Медведев налог на зарплату

Опубликовано: 05.05.2024

Российские власти прорабатывают возможность введения нового сбора с бизнеса. За счет этих денег будет профинансирована помощь безработным, число которых в стране стремительно выросло. Идея эта не новая, но пока она не находила поддержки в правительстве. Но теперь к решению этого вопроса подключился замглавы Совбеза Дмитрий Медведев. Почему все это бессмысленно и даже вредно?

В России может появиться новый налог на зарплатные выплаты бизнеса. За его счет будут финансировать пособия безработным, число которых в стране за год выросло почти на четверть и достигло 4,3 млн человек. Как это может быть устроено и к чему приведет?

Медведев призвал все «обсчитать»

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, еще летом предложили депутаты «Единой России». 24 ноября эту идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев.
Он признал, что «тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей» (цитата по ТАСС). Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах», подчеркнул Медведев.
«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», - сказал он.
По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Назад, в 90-е

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 год. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992 это было 1%, в 1993-96 годах - 2%, в 1996-2001 годах - 1,5%.
От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.

Совсем не забытое старое

Вновь эта тема появилась на повестке дня в 2017 году. Тогда с идеей вернуться к прежней системе выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его задумке, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты. Идея Топилина быстро утонула, поскольку казалась радикальной, а экономическая ситуация в стране была пусть не очень хорошей, но стабильной.
Однако коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 триллиона рублей, вернул эту историю к жизни. В августе 2021 года первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.
Ведь работодатель при увольнении персонала несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать бывших работников, потом начислить им выходное пособие. А в случае введения страхования занятости эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, заявил Исаев. И компании хорошо, и уволенному тоже – не нужно бегать за бывшим боссом и вытрясать из него деньги.
Однако против такого подхода выступили в правительстве. Глава Минтруда Антон Котяков, выступая на совещании единороссов, новацию раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.
«Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», - заявил тогда Котяков.

Больше налогов, хороших и разных

Несмотря на обещания не менять налоговый режим в стране в течение пяти лет, власти в условиях жесткого экономического кризиса стараются денег с бизнеса и граждан то тут, то там урвать. То налог на проценты по депозитам введут, то поднимут ставку НДФЛ на большие зарплаты.
И вот красивое выражение «страхование занятости». А по сути – обычный налог на бизнес. Который и так уже отчисляет за сотрудников взносы в пенсионный фонд, в фонд ОМС и соцстрахования. Ну и НДФЛ, конечно, платит. А тут еще один процент хотят накинуть – на безработных.
И это с учетом того, что значительная часть российских предпринимателей и так еле дышат в условиях эпидемии, а вскоре могут перестать дышать вовсе.
Очевидно, что введение такого налога приведет к появлению, как это мягко назвал министр Котяков, «нечестных схем в трудовых отношениях». А говоря простым языком – начнут быстро расти выплаты зарплат «в конвертах». Хотя они уже и так, по оценкам главы Совфеда Татьяны Матвиенко, составляют 30-40% от всего фонда оплаты труда в России. А серые зарплаты – это значит меньше налогов, ниже пенсии, незащищенность работающих и все прочие прелести теневой экономики.
Да и стратегически логика поборников нового налога выглядит ущербно. Вместо того чтобы развивать рынок труда, создавать новые рабочие места, переобучать людей, помогать им с переездом на новое место жительства, где есть работа, российские власти хотят просто и тупо собрать денег на пособия безработным. Почему так? Есть нехорошее ощущение, что больше они просто ничего не умеют делать. Денег отняли, денег раздали. Но отняли больше. Вот и вся социальная политика.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.

Когда на минувшей неделе стало известно о предложении ввести налог на вредные продуты с превышением содержания сахара и соли, например, пельмени, консервы и торты, я улыбнулся. Когда стало известно о предложении ввести побор за движение по рекам, где модернизируется инфраструктура, я покрутил пальцем у виска. Когда сегодня стало известно, что чиновники прорабатывают вопрос введения нового налога на фонд оплаты труда, чтобы этими денежными средствами профинансировать помощь безработным, честно скажу, выпал из зоны русского литературного языка.

Вы не поверите, но депутаты из фракции "Единая Россия" вновь отличились – для блага российского народа они этот самый народ решили обложить очередным побором. Единороссы предложили, а председатель их партии Дмитрий Медведев поддержал и поручил "обсчитать" возможность возвращения к т. н. системе "страхования занятости".

Господин Медведев заявил:

Полностью поддерживаю идею это всё обсчитать, провести так называемые актуарные расчёты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей (цитата по ТАСС).

По его словам, новый механизм нужно сделать "привлекательным" для бизнеса. Однако председатель партии "Единая Россия" понимает, что "тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей".

Если эта инициатива станет реальностью, то пособия по безработице в России будут финансироваться за счёт нового побора с фонда оплаты труда. Я даже не сомневаюсь, что работодатели, которые будут вынуждены учитывать эту новеллу от "Единой России", пошлют всех к праматери истории и переведут своих работников в "серую зону". Однако в этой идее сами предприниматели видят и попытку противопоставить нанятого сотрудника и работодателя.

У нас ведь есть одна маленькая беда. Налоги на зарплату в нашей стране, в отличие от других стран, работники воспринимают как что-то, их не касающееся. У нас достаточно типично, условно говоря, если ты платишь, допустим, зарплату 100 тысяч рублей, то человек считает, что его зарплата 87. Он считает, что 13 процентов – это же проблема работодателя. И лично я как предприниматель часто бешусь, когда сотрудник называет зарплату минус, то есть он считает, что это не он заплатил налог, а предприятие – просто налоговый агент. Поэтому предложение такое с хитрецой, что люди не поймут, что это налог на них, и сочтут, что это обязанность работодателя. Соответственно, у работодателя два варианта: уменьшить зарплату – тогда на него переходит, либо взять на себя большую нагрузку, сохраняя выплату чистыми, ту, которая есть. Поэтому предложение, на мой взгляд, очень неприятное для развития бизнеса, для настроя бизнеса, и в конечном счёте неприятное для людей, потому что те, кто смогут упаковать этот налог в свои рабочие производственные схемы, будут вынуждены поднять, видимо, цены на какие-то продукты и услуги, которые выпускают,

– рассказал финансовый аналитик Ян Арт.

Кстати, в России т. н. страховая система помощи безработным уже действовала с 1991 по 2001 год. Тогда пособия выплачивались за счёт специальных взносов с зарплат. Размер побора в разные годы был от 1% до 2%. Первым, кто нынче предложил вернуться к прежней системе, был нынешний глава ПФР Максим Топилин. Будучи министром труда и соцзащиты, он озвучил идею специального взноса. Я воспринял это как новый побор, который бы составил 1% с каждой зарплаты. Иными словами, счастье своё народ должен сам профинансировать.

"Не надо тешить себя иллюзией, за чей счёт всегда банкет. Банкет всегда за счёт конечного потребителя, то бишь клиента того или иного бизнеса. И этот фонд будет формироваться исключительно как налог на действующую зарплату. То есть, по сути дела, каждый гражданин будет получать ещё меньше, потому что этот налог, этот страховой взнос будет как раз высчитываться с каждой конкретной зарплаты в некий общий котёл, из которого потом, может быть, будет черпаться в сторону гражданина. Самое главное, что этот законопроект в первую очередь ухудшит положение работника и клиента, потому что никакой условный предприниматель, хоть государственный, хоть частный, не платит деньги из какого-то своего мифического кармана. Надо запомнить раз и навсегда: зарплата, вернее, доход – это баланс спроса и предложения. Если завтра закрывается, условно говоря, огромное количество предприятий, на которых работают токари, то зарплата или доход токаря резко падает. То же относится к работникам СМИ и иным предприятиям. Поэтому ещё раз говорю, доход устанавливается только одним законом – балансом спроса и предложения", – говорит предприниматель Дмитрий Потапенко.

Нынешний глава Минтруда Антон Котяков, по всей видимости, понимает пагубность идеи с новым побором на и так не очень высокие заплаты в России. По его мнению, страховую систему "убрали для снижения административной нагрузки на бизнес", её возращение будет иметь крайне негативные последствия.

Её возвращение потребует понимания объёма дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях,

– заявил министр труда России Антон Котяков.

Министр труда прав, однако есть поручение господина Медведева, и "Единая Россия" приступила к его проработке. Появится ли новый побор на зарплаты вместе с налогом на пельмени и торты? Покажет ближайшее время. Ждать осталось недолго. Надеюсь, что победит всё-таки здравый смысл. В кризис никто и никогда не повышает фискальную нагрузку!

Партия власти в надежде на большинство в новом парламенте, уже ведет детальные расчеты

Андрей Захарченко



Похоже, наша фискальная нагрузка на население в скором времени прирастет еще одним немаленьким налогом. Еще летом в недрах «Единой России» родилась идея ввести новый сбор с работодателей, чтобы деньгами налогоплательщиков финансировать помощь потерявшим работу гражданам, армия которых за время пандемии, согласно официальным данным, выросла на 1,2 млн. человек.

В августе представители партии власти, по-благородному окрестив эту новацию «системой страхования занятости», заявили, что она принесет очевидные выгоды бизнесу.

«При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти „по собственному желанию“ и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки», — сыпал тогда аргументами один из авторов Трудового кодекса РФ, первый замруководителя думской фракции «ЕдРа» Андрей Исаев.

И вот, спустя три месяца, в конце ноября с.г., идею о внедрении «системы страхования занятости» поддержал сам председатель партии, бывший премьер-министр российского кабмина, нынешний замглавы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев. Причем не просто одобрил, но и уже поручил детально ее проработать.

«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», — заявил функционер, отметив, что это цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах, хотя и не всегда привлекательный для самих работодателей.

Интересно, что аналогичную меру озвучивал еще в 2017 году Максим Топилин, занимавший в то время пост главы Минтруда, предлагавший направлять на эти цели 1% с каждой выплачиваемой в стране заработной платы.

Тогда это предложение было очень быстро затерто в информационной повестке. Как предполагают некоторые аналитики — по причине того, что решалась судьба пенсионной реформы, метко прозванной в народе «людоедской», правительство, предвидя мощный социальный взрыв, не решилось усугублять ситуацию. Однако на фоне того, что коронавирус и падение мировых цен на нефть пробили в государственной бюджетной системе солидную «дыру» в 6,6 трлн. рублей, это предложение, вероятно, вновь стало актуальным.

Но, очевидно, оно вызывает энтузиазм только у членов «Единой России», у самих же предпринимателей, экономистов и финансовых аналитиков такая новелла вызывает исключительно негативную реакцию.

— С социальной точки зрения эта идея выглядит достаточно любопытно, но, на мой взгляд, она совершенно не продумана. Это очередная попытка решить проблемы людей за счет самих людей, а не за счет какой-то оптимизации и повышения эффективности самой государственной системы управления, — выразил консолидированное мнение опрошенных «СП» экспертов аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Все же упирается в то, за чей счет, так сказать, будет проводиться этот банкет. В данном случае платить предлагается самому же конечному потребителю. То есть я сам должен оплачивать себе страховку, которую будет мне отчислять работодатель, на случай, если он меня же и уволит.

«СП»: — Кстати, новый министр труда Антон Котяков тоже раскритиковал эту идею. Напомнив о том, что в свое время подобную страховую систему убрали, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, он подчеркнул — ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. И если не будут созданы рычаги контроля работодателей, то это может привести к появлению неправедных и нечестных схем в трудовых отношениях. Он прав в своей оценке?

— Работодатели, естественно, без особой радости воспримут идею о том, чтобы платить страховку, ведь у них и без того сейчас дела идут неважно. Вы посмотрите, сколько у нас предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, на грани закрытия или банкротства. Добрая четверть, если не треть, всего бизнеса работает в теневой сфере, платя зарплаты в конвертах. Так теперь им еще предлагают откладывать некие деньги, чтобы в случае увольнения сотрудника выплачивать ему страховку. Причем непонятно, насколько долго эту страховку должны получать уволенные? Ведь они могут годами сидеть без работы. Куда в таких условиях деваться работодателям?

«СП»: — Однако Дмитрий Медведев, оценивая идею о налоге на зарплаты, как ее уже успели окрестить в народе, отметил, что новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса. Каким образом этого можно достичь?

— Лично я не имею об этом совершенно никакого представления. Если бы я был работодателем, я не вижу никаких вариантов, которые бы сделали эту новацию для меня привлекательной. Пойти на это, пожалуй, работодателя можно разве что директивно заставить. Как сделали в свое время с отчислениями в социальные фонды, так могут поступить и на этот раз.

Но в этом случае работодателям ничего другого не остается, кроме как понизить конечную заработную плату сотрудников на размер этого отчисления. Ведь платить-то им придется, исходя из размеров фонда оплаты труда, выйти за его рамки не получится. Если его увеличить, то тогда поползут вверх все операционные показатели в расходной части, и предприятие быстрее разориться и обанкротиться. Вот и посчитайте, на сколько упадут размеры зарплат, если отчисления составят хотя бы 10−15 процентов.

«СП»: — Но ведь если фонд оплаты труда работодатели вынуждены будут понижать, значит, неизбежно стоит ожидать и снижения отчислений в фонды медицинского и пенсионного страхования. А учитывая, что сравнительно недавно они были понижены, в перспективе это приведет и к росту их дефицита?

— Вот об этом-то и речь! Получается, мы хотим помочь работнику в случае потери зарплаты и занятости, но за его же счет. Тогда он в конечном итоге вообще, как говорится, зубы на полку положит. Где же здесь логика?

«СП»: — Основываясь на том, что предложение прозвучало из недр партии власти, а одобрил эту идею бывший премьер-министр, работу которого президент Путин оценил очень высоко, можно ли предположить, что государство активно дрейфует в сторону политики «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»? И в случае введения «налога на зарплаты» центры занятости уже не будут помогать безработным за счет бюджетных средств?

— Я думаю, что предполагается помощь, так сказать, пятьдесят на пятьдесят. Частично помощь будет оказываться за счет средств бюджета, а частично — за счет средств работодателя, что по сути означает — из кошелька самого работника.

«СП»: — Пока, слава богу, «налог на зарплаты» — это всего лишь одно из предположений, и еще не известно, будет ли оно реализовано хоть в какой-то форме. Однако участившееся в последнее время число предложений о введении каких-либо дополнительных акцизов и сборов вызывает тревогу. Под эгидой заботы о здоровье людей недавно предложили ввести налог на сахар и соль вкупе с тортами и пельменями. Под лозунгом развития инфраструктуры звучало предложение ввести побор за движение по рекам, где она модернизируется. Не следует ли нам в 2021 году ожидать усиления налогового бремени?

— Я думаю, не мытьем, так катаньем налоги постараются увеличить. Однако давайте вспомним историю России — в ней были и «соляные бунты», и «медные бунты», каких только не было. Но, видимо, кто-то явно прогуливал школу в свое время и не помнит этого. А надо бы помнить. Ведь начинались-то все эти народные волнения с того же самого — с повышения налогов на то, что людям крайне необходимо.

Принимая во внимание тот факт, что перед «Единой Россией» стоит задача во что бы то ни стало сохранить за собой конституционное большинство в Государственной Думе по итогам предстоящих парламентских выборов, последнее высказывание Алексея Коренева, пожалуй, меняет свой оттенок с ироничного на апокалиптический. Ведь при таком раскладе в ближайшие годы «ЕдРо» получает возможность без оглядки на кого-либо протаскивать через этот законодательный орган любые, самые фантастические законопроекты.

И как после этого прикажете расценивать слова спикера Госдумы Вячеслава Володина, которыми он сопроводил результаты принятия в третьем, итоговом чтении законопроекта о федеральном бюджете страны на 2021 год и плановый период 2022—2023 годов?

«Пандемия принесла кризис в экономике, причем не только в нашей стране, во всем мире. Наша страна его преодолевает. Преодолевает не за счет народа, как это было и в 1990-е, и раньше, когда всех заставляли подписываться на займы. Это все было за счет людей», — заявил он, уточнив, что президент сделал всё для того, чтобы все социальные обязательства перед гражданами были выполнены за счет государства.

Право слово, так и тянет переспросить: «За счет кого?»

Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.

Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.

При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.

Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Что нужно знать об НДФЛ

C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.

Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.

Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.

Уменьшение налога

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году

НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:

  • в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
  • на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).

Калькулятор страховых взносов

Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.

Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.

Что изменилось в связи с действием прямых выплат

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

Обязательные отчисления ИП в 2021 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.

Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.

По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное пенсионное и медицинское страхование;
  • на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.

Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».

Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.

Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12


Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.

Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

  • на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
  • на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
  • на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
  • «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.

В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

«Перевод» сотрудников в самозанятые

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Минтруд готов поддержать идею введения в России страхования от безработицы.

Если её воплотят в жизнь, то с зарплат граждан начнут брать взносы в специальный фонд, из которого будут платиться пособия по безработице. При этом ведомство подчёркивает: о возможности разработки системы можно будет думать только после того, как об этом договорятся представители профсоюзов и работодателей. Замглавы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев дал поручение «обсчитать такую идею».

Российские власти прорабатывают возможность введения нового сбора с бизнеса, чтобы деньгами налогоплательщиков профинансировать помощь безработным, армия которых за время пандемии, по официальным данным, в России выросла на 1,2 млн человек и составила 6,3% от всего трудоспособного населения, а в Московской области – достигла 4%. Самый высокий уровень безработицы в России в условиях пандемии коронавируса наблюдается в сфере услуг и развлечений. Меньше всего пострадали предприятия с непрерывным циклом производства, рассказал доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счёт взносов с работодателей, ещё летом предложили депутаты «Единой России». Во вторник, 24 ноября, идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы СовБеза РФ Дмитрий Медведев.

– Тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей, – признал он. – Однако, это всё-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах. Полностью поддерживаю идею это всё обсчитать, провести так называемые актуарные расчёты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей, – сказал он.

По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 г. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992-м это было 1%, в 1993–96 гг. – 2%, в 1996–2001 гг. – 1,5%.

От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 г. фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 г. перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г.

С идеей вернуться к прежней системе в 2017 г. выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его идее, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты.

Эти отчисления добавились бы к пакету соцвзносов. Сегодня работодатель уже платит за своих сотрудников страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд ОМС – в сумме 30% от зарплат (с 1 апреля для малого и среднего бизнеса выплаты снижены до 15%). Ещё 13% уходит на подоходный налог, который с 2021 г. увеличится до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн руб. в год.

Если понадобится перечислять новые взносы, есть риск, что работодателям придётся снижать зарплаты. Профсоюзы же настаивали, что стоит рассчитать величину тарифа и добавить новый социальный взнос в дополнение к нынешним.

Три года назад идея Топилина быстро утонула, но коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 трлн руб., вернул её к жизни.

На совещании «Единой России» в августе первый заместитель руководителя фракции Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.

– При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несёт ощутимые издержки: он должен ещё два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу манёвра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти «по собственному желанию» и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки, – аргументировал он.

Новый глава Минтруда Антон Котяков идею раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.

– Её возвращение потребует понимания объёма дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях, – заявил Котяков.

Вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей Фёдор Прокопов ранее отмечал, что довольно странно вводить новые взносы при условии, что, например, в бюджете Фонда соцстрахования наблюдается дефицит. Идею нового фонда можно было бы поддержать без увеличения нагрузки на бизнес, указал он. Кроме того, государству следовало бы уделять больше внимания активной политике занятости, а не выплате пособий, считает Фёдор Прокопов. Речь о помощи гражданам в повышении квалификации и освоении новых востребованных профессий, развитии трудовой миграции и прочем.

Читайте также: