Методологические аспекты расчета налоговой базы

Опубликовано: 30.04.2024

date image
2015-10-22 views image
1808

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налогоплательщики

Транспортный налог платят фирмы (российские и иностранные) и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства, перечисленные в статье 358 Налогового кодекса.

Трудности в определении плательщика налога могут возникнуть, если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, передано другому лицу на основании доверенности. При этом могут возникнуть две ситуации:

  • если доверенность была выдана до 30 июля 2002 года (даты официального опубликования главы 28 «Транспортный налог»), то налог будет платить тот, кто указан в доверенности;
  • если доверенность была выдана после 30 июля 2002 года, то налог будет платить прежний владелец транспортного средства.

При этом в первом случае граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны уведомить налоговую инспекцию по месту своей регистрации о передаче по доверенности указанных транспортных средств.

Объект налогообложения

Транспортные средства, которые облагаются налогом (ст. 358 НК РФ), можно выделить в три группы:

  1. автотранспортные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу);
  2. водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);
  3. воздушные (самолеты, вертолеты и др.).

Все эти транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей;
  • транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда по Российскому международному реестру.

Налоговая база

По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налоговой базой будет паспортная мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговая база у несамоходных (буксируемых) судов – их вместимость в тоннах. По остальному водному и воздушному транспорту налоговую базу определяют исходя из количества транспортных средств.

Грамотно выстроенные методические подходы аудита налогообложения, учитывающие специфику деятельности предприятия, позволяют избегать рисков в налоговой сфере и контролировать соблюдение положений налогового законодательства. Поскольку торговля является важной отраслью государственной экономики, вопросам аудита налогообложения торговых предприятий необходимо уделять достаточное внимание. В связи с трудоемкостью налогового учета существует высокая вероятность возникновения ошибок.

Поэтому главной задачей аудита торговых организаций является предупреждение налоговых нарушений [2, c. 42].

Особенности учета и налогообложения торговых операций позволяют идентифицировать следующие наиболее характерные ошибки торговых организаций при исчислении и уплате НДС [7]:

– некорректный раздельный учет доходов и расходов, налогообложение которых соответствует различным налоговым режимам;

– некорректный раздельный учет товаров, облагающихся по различным ставкам НДС;

– несвоевременное формирование и предоставление пакета документов при применении нулевой ставки НДС;

– отсутствие, или некорректное ведение налоговых регистров–расчетов, данные которых применяются при начислении НДС;

– неверное формирование базы налогообложения НДС;

– отсутствие конкретных условий договоров поставки и продажи в части определения базиса поставки и момента перехода прав собственности, что влияет на порядок признания выручки в целях налогообложения и оприходования или списания товаров;

– наличие значительных ошибок в оформлении первичной документации.

Таким образом, главной целью аудиторской проверки НДС торговой организации является выявление возникающих ошибок в ведении налогового учета и интерпретации положений налогового законодательства.

Источниками аудиторских доказательств являются: журналы учета полученных и выставленных счетов– фактур, применяемые при расчетах по НДС; корректировочные счета–фактуры; переписки с контрагентами; договоры; дополнительные соглашения к договорам; первичные документы; справки–расчеты; данные синтетического и аналитического учета по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС» счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и другие; платежные документы; графики документооборота; первичные документы по учету товаров (приходные и расходные ордера, накладные, требования, лимитно–заборные карты, акты и другие); регистры аналитического учета; счета–фактуры; книги покупок, журналы учета счетов–фактур [1, c. 67], налоговые декларации по НДС, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах деятельности организации.

Программа аудита расчетов по НДС включает [2, c. 78]:

– оценку систем бухгалтерского и налогового учета и анализ учетной политики в части учета НДС;

– оценку аудиторских рисков и расчет уровня существенности;

– выявление главных факторов, влияющих на налоговые показатели по НДС;

– изучение организации документооборота и функций и полномочий подразделений, отвечающих за исчисление и уплату налогов;

– проверку правильности установления сроков уплаты налога;

– проверку возможности использования налоговых льгот;

– проверку правильности формирования налогооблагаемой базы;

– проверку правомерности использования налоговых вычетов;

– проверку правильности составления и своевременности сдачи налоговых деклараций;

– проверку правильности и своевременности уплаты налога

– проверку правильности отражения информации об НДС в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования;

– обобщение и оформление результатов.

Основные задачи аудиторов заключаются в проверке правильности расчета базы налогообложения по НДС, поэтому процедуры аудита торговой организации включают [3, c. 122-123]:

– пересчет налогооблагаемой базы по указанным объектам и ставкам НДС, начисленного с реализации товаров, и авансов, поступивших в счет их оплаты;

– оценку правомерности применения ставок;

– проверку расчетов сумм восстановленного налога;

– экспертизу соответствия показателей налоговых деклараций сведениям книги покупок и книги продаж, а также данным счетов бухгалтерского учета;

– проверку налоговых вычетов по приобретению товаров;

– анализ договоров с покупателями для определения базы налогообложения при наличии договоров, к которым применяется определение места реализации товаров;

– проверку соблюдения сроков и порядка подачи отчетности.

Рассмотрим подробнее основные аудиторские процедуры методики проведения аудита НДС в торговых организациях.

Положения учетной политики при определении налоговой базы торгового предприятия оцениваются на предмет соблюдения для целей налогообложения при учете хозяйственных операций, доходов и расходов, а соответствия действующему налоговому законодательству. Наиболее частыми причинами расхождений между данными налоговых деклараций, бухгалтерского учета и книги продаж являются:

– наличие в бухгалтерском учете текущего периода исправлений, относящихся к предыдущим отчетным периодам; при этом идентифицировать налоговые нарушения необходимо путем сопоставления исправительных бухгалтерских проводок и декларации того отчетного периода, в котором допущены нарушения, и в котором внесены исправления текущего периода. Налоговое нарушение – отсутствие уточненного расчета за налоговый период, в котором совершена ошибка, либо наличие уточненного расчета на сумму разницы (ошибки);

– присутствует НДС, уплаченный предприятием по принятым к учету товарам, включенный ранее в налоговые вычеты и подлежащий восстановлению, что отражается бухгалтерском в учете проводкой по дебету счета 19 и кредиту 68 (субсчет НДС); в декларации указанная сумма уменьшает налоговые вычеты и в книгу продаж не включается;

При аудите правильности ведения книги продаж и журнала учета полученных и выставленных счетов– фактур, своевременности выставления и корректности оформления счетов–фактур в отношении проверяемой торговой организации анализируется:

– соблюдение правил заполнения книги продаж; журнала учета счетов–фактур; счетов–фактур, исправительных и корректировочных счетов–фактур;

– своевременность выставления и составления счетов–фактур;

– соответствие составленных торговой организацией счетов–фактур требованиям, предъявляемым ст. 169 НК РФ.

В ходе проверки порядка оформления и составления корректировочных счетов–фактур осуществляется путем аудитору необходимо установить:

– факт выставления корректировочных счетов–фактур покупателям в течение 5 календарных дней со дня согласования с ними изменений цены или количества (объема) товаров;

– наличие документально подтвержденного согласия или уведомления покупателей при составлении корректировочных счетов–фактур (договоров, соглашений, других способов согласования или уведомления);

– при составлении корректировочных документов торговая организация указывает все дополнительные реквизиты (наименование документа; номер и дата первичных счетов–фактур, показатели которых меняются; количество, цена и стоимость товаров с учетом и без учета НДС до и после корректировки; сумма НДС до и после корректировки; положительные или отрицательные разницы, возникшие в результате корректировки стоимости товаров и суммы НДС [4];

– в зависимости от увеличения или уменьшения стоимостных показателей корректировочные счета– фактуры торговой организации, выставленные как продавцом и полученные как покупателем, зарегистрированы в книге покупок или в книге продаж в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС» (далее Постановление № 1137) [5].

При согласованном с продавцом уменьшении количества или цены отгруженных товаров покупатель обязан восстановить НДС, предъявленный к вычету в момент их оприходования. Восстановлению подлежит разница между суммами НДС, исчисленными с первоначальной и со скорректированной стоимости приобретенных товаров [4].

На этапе аудиторской экспертизы порядка формирования базы налогообложения при реализации товаров проверяется следующее:

– база налогообложения при реализации налогоплательщиком товаров определена в соответствии с положениями ст. 154 НК РФ, как стоимость этих товаров исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ и без включения в них налога (либо в ином порядке, предусмотренным ст. 154 НК РФ);

– база налогообложения сформирована с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров в соответствии с положениями ст. 162 НК РФ.

Далее нужно оценить корректность формирования кредитовых оборотов по субсчету «Расчеты по НДС» счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» путем анализа проведенных сделок по продажам продукции (кредитовые обороты по балансовому счету 90 «Продажи»). Проверяя корректность расчета сумм НДС с оборотов по продажам, начисленных к уплате в бюджет, необходимо установить следующее:

– сумма начисленного налога должна быть равной величине базы налогообложения, умноженной на налоговую ставку;

– при реализации продукции (облагаемой НДС по разным ставкам и необлагаемой) сумма начисленного налога должна быть равна сумме соответствующих оборотов, умноженной на соответствующие ставки; сумма соответствующих оборотов по счетам учета продаж и прочих доходов (облагаемых НДС по разным ставкам и необлагаемых) должна быть равной общей сумме оборотов;

– выявив обороты и начисленный с них НДС, за счет которых возникли расхождения, убедиться в корректности определения суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Проверка правильности формирования базы налогообложения по полученным сумма авансам и предоплаты в счет будущих поставок предполагает анализ обоснованности, правомерности и своевременности признания для целей формирования базы налогообложения налогового периода полученных от контрагентов сумм авансов и предоплаты прочих нормируемых расходов в счет будущих поставок товаров, имущественных прав [4].

Для того чтобы правильно и своевременно исполнить свои обязательства по НДС при получении предоплаты, продавцу необходимо: определить налоговую базу, с которой нужно исчислить НДС; определить подлежащую применению ставку НДС; исчислить сумму НДС; оформить счет–фактуру; заполнить декларацию по НДС.

Налоговая база в данном случае определяется как сумма полученной оплаты с учетом НДС, при этом исчисляется по расчетной ставке в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция по отгрузке [4].

НДС, исчисленный с полученных сумм предварительной оплаты, включается в общую сумму налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, и подлежит уплате (в составе общей суммы налога за налоговый период) в общем порядке – равными долями не позже 20–го числа каждого из 3 месяцев, следующего за прошедшим налоговым периодом [4].

Аудитору следует проверить соблюдение положений учетной политики для целей налогообложения при учете хозяйственных операций в отношении формирования налоговых вычетов, а также их соответствие действующему налоговому законодательству.

Анализ сопоставимости данных бухгалтерского учета, книги покупок и налоговой отчетности включает:

– проверку на основании данных бухгалтерских регистров, налоговых регистров (книги покупок и других) полноты, достоверности сведений, отраженных в налоговой декларации по НДС;

– оценку своевременности представления организацией в налоговый орган деклараций по НДС, в связи, с чем нужно запросить декларации с отметками налоговых органов, квитанции почтовых отправлений, протоколы приема деклараций по электронным каналам связи.

Наиболее частые причины расхождений данных бухгалтерского учета, отчетности и книги покупок аналогичны причинам расхождений вышеуказанных данных с книгой продаж.

На этапе проверки порядка ведения налоговых регистров и учета поступивших счетов–фактур анализируется:

– своевременность выставления и составления счетов–фактур организацией;

– соответствие составленных организацией счетов–фактур требованиям, предъявляемым ст. 169 НК РФ;

– заполнение налоговых регистров полно, без пропусков и изъятий; своевременность регистрации фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах;

– правильность ведения журнала счетов–фактур, используемых при расчетах по НДС, книги покупок и порядка хранения счетов–фактур в соответствии с Постановлением № 1137 [5].

На этапе оценки корректности отражения вычетов по суммам авансов и предоплаты, учитываемым в отчетном периоде следует:

– проверить правомерность установления фактов получения предварительной оплатой (авансом) (п. 1 ст. 487 ГК РФ) и правильность формирования базы налогообложения относительно вычетов по суммам авансов и предоплаты, учитываемым в отчетном периоде;

– убедиться, что торговая организация правильно, полно и своевременно отразила вычеты суммы налога, исчисленные как продавцом и как покупателем с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет будущих поставок товаров, имущественных прав на основе надлежаще оформленных документов [4].

При анализе корректности формирования вычетов по возвратным операциям необходимо убедиться, что операции при получении от покупателей возвращенного товара, ранее реализованного, а также при возврате приобретенного товара поставщикам, правильно и своевременно отражены в бухгалтерском и налоговом учете (в соответствующих регистрах налогового учета), а также в налоговых декларациях согласно положениям гл. 21 НК РФ.

Вычетами являются суммы налога, предъявленные покупателю продавцом и уплаченные продавцом в бюджет при продаже товаров в случае их возврата продавцу или отказа от них [4]. Вычетами являются суммы налога, исчисленные продавцом и уплаченные им в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет будущих поставок товаров, реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий или расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.

Анализ порядка и полноты формирования налоговой декларации и сопоставимости ее данных с данными бухгалтерского учета и регистров налогового учета включает мероприятия:

– проверку на основании данных налоговых и бухгалтерских регистров полноты, достоверности сведений, отраженных в налоговой декларации по НДС;

– оценку своевременности представления организацией в налоговый орган деклараций по НДС, в связи, с чем нужно запросить декларации с отметками налоговых органов, квитанции почтовых отправлений, протоколы приема деклараций по электронным каналам связи.

Необходимо отметить, что по итогам каждого этапа аудита НДС необходимо провести пересчет числовых данных в регистрах налогового и бухгалтерского учета, налоговых декларациях по операциям, попавшим в выборку, а также инспектирование подтверждающих документов.

Таким образом, нами систематизированы и обобщены подходы к формированию методики аудита НДС торговых организаций на основании описания основных ошибок при исчислении и уплате НДС в торговле, задач аудиторской проверки, конкретизации аудиторских процедур, отражающих бухгалтерскую и налоговую специфику хозяйственной деятельности организаций торговли в расчетах с бюджетом по НДС.

Следует подчеркнуть, что аудит НДС является наиболее сложной областью проверки, так как одновременно затрагивает большое количество хозяйственных операций торговых организаций. Методика аудиторских проверок усложняется постоянно меняющимся законодательством, поскольку допускаются ошибки в учете из–за несвоевременного изучения законодательных документов, а также неоднозначной трактовки некоторых из них. Аудит НДС позволит снизить налоговые риски торговой организации и предупредить нежелательные последствия проверок, проводимых налоговыми органами.

1. Аудит: Учебник для бакалавров / под ред. А.Е. Суглобова. – М.: Дашков и К 2015. – 368 с.

2. Елкина О.С. Налоговый учет, отчетность и аудит: курс лекций. – Омск, Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского 2012. – 288 с.

3. Жаринов В.В. Аудит товарных операций: Практическое пособие / В.В. Жаринов, Л.Г. Макарова, Л.П. Широкова, под ред. В.И. Подольского. – М.: Юнити-Дана 2012. – 208 с.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть 1 и 2) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (в ред. от 08.06.2015).

5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (ред. от 29.11.2014).

6. Сурай Н.М. Ковалева И.В. Механизм формирования и управления товарным ассортиментом // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - №8 (130). – С.153-160.

На самом деле это очень опасно. Если налоговая – по приведенным ниже причинам — взялась за подсчет налогов расчетным методом – это плохой знак. И, как правило, печальный исход.

Лучше этого не допускать. Знать, учиться на чужих ошибках и не попадать на крупные неприятности.

Расчетный метод требует доказательств

Налоговики вправе определить сумму налогов расчетным путем. Это закреплено подп. 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Но четкой и однозначной методики определения налогов расчетным способом не существует.

Гипотезы, допущения – условностей масса. Именно из-за сложностей сбора доказательств, а также по причине просчетов, ошибок и вольностей в расчетах — суды и вышестоящие инстанции отменяют расчетные доначисления налоговиков.

Расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не нарушает конституционные прав налогоплательщиков – считает Конституционный суд.

«Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обуславливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.»

(Определения КС от 5 июля 2005 г. № 301-О и от 29 сентября 2015 г. № 1844-О).

Президиум ВАС РФ в ряде своих постановлений указал, что при расчетном методе начисления налогов их достоверное определение по объективным причинам невозможно. Но и недопустимо произвольное определение их суммы налоговым органом.

(Это постановления Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012г. № 16282/11 по делу № А55-5386/2011, от 19 июля 2011г. № 1621/11 по делу № А55-5418/2010, от 22 июня 2010г. № 5/10 по делу № А45-15318/2008-59/444)

Это значит, что свой налоговый расчет контролеры должны подтвердить результатами трудоемкого анализа, точными расчетами и собрать основательную доказательственную базу.

Основания для применения расчетного метода

Перечень оснований, при которых налоговый орган может применить расчетный метод для определения сумм налоговых обязательств, законом ограничен.

В каких же случаях он применим:

1. Отказ допустить налоговиков к осмотру помещений и территорий, используемых в коммерческой деятельности для получения дохода.

Именно отказ или воспрепятствование должностным лицом проверяемой компании или ИП. Причем достаточно один раз отказать в доступе.

При этом отсутствие представителей налогоплательщика при осмотре суды не признают воспрепятствованием доступу, в связи с чем оснований для применения расчетного метода не усматривают. Постановление ФАС СЗО от 29 января 2014 г. по делу №А56-32593/2013.

Но если ревизоры в суде докажут, что компания знала о проверке и умышленно уклонилась от предоставления доступа – расчетный порядок налогов судьи поддержат.

При воспрепятствовании инспектор составит акт воспрепятствования доступу. В случае отказа представителя налогоплательщика от подписи акта в нем делается соответствующая запись. И налоговая получает право сделать расчет налогов самостоятельно.

Игнорирование и непредставление документов по запросу налоговой более двух месяцев суды признают достаточным основанием для исчисления налогом расчетным путем.

3. Отсутствие учета доходов, расходов, объектов налогообложения.

4. Невозможность исчислить налоги по причине ведения учета с нарушением установленного порядка.

Когда-то, в лохматых 90-х и 00-х годах для того, чтобы открутиться от налоговой проверки компании нередко прибегали к помощи контор –«доброхотов»: странным образом похищались документы из автомобиля, в гараже, где хранились документы случался пожар, в офисе — коммунальная авария или другие недоразумения… И затребованные документы исчезали, сгорали или приобретали нечитабельный вид.

Достаточно позаботиться о справке из соответствующих органов о произошедшем или о возбуждении дела – и все, вуаля! – от проверки отвертелись. Ура.

Сейчас все по-другому. Такие уловки налоговики отлично знают. И они не работают. Суд считает противодействием проверке поведение компании, если в случае коммунальной или иной неприятности не будут приняты меры по восстановлению утраченных документов.

А если еще будет доказан и умысел в их уничтожении и уклонении от проверки – руководителю компании грозит уголовная ответственность.

И если вдруг к вам не пришли по причине порчи или утраты документов — значит, не очень-то и хотели. Значит ваша компания для выездной проверки и не очень интересна. Если ревизоры возьмутся – мало не покажется. Доначисление налогов расчетным способом -обеспечено.

Как проводится расчет

Налоговый кодекс указывает на два источника сведений для расчета:

  1. Имеющаяся у налоговиков информация о налогоплательщике
  2. Данные об аналогичных плательщиках налогов.

Какие сведения приоритетны – законом ее определено. Но большинство судов считает, что в первую очередь следует использовать имеющиеся у налоговиков данные о налогоплательщике, а если их недостаточно – то рассчитывать показатели по данным аналогичных компаний.

Расчет по данным налогоплательщика

В эпоху диждитализации и электронного накопления всевозможной информации, о самой компании налоговики могут накопать предостаточно.

  • налоговые декларации и расчеты, представленные компаний в ИФНС за проверяемый и предыдущие налоговые периоды по всем налогам и сборам,
  • выписки по банковским счетам,
  • результаты встречных проверок,
  • данные имущественных реестров,
  • сведений таможни,
  • отчеты в Росстат,

— и сведения из других источников, которые компания могла представлять «во внешний мир» — например, для оформления кредита, получения разрешения на строительство, для участия в закупках или получения субсидий.

Выбор аналогичного

Найти компании с аналогичными условиями и сопоставимыми показателями налоговикам совсем непросто. А оспорить – легко. Должна сказать, что расчет по аналогии – это часто полет фантазии.

Недостаточность или несопоставимость сведений, собранных налоговиками можно оспорить в суде.

Как показывает практика, для поиска аналогичных налогоплательщиков, ключевыми являются такие критерии, как:

  • отраслевая принадлежность;
  • конкретный вид деятельности;
  • объем выручки;
  • численность персонала;
  • система налогообложения.

Аналогов также могут искать по ассортименту и количеству выпускаемой продукции, по объемам и номенклатуре реализованных товаров, по параметрам сдаваемых в аренду площадей, по рынкам сбыта, режиму работы.

Суды отмечают, что для обоснованности выбора аналога нужна совокупность критериев, совпадения по одному–двум из них – недостаточно.

При этом важно, чтобы сопоставимые показатели отказывали непосредственное влияние на результаты деятельности организации. Например, при сдаче недвижимости в аренду ключевым показателем является площадь сданных в аренду помещений у аналогичных организаций и их местонахождение, а не количество сотрудников. На эту тему интересное решение суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2010г. N А32-15315/2009.

Не признаются судами сопоставимыми условиями, к примеру продажа одних и тех же товаров компанией-производителем и торговой компанией, продающей их оптом. Или производственные показатели ИП и госпредприятия, осуществляющих такую же деятельность.

Творческий подход налоговиков по каждому из критериев следует проверить, и — по неубедительным и «притянутым за уши» – собрав контрдоказательства и подготовив контррасчеты – можно и поспорить.

Почему это опасно

Как правило налоги, доначисленные налоговиками расчетным способом, существенно превышают те суммы, которые вы заявляли к уплате или готовы уплатить.

Налог на прибыль

Доходы собрать легко. По банковским выпискам, по встречкам. Будете потом доказывать, что эти поступления авансы, залоги, возвратные средства – и что к налоговой базе они отношения не имеют.

А вот с расходной частью – вообще все непросто. Как вы понимаете, одного факта оплаты недостаточно. Расходы разношерстны и по каждому виду имеются свои нюансы: и особый порядок признания, и вариантность учета, определенная учетной политикой, нормативы списания, даты признания и прочее. Не говоря про обоснованность, документальное подтверждение и направленность расходов на получение дохода.

Да, суды указывают, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль и при упрощенной системе налогообложения (Доходы-Расходы) х15% расходы надо учитывать.

Полезные постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2011 г. №14473/10, от 25 мая 2004 г. № 668/04 и от 19 июля 2011 г. № 1621/11. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф04-6486/2007(38351-А45-40) и ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5189/2008.

Ок, возможно такие очевидные расходы как расходы на оплату труда и страховые взносы налоговики и примут по вашим сданным в ИФНС декларациям и расчетам. Но не стоит рассчитывать, что ревизоры займутся восстановлением вашего учета. Не для этого назначена налоговая проверка. И от нее ждут эффективности. Доначислений.

По вычетам НДС своя история. В этом вопросе суды единогласны: подлежащий уплате в бюджет – да, можно исчислить расчетным путем. Но возможность определения вычетов расчетным путем, налоговым законодательством не предусмотрена. Право на вычет носит заявительный характер и подтверждается счетами-фактурами. И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан.

То есть кредит 68 счета налоговики соберут, а Дт—увы.

Об этом подп. 7 пункта 1 статьи 31 и пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса, определение ВС РФ от 14 марта 2016г. № 303-КГ16-312, постановления Президиума ВАС РФ от 09 ноября 2010г. N 6961/10 и от 30 октября 2007г. N 8686/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2011 г. N А56-13885/2010 и ФАС Поволжского округа от 14 декабря 2010г. N А55-1057/2010.

Судебные перспективы — безрадостные

Несколько лет назад суды не приветствовали расчет налогов по аналогии, досконально разбираясь в каждом конкретном случае, критически изучали обоснованность применения расчетного метода, настаивали на грамотных расчетах, отклоняли вольности и пресекали самодеятельность налоговиков.

Вообще судебный спор – штука творческая. Но суды в современных реалиях — явно на пробюджетной позиции. Спорить стало сложно. Но все еще можно убеждать. И удивлять.

От подсчета налогов расчетным методом отбиться будет трудно. В суде вы заведомо в оправдательной позиции. Вы – «плохиш». А что? Не пускали, учет не вели, документы не представляли. Налоговая — заботясь о пополнении бюджета и несмотря на ваше противодействие — все же рассчитала (как сумела) ваши налоговые обязательства.

Верховный суд указал:

  • необоснованность выводов налогового органа доказывает налогоплательщик! (Определение ВС РФ от 20 апреля 2016 г. № 304-КГ16-3174),
  • при несогласии с расчетным методом налогоплательщик должен представить доказательства экономической необоснованности расчетов, произведенных налоговым органом (Определение ВС РФ от 25 января 2016 г. № 302-КГ15-17939).

Придется потрудиться

Для того, чтобы развернуть ход судебного процесса в свою сторону, нужны оригинальные контраргументы, грамотные контррасчеты и весомые контрдоказательства.

Удивить налоговиков и убедить суд – надо здорово постараться!

  1. Оцените правомерность применения расчетного метода, Достаточны ли основания. Их обоснованность.
  2. Сравните критерии, показатели, условия работы выбранных налоговиками аналогичных налогоплательщиков. Поищите расхождения, несоответствия, основания для несопоставимости.
  3. Сделайте контррасчеты. Максимально полно соберите документы, подтверждающие расходы и налоговым вычеты по НДС. Это — ваша расходная часть и возможность уменьшить налоговые последствия.
  4. Убеждайте суд, что именно ваш расчет продуман, доказан и верен!

Да, трудно. Но пробовать стоит. Или молча сложить ручки в ожидании развязки? Накосячили – исправляйте! Всегда стоит бороться и защищаться.

А лучше не провоцировать ревизоров на применение расчетного метода, не подставлять свой бизнес под разорение. Продумывать действия, знать о рисках и просчитывать последствия.

Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект

Германова Виктория Самвеловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского финансового учета
Россия, Ставропольский государственный аграрный университет
[email protected]

Особенность этой статьи заключается в том, что в ней представлен анонс методических аспектов учетной политики в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на имущество, основанный на статьях части 2 Налогового Кодекса. Автор предполагает, что подробное ознакомление с выдержками Налогового Кодекса и приведенными фрагментами уже составленной организацией учетной политикой позволит пользователям методически грамотно сформировать свою налоговую учетную политику.

учетная политика в целях налогообложения, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, Налоговый Кодекс.

Категории статьи:

Методологические инструменты технологизации подпроцессов управления организации
Внутренние коммуникации в период пандемии
Коммуникационная стратегия нового бренда на региональном издательском рынке
Развитие систем управления владельческими рисками как основа обеспечения экономической устойчивости российских организаций в условиях пандемии
Блиц-мониторинг состояния предприятия

Статья также доступна (this article also available):

Налоговый Кодекс РФ в 2006 году ввел понятие учетной политики для целей налогообложения в статью 11 – как выбранной налогоплательщиком совокупности допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика в целях налогообложения раскрывает особенности ее составления по федеральным налогам, в разделе VIII Налогового Кодекса, в частности в: главе 21 «Налог на добавленную стоимость»; главе 25 «Налог на прибыль организаций»; главе 26. «Налог на добычу полезных ископаемых», главе 30 «Налог на имущество организаций».

Рассмотрим основные методические аспекты, представленные в указанных главах Налогового кодекса и приведем реальные примеры применения этих аспектов в учетной политике для целей налогообложения конкретной организации. В таблице 1 представлен порядок раскрытия методических аспектов учетной политики в целях налогообложения в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в статьях 165, 166 и 170.

Таблица 1 — Порядок раскрытия формирования учетной политики в главе 21 «Налог на добавленную стоимость»

Раскрытие элементов в учетной политике

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» раскрывает порядок формирования учетной политики наиболее полно в тридцати шести статьях, которые схематично представлены на рисунке 1 и показывают разделение данных аспектов на следующие составляющие: отражение доходов, раскрытие расходов, методика учета амортизируемого имущества, особенности налогообложения и порядок ведения налогового учета.

Отражение доходов представлено в двух статьях 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов» и 316 «Порядок налогового учета доходов от реализации», в которых указано, что раскрытие доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов (рисунок 1).

Раскрытие расходов в учетной политике для целей налогообложения находит отражение в восемнадцати статьях главы 25 НК и определяет методику учета различных видов расходов организации (рисунок 1). Методика учета амортизируемого имущества раскрывается в шести статьях и позволяет определить виды амортизируемого имущества, особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп), методы и порядок расчета сумм амортизации, порядок расчета сумм амортизации при применении линейного и нелинейного метода начисления амортизации, а также повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации и особенности организации налогового учета амортизируемого имущества. Особенности налогообложения представлены в пяти статьях и раскрывают методику определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, по определению налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами и налогообложение по срочным сделкам иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Рисунок 1 – Схема раскрытия элементов учетной политики по статьям главы 25 Налогового Кодекса

Порядок ведения налогового учета находит отражение в девяти статьях главы 25 Налогового Кодекса и наиболее полно определяют порядок формирования учетной политики в целях налогообложения налога на прибыль организаций, а в частности общие положения ведения налогового учета, порядок формирования аналитических регистров налогового учета, а также особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков, порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления.

Учитывая то, что в главе 25 Налогового Кодекса большое внимание уделено раскрытию методических аспектов налогового учета амортизируемого имущества, в частности основных средств, приведем фрагменты учетной политики для целей налогообложения в части учета этих средств в реальной организации ООО «Евроотель», расположенной в г. Ставрополе и предоставляющей различные виды гостиничных услуг (рисунок 2).

Рисунок 2 — Фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части учета основных средств

Учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов и регистров учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.

В ООО «Евроотель» для целей налогового учета основных средств используются регистры налогового учета, которые являются приложением к учетной политике организации в целях налогообложения.

Формы данных регистров разработаны с учетом рекомендаций главы 25 НК и возможностями программного обеспечения конкретной организации. Приведем примеры оформления регистров налогового учета. Для обобщения информации об операциях приобретения и формирования стоимости приобретаемого имущества, работ, услуг, прав, которые в дальнейшем учитываются в качестве доходов или расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль используется «Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг». Регистр формируется по записям на счетах учета приобретенного имущества, работ, услуг и прав за отчетный (налоговый) период. Фрагмент регистра представлен на рисунке 3. Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав формирует итоговую информацию о стоимости приобретенного имущества за определенный период по данным налогового учета. Рисунок 3 показывает, что за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 были приобретены основные средства на общую стоимость 321450,00 руб. Эти данные отображены по строке «Итого».

Для обобщения информации об операциях выбытия имущества и формирования доходов от реализации, подлежащих включению в налоговую базу по налогу на прибыль предназначен «Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав». Регистр формируется по записям на счетах учета имущества (в части выбытия имущества, не связанного с реализацией) и счетах учета доходов от реализации (в части реализации имущества, работ, услуг и прав).

Рисунок 3 – Фрагмент регистра учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав

Фрагмент регистра представлен на рисунке 4. По данным регистра выбытия имущества, работ, услуг, прав можно рассчитать общую стоимость основных средств реализованных или переданных на сторону за определенный период. По строке «Итого» рисунка 4 можно увидеть, что за выбранный период были проданы основные средства на общую стоимость 320300,00 руб.

Для обобщения информации о наличии и движении имущества организации, признаваемого в целях налогообложения основными средствами в составе амортизируемого имущества предназначен «Регистр информации об объекте основных средств». Фрагмент регистра представлен на рисунке 5.

Рисунок 4 – Фрагмент регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав

В разделе 1 содержатся общие сведения об объекте основных средств. Показатели раздела 2 отражают распределение сумм начисленной в отчетном месяце амортизации к прямым или косвенным расходам.

Рисунок 5 – Фрагмент регистра информации об объекте основных средств

В разделе 3 отражается размер специального коэффициента, применяемого в отношении объекта основных средств, а также его изменение за период. В разделе 4 отражаются сведения об изменении первоначальной стоимости за период. В разделе 5 отражается информация о перерывах в начислении амортизации. В разделе 6 отражаются суммы накопленной амортизации по месяцам.

По данным рисунка 5 увидеть, что основное средство автомобиль было приобретено 12 июня 2011 года по стоимости 456000,00 руб. со сроком полезного использования 144 мес. Амортизация по объекту относится на счет затрат 26 «Общехозяйственные расходы».

Рисунок 6 – Фрагмент регистра информации об объекте основных средств

«Регистр амортизации основных средств» предназначен для отражения суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств, необходимой при формировании прямых и прочих расходов, признаваемых в текущем (налоговом) периоде для целей налогообложения. Фрагмент регистра представлен на рисунке 6.

На основании данных регистра амортизации основных средств можно сделать вывод, что за 1 квартал 2011 года первоначальная стоимость основных средств составила 66012000,00 руб., сумма амортизации — 236415,00 руб.

Регистры в ООО «Евроотель» формируются автоматически при правильном заполнении всех субконто различных документов, формируемых в программе 1С «Бухгалтерия».

В главе 26. «Налог на добычу полезных ископаемых» методические аспекты формирования учетной в целях налогообложения находят отражение в двух статьях Налогового Кодекса: статье 343.1 «Порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда», которая введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ и позволяет налогоплательщику по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном данной статьей, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса; статье 346.38 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений» уточняет, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Порядок осуществления налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

В заключении рассмотрим главу, которая также раскрывает методические аспекты применения учетной политики в целях налогообложения – это глава 30 «Налог на имущество организаций», которая введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и в статье 375 «Налоговая база» уточняет следующие моменты. Так при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Рассмотрим фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части налога на имущество, который представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 — Фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части налога на имущество

В Ставропольском крае установлена максимальная ставка налога на имущество организаций, равная 2,2 процента. В ООО «Евроотель» сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода определяется следующим образом: среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества умножается на установленную в данном субъекте РФ ставку налога на имущество. Полученное произведение уменьшается на суммы авансовых платежей начисленных в течение налогового периода. Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций необходимо представить не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговую декларацию необходимо представить не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Большое значение при определении размера налога на имущество и величины амортизационных отчислений также имеет своевременность переоценки основных средств: чем раньше будет произведена уценка или дооценка, тем сильнее ее результаты скажутся на среднегодовой стоимости имущества. Следует отметить, что налоги на имущество и на прибыль по-разному зависят от стоимости основных средств. При росте стоимости налог на имущество увеличивается, но налоговые платежи от прибыли при прочих равных условиях снижаются и наоборот. Поэтому до принятия решения о переоценке и ее вариантах необходимо произвести сравнительный анализ. Налогоплательщики вправе при исчислении налогооблагаемой базы налога на имущество исключать суммы амортизации основных средств не только основной деятельности, но и объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, а за правильностью включения этих сумм в расчет должна следить бухгалтерия организации, составляя методически грамотную и перспективную учетную политику.

Ведь значение учетной политики большинством организаций не оспаривается, ими детально изучаются последствия применения тех или иных элементов, выборе того или иного варианта учетной политики в зависимости от поставленной цели. А целью чаще всего являются законная оптимизация налоговых платежей. Предприятие должно раскрывать принятые при формировании учетной политики способы учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями. Так методы, подходящие для управления одной организации, могут быть абсолютно неприемлемы для другой. Поэтому учетная политика должна быть индивидуальной, т.е учитывать специфику деятельности и составляться для каждого конкретного налогоплательщика и оптимальной, т.е принимать во внимание все цели, ради которых она создается.

Все методические аспекты учетной политики в целях налогообложения, рассмотренные в данной статье и применяемые в организациях позволять сделать учетную политику одним из главных элементов документооборота и при грамотном подходе к ее составлению организации смогут добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Библиографический список

  1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.12 г., №19-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Авдеев, В.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г. // Бухгалтер и закон.- 2009.- № 12.-С. 11 — 17.
  4. Германова, В.С. Методы оценки основных средств в учетной политике коммерческой организации.- Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: монография / Воронежский государственный педагогический университет.- Воронеж, 2008.- Книга 16.- С.70-82
  5. Германова, Ю.И. Оценка эффективности налогообложения и методы ее определения / Ю.И. Германова, В.С. Германова // Ученые записки Российского государственного социального университета.- 2009.- № 6.- С. 73-77.
  6. Медведев, М.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая / М. Ю. Медведев. – М. : ИД ФБК-Пресс, 2009. – 178 с.
  7. Семенихин, В.В. Учетная политика – 2010 / В.В. Семенихин. – М. : Налоговый вестник, 2010. – 288 с.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.12.2018 2018-12-27

Статья просмотрена: 489 раз

Библиографическое описание:

Дьяконова, О. С. Методологический аспект учета доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета / О. С. Дьяконова, А. И. Закурдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/238/54927/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассматриваются различия в учете доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета. Раскрывается суть ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и ст.265 НК РФ. Рассматривается управленческий учет относительно оптовой торговли.

Ключевые слова: расходы организации, доходы организации, бухгалтерский учет, налоговый учет, управленческий учет.

Доходы и расходы являются ключевыми показателями на каждом предприятии, поэтому правильность их определения для целей бухгалтерского и налогового учета является одной из основных задач, стоящих для управленцев предприятия. На основании правильно рассчитанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета предприятие располагает экономической информацией о полных затратах предприятия и доходах, состоящих из двух элементов: доходах от обычных и прочих видах деятельности, то есть полной себестоимости и доходах, или полной прибыли за отчетный период.

Для получения этих основных экономических показателей существуют правила расчета, регламентированные в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» и отраслевых инструкциях или рекомендациях по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости продукции и формированию финансового результата. Эти инструкции существуют отдельно по отраслям промышленности, строительства и торговле, так как в каждой из них имеются свои особенности. Согласно этим документам, все фактические затраты производственного характера и подтвержденные первичными документами включаются в себестоимость, то есть расход предприятия в том отчетном периоде, в котором они имели место быть, и в полном объеме, как по лимитируемым затратам, так и по нелимитируемым. Эти доходы и расходы определяются в рамках бухгалтерского финансового учета.

С вступлением в действие налогового кодекса РФ с 1 января 2002 года появился налоговый учет, основной целью которого является расчет, на основании тех же первичных документов, налогооблагаемой базы в налоговых регистрах для осуществления контроля за правильностью их расчета. Регламентирующим документом для налогового учета является Налоговый кодекс, который рассматривает порядок формирования расходов, то есть себестоимости продукции для целей налогового учета по другим правилам, а именно с разнесением этих расходов по разным отчетным периодам. Кроме того, для целей бухгалтерского и налогового учетов существуют разные методы начисления амортизации, что естественно приводит к разным величинам расходов по этим видам учета.

Методологию отдельных составляющих бухгалтерского учета определяет один из важнейших принципов, который называется принципом увязки доходов и расходов (соответствия). Согласно данного принципа в бухгалтерском учете, под расходами следует понимать уменьшение экономической выгоды вследствие определенных обязательств и/или выбытия активов. Несмотря на это, расходы должны признаваться независимо от намерений получения выручки, операционных доходов и других их видов денежной, натуральной или любой другой формы осуществления расходов.

Согласно НК РФ получение доходов является основанием для признания расходов. Признанными могут быть только такие расходы, которые обоснованы и подтверждены соответствующим документом. Обоснованными затратами считаются затраты, которые оправданы в экономическом смысле и оцениваются в денежном выражении [2].

В особенностях формирования данных относительного текущего налога на прибыль также проявляется принцип соответствия. В налоговом учете прибыль выводится как разность между признанными, с учетом принципа осмотрительности, доходами и осуществленными для целей их получения признанными затратами, в соответствии с правилами главы 25 НК РФ. Формирование прибыли в бухгалтерском учете осуществляется на основании с такими же принципами, но в соответствии с правилами ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» [3,4]. В налоговом учете более жестко проявляется принцип соответствия, так как одновременно законодателем усложнено правило признания затрат, так как они должны быть экономически оправданы. Если в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы могут быть признаны, то относительно фискальных органов они могут не признаться, что сложно оспорить налогоплательщику, так как критериев для обоснования экономически оправданных затрат в налоговом законодательстве не приведено.

В бухгалтерском учете прибыль образуется из двух элементов, при ее образовании расходы принимаются в полном объеме произведенных затрат, подтвержденных первичными документами. В налоговом учете при формировании прибыли принимаются в расчет не все расходы, подтвержденные первичными документами, а именно лимитируемые расходы принимаются только в размере установленного лимита. Убытки в бухгалтерском учете признают в том периоде, в котором они образовались, а в налоговом — с учетом ограничений и принципа пропорционального включения расходов. То есть в налоговом учете полностью не работает принцип соответствия.

Основные методологические аспекты учета хозяйственных и финансовых операций хозяйствующих субъектов определяются в учетной политике. Однако данные методологические аспекты в главе 25 НК Российской Федерации раскрыты не полностью.

Экономическое сообщество долгое время разрабатывало методологию бухгалтерского учета, как научное обобщение принципов построения его методов. У этой методологии имеется своя история, национальные особенности и положительный опыт. Отражает перспективы развития методологии российской системы бухгалтерского учета ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», что утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2004 г. № 180.

В 25 главе НК Российской Федерации сущность налогового учета определяется как «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, которые группируются согласно с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» [2].

Отсюда следует, что система налогового учета является параллельной системе учета бухгалтерского. Многие экономисты разделили учет, который по своей сути является единым. Они разработали отдельный налоговый план счетов несмотря на то, что в законе указано, что ведение регистров налогового учета должно осуществляться «без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета».

Налогоплательщики обязаны при отображении хозяйственных операций по учету доходов и расходов учитывать одновременно правила, которые предусмотрены ПБУ, а также гл. 25 НК РФ. Усугубляется данная проблема и тем, что далеко не все налогоплательщики располагают финансами, чтобы расширить штат административно-управленческого аппарата, привлекая специалистов, которые бы вели налоговый учет, которых дополнительно нужно было бы обучать на курсах и семинарах.

После того, как вышел ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114, была подтверждена деятельность данной концепции.

Налогоплательщики, согласно данному нормативному акту, обязаны вести учет постоянных и временных разниц между данными о доходах и расходах, которые по-разному признаются для целей бухгалтерского или налогового учета, и отражать на счетах бухгалтерского учета налоговые обязательства и активы, которые формируются на их основе.

В качестве резюме можно сделать вывод, что бухгалтерский учет представляет собой единую систему информации, состоящую из двух обособленных видов учета: финансового и налогового. Они направлены на получение необходимой учетно-аналитической информации для управленцев предприятия для принятия ими своевременных и оптимальных управленческих решений.

Внутренним учетом, который обеспечивает оперативное управление затратами, является управленческий учет, в котором можно найти элементы финансового учета:

1) в них рассматриваются одни и те же хозяйственные операции;

2) в управленческом учете формируется себестоимость, которая отражается в регистрах бухгалтерского учета;

3) в управленческом учете используются методы финансового учета.

4) 4.оперативная информация используется как для управленческого учета, так и бухгалтерского учета формирования [1].

Согласно М. А. Вахрушиной управленческий учет можно определить, как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью [1].

Управленческий учет в торговле выполняет следующие задачи:

  1. на основе анализа рентабельности отдельных видов товаров осуществляется формирование ассортимента приобретаемых товаров;
  2. себестоимость приобретаемого товара является основание формирования продажной цены по нему;
  3. на основании данных управленческого учета определяется точки безубыточности для отдельных товаров [5];

В оптовой торговле основу управленческого учета составляют такие показатели, как выручка от продаж, издержки обращения и прибыль.

Такие показатели, как рентабельность, валовой доход и прибыль непосредственно связаны с товарооборотом оптового предприятия. Объем оптового товарооборота определяется по счету 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Можно выделить две формы оптового товарооборота: складской и транзитный. Транзитная форма является более выгодной формой оптового товарооборота, так как она ускоряет процесс товарообращения, уменьшает расходы на погрузочно-разгрузочные процессы, прием и отпуск товаров.

Основной целью любого предприятия является оптимизация затрат. Согласно К. Марксу, торговля — это уже устоявшаяся система человеческих отношений, в которой все товары должны приравниваться при совершении обмена. Поэтому общим для всех товаров вообще является труд сам по себе, а не труд в какой-либо определенной области производства [7].

Издержки обращения — это расходы организации на процессы реализации, которые состоят из чистых и дополнительных затрат. Под чистыми затратами понимают торговые расходы, а под дополнительными — затраты на хранение, транспортировку и упаковку товара.

Существует два вида издержек обращения — это постоянные издержки и переменные издержки. В основе этого деления лежит зависимость издержек от объемов производства. Постоянными издержками считаются расходы, объем которых не зависим от изменений в величине оптового оборота: расходы на оплату аренды помещения, заработная плата работников, амортизация, ремонт основных средств и другое. Переменными же издержками считаются расходы, объем которых полностью зависит от величины оптового оборота. К ним можно отнести расходы, связанные с доставкой товара, оплатой сдельного труда, потерями, товарными операциями.

На основании изложенного выше, можно сделать вывод, что под бухгалтерским и налоговым учетом следует понимать составляющие общей системы бухгалтерского учета. В стоимостном выражении они создают учетно-аналитическую информацию для оптимального и оперативного управления доходами и расходами оптового предприятия.

Читайте также: