Приезжий в афины на заработки платит не платит налог

Опубликовано: 17.04.2024

В этой статье — обзор способов совсем не платить налоги или платить поменьше. Универсального метода нет, потому что в каждом бизнесе нужно разбираться отдельно: что за сфера, какой регион, сколько сотрудников и расходов. Прежде чем менять налоговый режим, переезжать в регион со льготами или увеличивать расходы, поговорите со своим бухгалтером.

Олег Никитин

Способ 1. Уйти на налоговые каникулы

Налоговые каникулы — это возможность не платить налоги два налоговых периода. Каникулы бывают только для предпринимателей на упрощенке и патенте.

Налоги: 0 рублей в двух налоговых периодах. Два налоговых периода — это не всегда два года, давайте на примере:

1 января 2019 года Алена зарегистрировала ИП, она выбрала упрощенку. Ее налоговые каникулы будут идти два года: 2019-й и 2020-й — в это время ей не нужно платить налоги;

Если Алена зарегистрирует ИП 1 ноября 2019 года, каникулы будут короче: ноябрь и декабрь в 2019 году и весь 2020 год;

Допустим, Алена решила купить патент в Краснодаре на два месяца — он стоит 1000 рублей. Налоговый период будет равен сроку патента, это два месяца. Раз у Алены каникулы, она получает бесплатно свой патент и еще один на такой же срок, в сумме четыре месяца — это два налоговых периода.

Если в регионе есть каникулы для патента, выгоднее брать патент сразу на год, чтобы каникулы шли два года.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году. Каникул от взносов нет.

Кому подходит: новым ИП в некоторых регионах по некоторым видам деятельности.

Подробно о налоговых каникулах мы рассказывали в другой статье.


Налоговые каникулы для ИП

Способ 2. Зарегистрировать ИП в регионе со льготами

На упрощенке «доходы» ставка обычно 6%, а на упрощенке «доходы минус расходы» — 15%, их так и называют: упрощёнка 6% и упрощенка 15%. Но есть регионы со ставками ниже — о них и поговорим.

Налоги: от 0% до 5% для упрощенки «доходы» и от 0% до 10% на упрощенке «доходы минус расходы».

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: тем, кто только задумывается о своем бизнесе и готов переехать в регион со льготами.

Чтобы совсем не платить налоги, нужно найти регион со ставкой 0% для вашего бизнеса, сделать в нем прописку и там же зарегистрировать ИП. Вот для примера несколько таких регионов.

Регион
Ставка на упрощенке «доходы»
Вид деятельности

оптовая и розничная торговля автомобилями, мотоциклами и их ремонт

здравоохранение и предоставление социальных услуг;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

сбор и утилизация отходов;

производство бумаги и бумажных изделий.

выращивание овощей, трюфелей и грибов;

производство кожи и кожаных изделий.

выращивание зерновых культур;

разведение овец и коз;

производство безалкогольных напитков и пищевых продуктов;

научные исследования и разработки.

Если со ставкой 0% нет ничего подходящего, можно поискать города с 1%, 3%, 5%. О поиске льготных регионов мы подробно писали в другой статье — она о разработчиках, но принцип един.

Как разработчику сэкономить на налогах

Способ 3. Работать на патенте

Патент — дополнительная система налогообложения. Это значит, что нельзя работать только на патенте, но его можно добавить к упрощенке или общей системе.

Патент получают в том городе, где ведут бизнес. Если магазин, кафе или ветеринарная клиника в Челябинске, патент нужно оформлять в челябинской налоговой. Те, у кого бизнес в нескольких городах, оформляют по патенту на каждый город.

Налоги: 6% от налоговой базы. Налоговая база — не реальный заработок, а потенциально возможный доход, который рассчитывает налоговая. Но об этом можно не думать, потому что в налоговой сразу называют финальную цену: столько-то рублей за патент на месяц и столько-то за патент на год.

На патенте налог не зависит от дохода. К примеру, в Челябинске есть две парикмахерские, «Светлана» и «Катюша». Обе работают на патенте. За год «Светлана» заработала 20 млн рублей, а «Катюша» полмиллиона, но за патент они заплатят одинаково: 13 260 рублей.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: ИП, у которых меньше 15 сотрудников, подходящий регион и вид деятельности.

Нет единой фиксированной цены на патенты для всех предпринимателей во всех городах. Например, в грузоперевозках цена зависит от региона и количества фур.

Есть такое мнение предпринимателей (возможно, Вы тоже его слышали): «Я все посчитал, если мы заплатим налоги, то с прибыли в 100 рублей, мы заплатим 105 рублей налогов. Бизнесу не дают работать в белую, мы вынуждены уйти в тень и т.д.»

Исходя из таких рассуждений создается впечатление, что будет убыток 5 руб.
Правда это или нет?

Если Вы не знаете ответа на этот вопрос, то давайте посчитаем вместе, откуда взялись эти цифры.

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (С НДС)
Заработная плата:1 079 тыс руб
Взносы с заработной платы: 325 тыс руб (1 079*30,2%)
НДС к уплате: 477 тыс (13 924/118*18 - 10 443/118*18 - 348/118*18)

Налоговая база по налогу на прибыль: 1 251тыс руб (13 924/1,18 – 10443/1,18 – 348/1,18-1079-325)

Налог на прибыль: 250 тыс.руб (1 251*20%)
Чистая прибыль: 1 000 тыс

Всего уплачено налогов 1 050 тыс: (325 тыс + 250 тыс + 477 тыс)

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (с НДС)

Все, что осталось, идет на обналичку.
«Нарисованные расходы» (деньги на обналичку): 3 133 тыс руб (13 924-10 443-348)

Комиссия обнальщиков (допустим, 10%): 313 тыс

Получено налом: 2 820 тыс руб
Заработная плата в конвертах:1 079 тыс руб
Остаток денежных средств: 1 741 тыс

Комиссия? Ну и ладно. Все равно выгодно… Но нет, подождите… Что еще? Есть еще расходы, которые вроде бы не связаны напрямую с тем фактом, что компания не платила налоги! А именно: второй учет или черная бухгалтерия. Конечно, здесь можно возразить, что бухгалтерия получает фиксированную зарплату, и какая разница, сколько учетов она ведет.

Но задумайтесь о таком факте: собственник платит сотрудникам заработную плату для того, чтобы они приносили прибыль компании, в каждый момент своего рабочего времени. Значит, любое рабочее время, затраченное на прочие операции, является бесполезно потраченным, но оплаченным. Все дополнительные операции создают дополнительные затраты. На «черные» структуры может уходить огромное количество рабочего времени сотрудников (переговоры с «обнальщиками», дополнительные платежи, «рисование документов», обмен документами, сверка расчетов, забор нала, начисление и выплата зарплат в конвертах, согласование «нарисованных» справок для банка, переговоры и обсуждения, походы в налоговую «на ковер», составление «реальной» отчетности для собственникаи т.д. и т.п)– И все это за счет собственников бизнеса!

Увеличение штата и затраты рабочего времени на все ЭТО, могут незаметно съесть все эту кажущуюся выгоду. А мы еще даже не начинали говорить о рисках!

Переходим к рискам.
Все компании, занимающиеся обналичкой, рано или поздно вычисляются налоговой инспекцией. Отдел предпроверочного анализа собирает и анализирует данные о движениях по счетам всех налогоплательщиков, суммах уплаченных налогов, сомнительных поставщиках компании и доле налоговых вычетов НДС по ним.
Что бы они (обнальщики) не рассказывали, на тему того что они совсем не подозрительные, и что налоговая никогда и никому по ним никаких вопросов не задавала – верить им не стоит.

Проверьте самостоятельно и бесплатно любого контрагента на сайте «За честный бизнес».

Основные вопросы: давно ли существует компания (менее 3-х лет? скорее всего), какой оборот заявлен в предыдущей отчетности (если она вообще была), сколько налогов исчислила компания за предыдущий год? какой вид деятельности ведет компания (не факт, что назначение платежа, по которому они перечисляли деньги на "обнал", хотя бы близко к тому, какой вид деятельности заявлен в Уставе), кто ее директор и учредитель (их кто-нибудь видел? они являются массовыми?), адрес (массовый?).

Но, увы, несмотря на любое субъективное мнение, которое может сложиться у нас, относительно какого-либо контрагента, налоговая все равно вычисляет "их". Взаимодействие с такими компаниями может послужить причиной вызова на комиссию, камеральной или выездной налоговой проверки. Дальше вся работа будет вестись на собирание доказательств того, что руководители компании, в лучшем случае, не проявили должной осмотрительности с этим/этими поставщиками, и максимальный риск доначисления состоит в следующих суммах:

Подведем итог,

Вариант 1 "Белый".
Сумма уплаченных налогов - 1 050 тыс руб
Чистая прибыль - 1 000 тыс руб
+Спокойствие собственника

Вариант 2 "Черный"
Сумма уплаченных налогов - 0
Чистая прибыль - 1 741 тыс руб
Прибыль больше на 741 тыс.
Из этой суммы нужно вычесть:
1) дополнительные затраты на обслуживание "черных" структур (пусть это будет 5% от ФОТ) - 54 тыс
2) излишнюю премию топ-менеджерам с этой "якобы" экономии (например, многие компании платят топам 20% от прибыли) - 148 тыс руб
Оставшаяся экономия: 541 тыс руб (741-52-148)
А теперь, просто ради эксперимента посчитаем, какова должна быть вероятность проведения проверки "с пристрастием", для того, чтобы оставшаяся экономия не имела смысла.
Это рассчитывается следующим образом. Полная сумма возможных налоговых доначислений умножается на вероятность прихода проверки.
Получается такая формула:

1 846 тыс руб * Х% вероятности = 541 тыс руб
Отсюда х=30%

А у нас во втором расчете, как мы рассмотрели ранее, вообще вероятность налоговой проверки стремится к 100%. Поэтому, с точки зрения экономики, второй вариант с обналичкой не выгоден.

Но на этом точку поставить не удалось, ведь есть еще третий, промежуточный вариант:

Конечно же, здесь речь идет про "небольшую" доплату в конверте.
Давайте сравним.
Какие выгоды/потери мы получим, если вывести часть денег (сумму Х) на заработную плату через обналичку. Для простоты расчетов возьмем 100 рублей, чтобы легче было перевести в проценты.

экономия 30,2 руб - страховые взносы с ФОТ (100*30,2%);
экономия 15,25 руб - дополнительное уменьшение НДС к уплате, ведь в зарплате нет НДС, а в сумме на "однал" НДС в том числе (100/118*18);
доп.затраты 10 руб - комиссия за обналичку ( я беру примерную цифру 10%, но на практике она может отличаться)
Итого экономия: 35,4 руб

Риски:
доначисление НДС 15,25 руб
доначисление налога на прибыль 16,95 руб (100/1,18*20%)
доначисление страховых взносов с ФОТ 30,2 руб
Общая сумма доначисленных налогов 62,4 руб
штраф 20% со всех доначисленных налогов 12,48 (62,4*20%)
пени со всех доначисленных налогов 19,26 руб ( 1/150 от ставки рефинансирования в день, возьмем за 1,5 года - может набежать 30%: (62,4*30%)
Итого риски 94,1 руб

А теперь еще раз вернусь к вероятностям. Есть такой раздел в науке об управлении - технология принятия управленческих решений. Цель технологии заключается в том, чтобы найти подходы для суммовой оценки показателей, которые влияют на принятие решений. Если показатель вероятностный, то есть может наступить, а может и не наступить, то для принятия решения нужно умножить сумму на вероятность.
В данном случае мы умножаем полную сумму налоговых рисков на вероятность наступления события. И полученный результат используем в расчете, для того, чтобы понять, применять чуть-чуть "серую" схему или нет.

Мы можем использовать 2 подхода:
Подход 1. Оценить вероятность проверки самостоятельно исходя их своего субьективного мнения, полученное значение умножить на сумму рисков и результат добавить к дополнительным затратам, т.е. к комиссии за обналичку, и затем уже сравнивать полученный результат с той экономией, которая получена на налогах от применения схемы.
Пример моей оценки: я бы оценила вероятность проверки для такой компании на уровне 1 раз в три года, т.е. 33,33% каждый год.
94,1 руб*33,33% =31,4 руб

То есть выгода - 4 руб (35,4-31,4). Переводим в проценты, т.к. мы считали от 100 рублей, это очень легко сделать, будет 4%
4% - это очень незначительная экономия, учитывая, что размер 2-х показателей был оценен приблизительно: комиссия за "обнал" и возможные пени по налогам.

Подход 2. Пойти от обратного. Рассчитать сумму выгоды без учета налоговых рисков и найти через уравнение, какой должен быть процент вероятности налоговой проверки, чтобы при принятии решения учитывалась сумма, равная этой выгоде, то есть принимать такое решение не имело бы смысла.
Выгода 35,4 руб, налоговые риски 94,1 руб,
значит 94,1 * х% = 35,4, отсюда Х=37,6%

37,6% - это нормальный показатель вероятности проведения налоговой проверки, а значит нет смысла принимать решение об использовании схемы.

Оба расчета очень близки. Используя научный подход к вопросу применения "чуть-чуть" серой схемы, целесообразно отказаться. Вот такая математика.

В соответствии с данными статистического центра средняя пенсия в России в 2019 году зафиксирована на уровне 36710 рублей. Однако необходимо подчеркнуть, что это именно средняя пенсия. То есть, один человек может получать 100000 рублей, а другой 10000, в итоге средняя сумма будет, конечно, неплохой в размере 55 тысяч.

Но для тех, кто не получает больших денег от государства за весь трудовой период, приходится работать или подрабатывать.

Это история моей подписчицы, Людмилы К., которой я бы хотела с вами поделиться.

  1. Наиболее частые варианты подработок для пенсионеров
  2. С каких доходов нужно платить налоги
  3. Нужно ли платить налоги, если я выполняю разовую работу без оформления
  4. Какое предусмотрено наказание за неуплату налогов для физических лиц
  5. Можно ли работать на пенсии и не платить налоги

Наиболее частые варианты подработок для пенсионеров

Для тех пенсионеров, у кого есть силы трудиться, специалисты выделили специальный топ профессий с официальным трудоустройством. К ним относят:

  1. Раскройщик ткани. Это актуально для тех, кто прежде работал в ателье. К примеру, нашумевшая в Инстаграме история про дедушку-пенсионера, который всю жизнь шил костюмы, а в старости был вынужден искать работу, стоя с табличкой на улице. В итоге его позвали мастерить в ателье;
  2. Няня. Мне 63 года и я работаю няней уже несколько лет. Это одна из самых подходящих мест для заработка пенсионеру;
  3. Консьерж/вахтер. В жилом доме спокойная атмосфера и не требуется физический труд, что позволяет пенсионерам заработать дополнительные средства;
  4. Гардеробщик. Такая вакансия есть в большинстве торговых центров, университетах, театрах, концертных залах и т.д. Именно представители пенсионного или предпенсионного возраста встречаются в качестве гардеробщиков;
  5. Контролер на проходной. Примечательно, что можно трудится на должности билетного контролера в кинотеатре. Они получают порядка 10000-15000 рублей, в зависимости от города и места. В небольших городах пенсионеры работают билетчиками в автобусах или Домах культуры.

Исходя из этого, людям в возрасте можно подрабатывать, если позволяет здоровье и есть вакантные места. К тому же, всегда можно обратиться в Центр Занятости для переобучения на новую должность.

С каких доходов нужно платить налоги

Гражданину любого возраста по закону полагается платить налог, пока есть с чего его взимать (земля, имущество, доход). И если пенсионеры имеют некоторые льготы — это никак не освобождает трудящихся лиц пенсионного возраста от уплаты:

  1. Подоходного налога;
  2. С выигрыша в денежном эквиваленте;
  3. С полученных дивидендов;
  4. В некоторых случаях с пенсий, получаемых в негосударственных пенсионных фондах (когда, к примеру, договор заключала организация, а не сам работник);

Если вовремя будет уплачиваться подоходный, то пенсионеры получат возможность возвращать части от общей суммы на определенные нужды, необходимые самим или их членам семьи:

  1. Образование – до 50 т. руб;
  2. Медикаменты, медуслуги, негосударственное пенсионное страхование – до 120 тысяч;
  3. Строительство или покупка жилья в собственность – до 2 млн. руб;
  4. Расходы на реализацию своего имущества – до 1 млн. руб.

Также могут получить выплату с сумм подоходного налога на санаторные путевки, проценты по ипотечным кредитам.

Нужно ли платить налоги, если я выполняю разовую работу без оформления

На собственном опыте могу ответить, что работая няней, я плачу налог как самозанятая. В регионах, где нет понятия «самозанятый», каждый доход (маленький, разовый, постоянный) требует налогообложения.

Сам пенсионер должен при получении любого дохода обращаться в налоговую инспекцию (по месту жительства) и предоставлять налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Либо возвращать 13 % от дохода своему работодателю, чтобы уже тот переводил/уплачивал их в госбюджет.

Какое предусмотрено наказание за неуплату налогов для физических лиц

В Законе не прописано, что подрабатывающий пенсионер должен платить штраф в определенном размере. И неофициальное трудоустройство по уголовному кодексу не имеет состава преступления.

Но! Статья УК РФ 159 пункт 2 говорит о том, что может произойти привлечение по данной статье, как «мошенничество при получении выплат». И по этой статье штраф может достигать 120 тыс. рублей.

Так же статья 198 УК РФ «Уклонение от налогов» применима к неофициально работающим пенсионерам, если ущерб от невыплаченных налогов достиг 900 тысяч за три года.

Можно ли работать на пенсии и не платить налоги

Работать на пенсии можно, но не платить налог нельзя! Закон к этом вопросе для всех одинаков и для не достигших пенсионного возраста граждан, и для работающих пенсионеров.

Именно такие условия существуют в настоящее время, актуальные для людей пенсионного возраста. А как Вы думаете, правильно ли индексировать пенсии работающим пенсионерам? Или стоит поставить «взрослое население» перед выбором: либо работай, либо получай пенсию?

Подписывайтесь на новости, чтобы ни пропустить ничего нового и интересного. Делитесь с друзьями в соцсетях. И не забудьте «оставить» в комментариях свои мысли.

Налоги на заработанные деньги в интернете 2020: особенности, нюансы

Сейчас редко встречаются люди, удивляющиеся возможностью заработка денег в интернете. Сдвигается исключительно развлекательная роль Всемирной паутины, давая место развитию крупных либо небольших веб-проектов обычных пользователей. Кто-то обзаводится коммерческой деятельностью, дающей основную прибыль, но большинство формирует источники дополнительного дохода.

Эти формы интернет-заработка, невзирая на широту и спецификацию, дают электронные банкноты фиатных денег, легко конвертируемые в реальную валюту. Разумеется, когда-то начинает остро вставать вопрос, касающийся уплаты налогов государству. Законодательно любой бизнес в России официально нужно регистрировать и выплачивать определённые взносы в государственную казну.

Что здесь происходит, если ведётся заработок в интернете? Нужно ли выплачивать налоги с такого дела? Какое тут наличествует связь с государственным экспериментом самозанятости? Разберём подробно эти актуальные моменты.

Содержание

Интернет-заработок и закон РФ сегодня

Каждый официально зарегистрированный житель РФ, согласно действующим актам законодательства страны, обязан с любой прибыли выплачивать налог, которым она облагается. По сути, ясен главный посыл – если имеешь профит, то выплачивай определённый сбор. Здесь моментальный интерес возникает из-за конкретных параметров, ведь онлайн-заработок бывает сторублёвым, а может давать сотни тысяч еженедельно. Разница ощутимая.

Многие законопослушные пользователи устанавливают себе ориентир на магической цифре 600 000₽, которая определяет лимит. Начинается за ним угроза уголовной ответственности. Проще говоря, когда любой предприниматель (включая организатора бизнеса в Сети) получает прибыль свыше данной суммы, то нависает реальная угроза тюремного срока.

Всякий гражданин, делающий сокрытие больших доходов в интернете, обязательно вскоре привлекается «органами» к ответственности по следующей схеме:

— сначала приставы оповестят нарушителя специальным письмом, где будет разъяснена суть невыполнения пунктов налогового кодекса;
— потом игнорирующих первое предупреждение наказывают денежным штрафом;
— особо упорные конспираторы заработка в интернете наказываются по соответствующим статьям УК РФ.

nalogi-na-zarabotannye-dengi-v-internete-osobennosti-nyuansy

Что сегодня демонстрирует реальность?

В законодательной системе нашего государства много запутанных схем, которые её тормозят. За развитием электронного предпринимательства механизм контроля не поспевает и фактически сейчас (апрель 2020) нет должного учёта электронных денег людей, совершающих действия в интернете. Да, принят экспериментальный закон в ряде регионов, яркая обёртка которого предполагает особые условия налогообложения для самозанятых граждан России, однако, здесь всё добровольно.

Итак, власти электронные потоки денег (особенно криптовалюту) регулировать не способны, но им доступны ревизионные и принудительные рычаги на этапе выведения денег посредством финансовых учреждений. Для банков строго регламентирована специальная обязанность – всегда делать мониторинг регулярных платежей и сообщать центру налоговой инспекции про такие транзакции. Фрилансерам, блогерам, трейдерам, бетторам и прочим людям, зарабатывающим через интернет, можно успокоиться. У банковских систем загрузка максимальная, поэтому контроль всех операций фактически для них невозможен. Они интересоваться начинают финансовыми манипуляциями с суммами от 30–42 тысяч рублей. Это величина разовых транзакций, которые успешно можно фрагментировать либо вообще проводить по разным банкам.

Таких «секретов» немало, хотя навсегда в памяти зафиксировать следует серьёзную истину – если государство захочет, то найдёт и объединит любые рассредоточенные операции либо счета. Потом оно спросит по полной с каждого сокрытого рубля, полученного без ведома властей. В любой ситуации всякая коммерческая манипуляция является сектором правового поля, где нарушители наказываются административным штрафам-взысканиям. Другое дело, что физически вылавливать таких мелких предпринимателей банки не могут. Следовательно, наказания в 99,96% не бывает до оперативных сумм, равным 30 000 – 42 000 рублей.

Как платить налоги с заработка в интернете?

Здесь законопослушным людям предусмотрены три сценария.

1. Регулярно по установленному порядку заполнять декларацию, а потом сдавать её налоговикам, чтобы выплачивать 19% налога с заработанных в интернете денег. Тут 13% является НДФЛ, а 6% – новый вычет на ИПК.

2. Оформить легально статус ИП. Потребуется 800₽ (госпошлина) и правильно сформированная заявка с пакетом документов. Сегодня требуется такой комплект для налоговой инспекции:

— оригинал паспорта РФ, сопровождаемый ксерокопиями всех страниц;
— квитанция, подтверждающая уплату 800-рублёвой государственной пошлины;
— ксерокопия свидетельства ИНН;
— заполненное заявление (форма Р21001) для регистрации ИП;
— оформленная заявка (форма №26.2-1) для применения УСН.

Теоретически данный этап регистрации не затягивается дольше 5–6 дней, однако, могут быть и задержки.

Успешно пройденная регистрация ИП, чтобы платить с заработка в интернете налог, завершится присвоением кодировки Росстата, а также выдачей нескольких свидетельств. Теперь ежеквартально (за 3 месяца налогового квартала) понадобится отдавать до 6% полученного дохода. Для серьёзного онлайн-бизнеса этот вариант предпочтительный.

3. Зарегистрироваться в статусе самозанятого. Тут множество нюансов, которые рекомендуется уточнять специально. Общий смысл простой – обычный человек либо ИП может оформить самозанятость, вставая на налоговый учёт. Для зарабатывающих в интернете людей даёт этот способ возможность легальной деятельности при уплате 4% налога с дохода. Предусматриваются также дополнительные преференции и скидки, делающие выплаты ещё меньше.

Подсказка! В этих моделях постановки на налоговый учёт имеется основной минус – возня с документацией и хождения по инстанциям. Сейчас немало посреднических фирм, готовых исполнить нелёгкие стадии оформления. Реально даже зарегистрировать ИП через онлайн-сервис!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

Читайте также: