Доход домохозяйств до уплаты налогов

Опубликовано: 16.05.2024

11.2. Доходы домохозяйств и их использование

Доходы домохозяйств представляют собой сумму денежных средств, которую зарабатывают и получают домохозяйства за определенный период времени. Величина дохода, оцениваемая в деньгах, называется номинальным доходом. Реальный доход — это совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход (с учетом уровня цен).
Различие между номинальным и реальным доходом образуется за счет инфляции, налогов и натуральных трансфертов.

Рис. 11.3. Функции семьи по формированию человеческого капитала

Рис. 11.3. Функции семьи по формированию человеческого капитала

Выделяют также произведенный доход. В экономике он может быть представлен как сумма доходов на факторы (ресурсы), участвующие в производстве. Функциональное распределение доходов — это их распределение между факторами: труд (человеческий капитал), капитал (вещный и ссудный), природные ресурсы и предпринимательские способности. В результате функционального распределения доходов формируются первичные доходы населения в виде заработной платы, дивидендов, процентов, ренты и прибыли. Совокупный доход домохозяйства формируется за счет всех вышеназванных источников.
Заработная плата представляет собой доход на человеческий капитал или цену трудовых услуг, предоставляемых работниками самых разных профессий. Заработная плата зависит от состояния конъюнктуры рынка труда и уровня профессионального образования, которое человек получает в результате обучения в профессионально- техническом училище, колледже или высшем учебном заведении.
Следовательно, для того чтобы получить образование, необходимо вложить инвестиции в человеческий капитал. Поэтому, предлагая рабочую силу, домохозяйства ориентируются на такую цену, которая включала бы дополнительно альтернативную стоимость инвестиций, вложенных в профессиональное образование.
Теоретически заработная плата работника с определенным уровнем профессионального образования состоит как бы из двух частей. Первая часть представляет собой тот заработок, который он бы имел при нулевом уровне профессионального образования. Вторая часть — рост заработной платы в зависимости от образования или доход на человеческий капитал, сформированный в результате инвестиций:

Заработок человека

где Зп — заработок человека, имеющего профессиональное образование; 30 — заработок человека, имеющего нулевой уровень профессионального образования; R — текущая норма отдачи затрат в образование; Сп — объем инвестиций в течение п лет обучения.
В рамках теории человеческого капитала заработная плата рассматривается в виде многозвенной структуры, в которой каждому звену соответствует определенный уровень образования. Так, например, экономический эффект от высшего образования будет равен разнице в заработках двух лиц: первого — закончившего вуз и второго — получившего лишь общее среднее образование. В развитых странах действует положение, согласно которому более высокий уровень образования обеспечивает человеку более высокую заработную плату. Так, в США в начале 90-х гг. XX в. уровень среднегодовой заработной платы дипломированных специалистов высшей квалификации более чем в два раза превышал среднегодовую заработную плату человека, учившегося в колледже, но не получившего диплом. Здесь действует следующая закономерность: заработная плата работников увеличивается по мере роста уровня образования и возраста, но до определенного предела (как правило, 55—60 лет).
Господствующее в современной экономической теории объяснение зависимости трудового дохода в виде заработной платы от уровня образования, а следовательно, от инвестиций в человеческий капитал основывается на теории предельной производительности трудовых ресурсов.
Доходы по дивидендам, процентам и рентным платежам представляют собой доходы от собственности, включающие все виды доходов, получаемых домашними хозяйствами от других экономических субъектов в результате использования ими земли, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих домашним хозяйствам.
Состав доходов домашних хозяйств в соответствии с международными стандартами представлен: первичными доходами, доходами от собственности, текущими трансфертами, прочими поступлениями (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Состав доходов, используемых в выборочном обследовании домашних хозяйств в соответствии с международными стандартами

Таблица 11.1. Состав доходов, используемых в выборочном обследовании домашних хозяйств в соответствии с международными стандартами

К первичным доходам относятся доходы, получаемые членами домашних хозяйств в результате их участия в производстве. Доходы от собственности включают все виды доходов, получаемых домашними хозяйствами от других экономических субъектов в результате использования последними финансовых активов, земли и нематериальных активов, принадлежащих домашним хозяйствам (дивиденды, проценты). Текущие трансферты домашних хозяйств включают пенсии, пособия, в том числе по безработице, стипендии, компенсационные выплаты, дотации, алименты, материальную помощь от родственников и знакомых в денежном выражении. Прочие поступления — это поступления от продажи домашнего личного имущества и недвижимости.
Значимость каждого из названных источников доходов домохозяйств неоднозначна в разных странах. В развитых странах с рыночной экономикой прослеживается общая тенденция к росту доли трудового дохода, которая составляет около 80 % совокупного дохода. В странах СНГ в одних семьях основным источником в структуре до хода является заработная плата, в других — доходы от собственности, в третьих — трансфертные выплаты. При этом совокупные доходы домохозяйств, сформированные из разных источников, перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. В этих условиях в обществе изначально функциональное распределение доходов ведет к их дифференциации.
Фактором дифференциации доходов является также то, что в реальной жизни люди различаются

по своим физическим, умственным и нравственным способностям, поэтому на рынке предлагаются разные услуги труда и соответственно складываются разные цены и доходы.
Кроме того, не все домохозяйства и в неравной степени имеют в своем распоряжении накопленную собственность.
Факторы, влияющие на дифференциацию доходов, можно условно разделить на две группы: зависящие и не зависящие от личных усилий получателей доходов. Например, врожденные талант испособ- ности могут не найти применения и не привести к увеличению доходов, в то время как средние способности, развитые в результате образования и сильной трудовой мотивации, приведут к их приумножению. Владение собственностью по наследству также может привести и к утрате доходов от нее, и к их увеличению. Таким образом, факторы дифференциации по-разному влияют на степень неравномерности распределения доходов, измерить которую можно на основе методологии Парето—Лоренца—Джини. Еще в начале XX в. В. Парето, анализируя данные о распределении доходов, сформулировал “закон Парето”, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, т.е. распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности “ “коэффициент Парето” — в разных странах приблизительно одинаков.
На основе данных о распределении доходов все семьи можно разделить на группы в зависимости от размера дохода. Сопоставив долю каждой группы в совокупном доходе, можно построить график, отражающий дифференциацию доходов.
Если предположить абсолютное равенство в доходах, т.е. если каждая группа семей получает доход, соответствующий ее удельному весу, то график распределения доходов будет отражать биссектриса ОА (рис. 11.4). В реальной жизни распределение доходов отражает кривая L, в соответствии с которой 40 % семей могут получать 20 % доходов, 50 % семей — 40 % доходов и т.д. Чем дальше кривая фактического распределения удаляется от биссектрисы ОА, тем более неравномерное распределение доходов в действительности. Обратная зависимость между относительными величинами дохода и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации или кривой Лоренца. Количественно степень неравенства (или степень концентрации) математически выражается коэффициентом Джини, который рассчитывается как отношение площади фигуры, образованной биссектрисой ОА и кривой Лоренца L, к площади треугольника ОАВ. Чем больше коэффициент Джини, тем более неравномерно распределяются доходы. Обобщение фактических данных с использованием вышеизложенной методологии используется для оценки степени неравенства распределения доходов в различные периоды времени, между различными странами или группами населения.

Рис. 11.4. Кривая концентрации доходов (кривая Лоренца)

Рис. 11.4. Кривая концентрации доходов (кривая Лоренца)

В реальной практике обычно используется более простой метод. Из обследуемой группы берутся 10 % населения с высокими доходами и 10 % — с низкими (децильный коэффициент). В США он равен 6, в Швеции — 3.
Следует отметить, что в рыночной экономике дифференциация доходов является закономерностью, ибо уравнительное распределение не стимулирует эффективное использование ресурсов. Поэтому возникает проблема сочетания дифференциации доходов с принципом социальной справедливости, реализуемым государством.

Раздел 3. Доходы домохозяйства

Все вопросы раздела относятся к домохозяйству в целом. В Вопросе 1 проставляется код основного источника средств к существованию.

В случае, когда основным источником к существованию для домохозяйства является:

1. доход от трудовой деятельности - вознаграждение деньгами или натурой, полученное членами домохозяйства за трудовую деятельность, включая ведение фермерского хозяйства, код "1";

2. личное подсобное хозяйство - домохозяйство в основном живет за счет продукции собственного производства, произведенной в личном подсобном хозяйстве и используемой в основном для личного потребления, код "2";

3. стипендия, получаемая учащимся членом домохозяйства (включая стипендии, выплачиваемые учащимся, направленным на обучение предприятием или организацией, службой занятости), код "3";

4. пенсия (включая пенсию по инвалидности), получаемая пенсионером, входящим в состав домохозяйства, код "4";

5. пособия различного вида, включая пособие по безработице код "5";

6. другой вид государственного обеспечения - поступления от государства, не учтенные в предыдущих статьях, код "6";

7. сбережения, включая доход, получаемый по денежным вкладам и ценным бумагам, код "7";

8. доход от сдачи в наем или в аренду имущества - арендная плата за сданные в аренду земельные участки, от сдачи в наем квартиры, гаража и другой недвижимости, код "8";

9. на иждивении отдельных лиц - постоянная существенная денежная помощь, алименты от лиц - не членов домохозяйства, код "9";

10. иной источник - ни один из указанных выше (например, попрошайничество), код "10".

Вопрос 2. Чтобы определить, к какому доходному интервалу относится домохозяйство, следует просуммировать все виды доходов, поступившие в домохозяйство в течение квартала (при этом можно обратиться к указанным в Вопросе 1 источникам средств к существованию), а затем разделить сумму на 3, получив показатель в среднем за месяц квартала.

При ответе на этот вопрос учитываются регулярные поступления в домохозяйство в денежной форме:

2. выручка от реализации продукции, полученной в виде натуральной оплаты труда;

3. доходы от предпринимательской деятельности;

4. выручка от продажи продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве и самозаготовок;

5. доходы от сдачи собственности в аренду;

6. доходы по денежным вкладам и ценным бумагам;

10. алименты и другие регулярные поступления.

Не учитываются нерегулярные поступления в домохозяйство:

1. подарки в денежной форме;

3. страховые выплаты;

4. денежные выигрыши и другие нерегулярные поступления.

Вопросы 3-5 задаются домохозяйствам, в которых есть хотя бы один работающий (код "1" или "2" в Вопросе 7 Раздела 1).

В соответствующей строке Вопроса 3 необходимо отметить, что именно поступило в домохозяйство от работодателя по месту работы всех работающих членов: натуральные поступления в счет оплаты труда (строки 1-3), а также социальная помощь в виде бесплатного питания или оплаты транспортных, жилищно-коммунальных, медицинских и других услуг. Денежная оценка домохозяйством натуральных поступлений (в рублях по каждой из указанных строк) заносится в Вопрос 4.

Если респондент затрудняется назвать конкретную денежную сумму, предложите ему выбрать один из денежных интервалов, приведенных в Вопросе 2 настоящего раздела, для ее примерной оценки и запишите код денежного интервала в Вопрос 5 (аналогично следует поступить при заполнении Вопросов 10 и 11; 14 и 15; 16 и 17; 19 и 20; 22 и 23).

Предоставление работающим членам домохозяйства льгот в натуральном выражении за счет средств фонда социального страхования или профсоюза (например, бесплатной путевки в профилакторий) не отражаются.

Вопросы 6-8 задаются домохозяйствам, в которых есть женщина (мужчина), имеющая право на получение материнского капитала (код "1" в Вопросе 16 Раздела 1).

Правообладателям задайте вопрос о наличии государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Если сертификат еще не получен, то переходите к Вопросу 9.

Если сертификат имеется, выясните, каким образом было использовано право на получение материнского капитала.

1. единовременные (разовые выплаты) - средства материнского капитала получены в полном объеме или частично с целью их использования на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (детьми), на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

2. ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Сделайте соответствующие отметки в Вопросах 7.1 и 7.2. При наличии отметки "1", задайте Вопрос 8 о сумме, полученной за квартал.

Обратите внимание, что на ежемесячные выплаты имеют право домохозяйства, размер среднедушевого дохода, которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (На основании Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Вопрос 12. Если в течение квартала домохозяйство расходовало свои сбережения, продавало что-либо из имущества, приобретало товары в кредит, брало деньги в долг, проставляется код "1" и опрос продолжается по Вопросу 13 и далее.

Если домохозяйством не использовались дополнительные денежные средства для покрытия текущих расходов (код "2"), либо домохозяйство затрудняется ответить на поставленный вопрос (код "-7") - переход к Вопросу 18.

Вопрос 13 определяет источник привлечения дополнительных денежных средств домохозяйства. Можно указать несколько кодов (без ограничения).

В Вопросах 14, 15, при наличии кода "6" в Вопросе 13, необходимо указать сумму денежных поступлений от полученной ссуды, кредита в рублях (Вопрос 14). В случае затруднения с ответом, предложите респонденту выбрать один из денежных интервалов (код интервала), приведенных в Вопросе 2 настоящего раздела и запишите его в качестве ответа на Вопрос 15.

В Вопросах 16, 17 следует указать общую сумму денежных поступлений из всех названных источников (включая ссуду, кредит) в рублях, либо код интервала по аналогичной схеме.

Если респондент дал положительный ответ на Вопрос 18, то необходимо указать сумму, израсходованную на покупку акций, иностранной валюты, положенную на счета банков, отданную в долг в рублях, либо отметить код интервала в Вопросах 19 и 20, соответственно.

Если у респондента остались денежные средства из текущих доходов и дополнительно привлеченных денежных средств по состоянию на конец квартала (без учета остатков денежных средств на конец предыдущего квартала) - ответ "да" на Вопрос 21, то в Вопросах 22 и 23 следует указать неизрасходованную сумму в рублях или код интервала.


>
Расходы домохозяйства
Содержание
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 6 августа 2018 г. N 486 "Об утверждении статистического инструментария.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Перераспределение бюджетных средств в основном происходит в виде пенсий

На долю пенсий приходится большая доля государственных расходов в России. В 2014 году на долю пенсий, финансируемых за счет взносов, приходилось 22,7% совокупных расходов бюджета или 8,6% ВВП. На долю других прямых трансфертов пришлось 3,6% ВВП, при этом лишь небольшая часть этих средств предоставлялась на основе проверки нуждаемости (0,4% ВВП). Уровень расходов на образование и здравоохранение низок: Россия вкладывает в образование меньше (4% ВВП), чем в среднем страны ОЭСР – 5,3% (ОЭСР, 2015), при этом существует неудовлетворенный спрос в таких областях, как финансирование программ раннего дошкольного развития. Что касается здравоохранения, то в 2014 году расходы на здравоохранение в России составили 3,5% ВВП, что намного ниже среднего показателя ОЭСР в 6,5% ВВП (в 2013 г.). Это вызывает особую озабоченность, учитывая относительно низкие показатели здоровья населения (такие как низкая продолжительность жизни, особенно среди мужчин) в России по сравнению с другими странами, сопоставимыми по уровню развития.

Совокупное сокращение неравенства с помощью бюджетной системы происходит в основном через пенсии. Неравенство рыночных доходов, измеряемое коэффициентом Джини, составляет 0,48. Это показатель снижается до 0,30, если учесть влияние на доходы налогов, трансферов и нефинансовых услуг в образовании и здравоохранении. В этом случае сокращение составляет 0,18 пунктов или 38% (Таблица 1). Сокращение неравенства главным образом происходит за счет прямых налогов и трансфертов, в основном пенсий, в результате чего коэффициент Джини снижается на 0,15 процентного пункта или на 31%. Косвенные налоги, которые в России носят регрессивный характер, ведут к некоторому росту неравенства. Нефинансовые трансферты (такие как услуги образования и здравоохранения), как правило, носят прогрессивный характер в России и ведут к снижению коэффициента Джини на 3,7 процентных пункта.

1. На долю пенсий приходится наибольший эффект бюджетной политики, направленной на перераспределение доходов. Влияние бюджетной политики на неравенство, два пенсионных сценария.

Располагаемые доходы (+ чистые прямые налоги и трансферты)

Потребляемые доходы (+ чистые косвенные налоги)

Итоговые доходы (+ неденежные трансферты)

Пенсии, финансируемые за счет взносов, как государственные трансферты

Изменение в абсолютном выражении по сравнению с рыночными доходами

Изменение по сравнению с рыночными доходами в %

Анализ чувствительности: пенсии, финансируемые за счет взносов, в составе рыночных доходов

Изменение в абсолютном выражении по сравнению с рыночными доходами

Изменение по сравнению с рыночными доходами в %

Прим. Влияние чистых прямых налогов на распределение доходов серьезно варьируется (переход от "рыночных" к "располагаемым" доходам) в зависимости от того, считаются ли пенсии доходами будущих периодов (считаются ли взносы в фонд социального страхования обязательными сбережениями) и считаются ли государственные трансферты за счет взносов в фонд социального страхования налогами. Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE), 2014

С точки зрения сокращения неравенства налоговая система в России намного менее эффективна, чем государственные расходы. Прямые налоги носят почти нейтральный характер, учитывая плоскую шкалу подходного налога, в силу чего их вклад в снижение неравенства невелик (рисунок 1). Взносы в фонды социального страхования также не оказывают большого влияния на снижение неравенства. Поскольку взносы уплачивают только работники формального сектора, зарплаты которых, как правило, выше зарплат работников неформального сектора, то взносы в социальные фонды в среднем носят несколько более прогрессивный характер. Косвенные налоги, такие как НДС и акцизы, которые являются важными налогами для среднего домохозяйства, носят регрессивный характер, на долю которых приходится большая часть доходов.

1. Налоговая система не ведет к сокращению неравенства; это достигается за счет государственных трансфертов (пенсий)


Прим. Расчет Индекса Каквани опирается на коэффициент Джини для измерения прогрессивного характера расходов и налогов. Чем выше индекс, тем более прогрессивными являются расходы или налоги. Для целей анализа пенсии считаются трансфертами, а взносы в фонды социального страхования считаются налогами. Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE), 2014

Если учитывать нефинансовые услуги в образовании и здравоохранении, то население в шести нижних децилях является чистыми бенефициарами системы налогов и социальных пособий. Граждане в четырех верхних децилях – это чистые плательщики взносов в систему, при этом их вклад в налоговую систему больше, чем получаемые ими социальные пособия. Плоская шкала подоходного налога ограничивает эффект распределения доходов через бюджетную систему: более состоятельные граждане в 7-10 децилях отчисляют такую же часть доходов (около 30%) в виде подоходного налога и взносов в социальные фонды. Доходы населения в нижних децилях шкалы распределения доходов в основном формируются за счет бюджетных трансфертов.

2. Население среди 60% нижней части шкалы распределения доходов является чистыми бенефициарами бюджета. Влияние различных компонентов системы налогов и социальных пособий на шкалу распределения доходов по децильным группам дохода до налогов и трансфертов (% располагаемых доходов, 2014)


Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE), 2014

Государственные расходы — основной источник роста доходов

За последнее десятилетие рост индексации пенсий и зарплат в государственном секторе сыграл важную роль в повышении доходов домохозяйств во всех сегментах распределения по доходам (рисунок 3). Наибольший вклад в доходы обеспечивали пенсии, на долю которых приходилось 3,6 процентного пункта общего показателя роста в 8,1%, отмечаемого в четырех нижних децилях шкалы распределения доходов, и 3,1 процентный пункт общего показателя роста в 6,2%, отмечаемого в шести верхних децилях. Зарплаты в государственном секторе были вторым по значимости источником роста доходов, вклад которых составил 2,8 и 1,7 процентного пункта в показатели роста доходов населения нижних 40% и верхних 60% шкалы распределения доходов, соответственно. На долю частных доходов, в том числе зарплат в частном секторе и доходов от предпринимательской деятельности и недвижимости, пришлось лишь около трети общего роста доходов за период с 2005 по 2014 годы.

3. До кризиса рост доходов обеспечивался, главным образом, за счет трудовых доходов, а после кризиса большую важность приобрели бюджетные трансферты. Вклад разных источников роста доходов по периодам и группам населения по доходам (процентные пункты ежегодного роста доходов)


Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных РМЭЗ-ВШЭ (2014 г.) Прим. B40 означает нижние 40% шкалы распределения доходов, а T60 означает верхние 60% шкалы распределения доходов.

Со временем доходы за счет государственного бюджета стали играть более важную роль как для бедного, так и более богатого населения. До финансового кризиса 2008-2009 годов на долю пенсий приходилось почти 9 процентных пунктов из 16-процентного роста доходов домохозяйств нижних 40% шкалы распределения доходов. Вместе с тем пенсии обеспечивали лишь незначительную прибавку к доходам наиболее богатых 60% населения (рисунок 3). Напротив, с 2008 по 2010 годы (в течение кризиса и сразу после него) благодаря щедрой индексации (за 2008-2009 гг. пенсии увеличились на 10 – 20% в реальном выражении. В 2010 году в результате серьезного увеличения пенсий (путем валоризации пенсий, позволившей увеличить охват пенсионеров) рост реальных пенсий составил 35%), многие домохозяйства и пенсионеры переместились в среднюю часть шкалы распределения доходов. В результате граждане в верхних децилях смогли извлечь выгоду в результате повышения пенсий в этот период, особенно благодаря валоризации пенсий, которая произошла в 2010 году. После 2010 года пенсии вновь стали основным источником роста доходов населения в четырех нижних децилях шкалы распределения доходов, поскольку другие источники доходов практически не росли.

Более быстрый рост пенсий и зарплат в государственном секторе, наряду с относительно низким ростом доходов в частном секторе, означает, что доходы домохозяйств зависят от государственного сектора. В период с 2008 по 2014 годы доля обеспечиваемых государством доходов (зарплата в государственном секторе, пенсии и другие трансферты) оставалась относительно стабильной и высокой для домохозяйств в четырех нижних децилях (Рисунок 29) и составляла около 60%. Доля доходов граждан в пяти верхних децилях, обеспечиваемая за счет бюджета, росла благодаря увеличению пенсий. Доля зарплат в государственном секторе в совокупных доходах остается высокой и относительно равной для всех сегментов шкалы распределения доходов и составляет около 25-30% во всех децилях. Одним словом, домохозяйства во всех группах по доходам, в том числе в нижних децилях, очень чувствительны к поступлениям из бюджета, и это усиливает уязвимость их доходов в текущих условиях ужесточения бюджетной ситуации.

4. Доля государственных пособий в совокупных доходах играла важную роль для всех, и со временем ее роль усилилась для населения с более высокими доходами. Доля государственных программ в общих доходах по децилям (%)


Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных РМЭЗ-ВШЭ (2008-2014 гг.)

Возможности бюджетной политики по сокращению бедности и неравенства

В краткосрочной и среднесрочной перспективе приоритетной задачей является защита бедных и менее обеспеченных слоев населения от возможного негативного воздействия, обусловленного ухудшением бюджетной и экономической ситуации. Существуют возможности для повышения адресности действующих социальных расходов для достижения более значительного сокращения бедности и неравенства. Можно достичь экономии бюджетных средств за счет сокращения пособий, предоставляемых без проверки нуждаемости; можно перераспределить бюджетные средства в пользу программ, нацеленных на сокращение бедности: согласно оценке, затраты на искоренение бедности путем предоставления денежных трансфертов и повышения уровня жизни каждого гражданина сверх минимального уровня бедности составляет 0,8% ВВП. Такая оценка предполагает полную адресность. Она также предполагает отсутствие изменений в поведенческой модели: все работники, зарплата которых ниже прожиточного минимума, должны сохранить занятость. В действительности такая программа будет служить негативным стимулом для трудоустройства граждан, зарплата которых ниже прожиточного минимума. Кроме того, она может подтолкнуть работников к поиску работы в неформальном секторе, чтобы таким образом получать зарплату в скрытой форме и одновременно участвовать в программе. Помимо денежных пособий, будет важно отслеживать ситуацию в финансовой сфере в целом с точки зрения ее возможностей финансирования социальных расходов, в том числе расходов на образование и здравоохранение.

В развитых экономиках отмечается более масштабное сокращение неравенства с помощью мер бюджетной политики, чем в менее богатых странах. Такие меры политики могут быть обоснованы с точки зрения перспектив экономического роста (см. Ostry et al. 2014 за более подробной информацией); так, в условиях серьезного неравенства и ограничения возможностей для заимствований бедное население не сможет инвестировать в материальный и человеческий капитал, что повлечет за собой сокращение потенциала для экономического роста (за более подробной информацией см. Galor and Zeira 1993, and Banerjee and Newman 1993). Разумеется, более эффективное перераспределение доходов населения должно достигаться с минимальными экономическими издержками. Недостаточная адресность мер по перераспределению доходов населения будет порождать расточительное и неэффективное расходование средств: примерами могут служить дорогостоящие потребительские субсидии для широких слоев населения. С другой стороны, меры бюджетной политики, нацеленные на перераспределение доходов населения, также могут привести к сокращению неэффективности в экономике и стимулировать экономический рост. Так, государственная поддержка, нацеленная на повышение человеческого капитала бедных домохозяйств, может укрепить потенциал для экономического роста. Когда речь заходит о внедрении инструментов бюджетной политики, направленных на перераспределение доходов населения, важно изучить совокупные издержки и возможности для повышения эффективности экономики.

По сравнению с другими странами Россия достигла умеренного сокращения неравенства с помощью бюджетной политики, но со временем страна сможет добиться большего эффекта путем изменения структуры доходов и расходов бюджета. В России бюджетная система оказывает такой же эффект на неравенство населения по доходам, как в Японии и Эстонии и больший эффект, чем в США, Турции, Чили, Бразилии или Колумбии (рисунок 5). Однако такие страны Европейского союза, как Бельгия, Германия и Ирландия добились намного более заметного снижения неравенства с помощью бюджетной политики. Это не обязательно означает увеличение государственного сектора. Так, например, имея почти аналогичный уровень государственных расходов по % ВВП, Ирландия достигла почти двукратного снижения неравенства с помощью мер бюджетной политики по сравнению с Россией. Ирландия добилась этого благодаря значительному объему расходов на выплату пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости, и перераспределению доходов за счет прямых налогов и взносов в социальные фонды. Социальные пособия и прямые подоходные налоги, как правило, играют важную роль в странах, где бюджетная политика помогает существенно сократить неравенство. Структура налогов и социальных пособий может различаться, но в тех случаях, когда бюджетная политика помогает серьезно снизить неравенство, как правило, речь идет о применении широкого набора мер по перераспределению социальных благ и налогов. Пособия, предоставляемые на основе проверки нуждаемости, более эффективны для сокращения неравенства, чем те, которые выдаются без такой проверки. Прямые налоги также могут служить мощным инструментом перераспределения доходов.

5.Перераспределение доходов в России носит умеренный характер по сравнению другими странами. Коэффициент Джини до и после учета налогов, трансфертов в отдельных странах


Прим. Рыночный доход – это доход, полученный до уплаты налогов и получения государственных трансфертов. Располагаемый доход – это доход, полученный после уплаты налогов и получения государственных трансфертов. Методология ОЭСР по расчету располагаемого дохода Джини предполагает, что пенсии являются государственным трансфертом (а взносы в фонды социального страхования являются налогом). Нефинансовые расходы на образование и здравоохранение не включаются в расчеты в странах ОЭСР. Источники: Данные коэффициента Джини по всем странам ОЭСР предоставлены ОЭСР, а по остальным странам - на основании принятых странами обязательств по обеспечению равенства. Данные по России за 2014.

6. Имея аналогичный размер бюджета, другие страны добились более существенного сокращения неравенства. Сокращение неравенства за счет налогов и трансфертов по сравнению с размером государственного сектора в отдельных странах


Прим. Методология ОЭСР по расчету располагаемого дохода Джини предполагает, что пенсии являются государственным трансфертом (а взносы в фонды социального страхования являются налогом). Источники: Данные коэффициента Джини по всем странам ОЭСР предоставлены ОЭСР, а по остальным странам – на основании принятых странами обязательств по обеспечению равенства. Данные по России за 2014. Доля государственных расходов в ВВП на основании данных Всемирного банка "Индикаторы мирового развития" за 2014 г.

Перераспределение налоговых поступлений от регрессивных косвенных налогов к более прямым налогам может усилить более прогрессивный характер налогообложения и одновременно повысить доходы. Целью реструктуризации налоговой системы может стать не только повышение ненефтяных доходов, но и установление нового равновесия между налогообложением доходов юридических и физических лиц для улучшения равенства. В перспективе имеется ряд направлений, которые открывают возможности для изменения равновесия в пользу ненефтяных доходов, в том числе дальнейшие шаги по повышению собираемости налогов, пересмотр режима налогообложения малых и средних предприятий и улучшение возможностей для увеличения поступлений за счет налогообложения доходов юридических и физических лиц (например, за счет введения прогрессивного подоходного налога или налоговых льгот для малооплачиваемых работников, и/или расширения налоговой базы по налогу на прибыть предприятий).

Пенсионная система сыграла важную роль в системе социальной защиты в России, но сейчас ее финансирование затруднено.. С учетом демографических тенденций для снижения нагрузки на систему пенсионного обеспечения потребую серьезные реформы (Onder and Fernandez 2015). Краткосрочные выгоды для бюджета можно получить за счет таких мер, как ограничение размеров пенсий для работающих пенсионеров, выплата социальных пенсий на основе проверки нуждаемости, введение и расширение сферы применения отсрочек в случае досрочного выхода на пенсию, отмена льготных ставок взносов и расширение базы взносов. В среднесрочной и долгосрочной перспективах повышению устойчивости государственной системы пенсионного обеспечения могут также способствовать такие меры, как повышение пенсионного возраста, отмена пенсионных льгот, минимизация возможностей для досрочного выхода на пенсию и введение системы функциональной оценки инвалидности. Кроме того, государственная политика должна быть направлена на снижение высоких темпов роста неформального сектора, отмечаемого в России. Это не только повысит устойчивость пенсионной системы, но и ослабит уязвимость работников с низкими зарплатами, не имеющих достаточного социального обеспечения.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

На современном этапе домашние хозяйства рассматриваются как принципиально важная часть национальной экономической системы, одним из крупнейших субъектов как экономики в целом, так и экономической деятельности в частности, от результатов которой зависит благосостояние всего населения страны, а также отдельной хозяйственной единицы.

В настоящее время термин «домашнее хозяйство» все более широко используется в научной литературе и статистических материалах, охватывает все виды трудовой, производственной и экономической деятельности. Проанализировав определения домашнего хозяйства таких авторов, как А. Баскин, А.А. Земцов, Т.Ю. Осипов и другие, нами был сделан вывод о том, что авторы, раскрывая данное понятие, сходятся в следующем:

  • домашнее хозяйство определяется как отдельное физическое лицо, либо небольшие группы лиц, проживающие в одних и тех же помещениях совместно;
  • обладает самостоятельностью в принятии решений по распоряжению своими финансовыми и другими ресурсами;
  • объединяет полностью или частично свои доходы и накопленное имущество;
  • совместно использует конкретные виды товаров и услуг, чаще всего жилья и питания.

Сектор домашних хозяйств представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых им функций в экономическом процессе и способа затрат. [2] Структура сектора домашних хозяйств по Классификатору институциональных единиц по секторам экономики представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура сектора домашних хозяйств по КИЕС [2]

Как иллюстрирует представленная на рисунке 1 структура сектор домашних хозяйств включает в себя:

  • лиц или группы лиц, постоянно проживающих в рамках определенных структур, которые имеют весьма ограниченные возможности для независимого принятия мер или решений в экономических вопросах или же вообще лишены таких возможностей, такие лица в совокупности рассматриваются в качестве одной институциональной единицы, то есть одного домашнего хозяйства;
  • домашние хозяйства, основной функцией которых является производство товаров, либо оказание работ или услуг;
  • домашние хозяйства, которые не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников и не обладают другими признаками институциональных единиц;
  • лиц или группы лиц, основной функцией которых является потребление и которые производят товары и нефинансовые услуги исключительно для своего собственного потребления.

В научной и экономической литературе отводится важное место формированию бюджета домашних хозяйств. В современных условиях экономики доходная часть бюджета домашних хозяйств формируется за счет доходов наемного труда, доходов от предпринимательской деятельности, от собственности, капитала, социальных трансфертов и прочих доходов.

Следует отметить, что некоторые домашние хозяйства производят определенные виды товаров и услуг не только для собственного потребления, но и на продажу, взамен получая доход. Производство домашними хозяйствами различных товаров и услуг для продажи может осуществляться по средствам их предпринимательских способностей, то есть самостоятельность в принятии решений и личная ответственность за обеспечение необходимыми средствами, направленных на систематическое получение дохода, необходимого для удовлетворения потребностей. Так, предпринимательскую деятельность по производству товаров и оказанию услуг невозможно ни с юридической, ни с экономической точек зрения отделить от домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства могут получать предпринимательские доходы. Виды предпринимательского дохода домашних хозяйств представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды предпринимательского дохода домашних хозяйств

Как иллюстрирует рисунок 2, предпринимательские доходы домашних хозяйств возникают как в результате ведения ими предпринимательской деятельности, так и в результате ведения деятельности на условиях самозанятости. Отметим, что данный вид доходов может быть получен как в рамках организованного предпринимательства, домашних хозяйств зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, либо крестьянско – фермерских хозяйств, так и неорганизованного – частной неорганизованной торговли, надомного и кустарного производства, спорадического оказания услуг и другие.

Предпринимательский доход домашних хозяйств являются важным источником в структуре всех возможных доходов домашних хозяйств, после доходов от оплаты труда и социальных трансфертов. Структура денежных доходов домашних хозяйств представлена на рисунке 3.

По данным рисунка 3 можно сделать вывод, что развитие рыночных отношений в России сопровождается снижением доли предпринимательского дохода в структуре совокупных доходов домашних хозяйств: за период 2000 – 2015 года удельный вес доходов от предпринимательской деятельности снизился на 7,5 п.п.

Рисунок 3. Структура денежных доходов домашних хозяйств, % [9]

К расходам домашних хозяйств относятся денежные средства, направленные на потребление, оплату обязательных платежей и взносов, сбережения и накопления, а также прочие расходы. Заметный удельный вес расходной части домашних хозяйств занимают обязательные платежи и взносы, в частности налоги. Кругооборот доходов и расходов домашних хозяйств представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Кругооборот доходов и расходов домашних хозяйств

Как иллюстрирует представленная на рисунке 4 схема в кругообороте доходов и расходов домашних хозяйств особое место занимают налоги. Все источники доходов, за исключением социальных трансфертов, и направления расходов домашних хозяйств порождают налоговые правоотношения. Как видно из схемы, получение доходов, таких как оплата труда, доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и капитала, влечет уплату налогов. Расходы также ведут к возникновению налогов – косвенных при потреблении домашними хозяйства товаров, работ и услуг, прямых при владении доходом и имуществом (движимым и недвижимым, в том числе землей).

Степень и особенности участия домашних хозяйств в финансовых и налоговых отношениях задаются их финансовым состоянием. Финансовое состояние домашнего хозяйства рассматривается нами в качестве объекта налогообложения домашних хозяйств. Отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации правовой статус домашнего хозяйства как участника налоговых отношений не установлен. В то же время эта позиция неоднозначна.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых отношений являются: налогоплательщики или плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, банки, финансовые органы. Выделенный круг участников налоговых отношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах [5, с.67].

Несмотря на исчерпывающий перечень лиц, относимых законодательством к участникам налоговых отношений, вопрос о круге лиц участников является предметом дискуссии в научных кругах. Понятие «участник правоотношения» отражает специфику конкретных субъектов, урегулированных правом. Лицо не может быть участником правоотношений, не обладая свойством правосубъектности. М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева полагают, что правовой статус субъектов налоговых отношений определяется прежде всего характером возложенных на них публичных обязанностей [8, с.66]. В.И. Гуреев определяет налоговую правосубъектность как способность иметь права и исполнять налоговые обязанности, которые признаются в равной мере за всеми налогоплательщиками. В содержание налоговой правосубъектности включается способность налогоплательщиков иметь в собственности имущество и пользоваться им, выполнять определенную работу и получать доход. [4, с.147] Под налоговой правосубъектностью Ю.А. Крохина понимает предусмотренную нормами права способность быть субъектом налогового права [7, с.219].

Проанализировав мнения вышеуказанных авторов, нами сделан вывод, что налоговая правосубъектность определяется как способность иметь права и исполнять налоговые обязанности. Так, по нашему мнению, участником налоговых отношений можно признать и домашнее хозяйство, которые также как и участники налоговых отношений, установленные законодательством, функционально реализуют те или иные налоговые права и обязанности.

Таким образом, домашнее хозяйство является участником налоговых отношений. Для целей налогообложения между домашними хозяйствами и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.

Разбираемся, какие виды доходов существуют, чем они отличаются и что влияет на уровень доходов


В понятии дохода нет ничего сложного. Каждый сможет ответить на вопрос «что значит доход?». Но нам нужно определить, какие виды доходов существуют, потому что это важное понятие не только для любого предпринимателя, но и для каждого человека.

Доходом могут считать как деньги, так и материальные ценности.

Получать доход может физлицо, юрлицо и государство.

Говорить сложными и сухими экономическими понятиями мы не будем, поэтому постараемся перевести всё на язык простых смертных.

В экономике доходом будет считаться то, что остаётся после деятельности лица, которая заключается в определённом труде и затратах на его осуществление.

Также можно сказать, что доход – это те средства, которые лицо может потратить и это никак не отразится на его экономическом состоянии.

С точки зрения бухгалтерской науки, доходом будет рост прибыли после определённых действий с активами. Опять же за конкретное время.

Источники дохода

  • Трудовой. Его также называют заработанным доходом. Здесь всё просто – это «награда» за конкретную выполненную работу.
  • Незаработанный. Доход, который принесут природные ресурсы или рента.

Виды дохода

Основное, что нужно понять, спрашивая о вариантах дохода – критерии оценки могут быть разными, а соответственно и классификация будет не одна.

Виды по тем, кто доход получает:

  • Государственные. Такие доходы идут в бюджет страны. Источники – все возможные.
  • Доходы компании. Поступления могут быть как в виде финансов, так и в виде имущественных доходов.
  • Доходы от торговой деятельности. Здесь объяснять не нужно. Средства от продажи чего-либо. Получает продавец.
  • Доходы населения. Те, что получают граждане в финансовом эквиваленте. Это может быть и заработная плата, стипендиальные выплаты, пособия и так далее.

Факторный доход

Такой вид дохода получается при использовании факторов или ресурсов производства.

Но возникает вопрос, что имеется под факторами производства. Основной – это труд. С помощью труда можно получить доход по зарплате. Поправка – если вы предприниматель, то доход от бизнеса не будет являться вашей з/п, а соответственно, он не будет относиться к факторному доходу. Тоже самое касается рента и проценты по депозиту. А вот смешанный доход от сельхоз деятельности будет попадать в эту классификацию.

Номинальный доход

Этим термином называется сумма финансовых средств человека в конкретном периоде времени, которая будет использована для покупки чего-либо по цене, характерной для этого периода. Обычно используется, чтобы описать доход без учёта таких факторов как налоги и изменения в ценах.

Реальный доход

Описывается он конкретным набором благ, которые может позволить купить себе человек исходя из номинального дохода. Описывает покупательскую способность в ценах на конкретный период времени. Ну и соответственно, реальный доход описывает номинальный доход, но при этом учитываются все изменения в тарифах, налогах, ценовой политике.

Другие виды дохода

Линейный доход

Характерен для традиционного вида бизнеса, то есть торговли, сферы услуг и остального. Подразумевает, периодичность. То есть, если человек работает в компании месяц, он получает з/п единожды, если год – двенадцать раз. Если человек работает на заводе со сдельным видом оплаты труда, то за одну делать он получает одну сумму, за сто деталей – такую же сумму, умноженную на сто.

Валовый доход

Это общий доход от операций реализации товара, процентов, дивидендов и других возможных источников. Обычно применяется к государству в общем.

Личный доход

Деньги, которые поступают в распоряжение конкретного лица. К личному можно отнести помимо собственно заработной платы, любые дивиденды, проценты и так далее. Личный доход позиционируется как важная составляющая при оценке доходов семьи в целом. Этот показатель применяется для формирования поведения фирм на рынке.

Совокупный доход

Эта общая прибыль от всех возможных источников за определённый отрезок времени. При его вычислении не используется градация источников.

Внереализационный доход

Это доход в процессе

  • Реализации продукта
  • Участия в долевом деле
  • Инвестирования
  • Операций с валютой
  • Штрафов
  • Аренды
  • Патентных операций
  • Кредитования
  • Использования бесплатных услуг
  • При переоценке имущества …

Пассивный доход

Поступает даже в тех ситуациях, когда для этого не прилагаются никакие усилия со стороны получателя. Например, это может быть прибыль с активов.

Активный доход

В противовес пассивному приобретается путём определённых действий за конкретное время. Это и заработная плата человека, и доходная часть от рабочего процесса по найму, и «шабашка». Обычно бывает за конкретное действие. Одним из плюсов считается возможность получить быстрый доход за конкретную деятельность.

Немного о расчётах

Чистый доход вычисляется с помощью вычитания из полученных денег статью затрат, послуживших для производства и реализации конкретного продукта.

Чистый дисконтировнный доход. Берётся вся сумма расходов и вычитается из всей суммы приходов на конкретный момент времени.

Операционный доход. Это валовая прибыль за вычетом операционных расходов.

Пример:

Предприниматель купил товара на 400 тысяч рублей. А потратил на ЖКХ, аренду помещений, уплату налогов и зарплатный фонд 200 тысяч рублей. При этом товар удалось продать на сумму 800 тысяч рублей.

Вычисляем чистый доход: 800 тыс. – 400 тыс. – 200 тыс. = 200 тыс.

Значит, прибыль предпринимателя составит 200 тысяч рублей.

Читайте также: