рецепт прост, как и всё гениальное. Налог на выведенный капитал. Я не буду углубляться в тонкости экономических выкладок. За меня умные люди давно это сделали. Всего лишь процитирую Никиту Соловьёва: «База налогообложения в этом случае (при введении налога на выведенный капитал) будет возникать не в тот момент, когда предприятие заработало деньги, а в тот, когда предприятие выводит их из бизнеса и передаёт учредителям». То есть пока заработанные деньги используются на внутренние церковные нужды и развитие общины — никаких налогов платить не нужно, но когда ты начинаешь эти деньги задействовать совсем для другого — будь добр заплати налоги для ближнего.

Самое смешное, что если церковный бизнес будет обложен налогом на выведенный капитал, это, хоть и не абсолютно, но решит немало внутренних проблем. Епархиальным управлениям куда приятнее будет пускать свою прибыль на церковные нужды, нежели отдавать её всеми нами горячо любимой ГФС.

Бог — он есть Бог порядка. И налог на выведенный капитал — это весьма хорошо.

Настоятель Александр Дедюхин (он же и на фото)

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

"Более десяти лет работала в Беларуси, приобрела квартиру в Минске. Недавно по семейным обстоятельствам вернулась к себе на родину в Мурманск. Минскую квартиру планирую сдавать в аренду. Какой налог мне нужно будет платить и какие документы потребуются для оформления аренды? Валентина Судник, Мурманск".

Фото: iStock

Фото: iStock

При сдаче в аренду находящейся в собственности квартиры алгоритм для россиян точно такой же, как и для жителей Беларуси. С потенциальными жильцами надо в письменной форме заключить договор найма, в котором будут прописаны размер платы и срок сдачи в аренду. С момента заключения договора до момента предоставления жилья в пользование договор найма должен быть зарегистрирован. Это можно сделать в исполкоме или организации жилищно-коммунального хозяйства. Доходы, которые вы будете получать от сдачи квартиры, облагаются подоходным налогом в соответствии с размерами, установленными областными советами и Минским городским Советом. Платить его нужно каждый месяц. Cумма налога будет варьироваться в зависимости от того, где именно находится квартира, - чем ближе к центру города, тем выше ставка. В Минске максимальная ставка подоходного налога с физического лица за сдачу в аренду одного жилого помещения составляет 34,3 белорусского рубля (примерно 1000 российских).

Можно ли провезти котенка в скоростном поезде "Ласточка" Минск - Москва?

"Хочу подарить котенка своей подруге-москвичке, к которой собираюсь в начале июня. Можно ли его взять в скоростной поезд "Ласточка", который недавно стал курсировать между российской и белорусской столицами? Нина Семенова, Орша".

По информации Белорусской железной дороги, пассажир имеет право провозить с собой комнатных животных (собак, кошек, птиц) при наличии соответствующих ветеринарных документов, в специальной таре (переноске) в счет нормы ручной клади на местах, предназначенных для размещения ручной клади. Пассажирам, желающим осуществить поездку с комнатными животными, рекомендуется приобретать проездные документы в вагон N 1. Он относится к базовому классу обслуживания, стоимость проезда по маршруту Минск - Москва, а также в обратном направлении составляет 49,38 белорусского рубля. И не забудьте, что при посадке в поезде обязателен тест ПЦР, сделанный не раньше чем за три дня до поездки (при посадке в Москве - для граждан РФ, при посадке в Минске - для граждан РБ).

Когда из Минска полетят иностранные лоукосты?

"Слышал, что из Беларуси в этом году начнут летать лоукосты венгерской авиакомпании WizzAir. Хотелось бы точнее узнать, когда это произойдет? Сергей Акимов, Брянская область".

Как сообщили в Национальном аэропорту Минск, лоукосты венгерской авиакомпании WizzAir должны были начать полеты из Беларуси в апреле. Но пандемия приостановила их приход в Беларусь. Работа по подписанию договора начата еще полтора года назад, и все условия с авиакомпанией давно согласованы. Сотрудники аэропорта также обратили внимание на то, что в последние годы с другим лидером среди лоукостов - ирландской авиакомпанией Ryanair - переговоров не велось: "Ryanair нужны стабильные направления с большим пассажиропотоком из точки в точку. Однако наш аэропорт придерживается хабовой модели". Тем не менее благодаря "Белавиа" и сотрудничеству этой компании с иностранными авиакомпаниями у Национального аэропорта развита маршрутная сеть, которая обеспечивает возможность и удобные условия пассажирам для пересадки на другие направления в кратчайшие сроки.

Практикуются ли в Беларуси партнерские роды?

"В июне мы с женой ждем появления на свет нашего первенца. Недавно супруга уехала к родителям в Минск, собирается там рожать. Практикуются ли в Беларуси партнерские роды? Моя супруга и я хотели бы быть вместе во время этого волнительного события. Иван Терехов, Ленинградская область".

Министерство здравоохранения Беларуси разрешило проведение партнерских родов при условии строгого соблюдения санитарно-противоэпидемических мероприятий по COVID-19 и в отдельных индивидуальных родильных залах, сообщили в пресс-службе министерства.

У партнера должна быть медицинская справка о состоянии здоровья, которая подтверждает отсутствие контакта с инфекционными пациентами. Она должна быть выдана не позднее 2-5 дней до даты партнерских родов. Также необходимо иметь отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус, выполненного за 2-5 дней до партнерских родов. Вместо него может быть отрицательный результат экспресс-теста на антиген COVID-19, сделанного партнеру в приемном отделении родильного стационара организации здравоохранения. Кроме того, партнер должен пройти термометрию и опрос о состоянии здоровья в организации здравоохранения, ему также нужно обработать руки антисептическим средством перед входом в отделение (родильный зал). Партнер должен использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинская маска или респиратор), а также иные средства индивидуальной защиты и санитарной одежды в соответствии с правилами внутреннего распорядка организации здравоохранения.

Как открыть церковную лавку и не платить налоги государству

Героиня нашего интервью работала в церковной лавке, а затем открыла свою на территории храма. Она рассказала, как смогла договориться с храмом, сколько денег потратила, где закупает товары и сколько зарабатывает. Это интервью мы публикуем анонимно.

Мы договорились с храмом, что будем работать на их территории

До того, как открыть свою церковную лавку, я работала в другой лавке. Туда попала случайно: осталась без работы с маленьким ребенком на руках, и знакомые знакомых взяли меня. Наемным сотрудником я проработала четыре года: общалась с покупателями, поставщиками, помогала закупать товар. Там же работала моя будущая напарница.

Мы с ней давно думали открыть свою лавку: обсуждали, как всё устроить, потихоньку покупали церковные книги, которые могли бы потом продавать. Затем лавка закрылась, и мы решили, что момент настал.

То помещение, в котором работала лавка, было на территории храма. Мы были знакомы с администрацией храма и обратились с просьбой открыть у них теперь уже свою лавку. Они согласились, и мы подписали договор, но старое помещение нам не отдали, а выделили другое — отдельный небольшой домик.

Мы открывали церковную лавку непосредственно при храме, поэтому не регистрировались как ИП или ООО. Мы не платим налоги, но у нас есть церковная десятина — об этом расскажу дальше. Я знаю, что если открывать такую же лавку не на территории храма, а, например, в торговом центре, нужно уже регистрироваться в налоговой.

Работаем в центре города, но зарабатывать это не помогает

За то, что храм выделил нам помещение на своей территории, мы платим им 15 000 рублей в месяц. У нас небольшая площадь в 15 м², но всё равно нам очень повезло.

Храм расположен в центре города. Когда я говорю, что арендую помещение в центре, люди думают, что у нас золотое место, но это скорее минус, чем плюс. Вокруг нас нет жилых домов, одни кафешки и офисы, поэтому приходит немного людей. Обычно все ходят в храмы в своих районах, а целенаправленно к нам редко ездят, потому что мы небольшие, а в городе есть храмы куда популярнее. Но в целом, особенно до пандемии, было более или менее нормально, сейчас уже не так.

Вместо налога у нас церковная десятина, но во время пандемии ее отменили. В обычное время это десятая часть от платежей покупателей по карте. Мы пользуемся расчетным счетом храма: если покупатель оплачивает у нас картой, то деньги приходят на этот счет, и тогда десятую часть храм забирает себе. С наличных ничего не берет, это полностью наша прибыль.

Больше никакие деньги храму мы не отдаем, но есть договоренность: если у нас увеличиваются доходы, мы чуть больше платим аренду. Но, думаю, так не везде: у нас лояльное руководство, поэтому нет никаких дополнительных поборов. Наш храм — один из немногих, где осталась система пожертвований: например, человек хочет подать записку о здравии и платит, сколько сам захочет. Во многих храмах ему скажут «это стоит столько-то».

В лавку мы вложили миллион рублей

В церковную лавку мы вложили миллион рублей. Эти деньги ушли на первоначальную закупку товаров: книг, икон, серебряных изделий.

Еще мы потратили деньги на ремонт: поменяли двери и окна, снаружи покрасили, внутри отделали панелями, сделали полки для товаров. Но эти расходы я не считаю, потому что храм нам их возместил: если мы закроемся, домик останется им вместе с мебелью и ремонтом.

Мы сами работаем в лавке, поэтому никаких дополнительных расходов на сотрудников, документы или еще что-то нет.

На свои товары мы делаем наценку от 25 до 50%. Но всё равно у нас небольшая лавка, поэтому в среднем в месяц мы зарабатываем 100 000 рублей, а сейчас из-за коронавируса 70 000 — 80 000 рублей.

В среднем в месяц мы зарабатываем 100 000 рублей, а сейчас из-за коронавируса 70 000 — 80 000 рублей

На нашу работу очень влияет погода: в холода и сырость приходит мало людей, даже если на эти дни выпадают большие православные праздники. А самое ходовое время — перед Пасхой и Рождеством.

К нам приходят разные люди: иногда молодежь зайдет, которую в жизни не заподозришь, что их интересует православие, а они и икону купят, и книгу почитают. Бывает, старушка забредет и купит какую-то литературу. В общем, приходят разные по благосостоянию, социальному положению и возрасту люди.

Товар мы не покупаем, а берем на реализацию

Есть две схемы, по которым мы продаем товар: когда закупаем на свои деньги, а потом продаем, и когда берем на реализацию.

На свои деньги мы закупали товар, когда только запускались, это было два года назад. За это время мы продали не всё, где-то половина товаров осталась. Быстрее всего ушли книги, которые типографии больше не выпускали. Я уже говорила, что до открытия магазина мы скупали разные интересные издания, вот они пользовались спросом, потому что такие мало у кого остались. И наоборот: у нас часто спрашивали полочки под иконы, а когда мы завезли, их никто не стал покупать. Даже те, кто очень просил привезти: мы позвонили, сообщили о полочках, но люди не пришли.

Обычно магазины, чтобы продать залежавшиеся товары, устраивают распродажи — мы так не делаем, но можем дать скидку. Скидки у нас не зависят от того, хорошо товар продается или плохо, мы можем дать ее, если пришел доброжелательный человек. Но больших скидок всё равно не бывает, потому что многие церковные товары изначально стоят недешево. Редко мы можем сделать 10-20%, чаще 5-10%.

У нас скидки не зависят от того, хорошо товар продается или плохо, мы можем дать ее, если пришел доброжелательный человек

Сейчас мы товары почти не покупаем, а берем на реализацию — это когда нам дают товар просто так, мы продаем и расплачиваемся с поставщиками. Например, взяли товар за пять рублей, продали хоть за двадцать, хоть за сто, поставщику отдали пять рублей.

Вот так у нас хорошо продаются товары со Святого Афона: четки, масла, ладан, иконки. Если товар никак не продается, мы возвращаем его поставщику, но так бывает редко. Например, мы никак не могли продать травяные сборы, а еще платки — они были дорогими и некрасивыми.

У нас маленькая лавка, и мы стараемся не закупать дорогие товары, потому что мало кто готов потратить у нас крупную сумму. То есть рукописные иконы по 50 000 рублей в таких лавках не покупают и даже не спрашивают — люди заходят за бюджетным товаром, на него мы и ориентируемся.


Мы сами решаем, что продавать в лавке

Мы давно работаем в этой сфере, знаем разных поставщиков, они знают нас, поэтому доверяют нам. Благодаря тому, что нам дают товар на реализацию, мы смогли расширить ассортимент: сейчас он большой и интересный, а вложений для этого не потребовалось.

Ассортимент лавки мы формируем сами, администрация храма в это не вмешивается, главное — придерживаться православной тематики. Но время от времени настоятель может зайти, чтобы проверить, что у нас продается.

Есть лавки, в которых продают разные сувениры, мы всё же стараемся оставаться в рамках православия. Хотя у нас есть памятные вещи из Иерусалима и Италии — это не совсем православные товары, скорее обереги и кулоны, но в церкви не принято так говорить, поэтому мы называем их «благословения».

У нас есть памятные вещи из Иерусалима и Италии — это не совсем православные товары, скорее обереги и кулоны, но в церкви не принято так говорить, поэтому мы называем их «благословения»

Есть лавки, которые специализируются на чём-то одном, например на иконах или на серебряных изделиях. Мы стараемся иметь всего по чуть-чуть, чтобы разнообразить наш ассортимент. Это еще зависит от аудитории и региона: в маленьких городах нет такого разнообразия православных товаров, насыщенности и искушенности всеми этими вещами. В крупных же все, кому надо было, уже скупили всё, что возможно: и книги, и иконы, и серебро. Поэтому, если продавать что-то одно, денег на этом не заработаешь.


У многих храмов нет разрешения на продажу золотых изделий, поэтому почти везде продаются только серебряные, и у нас тоже. С серебром всё проще: мы закупаем крестики у официальных производителей, например у Суздальского ювелира, у нас есть накладные, а на самих крестиках — пробы и бирки.


Понятно, что в итоге лавка рассчитана на то, чтобы получить хоть какую-то прибыль. Поэтому мы постоянно ищем новых поставщиков и интересный товар, которого не будет у всех остальных — чтобы этим заинтересовать людей.

Мы относимся к храму, поэтому нам охотнее дают скидки

Мы продаем товары разных производителей. При нашем храме есть мастерская, которая печатает достойные иконы по адекватным ценам. У нас эти иконы хорошо покупают, поэтому мы постоянно сотрудничаем с мастерской: закупаем их от 50 до 300 рублей за штуку, в зависимости от размера, а продаем от 100 до 1000 рублей.

В России достаточно предприятий и мастерских, которых производят церковную утварь, книги, иконы. За шесть лет работы в этом бизнесе я многих знаю лично. Сейчас у нас где-то десять поставщиков, но всё равно постоянно ищем новых. Мы работаем на территории храма, и это добавляет нам авторитета: производства охотнее дают скидки, обычно от 10% до 30%, соглашаются на поставку товаров под реализацию.

Мы работаем на территории храма, и это добавляет нам авторитета: производства охотнее дают скидки, соглашаются на поставку товаров под реализацию

Мы не боимся мошенников, потому что покупаем товар только у проверенных поставщиков, а у новых берем только под реализацию. Если берем под реализацию, то ничего не обещаем, мы говорим: «Пожалуйста, поставляйте товар, мы продадим и отдадим вашу долю. Если нет, извините». Думаю, люди, которые предлагают нехороший товар, вряд ли согласятся отдавать его на таких условиях.

Многие церковные лавки закупают товары у предприятия «Софрино». Даже у нас многие посетители первым делом, когда смотрят икону, спрашивают: «Это Софрино?» Я отвечаю, что мы с Софрино не работаем, потому что в их ассортименте я не увидела ничего особенного, а мы стараемся работать с товаром, который не встретишь в каждой лавке.


Софрино первыми уловили веяние, что на православных товарах можно хорошо зарабатывать, стали выпускать их в промышленных масштабах и очень быстро стали монополистами рынка. С ними много кто работает, но мы нет, и наш настоятель в это не вмешивается. Он вообще никогда не говорит, что продавать, а что нет, максимум — может посоветовать хорошую книгу, сказать: «Я в проповеди буду рассказывать о такой-то книге, если хотите, можно предложить ее в лавке».


У нас в лавке есть товары от частных мастеров, например иконописцев. Как-то через инстаграм мы познакомились с девушкой, которая пишет иконы. Она привезла нам несколько своих работ, очень красивые, и мы взяли их на продажу.

Нам всё равно, кто поставляет товары, производство или частник, мы смотрим на качество, нравится — не нравится, а еще на цену. Мы готовы к любому сотрудничеству, но полагаемся исключительно на свои вкусы.

Все товары в церковной лавке должны быть с освященных производств

Меня часто спрашивают: товары, которые мы продаем, — освященные или нет.

По церковным канонам освящаться должны только нательные кресты и иконы, все остальные товары — нет, но они должны производиться на освященных производствах, которые получили благословение церкви. Если человек хочет, он может пойти и освятить всё что угодно, но это не должно быть требованием номер один при покупке.

Наш батюшка мне сказал, что даже икону и крестик надо освящать еще раз самому. Так человек приложит хотя бы минимум усилий, чтобы эта вещь стала по-настоящему его. К тому же иконы и крестики через столько рук проходят, что лучше самому освятить, чтобы ушел весь негатив, если он был.

Иконы и крестики через столько рук проходят, что лучше самому освятить, чтобы ушел весь негатив, если он был

В церковных лавках могут говорить, что всё освящено, можете никуда не ходить. Мы всегда говорим, что надо освящать, но только нательные крестики и иконы, всё остальное — на личное усмотрение. Хотя и тут есть исключение: иконы со Святого Афона освящать не надо.

Я редко рассказываю, чем занимаюсь, потому что не все понимают

Думаю, наша церковная лавка — скорее исключение, чем правило. Я как-то читала объявление, где требуются сотрудники в церковную лавку, а в обязанностях: закупка строго по спискам, раскладывание на прилавке строго по какой-то системе, которую скажут. Там говорят, что покупать, где покупать и по какой цене продавать.

У нас такого нет, думаю, это зависит от настоятеля: наш батюшка — понимающий человек, который не вмешивается в нашу работу. Есть только одно условие — чтобы товары были православными.

Окружающие люди хорошо относятся к моей работе, но иногда срабатывает стереотип «О, церковная лавка, да вы там деньги гребете лопатой». У людей любой храм ассоциируется с храмом Христа Спасителя. А на самом деле всё не так: вот рядом с нами возвели маленькую часовенку, там батюшка служит, ну и какие огромные деньги он там наслужит? Никакие. А в деревнях так вообще, священники сами и огород сажают, и службу служат, и закупают строительные материалы, чтобы на голову прихожан во время службы вода не текла.

У людей иногда срабатывает стереотип «О, церковная лавка, да вы там деньги гребете лопатой»

Но каждому это не объяснишь, поэтому я редко афиширую, чем занимаюсь. Но среди моих знакомых много верующих людей — они хорошо воспринимают мою работу и поддерживают меня.

Я сама считаю себя верующим человеком, а еще стараюсь вникать в историю православия. Представьте, если сотрудник церковной лавки не может отличить Серафима Саровского от Николая Чудотворца, как это будет выглядеть в глазах людей, которые туда приходят.

Конечно, нельзя знать всё, но минимум должен быть: я книги читаю, проповеди слушаю. А если возникают затруднения, не стесняюсь залезть в интернет и посмотреть, даже если рядом стоит посетитель. Например, невозможно запомнить именины всех святых в течение года — если меня спрашивают, я смотрю в интернете. Но по ассортименту нужно ориентироваться хорошо: знать, что продаешь, кто производитель, откуда привезли.

Читайте также: