Мертвый груз налога это

Опубликовано: 13.05.2024

19.05.2021

«Мертвый груз»: законопроект о возвращении индексации пенсий работающим пенсионерам направлен в правительство РФ

Законопроект об индексации пенсий работающим пенсионерам направлен на согласование в правительство РФ. Об этом сообщил лидер фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов. При этом политик обратил внимание, что президент РФ Владимир Путин давал поручение кабинету министров проработать эту проблему, но пока безрезультатно.

Миронов напомнил, что законопроект об индексации пенсий работающим пенсионерам фракция «эсеров» вносила в Думу летом прошлого года. «Его рассмотрение переносилось 18 раз, и в марте этого года думское большинство его отклонило. Позиция партии «Единая Россия» предельно ясна: сначала депутаты от партии власти поддержали антинародную пенсионную реформу, а теперь они блокируют важнейшее решение, от которого зависит улучшения финансового положения десяти миллионов пенсионеров. Пенсионеров, которые, несмотря на свой преклонный возраст, вынуждены продолжать свою трудовую деятельность», – подчеркнул Миронов.

В то же время парламентарий отметил позицию главы государства по этой проблеме. «Хорошо известна позиция президента. Он уже поручал правительству проработать этот вопрос, однако до сих пор проблема остаётся не решённой. Чтобы вопрос индексации пенсий работающим пенсионерам не положили под сукно, мы снова решили поднять этот вопрос и теперь направляем законопроект напрямую в кабмин», – сказал лидер «СР».

Миронов также уточнил, что вместе с этим его партия намерена добиваться выплаты работающим пенсионерам тех денег, которые они потеряли из-за отмены индексации пенсий шесть лет назад. На сегодняшний день долг превысил 1,4 триллиона рублей, и эта сумма постоянно растёт.

«Сумма большая, даже огромная, но мы уверены, что при желании Минфин сможет найти необходимые средства. В крайнем случае, можно воспользоваться средствами Фонда национального благосостояния. На сегодняшний день в нём собрано 13,5 триллионов рублей. Это более 10% ВВП. По сути, эти деньги лежат на счетах «мёртвым грузом». Так почему же не расплатиться с пенсионерами и не вернуть людям положенные им деньги?» – задаётся вопросом Миронов.

Как сообщал «Новый День», вернуть индексацию выплат работающим пенсионерам Миронов предложил в октябре 2020 года во время совещания с президентом РФ Владимиром Путиным. Глава государства поддержал эту инициативу и сказал, что «с точки зрения социальной справедливости» здесь есть над чем поработать. В начале февраля 2021 года сообщалось правительство проработало и направило в Кремль предложения по индексации пенсий для работающих.

В конце марта 202й года Государственная дума отклонила три смежных законопроекта ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ об индексации пенсии работающим пенсионерам. Представители фракции «Единая Россия» фактически уступили право такой инициативы президенту РФ, объяснив это «вежливостью».

Напомним, индексация пенсий работающим пенсионерам была законодательно отменена в России в конце 2015 года и не производилась с 1 января 2016 года. Правительство РФ объяснило этот шаг необходимостью уменьшения дефицита ПФР, причем в кабмине заявляли, что трудоустроенные пенсионеры получают больший доход, чем неработающие. Занимавший тогда должность премьер-министра лидер «Единой России» Дмитрий Медведев отмечал, что работающие пенсионеры реализуют какие-то дополнительные собственные потребности, поэтому вполне «справедливо подумать о том, чтобы такая категория граждан индексацию не получала». «Если человек все-таки работает, то мы можем сделать вывод, что он трудовую функцию утратил не полностью и, стало быть, он восполняет какие-то свои дополнительные нужды за счет работы», – пояснял он.

Оппозиция в Госдуме регулярно поднимала вопрос о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам, однако все инициативы такого рода блокировала «Единая Россия» при отрицательной оценке законопроектов правительством.

Москва, Светлана Антонова

Москва. Другие новости 19.05.21

Регионы для онлайн-голосования и мобильное приложение: в ЦИК подвели итоги тренировки ДЭГ. / «Бред какой-то»: Собянин прокомментировал данные о сносе стадиона ФК «Локомотив». / Молодоженам перестанут выдавать свидетельства на бумаге. Читать дальше

Как мы видели, введение налога на товар обычно приводит к повышению цены, уплачиваемой покупателями, и к снижению цены, получаемой продавцами. Это, разумеется, представляет издержки для покупателей и продавцов, однако, с точки зрения экономиста, реальные издержки, связанные с налогом, заключаются в сокращении выпуска.

Потерянный выпуск представляет собой издержки налогообложения для общества. Обратимся к исследованию издержек введения налога для общества, используя такие разработанные нами в гл.14 инструменты анализа, как излишек потребителей и излишек производителей. Начнем с графика, приведенного на рис.16.7. На нем изображены равновесная цена спроса и равновесная цена предложения после введения налога t.

Вследствие введения этого налога выпуск сократился, и мы можем воспользоваться концепциями излишка потребителей и излишка производителей, чтобы оценить величину этой потери для общества. Потеря излишка потребителей представлена площадями A + B, а потеря излишка производителей — площадями C + D. Это потери того же рода, что и исследованные нами в гл.14.


Потеря мертвого груза вследствие введения налога. Площадь B + D измеряет потерю мертвого груза в результате введения налога.

Поскольку мы хотим получить выражение для социальных издержек налога, представляется разумным сложить площади A + B и C + D, найдя тем самым общие потери рассматриваемого товара для потребителей и производителей. Однако мы пока не учли роли еще одной стороны данного взаимодействия — правительства.

Правительство получает выручку от налогообложения. И, конечно, те потребители, которые пользуются правительственными услугами, финансируемыми из этих налоговых поступлений, также выигрывают от налога. Мы не можем точно сказать, каков их выигрыш, пока не узнаем, на что именно будут израсходованы налоговые поступления.

Будем исходить из предположения, что налоговые поступления просто передаются обратно потребителям и производителям или что то же самое — стоимость услуг, финансируемых из доходов правительства, в точности равна стоимости налоговой выручки, затраченной на них.

Тогда чистая выгода для правительства есть площадь A + C — общая выручка от налога. Поскольку потеря излишков производителей и потребителей составляет чистые издержки, а налоговая выручка правительства — чистую выгоду, общие чистые издержки налога являются алгебраической суммой следующих площадей: потери излишка потребителей —(A + B), потери излишка производителей —(C + D) и выигрыша в виде выручки правительства +(A + C).

Чистый результат представлен площадью —(B + D). Эта площадь известна как потеря мертвого груза вследствие введения налога или как избыточное бремя налога. Последнее выражение особенно удачно отражает суть дела.

Вспомним интерпретацию потери излишка потребителей. Это та сумма, которую потребители готовы были бы заплатить, чтобы избежать налога. На рассматриваемом графике потребители готовы заплатить A + B, чтобы избежать налога. Аналогичным образом производители, чтобы избежать налога, готовы заплатить C + D. Взятые вместе, они готовы заплатить A + B + C + D, чтобы избежать налога, который приносит A + C долларов выручки. Избыточное бремя налога составляет поэтому B + D.

Каков источник этого избыточного бремени налога? В основном это стоимость, потерянная для потребителей и производителей вследствие сокращения продаж товара. Невозможно обложить налогом то, чего не существует 1 . Поэтому правительство не получает никакого дохода от сокращения продаж товара. С точки зрения общества, это чистая потеря, потеря мертвого груза.

Мы могли бы вывести потерю мертвого груза и непосредственно из ее определения, просто измерив стоимость потерянного выпуска для общества. Предположим, что мы начнем двигаться из точки старого равновесия влево. Первой потерянной единицей товара была бы та, для которой цена, которую кто-либо готов был бы заплатить за нее, как раз равнялась бы цене, по которой кто-то готов был бы ее продать. Здесь вряд ли имеется какая-либо потеря для общества, поскольку эта единица являлась предельной проданной единицей.

Сдвинемся немного дальше влево. Цена спроса показывает, сколько кто-то готов заплатить, чтобы получить данный товар, а цена предложения измеряет ту цену, по которой кто-то готов поставить этот товар рынку. Разность и составляет стоимость, потерянную на единице товара. Сложив указанные разности по всем единицам товара, которые не производятся и не потребляются из-за введенного налога, мы получаем потерю мертвого груза.

ПРИМЕР: Рынок ссуд

Объемы взятия или предоставления ссуд в экономике зависят в значительной мере от существующей ставки процента. Ставка процента выступает на рынке ссуд в роли цены.

Пусть D(r) — спрос на ссуды со стороны заемщиков, а S(r) — предложение ссуд со стороны кредиторов. Равновесная ставка процента r*56 тогда определяется условием равенства спроса предложению:

D(r*) = S(r*). (16.1)

Предположим, что мы введем в данную модель налоги. Что произойдет при этом с равновесной ставкой процента?

В США индивиды должны платить подоходный налог на процент, получаемый ими от предоставления денег в ссуду. Если все люди принадлежат к одной и той же категории налогоплательщиков со ставкой t, то для кредиторов ставка процента после уплаты налога равна (1 — t)r. Следовательно, предложение ссуд, зависящее от ставки процента после уплаты налога, составит S((1 — t)r).

С другой стороны, кодекс Налогового управления США разрешает многим заемщикам вычитать свои процентные платежи, поэтому, если заемщики относятся к той же категории налогоплательщиков, что и кредиторы, ставка процента после уплаты налога для них будет равна (1 — t)r. Таким образом, спрос на ссуды составит D((1 — t)r). Уравнение для определения ставки процента при наличии налога принимает вид

D((1 — t)r’) = S((1 — t)r). (16.2)

Теперь обратите внимание на то, что если r*EEE является решением уравнения (16.1), то r* = (1 — t)rFFF должна служить решением уравнения (16.2), так что

r* = (1 — t)rGGGHHH,


III.

Следовательно, при наличии налога ставка процента будет на 1/(1 — t) выше.

Ставка процента после уплаты налога (1 — t)rJJJ будет равна r*KKKLLL, т.е. будет точно такой же, как и до введения налога!

Прояснить происходящее поможет рис. 16.8. Введение налога на процентный доход сделает кривую предложения ссуд круче, так как ее наклон теперь умножается на 1/(1 — t); однако возможность вычета налога из процентных платежей сделает круче и кривую спроса на ссуды, поскольку ее наклон теперь тоже умножается на 1/(1 — t). Чистый результат состоит в том, что рыночная ставка процента возрастает в точности в 1/(1 — t) раз.


Равновесие на рынке ссуд. Если заемщики и кредиторы принадлежат к одной и той же категории налогоплательщиков, то ставка процента после уплаты налога и взятая взаймы сумма остаются без изменений.

Обратные функции спроса и предложения позволяют взглянуть на эту проблему по-другому. Пусть rb(q)MMM — обратная функция спроса для заемщиков, показывающая, какая должна быть ставка процента после уплаты налога, чтобы побудить людей взять взаймы q. Аналогичным образом пусть rl(q)NNNOOO — обратная функция предложения для кредиторов. Равновесная величина ссуд будет тогда определяться условием

rb(q*)PPP = rl(q*)QQQRRR. (16.3)

Теперь введем в данную ситуацию налоги. Чтобы сделать анализ более интересным, будем считать, что заемщики и кредиторы принадлежат к разным категориям налогоплательщиков, налоговые ставки для которых обозначим соответственно tbSSS и tlTTTUUU. Если рыночная ставка процента равна r, то ставка процента после уплаты налога для заемщиков составит (1 — tbVVV)rWWW, а сумма, которую они захотят взять взаймы, будет определяться уравнением

(1 — tbXXX)r = rb(q) YYY


.(16.4)

Аналогичным образом для кредиторов ставка процента после уплаты налога составит (1 — tlZZZ)rAAAA, а сумма, которую они согласятся предоставить взаймы, будет определяться уравнением

(1 — tlBBBB)r = rl(q) CCCC


.(16.5)

Соединив уравнения (16.4) и (16.5), получим условие равновесия:


.(16.6)

Как легко увидеть из этого уравнения, если заемщики и кредиторы принадлежат к одной категории налогоплательщиков, так что tb = tlDDDD, то
EEEE. А если они принадлежат к разным категориям налогоплательщиков? Нетрудно увидеть, что налоговое законодательство субсидирует заемщиков и облагает налогом кредиторов, но каков его чистый эффект? Если цена для заемщиков выше, чем для кредиторов, то данная налоговая система представляет собой чистый налог на взятие ссуд; если же для заемщиков цена ниже, чем для кредиторов, то эта система есть чистое субсидирование взятия ссуд. Переписав условие равновесия, т.е. уравнение (16.6), мы получим


FFFF.

Следовательно, цена для заемщиков будет выше цены для кредиторов, если


> 1GGGG,

а это означает, что tl > tbHHHH. Итак, если кредиторы принадлежат к категории налогоплательщиков с более высокой налоговой ставкой, чем у заемщиков, то данная налоговая система есть чистый налог на взятие ссуд, если же tl 4 / 5 4 5 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Как мы видели, введение налога на товар обычно приводит к повышению цены, уплачиваемой покупателями, и к снижению цены, получаемой продавцами. Это, разумеется, представляет издержки для покупателей и продавцов, однако, с точки зрения экономиста, реальные издержки, связанные с налогом, заключаются в сокращении выпуска.

Потерянный выпуск представляет собой издержки налогообложения для общества. Обратимся к исследованию издержек введения налога для общества, используя такие разработанные нами в гл.14 инструменты анализа, как излишек потребителей и излишек производителей. Начнем с графика, приведенного на рис.16.7. На нем изображены равновесная цена спроса и равновесная цена предложения после введения налога t.

Вследствие введения этого налога выпуск сократился, и мы можем воспользоваться концепциями излишка потребителей и излишка производителей, чтобы оценить величину этой потери для общества. Потеря излишка потребителей представлена площадями A + B, а потеря излишка производителей — площадямиC + D. Это потери того же рода, что и исследованные нами в гл.14.


Потеря мертвого груза вследствие введения налога. Площадь B + D измеряет потерю мертвого груза в результате введения налога. Рис. 16.7

Поскольку мы хотим получить выражение для социальных издержек налога, представляется разумным сложить площади A + B и C + D, найдя тем самым общие потери рассматриваемого товара для потребителей и производителей. Однако мы пока не учли роли еще одной стороны данного взаимодействия — правительства.

Правительство получает выручку от налогообложения. И, конечно, те потребители, которые пользуются правительственными услугами, финансируемыми из этих налоговых поступлений, также выигрывают от налога. Мы не можем точно сказать, каков их выигрыш, пока не узнаем, на что именно будут израсходованы налоговые поступления.

Будем исходить из предположения, что налоговые поступления просто передаются обратно потребителям и производителям или что то же самое — стоимость услуг, финансируемых из доходов правительства, в точности равна стоимости налоговой выручки, затраченной на них.

Тогда чистая выгода для правительства есть площадь A + C — общая выручка от налога. Поскольку потеря излишков производителей и потребителей составляет чистые издержки, а налоговая выручка правительства — чистую выгоду, общие чистые издержки налога являются алгебраической суммой следующих площадей: потери излишка потребителей —(A + B), потери излишка производителей —(C + D) и выигрыша в виде выручки правительства +(A + C).

Чистый результат представлен площадью —(B + D). Эта площадь известна как потеря мертвого груза вследствие введения налога или как избыточноебремяналога. Последнее выражение особенно удачно отражает суть дела.

Вспомним интерпретацию потери излишка потребителей. Это та сумма, которую потребители готовы были бы заплатить, чтобы избежать налога. На рассматриваемом графике потребители готовы заплатить A + B, чтобы избежать налога. Аналогичным образом производители, чтобы избежать налога, готовы заплатить C + D. Взятые вместе, они готовы заплатить A + B + C + D, чтобы избежать налога, который приносит A + C долларов выручки. Избыточное бремя налога составляет поэтому B + D.

Каков источник этого избыточного бремени налога? В основном это стоимость, потерянная для потребителей и производителей вследствие сокращения продаж товара. Невозможно обложить налогом то, чего не существует. Поэтому правительство не получает никакого дохода от сокращения продаж товара. С точки зрения общества, это чистая потеря, потеря мертвого груза.

Мы могли бы вывести потерю мертвого груза и непосредственно из ее определения, просто измерив стоимость потерянного выпуска для общества. Предположим, что мы начнем двигаться из точки старого равновесия влево. Первой потерянной единицей товара была бы та, для которой цена, которую кто-либо готов был бы заплатить за нее, как раз равнялась бы цене, по которой кто-то готов был бы ее продать. Здесь вряд ли имеется какая-либо потеря для общества, поскольку эта единица являлась предельной проданной единицей.

Сдвинемся немного дальше влево. Цена спроса показывает, сколько кто-то готов заплатить, чтобы получить данный товар, а цена предложения измеряет ту цену, по которой кто-то готов поставить этот товар рынку. Разность и составляет стоимость, потерянную на единице товара. Сложив указанные разности по всем единицам товара, которые не производятся и не потребляются из-за введенного налога, мы получаем потерю мертвого груза.

ПРИМЕР: Рынок ссуд

Объемы взятия или предоставления ссуд в экономике зависят в значительной мере от существующей ставки процента. Ставка процента выступает на рынке ссуд в роли цены.

Пусть D(r) — спрос на ссуды со стороны заемщиков, а S(r) — предложение ссуд со стороны кредиторов. Равновесная ставка процента r* тогда определяется условием равенства спроса предложению:

D(r*) = S(r*). (16.1)

Предположим, что мы введем в данную модель налоги. Что произойдет при этом с равновесной ставкой процента?

В США индивиды должны платить подоходный налог на процент, получаемый ими от предоставления денег в ссуду. Если все люди принадлежат к одной и той же категории налогоплательщиков со ставкой t, то для кредиторов ставка процента после уплаты налога равна (1 — t)r. Следовательно, предложение ссуд, зависящее от ставки процента после уплаты налога, составит S((1 — t)r).

С другой стороны, кодекс Налогового управления США разрешает многим заемщикам вычитать свои процентные платежи, поэтому, если заемщики относятся к той же категории налогоплательщиков, что и кредиторы, ставка процента после уплаты налога для них будет равна (1 — t)r. Таким образом, спрос на ссуды составит D((1 — t)r). Уравнение для определения ставки процента при наличии налога принимает вид

D((1 — t)r’) = S((1 — t)r'). (16.2)

Теперь обратите внимание на то, что если r* является решением уравнения (16.1), то r* = (1 — t)r' должна служить решением уравнения (16.2), так что

r* = (1 — t)r',

Следовательно, при наличии налога ставка процента будет на 1/(1 — t) выше.

Ставка процента после уплаты налога (1 — t)r' будет равна r*, т.е. будет точно такой же, как и до введения налога!

Прояснить происходящее поможет рис.16.8. Введение налога на процентный доход сделает кривую предложения ссуд круче, так как ее наклон теперь умножается на 1/(1 — t); однако возможность вычета налога из процентных платежей сделает круче и кривую спроса на ссуды, поскольку ее наклон теперь тоже умножается на 1/(1 — t). Чистый результат состоит в том, что рыночная ставка процента возрастает в точности в 1/(1 — t) раз.


Рис. 16.8 Равновесие на рынке ссуд.Если заемщики и кредиторы принадлежат к одной и той же категории налогоплательщиков, то ставка процента после уплаты налога и взятая взаймы сумма остаются без изменений.

Обратные функции спроса и предложения позволяют взглянуть на эту проблему по-другому. Пусть rb(q) — обратная функция спроса для заемщиков, показывающая, какая должна быть ставка процента после уплаты налога, чтобы побудить людей взять взаймы q. Аналогичным образом пусть rl(q) — обратная функция предложения для кредиторов. Равновесная величина ссуд будет тогда определяться условием

Теперь введем в данную ситуацию налоги. Чтобы сделать анализ более интересным, будем считать, что заемщики и кредиторы принадлежат к разным категориям налогоплательщиков, налоговые ставки для которых обозначим соответственно tb и tl. Если рыночная ставка процента равна r, то ставка процента после уплаты налога для заемщиков составит (1 — tb)r, а сумма, которую они захотят взять взаймы, будет определяться уравнением

Аналогичным образом для кредиторов ставка процента после уплаты налога составит (1 — tl)r, а сумма, которую они согласятся предоставить взаймы, будет определяться уравнением

Соединив уравнения (16.4) и (16.5), получим условие равновесия:

Как легко увидеть из этого уравнения, если заемщики и кредиторы принадлежат к одной категории налогоплательщиков, так что tb = tl, то . А если они принадлежат к разным категориям налогоплательщиков? Нетрудно увидеть, что налоговое законодательство субсидирует заемщиков и облагает налогом кредиторов, но каков его чистый эффект? Если цена для заемщиков выше, чем для кредиторов, то данная налоговая система представляет собой чистый налог на взятие ссуд; если же для заемщиков цена ниже, чем для кредиторов, то эта система есть чистое субсидирование взятия ссуд. Переписав условие равновесия, т.е. уравнение (16.6), мы получим

Следовательно, цена для заемщиков будет выше цены для кредиторов, если

а это означает, что tl>tb. Итак, если кредиторы принадлежат к категории налогоплательщиков с более высокой налоговой ставкой, чем у заемщиков, то данная налоговая система есть чистый налог на взятие ссуд, если же tl


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Когда государство занимает, оно пренебрегает налогами на занятую сумму, но потом повышает налоги, чтобы обслуживать долг. Займы - отложенные налоги, и выбор между налогами и займами - это по существу выбор времени изменения налогов.

Налоги искажают стимулы к инвестициям, производству, труду и потреблению. В результате многие виды деятельности не так развиты, как хотелось бы обществу. Кроме того, уклонение от уплаты налогов масштабнее при высоких ставкам, чем при низких, а значит, и ресурсов теряется больше. Собираемость налогов снижается с ростом ставок. Все это именуется искажающим эффектом налогообложения. 98% налогов являются искажающими.

Искажающий эффект транслируется в избыточное налоговое бремя. «Вызванное налогами снижение экономической эффективности известно как мертвый груз налогообложения или избыточное налоговое бремя, - пишут Алан Ауэрбах и Джеймс Хайнс. - C ростом доходов от налогообложения налогоплательщик и общество несут дополнительные потери, искажающие экономические решения.

Вставка 1-4. Избыточное налоговое бремя

«Налоги должны как можно меньше обременять людей», - учат классики. Впервые графическую формулировку эффективных налогов дал Жуль Дюпюи. Разрабатывая в 1840-х годах концепцию кривой спроса, он изобразил чистый убыток от налогов в виде треугольника, который после Альфреда Маршалла стал стандартным «портретом» избыточного налогового бремени. У Дюпюи этот убыток прямо пропорционален квадрату налоговой базы.

Пусть на конкурентном рынке встречаются потребитель (покупатель) и производитель (продавец).

Маршалл показал, что потребительский излишек, генерируемый покупками на таком рынке, есть пространство под линией спроса С между К = 0 и К = К *. Тогда убыток потребителя от введения налога равен A+Б, или Б дополнительно к справедливому налоговому бремени. Для случая с одним налогом Б - мерило избыточного налогового бремени.

Рисунок 1-3. Избыточное налоговое бремя

Избыточное налоговое бремя возникает, потому что налоги не только сокращают доходы налогоплательщиков, но и вынуждают их потреблять меньше или не то, что они хотели бы. Налог препятствует купле-продаже К * - К', так что потребитель не реализует чистую выгоду от сделки (чистая выгода - это стоимость того, что он могли бы потребить, не будь налога). Налогоплательщики выиграли бы, если бы налоги просто «съедали» часть их дохода, не меняя сравнительных цен.

В США избыточное налоговое бремя оценивается в 13-24 цента на каждый доллар государственных доходов или 5% ВВП, а в Канаде - в 3050 центов на каждый дополнительный доллар налоговых поступлений. В США общее увеличение ставок личного подоходного налога создает мертвый груз налогообложения в размере 76 центов на каждый доллар доходов.

Но это еще не все. Ведь нам надо связать избыточное налоговое бремя с долгом. Пусть государство удваивает ставку «нашего» налога, чтобы достать деньги на обслуживание долга. Цена товара для потребителя повышается до Ц", а объем потребления падает до К". Избыточное налоговое бремя увеличивается вчетверо (рисунок 1-4). В общем, оно прямо пропорционально квадрату ставки налога. Эта зависимость именуется «правилом квадрата». Чем выше ставка, тем неэффективнее ее следующий прирост с точки зрения пополнения государственной казны и тем разрушительнее влияние прироста на экономику.

Конец вставки 1-4

Требуемые для обслуживания долга налоги ложатся бременем на экономику. В случае внутреннего долга «мы должны сами себе», и эти налоги - просто внутренние трансферты. Но они, как и многие другие налоги, таят в себе избыточное налоговое бремя. Чем больше долг, тем тяжелее мертвый груз налогообложения. Этот груз может стать таким тяжелым, что экономика остановится из-за отсутствия у людей стимулов к хозяйственной деятельности. Нечто похожее произошло, например, в Европе, где займы предвоенных и военных лет обернулись суверенным дефолтом и коллапсом государственных финансов сразу после второй мировой войны.

Итак, в дискуссии о бремени долга мы можем остановиться на том,

долг ложится бременем на экономику в виде мертвого груза налогообложения;

долг государства отличается от частного долга тем, что он таит в себе избыточное налоговое бремя;

• внутренний долг и внешний долг одинаковы в своем влиянии на экономику: оба несут с собой избыточное налоговое бремя и потому сокращают национальное богатство; внутренний долг - в меньшей мере («мы должны самим себе»), внешний долг - в большей («мы должны иностранцам»).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Как известно, при транспортировке и хранении материально-производственных запасов возникают потери от их недостачи и порчи. Разберемся, можно ли такие потери включить в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Какую роль в решении данного вопроса играют утвержденные нормы естественной убыли? От чего зависит выбор нужной нормы? Как посчитать потери с учетом норм естественной убыли?

Потери как налоговый расход

Изучаем положения Налогового кодекса

В связи с этим возникает вопрос, можно ли учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль сверхнормативные потери и потери по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли не утверждены. Для ответа обратимся к положениям п. 2 ст. 265 НК РФ, где перечислены убытки, приравниваемые к внереализационным расходам. В этот перечень попали расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5). (Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.)

Делаем выводы

Потери материально-производственных запасов при хранении приравниваются к материальным расходам в случае их естественной убыли (в пределах норм). Потери сверх норм можно включить в состав внереализационных расходов при отсутствии виновных лиц. То же самое касается потерь по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли при хранении не утверждены. Помимо этого, нужно помнить об общем правиле признания расходов: налоговыми признаются только обоснованные (экономически оправданные) затраты. Поэтому если, к примеру, недостача материально-производственных запасов связана с нарушением технологических условий хранения товара (хранение в непригодном для этого помещении), потери от порчи нельзя признать экономически обоснованными затратами (Постановление ФАС ВСО от 08.11.2007 № А19-3185/07-51-Ф02-8271/07).

Смотрим письма чиновников

Таким образом, по мнению чиновников, увеличение материальных расходов на расходы в виде потерь от недостачи или порчи при хранении и транспортировке запасов возможно только в пределах потерь, рассчитанных с учетом утвержденных норм естественной убыли.

Со своей стороны, еще раз обратим внимание на возможность учета потерь материальных ценностей при транспортировке и хранении в составе внереализационных расходов (при соответствующих обстоятельствах).

На какие нормы естественной убыли ориентироваться?

  • при хранении (сливе, наливе) химической продукции утверждены Приказом Минпромторга РФ от 08.11.2010 №1000;
  • при хранении нефтепродуктов – Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 №364;
  • при хранении нефти – Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 №365;
  • при перевозке сырья и побочной продукции сахарной промышленности – Приказом Минсельхоза РФ №426, Минтранса РФ №139 от 21.11.2006;
  • при перевозках железнодорожным транспортом грузов в металлургической промышленности – Приказом Минпромнауки РФ от 25.02.2004 №55.
Необходимо учитывать, что федеральные органы исполнительной власти во исполнение Постановления Правительства РФ №814 утвердили нормы естественной убыли не во всех областях (хотя срок был установлен до 01.01.2003). В связи с этим в соответствующих случаях следует применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее. Данное допущение закреплено в ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002. Так, до сих пор подлежат применению нормы естественной убыли:

  • отдельных видов продукции при перевозках речным транспортом – утвержденные Постановлением Госснаба СССР от 18.05.1976 №51;
  • отдельных видов продукции производственно-технического назначения при морских перевозках – Постановлением Госснаба СССР от 27.04.1989 №32;
  • нерудных строительных материалов при хранении и перевозках – Постановлением Госснаба СССР от 15.06.1984 №72;
  • отдельных видов продукции производственно-технического назначения при перевозках железнодорожным транспортом – Постановлением Госснаба СССР от 19.10.1989 №64. К сведению: утвержденная данным документом норма естественной убыли черных металлов в виде изгари и окалины черных металлов при транспортировке железнодорожным транспортом (0,65% от массы груза) может применяться для определения потерь массы окалины и ржавчины, содержащихся в ломе черных металлов, в случае его транспортировки железнодорожным транспортом – естественно, при наличии доказательств наличия окалины на ломе при его погрузке и транспортировке железнодорожным транспортом (Постановление ФАС ЦО от 25.09.2009 по делу №А14-14842/2008/454/28);
  • строительных материалов при их транспортировании автотранспортом, хранении и реализации – Приказом Минторга СССР от 27.11.1991 №95. Нормы убыли, установленные данным документов для цементов, можно применять для цементного клинкера (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.10.2009 по делу №А57-22653/2007, оставленное без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 и ФАС ПО от 05.05.2010). (Клинкер – это полупродукт, получаемый (в виде гранул) при обжиге тонкоизмельченной смеси известняка с глиной, применяемый в производстве цементов.)

Что следует понимать под естественной убылью?

К естественной убыли не относятся:

  • технологические потери;
  • потери от брака;
  • потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери товарно-материальных ценностей при ремонте или профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.
Норма естественной убыли – это допустимая величина безвозвратных потерь (естественной убыли). При транспортировке она определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем. Обратите внимание: потери (естественная убыль) возможны на протяжении всего процесса доставки груза от продавцов к покупателям, в него включаются как перевозка, так и перегрузка товаров. Поэтому налоговой орган без должных доказательств не может настаивать на том, что потери, связанные с перегрузкой товара, не являются естественной убылью, так как обусловлены не естественными процессами, вызывающими изменение количества товара (Постановление ФАС ЗСО от 25.03.2009 №Ф04-1893/2009(3500-А27-25)). При хранении норма естественной убыли рассчитывается за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.

Определяем норму естественной убыли

При перевозке

  • от вида транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный, смешанный);
  • от расстояния перевозки (учитывается не всегда);
  • от количества перевалок с одного вида транспорта на другой – перегрузок из вагона в вагон, с судна на судно (устанавливаются дополнительные нормы естественной убыли);
  • от времени нахождения в пути.
По определенным видам груза норма естественной убыли выбирается с учетом периода, когда осуществляется перевозка (весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября), осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта)). Это, к примеру, касается перевозки природных и синтетических смол, глифталевой и пентафталевой олифы, олифы оксоль (см. Приказ Минпромэнерго РФ №93, Минтранса РФ №41 от 11.03.2008).

В связи с этим предприятию необходимо побеспокоиться о документальном подтверждении сведений, которые нужны для выбора нормы естественной убыли (в противном случае существует риск расчета потерь по наименьшей из возможных величин).

Обратите внимание: утвержденные нормы естественной убыли при транспортировке применяются, как правило, только в случае фактической недостачи массы груза.

При хранении

  • от срока хранения (например, месяц, год). При хранении менее установленного срока (допустим, года) норма естественной убыли может браться пропорционально фактическому времени хранения;
  • от периода года (осенне-зимний, весенне-летний);
  • от типа и вместимости технологического оборудования для хранения (резервуар, цистерна, бункер, емкость, бочка);
  • от способа хранения (на открытой площадке, на закрытом складе (в крытом помещении));
  • от климатической зоны (группы (подгруппы)). Распределение территории по климатическим зонам приводится непосредственно в документе уполномоченного органа власти, которым утверждены нормы естественной убыли.

Считаем потери по нормам

Предприятие может столкнуться с тем, что для расчета предельной величины потерь количество груза (вес нетто) нужно пересчитать (то есть норму естественной убыли применить не к фактически полученной (хранимой) массе груза, а провести дополнительные корректировки, допустим, определить количество продукции в пересчете на ту или иную влажность). Чаще всего это актуально при хранении и перевозке полезных ископаемых. Например, такая ситуация возникает в случае приобретения гранулированного шлака (используется в качестве компонента шихты при производстве цементов). Влажность шлаков не нормируется, поэтому она устанавливается по договоренности между поставщиком и потребителем. В то же время количество поставляемого шлака устанавливается в пересчете на сухой шлак. Понятно, что масса шлака определенной влажности и масса шлака в пересчете на сухую массу – разные величины (причем существенно отличающиеся друг от друга). Поэтому нормы естественной убыли для перевозимых гранулированных шлаков в Приказе Минпромнауки РФ № 55 даны в пересчете на сухую массу.

Пересчет нужен не всегда. Это наглядно продемонстрировали судьи ФАС УО на примере цинкового концентрата. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик был вправе применить пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ в отношении стоимости утраченного в процессе поставки сырья только после пересчета его количества в сухих метрических тоннах, поскольку по условиям договоров поставок оплачиваемым металлом в концентрате является цинк. Налогоплательщик же применял норму естественной убыли к количеству, определенному во влажных метрических тоннах (в соответствии с договорами).

Арбитры выяснили, что согласно ПриказуМинпромнауки РФ № 55 по группе 15 «Сырье цветных металлов, сырье серное» к цинковым концентратам при перевозке на расстояние до 750 км применяется норма естественной убыли в размере 1,5%. Из указанного приказа следует, что нормы естественной убыли по цинковым концентратам применяются к фактически полученной массе груза без каких-либо дополнительных корректировок. Требования, что для целей определения потерь в пути и их соответствия нормам естественной убыли масса груза должна быть пересчитана в сухие метрические тонны либо приведена к единой влажности (фактической либо указанной в документах поставщика), приказ не содержит. Случаи, когда пересчет на сухую массу является существенным условием определения нормы естественной убыли, прямо названы в приказе. Поэтому налогоплательщик правомерно применял норму естественной убыли к влажным метрическим тоннам, то есть умножал влажную метрическую тонну на 1,5%, а затем влажную метрическую тонну поставщика с учетом потерь 1,5% сравнивал с фактически принятым весом и, если сверхдопустимые отклонения по влажному весу отсутствовали, принимал фактический вес (Постановление от 28.04.2012 № Ф09-2433/12). Таким образом, норма естественной убыли применяется к фактической массе груза (цинковым концентратам) без пересчета в сухие метрические тонны, поскольку иная методика нормативно не установлена.

Потери от недостачи или порчи материально-производственных запасов, возникшие в процессе их транспортировки или хранения, можно включить в состав материальных расходов, но только в пределах утвержденных норм естественной убыли. В отношении других потерь следует рассмотреть возможность их включения в состав внереализационных расходов (это допустимо при условии экономической оправданности (обоснованности) расходов и отсутствия виновных лиц).

В целях исчисления налога на прибыль должны применяться нормы естественной убыли, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 814. Если данная обязанность по определенной продукции органами власти не исполнена, налогоплательщик может ориентироваться на нормы, утвержденные ранее. Конкретная норма естественной убыли по соответствующему наименованию продукта выбирается с учетом различных факторов, влияющих на естественную убыль запаса. Так, при транспортировке нужно принимать во внимание вид транспорта, расстояние перевозки, количество перевалок с одного вида транспорта на другой.

Исходя из нормы естественной убыли рассчитывается масса (количество) перевозимого груза (хранимой продукции), потеря которой не превышает предельной величины. При этом следует помнить, что фактическую массу определенных видов продукции требуется пересчитать (например, вес гранулированного шлака должен быть установлен в пересчете на сухой шлак).

Читайте также: