Марки государственной пошлины это

Опубликовано: 09.05.2024

ИНСТРУКЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минфина России от 3 декабря 2020 года N 1074
____________________________________________________________________

Утверждена
Минфином СССР
28 декабря 1979 года N 217

1. В виде государственной пошлины в доход государства поступают денежные суммы, взимаемые специально на то уполномоченными учреждениями за совершение в интересах предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

2. В соответствии со ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине" пошлина взимается:

См. БТЗ СССР за май-июнь 1979 года, стр.51

а) с исковых заявлений, с заявлений (жалоб) по делам особого производства, подаваемых в суды, с кассационных жалоб на решения судов, а также за выдачу судами копий документов;

б) с исковых заявлений, подаваемых в органы государственного арбитража, а также с заявлений о пересмотре решений органов государственного арбитража;

в) за совершение нотариальных действий нотариальными конторами и исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов, за составление указанными органами проектов сделок и заявлений; изготовление копий документов и выписок из них;

г) за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния;

д) за выдачу документов на право выезда за границу и приглашение в СССР лиц из других стран, за внесение изменений в эти документы; за регистрацию и за продление сроков регистрации иностранных паспортов или заменяющих их документов; за выдачу или продление видов на жительство; за выдачу визы к иностранному паспорту или заменяющему его документу на право выезда из СССР и въезда в СССР, а также с заявлений о приеме в гражданство СССР и о выходе из гражданства СССР;

е) за прописку граждан СССР;

ж) за выдачу регистрационных удостоверений на занятие кустарно-ремесленными промыслами и на занятие индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового обслуживания населения;

з) за выдачу разрешений на право охоты;

и) за выплату гражданам СССР сумм по денежным переводам, поступающим из-за границы.

3. В соответствии со ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине" ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров СССР.

4. Размеры ставок государственной пошлины, соответствующих определенным действиям и документам, оплачиваемым пошлиной, приведены в последующих разделах инструкции.

5. Статьей 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине", а также другими нормативными актами установлен ряд льгот по госпошлине, которые приведены в соответствующих разделах настоящей инструкции.

Наряду с этим в соответствии с действующим законодательством дополнительные льготы по государственной пошлине могут быть установлены Советом Министров СССР, а также:

- Министерством финансов СССР - для отдельных плательщиков и групп плательщиков, получающих суммы по денежным переводам, поступающим из-за границы;

- министерствами финансов союзных и автономных республик, краевыми, областными и окружными финансовыми отделами, а также финансовыми отделами городов республиканского (союзных республик) подчинения - как для отдельных плательщиков, так и для групп плательщиков, кроме указанных в подпункте "и" пункта 2 настоящей инструкции;

- районными и городскими финансовыми отделами - для отдельных плательщиков, кроме указанных в подпункте "и" пункта 2 настоящей инструкции;

- судом или судьей - только для отдельных граждан, исходя из имущественного положения сторон по делу.

Предоставление льгот для отдельных плательщиков может быть произведено только по их заявлениям, подаваемым в те государственные органы, которые вправе принять решение по этому вопросу. Заявления, подаваемые в финансовые органы, могут быть рассмотрены и в тех случаях, когда в отношении конкретных плательщиков имеется решение суда или арбитража об уплате или взыскании сумм пошлины в доход бюджета.

Заявления граждан о предоставлении льгот по государственной пошлине могут быть рассмотрены соответствующим финорганом и в тех случаях, когда этот вопрос предварительно рассматривался в суде.

РАЗДЕЛ II

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПОШЛИНЫ

6. Установлено два вида пошлины: простая и пропорциональная.

Простая пошлина взимается в твердых ставках (в рублях и копейках), а пропорциональная - в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора, стоимости отчуждаемого имущества и т.п.).

При взимании пошлины сумма ее округляется до десяти копеек: при этом сумма менее 5 коп. отбрасывается, а сумма 5-9 коп. принимается за десять копеек.

7. Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, совершения оплачиваемых пошлиной действий, а в соответствующих случаях - при выдаче оплачиваемого пошлиной документа.

8. Государственная пошлина при сумме до 10 руб. включительно во всех случаях, кроме уплаты пошлины за действия, совершаемые сельскими Советами народных депутатов, уплачивается пошлинными марками, а при сумме свыше 10 руб. - наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо перечисления со счета плательщика в кредитном учреждении. Прием сберегательными кассами государственной пошлины от населения в суммах свыше 10 руб. осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции строгого учета ф. N 0402005.

За действия, выполняемые исполкомами сельских Советов народных депутатов и оплачиваемые пошлиной, пошлина уплачивается наличными деньгами. В уплату пошлины выдаются квитанции по ф. N 10.

9. По делам, рассматриваемым народными судами, пошлина уплачивается до подачи искового заявления или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов.

10. По делам, рассматриваемым органами государственного арбитража, пошлина уплачивается до подачи искового заявления или заявления о пересмотре решения арбитража.

11. За выполнение нотариальных действий и оказание технических услуг нотариальными конторами, а также исполкомами районных, городских и поселковых Советов народных депутатов пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий или оказании технических услуг, а за выдачу дубликатов документов, имеющихся в делах нотариальных контор, копий документов, - при их выдаче.

Пошлина по сделкам, по которым одна сторона освобождена от уплаты пошлины, уплачивается полностью другой стороной.

В случаях, когда денежные суммы для принятия в депозит нотариальной конторы поступают по почте или из кредитного учреждения - причитающиеся суммы пошлины удерживаются из поступивших денег, а остаток принимается в депозит. Удержанные суммы пошлины сдаются в доход местного бюджета нотариальной конторой при очередной сдаче в банк депозитных сумм под квитанцию банка, которая хранится в делах нотариальной конторы.

12. За совершение актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче заявления о регистрации актов гражданского состояния, а за выдачу повторных свидетельств - при их выдаче.

13. Пошлина за выдачу документов на право выезда за границу и приглашение в СССР лиц из других стран, за внесение каких-либо изменений в эти документы, за выдачу документов на проживание в СССР уплачивается до получения соответствующих документов.

14. За действия, выполняемые исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов и оплачиваемые пошлиной, пошлина уплачивается при совершении оплачиваемых пошлиной действий и выдаче документов.

15. За прописку граждан СССР, выдачу разрешений на право охоты и регистрационных удостоверений на занятие кустарно-ремесленными промыслами пошлина уплачивается только пошлинными марками при выдаче документа.

16. Марки для уплаты государственной пошлины ("пошлинные марки") изготовляются достоинством 10 коп., 20 коп., 30 коп., 50 коп., 1 руб. и 5 руб. по единому для всего СССР образцу, утверждаемому Министерством финансов СССР. Порядок продажи марок определяется соответствующей инструкцией Госбанка СССР. Купленные марки государственной пошлины возврату не подлежат.

17. Пошлинные марки наклеиваются на заявлениях, подаваемых в народный суд, арбитраж и другие учреждения, взимающие пошлину, в соответствующих графах реестров для регистрации нотариальных действий и погашаются подписью должностного лица, принимающего или выдающего документ (либо наложением штемпеля или печати соответствующего государственного органа) с указанием даты погашения. При этом подпись должностного лица должна проходить по тексту марки на свободное поле бумаги.

За депозитные операции марки госпошлины наклеиваются на вторых экземплярах квитанций (корешках) на принятие в депозит сумм и погашаются подписью клиента. Марка с подписью клиента считается погашенной.

При прописке граждан СССР пошлинные марки наклеиваются в карточки прописки и домовые книги, в которых делается отметка о прописке. В домовых книгах сельских Советов народных депутатов указываются номера квитанций об уплате пошлины.

Погашение пошлинной марки в охотничьем билете производится следующим образом: марка наклеивается продольно на линию отреза талона с таким расчетом, чтобы левая половина марки оставалась на билете, а правая - на контрольном талоне. До отрезания контрольного талона на марке ставится печать или специальный штамп организации, выдающей охотничьи билеты. На левой половине марки, остающейся в охотничьем билете, указывается дата ее погашения.

При выдаче регистрационного удостоверения пошлинные марки наклеиваются продольно на линию отреза и при выдаче документа разрезаются на 2 части так, чтобы одна часть марки осталась на талоне, а вторая - на корешке, В этом случае для погашения марок подписи должностного лица и указания даты погашения не требуется.

18. Платежные поручения на безналичное перечисление пошлины, квитанции банка о приеме денег в уплату пошлины приобщаются к исковым заявлениям, кассационным жалобам и остающимся в делах учреждений, взимающих пошлину, экземплярам удостоверенных сделок, к заявлениям актов гражданского состояния и другим соответствующим материалам о выдаче документов.

В реестре для регистрации нотариальных действий указывается сумма внесенной пошлины, дата и номер банковского документа.

Сельский Совет выдает плательщику квитанцию об уплате пошлины, а на документах, выдаваемых плательщикам, и на соответствующих документах и в книгах сельского Совета (реестр для регистрации нотариальных действий, копии удостоверенных договоров и т.п.) делается отметка о сумме взысканной пошлины с указанием номера квитанций.

При регистрации сельскими Советами актов гражданского состояния запись о сумме уплаченной пошлины производится в актовой книге в специально предназначенной для этого графе или в конце актовой записи. При этом запись об уплате пошлины обязательно должна быть заверена лицом, уплатившим пошлину.

Суммы, поступившие в уплату пошлины, записываются в перечень поступлений и в конце дня общим итогом заносятся в кассовую книгу сельских Советов. В тех случаях, когда учет поступивших сумм осуществляется через централизованную бухгалтерию райисполкома, поступившие суммы передаются в кассу этой бухгалтерии.

В случаях, когда плательщики освобождаются от уплаты пошлины, об этом делается отметка на соответствующих документах (реестрах, книгах и т.п.).

РАЗДЕЛ III

ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ ПОШЛИНЫ В ДОХОД СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ

19. Согласно Закону СССР от 30 октября 1959 года "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик" государственная пошлина поступает в государственные бюджеты союзных республик. Этим же законом установлено, что разграничение доходов и расходов государственных бюджетов союзных республик между республиканскими бюджетами союзных республик, государственными бюджетами автономных республик и местными бюджетами определяется законодательством союзных республик.

См. Справочник т.IV, стр.366

Вопрос о зачислении пошлины в соответствующий бюджет решается республиканским законодательством. На основании действующих в настоящее время решений Советов Министров союзных республик пошлина зачисляется в доход местных бюджетов.

В городах, не имеющих районного деления, районных и городских поселках пошлина зачисляется в местный бюджет по месту нахождения учреждения Госбанка, принявшего платеж.

В городах с районным делением суммы государственной пошлины зачисляются по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов в городской бюджет или в районный бюджет по месту нахождения учреждения Госбанка, принявшего платеж.

Суммы пошлины, переведенные в учреждение Госбанка другими одногородними кредитными учреждениями, зачислятся в соответствующий местный бюджет в указанном выше порядке.

В случаях, когда учреждение Госбанка, принявшее пошлину, находится в сельской местности, поступившие суммы пошлины зачисляются им в доход районного бюджета.

Пошлина за действия, выполняемые исполнительными комитетами сельских Советов народных депутатов, зачисляется в доход бюджетов этих Советов.

20. При уплате пошлины наличными деньгами к документу, оплачиваемому пошлиной, прилагается подлинная квитанция кредитного учреждения, принявшего платеж, а при перечислении пошлины со счета плательщика - последний экземпляр платежного поручения с надписью кредитного учреждения на лицевой или оборотной стороне следующего содержания: "Зачислено в доход бюджета . рублей (прописью)". Эта надпись скрепляется первой и второй подписями должностных лиц и оттиском гербовой печати кредитного учреждения, с проставлением даты выполнения платежного поручения.

В случаях, когда перечисление пошлины производится с имеющегося в сберегательной кассе счета вкладчика, к документу, оплачиваемому пошлиной, прилагается справка по установленной для сберегательных касс форме, подписанная контролером, с приложением печати сберегательной кассы.

21. Учреждения, взимающие пошлину, должны принимать к рассмотрению дела и документы, оплаченные пошлиной, независимо от того, в какое кредитное учреждение поступила пошлина.

РАЗДЕЛ IV

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ПОШЛИНЫ

22. В соответствии со ст.6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 года "О государственной пошлине" и действующим законодательством уплаченная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

а) внесения пошлины в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;

б) возвращения судами и госарбитражами заявлений (жалоб) или отказа в их принятии, а также отказа нотариальных контор или исполнительных комитетов районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов в совершении нотариальных действий, отказа органов ЗАГСа от регистрации актов гражданского состояния и других действий, подлежащих оплате пошлиной;

в) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в суде либо в органах государственного арбитража, а также когда истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного разрешения спора либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина


1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

О суде

12.05.2021

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса для формирования кадрового резерва на замещение вакантной должности секретаря судебного заседания

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантной должности секретаря судебного заседания

08.05.2021

С Днём Победы!

26.04.2021

Информация о порядке работы суда в период с 04.05.2021 по 07.05.2021

Егорова Т.В. «К вопросу о понятии государственной пошлины»


Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

К вопросу о понятии государственной пошлины

В правовом регулировании вопросов государственной пошлины, в том числе, взимаемой по делам, рассматриваемым судами, в последнее время произошли довольно существенные изменения. С теоретической и практической стороны весьма интересен анализ нормативно-правовых норм, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, так как их оценка во многом связана с развитием процессуального права, как следствие этого, с эффективностью осуществления правосудия, с результатами работы всей системы государственной власти, как ее части, судебной ветви.

Тем более что ныне сложилась ситуация, когда теоретическому осмыслению вопросов о природе судебных пошлин и анализу связанных с этим практических последствий в процессуальной литературе не придается должного значения. Вопросы госпошлины незаслуженно находятся на периферии процессуальной науки, современные комплексные исследования этих вопросов практически отсутствуют. Это приводит к непониманию большинством авторов, касающихся вопросов госпошлины, как самой природы этого платежа в контексте основных начал законодательства о налогах и сборах, так и соотношения применимых к госпошлине норм отраслевого законодательства.

Так, в ряде комментариев и даже в учебниках госпошлину либо упорно называют федеральным налогом [1], либо вопрос о природе этого платежа в рассматриваемом аспекте вообще обходится [2]. Авторы указанных и ряда других комментариев ограничиваются воспроизведением известной формулы, приведенной в ныне утратившем силу Законе «О государственной пошлине», не указывая на место госпошлины в системе налогов и сборов, признавая наличие противоречий между налоговым и процессуальным законодательством, предлагается разрешать их в пользу последнего без учета предмета и сфер регулирования соответствующих отношений отраслевым законодательством и определяемых этими предметом и сферами приоритетов и соотношения между законами, относящимися к разным отраслям.
В действующем законодательстве о налогах, сборах и пошлине, а также юридической и экономической литературе даются определения понятий налога, сбора и пошлины, носящие дискуссионный характер, правильное разрешение которых имеет важное научное и практическое значение.

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанный в Налоговом кодексе, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий [3].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины - это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Несмотря на очевидное усовершенствование законодательного определения понятия государственной пошлины, приходится отметить и его недостаток. Речь идет о следующем.

Представляется целесообразным отметить, что оба варианта определения государственной пошлины не свободны от критического рассмотрения, поскольку в первом варианте содержится признак, характеризующий не только госпошлину, но и определение налога и сбора, а именно, данное официальное определение госпошлины наделено таким признаком, как «обязательный платеж», который содержится в официальных определениях налога и сбора, что нельзя признать корректным и усложняет решение задачи отличить государственную пошлину от налога и сбора. Как справедливо отмечается в юридической литературе, обязанность уплатить ее возникает лишь в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера (совершением действий) со стороны указанных в законодательстве органов.

Обязательным платежом оно является именно в этом смысле, ибо если лицо не обращается за такими услугами, то и обязанности платить ее не возникает [4].

Некорректным является и новое определение госпошлины, приведенное в статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, государственная пошлина понимается законодателем как сбор за совершение юридически значимых действий.

Из практических соображений отсутствует потребность иметь в законодательстве два понятия (сбор и госпошлина) с одинаковой функциональной значимостью - платеж за совершение юридически значимых действий. Кроме того, такое понимание госпошлины является очень широким, поскольку под него подпадает множество действий, и поэтому его нельзя считать корректным.

Далее, исходя из указанного определения в его взаимосвязи с последующими положениями главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты обложения, разные ставки и сроки уплаты и объединенных только тем, что все они взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

С одной стороны, следуя буквальному значению слов и выражений, содержащихся в главе 25 Кодекса, можно сделать вывод о том, что госпошлина - единый сбор, уплата которого имеет, однако, свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо. С другой - наименование множества, по существу, разных сборов госпошлиной, то есть одним и тем же сбором, как представляется, не отражает их реального содержания и назначения и преследует скорее цель создать видимость отсутствия множественности соответствующих податей, в том числе взимаемых по судебным делам [5].

Дореволюционное законодательство России не ставило перед собой такой задачи, справедливо исходя из того, что по судебным делам уплачивается не одна, а целый ряд пошлин, включающий: 1) гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; 2) судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица, с отзыва на заочное решение и апелляционных жалоб; 3) канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий и отдельно за приложение печати; 4) сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий [6].

Государственная пошлина взимается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Однако этим положением не охватываются случаи взимания государственной пошлины, предусмотренные в по подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, - при привлечении лиц в качестве ответчиков к участию в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Получается, что ответчик выступает плательщиком того, что не подпадает под определение госпошлины, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, - ведь он не обращался к суду за совершением в отношении себя каких-либо юридически значимых действий, не подавал заявлений, которые указаны в законе, в качестве облагаемых госпошлиной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения, к которым, в частности, относятся объект обложения и ставка сбора. Применительно к госпошлине по судебным делам соответствующие элементы обложения уясняются из положений статьи 333.19, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, какие именно подаваемые в суд заявления и жалобы облагаются госпошлиной, а также определены ее ставки.

Таким образом, законодатель называет ответчика плательщиком госпошлины в отсутствие у него объекта обложения [7].

В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, у него отсутствует сама обязанность, которая ни на кого перейти не может, по этой причине невозможно считать, что нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязывается к уплате госпошлины за истца, освобожденного от ее уплаты.

С другой стороны впервые Кодекс дал развернутое определение плательщиков государственной пошлины и отнес к ним ответчиков, если решение принято не в их пользу и истец освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.

Список использованных источников

1. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003, с. 244; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2003; Арбитражный процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003, с. 230.

2. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. М., 2003, с. 186; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.А. Викут. М., 2003, с. 189-190.

3. Хозяйство и право. 2005. №8. С. 76.

4. Химичева Н.И. Налоговое право. Учебник. М., 1997. С. 185.

5. Хозяйство и право. 2005. №8. С.77.

6. Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев,1912, C. 176.

7. Хозяйство и право. 2005. №5. С. 78.


Т. В. Егорова,
г. Тамбов


Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. - 128 с.

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины (далее – госпошлина) признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ (при этом за предоставление услуги по государственному кадастровому учету плата не взимается).

Размеры госпошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определены НК РФ. Так, за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним размеры госпошлины указаны в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Подробно ознакомиться с размерами госпошлины за государственную регистрацию прав можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru).

Порядок уплаты госпошлины

Госпошлина уплачивается до или после подачи заявления и документов на получение услуги, но до принятия документов к рассмотрению органом регистрации прав.

В случае, если за государственной регистрацией прав одновременно обратились несколько плательщиков, то госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях (п. 2 статьи 333.18 НК РФ), за исключением отдельных случаев регистрации доли в праве общей долевой собственности. Так, при регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникающем в силу закона (например, при вступлении в наследство) и осуществляемой по желанию собственника, госпошлина уплачивается каждым из собственников в полном размере.

Факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты госпошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией (чеком) установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией (чеком), выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате госпошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате госпошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком госпошлины не требуется.

Днём приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате госпошлины или в соответствии с федеральным законом уплата госпошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате госпошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате госпошлины.

Если информация об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в ГИС ГМП, и документ об уплате госпошлины не был представлен заявителем, то орган регистрации прав обязан вернуть заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения (пункт 3 статьи 25 Закона о регистрации). В течение 3 рабочих дней заявителю направляется уведомление о возврате документов.

Порядок возврата излишне уплаченной госпошлины

Основания и порядок возврата госпошлины установлены статьей 333.40 НК РФ.

Уплаченная госпошлина подлежит возврату в случаях:

- уплаты в большем размере, чем это предусмотрено;

- отказа лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие;

- возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (например, если в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации возврат заявлений и документов был осуществлен не по причине отсутствия факта оплаты госпошлины, а по иным причинам, то сумма уплаченного налогового сбора может быть возвращена заявителю в установленном порядке, либо использована им в следующий раз при подаче документов в орган регистрации прав для осуществления государственной регистрации права (ограничения, обременения) или сделки).

Уплаченная госпошлина подлежит возврату полностью или частично.

Полностью вернуть уплаченную госпошлину возможно только в случае отказа лица, уплатившего указанный налоговый сбор, от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий уполномоченный орган (пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

Уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату частично в случае:

-уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ);

- при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной госпошлины (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

При отказе в государственной регистрации, уплаченная госпошлина за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, не возвращается (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

Основанием для возврата излишне уплаченной госпошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины подается плательщиком госпошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена госпошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей госпошлины аналогичным способом.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если госпошлина подлежит возврату в полном размере. Если она подлежит возврату частично, то копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

При положительном решении излишне уплаченная сумма госпошлины перечисляется на расчётный счёт плательщика госпошлины органами Федерального казначейства в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления (п.3 ст.333.40 НК РФ).

При выявлении обстоятельств, препятствующих возврату излишне уплаченных денежных средств, выносится решение об отказе в возврате излишне уплаченной суммы, о чем письменно сообщается заявителю (его представителю).

Госпошлина – определенная в законе денежная сумма, подлежащая уплате в бюджет за обращение в органы государственного управления различного уровня.

Налоговый кодекс РФ содержит основополагающие положения, регулирующие основания и порядок оплаты государственной пошлины, а также определяет ее размеры для каждого определенного случая обращения в тот или иной орган той или иной категории плательщиков, а также предусматривает случаи освобождения от ее уплаты.

Понятие госпошлины

Понятие госпошлины

Госпошлина – платеж в бюджет, взимаемый с плательщика в случаях обращения в госорганы, в том числе и местного самоуправления либо к должностным лицам, которые наделены полномочиями совершать действия юридически значимого характера в пользу обратившегося.

Исключением являются случаи обращения в консульские учреждения страны.

Здесь можно больше узнать о порядке оформления загранпаспорта нового образца.

Под плательщиком понимаются:

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Фактически случаи оплаты пошлины можно разделить:

  1. оплату юридически значимых действий – различного рода административные процедуры (регистрация юр.лица или физ.лица в качестве индивидуального предпринимателя, получением дубликатов документов, нотариальные действия и т.д.);
  2. оплату судебных издержек, когда плательщик выступал в судебном процессе стороной, не в интересах которой вынесено решение либо обжалующий соответствующее решение в суде вышестоящего уровня.

О порядке подачи кассационной жалобы более детально можно узнать из этой статьи.

Размер госпошлины

Размер государственного сбора

В зависимости от основания уплаты государственной пошлины она может быть и фиксированной – определена конкретная сумма в денежном выражении, либо рассчитывается в индивидуальном порядке, поскольку нормативно определен лишь процент от, например, требований материального характера, заявленного в иске.

Узнать больше о порядке раздела имущества супругов можно более детально тут.

Так, госпошлина в суд по искам носящим неимущественный характер, либо имущественный, но не требующий оценки, размер определен для физ.лица в размере 100 рублей, для юр.лица – 2000 рублей.

Для дел особого производства, заявлений о разводе, об оспаривании актов гос.органов и т.д. сумма также определена в твердом денежном выражении.

Например, иск на сумму до 10 000 рублей облагается пошлиной в размере 4%, но не меньше 200 рублей.

Калькулятор расчета сбора

В индивидуальном порядке при расчетах поможет калькулятор госпошлины, который учитывает не только размер и вид судебных требований, но и особенности инстанции (Верховный суд, Конституционный суд, арбитражный или общие суды) с учетом действующих положений Налогового кодекса РФ.

Кроме общего правила, которое предусматривает оплату сбора, на законодательном уровне определены случаи освобождения от нее для определенных категорий субъектов, либо случаи, которые вовсе не требуют оплаты пошлины.

Реквизиты для оплаты госпошлины

Порядок оплаты сбора

С учетом того, что реквизиты для оплаты госпошлины индивидуальны для каждого конкретного региона и органа, наделенного совершать в пользу плательщиков значимые юридически действия, то получить желаемые реквизиты можно двумя способами:

  • пойти в соответствующий орган, суд в который намерены обращаться, и уточнить на месте необходимые реквизиты;
  • зайти на сайт соответствующего органа, суда, где в обязательном порядке размещается информация подобного рода.

Места оплаты госпошлины

Где оплатить

Оплата производится в любом отделении банка в наличной или безналичной форме.

По результатам оплаты на руках плательщика должна быть либо квитанция, либо платежное поручение, в зависимости от выбранного способа оплаты.

Ряд органов может самостоятельно взимать оплату, в таком случае должностное лицо органа должно выдать плательщику на руки также квитанцию установленной формы.

Если это сделано не будет, в совершении действий будет отказано, а пакет документов возвращен, что потребует повторного обращения.

Возврат государственного сбора

Как вернуть деньги?

Вопросы возврата госпошлины также урегулированы НК РФ, в частности ст. 333.40 указанного НПА.

В ней предусмотрены основания возврата, к которым относятся:

  1. уплата соответствующего платежа сверх установленных размеров. В таком случае возврат производится частичный и составляет разницу между уплаченной суммой и подлежащей уплате;
  2. отказ в принятии либо возврат заявления за совершение нотариальных действий. Однако, если имеет место такая ситуация, может производится взаимозачет уплаченной суммы в счет уплаты пошлины за повторное обращение в последующем, без возврата уже внесенной госпошлины. Единственное условие – с момента уплаты до момента повторного обращения не должно пройти больше 3 лет;
  3. заявление в суд, независимо от категории, оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено;
  4. плательщик до обращения в соответствующий орган отказался от совершения оплаченных действий.

Срок возврата денег

Подача заявления о возврате осуществляется в орган или должностному лицу, уполномоченному совершать оплаченную процедуру.

Срок давности подачи соответствующего заявления ограничивается также 3 годами с момента внесения денежных средств.

Таким образом, достаточно большое количество функций и действий органов госуправления всех уровней и судебных органов облагаются госпошлиной.

В зависимости от категории плательщика и совершаемого действия размер платежа варьируется.

Это обусловлено как спецификой совершаемых действий, так и самого субъекта, в отношении которого они должны быть осуществлены.

Поскольку пошлина взимается за совершение определенных действий в пользу плательщика, предусмотрены и случаи возвраты уплаченных платежей в случае не совершения интересуемых действий, как по инициативе плательщика, так и по инициативе органа власти.

Частые вопросы по госпошлине

Какой размер госпошлины за регистрацию брака в РФ?

Сумма оплаты государственной пошлины составляет 350 рублей на 1 января 2015 года, независимо от ЗАГСа и города. Но, к сожалению, на сегодняшний день встречаются случаи, когда суммы озвучиваются разные.

Это, в действительности, можно назвать мошенничеством ЗАГСа, когда госпошлина на брак с 1 января 2015 идет с предложением обязательных дополнительных услуг. Такого быть не должно.

Нужно обязательно обращать внимание на все виды представленных услуг в ЗАГСе, начиная от традиционного торжественного вальса Мендельсона до поздравительной речи гостей.

Размер госпошлина за регистрацию брака с традиционным вариантом росписи одинаковой для всех регионов. Если же вам предложили оплатить достаточно высокую сумму, аргументируя это дополнительными услугами бракосочетания, то лучше тогда выбрать другой ЗАГС.

На сегодняшний день известно, что были внесены определенные изменения в стоимостные услуги ЗАГСов. Но при этом стоит учитывать, что цена регистрации брака зависит от города, самого ЗАГСа и предоставляемых торжественных услуг.

Сама пошлина за регистрацию брака 2015 составляет 350 рублей, включая выдачу свидетельства. Редко встречается такое, что существует фиксированная цена на все виды услуг без каких-либо ограничений. Так что, в любом случае, придется ориентироваться либо на желаемую торжественную часть, либо на финансовые возможности.

Читайте также: