Международный лизинг налог на прибыль

Опубликовано: 08.05.2024

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 5

Международный лизинг наряду с внутренним лизингом является основной формой лизинга. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель - резиденты РФ, а при осуществлении международного лизинга один из них нерезидент РФ. Что касается поставщика предмета лизинга, то неважно, резидентом какого государства он является.

Правоотношения сторон по международному договору лизинга на территории РФ регулируются § 6 "Финансовая аренда (лизинг)" гл. 34 "Аренда" ГК РФ, Законом N 164-ФЗ , а также Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988 .

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 16-ФЗ Россия присоединилась к Конвенции с заявлением, что вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства.

О том, какие налоговые обязательства по налогу на прибыль возникают при реализации договоров международного лизинга у лизингополучателя - российской организации, а также о том, каков порядок учета расходов на таможенное оформление, связанных с предметом лизинга, вы узнаете из нашей статьи.

Таможенные платежи

Рассмотрим ситуацию, когда по условиям международного договора лизинга иностранная организация приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга российской организации с переходом права собственности на предмет лизинга по окончании срока действия договора. По условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

Спрашивается, может ли организация-лизингополучатель учесть расходы на таможенное оформление полученного в лизинг имущества до перехода права собственности на него в целях налогообложения прибыли и включить эти затраты в состав расходов в периоде, когда она их фактически понесла. Увеличивают ли произведенные таможенные платежи первоначальную стоимость имущества?

Пунктом 1 ст. 257 НК РФ определено, что первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

По мнению Минфина, расходы, понесенные согласно договору лизинга лизингополучателем по таможенному оформлению предмета лизинга, не включаются в первоначальную стоимость предмета лизинга. Вместе с тем указанные расходы при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ могут быть учтены лизингополучателем в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом исходя из положений ст. 272 НК РФ данные расходы следует учитывать при определении базы по налогу на прибыль, руководствуясь принципом равномерности признания доходов и расходов. В случае если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расходы по таможенному оформлению в рассматриваемой ситуации учитываются в целях налогообложения равными частями в течение срока действия договора лизинга (Письмо от 24.10.2005 N 03-03-04/1/292).

Однако в отношении порядка признания расходов на таможенное оформление, связанное с предметом лизинга, есть другое мнение. Заключается оно в следующем. Так как организация-лизингополучатель производила таможенные платежи по полученному в лизинг имуществу, не являющемуся собственностью этой организации до наступления момента перехода права собственности на имущество, указанные таможенные платежи не увеличивают первоначальную стоимость этого имущества и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Начиная с периода, когда организация получит право собственности на имущество, таможенные платежи могут быть учтены в его стоимости (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2004 N 26-12/5493).

Налоговый агент

Статьей 246 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ. Объектом обложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, который удерживается у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в РФ, в частности, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Налог с указанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть по ставке 20%.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией - налоговым агентом, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ: при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты доходов.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в федеральный бюджет в валюте РФ не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 2 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент также обязан по итогам отчетного (налогового) периода, в котором производились выплаты доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, иностранным организациям, в сроки, установленные для подачи налоговых расчетов в ст. 289 НК РФ, представлять информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по установленной форме .

Утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в силу ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Пример 1. Российская организация заключила договор международного лизинга автотранспортных средств. Лизингодателем является лизинговая компания, зарегистрированная в Нидерландах. Должна ли российская организация удержать налог с доходов, полученных лизинговой компанией в виде лизинговых платежей по договору лизинга?

В отношениях с Нидерландами следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 (далее - Соглашение от 16.12.1996).

Статьей 7 Соглашения от 16.12.1996 предусмотрено, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства облагается налогом лишь в этом государстве, если только предприятие не осуществляет деятельности в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет деятельность, как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но исключительно в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Из данного положения следует, что если деятельность компании, зарегистрированной в Нидерландах, по предоставлению в лизинг автотранспортных средств российской организации не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, то прибыль от такой деятельности облагается налогом только в Нидерландах (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2004 N 26-12/5493).

Пример 2. Российская организация заключила договор международного лизинга машиностроительного оборудования. Лизингодателем является лизинговая компания - резидент Республики Беларусь. Должна ли российская организация удержать налог с доходов, полученных лизинговой компанией в виде лизинговых платежей по договору лизинга?

Имеется Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение от 21.04.1995).

На основании ст. 18 Соглашения от 21.04.1995 виды доходов, возникающие из источников в договаривающемся государстве, которые не упоминаются в других статьях данного документа, могут облагаться налогом в этом государстве.

Таким образом, Соглашение от 21.04.1995 предоставляет РФ право первоочередного налогообложения всех видов доходов, возникающих из источников в РФ, которые не упоминаются в других статьях Соглашения от 21.04.1995, при условии что такой вид дохода подлежит налогообложению в соответствии с российским законодательством по налогам и сборам.

Следовательно, налогообложение доходов иностранной организации - резидента Белоруссии в виде лизинговых платежей за предоставленное в лизинг движимое имущество (машиностроительная продукция) производится у источника выплаты в РФ в соответствии с положениями налогового законодательства РФ, то есть в соответствии с положениями пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.04.2010 N 16-15/041436@).

Важно отметить, что в силу ст. 24 НК РФ на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ соответствующие налоги. Поэтому налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в РФ вместо налогоплательщика (Письмо Минфина России от 30.09.2011 N 03-08-05). Кроме того, если налоговый агент уплатил налог за счет собственных средств, то исходя из положений ст. 252 НК РФ такие суммы не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, поскольку не могут рассматриваться как целесообразные и экономически обоснованные (Письмо Минфина России от 14.10.2008 N 03-08-05).

А если налоговый агент не исполнил своих обязательств ни за счет удержанных, ни за счет собственных средств? Возможно ли в этом случае принудительное взыскание налога? По разъяснениям Пленума ВАС РФ, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (абз. 7 п. 2 Постановления от 30.07.2013 N 57). В связи с этим обращаем внимание, что ранее суды, в том числе Президиум ВАС, придерживались иной позиции: если налог не был удержан из доходов иностранной организации, взыскать его за счет средств налогового агента нельзя (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11, от 06.04.2010 N 14977/09, ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/1191-09-2).

Что выгоднее — работать с иностранцами, имеющими представительство в России, или являться их агентами? Какие платежи необходимо осуществить на таможне при ввозе предмета лизинга? Разобраться с этими вопросами, неизменно возникающими в рамках такой темы, как международный лизинг, поможет Татьяна Ильинова, заместитель руководителя управления аудита группы компаний «Градиент Альфа».

На таможне

При ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российский лизингополучатель уплачивает таможенные платежи и НДС.

Если товары являются предметами международного лизинга, то платежи взимаются в порядке, который предусмотрен таможенным режимом.

Импортер, ввозящий оборудование по договору лизинга, имеет существенное преимущество перед компаниями, которые импортируют товары для свободного обращения.

Таможенный режим, при котором товары используются в течение определенного срока на таможенной территории России, определен в статье 209 Таможенного кодекса и именуется режимом временного ввоза. Его преимуществом является то, что при ввозе не требуется уплата полной суммы таможенных пошлин и налогов, а применяется частичное условное освобождение. Сроки временного ввоза товара регулируются статьей 213 Таможенного кодекса.

В период режима временного ввоза товара за каждый полный и неполный календарный месяц уплачиваются периодические таможенные платежи в размере 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввозимые товары были выпущены для свободного обращения. По истечении 34 месяцев товар будет считаться выпущенным в свободное обращение, после чего дальнейшая уплата таможенных платежей и пошлин не потребуется.

Стоит иметь в виду: тот факт, что ввозимый товар на момент таможенного оформления будет являться собственностью иностранного лица, не станет препятствием для выпуска его в свободное обращение. Следовательно, если лизингополучатель готов уплатить таможенные платежи в полном объеме, он может оформить ввозимые товары сразу в режиме выпуска для свободного обращения.

Для применения таможенного режима временного ввоза в Россию организация, перемещающая товары, подает заявление на их временный ввоз в таможенный орган, где следует оформить указанные товары. Образец заявления приведен в приложении 1 к приказу ГТК России от 4 декабря 2003 г. № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза».

После вынесения решения о том, что временный ввоз товаров разрешен, на таможенной декларации ставится подпись и оттиск штампа «Выпуск разрешен» начальником таможенного органа либо его заместителем.

Если фирма собирается передать временно ввезенный товар в пользование другой организации, то она обязана информировать об этом таможню и получить ее согласие на такую передачу.

Вывоз лизингового имущества осуществляется в таможенном режиме реэкспорта. Он предусматривает, что товары, ранее ввезенные на территорию страны, вывозятся с ее территории без уплаты налогов и ввозных таможенных пошлин или с их возвратом. Также в этом случае к товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством.

Обратите внимание: при реэкспорте временно ввезенных товаров суммы частично уплаченных таможенных пошлин и налогов возврату не подлежат.

внимание

Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений.

Одним словом — НДС

При предоставлении оборудования в лизинг иностранной компанией «в руки» российской организации необходимо решить вопрос налогообложения данной услуги. И здесь самое важное значение приобретает место ее реализации, так как статья 146 Налогового кодекса связывает возникновение объекта налогообложения НДС с реализацией товаров (работ, услуг) именно на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, если покупатель фактически присутствует на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах. Данная норма применяется в том числе и при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.

Следовательно, в случае регистрации лизингополучателя на территории России данная операция будет объектом налогообложения, а лизингодатель — налогоплательщиком. Согласно статье 161 Налогового кодекса, в том случае, если лизингодатель не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, лизингополучатель признается налоговым агентом и обязан удержать у организации-лизингодателя и уплатить в бюджет сумму НДС.

Налоговая база определяется как сумма дохода от передачи имущества в лизинг. При этом в законодательстве определено, что при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса, сумма НДС должна определяться расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК). Исчисляется она по расчетной ставке 18/118%.

Налоговый агент-лизингополучатель вправе предъявить к вычету суммы НДС только в том случае, если указанная сумма налога им удержана из доходов, перечисляемых лизингодателю, уплачена в бюджет, и предмет лизинга приобретается для производства товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость (п. 3 ст. 171 НК).

Чтобы подтвердить правомерность вычета при приобретении облагаемых налогом услуг, необходимо выполнить следующие условия:

  • суммы НДС должны быть выделены отдельной строкой во всех первичных документах;
  • наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса.

Налоговый агент при приобретении лизинговых услуг в счете-фактуре указывает полную их стоимость с учетом НДС. Последний нужно включить в декларацию за тот налоговый период, когда счет-фактура был зарегистрирован в книге продаж. Данный счет-фактура регистрируется в книге покупок в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была уплачена в бюджет.

Пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса гласит, что вычету подлежат также и суммы НДС, уплаченные лизингополучателем при ввозе товаров в режиме временного ввоза. При этом должно соблюдаться условие, что товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, облагаемых налогами.

Суммы НДС, уплаченные при ввозе лизингового имущества, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса. Осуществить это можно после принятия указанного имущества к учету, в том числе на забалансовый счет (Письмо Минфина России от 9 марта 2005 г. № 03-04-08/35).

внимание

Следует отметить, что перечисление в бюджет сумм НДС осуществляется лизингополучателем отдельным платежным поручением с указанием в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса налогового агента «02».

Налогообложение прибыли

Имея представительство на территории Российской Федерации, иностранные компании являются плательщиками налога на прибыль, соответственно, они самостоятельно исчисляют налог. В этом случае объектом налогообложения считается сумма доходов, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через постоянное представительство, уменьшенная на величину расходов представительства.

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянное представительство и получают доходы из источников в Российской Федерации, определены статьей 309 Налогового кодекса. В отношении таких доходов «иностранцы» также будут являться налогоплательщиками, но сумма налога удерживается у источника выплаты доходов.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, исчисляет и удерживает российская организация, выплачивающая доход, при каждой выплате таких доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса, в валюте выплаты указанных средств (ст. 310 НК). При этом налог удерживается по ставке 20% или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК). В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса сумма дохода от лизинговых операций рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.

Кроме того, если лизингодатель является резидентом государства, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

Статьей 312 Налогового кодекса установлено, что в этом случае иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведено на русский язык. В этом случае доход выплачивается без удержания налога, или налог удерживается по меньшей ставке по сравнению с предусмотренной международным соглашением.

По итогам отчетного периода налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@ (п. 4 ст. 310 НК).

Бухучет у лизингополучателя

Бухгалтерский учет у лизингополучателя при международном лизинге осуществляется в соответствии с действующим Планом счетов и зависит от того, кто является балансодержателем объекта лизинга. При этом все операции в учете по лизингу можно разделить на следующие категории:

Поступление объекта лизинга. Если лизинговое имущество находится на балансе лизингодателя, его стоимость при поступлении лизингополучателю учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Если же по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, его стоимость отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом на счете 08 накапливаются и иные расходы лизингополучателя, связанные с получением в пользование предмета лизинга: монтаж оборудования, его транспортировка, таможенные платежи и т.п. После чего они списываются с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

Начисление лизинговых платежей. Начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по кредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Начисление амортизации. Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то он осуществляет начисление амортизации по данному имуществу, отражая ее по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Возврат объекта лизинга. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывается с забалансового учета. Если по условиям договора лизинга полученное имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то возврат его при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей отражается как выбытие основных средств.

Выкуп лизингового имущества. При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001. Одновременно производится запись по дебету счета 01 и кредиту счета 02 на сумму лизинговых платежей.

Если согласно условиям договора имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то при выкупе его и переходе в собственность лизингополучателя на счетах 01 и 02 производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных основных средств. Обратите внимание: сделать это можно только при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей.

Т. Ильинова


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

image_pdf
image_print

Модернизируя основные производственные средства, российские компании все чаще прибегают к международному лизингу. Однако этот процесс вызывает немало вопросов, большая часть которых связана с обложением НДС. О тонкостях взимания этого налога при международном лизинге и пойдет речь ниже.

Что такое международный лизинг

Под лизингом понимается финансовая аренда. При этом процессе арендодатель (лизингодатель) приобретает имущество с целью передать его арендатору (лизингополучателю) во временное пользования. Что именно должно быть приобретено и у какого поставщик — это определяет арендатор. С арендодателя же ответственность за выбор предмета аренды снимается.

Лизинг может быть внутренним и международным. В первом случае лизингодателем и лизингополучателем выступают российские компании. Если же хотя бы одна из сторон не является резидентом России, то речь идет о международном лизинге.

Правовое регулирование

Правовые отношения между сторонами — участниками лизинга регулируется следующими законодательными актами:

  1. Параграфом 6 главы 34 части 2 Гражданского кодекса РФ.
  2. Федеральным Законом № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98.
  3. Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (кроме положений пункта 3 статьи 8, которые в соответствии со статьей 20 Конвенции были заменены Россией нормами внутреннего права — Гражданского кодекса РФ).

Требования к сделке

Перечисленные выше законодательные акты предъявляют к сделке по международному лизингу следующие требования:

  • арендатор лизингового имущества и лизингодатель находятся в разных странах;
  • за выбор имущества и поставщика отвечает лизингополучатель;
  • поставщик осведомлен о том, что имущество приобретается исключительно в целях передачи в лизинг;
  • сумма лизинговых платежей определяется с учетом амортизации всего имущества или значительной его части;
  • все три участника операции (лизингодатель, лизингополучатель и поставщик) должны быть резидентами стран — участниц Конвенции УНИДРУА;
  • положения Конвенции применяются в том числе и в случаях, когда договорные отношения между сторонами договор лизинга или поставки подчиняются нормам внутреннего права;
  • если лизингодатель, лизингополучатель и поставщик согласны, нормы Конвенции могут не применяться.

Нюансы НДС

Говоря о международном лизинге, чаще всего подразумевается, что лизингополучателем выступает российская компания, лизингодателем — иностранная, а оборудование ввозится на территорию РФ из-за границы. В связи с участием иностранного контрагента и ввозом имущества, порядок обложения НДС операций по международному лизингу отличается от порядка обложения аналогичных внутренних операций.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ, операции по ввозу товаров на территорию России являются объектом обложения НДС. Более того, при указанных операциях под этот налог попадают не только организации, являющийся плательщиками НДС, но и все остальные. Например, компании, применяющие особые налоговые режимы, а также освобожденные от уплаты НДС в соответствии со статьями 145 и 145.1 Налогового кодекса. Такой порядок следуют из того, что при ввозе имущества в Россию НДС взимается не в качестве косвенного налога, в а качестве таможенного платежа. Следовательно, его применение регулируется не только главой 21 Налогового кодекса, но и Федеральным законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.10.

Ввоз имущества из стран Таможенного Союза

Если имущество ввозится из страны — участницы Евразийского экономического союза, то база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 15 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, который является приложением к Договору о ЕАЭС от 29.05.14.

На основании статьи 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), в качестве плательщика «ввозного» НДС выступает декларант — лицо, декларирующее товары либо то, от чьего имени они декларируются (статья 4 ТК ТС). Декларироваться ввозимые товары могут либо самим декларантом, либо его таможенным представителем — организацией, являющейся резидентом страны-участницы ТС.

На основании пункта 1 статьи 60 Закона № 311-ФЗ, таможенным представителем в России может быть компания, включенная в соответствующий реестр. Пункт 6 той же статьи устанавливает, что таможенный представитель несет солидарную ответственность с декларантом в части уплаты налога при ввозе товара.

Таможенные платежи должны быть уплачены в том государстве, таможенный орган которого производит выпуск товара (пункт 1 статьи 84 ТК ТС). Поскольку при международном лизинге имущество выпускается российскими таможенными органами, то и уплачиваться ввозной НДС должен в России.

Размер налогов, подлежащих уплате при ввозе имущества в Россию из страны — участницы Таможенного союза, зависит от условий договора о лизинге. В частности, от того, предусмотрен ли в нем выкуп ввозимого имущества. Если это условие отсутствует, то появляется возможность применить режим временного ввоза и, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 151 НК РФ, полностью либо частично избежать уплаты «ввозного» НДС. Иначе налог придется платить в полном объеме.

Исчисление суммы НДС

На основании пункта 5 статьи 164 НК РФ, сумма «ввозного» налога исчисляется по ставке 10 или 18%, что зависит от его типа. По лизинговому имуществу всегда применяется ставка в размере 18%. Налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости ввозимого имущества, размера таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров). Это правило установлено в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса.

Налоговый вычет

Лизингополучатель, который является плательщиком НДС, вправе рассчитывать на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе лизингового имущества. Это справедливо в случае, когда полученное имущество используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС, а также при выполнении прочих условий применения вычета, установленных в главе 21 НК РФ.

В соответствии с разъяснениями Минфина, данными в письмах № 03-07-08/297 от 26.10.11 и № 03-07-08/123 от 25.04.11, принять «ввозной» налог к вычету можно в том случае, если он был уплачен за счет средств налогоплательщика им самим либо посредником. Если налог был уплачен из средств другой организации, то лизингополучатель из России принять его к вычету не сможет (письмо Минфина России от 30.06.10 № 03-07-08/193).

Как известно, сумму НДС можно предъявить к вычету только после принятия на учет товара, при приобретении которого налог был уплачен. При этом понятие «принять к учету» в налоговом законодательстве России конкретно не определено, и налоговые органы часто трактуют его не в пользу налогоплательщиков. Так, в ФНС считают, что лизингополучатель не вправе предъявить «ввозной» НДС к вычету до тех пор, пока к нему не перейдет право собственности на объект лизинга (письмо ФНС № 03-2-06/1/2424/22 от 01.12.04). Поэтому если оборудование ввозится без права выкупа, иногда налоговые органы отказывают лизингополучателю в вычете. Чиновники обосновывают свое решение тем, что российский налогоплательщик не является собственником имущества, а лишь арендует его и учитывает на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

А вот в Минфине придерживаются иного мнения (письма № 03-07-08/337 от 29.11.10, № 03-07-08/242 от 21.10.08). В ведомстве считаю, что НДС по полученному в лизинг имуществу предъявить к вычету компания вправе после того, как оно будет принято к учету. При этом неважно, на каком именно счете оно учитывается — балансовом или забалансовом. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые суды. Например, оно поддержано в постановлении ВАС Северо-Кавказского округа № А32-1783/2012 от 24.07.13. Суд указывает, что необходимым условием принятия НДС к вычету является отражение имущества в учете, а не переход к налогоплательщику права собственности на него. Поэтому вне зависимости от того, на каких счетах полученное имущество учитывается, компания имеет право заявить о вычете налога, уплаченного при его ввозе в Россию. На основании этого, многие эксперты считают, что запрет налоговых органов на вычет НДС в рассмотренной выше ситуации противоречит Налоговому кодексу.

Таким образом, основываясь на нормах законодательства и учитывая позицию Минфина, лизингополучатель может заявить о вычете НДС, который был уплачен с лизингового имущества. Сделать это можно в момент его получения и отражения в учете на забалансовом счете 001. Основанием для вычета служат документы о получении имущества и об уплате НДС.

Особенности уплаты НДС иностранными организациями

Плательщиками НДС внутри России являются компании и частные предприниматели, в том числе нерезиденты страны. Если иностранное лицо имеет на территории РФ регистрацию по месту нахождения своего обособленного подразделения, то исчислять и уплачивать НДС оно должно самостоятельно.

При отсутствии такой регистрации налог должен быть исчислен и уплачен налоговым агентом. В рассматриваемой ситуации обязанности налогового агента возникают у российского лизингополучателя. Таким образом, осуществляя платежи по договору лизинга, российская компания должна исчислить НДС, удержать эту сумму из средств, причитающихся лизингодателю, и перечислить в бюджет. При этом не имеет никакого значения, является ли сам получатель лизингового имущества плательщиком НДС — обязанности агента у него возникают в любом случае.

На основании пункта 3 статьи 174 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения налогового агента. Делается это одновременно с выплатой средств в пользу иностранного лизингодателя (пункта 4 статьи 174 НК РФ). Иначе перевести оплату за лизинговое имущество не получится — банк не вправе принять такой платеж от лизингополучателя, если он, как налоговый агент, не подал поручения на уплату НДС (при достаточной на счете сумме денежных средств).

На основании пункта 5 статьи 174 НК РФ, лизингополучатель в качестве налогового агента обязан отчитаться по НДС, подав налоговую декларацию в электронном виде в территориальный орган ФНС.

Когда обязанности уплатить налог не возникает

Если объектом международного лизинга выступает наземное автотранспортное средство, то, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, Россия не признается местом реализации лизинговых услуг. Поскольку объектом обложения НДС является реализации услуг на территории РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ), то в указанном случае обязанности уплатить налог лизингодатель не имеет. А у лизингополучателя, соответственно, не возникает обязанностей налогового агента.

Вывод

Из всего сказанного выше следует, что когда российская компания получает имущество в лизинг от иностранного контрагента, то в общем случае она должна заплатить НДС 2 раза:

  1. на таможне при ввозе имущества;
  2. при перечислении лизинговых платежей (как налоговый агент иностранной компании за счет причитающихся ей средств).

Договор лизинга может предусматривать, что объект перейдет в собственность лизингополучателя по окончании срока действия соглашения (либо до его окончания, если стороны об этом договорились). При этом цена, по которой лизинговое имущество должно быть выкуплено, может как включаться в лизинговый платеж, так и устанавливаться отдельно. Однако вне зависимости от этого у лизингополучателя — налогового агента возникает ситуация двойного обложения НДС в части уплаты выкупных сумм, ведь при ввозе имущества на территорию России налог им был уже уплачен.

Ирина Стародубцева

Порядок налогообложения международных лизинговых сделок зависит от субъектного состава сторон. При заключении международных лизинговых сделок, как правило, лизингодателем выступает нерезидент РФ, а лизингополучателем - российская компания.

1. Порядок исчисления и уплаты НДС

1.1. Таможенный НДС

При данной схеме предмет лизинга ввозится на территорию РФ и в силу пп.4 п.1 ст.146 НК РФ такая операция является объектом обложения НДС.

Размер таможенного НДС зависит от таможенной процедуры, под которую ввозятся предметы лизинга.

Порядок уплаты таможенного НДС

Выпуск для внутреннего потребления

В полном объеме

пп.1 п.1 ст.151 НК РФ

Полное или частичное освобождение от уплаты налога. Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от НДС, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) решениями Комиссии ТС (ст.282 ТК ТС). Так, решением комиссии ТС от 18.06.2010 г. №331 утвержден перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

пп.5 п.1 ст.151 НК РФ

Например, при ввозе на территорию РФ с территории Республики Беларусь по договору, предусматривающему переход права собственности к лизингополучателю предмета лизинга, ввоз которого не подлежит налогообложению НДС в силу ст. 150 НК РФ, таможенный НДС не уплачивается (п.3 ст.2 Протокола от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС», ст.3 Соглашения «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС», Письмо Минфина РФ от 16.02.2012 г. №03-07-13/01-11).

Перечислив таможенный НДС, лизингополучатель имеет право принять его к вычету. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • фактическая уплата ввозного таможенного НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • принятие к учету лизингового имущества (п.1 ст.172 НК РФ);
  • использование лизингового имущества в деятельности, подлежащей обложению НДС (пп.1 п.2 ст.171 НК РФ).

В части лизинговых операций последние два условия для принятия НДС к вычету не раз становились предметом арбитражных споров.

В главе 21 НК РФ не разъясняется понятие «принятие на учет», то есть не конкретизировано на каких счетах должен производится учет ввезенного лизингового имущества.

Поскольку налоговое законодательство в части НДС корреспондирует с бухгалтерским законодательствам, то обратимся к бухгалтерским стандартам. В бухгалтерском учете под принятием на учет подразумевается операция отражения стоимости товаров (работ, услуг) на любом счете, предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н). По имуществу, полученному в лизинг, таможенный НДС принимается к вычету после его принятия к учету на забалансовом счете (Письма Минфина РФ от 29.11.2010 г. №03-07-08/337, от 21.10.2008 г. №03-07-08/242, Определение ВАС от 03.03.2009 г. №ВАС-1795/09).

Однако, в одном из рассматриваемых дел ( Решение арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2014 г. №А56-10814/2014 ) судьи сочли правомерным вычет только после отражения импортного оборудования на счете балансового учета, исходя из следующей аргументации. Пунктом 7 Положения о бухгалтерском учета «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), определено, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Так, руководствуясь указанной нормой, Обществом определен способ «принятия на учет» в целях применения норм гл. 21 НК РФ, а именно принятие на учет подразумевает отражение на соответствующих счетах балансового учета организации. Учитывая предмет и условия заключенного Обществом договора, а также положения установленные учетной политикой Общества, суд сделал вывод, что «…датой принятия на учет импортированного оборудования, в целях определения налоговой базы и уплаты косвенного налога, следует считать дату перехода права собственности на поставленное оборудование и отражения его на счете балансового учета, что сделано обществом с момента заключения дополнительного соглашения о переходе права собственности на отгруженное оборудование».

Третье условие также становится камнем преткновения в случаях, когда ввезенное лизинговое имущество какое-то время не используется в налогооблагаемой НДС деятельности. В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Пермь от 01.07.2014 г. №А50-16133/2013 отмечено, что основанием для отказа в применении налоговых вычетов может являться лишь приобретение объектов основных средств заведомо для операций, не являющихся объектами налогообложения. При этом временное неиспользование товаров (работ, услуг) в облагаемой НДС деятельности по различным причинам (за исключением создания налогоплательщиком схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды), не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета, предъявленного налогоплательщику при приобретении товара (работы, услуги).

1.2. Выполнение функций налогового агента

При работе с иностранной организацией в качестве лизингодателя налогоплательщик должен определить место реализации работ, услуг, то есть проанализировать положения ст. 148 НК РФ.

Для определения места реализации работ, услуг с целью исчисления НДС, выделяются общие и специальные правила. Причем, если совершенные операции налогоплательщика не подпадают под действие специальных правил определения места реализации работ, услуг, установленных пп. 1-4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, то в отношении данных операций должны применяться общие правила, прописанные пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Исходя из установленных налоговым законодательством правил, представим алгоритм действия налогоплательщика по определению места реализации работ, услуг (и, следовательно, налоговой базы по НДС) в виде таблицы:

Классификация правил определения места реализации работ, услуг для целей исчисления НДС

Установленный порядок определения места реализации работ, услуг

По месту деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги) – пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.

В зависимости от вида выполненных работ (оказанных услуг).

Конкретизируют перечень операций, не являющихся объектом обложения НДС – п. 1.1 ст. 148 НК РФ.

Лизингополучатель - резидент РФ в силу ст.161 НК РФ признается налоговым агентом в отношении стоимости выплаченных лизинговых платежей при одновременном выполнении следующих условий:

  • местом реализации услуг признается территория РФ;
  • лизингодатель не состоит на налоговом учете в РФ.

Так, в части услуг по предоставлению в лизинг движимого имущества применяется специальный порядок (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), т.е. местом реализации (за исключением наземных автотранспортных средств), признается территория РФ, если лизингополучатель осуществляет деятельность на территории РФ.

Если же лизингодатель - нерезидент РФ, не состоящий на учете в налоговых органах РФ, предоставляет по договору лизинга наземные автотранспортные средства, то лизингополучатель не является налоговым агентом. Лизингополучатель - резидент РФ также не будет являться налоговым агентом в части перечисления стоимости услуг за предоставленные в лизинг воздушные (например, самолеты), морские суда и суда внутреннего плавания (пп.5 п.1 ст.148 НК РФ) при выполнении 2) условия.

В отличие от «прибыльных» правил заключенные РФ с нерезидентами РФ соглашения об избежании двойного налогообложения, не распространяют свое действие на НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ).

Таким образом, при перечислении периодических лизинговых платежей в адрес лизингодателя за аренду движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств), сумма удержанного НДС перечисляется одновременно с лизинговыми платежами (п. 4 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 23.04.2010 г. №03-07-08/128).

На практике распространенной является ситуация, когда бухгалтер (в организациях, где договоры не проходят согласование с бухгалтерской службой) узнал о заключенном международном контракте лишь в момент выплаты дохода лизингодателю.

А в договоре обозначена сумма контракта, без выделения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Рассмотрим встречающиеся варианты установления цены лизинговой сделки:

В договоре с лизингодателем установлена сумма лизинговых платежей в размере:

Порядок определения НДС

25 000 евро с учетом НДС

Применяется расчетная ставка по НДС: 25 000 евро х 18/118 = 3 813,56 евро (п.4 ст.164 НК РФ, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2005 г. №19-11/80023).

25 000 евро без учета НДС

Стоимость услуг увеличивается на сумму НДС (Письма Минфина РФ от 05.06.2013 г. №03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 г. №03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 г. № 15483/11):

25 000 евро х 18% = 4 500 евро, то есть сумма дохода с учетом НДС - 29 500 евро.

Перечисленную сумму НДС лизингополучатель вправе принять к вычету независимо от источника уплаты (за счет собственных средств или доходов лизингодателя - Письмо Минфина РФ от 05.06.2013 г. №03-03-06/2/20797).

Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • фактическая уплата НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ);
  • принятие к учету лизингового имущества (п.1 ст.172 НК РФ);
  • использование лизингового имущества в деятельности, подлежащей обложению НДС (п.3 ст.171 НК РФ);
  • надлежащим образом оформленный счет-фактура, который лизингополучатель выписывает «самому себе» (п.3 ст.168 НК РФ).

НДС принимается к вычету в периоде уплаты налога в бюджет (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 23.10.2013 г. №03-07-11/44418).

2. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль

2.1. Выполнение функций налогового агента

В силу ст.246 НК РФ лизингодатели - иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в РФ. К доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом у источника выплаты, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в РФ, относятся доходы от лизинговых операций (пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ). Если у лизингодателя - иностранной организации имеется представительство на территории РФ, то лизингополучатель не является ее налоговым агентом, поскольку иностранная организация самостоятельно должна отчитаться в части полученных доходов от лизинговой сделки.

Еще один случай, когда лизингополучатель может не удерживать налог с выплачиваемого дохода - это положения Соглашений об избежании двойного налогообложения (далее по тексту - Соглашение). Перечень таких международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения доводит Информационным письмом Минфин РФ. Например, согласно положениям Соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады, налог с дохода от лизинговых операций платит сама иностранная организация - лизингодатель.

При наличии такого Соглашения иностранная организация до момента выплаты дохода должна представить лизингополучателю подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Правительство РФ заключило такой международный договор (ст.312 НК РФ). При этом, как разъяснил Минфин РФ (Письмо от 14.04.2014 г. №03-08-РЗ/16905) подтверждение местонахождения не обязательно представлять в каждом налоговом периоде, достаточно лишь до момента выплаты дохода.

2.2. Налоговый учет расходов лизингополучателя

Порядок определения расходной части налоговой базы у лизингополучателя напрямую зависит от условий заключенного лизингового контракта.

Так, подлежат признанию в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль у лизингополучателя - резидента РФ следующие виды расходов (в зависимости от учета предмета лизинга на балансе участников сделки):

Подлежат признанию в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль у лизингополучателя - резидента РФ

(По материалам компании "Ernst&Young")

С вступлением в силу главы 25 Налогового Кодекса "Налог на прибыль организаций" 1 января 2002 г. лизинг стал во многих случаях наиболее выгодным с налоговой точки зрения способом приобретения основных средств. До этого момента Закон о налоге на прибыль предусматривал возможность получения предприятиями льготы по капитальным вложениям. При этом капитальные вложения производственного назначения, произведенные за счет нераспределенной прибыли, снижали налоговую базу по налогу на прибыль, но не более чем на 50%. При наличии достаточной базы по налогу на прибыль, предприятия могли дважды снижать свою налогооблагаемую прибыль на сумму приобретаемых производственных основных средств, что было более эффективно, чем применение ускоренной амортизации, предусмотренной в случае лизинга.

Глава 25 НК по налогу на прибыль отменила вышеуказанную льготу по капитальным вложениям, оставив налогоплательщикам право трехкратной ускоренной амортизации предмета лизинга. Предоставленное налогоплательщикам право относить на расходы проценты независимо от вида кредитора (по займам от других предприятий или по банковским кредитам) и от цели заимствования (текущая деятельность или капитальные вложения) во многих случаях не компенсирует потери льготы по капитальным вложениям. В этих условиях выгодным вариантом налогового планирования является трехкратная амортизация, которая позволяет раньше отнести на расходы в целях налога на прибыль стоимость предмета лизинга, сдвинув таким образом платежи налога на прибыль на более поздние периоды, в которые уже полностью самортизированный в налоговых целях предмет лизинга будет продолжать эксплуатироваться. Применение трехкратной амортизации позволяет снизить налог на прибыль в течение срока ускоренной амортизации, если налогоплательщик в это время имеет достаточную прибыль. Оборотные средства, сохраненные в результате налоговой экономии, могут быть реинвестированы с получением предприятием дополнительной прибыли. Кроме этого, ускоренная амортизация будет быстро снижать базу по налогу на имущество (остаточную стоимость), что в течение срока эксплуатации предмета лизинга приведет к снижению общей суммы налога на имущество предприятия.

Цель данной статьи - дать представление о том, каким образом предприятие может воспользоваться налоговыми преимуществами лизинга и какие вопросы ему при этом необходимо будет решить. Поскольку предприятие может как воспользоваться услугами сторонней лизинговой компании, так и создать свою собственную для использования налоговых льгот, мы рассмотрим налогообложение и лизингодателя, и лизингополучателя.

Налог на прибыль
Для целей налогообложения, стороны имеют право определить в договоре лизинга, будет ли предмет лизинга учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя. От выбора стороны, учитывающей предмет лизинга, будет зависеть порядок расчета налога на прибыль сторонами сделки. Ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3 может применяться независимо от того, на чьем балансе учитывается предмета лизинга.

Учет на балансе лизингодателя
Просто и понятно производится расчет налога на прибыль в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя. Лизингодатель в данном случае признает начисляемые лизинговые платежи доходом. В расход лизингодателя попадает амортизация предмета лизинга, обычно ускоренная. Крупным расходом лизингодателя, как правило, также являются проценты за кредит.

Такой метод расчета налога на прибыль в ряде случаев не позволяет лизингодателю признать в налоговых целях доход и относящийся к получению этого дохода расход в рамках одного и того же налогового периода. Причина этого в том, что график лизинговых платежей редко привязывают к начислению амортизации для целей налогообложения. Некоторые начинающие свою деятельность лизинговые компании, использующие этот метод, признают убыток в целях налогообложения на начальном этапе своей деятельности, несмотря на то, что их работа прибыльна с точки зрения финансовой отчетности, составленной по международным стандартам. Для давно существующих лизинговых компаний учет предметов лизинга на своем балансе может быть выгоден, поскольку позволяет избежать налоговых неопределенностей, возникающих при учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя, и ускорить признание расходов. С административной точки зрения лизингодателю проще вести бухгалтерский и налоговый учет предмета лизинга на своем балансе, поскольку в этом случае принципы расчета прибыли по бухгалтерским и налоговым правилам в целом совпадают.

В случае если цена реализации предмета лизинга лизингополучателю (в конце срока договора лизинга) будет ниже остаточной стоимости предмета лизинга в налоговом учете лизингодателя, лизингодатель признает убыток. В целях налогообложения лизингодатель включает данный убыток в состав расходов равными долями в течение остающейся части срока полезного использования имущества.

Лизингополучатель, в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя, полностью включает в свои расходы лизинговые платежи. Некоторый налоговый риск несут в себе неравномерные графики лизинговых платежей, в частности предполагающие существенные лизинговые платежи в начале срока лизинга. В этом случае налоговые органы теоретически могут доказывать необходимость равномерного начисления расходов. В частности, претензии налоговых органов могут основываться на некорректных с налоговой точки зрения формулировках договора лизинга об авансовом платеже. Есть весомые аргументы и в пользу противоположной точки зрения, то есть в пользу права налогоплательщика признавать расход в момент начисления лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга.

Учет на балансе лизингополучателя
Налоговый кодекс не содержит специальных норм относительно порядка расчета налога на прибыль лизингодателем в случае учета предмета лизинга на балансе лизингополучателя. На основании общих норм можно сделать вывод, что доходом лизингодателя при этом могут считаться начисленные лизинговые платежи, а расходом - стоимость приобретения предмета лизинга и другие расходы. Налоговый кодекс не определяет, каким образом должно производиться списание на расходы стоимости предмета лизинга в каждом конкретном отчетном периоде. На основании общей нормы о признании расходов, если условиями договора предусмотрено получение дохода в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача услуг, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом многие лизинговые компании признают расходом стоимость приобретения предмета лизинга пропорционально начисленным в данном отчетном периоде лизинговым платежам. Возможны варианты списания расходов на приобретение предмета лизинга, которые могут позволить лизингодателю отражать в одном отчетном периоде доходы и относящиеся к ним расходы, предотвращая признание убытка для целей налогообложения в одних отчетных периодах и чрезмерной прибыли в других.

Лизингополучатель, в случае учета предмета лизинга на своем балансе, признает своим расходом амортизацию предмета лизинга и лизинговые платежи. Лизинговые платежи в данном случае признаются расходом за вычетом сумм начисленной по предмету лизинга амортизации. Как и в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя, неравномерные графики лизинговых платежей могут вызвать вопросы со стороны налоговых органов.

Первоначальная стоимость и амортизация предмета лизинга
Первоначальная стоимость предмета лизинга определяется как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования. Налоговый кодекс предусматривает возможность использования двух методов амортизации: линейного и нелинейного. При линейном методе амортизационные отчисления одинаковы каждый отчетный период в течение срока полезного использования основного средства. При нелинейном методе норма амортизации удвоена по сравнению с линейным методом, но применяется к остаточной стоимости до достижения остаточной стоимостью 20% от первоначальной. Остающиеся 20% первоначальной стоимости списываются равномерно до истечения срока полезного использования объекта. По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам со сроком полезного использования свыше 20 лет (восьмая - десятая амортизационные группы) применяется только линейный метод амортизации.

При лизинге ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3 может применяться ко всем предметам лизинга, за исключением основных средств со сроком полезного использования до 5 лет включительно (первая, вторая и третья амортизационные группы), если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

По легковым автомобилям и микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5. В случае лизинга коэффициент 0,5 применяется к ускоренной амортизации, коэффициент которой не выше 3. Таким образом, при аренде микроавтобусов и дорогих легковых автомобилей их можно амортизировать с результирующим коэффициентом 1,5 к основной норме амортизации.

Отнесение процентов на расходы
Одним из основных расходов лизингодателя обычно являются проценты за пользование заемными средствами. Глава 25 НК наделила налоговые органы правом контролировать отклонение процентов по привлеченным средствам более чем на 20% от среднего уровня процентов по долговым обязательствам с сопоставимыми условиями, возникшими в том же отчетном периоде. При этом сопоставимость определяется по критериям валюты заимствования, срока, суммы и обеспечения. При отсутствии долговых обязательств, возникших в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1.1 раза по долговым обязательствам в рублях, и 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Глава 25 НК ввела ограничение на вычет процентов по долговым обязательствам перед иностранными организациями, прямо или косвенно владеющими 20% уставного капитала российской организации - должника. Для обычных налогоплательщиков проценты принимаются к вычету, если эти долговые обязательства не более чем втрое превосходят долю собственных средств предприятия, приходящихся на такую иностранную организацию. Для банков и лизинговых компаний долговое обязательство перед такой иностранной организацией может превосходить ее долю в собственных средствах банка или лизинговой компании не более чем в 12,5 раз.

Налог на имущество
Налог на имущество начисляется на среднегодовую балансовую стоимость имущества по ставке не более 2%. В случае ускоренной амортизации при лизинге балансовая стоимость снижается быстрее, что приводит к снижению налога на имущество. Поскольку для целей бухгалтерского учета (в отличие от налогового учета для налога на прибыль) в случае учета предмета лизинга на балансе лизингополучателя первоначальная стоимость будет равна сумме лизинговых платежей, налог на имущество в этом случае будет выше, чем в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя. При международном лизинге, если имущество учитывается на балансе лизингодателя, в ряде случаев можно избежать уплаты российского налога на имущество за счет использования международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Налог на добавленную стоимость
Лизинговые платежи, как правило, подлежат обложению НДС. В начале деятельности лизинговые компании обычно не получают достаточно НДС в составе своей выручки, чтобы покрыть налог, уплачиваемый при приобретении предметов лизинга. Лизинговые компании, как и прочие налогоплательщики, требующие возмещения НДС из бюджета, часто сталкиваются с противодействием налоговых органов, которые могут использовать любой повод для отказа или затягивания процедуры возмещения налога. На этом "промышляют" многочисленные фирмы, специализирующиеся на "возврате" НДС, которые запрашивают за свои услуги от 3% до 30% от суммы возмещаемого налога.

В определенный момент своего развития лизинговая компания может перечислять в бюджет существенные суммы НДС с выручки. Это связано с тем, что лизинговые платежи целиком облагаются НДС, в то время как процентный расход лизинговой компании по кредитам не облагается НДС.

Налог на пользователей автодорог
Лизинговые платежи, получаемые лизингодателем, целиком облагаются налогом на пользователей автодорог по ставке 1%. Данный налог отменяется с 1 января 2003 года.

Таможенные вопросы международного лизинга
Подробное рассмотрение налоговых вопросов международного лизинга не является предметом настоящего доклада. Однако таможенные новости последних нескольких месяцев, несомненно, заслуживают упоминания. Эти новости важны для российских лизингополучателей, импортирующих получаемые от иностранных лизингодателей предметы лизинга.

Определение таможенной стоимости
В случае если российский лизингополучатель по договору международного лизинга импортирует предмет лизинга, получаемый от иностранного лизингодателя, уплачиваются таможенные платежи: НДС, таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление. В течение долгого времени не существовало единого порядка определения таможенной стоимости имущества, импортируемого по договорам международного финансового лизинга. На практике таможенные органы в большинстве случаев требовали включения в таможенную стоимость полной суммы лизинговых платежей по договору. Таким образом, в таможенную стоимость включались проценты за пользование заемными средствами, что существенным образом увеличивало таможенную стоимость по сравнению с покупкой аналогичного имущества с возможным привлечением банковского кредита. Государственный таможенный комитет, изучив данный вопрос, выпустил письмо от 6 августа 2002 года №01-06/31475 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых с отсрочкой или рассрочкой оплаты". В соответствии с данным письмом, по договору международного лизинга сумма процентов не включается в таможенную стоимость, если эта сумма отдельно определена в договоре. При этом проценты не должны превышать предельной ставки, определяемой по аналогичным долговым обязательствам, или принимаемой в размере 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Время уплаты таможенных платежей
В случае получения в лизинг по договору международного лизинга имущества от иностранного лизингодателя также возникают вопросы относительно времени уплаты таможенных платежей. П. 3 ст. 34 Федерального Закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусматривает, что уплата таможенных платежей производится на момент ввоза предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, а в дальнейшем - одновременно с лизинговыми платежами. Однако по мнению ГТК это положение закона "О лизинге" противоречит таможенному законодательству и не подлежит применению. ГТК предлагает импортерам пользоваться исключительно таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом, в частности, режимами выпуска в свободное обращение или временного ввоза.

В июле 2002 года Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассматривая две кассационные жалобы Липецкой таможни, в обоих случаях поддержал лизингополучателя-имортера. Лизингополучатель уплатил таможенные платежи при таможенном оформлении в полном объеме, а затем потребовал возврата таможенных платежей с неоплаченной части таможенной стоимости по ст. 34 Закона "О лизинге". В соответствии с судебными Постановлениями, таможенному органу было предписано произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

Насколько нам известно, ГТК пока не отменяет свое письмо от 24 мая 1999 года № 01-15/14858 "О применении Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О лизинге", в котором ГТК объявляет уплату таможенных платежей при лизинге на оплаченную часть таможенной стоимости противоречащей таможенному законодательству. Скорее всего, в ближайшем будущем многие таможенные органы на местах будут для выпуска предметов лизинга в свободное обращение продолжать требовать уплаты полной суммы таможенных платежей. После этого, лизингополучатель, учитывая положительную практику Центрального округа, сможет обратиться в суд за возвратом излишне уплаченных таможенных платежей.

В настоящее время налогообложение способствует развитию лизинга путем предоставления права ускоренной амортизации предмета лизинга. Ускоренная амортизация, как правило, дает возможность отсрочить уплату налога на прибыль и снизить налог на имущество. Отнесение лизинговых платежей на расходы также создает возможности для налогового планирования. Использование налоговых возможностей лизинга осложняется проблемами с возвратом НДС и рядом неурегулированных моментов при расчете налога на прибыль и таможенных платежей. Опытные консультанты могут помочь получить максимальную налоговую выгоду от лизинговых сделок.

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Читайте также: