Взаимодействие налоговых и таможенных органов

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Положение об организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий (утв. Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой 21 августа 2012 г.)

О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см. справку

1. Общие положения

1.1. Настоящим Положением в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК России), Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», федеральными законами от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1 определяется организация взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий.

1.2. Скоординированное контрольное мероприятие проводится таможенными и налоговыми органами во взаимодействии и согласовывается по объектам и срокам его проведения. В соответствии со статьями 94, 95, 99, 100 ТК ТС, статьей 12 Федерального закона таможенный контроль проводится таможенными органами, налоговый контроль в соответствии со статьей 82 НК России осуществляется налоговыми органами, мероприятия по валютному контролю осуществляются в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенными и налоговыми органами.

1.3. Организация налоговыми и таможенными органами скоординированных контрольных мероприятий осуществляется в случаях, когда по результатам анализа имеющейся у них информации в отношении участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или их представителей, а также лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза (далее - Лицо), имеются основания полагать, что усматривается нарушение:

- таможенного законодательства Таможенного союза;

- законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

- законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- валютного законодательства Российской Федерации.

1.4. Скоординированное контрольное мероприятие таможенным и налоговым органом проводится в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ведомственных нормативных правовых актов ФНС России и ФТС России.

1.5. Таможенными органами скоординированное контрольное мероприятие может проводиться в формах таможенного осмотра помещений и территорий (статья 119 ТК ТС), проверки системы учета товаров и отчетности (статья 121 ТК ТС, статьи 175, 177 Федерального закона), таможенной проверки (глава 19, статья 122 ТК ТС) и др.

Налоговыми органами скоординированное контрольное мероприятие может проводиться в форме камеральной налоговой проверки (статья 88 НК России), выездной налоговой проверки (статья 89 НК России).

1.6. Скоординированное контрольное мероприятие может быть плановым или внеплановым.

Основаниями для назначения плановых скоординированных контрольных мероприятий являются:

- план скоординированных контрольных мероприятий по взаимодействию налоговых и таможенных органов (далее - План);

- поручения вышестоящих налоговых и таможенных органов.

Основанием для назначения внеплановых скоординированных контрольных мероприятий является мотивированный запрос таможенного или налогового органа (далее - запрос).

1.7. Запрос оформляется и направляется в порядке, предусмотренном Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-1, и должен содержать:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Соглашения следует читать как "№ 01-69/1/ММ-27-2/1"

полное наименование Лица (организационно-правовая форма для юридических лиц), его идентификационный номер (ИНН), код причины постановки на учет (КПП);

- адрес государственной регистрации, сведения о месте фактического нахождения исполнительного органа Лица;

- период финансово - хозяйственной деятельности Лица, подлежащий проверке (для налоговых органов), перечень таможенных деклараций (для таможенных органов);

обстоятельства, являющиеся обоснованием для проведения скоординированного контрольного мероприятия с описанием предполагаемого (ых) правонарушения (ий);

- предполагаемая дата начала проведения скоординированного контрольного мероприятия.

При необходимости запрос может содержать и иную информацию.

1.8. Таможенный или налоговый орган, получивший мотивированный запрос, не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его поступления, направляет инициатору запроса информацию:

1) о согласии назначить скоординированное контрольное мероприятие в предложенные сроки. В данном случае также указывается:

- Ф.И.О., должности лиц налоговых и таможенных органов, ответственных за проведение скоординированного контрольного мероприятия;

- информация об уточнении сроков проведения скоординированного контрольного мероприятия;

- иная информация по усмотрению налогового, таможенного органа;

2) об отказе от назначения скоординированного контрольного мероприятия. Основаниями для отказа от назначения скоординированных контрольных мероприятий являются:

- отсутствие в запросе обстоятельств, свидетельствующих о возможных нарушениях требований таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, валютного законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные и налоговые органы;

- истечение сроков хранения документации;

- истечение сроков проведения таможенного (налогового) контроля.

2. Порядок планирования и организации скоординированных контрольных мероприятий

2.1. План составляется по согласованию сторон на квартал, полугодие или год.

Предложения по включению объектов скоординированных контрольных мероприятий в План направляются в налоговый и таможенный орган соответственно в срок до 10 числа месяца, предшествующего первому месяцу периода, на который составляется План.

Согласование Плана осуществляется до 25 числа месяца, предшествующего первому месяцу периода, на который составляется План.

2.2. Утверждение Плана осуществляется начальниками* соответствующих налоговых и таможенных органов. При необходимости внесения изменений в План, указанные изменения утверждаются начальниками таможенного и налогового органов после завершения процедуры согласования.

Включение в План объектов осуществляется на основании предпроверочного анализа, проведенного как в таможенных, так и налоговых органах.

2.3. В Плане указывается:

- полное наименование Лица (организационно-правовая форма для юридических лиц);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП);

- адрес государственной регистрации, сведения о месте фактического нахождения исполнительного органа лица;

- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке (для налогового органа), перечень деклараций на товары (для таможенного органа), подлежащий проверке;

- перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе контрольных мероприятий для установления факта наличия (отсутствия) правонарушений;

- Ф.И.О., должности лиц налоговых и таможенных органов, ответственных за проведение скоординированного контрольного мероприятия;

- дата начала проведения скоординированного контрольного мероприятия.

2.4. Перед началом скоординированных контрольных мероприятий может проводиться рабочее совещание с участием уполномоченных должностных лиц налогового и таможенного органа с целью выработки и согласования основных направлений проведения скоординированного контрольного мероприятия. В случаях принятия решений с установленными сроками исполнения по итогам совещания оформляются протоколы.

3. Регламент взаимного информирования о проведении и результатах скоординированных контрольных мероприятий

3.1. В ходе проведения скоординированных контрольных мероприятий налоговые и таможенные органы в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней, информируют друг друга о выявленных у Лица нарушениях, в том числе с использованием телефонной, факсимильной, электронной и иной связи с последующей официальной передачей сведений в установленном порядке.

3.2. Датой окончания скоординированного контрольного мероприятия налоговым органом следует считать дату вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки или дату решения о возмещении (полностью либо частично) сумм НДС, заявленных к возмещению из бюджета; датой окончания скоординированного контрольного мероприятия таможенным органам следует считать дату составления актов таможенной проверки, таможенного осмотра помещений и территорий, проверки системы учета товаров и отчетности, оформленных по их результатам.

3.3. Таможенный и налоговый органы, ответственные за проведение скоординированного контрольного мероприятия (согласовавшие проведение контрольного мероприятия), не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня его завершения, направляют начальнику таможенного (налогового) органа, в порядке обмена, информацию о результатах проведенного скоординированного контрольного мероприятия с учетом требований статьи 8 ТК ТС, статьи 102 НК России.

3.4. Таможенный и налоговый органы отражают в соответствующей форме отчетности таможенного (налогового) органа, утвержденной в установленном порядке, признак взаимодействия при проведении скоординированного контрольного мероприятия с участием налоговых (таможенных) органов.

3.5. Должностные лица таможенных и налоговых органов, участвующие в проведении скоординированных контрольных мероприятий, обязаны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений о Лицах, их деятельности и результатах проведенных скоординированных контрольных мероприятий.

Руководитель
Федеральной таможенной службы
А.Ю. Бельянинов

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

21.08.2012 г. ММВ-27-2/14

* В данном случае функции по утверждению планов могут быть возложены и на заместителей начальника налогового, таможенного органа.

Обзор документа

Установлено, как проводятся совместные контрольные мероприятия ФТС России и ФНС России.

Они осуществляются, если в отношении участников ВЭД и некоторых иных лиц имеются основания полагать, что усматривается нарушение налогового, таможенного и валютного законодательства.

Мероприятия согласуются по срокам и объектам. При этом налоговики проводят камеральные и выездные проверки, таможенники осматривают помещения и территории, проверяют системы учета товаров и отчетности, проводят таможенные проверки и др.

Мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.

Установлено, как разрабатывается план мероприятий. Он составляется на квартал, полугодие или год (по согласованию сторон).

Датой окончания мероприятия для налоговых органов является день вступления в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в этом), составленный по результатам проверки, или решения о возмещении сумм НДС. Для таможенных органов это день составления соответствующих актов таможенного контроля.

Ответственные таможенный и налоговый органы информируют в порядке обмена начальника таможенного (налогового) органа о результатах мероприятия. Срок - 5 рабочих дней.

Взаимодействие налоговых органов с таможенными органами

Правовой основой взаимодействия налоговых органов с органами МВД и таможенными органами является Закон «О налоговых органах РФ», ст. 4 которого определяет, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи, сотрудничая с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной масти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Необходимость взаимодействия определяется тем, что налоговые органы не являются правоохранительными органами и не вправе силовыми методами принудить налогоплательщиков действовать в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах. Правовой аспект взаимодействия налоговых органов с таможенными органами нашел отражение в п. 3 ст. 82 НК РФ.

В нем сказано: «Налоговые органы, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды и органы внутренних дел в порядке. определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач».

В соответствии с законодательством Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями и преступлениями.

Таможенные органы, являясь правоохранительными органами, образуют единую систему таможенного контроля, в которую входят: Федеральная таможенная служба, территориальные таможенные управления, таможни, посты.

С 2004 г. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции: участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику; обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ; применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и реализуют эти меры; ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу; осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; обеспечивают выполнение международных договоров и обязательств РФ; осуществляют другие функции в соответствии с законом.

Однако Федеральная таможенная служба, как и Федеральная налоговая служба, не правомочна осуществлять нормативно-правовое регулирование. Это компетенция Министерства финансов РФ.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра; учета товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений; складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, а также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ.

Федеральная таможенная служба к налоговым органам не относится. Однако ФТС и ее территориальные органы наделены полномочиями налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ, в том числе за правильным исчислением и уплатой налогов (сборов) в связи с указанным перемещением товаров.

Полномочия Федеральной таможенной службы в сфере налогового администрирования состоят в следующем:

  • контроль за исчислением и уплатой налогов (НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ);
  • контроль за исчислением и своевременностью уплаты таможенных пошлин, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;
  • контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты вышеуказанных пошлин, налогов и сборов, осуществление мер по их принудительному взысканию;
  • ведение реестра лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
  • выдача лицензий на учреждение свободного склада;
  • информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
  • оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

При этом, несмотря на то, что Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба находятся в ведении разных министерств, они обязаны обеспечивать тесное взаимодействие.

Это взаимодействие осуществляется на основе двусторонних соглашений.

В целях создания эффективного механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов по вопросам обеспечения полноты поступления в бюджет налогов, сборов и таможенных платежей, их взыскания и наложения штрафных санкций, а также исходя из необходимости обеспечения совместной согласованной деятельности Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службой стороны договорились о совместных действиях.

Двустороннее соглашение о сотрудничестве Федеральной налоговой службы с Федеральной таможенной службой от 14 июня 2005 г. предусматривает следующие совместные мероприятия налогового и таможенного контроля в отношении участников внешнеэкономической деятельности:

  • выработка согласованных позиций при подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов и организации системы контроля за его соблюдением;
  • обмен информацией для целей контроля за соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства (в частности, сведений об осуществлении экспортно-импортных операций налогоплательщиками, сдающим «нулевую» налоговую и бухгалтерскую отчетность или не представляющими ее в налоговый орган);
  • разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, налогового и валютного законодательства, а также направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в этих сферах;
  • разработка совместных инструктивных и методологических документов по проведению проверок лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области таможенного дела, а также лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;
  • разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов ФНС и ФТС.

Формы взаимодействия таковы:

  • плановый и оперативный обмен информацией;
  • издание совместных приказов, соглашений, инструкций;
  • организация совместных рабочих групп, совместных аналитических материалов, предложений по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов;
  • согласование и утверждение планов совместной работы и др.

На федеральном уровне плановый обмен информацией заключается в:

  • своевременном информировании изменений таможенного и налогового законодательства;
  • ознакомлении с новыми методиками налогового и таможенного контроля;
  • передаче сводных данных таможенной статистики об объемах экспорта и импорта товаров в количественном и стоимостном выражениях (по основным вилам товаров);
  • выявлении новых тенденций или видов, схем таможенных и налоговых правонарушений и преступлений;
  • ведении единой базы организаций — участников внешнеэкономической деятельности, имеющих задолженность по уплате налогов, сборов и таможенных платежей.

Доминирующей формой является информационное взаимодействие таможенных и налоговых органов, осуществляемое на безвозмездной основе. Обмен информацией ведется в плановом и оперативном порядке. Обмен оперативной информацией осуществляется по мотивированным запросам налоговых и таможенных органов. Информация и сведения, а также порядок их обмена должны способствовать надлежащему выполнению сторонами возложенных на них функций, задачи организации взаимодействия и координации деятельности подчиненных налоговых и таможенных органов по предупреждению и пресечению правонарушений в области таможенного, налогового и валютного законодательства.

Приказом ГТК РФ от 11 июня 2004 г. № 663 утвержден Порядок организации и проведения таможенной ревизии.

Таможенная ревизия является формой таможенного контроля и представляет собой проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведении, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном, оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц согласно ст. 376 Таможенного кодекса.

В ходе ревизии осуществляются:

  • проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений;
  • выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;
  • выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
  • определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля участников внешнеэкономической деятельности путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
  • создание информационно-аналитической базы результатов ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле для своевременного воздействия на эти процессы;
  • получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля.

Таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции в общей и специальной формах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основаниями для назначения общей таможенной ревизии являются:

  • план таможенных ревизий на полугодие, квартал, составляемый с использованием методов анализа рисков, с учетом прогнозирования возникновения правонарушений;
  • материалы, полученные от таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;
  • поручение вышестоящего таможенного органа.

Решение о проведении таможенной ревизии принимает начальник таможни или вышестоящего таможенного органа. Решение подлежит учету в журнале регистрации актов таможенных ревизий, который ведется в подразделении таможенной инспекции. Срок хранения журнала пять лет, после чего журнал уничтожается.

Общая таможенная ревизия не может продолжаться более трех рабочих дней. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается. Проверка документов при общей таможенной ревизии может проводиться по согласованию с проверяемым лицом в его помещении или по местонахождению таможенного органа.

Специальная таможенная ревизия не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить срок проведения таможенной ревизии еще на один месяц. В срок проведения ревизии не включается период между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. Осмотр помещений и территории, осмотр, досмотр и инвентаризация товаров могут проводиться с момента предъявления проверяемому липу решения независимо от течения срока, установленного для представления документов и сведении.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

При проведении ревизии руководитель ревизионной комиссии имеет право требовать представления документов и сведении в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Требование о представлении документов и сведении и акт приема-передачи документов составляются в двух экземплярах, первые экземпляры приобщаются к материалам ревизии, вторые вручаются под подпись проверяемому липу. В случае отказа проверяемого лица от получения требования о представлении документов и сведений руководитель ревизионной комиссии делает об этом соответствующую запись в требовании.

При отказе проверяемого лица от получения решения или требования о представлении документов и сведений либо в случае непредставления документов в установленный срок при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления в рамках проведения общей ревизии рассматривается вопрос о назначении специальной ревизии или о наложении ареста на товары.

При обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших данные товары на таможенной территории России в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на указанные товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение согласно ст. 377 ТК РФ. При желании указанных выше лиц уплатить таможенные платежи в соответствии со ст. 391 ТК РФ не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечить их уплату и выполнить иные требования и условия таможенной) оформления товаров в упрошенном порядке, определяемом ПК РФ, товары не изымаются. В этом случае проводится таможенный досмотр указанных товаров в соответствии с установленным порядком. Акт таможенного досмотра (осмотра) товаров составляется в двух экземплярах, первый экземпляр приобщается к материалам таможенной ревизии, второй экземпляр вручается проверяемому лицу.

При обнаружении признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проверка в отношении установленных объектов правонарушения завершается.

При этом незамедлительно составляется отдельный акт о результатах ревизии в части установленных объектов, в котором производится предварительный расчет суммы таможенных платежей, подлежащих уплате. Дальнейшие действия совершает таможенный орган в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В случае выявления неполной уплаты таможенных платежей вследствие допущенных при декларировании ошибок методологического или технического характера при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления копия акта таможенной ревизии направляется руководителю таможни, производившей таможенное оформление, для принятия решения о проведении окончательного расчета и взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей.

При выявлении признаков правонарушений или преступлении, возбуждение дел по которым входит в компетенцию иных органов, указанная информация и копии имеющихся материалов направляются в соответствующие органы.

Результаты проведения таможенной ревизии оформляют актом, который составляется при проведении: общей ревизии — в день, следующий за днем ее окончания; специальной ревизии в течение 10 календарных дней после ее окончания.

Акт по результатам проведения таможенной ревизии должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выпуска товаров, подтверждение достоверности сведении, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, признаки правонарушении, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения об устранении выявленных нарушений.

В целях объективного отражения фактов хозяйственной деятельности проверяемого лица, учета его мотивированных возражений и пояснений допускается перед подписанием акта знакомить с ним руководителя проверяемого лица. Акт составляют в двух экземплярах, подписывают все члены ревизионной комиссии. Первый экземпляр акта приобщается к материалам ревизии, второй вручается руководителю проверяемого лица под подпись или передается иным способом с указанием даты его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт его направления проверяемому лицу.

Акты регистрируются в специальном журнале.

Материалы ревизии подлежат хранению в деле в течении пяти лет, после чего уничтожаются.

О взаимодействии ФТС России и ФНС России

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Взаимодействие налоговых и таможенных органов

Существует ряд совместных документов, определяющих порядок взаимодействия налоговых и таможенных органов по обязательным направлениям их деятельности. В соответствии с Соглашением ГТК и МНС России от 9.06.2001 № 01-1113, БТЧ6-1858 «О взаимодействии ГТК России и МНС России при осуществлении контроля за деятельностью организаций – импортеров (экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по экспорту, импорту, хранению и поставкам вышеуказанной продукции» таможенные органы в течение суток информируют налоговые органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми органами решения в соответствии с действующим законодательством РФ, а налоговые органы – о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям с указанием мер ответственности за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правоохранительные и налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией Рыбного промысла, а также в области контроля за пересечением государственной границы РФ транспортными средствами и перемещением товаров через границу в морских пунктах пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме информационного обеспечения в рамках законодательства с применением карточек контроля товаров и транспортных средств; совместных проверок законности внешнеторговых операций и деятельности участников ВЭД; совместных мероприятий по поддержанию режима государственной границы.
Проводятся совместные аналитические исследования в области контроля пересечения государственной границы РФ транспортными средствами и за перемещением товаров через границу, осуществляется подготовка совместных предложений по совершенствованию законодательства в этой области, а также таможенного и налогового законодательства. Используются такие формы взаимодействия, как оказание взаимной помощи при обеспечении собственной безопасности сотрудников; обмен специалистами, учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной деятельности для проведения консультаций, оказания методической помощи.
Взаимодействие налоговых органов и подразделений пограничной службы осуществляется в следующих формах:
– обмен информацией об обстановке в сфере ВЭД;
– разработка и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и предупреждению противоправной деятельности в сфере ВЭД;
– проведение совместных мероприятий по борьбе с незаконным перемещением через границу грузов, товаров и транспортных средств;
– разработка межведомственных нормативных правовых актов;
– подготовка совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства [22, стр. 309 - 311].
Налоговые органы взаимодействуют со службой судебных приставов органов юстиции по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества должника-организации и иных исполнительных документов в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве».
Правительство РФ определило порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС (постановление Правительства РФ от 12.08.2004 № 410). Это взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов и местных органов информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Обмен информацией между налоговыми органами и финансовыми органами субъектов осуществляется с 1 января 2005, а между налоговыми органами и финансовыми органами местных администраций – с 1 января 2006.

от 15 ноября 2001 года N 01-06/45626

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ

от 15 ноября 2001 года N АС-6-06/868@

О порядке взаимодействия таможенных и налоговых
органов при проведении таможенного и налогового
контроля при декларировании товаров в режиме экспорта

ГТК России и МНС России во исполнение пункта 5 приказа ГТК России и МНС России от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта" (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2001, рег. N 2967) (далее - Приказ) устанавливают следующий порядок взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в режиме экспорта.

1. При обращении налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками экспортируемых товаров (далее - Экспортер), в налоговый орган по месту постановки на учет для регистрации копий счетов-фактур, счетов-проформ* в целях последующего таможенного оформления указанных товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, налоговый орган принимает от Экспортера следующие документы:

* При представлении Экспортером в налоговый орган копии счета-проформы одновременно должна быть представлена соответствующая копия счета-фактуры, поскольку счет-проформа является предварительным счетом, выписывается, как правило, до отправки товара, и указанные в нем данные о товаре (количество, вес, цена и т.п.) могут не совпадать с теми же данными в окончательном счете-фактуре. При этом налоговый орган осуществляет регистрацию только копии счета-фактуры.

- заявление произвольной формы о регистрации копий счетов-фактур (далее - Заявление), с указанием таможенного органа, в котором будет осуществляться таможенное оформление товаров в режиме экспорта;

- копии указанных счетов-фактур, заполненные и заверенные в установленном порядке - в двух экземплярах.

Заявление и копии счетов-фактур могут быть представлены в налоговый орган непосредственно (лично) Экспортером или его представителем либо отправлены по почте заказным письмом с описью вложения. Датой поступления в налоговые органы отправленного по почте заказного письма является день получения указанного письма налоговыми органами.

Регистрационный номер формируется при приеме документов на регистрацию на основе порядкового номера, указанного в журнале регистрации копий счетов-фактур с нарастающим итогом в текущем году, по окончании года нумерация возобновляется.

До момента изготовления указанного штампа регистрацию копий счетов-фактур временно удостоверять гербовой печатью налогового органа и подписью руководителя налогового органа (его заместителя).

Факт регистрации копий счетов-фактур фиксируется в журнале регистрации по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящему письму. Все листы данного журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены гербовой печатью налогового органа.

Налоговым органом создается электронная база данных зарегистрированных копий счетов-фактур с указанием всех необходимых реквизитов.

Заявление и одна копия счета-фактуры остаются на хранении в налоговом органе, вторая копия счета-фактуры выдается на руки (направляется по почте) Экспортеру или его представителю.

2. При обращении Экспортеров, поименованных в подпункте "б" пункта 1 Приказа, в налоговый орган по месту учета с заявлением произвольной формы о подтверждении того, что производство экспортируемых товаров является основным предметом их деятельности, налоговый орган в установленном порядке принимает необходимые документы (первичные бухгалтерские документы, учетные регистры, опись основных средств и документы, подтверждающие их наличие, и т.д.), свидетельствующие о данном факте.

При наличии у налогового органа информации (включая документы, представленные Экспортером), подтверждающей, что производство экспортируемых товаров является основным видом деятельности организации по Общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства" (далее - ОКОНХ), Экспортеру в срок не более 7 календарных дней с даты подачи названного выше Заявления выдается справка о подтверждении указанного факта (далее - Справка). Форма Справки приводится в приложении N 2 к настоящему письму.

Регистрационный номер Справки формируется при приеме документов на регистрацию на основе порядкового номера, указанного в журнале регистрации Справок с нарастающим итогом в текущем году, по окончании года нумерация возобновляется.

Справка, подписанная руководителем налогового органа (его заместителем) и заверенная гербовой печатью налогового органа, выдается на руки (направляется по почте) Экспортеру или его представителю.

Заявление Экспортера о выдаче Справки и копия Справки остаются на хранении в налоговом органе.

Справка действительна для предъявления в таможенный орган, производящий таможенное оформление соответствующих товаров, в течение трех месяцев со дня ее выдачи налоговым органом.

При отсутствии у налогового органа информации о том, что производство вывозимых на экспорт товаров является основным видом деятельности организации по ОКОНХ, Справка не выдается, о чем Экспортер письменно уведомляется в сроки, установленные абзацем вторым настоящего пункта.

3. Таможенный орган, производящий оформление товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, одновременно с другими документами, необходимыми для таможенного оформления, принимает от декларанта копию счета-фактуры или копию Справки, зарегистрированную согласно установленному порядку.

При представлении декларантом копии счета-фактуры на количество товаров, превышающее количество товаров, указанное в ГТД, декларант представляет также копию с копии счета-фактуры, которая после проверки сведений, содержащихся в ней, заверяется сотрудником таможенного органа, ответственным за принятие документов, и хранится вместе с первым экземпляром ГТД в установленном порядке.

Представленная декларантом копия Справки или копия счета-фактуры, указанная в абзаце втором пункта 3 настоящего письма, имеющая оригинал штампа (печати) налогового органа, хранится в таможенном органе в деле участника ВЭД, в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.

При оформлении декларантом товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта в количестве меньшем, чем указано в копии счета-фактуры, таможенный орган, принявший данную копию счета-фактуры, возвращает ее декларанту с указанием количества оформленного товара и номера ГТД (номеров ГТД), на основании которой (которых) данные товары были оформлены. В таможенном органе остается копия с копии счета-фактуры.

Сведения о номере счета-фактуры, номере регистрации копии счета-фактуры (Справки) в налоговом органе и даты регистрации, о коде налогового органа, а также сведения об общей сумме счета-фактуры и сумме НДС указываются в описи документов, прилагаемых к ГТД.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа в графе 50 ГТД "Доверитель" указывает данные о регистрационном номере копии счета-фактуры (Справки), дате регистрации, коде налогового органа и заверяется их личной номерной печатью, а также вносит данные сведения в графу 50 электронной копии ГТД.

ГТК России в установленном порядке представляет в МНС России сведения о данных ГТД в электронном виде.

В правом верхнем углу копии счета-фактуры (Справки) указывается регистрационный номер ГТД и заверяется личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа.

Товары, представленные для таможенного оформления после истечения срока действия Справки или в количестве, превышающем количество, указанное в копии счета-фактуры, с учетом количества товаров, ранее оформленных с данной копией счета-фактуры, помещению под таможенный режим экспорта не подлежат.

4. В случае выявления налоговыми органами расхождения сведений, указанных в копиях счетов-фактур, хранящихся в делах налогового органа, со сведениями, фактически установленными в процессе проведения мероприятий налогового контроля либо указанными в ГТД и в ее электронной копии, уполномоченное должностное лицо налогового органа предпринимает необходимые меры, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, а также в установленном порядке направляет информацию о выявленных фактах в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров в режиме экспорта.

5. Проблемные вопросы, возникающие в процессе реализации положений приказа ГТК России и МНС России от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299, оперативно рассматриваются совместной рабочей группой ГТК России и МНС России.

Заместитель председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.А.Каульбарс

Первый заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
А.В.Смирнов

Приложение N 1
к письму ГТК России и МНС России
от 15 ноября 2001 года
N 01-06/45626/АС-6-06/868@

Журнал регистрации
копий счетов-фактур

_____________________________________________________________________________
(наименование и код налогового органа, осуществившего регистрацию документов)

Отметка о регистрации копий счетов-фактур

Полное наименование налогопла-
тельщика ИНН/КПП

Ф.И.О. должностного лица налогового органа, осуществившего регистрацию

Роспись должностного лица налогового органа, осуществившего регистрацию

Читайте также: