Методики количественной оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов

Опубликовано: 15.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.05.2020 2020-05-01

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Мусина, О. В. Выбор оптимального метода расчета налоговой нагрузки при планировании налогового бремени хозяйствующего субъекта в рамках действующего законодательства РФ / О. В. Мусина, Н. В. Боярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 119-128. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69436/ (дата обращения: 20.05.2021).

Учитывая анализ налоговых поступлений в бюджет РФ, каждый хозяйствующий субъект должен рассчитывать свою налоговую нагрузку без ущерба для бюджета РФ. Существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога. В статье рассмотрен выбор оптимального метода расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, в рамках действующего законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговое бремя, хозяйствующие субъекты, оптимизация, методики расчета налоговой нагрузки.

Данные Федеральной налоговой службы обновляются ежегодно и представляются на официальном сайте ФНС.

В таблице 1 систематизированы данные по формам статистической отчётности, а именно отчеты о начислении к уплате и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года.

Начислено куплате, поступление налогов, сборов ииных обязательных платежей (тыс. рублей)

Регионы

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги, относящиеся кспециальным налоговым режимам

Как видно из таблицы, были выбраны 5 регионов Российской Федерации: Московская область, Самарская область, Пермский край, Республика Марий-Эл, Республика Алтай.

Выбор этих регионов обусловлен тем, что они удалены друг от друга, у них разно-развитая инфраструктура, численность населения и площадь не равнозначны, в разных регионах экономическая направленность сосредоточена по разным видам деятельности.

Рассмотрим доли поступивших и начисленных к уплате налогов и сборов в разрезе, относительно всей Российской Федерации в таблице 2.

Доля поступивших иначисленных куплате налогов исборов относительно всей Российской Федерации

Регионы

Структура,%

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги, относящиеся кспециальным налоговым режимам

Учитывая данные в таблице 2, найдем доли в разрезе по всем пунктам. Для полной оценки примем за 100 % совокупность всех налогов.

Из таблицы видно, что по отношению ко всем поступлениям, наибольшую долю федеральных налогов и сборов занимает Московская область-4,12 %, второе место занимает Самарская область- 2,37 %, третье место — Пермский край- 2 %, далее Республика Марий-Эл- 0,1 %, наименьшую долю поступлений федеральных налогов и сборов, относительно всей Российской Федерации, занимает Республика Алтай- 0,03 %. Приведённые данные представим графически на рисунке 1.


Рис. 1. Поступления федеральных налогов и сборов

В диаграмме представлены данные федеральных налогов и сборов, где видно, что наибольшая доля поступлений приходится на Московскую область, а наименьшая доля приходится на Республику Алтай.

По представленным результатам в таблице 2 видно, что наибольшая доля поступлений региональных налогов и сборов приходится на Московскую область — 5,11 %. Второе место — Самарская область- 1,88 %. Третье место — Пермский край- 1,43 %. Далее Республика Марий-Эл- 0,24 %. Наименьшую долю, относительно всех поступивших региональных налогов и сборов, занимает Республика Алтай- 0,04 %. Представим графически на рисунке 2, доли поступивших региональных налогов и сборов.


Рис. 2. Поступления региональных налогов и сборов

На рисунке представлены данные региональных налогов и сборов, где видно, что наибольшую долю поступлений занимает Московская область, а наименьшую Республика Алтай.

На рисунке 3 графически представим, доли налоговых поступлений в разрезе местных налогов и сборов.


Рис. 3. Поступления местных налогов и сборов

Из рисунка видно, что первое место поступлений в разрезе местных налогов и сборов, относительно всей Российской Федерации, занимает Московская область — 14,96 %. Второе место — Самарская область- 2,49 %. Третье место — Пермский край- 1,71 %. Далее Республика Марий-Эл- 0,10 %. Наименьшая доля поступлений в разрезе местных налогов и сборов приходится на Республику Алтай- 0,06 %.

Налоговые поступления, относящиеся к спец. режимам, представлены на рисунке 4, где видно, что наибольшую долю занимает Московская область- 5,33 %. Второе место — Самарская область- 1,28 %. Третье место занимает Пермский край- 1,15 %. Далее Республика Марий — Эл-0,24 %. Наименьшую долю, в разрезе налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, занимает Республика Алтай- 0,07 %.


Рис. 4. Налоговые поступления, относящиеся к спец. Режимам

Доля налоговых поступлений в структуре по Московской области преобладает над остальными, это связано с высокоразвитой инфраструктурой. Второе место поступлений по всем налогам и сборам занимает Самарская область, большая часть налоговых отчислений приходится от промышленных сфер деятельности, т. к. налоговая нагрузка от этой сферы достаточно высока. В Пермском крае также преобладает промышленная сфера, но хозяйствующих субъектов значительно ниже по сравнению с Самарской областью, но территориальная удаленность от Московской области, где наибольшая доля налогов, меньше. В Республике Марий Эл основные виды деятельности связаны с вооруженными силами РФ. Республика Алтай — наиболее удаленный от столицы РФ регион.

Абсолютные иотносительные отклонения

Регионы

Федеральные налоги исборы

Региональные налоги

Местные налоги

Спец. режимы

Из анализа абсолютных отклонений видно, что налоговое бремя велико для уплаты начисленных налогов. Однако спец. режимы, чье налоговое бремя более оптимизированно, покрывает все начисленные к уплате налоги и сборы.

Представим графически относительные отклонения на рисунке 5.


Рис. 5. Относительное отклонение

На рисунке представлены относительные отклонения налоговых поступлений и начисленных к уплате налогов и сборов, где Ф — Федеральный бюджет, Р — Региональный бюджет, М — Местный бюджет, С.Р — налоговые поступления от применения спец. режимов.

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что налоговое бремя по федеральным налогам и сборам тяжело для Самарской области и Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2019.

По региональным налогам, с налоговым бременем справляется лишь Республика Марий-Эл, как остальные не в состоянии покрыть начисленные к уплате налоги и сборы.

Из анализа относительных изменений местных налогов видно, что налоговое бремя не посильно для Московской области, Самарской области, Пермского края, Республики Алтай.

В российском законодательстве нет понятия «налоговое бремя», поэтому в экономической литературе наряду с понятием «налоговое бремя» используются понятия «налоговая нагрузка», «тяжесть налогообложения», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения».

Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности ФНС использует ряд оценочных критериев. Налоговая нагрузка используется ФНС России при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки. Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@).

В приложении приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ представлена налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. Проводя оценку этой таблицы, можно сделать вывод, что наибольшая налоговая нагрузка на 2018 год приходиться на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, а наименьшая на производство химических веществ и химических продуктов. Максимальная фискальная налоговая нагрузка по страховым взносам за аналогичный год у деятельности почтовой связи и курьерской деятельности, минимальная у производства кокса и нефтепродуктов.

Проиллюстрируем абсолютные изменения налоговой нагрузки на рисунке 6.


Рис. 6. Абсолютные изменения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

По представленным данным видно, что наибольшим изменениям подверглась добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — налоговая нагрузка увеличилась на 7,1. Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — налоговая нагрузка снизилась на 6,5. Стабильными остались: производство текстильных изделий, одежды, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство прочей неметаллической минеральной продукции.

Существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, различающиеся как по числу налогов, включаемых в расчет, так и интегральным показателем, с которым соотносится сумма налога.

При налоговом планировании на уровне организации оценку проводимых мероприятий следует производить с учетом особенностей деятельности хозяйствующего субъекта сферы, в которой он функционирует, налогового режима и других показателей.

Выделим основные методы расчета налогового бремени в таблице 4.

Основные методы расчета налогового бремени

Авторы методов

Формулы расчета

Характеристика расчета налоговой нагрузки

Департамент налоговой политики Минфина России


где НБ — налоговое бремя;

Н.общ — общая сумма налогов;

В.общ — общая сумма выручки от реализации

Определяется как отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг)


где В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

Пч — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

Сопоставление налога и источника его уплаты, где интегральным показателем выступает прибыль экономического субъекта

А. Кадушин, Н. Михайлова


где Нс — сумма налогов в совокупном объеме;

ЧП — чистая прибыль;

Ча — чистые активы предприятия

Доля отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным хозяйствующим субъектом


где Дн — относительная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи;

СО — отчисления на социальные нужды; ВСС — вновь созданная стоимость

Абсолютная налоговая нагрузка определяется как отношение налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, ко вновь созданной стоимости (относительная налоговая нагрузка)


где T — налоговая нагрузка;

ST — сумма налогов;

TY — размер источника средств уплаты налогов

Отношение суммы налогов и других обязательных платежей к размеру источника средств их уплаты (выручка от реализации, прибыль в процессе ее формирования)


где Ни — налоговые издержки

Соотношение налоговых издержек и соответствующей группы по источнику покрытия

Стоит отметить, что универсального метода расчета быть не может, так как экономические условия хозяйствования налогоплательщиков в разных сферах деятельности (а также с учетом региона) значительно отличаются друг от друга. В то же время применение методики Минфина РФ позволяет сравнить в среднем уровень налоговой нагрузки в экономике по сферам деятельности.

На основе проведенного анализа рассмотрим практическое применение планирования и оптимизации налогового бремени хозяйствующего субъекта, в рамках действующего законодательства РФ.

Организация «РиК» в 2021 году планирует приобрести здание со складскими помещениями в связи с открытием нового филиала на общую сумму, равную 9 530 000 руб. (в т. ч. НДС — 1 588 333,33 руб.). С целью оптимизации налога на прибыль организации, а также налога на имущество организации и НДС предлагается использовать лизинг имущества. Так как плательщиком налога на имущество является балансодержатель, организация не будет признана плательщиком налога на имущество по ОС, если на ее балансе не находится данное ОС (п. 1 ст. 374 НК РФ). Стоит отметить, что при лизинге налоговое бремя снижается, в результате списания лизинговых платежей на себестоимость.

В структуру лизингового платежа входят:

− ежегодная сумма амортизационных отчислений;

− проценты за кредит (процентная ставка 10 %);

− сумма налога на имущество 2,2 %;

− комиссионное вознаграждение в размере 1,5 % от балансовой стоимости имущества на начало года.

В соответствии с классификацией основных средств указанное здание относится к девятой амортизационной группе, со сроком полезного использования от 25 до 30 лет. Установлен срок полезного использования здания — 360 месяцев (30 лет). Учитывая, что приобретаемое здание является объектом основных средств, бывшим в употреблении, в соответствии с п.7 ст.258 НК РФ, норма амортизации по этому имуществу определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Таким образом, в соответствии с п.2 ст.259.1 НК РФ, норма амортизации такого основного средства будет определяться по формуле (1):


, (1)

где: К — норма амортизации в процентах от первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;

N — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах;

T — период (количество месяцев) нахождения приобретенного объекта основных средств в эксплуатации у предыдущих собственников.

При этом срок полезного использования офиса для ООО «РиК» составит 15 лет. В условиях лизинга используется коэффициент ускоренной амортизации (k=3), в соответствии со ст.259.3 Налогового кодекса РФ, поэтому срок списания объекта уменьшается до пяти лет.

Месячная норма амортизации:


ООО «РиК» будет осуществлять лизинговые платежи по имуществу, которые он относит на себестоимость в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Сниженное налоговое бремя определяется как произведение ставки налога на прибыль на сумму лизингового платежа без НДС (сумму расхода, списываемую на себестоимость).

Расчет налога на имущество и компенсационного вознаграждения представлен в таблице 5.

Расчет налога на имущество икомиссионного вознаграждения, руб.

Год

Стоимость имущества на начало года

Сумма амортизации

Сумма налога на имущество (2,2%)

Комиссионное вознаграждение (1,5%)


  • Понятие налогового бремени
  • Налоговое бремя и налоговая нагрузка
  • Избыточное налоговое бремя и его последствия
  • Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах
  • Итоги

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2020 - 2021 годах читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги»

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

date image
2014-01-28 views image
21940

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговое бремя - показатель совокупного воздей­ствия налогов на экономику страны в целом, отдельного налогоплательщика и определяется как доля их доходов, упла­чиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя - выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период.

Понятие «налоговое бремя» возникло одновременно с появлением налогов.

Налоговое бремя рассматривалось в XVIII А. Смит в труде «Исследование о природе и при­чине богатства народов», в котором он указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет го­сударства.

«При снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Финансовая наука достаточно се­рьезно исследовала вопрос о влиянии налогов на население и экономику в целом. Учеными делались попытки определения обоснован­ного уровня налогообложения, установления количественной оценки показателя налогового бремени.

Первые упоминания о количественной оценке пока­зателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771) определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение меж­ду бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 нацио­нального дохода.

Показатели налогового бремени определялись учеными эмпирически, т.к. отсутствова­ли необходимые методики их расчета. Ростом налогового бремени послужила Первая мировая война. Возникла необходимость решения вопроса о размерах репарационных платежей.

Были разработаны конкретные методики определения тяжести налогообложения, которые характери­зовались слабостью как методологической базы, так и техники расче­тов, однако их роль и значение состояли в том, что они создали основу для даль­нейших разработок измерения тяжести налогового бремени.

Рисунок 3 - Основные направления применения показателей налогового бремени

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макро- и микроуровне.

Рисунок 4 - Основные аспекты исчисления налогового бремени

НБ на экономику, как правило, представляет собой от­ношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Эконо­мический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перерасп­ределенной с помощью налогов.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчи­тать по следующей формуле:

где Бр - уровень налогового бремени;

Н - все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн - численность населения страны;

Д - сумма полученных населением доходов.

(40 : 100) / (80 : 100 ) = 0,5

Однако данная формула не позволяет с математической точностью определить долю налогов, как прямых, так и косвенных, уплачиваемых непосредственно населением страны, как конечным потребителем.

Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня его благосостоя­ния, в первую очередь размеров оплаты труда.

НБ на работника фактически равно экономической став­ке подоходного налога. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачи­ваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода.

Рисунок 5 - Типы методик количественной оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов

Применяемые на практике методики определения уровня НБ предприятий отличаются друг от друга лишь тем, какие налоги учитываются при расчетах и что принимается в качестве дохода.




Показатель отношения налогов к выручки не оценивает в должной мере влияния налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. выручка от реализации продукции не является полноценным источником уплаты налогов.

Показатель выручки от реализации продукции универсальным источником служить не может, так как из него пред­приятие должно возместить в первую очередь стоимость израсходованных на производство продукции материалов, амортизацию.

Сопоставление налоговой нагрузки по различным предприятиям также не дает точного результата, что связано с неодинаковой структурой затрат на производство предприятий разных отраслей. Следовательно, экономическая база для определения уровня НБ несопоставима.

Для анализа динамики НБ необходим показатель, отражающий действительный, притом единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Поэтому следующие показатели НБ основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик состоит в том, что каждая груп­па налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачива­ются, имеет свой критерий оценки тяжести НБ.

Общий знаменатель, к которому приводится уровень тяжести НБ является прибыль предприятия.

где Бр - уровень налогового бремени;

Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

Нс - налоги, относимые на издержки производства и обращения;

Нф - налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

Нр - налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

Пр - расчетная прибыль, определяемая как разница между выручкой от реали­зации, включающей косвенные налоги, и суммой затрат на производство и реализацию;

Пч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчетной прибыли изыма­ется у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение сум­марной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распо­ряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки НБ хозяйству­ющего субъекта определяется как доля созданной им и отдаваемой госу­дарству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и соответственно достаточно универсаль­ным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку НБ для различных типов произ­водств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показате­ля для различных экономических структур.

Для определения НБ применяется сле­дующая формула:

где Н - сумма фактически уплаченных налогов, за исключением НДФЛ;

ДС - добавленная стоимость.

Дс = Ам + Зп + ЕСН + НДС + Ак + Но + Пр,

Где Ам - амортизационные отчисления;

Зп - затраты на оплату труда;

Сн - единый социальный налог;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Но - оборотные налоги и налоги, уплачиваемые за счет издержек, а также от­
носимые на финансовый результат;

В состав добавленной стоимости включаются амортизационные от­числения. Поэтому реальный размер НБ при примене­нии данной методики в целях сопоставления уровня НБ по различным хозяйствующим субъектам несколько искажается в связи с объективным различием доли амортизации в объеме добавленной сто­имости.

В частности, сопоставление уровня напряженности налоговых обязательств на фондоемких предприятиях, в сфере кредитно-банковских услуг, малого бизнеса в условиях расчета налогового бремени к до­бавленной стоимости не будет достаточно объективным.

С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используется показатель, в котором фискальные изъя­тия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная сто­имость определяется путем вычета из добавленной стоимости сумм амор­тизационных отчислений.

В этом случае НБ бремя определяется по формуле:

где Св - вновь созданная стоимость.

Св = Вр + НДС + Ак + Дв - Рв - Мз - Ам,

где Вр - выручка от реализации продукции;

Дв - внереализационные доходы;

Рв - внереализационные расходы;

Мз - материальные затраты;

Ам - амортизационные отчисления.

Достоинства данного метода, так же как и предыдущего, заключа­ются в том, что он позволяет сравнить налоговое бремя по конкретным предприятиям независимо от их отраслевой принадлежности, а также по индивидуальным предпринимателям. Кроме того, налоговое бремя в дан­ном случае определяется относительно источника уплаты налогов.

Сравнение суммы уплачиваемых налогов с размером балан­совой прибыли предприятия принципиально неверно, поскольку прибыль является далеко не единственным источником упла­ты налогов, особенно в российской налоговой системе.

Некоторые налоги, причем финансово значимые (НДС, акцизы и дру­гие), вносятся в бюджет из той части выручки предприятия, которая не формирует прибыль хозяйствующего субъекта, поскольку представляет собой надбавку к цене предприятия. Отдельные налоги относятся на из­держки производства и обращения и тем самым уменьшают балансовую прибыль, к которой предлагается относить сумму налогов, уплачивае­мых предприятиями. Объектом обложения некоторыми видами налогов является фонд оплаты труда, и в конечном итоге источником уплаты яв­ляются издержки предприятия.

Это относится, в частности, к единому социальному налогу. Уплата части налогов производится за счет отнесе­ния их на финансовые результаты деятельности организаций, т.е. путем уменьшения прибыли. В результате такого подхода к расчету НБ нередко получается, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов изымается больше прибыли, чем предприятие зарабо­тало ее за налоговый период. Поэтому механическое сравнение всей сум­мы уплаченных хозяйствующим субъектом налогов с балансовой при­былью не может быть применено в качестве показателя, характеризую­щего уровень налогового бремени.

При использовании каждой из перечисленных методик неизбежным яв­ляется вопрос о том, что следует включать в сумму уплачиваемых хозяй­ствующим субъектом налогов. Думается, что в расчет должны включаться все налоги, уплачиваемые предприятием, в том числе единый социальный налог, за исключением налога на доходы физических лиц. Упомянутый на­лог не оказывает никакого влияния на экономическую деятельность конк­ретного хозяйствующего субъекта, но может обеспечить работнику конку­рентоспособный «чистый» доход, т.е. доход, остающийся после налогооб­ложения. Хозяйствующий субъект в отношении налога на доходы физических лиц выступает налоговым агентом государства и лишь перечисляет налог в бюджет. Этот налог должен учитываться при расчете налогового бремени работника, но не работодателя как хозяйствующего субъекта.

Практика использования перечисленных выше методик показывает, что в чистом виде ни одна из них не дает объективной картины напряжен­ности налоговых обязательств хозяйствующего субъекта.

Только ком­бинация различных показателей приближает к адекватной оценке нало­гового бремени.

Проблема оптимальной налоговой нагрузки на налого­плательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это пол­ностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и рас­ширению производства.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой налоговое бремя?

2. Какая существует зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства?

3. Каковы роль и значение показателя налогового бремени?

4. Каковы основные аспекты исчисления налогового бремени на макро- и микроуровне?

5. По какой формуле рассчитывается показатель уровня налогового бремени на население?

6. Чему фактически равно налоговое бремя на работника?

7. Какие основные типы методик применяются для количественной оценки налогового бремени на хозяйствующие субъекты?

8. Какая часть дохода может изыматься у налогоплательщика при эф­фективно построенной налоговой системе?

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях налоговая система выступает как регулятор рыночной экономики. Поэтому должны уметь анализировать и выявлять пути оптимизации налогообложения как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на государственном уровне. Целью расчетно-графической работы является более глубокое освоение и закрепление теоретического материала и практических навыков, а также развитие творческих способностей при применении комплексных знаний по смежным дисциплинам, выполнении конкретных расчетов, составлении налоговой отчетности, обосновании предложений.

1 НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40-45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:

Налоговое бремя налогоплательщика = Сумма начисленных налоговых платежей/Совокупный доход

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) позволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения, в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени - уменьшается.

Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов, вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику [3].

1.1 Сущность, экономическое содержание категории «налоговое бремя»

Деятельность любого субъекта хозяйствования, начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена неизменным стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя хозяйствующих субъектов как правовая категория остается почти не изученным.

На сегодняшний день наукой более полно изучена отнюдь не правовая, а экономическая сторона обременения налогоплательщиков государством. Так, в наиболее общих словах налоговое бремя как экономическая категория определяется как отношение общей суммы налогов и сборов, плательщиками которых выступают хозяйствующие субъекты, к объему валового национального продукта. Однако, несмотря на то, что подобное определение идентифицирует понятие налогового бремени в общегосударственном или региональном масштабе, где вся совокупность экономических агентов выступает как один коллективный плательщик, их главный смысл, как представляется, может быть экстраполирован и на понятие налогового бремени в приложении к отдельному налогоплательщику.

В предельно обобщенном виде все существующие подходы к понятию налогового бремени с экономических позиций можно разделить на две большие группы, одна из которых формируется под воздействием негативного отношения к налоговому бремени, представлений о нем как ингибиторе роста материального благосостояния, а другая - под влиянием позитивного и даже конструктивного отношения к рассматриваемой категории, осознания важности ее регулятивной роли в развитии экономических процессов [7].

В то же время результаты более предметного сравнительного анализа предлагаемых разными исследователями дефиниций позволяют выделить несколько доминирующих в современной финансовой науке подходов к интерпретации понятия налогового бремени налогоплательщика, а именно:

1. Налоговое бремя как отношение суммы обязательных платежей в бюджет к результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В частности, совокупное налоговое изъятие может оцениваться в соотношении с выручкой, активами, валютой баланса, себестоимостью товаров, работ, услуг, прибылью. Так, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России понимает налоговую нагрузку как долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей к объему реализации товаров (работ, услуг). Именно этот подход нашел свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391.

2. Налоговое бремя как детерминант источника покрытия обязательных платежей в бюджет. Не оценивая экономическую целесообразность использования подобного подхода, отметим лишь, что в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 45 НК РФ понятие налогового бремени применимо только к собственным денежным средствам налогоплательщика. Связь же налогового бремени с источником уплаты налога должна признаваться, но она носит вероятностный характер и не всегда объективно существует по прямому указанию закона, а сам источник налоговых выплат зачастую и вовсе не имеет юридического значения для исполнения обязанности уплатить налог.




3. Налоговое бремя как направление расходования собственных средств налогоплательщика.

4. Налоговое бремя как инструмент управления производственными и иными экономическими процессами. Данный подход проистекает непосредственно из регулятивной функции налога и разделяется преимущественно представителями финансового менеджмента.

В отличие от экономической науки, правовая наука не уделяет должного внимания понятию налогового бремени, тогда как бремя обложения налогоплательщика играет не последнюю роль в процессе возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений.

Легальное определение понятия налогового бремени в настоящее время отсутствует, что, впрочем, не препятствует его выработке на основании норм действующего законодательства. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. При этом по смыслу ст. 44 НК РФ возникновение у лица, приобретающего с данного момента статус налогоплательщика, обязанности уплачивать налоги и сборы обусловлено возникновением обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующих налогов и сборов. Такими обстоятельствами являются объекты налогообложения, перечисленные в п. 1 ст. 38 НК РФ и понимаемые с точки зрения теории налогового права как юридические факты, обусловливающие обязанность уплаты налога.

Объекты налогообложения, естественным образом возникающие в процессе осуществляемой налогоплательщиком деятельности, порождают обязанности налогоплательщика уплатить налоги, сумма каждого из которых исчисляется как результат произведения налоговой базы и налоговой ставки, в ряде случаев уменьшенный на налоговые льготы. Налоговое бремя появляется одновременно с обязанностью по уплате налога, объединяя в одно целое все установленные законом и подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет налоги и сборы.

Таким образом, под налоговым бременем следует понимать совокупность налогов и сборов в денежном выражении, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика.

Методы определения налогового бремени

1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ

НБ= (НП : В) * 100%, где

НБ – налоговая нагрузка;

НП – налоговые платежи;

В – выручка от реализации;

2. Методика М.Н. Крейниной:

НБ = [(В – Ср – ЧП) : (ЧП : ЧА) ]* 100%, где

Ср – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

ЧА – чистые активы;

ЧП – чистая прибыль;

3. Методика А. Кадушкина:

НБ = [(НП : ЧА) : (ЧП : ЧА)]* 100%, где

ЧП – чистая прибыль;

4. Методика Р. Кировой:

НБ = [(НП+Со) : ВВС]* 100% = [(НП + СО) : (ОТ + СО + П + НП)]* 100%, где

Со – отчисления на социальные нужды;

ОТ – отчисления на социальные нужды;

П – прибыль с учетом налогов;

ВВС – вновь созданная стоимость.

5. Методика М. Литвина:

НН = сумма (НП : РИ)* 100%, где

РИ – размер источника средств уплаты налога;

6. Методика Т.К. Островенко:

НПр – налоговая нагрузка на реализацию;

НБс – налоговая нагрузка на затраты по производству;

НБф – налоговая нагрузка на финансовые результаты;

НБЧП – налоговая нагрузка на чистый прибыль;

НБд – налоговая нагрузка на доходы;

НБск – налоговая нагрузка на собственный капитал;

НБп – налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения;

НБр – налоговая нагрузка на одного работника;

ВБср – среднегодовая валюта баланса;

СКср – среднегодовая стоимость собственного капитала;

Р – количество работников;

НПр – налоговые платежи (издержки), относимые на счета реализации;

НПс – налоговые платежи (издержки), относимые на себестоимость реализованных товаров (работ, услуг);

НПфр – налоговые платежи (издержки), относимые на счета финансовых результатов;

НПЧП – налоговые издержки, относимые на чистую прибыль;

ФР – положительные финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг;

Срт – себестоимость реализованных товаров (работ, услуг)

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Налоговая нагрузка (бремя, гнет) – это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение суммы налогов к совокупному национальному продукту.

С 2007 г. с принятием ФНС РФ «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» впервые было дано определение «налоговая нагрузка», которое заменило ранее употребляемое понятие «налоговое бремя».

Ранее налоговое бремя рассчитывалось как соотношение начисленных налогов и доходов (выручки). Теперь в соответствии с Концепцией налоговая нагрузка стала рассчитываться как соотношение суммы только уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций либо доходов населения по данным Росстата. Под налоговой нагрузкой следует понимать совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом.

«Размер налоговой нагрузки в России находится под влиянием специфических факторов:

1) около 200 % всех зарегистрированных организаций или не стоят на налоговом учете, или не сдают вообще налоговой отчетности либо сдают так называемые нулевые балансы;

2) собираемость налогов еще не находится на должном уровне;

3) расчет налоговой нагрузки в целом по российской экономике неточен из-за несопоставимости показателей уплаченных сумм налогов и ВВП;

4) в российской налоговой системе установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики;

5) существенное влияние на уровень налоговой нагрузки оказывают мировые цены на энергоносители, и в первую очередь на нефть и газ, экспорт которых преобладает в общем объеме российского экспорта;

6) показатель доли налогов в ВВП России отличается от других стран вследствие разной структуры налоговых поступлений в части налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами» [1] .

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, т.е. на уровне организаций.

В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, т.е. в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т.д.[2]

Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговое поле», введенным В.С. Занадворовым. «Налоговое поле представляет собой информационную налоговую базу, включающую в себя:

  • перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом;
  • размеры ставок;
  • источники начисления;
  • виды и размеры льгот;
  • сроки уплаты.

Налоговое поле организации определяет налоговые рамки, в которых организация может осуществлять свою деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения» [3] .

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы. В связи с этим возможны расхождения, которые приводят к возникновению постоянных или отложенных налоговых обязательств и активов.

Отражение обязательств по налогам и сборам, подлежащих к уплате в бюджет и внебюджетные фонды, происходит на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». [4]

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.

Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ, Е.В.Балацкий — показывает соотношение уплачиваемых организацией налогов и выручки.

Показатель налоговой нагрузки определяется следующим образом: Н/(Вр+ВрД)*100 %,

где Н — общая сумма всех уплаченных налогов;

В (Вр) — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВрД — внереализационные доходы.

Среди достоинств данной методики можно отметить то, что она позволяет определить долю налогов в выручке от реализации. Основным недостатком является то, что данная методика не отражает влияние налогов на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, из-за того, что не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.

– Методика М.Н.Крейниной— позволяет сопоставить налог и источник его уплаты, интегральным показателем выступает прибыль предприятия.

Автор предлагает рассчитывать уровень налоговой нагрузки следующим образом:

(Вр — З — Пч) / (В — З) х 100 %

или (В — З- ЧП)/ЧП х 100 %,

где: Вр — выручка от реализации,

З — затраты на производство продукции (без налогов),

ЧП — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов.

Данная методика позволяет проанализировать влияние прямых налогов на финансовое положение предприятия. С другой стороны, недооценивается влияние косвенных налогов, НДС и акцизов.

– Методика А. Кадушина и Н. Михайловой — показывает долю отчисляемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельно взятом предприятии.

Согласно данной методике налоговая нагрузка определяется по следующей схеме: (ПиК+ВП)/ДС,

где ПиК — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС,

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды,

ДС — добавленная стоимость.

Методика позволяет сравнить налог и источник его уплаты, однако не принимает к учету налог на имущество, земельный налог и платежи за пользование природными ресурсами.

– Методика М.И.Литвина позволяет определить налоговую нагрузку по всем налогам и источникам его уплаты.

Автор предлагает рассчитывать налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект следующим образом: НН= Н/ ИСУ х 100 %,

где: Н — сумма налогов,

ИСУ — сумма источника средств для уплаты.

С помощью данной методики можно увидеть уровень денежного изъятия (отношение начисленных налогов к реально полученным организацией финансовым ресурсам). В качестве недостатка методики можно отметить включение в расчеты НДФЛ.[5]

– Методика В.Д.Новодворского и Р.Л.Сабанина — позволяет определить ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и может применяться для оценки налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО.

Формула для расчета следующая:

НН УСН = (Н + УпВ)/Д * 100 %,

где НН УСН — налоговая нагрузка при применении УСН,

Н — ожидаемые налоговые расходы (без учета НДФЛ),

УпВ — показатель ожидаемой упущенной выгоды (т. е. сумма недополученной выручки от снижения цен на величину НДС),

Д — ожидаемый годовой доход.

Таким образом. данная методика дает возможность сравнить и выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, однако она не применяется при расчете налоговой нагрузки для упрощенной системы налогообложения.

– МетодикаО.С.Салькова — позволяет сравнить уровень налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО.

Налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН УСН = Н/Пр *100 %,

где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения,

Н — налоговые расходы (без НДФЛ),

Пр — расчетная прибыль.

Благодаря данной методике экономический субъект может выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, однако методика не применяется для предприятий с убыточной деятельностью.

– Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСН, ЕСХН) — в качестве интегрального показателя, применяется добавленная стоимость, скорректированная с учетом особенностей специального налогового режима:

НН СНР = Н/ДС * 100 %,

где НН СРН — налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения,

Н — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.

Данная методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения, но не применяется при общей системе налогообложения

Стоит помнить, что показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как один из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки [6] .

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Рассмотрим налоговую нагрузку по видам экономической деятельности, указанную в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, приведенная в таблице 1.1.

Таблица 1.1. — Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в % [7]

Вид экономической деятельности 2013 2014 2015 2016 2017
Всего: 9,9 9,8 9,7 9,6 10,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 3,4 3,5 3,5 4,3
Рыболовство, рыбоводство 6,6 6,2 6,5 7,7 7,9

Продолжение таблицы 1.1.

Добыча полезных ископаемых 35,7 38,5 37,9 32,3 36,7
Обрабатывающие производства 7,2 7,1 7,1 7,9 8,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,6 4,8 5,4 6,1 6,8
Строительство 12,0 12,3 12,7 10,9 10,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,6 2,6 2,7 2,8 3,2
Гостиницы и рестораны 8,9 9,0 9,0 9,5 9,5

Анализируя выше приведенные данные, можно говорить о необычайно низкой налоговой нагрузке, особенно в сфере торговли. Однако необходимо учитывать и тот факт, что данная отрасль экономики находится на сегодняшний день в большинстве своем в теневом секторе, с чем согласны многие исследователи. В связи с этим необходимо задуматься, почему такое происходит, не связана ли данная ситуация с тем, что у предпринимателя не остается альтернативы принятия решения, по какому пути идти, легализуя свои доходы или нет за счет чрезмерного налогового бремени. Ведь если даже ориентироваться на грубые подсчеты главных бухгалтеров, то при осуществлении деятельности на общем режиме налогообложения на бизнес падает 20% НДС, 20% налога на прибыль, не говоря уже о прочих видах налогов. Кроме того, не надо забывать и о различных сборах, влияющих на уровень налогового бремени в достаточном объеме.

[1] Н.М. Турбина, Ю.Ю. Косенкова «Налоговая нагрузка как показатель результативности политики России» // Журнал «Социально-экономические явления и процессы» № 2, 2017. Стр. 154-159

[2] Ю.Н. Иванова, В.В. Казаков «Налоговая нагрузка как показатель эффективности налоговой политики государства» // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 199–203.

[3] Ю.Н. Иванова, В.В. Казаков «Налоговая нагрузка как показатель эффективности налоговой политики государства» // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 199–203.

[4] Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Консультант Плюс

[5] Чиканова Ю. А. Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 94-97. — URL https://moluch.ru/archive/230/53466/ (дата обращения: 20.04.2019).

[6] Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Консультант Плюс

[7] Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Расчет за 2013 — 2015 гг. произведен без учета поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Читайте также: