Как обжаловать решение налоговой об исключении из егрюл

Опубликовано: 26.03.2024

Обжалование исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ, см. также постановление Пятнадцатого ААС от 30.01.2017 N 15АП-18584/16).

Решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица оспариваются как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции в зависимости от организационно-правовой формы исключенного юридического лица и статуса лица, оспаривающего исключение из ЕГРЮЛ (ст. 27 АПК РФ, ст. 22 ГПК, см. например, постановления Седьмого ААС от 16.10.2017 N 07АП-8738/17, АС Северо-Западного округа от 29.05.2017 N Ф07-2772/17, определение Рязанского облсуда от 25.01.2017 по делу N 33а-233/2017). Соблюдение обязательного досудебного порядка по данной категории споров законодательством не предусмотрено (постановления Десятого ААС от 10.10.2018 N 10АП-15076/18 и от 16.04.2018 N 10АП-3651/18).

Суд, установив, что на момент принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего хозяйственная деятельность фактически юридическим лицом не была прекращена либо регистрирующим органом не были соблюдены требования закона при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя, может признать решение регистрирующего органа недействительным.

Как фактическое ведение юридическим лицом деятельности суды, например, могут признать:

- участие юридического лица в судебных спорах (постановления АС Северо-Кавказского округа от 11.10.2018 N Ф08-8108/18, Пятнадцатого ААС от 12.07.2018 N 15АП-8884/18, Восьмого ААС от 14.08.2018 N 08АП-7561/18, Двадцатого ААС от 13.06.2018 N 20АП-3058/18);

- наличие у него договорных отношений с третьими лицами, например, по оказанию услуг населению, аренда им имущества, договор энергоснабжения (постановления АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2017 N Ф04-5726/17, Десятого ААС от 09.10.2018 N 10АП-12335/18);

- наличие у исключенного лица задолженности перед третьими лицами (определение ВС РФ от 24.10.2018 N 308-КГ18-16603, постановления АС Поволжского округа от 20.09.2018 N Ф06-24836/17 и от 24.07.2018 N Ф06-35116/18, АС Северо-Кавказского округа от 19.06.2018 N Ф08-4634/18, Одиннадцатого ААС от 19.10.2018 N 11АП-14609/18, Двенадцатого ААС от 21.06.2018 N 12АП-6266/18).

Однако в последнее время в судебной практике начинает складываться подход, что наличие задолженности у юридического лица перед третьими лицами, заключение им договоров не может свидетельствовать о фактическом осуществлении им хозяйственной деятельности и являться препятствием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ (постановления АС Центрального округа от 26.07.2018 N Ф10-2454/18, Двенадцатого ААС от 20.04.2018 N 12АП-3089/18, Третьего ААС от 11.07.2018 N 03АП-1735/18, Семнадцатого ААС от 02.08.2017 N 17АП-8273/17, Девятого ААС от 23.10.2018 N 09АП-49523/18).

Если регистрирующий орган на момент принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ не располагал сведениями об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности, порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ был им соблюден, а заинтересованным лицом был пропущен срок на подачу заявления в регистрирующий орган в соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, то решение регистрирующего органа может быть признано законным (п. 3.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017), направленного письмом ФНС России от 28.12.2017 N ГД-4-14/26814@, определение ВС РФ от 12.04.2018 N 305-КГ18-2598, постановления АС Московского округа от 18.05.2018 N Ф05-7121/18 и от 18.09.2018 N Ф05-13952/18, АС Волго-Вятского округа от 16.04.2018 N Ф01-731/18, АС Северо-Западного округа от 03.04.2018 N Ф07-3138/18).

Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество. Кроме того, дополнительные гарантии кредиторов-взыскателей недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 ст. 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 того же Кодекса (определения ВС РФ от 29.05.2018 N 302-КГ18-5664 и от 09.01.2018 N 305-КГ17-19408, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2018 N Ф02-4421/18, АС Московского округа от 05.09.2018 N Ф05-13377/18, АС Центрального округа от 13.08.2018 N Ф10-2482/18).

Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Мера эта применяется в том случае, если ЮЛ не сдает отчетность по налогам или не выполняет операции по банковским счетам. Актуально это также при внесении неверных сведений в реестр, невозможности ликвидации из-за отсутствия средств на процедуру у учредителей. Последствия такой меры: прекращение деятельности лица и его обязательств, привлечение к субсидиарной ответственности, распределение имущества.

Вопрос: Является ли наличие задолженности у недействующего юридического лица основанием для оспаривания принятого решения регистрирующего органа о его исключении из ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ

Как обжаловать исключение из реестра

Исключение из ЕГРЮЛ можно обжаловать. Это актуальная мера, ведь ЮЛ даже не уведомляют о выходе из реестра. Уведомление об исключении учредителям не направляется. Единственный способ заблаговременно получить информацию – это регулярное отслеживание новостей на официальном сайте. Однако учредители этим не занимаются. Следовательно, ЮЛ узнает о своем исключении внезапно. То есть предупредить введение этой меры практически невозможно.

Можно ли привлечь к субсидиарной ответственности органы юрлица на основании того, что операции по банковским счетам не проводятся, в налоговую не поступает отчетность, а организацию-должника исключили из ЕГРЮЛ?
Посмотреть мнение суда

Решение регистрирующей структуры можно обжаловать в этих органах:

  • Вышестоящая регистрирующая структура согласно пункту 1 статьи 25.2 ФЗ №129 «О государственной регистрации» от 8 августа 2001 года.
  • Арбитражный суд по адресу налоговой (часть 2 статьи 189 и статья 35 АПК).

Досудебное решение проблемы не является обязательным, то есть ЮЛ может сразу обращаться в суд. Обжаловать решение можно в течение года. Срок отсчитывается с того момента, как учредители узнали об исключении из реестра. Если ЮЛ пропустил 12 месяцев, возобновить срок он не сможет.

Кто имеет право на оспаривание

Подать заявление об обжаловании могут эти лица:

  • Кредиторы лица, в том числе контрагенты по гражданско-правовым сделкам (статья 307 ГК РФ).
  • Заинтересованные лица (к примеру, сотрудники и учредители).
  • Само ЮЛ как правомочный субъект.

Обжаловать исключение можно как в административном, так и в судебном порядке.

Административный порядок

Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:

  • Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
  • Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).

ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).

Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:

  • Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
  • Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.

Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.

Особенности составления жалобы

Заявление можно составить в двух формах:

  • Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
  • Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.

Структура заявления предполагает три части:

  1. Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
  2. Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
  3. Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.

Также в заявлении прописываются эти сведения:

  • Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
  • ОГРН и ИНН.

К прошению нужно приложить бумаги:

  • Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
  • Доверенность, если заявление подает представитель.

Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.

Судебный порядок

Судебный порядок предполагает следование положениям глав 22 и 24 АПК РФ. В пункте 2 статьи 197 указано, что для возбуждения дела нужно составить заявление. Обращение можно составить как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае можно воспользоваться сервисом «Мой арбитр». Размещен он на сайтах арбитражных судов.

Заявителю понадобится оплатить пошлину:

  • 300 рублей для ФЛ.
  • 3 000 рублей для ЮЛ.

Длительность судебного процесса составляет 3 месяца с момента поступления иска. Судебное решение вступает в юридическую силу в момент его принятия на основании части 7 статьи 201 АПК РФ.

Оформление заявления

В иске нужно прописать такие сведения, как:

  • Наименование суда.
  • Сведения о заявителе, адрес.
  • Телефон и электронная почта.
  • Название регистрирующего органа, который принял решение об исключении.
  • Реквизиты решения.
  • Номер записи в ЕГРЮЛ.
  • Изложение прав, которые были нарушены исключением из реестра.
  • Перечень норм, которые были нарушены регистрирующим органом.
  • Требование о том, какое именно решение нужно признать незаконным.
  • Перечень приложенных документов.

К иску нужно приложить эти документы (на основании части 2 статьи 199 и статьи 126 АПК РФ):

  • Уведомление о вручении бумаг по делу заинтересованным лицам.
  • Квитанцию об уплате пошлины.
  • Подтверждение доказательств, приведенных в иске.
  • Копию свидетельства о регистрации ЮЛ.
  • Доверенность, если заявление подается представителем лица.
  • Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Копию решения, которое оспаривается.

Если не приложить все требуемые документы, суд отклонит заявление.

Основания для оспаривания решения

При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:

Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.

Судебная практика

В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.

Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.

К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Неправомерное исключение организации налоговой службой из ЕГРЮЛ — явление нередкое. Если ваша компания ведет хозяйственную деятельность, но вы узнали, что ей присвоен статус недействующей, вы можете отменить решение ФНС через суд. Рассмотрим пример такого дела.

19.09.2019 Арбитражный суд Сахалинской области рассмотрел дело по обращению директора ООО «Старатель» к ФНС Сахалинской области. Истец просил признать незаконным следующее:

  • Запись в ЕГРЮЛ от 20.06.2018 о недостоверности данных о местонахождении ООО «Старатель»;
  • Решение налоговой службы об исключении неактивной организации ООО «Старатель» из ЕГРЮЛ;
  • Запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО «Старатель» в связи с имеющимися недостоверными данными.
По словам представителя юр. лица, инспекция неправомерно внесла в ЕГРЮЛ запись о неверности данных о местонахождении компании и незаконно приняла решение об исключении ЮЛ на этом основании. Решение было принято после получения письма от администрации Южно-Сахалинска, в котором сказано об отсутствии ЮЛ на месте. При этом истец указывает, что организация располагается в здании, которое принадлежит ему на праве собственности.

Как доказать хозяйственную деятельность юр. лица

Позиция налоговой

Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.

В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.

Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.

История спора

В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.

18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.

После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.

Сроки подачи заявлений

По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.

Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.

Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:

  • Противоречие документа положениям законодательства;
  • Нарушение прав граждан или юр. лиц.
В соответствии с АПК РФ, правомерность ненормативных документов оценивается на день принятия такого документа.

Проверка достоверности

Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.

Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.

Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.

Исключение из ЕГРЮЛ

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.
Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.
Данные документы свидетельствуют об осуществлении хозяйственной деятельности в период с 2018 по 2019 год. Кроме того, налоговая привлекала ООО «Старатель» к административной ответственности и выставляла требования об уплате налога на имущество после исключения юр. лица из ЕГРЮЛ. Данный факт говорит о противоречивости действий ФНС в отношении ООО.

Таким образом, юр. лицо является действующей организацией и не прекращало деятельность. На основании такого вывода суд отменил решение налоговой об исключении юр. лица из ЕГРЮЛ.

Формы типовых документов

Вопрос-ответ

Ответ: Открытие и закрытие любого юридического лица происходит через налоговую службу. Так как в постановлении указана именно причина, которая озвучена в вопросе, то открыть фирму снова не составит труда. Нужно заново собрать пакет документов, приплюсовав те документы, которые были не достоверными и отправится в налоговую инспекцию. На исправление недостоверной информации ФНС дает 10 дней, с момента направления уведомления на юр. адрес фирмы. Если за 10 дней юр.лицо не устраняет недостатки, то начинается процесс ликвидации принудительно.

В соответствии со статьей Гражданского кодекса РФ 606, арендодатель обязуется предоставить арендатору своё имущество (в данном случае речь идет про недвижимость), которое находится у него в собственности за определенную плату и на определенный срок. Так как договор остался на стадии обсуждения, то есть не состоялась фактическая передача недвижимости, и он не был подписан сторонами, то такой договор юридической силы не имеет. Если арендодатель по-прежнему желает заключить с Вашей будущей фирмой договор аренды, то регистрируйте юр.лицо и заключайте новый договор. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей ГК РФ 609 п.2, долгосрочный договор аренды подлежит государственной регистрации.

В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.

Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке. Юридическая практика показывает, что налогоплательщик, который указал при регистрации ЮЛ недостоверные сведения в части адреса своего местонахождения, может быть исключен из ЕГРЮЛ по односторонней инициативе налогового органа (ст. 21 гл. VIII ФЗ от 08.08.2001 г. №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.

Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке.

Ответ: ФНС в своём письме от 25.06.2014 г. № СА-4-14/12088 (оно актуально и на сегодняшний день) даёт единую практику применения при выявлении налоговыми органами недостоверности сведений об адресе. Письмо можно найти в общем доступе. Кстати, судебная практика показала, что есть случаи, когда обжалование постановления ФНС приносило свои плоды.

Вы указали, что заполнили форму Р 14001 для внесения изменений, но, к сожалению, не указали, что Вы приложили помимо этой формы, чтобы доказать, что адрес Вашего юридического лица на этот раз верный. В качестве доказательства могут быть приложены документы на аренду или иное право на объект недвижимости, в котором Ваша фирма располагается, фото вывески и другой атрибутики, которая показывает, что это Ваша организация.

Если таких подтверждений нет и кроме того, ФНС провела дополнительную проверку по Вашему адресу (новому или подтверждение старого) и не было обнаружено новых доказательств, то налоговая инспекция имеет право отказать в изменении сведений. Помимо этого, в соответствии со статьей 14.25 п.4 КоАП РФ, на Вас составляется административный протокол и назначается штраф.

В Вашей ситуации есть два пути. Первый, если у Вас есть документальные доказательство того, что адрес юридического лица верный и Вы на самом деле осуществляете по нему свою деятельность, можете обжаловать отказ ФНС. Но если Вы знаете, что налоговая служба права, то смысла в обжаловании нет.

Ответ: Один из альтернативных способов ликвидации ООО – по решению ФНС. Не будем углубляться в подробности данной процедуры, но исход её очевиден: если решение ФНС вступило в силу, организация ликвидируется в принудительном порядке и исключается из ЕГРЮЛ. При этом законодательством предусмотрена возможность отмены такого вердикта.

В описываемой ситуации решение об исключении из ЕГРЮЛ было обжаловано, а жалоба – удовлетворена. Следовательно, решение ФНС больше не действует. Значит, честное имя организации восстановлено, и она продолжает действовать так, как и до вынесения незаконного решения. Образования нового предприятия в этом случае не произошло.

toys-2561392__340.jpg

В соответствии со ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее «Закон») по решению регистрирующего органа ЮЛ может быть исключено из ЕГРЮЛ. Порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ применяется при следующих обстоятельствах:

- ЮЛ присущи признаки недействующего предприятия;

- ликвидация ЮЛ невозможна ввиду отсутствия средств ее финансирования и невозможности возложить расходы на учредителей;

- наличие сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности более 6 месяцев с момента внесения такой записи.

При выполнении одного из указанных условий регистрирующий орган (далее - налоговая, налоговая инспекция, налоговый орган) принимает соответствующее решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ.

Итак, получив информацию о принятии налоговым органом решения о предстоящем исключении ЮЛ либо обнаружив, что ЮЛ уже исключено, участники, руководитель, иные заинтересованные лица имеют право предпринять действия, направленные на возражение и оспаривание исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 143-О-О нормативные положения, позволяющие исключить ЮЛ из ЕГРЮЛ, применяются с учетом гарантий, предоставленных указанным лицам. К таким гарантиям относятся:

- опубликование сведений о принятии решения о предстоящем исключении в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@);

- направление заявления, препятствующего принятию решения об исключении;

- обжалование кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего ЮЛ в соответствии с п. 8 ст. 22 Закона.

Опубликование сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ в органах печати

В течение 3 дней с момента принятия указанного решения налоговый орган обеспечивает публикацию в органах печати сведений о принятом решении. Действующим законодательством РФ, кроме опубликования в органах печати о принятом инспекцией решении о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ, иного уведомления участников организации или руководителя налоговым органом не предусмотрено. Согласно позиции ВС РФ публикация регистрирующим органом информации об исключении организации из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» является достаточной для информирования кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2018 по делу N А40-185866/17, Определение ВС РФ от 24.02.2016 г. по делу N А40-199439/2014, Определение ВС РФ от 04.04.2016 г. по делу N А65-9202/2015).

Исходя из этого, о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ можно узнать при систематическом отслеживании изменений в ЕГРЮЛ и публикаций.

Направление мотивированного заявления, препятствующего принятию решения об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ

В соответствии с п. 3, 4 ст. 21.1 Закона недействующее ЮЛ, кредиторы, иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего ЮЛ, имеют право в течение 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении представить в регистрирующий орган мотивированное заявление. Например, при наличии неисполненных обязательств исключаемым обществом кредитор вправе в 3-месячный срок обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим возражением. В таком случае решение об исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ не принимается и процедура по исключению прекращается. При этом принять повторное решение об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ регистрирующий орган не вправе до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 по делу N А42-4748/2017).

Если возражений не поступит, в соответствии с п. 7 ст. 22 ФЗ Закона регистрирующий орган исключает недействующее ЮЛ из ЕГРЮЛ. Обращаем внимание, если регистрирующий орган надлежащим образом исполнил обязанность по опубликованию решения о предстоящем исключении и у заинтересованных лиц имелась возможность отслеживать соответствующие сведения из общедоступных источников, но возражения не были поданы в установленный срок, то при признании недействительными оспариваемых решений и действий регистрирующего органа довод о нарушении прав, например, как кредитора, в результате исключения общества-должника из ЕГРЮЛ, будет признан несостоятельным (Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2018 по делу N А40-35951/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2018 по делу N А19-6582/2017).

Рекомендуем проявлять достаточную степень заботливости и осмотрительности, обновлять сведения на основе как минимум данных ЕГРЮЛ о контрагентах и, имея возможность, своевременно направлять заявление о несогласии с исключением, например, контрагента-должника из ЕГРЮЛ.

Обжалование исключения недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением

В соответствии с п. 8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Среди оснований обжалования решения об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ можно выделить следующие:

- отсутствуют основания для исключения из ЕГРЮЛ. Например, налоговая ошибочно получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении из ЕГРЮЛ. К указанному также относятся случаи, когда на момент исключения общества из ЕГРЮЛ оно формально отвечало признакам прекратившего свою деятельность ЮЛ, но фактически осуществляло хозяйственную деятельность, соответствующую целям создания; действия регистрирующего органа в судебном порядке могут быть признаны незаконными (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.03.2018 по делу N А28-2143/2017).

- нарушен порядок исключения. Например, не опубликовано сообщение о проведении процедуры, или в сообщении о предстоящем исключении не содержалось сведений о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права затрагиваются исключением недействующего ЮЛ, а также если в нем был указан неверный адрес регистрирующего органа (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.05.2017 по делу N А66-4284/2016);

- налоговым органом получены возражения заинтересованных лиц, однако не приняты к учету (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2017 017 по делу N А40-225110/16).

  • Исключение предприятия из реестра: общие вопросы
  • Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ
  • Кто может оспаривать
  • Административный порядок обжалования
  • Форма и содержание жалобы
  • Судебный порядок. Форма заявления
  • Содержание заявления и приложения
  • Какие существуют основания для оспаривания
  • Спорные вопросы в практике обжалования

Исключение предприятия из реестра: общие вопросы

Разбираемые нами вопросы регулируются:

Поводом для принудительной ликвидации считается (п. 1, п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):

  1. Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно:
  • неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности;
  • отсутствие операций по счетам.
  1. Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
  2. Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.

При этих условиях регистрирующий орган (далее — налоговая, инспекция, налоговый орган) принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России «Об обеспечении публикации…» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания.

В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).

Подробнее о примерах принудительного исключения сведений об организациях из ЕГРЮЛ читайте в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.

По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:

  • В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Кто может оспаривать

Право на подачу заявления/жалобы имеют:

  1. Кредиторы исключенной фирмы. К ним относятся контрагенты по гражданско-правовым сделкам (пп. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ).
  2. Иные заинтересованные лица. Например, работники компании, участники (учредители).
  3. Что касается самого ликвидированного предприятия, то в п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ оно не указано как обладатель права на оспаривание, хотя в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ недействующая фирма упоминается, наряду с кредиторами и иными заинтересованными лицами, как субъект, правомочный высказать свое возражение. Однако на практике исключенные предприятия выступают полноправными заявителями в таких делах (дело № А33-12125/2015 АС Красноярского края).

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

  • через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
  • непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Форма и содержание жалобы

Содержание документа можно разбить на 3 части:

  1. Преамбула. Здесь указываются:
    • Данные заявителя:
    • для гражданина: фамилия, имя отчество и место жительства;
    • для организации: наименование и адрес.
    • Название органа, решение и действие которого обжалуются.
    • Реквизиты акта, с которым не согласен заявитель.
  2. Описательная часть. В этом разделе следует раскрыть все основания, по которым нарушены права подателя.
  3. Просительная часть. Требования традиционно состоят в просьбе отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Дополнительно в тексте прописываются:

  1. Почтовый адрес заявителя, телефоны, адрес электронной почты.
  2. В целях точной идентификации можно внести в преамбулу также:
  • для физического лица — ИНН;
  • юридического — ОГРН и ИНН.

К заявлению прикладываются:

  • документы, подтверждающие доводы подателя;
  • доверенность, если подписантом является представитель.

Внимание: приказ действующий. Соответственно, и форма заявления тоже.

Судебный порядок. Форма заявления

Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

  • в письменной форме;
  • электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» на официальных сайтах арбитражных судов.

При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ):

  • 300 руб. — для граждан;
  • 3 000 руб. — для организаций.

Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Содержание заявления и приложения

В документе обязательно прописывается:

  1. Название суда.
  2. Данные заявителя, место его нахождения или жительства.
  3. Для граждан-заявителей: дата и место рождения, работа или дата и место регистрации как ИП.
  4. Телефоны, факсы, электронная почта.
  5. Наименование регистрирующего органа.
  6. Реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются.
  7. Данные о том, какие права и законные интересы затронуты решением/действием.
  8. Информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
  9. Требование о признании незаконным:
    • решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
    • действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.
  10. Перечень приложений.

Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:

  • подтверждение вручения пакета документов иным участникам процесса;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
  • копия документа о регистрации предприятия или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
  • доверенность;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
  • копия оспариваемого акта.

Какие существуют основания для оспаривания

Если предприятие оказалось исключенным из реестра в административном порядке как недействующее, то «вернуть его к жизни» можно только в следующих случаях:

  1. Когда по факту отсутствуют причины для прекращения. В таких ситуациях речь идет о наличии у налоговой недостоверных сведений в результате, например, ошибок в работе самого органа (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2013 по делу № А40-113163/12).
  2. Если регистрирующий орган нарушил порядок исключения. Например, не было опубликовано решение о предстоящем исключении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А82-2561/2008-27). Или в размещенном сообщении отсутствовала информация о сроках и порядке направления возражений по факту предстоящего исключения (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2012 по делу № А64-5746/2010).
  3. При осуществлении принудительного прекращения даже после получения в положенный 3-месячный срок обоснованного возражения от кредиторов, самого юридического лица и иных заинтересованных субъектов.

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

В отношении коммерческих организаций у арбитражных судов мнения разделились на прямо противоположные:

  1. Одни суды применяют расширительное толкование ст. 21.1 закона № 129-ФЗ, запрещают регистрирующему органу формально подходить к процедуре и отрицают возможность ликвидировать компанию только при наличии 2 оснований (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2013 № Ф03-1381/2013).
  2. Другие суды строго придерживаются буквального толкования нормы ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и отказывают в оспаривании предприятиям, если они подпадают под указанные в законе № 129-ФЗ признаки. При этом даже не учитываются факты, например, заключения сделок, ведения судебных процессов и др. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 по делу № А45-11367/2012).

Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.

Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.

Больше полезной информации — в рубрике "Бизнес".

Читайте также: