Мероприятия по снижению задолженности по налогам

Опубликовано: 05.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Право
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

С 2015 года на всей территории РФ для физических лиц действует единый срок уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов – 1 октября. Таким образом, срок уплаты налогов в 2015 году истек, но не все граждане проявили сознательность и уплатили налоги вовремя. С учетом того, что теперь налог на имущество уплачивается с кадастровой стоимости данного имущества, сумма задолженности только по имущественным налогам весьма значительна. При этом размер транспортного налога уже давно вызывает вопросы у автовладельцев.

ФНС активизировала работу по сбору налогов с физических лиц. Теперь к этой кампании будут привлечены и работодатели. О планах налоговых органов читайте в данном материале.

Согласно действующему налоговому законодательству физические лица, владеющие имуществом, земельными участками или транспортом, обязаны уплатить соответствующие налоги в следующие сроки:

  • транспортный налог – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ);
  • земельный налог – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ);
  • налог на имущество физических лиц – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).
Всем налогоплательщикам – физическим лицам были направлены налоговые уведомления с указанием сумм налогов и сроков их уплаты. Отметим, что сегодня налоговые уведомления приходят из разных налоговых органов, например, из того налогового органа, на территории которого зарегистрирован земельный участок, или того налогового органа, в котором стоит на учете транспортное средство. Зачастую набирается несколько налоговых уведомлений и квитанций об уплате налогов. ФНС заявляет, что в ближайшее время будет внедрена функция централизованного администрирования имущественных налогов физических лиц [1] . Граждане будут получать одно налоговое уведомление один раз в год, и в нем будет представлена вся информация о домах, квартирах, транспортных средствах, земельных участках независимо от того, где все это находится. В том же конверте с уведомлением будут все квитанции на уплату налогов. Это ждет всех налогоплательщиков – физических лиц уже в 2016 году.

Поскольку срок уплаты имущественных налогов в 2015 году прошел, налоговые органы сегодня активизируют работу с должниками. Работа идет по нескольким направлениям.

В рамках работы по снижению задолженности налоговые органы проводят выездные встречи с руководителями организаций, сотрудники которых имеют задолженность по имущественным налогам, а также непосредственно с коллективами предприятий. В ходе встреч налогоплательщикам рассказывают о необходимости оплаты задолженности по налогам физических лиц и последствиях несвоевременной уплаты налогов. Отметим, что по итогам данных встреч налогоплательщики погашают имеющуюся задолженность.

Мероприятия, направленные на снижение задолженности, будут продолжены и в дальнейшем, поскольку они не только способствуют сокращению задолженности в регионе, но и повышают налоговую грамотность населения.

Еще одним направлением данной работы является создание в регионах рабочих групп налоговиков совместно со службой судебных приставов. Большое внимание уделяется вопросам взыскания с должников – физических лиц задолженности по имущественным налогам и применения всего комплекса мер, в том числе по наложению ареста на имущество, ограничению выезда за границу и других мер взыскания, вплоть до взыскания доли в уставном капитале организаций и обращения взыскания на долю должника в совместно нажитом имуществе супругов.

В случае неуплаты налогов на сумму задолженности начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты налога (01.10.2015).

Досудебное взыскание задолженности с физических лиц

После наступления срока уплаты имущественных налогов (1 октября) при отсутствии в налоговом органе информации об их уплате он выполняет следующие мероприятия.

Во-первых, проводится анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также по пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

Во-вторых, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога в случае его неуплаты формирует документ о выявлении недоимки у этого налогоплательщика. Данный документ составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, и хранится в налоговом органе.

В-третьих, налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в следующие сроки:

  • не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки – если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая включению в требование об их уплате, превышает 3000руб.;
  • не ранее одного месяца, но не позднее двух месяцев со дня выявления недоимки – если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая включению в требование об их уплате, составляет от 500 до 3000руб.;
  • не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки – если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая включению в требование об их уплате, не превышает 500руб.
Требование об уплате налогов может быть вручено физическому лицу лично, отправлено заказным письмом по почте или передано в электронной форме.

Уплатить налоги можно любым удобным для налогоплательщика способом: через отделение банка, его терминал либо с помощью электронного сервиса на сайте ФНС (www.nalog.ru): «Заплати налоги» или «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Кроме того, подключившись к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», можно получать полную информацию о своих налоговых обязательствах в отношении имеющихся объектов недвижимого имущества и транспортных средств, контролировать состояние расчетов с бюджетом, обращаться в налоговые органы без личного визита.

В данном случае важны сроки, установленные для исполнения требования об уплате налогов:

  • при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в субъекте РФ, к видам деятельности которого относятся централизованная печать и массовая рассылка налоговых документов, в соответствии с Приказом ФНС РФ от 15.11.2013 № ММВ-7-1/507@ – не менее 30, но не более 45 календарных дней;
  • во всех остальных случаях – 30 календарных дней.
Затем после истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налогов налоговый орган до формирования списков для передачи дел в суд дополнительно информирует некоторых должников. Если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему РФ, составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – более 50 000 руб., налоговики обзванивают таких должников и информируют их о наличии задолженности. Номер телефона устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС), непосредственно звонки осуществляются только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, с использованием иных альтернативных способов при условии соблюдения положений ст. 102 «Налоговая тайна» НК РФ, а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152‑ФЗ).

Независимо от суммы недоимки после истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. Информирование работодателей с направлением списка сотрудников с указанием фамилий и инициалов (имена и отчества полностью не приводятся) физических лиц, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа осуществляется письменно не реже одного раза в год по установленной форме (см. ниже). Иная информация о физических лицах в письме не отражается.

информирует о сотрудниках

у которых по состоянию на «__» ____________ 20__ г. имеется задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации:

Фамилия И. О.* имеет задолженность в размере _______ руб., код НО;

Фамилия И. О. имеет задолженность в размере _______ руб., код НО;

просит довести указанную информацию до вышеуказанных

сотрудников __________________ в целях исполнения ими обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для решения возникающих вопросов налогоплательщикам необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

________________________
(Ф. И. О.)

Должностное лицо налогового органа

* Указываются фамилия и инициалы (имя и отчество физического лица полностью не приводятся) либо ИНН.

При этом одновременно с направлением работодателю информации о сотрудниках, имеющих задолженность по имущественным налогам, налоговый орган участвует в работе комиссий по урегулированию задолженности с участием работников правоохранительных органов и органов исполнительной власти регионального и местного уровней.

Таким образом, налоговые органы предпринимают значительные усилия по информированию физических лиц об имеющейся у них задолженности. Теперь к этому будут привлечены и работодатели, которые будут получать информацию о должниках, работающих у них. Если и это не поможет, налоговые органы будут обращаться в суд.

Взыскание налоговой задолженности с помощью суда

  • в течение четырех месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая взысканию, превысила 3 000 руб., если ранее не было направлено заявление об осуществлении взыскания в суд общей юрисдикции;
  • в течение трех месяцев после истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пени, штрафа, подлежащей взысканию с физического лица, если такая сумма не превышает 3 000 руб.
Получив решение суда, налоговики направляют его в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). После этого взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика – физического лица в соответствии с п. 4 ст. 48 НК РФ производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229‑ФЗ).

После вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой РФ для дальнейшего отражения справочно в едином платежном документе (ЕПД) с соблюдением положений Федерального закона № 152‑ФЗ.

Порядок действий налоговиков в данном случае следующий.

Перед направлением в адрес территориальных органов ФССП для исполнения судебных приказов, исполнительных листов о взыскании задолженности за счет имущества физического лица налоговый орган проводит проверки соответствия следующих реквизитов:

  • регистрационных данных;
  • сумм задолженности (в том числе путем инвентаризации невыясненных платежей);
  • имущества должника.
Если сумма недоимки превысила 3 000 руб., одновременно с направлением в адрес территориальных органов ФССП вступившего в силу судебного акта налоговики направляют ходатайство о наложении ареста на имущество должника (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Если сумма задолженности составляет более 10 000 руб., налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из РФ (ст. 67 Федерального закона № 229‑ФЗ).

Поскольку у налогового органа имеется информация о счетах налогоплательщика, а также об имуществе должника, налоговый орган одновременно с судебным актом направляет в адрес судебных приставов указанные сведения в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия ФНС и ФССП при исполнении исполнительных документов от 14.04.2014 № ММВ-23-8/3@/0001/7.

На практике наложить арест на имущество не так просто, а зачастую невозможно. Для решения этой проблемы подписан отдельный документ между ФНС и ФССП (Письмо от 11.09.2015 № 00014/15/69320‑СВС/СА-4-8/16024@): в случае непоступления в течение двух месяцев с даты возбуждения исполнительного производства от ФССП постановления о наложении ареста на имущество должника по судебному акту, сумма взыскания по которому составляет более 3 000 руб., налоговый орган не позднее 10 календарных дней со дня истечения вышеуказанного срока направляет уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество должника, а в случае невозможности – для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом.

Особое внимание ФНС будет уделять должникам с суммой задолженности более 50 000 руб. по имущественным налогам и более 250 000 руб. по НДФЛ, в отношении которых имеется информация о наличии имущества. В отношении таких должников будут проводиться совместные рейды по наложению ареста на их имущество в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов.

Если общая сумма налоговой задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему РФ, превысила 200 000 руб. (для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – 300 000 руб.), контроль за ходом исполнительного производства осуществляется управлениями ФНС по субъектам РФ. При необходимости УФНС по субъектам РФ могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

Если общая сумма задолженности превысила 3 млн руб., контроль за ходом исполнительного производства осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС.

Речь шла о должниках, имеющих имущество. А что делать с теми, у которых ничего нет? В случае отсутствия у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, налоговый орган будет знакомиться с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращения взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты.

Если сумма задолженности не превышает 25 000 руб., налоговый орган после получения от судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступившего в законную силу, и информации ПФР о страхователе, осуществляющем уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не позднее 10 рабочих дней направляет в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату и другие периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (ст. 9 Федерального закона № 229‑ФЗ).

В случае неисполнения организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату и другие периодические платежи, обязанности по перечислению денежных средств в бюджет налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении последним судебных актов более двух месяцев.

Кроме всего вышесказанного ФНС будет продолжать практику проведения рейдов совместно с территориальными органами ФССП и ГИБДД по взысканию с физических лиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропортах, крупных торговых точках и т. д.).

1 октября 2015 года истек срок уплаты имущественных налогов физическими лицами. Налоговые органы активизировали работу по взысканию недоимки по имущественному, транспортному и земельному налогам. Предусмотрен ряд мер по информированию должников о необходимости уплаты налоговой задолженности. В частности, после истечения срока исполнения требования об уплате налогов, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения налоговый орган планирует информировать работодателя о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

[1] Информация представлена на официальном сайте ФНС.

Поскольку доходы в виде собственных налоговых и неналоговых платежей являются основным источником финансирования деятельности органов местного самоуправления по осуществлению социальных функций, определённых Конституцией Российской Федерации, и полномочий, определённых Федеральным законом № 131-ФЗ, работа администрации муниципального района направлена на наиболее полную мобилизацию налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет и максимальное сокращение задолженности по платежам и штрафным санкциям.

Уровень задолженности перед бюджетом является одним из приоритетных критериев оценки качества управления бюджетом.

Финансовым управлением администрации Георгиевского муниципального района регулярно проводится мониторинг задолженности по платежам в бюджеты на основании данных налогового органа из информационного ресурса «Расчёты с бюджетом» , предоставляемых в электронном виде в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».

По состоянию на 01.01.2011 г. задолженность по основным налогам, зачисляемым в местный бюджет муниципального района, согласно нормативам отчислений составила 7616,7 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, к сожалению, наблюдается прирост недоимки на 11,8%, несмотря на активную работу штаба по недоимке. За 2010 год в соответствии с распоряжением главы администрации Георгиевского муниципального района от 28.01.2005г. № 26-р «О создании штаба по ликвидации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней» проведено 11 заседаний штаба по недоимке. По вопросу ликвидации задолженности по платежам в бюджеты заслушивались руководители 56 предприятий Георгиевского района, имеющих наибольшую задолженность перед бюджетами всех уровней и 20 физических лиц. В результате этой работы в бюджеты всех уровней аккумулировано свыше 10,7 млн. рублей.

Цели, направления и их обоснование

В процессе реформирования местного самоуправления муниципальные образования столкнулись со многими проблемами, главной из которых является недостаток финансовых средств на осуществление полномочий, возложенных на муниципалитеты Федеральным законом № 131-ФЗ. В существующих условиях органы местного самоуправления Георгиевского муниципального района стараются найти скрытые резервы пополнения доходной части местного бюджета при максимально возможном сокращении задолженности по платежам и штрафным санкциям с целью снятия напряжённости финансовой проблемы в районе и повышения качества человеческого капитала. Посредством повышения прозрачности налогового и бюджетного процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов местного самоуправления района, что будет способствовать укреплению экономической и социально-политической стабильности в Георгиевском муниципальном районе.

1. Повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджетную систему; жесткий контроль роста недоимки и принятие всех мер для её снижения.

2. Регулярная (не реже 1раза в месяц) и ответственная работа межведомственных комиссий по вопросам обеспечения налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты и ликвидации задолженности в бюджеты всех уровней.

3. Конструктивное сотрудничество налоговых органов с органами местного самоуправления по вопросу актуализации баз налогообложения и надлежащего учёта налогоплательщиков; обеспечение ими своевременного и полного выполнения налоговых обязательств.

4. Проведение разъяснительной работы с населением об исполнении своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Публикация в СМИ материалов и вопросов налогообложения, а главное необходимости их своевременной оплаты.

5. Обеспечение снижения недоимки по налогам, зачисляемым в бюджет муниципального района не менее 5 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

6. Обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления и доведение результатов проведённых мероприятий по снижению недоимки до населения путём размещения их в СМИ и (или) в сети Интернет.

1. Прогнозируемым риском являются ограниченные налоговые полномочия муниципальных образований и отсутствие мер воздействия на неплательщиков.

2. Риском может стать и несвоевременное проведение исполнительных действий службой судебных приставов по взысканию недоимки в бюджет.

3. Возможным риском является длительность процедур банкротства.

О мероприятиях, проводимых в рамках снижения дебиторской задолженности населения (жилых помещений) за жилищно-коммунальные услуги по ГБУ «Жилищник Мещанского района»

В рамках исполнения поручения о снижении дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги выполняется ряд основных мероприятий, выполнение которых позволит значительно снизить показатели дебиторской задолженности.

Первым и одним из самых эффективных мероприятий по снижению краткосрочной, не превышающей 3-х месяцев, задолженности населения является обзвон должников.

2. направление должнику уведомления о наличии у него задолженности. Данное мероприятие направлено на должников с задолженностью свыше 3-х месяцев. (Вручено 1065 уведомлений на сумму 45 905 152,17 руб.).

3. информирование жителей о наличии задолженности, по средствам размещения списков с информацией об общей сумме задолженности и количестве должников на стендах в подъездах жилых домов. (Размещено за декабрь 1065 уведомлений на сумму 45 905 152,17 руб.).

4. информирование населения о возможности заключения соглашения о погашении задолженности в рассрочку. (Заключено 54 соглашения на сумму 3 414478,54руб.)

5. информирование населения в СМИ о возможности применения к ним, в связи с имеющейся задолженностью, обеспечительных мер, например таких как:

· выселение или принудительный обмен жилья;

· арест имущества должника и его последующая реализация;

· запрет на выезд из страны до погашения долга по оплате ЖКУ;

(Информация размещена на официальном сайте Управы и сайте управляющей организации, опубликовано в газете «Мещанская слобода» 21.12.2014г.).

6. проведение конфликтных комиссий по оплате ЖКУ в управе района с участием должника. Результатом которых, стало погашение должником имеющейся суммы задолженности в полном объеме в течении 10 дней после ее проведения.

7. доставка жителям Повторных, долговых, авансовых ЕПД.

8. Ограничение поставки коммунальных услуг должникам. Данная мера на сегодняшний день очень эффективна, но ее следует применять в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ уведомлении должника о намерении ограничить поставку услуг за 30 дней до момента ограничения. (направлено 20 предупреждений). Данная мера применяется к должникам с задолженность свыше 200 тыс. руб.

9. Проведение контрольных снятий показаний индивидуальных приборов учета для выявления собственников квартир, предоставляющих некорректные данные.

10. Проведение комиссионных проверок по выявлению фактов проживания незарегистрированных граждан. Выявлено 125 фактов проживания незарегистрированных граждан.

По состоянию на 06.02.2015 г., подано 572 исковых заявлений на сумму 37211412,2 руб., что составляет 100 % от общего числа должников, имеющих задолженность от 6 мес.

– вынесено 369 решения по искам на общую сумму 19 596 463.3руб., в пользу ГБУ «Жилищник Мещанского района»;

– на рассмотрении суда находится 183 исковых заявлений на сумму 17 214 948.90руб.;

- по 17 исковым заявлениям вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований (в связи с оплатой задолженности).

По принятым положительным решениям суда в отделение Федеральной Службы Судебных Приставов Мещанского района передано:

– в исполнительное производство 165 исполнительных листа на общую сумму 7794868,92 руб.;

– исполнительное производство окончено и прекращено по 72 делам на общую сумму 2 951 019, 24 руб.;

- находятся на исполнении 93 ИП на сумму 4 843 852, 15руб.;

– по 39 исполнительным листам принято решение о невозможности взыскать задолженность на общую сумму 1 925 075,91 руб.

Работа по погашению задолженности населения и юридических лиц за жилищно-коммунальные услуги ведется в постоянном режиме.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Антон Силуанов: Безответственная долговая политика несет прямую угрозу выполнению государством обязательств перед людьми. Фото: пресс-служба Минфина РФ

О том, как дальше планируется не только снижать долговую нагрузку региональных бюджетов, но и одновременно давать им возможность наращивать инвестиционные расходы, рассказал "Российской газете" министр финансов РФ Антон Силуанов:

- Благодаря проведению большинством регионов совместно с федеральным центром ответственной долговой политики за последние годы удалось стабилизировать ситуацию с долговой нагрузкой региональных бюджетов.

Показатель долговой нагрузки (соотношение общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов) на 1 апреля 2021 года составил 26%, что существенно ниже максимальных значений, зафиксированных после кризиса 2014 года (36,5%). Расходы на обслуживание государственного долга по итогам 2014 года составляли 107,2 млрд рублей, или на 31,5% больше, чем в 2020 году.

При этом сложившийся на 1 апреля 2021 года уровень государственного долга (26%) связан в том числе с минимальными долговыми обязательствами Москвы, без учета которой долговая нагрузка субъектов Российской Федерации составляет 35,8%.

В условиях волатильности мировой экономики, которая в том числе сказывается и на динамике поступлений доходов в бюджеты, проведение ответственной долговой политики - важная составляющая обеспечения стабильности бюджетов и безусловного исполнения социально значимых расходных обязательств.

Безответственная долговая политика несет прямую угрозу выполнению государством обязательств перед населением (выплата заработной платы, социальных пособий, расходов на здравоохранение и др.).

В международной практике существуют примеры того, как проблемы с субнациональным долгом негативно сказывались на социально-экономической стабильности всего государства (Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия и др.).

Поэтому в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Минфином России будут реализованы инициативы, направленные на облегчение долговой нагрузки субъектов Российской Федерации с одновременным предоставлением возможности увеличения инвестиционных расходов.

В текущем году будет запущен механизм дополнительной поддержки в виде льготных бюджетных кредитов с длительным сроком их использования.

Минфином России будет оказана поддержка регионам, имеющим значительную задолженность по рыночным заимствованиям. Объем такой поддержки составит порядка 176 млрд рублей и позволит сократить долю рыночной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов.

Также Минфином России до 2023 года регионам будут предоставлены бюджетные кредиты для создания объектов инфраструктуры в объеме до 500 млрд рублей. Кроме того, будет проведена реструктуризация задолженности бюджетных кредитов, предоставленных субъектам в декабре 2020 года. Высвобождаемые средства в объеме до 218 млрд рублей будут также являться дополнительным источником финансирования региональных объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.

Для реализации указанных инициатив подготовлены поправки в бюджетное законодательство. Также в целях предоставления дополнительной возможности увеличения регионами расходов инвестиционного характера за счет дополнительной помощи из федерального бюджета в рамках заключенных с Минфином России соглашений будет предусмотрено право увеличения долга регионов до 50% объема налоговых и неналоговых доходов, при этом для устойчивых регионов по отдельным решениям его уровень может составить до 75%.

Субъекты Российской Федерации никак не ограничены в возможности самостоятельно увеличивать объем государственного долга пропорционально росту экономики и доходов региональных бюджетов.

Указанные инициативы будут являться дополнением к широкому спектру инструментов поддержки развития территорий, уже реализуемых в настоящее время федеральным центром.

Предложенные правительством меры направлены на формирование ресурсной базы регионов не за счет увеличения долговых обязательств и создания риска устойчивости бюджетов, а путем развития экономик субъектов РФ и наполнения их бюджетов доходными источниками.


Во время отчета правительства Госдуме в среду премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул, что минфин сделал "все возможное и невозможное" для сбалансированности региональных бюджетов. Глава правительства уточнил, что на выравнивание дисбалансов в региональных бюджетах предусмотрено федеральным бюджетом 718 млрд рублей, еще 100 млрд - на трансферты, около 300 млрд - на выдачу бюджетных кредитов.

Накануне в минфине заявили, что общий объем долговых обязательств бюджетов регионов и муниципальных образований (консолидированных бюджетов) с начала года снизился на 3% и составил почти 2,8 трлн рублей (по состоянию на 1 апреля). В целом исполнение консолидированных бюджетов стабилизировалось и характеризуется положительной динамикой темпов роста доходов и расходов, а в большинстве регионов фактическое поступление доходов выше запланированных показателей, отмечают в министерстве.

"Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось по сравнению с данными на 1 мая 2020 года на 629 млрд рублей или на 18%, составив 4,2 трлн рублей (прирост в 79 регионах). Рост налоговых и неналоговых доходов отмечен и к показателям 2019 года на 395 млрд рублей, или на 10% (прирост в 69 регионах). По основным налоговым источникам фиксируется положительная динамика: по налогу на прибыль организаций рост составил 16% к соответствующему показателю прошлого года, по НДФЛ - 15%", - рассказывают в минфине.

В 2020 году региональным бюджетам пришлось значительно нарастить расходы из-за пандемии. Федеральный бюджет поддержал регионы, выделив им в полтора раза больше трансфертов. Совокупные безвозмездные поступления выросли в прошлом году в 1,6 раза.


Губернатор Московской области Андрей Воробьев 3 марта провел рабочее совещание по вопросам реализации комплекса мер, направленных на ликвидацию налоговой задолженности в бюджете области, сообщает пресс-служба губернатора и правительства региона.

В мероприятии приняли участие члены регионального правительства, руководители контрольно-надзорных, правоохранительных органов, службы государственной регистрации, кадастра и картографии, федерального управления почтовой службы Московской области.

Открывая встречу, Андрей Воробьев отметил, что невыполнение обязательств по налоговым платежам является общероссийской проблемой. Для Московской области эта тема также весьма актуальна, поскольку в регионе наблюдается рост уровня задолженности.

«Сегодня совещание посвящено финансовым вопросам, мы должны очень внимательно относиться к бюджетной политике: к консолидированному бюджету Московской области, региональному и муниципальному. На состоявшемся недавно экономическом сочинском форуме коллегами из других регионов поднималась проблема задолженности в области налогов. К сожалению, мы констатируем, что и у нас в Подмосковье рост задолженности продолжается и в 2015, и в 2016 году. Уровень роста задолженности обращает на себя внимание и заставляет нас думать о том, как автоматизировать процесс, как найти более эффективные способы взыскания задолженности как с юридических, так и с физических лиц», – сказал Андрей Воробьев, его слова приводятся в материале.

О необходимости автоматизации системы взыскания налоговой задолженности Андрей Воробьев ранее говорил на совещании с главами субъектов России по вопросам межбюджетной политики, которое прошло под руководством председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2017».

Губернатор отметил, что мероприятия по взысканию и недопущению роста задолженности должны иметь комплексный характер. Решение этого вопроса требует консолидации действий территориальных федеральных органов государственной власти по Московской области, регионального правительства, органов местного самоуправления.

Один из первоочередных шагов, направленных на реализацию этой задачи, – переход на электронный документооборот.

«На сегодняшний день документы по налогоплательщикам, например, из налоговой инспекции в управление мировых судей вводятся вручную на бумажном носителе. Мы сегодня говорим о тотальной информатизации, цифровизации нашего общества и работ, поэтому одно из главных направлений – это автоматизированная система документооборота между всеми службами», – сказала заместитель председателя правительства Московской области Ирина Смирнова, ее цитируют в релизе.

Также в комплекс мер входит сопровождение законодательных инициатив Московской области, списание долгов невозможных к взысканию, проведение совместных мероприятий УФНС, УФССП, УГИБДД по принудительному взысканию задолженности, в том числе – организация рейдов на дорогах. Кроме того, будет усилена адресная работа с должниками, повышена эффективность рассылки налоговых уведомлений, а также организован ряд информационных кампаний об обязанностях, сроках, порядке уплаты налогов и мерах ответственности.

«Сегодня были полностью рассмотрены и механизмы борьбы с налоговой задолженностью, и налоговое законодательство, и нормативно-правовые акты. Было дано поручение, в течение двух недель подготовить законодательные инициативы по тому, чтобы сделать эту процедуру прозрачной и совершенной для обеспечения доходов бюджета. Как известно, с 1 января область перешла на масштабную работу по приоритетным проектам, и вот один из проектных офисов – это как раз ликвидация задолженности», – добавила Ирина Смирнова.

Предполагается, что по результатам принятых мер в 2017 году уровень налоговой задолженности в консолидированный бюджет Московской области сократится не менее, чем на 20%.

По словам заместителя председателя правительства Московской области, вместе с тем наблюдается положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона.

«По итогам прошлого года поступило более 523 миллиардов рублей. Мы сработали лучше на девять с лишним процентов. Что касается этого года, по состоянию на 1 марта мы исполнили консолидированный бюджет с ростом относительно двух месяцев 2016 года на 15%. Это я говорю о бюджетах и муниципальных образований, и бюджете Московской области. При этом в бюджет региона мы получили дополнительно 7,6 миллиарда рублей относительно прошлого года и рост 22%», – заключается сообщение словами Ирины Смирновой.

Читайте также: