Влияние налогов на производство

Опубликовано: 18.05.2024

Проверка предложения помощью правил обложения

Для признания какого-либо налога наиболее пригодным для собирания общественных доходов, надо требовать от него возможно более полного удовлетворения следующим условиям:

1) Чтобы налог возможно легче ложился на производство,- чтобы он всего менее задерживал рост того общего фонда, из которого должны уплачиваться налоги и содержаться общества.

2) Чтобы он был собираем легко и дешево, и падал, насколько это возможно, прямо на конечных плательщиков,- так чтобы он брал от народа возможно менее сверх того, что он доставлял бы правительству.

3) Чтобы он был точен,- так чтобы представлял всего менее удобств для тирании и взяточничества со стороны должностных лиц, и всего менее соблазнов к нарушению закона и уклонениям со стороны плательщиков.

4) Чтобы он ложился равномерно,- чтобы никому из граждан не давал преимуществ и никого не ставил в невыгодное положение, сравнительно с другими.

Посмотрим же, какого рода налог всего более согласуется с этими условиями. Именно этого рода налог очевидно будет представлять из себя наилучший способ собирания общественных доходов.

Все налоги должны, очевидно, браться из производимого землей и трудом, так как не существует иного источника богатства, помимо соединения человеческого труда с веществом и силами природы. Но самый способ, которым могут быть собираемы хотя бы и равные суммы дохода, может весьма различно влиять на производство богатства. Налог, который уменьшает вознаграждение производителя, необходимо ослабляет побуждение к производству; налог, который приурочен к акту производства или применения какого-либо из трех факторов производства, необходимо задерживает само производство. Так налог, который уменьшает заработки рабочего или доходы капиталиста, стремится сделать первого менее трудолюбивым и развитым, а второго менее расположенным сберегать и пускать в оборот капитал. Налог, который падает на процессы производства, ставит искусственное препятствие [-284-] к созиданию богатства. Налог, который падает на труд, поскольку труд применяется к делу, на богатство, поскольку им пользуются, как капиталом, на землю, поскольку она обрабатывается, очевидно, будет стремиться задерживать производство гораздо сильнее, чем налог, собираемый в том же самом размере с рабочих, независимо от того, работают ли они или играют, с богатства, независимо от того, употребляется ли оно производительно или непроизводительно, или с земли, независимо от того обрабатывается ли она или гуляет.

Способ обложения бывает на деле столь же важен, как и его размер. Как небольшой груз, неловко положенный, может утомить лошадь, которая несла бы с легкостью гораздо больший груз, надлежащим образом прилаженный, так и народ может быть разорен и производительные силы его истощены налогами, которые могли бы выноситься с легкостью, если бы собирались иным способом. Пошлина на финиковые пальмы, наложенная Магометом Али, заставляла египетских феллахов вырубить свои дерева; а пошлина в два раза большая, наложенная на землю, не произвела бы такого действия. Пошлина в десять процентов на всякую продажу, наложенная герцогом Альбою в Нидерландах, если бы она сохранилась, почти остановила бы торговлю, хотя могла бы доставлять лишь незначительный доход.

Но нам нет надобности ходить далеко за примерами. У нас в Соединенных Штатах производство богатства в немалой мере терпит от налогов, которые падают на самые процессы производства. Судостроение, в котором мы отличались, почти уничтожено, поскольку это касается внешней торговли, и многие отрасли производства и обмена серьезно пострадали от налогов, отклонявших промышленность от более производительных к менее производительным формам.

И такое стеснение производства является в большой или меньшей степени характеристичной чертой большей части налогов, посредством которых собираются доходы современных правительств. Все налоги на промышленные заведения, все налоги на торговлю, все налоги на капитал, все налоги на улучшения, суть налоги именно такого рода. Они имеют то же стремление, как и налог Магомета Али на фруктовые деревья, хотя их действие может быть и не настолько ясным.

Всем таким налогам присуща тенденция уменьшать производство богатства, и к ним, следовательно, никогда не должно прибегать, если есть возможность собирать общественные доходы посредством налогов, которые не задерживают производства. И эта возможность является вместе с развитием общества и с накоплением богатства. Вот например налоги, которые падают на роскошь; они просто доставляли бы в государственное казначейство те суммы, которые иначе были бы растрачены на пустой блеск ради блеска; или налоги на завещания богачей, которые, вероятно, оказывали бы слабой действие, в смысле уменьшения желания накоплять, ибо желание это, овладев человеком, становится слепой страстью. Но огромный класс налогов, от которых может [-285-] получаться доход без всякого стеснения производства, представляют из себя налоги на монополии, ибо доход от монополии сам по себе является налогом, падающим на производство, и облагать его налогом, значит просто направлять в общественные сундуки то, что производство должно во всяком случае уплатить.

У нас имеются различные виды монополий. Существуют, например, временные монополии, создаваемые законами, ограждающими права на открытия или изобретения и право литературной собственности. Облагать эти монополии налогом было бы крайне несправедливо и безрассудно, так как в них выражается лишь признание права труда на его неосязаемые продукты и они представляют из себя лишь средство для вознаграждения за изобретения и литературные произведения. Существуют также тягостные монополии, упомянутые в IV главе П-ей книги, которые являются следствием соединения капитала в таких предприятиях, которые по самому своему существу имеют характер монополий. Но в виду того, что было бы крайне трудно, если не 'совершенно невозможно, вводить налоги путем общего закона, так чтобы они падали исключительно на доходы таких монополий и не сделались бы налогами на производство или обмен, то было бы гораздо лучше уничтожить самые эти монополии. По большей части монополии эти берут свое начало в законодательной деятельности или бездеятельности; как например, конечная причина того, что торговцы в Сан-Франциско принуждены платить за пересылку своих товаров прямо из Нью-Йорка в Сан-Франциско через панамский перешеек дороже, чем стоит везти эти товары морем из Нью-Йорка в Ливерпуль или Соугамптон и оттуда в Сан-Франциско, заключается в "покровительственных" законах, которые делают то, что постройка американских пароходов обходится столь дорого, и которые запрещают иностранным пароходам перевозить товары между американскими портами, причина того факта, что жители Невады принуждены платить за провоз товаров из восточных штатов столько же, как если бы их везли до Сан-Франциско и потом назад, кроется в том обстоятельстве, что власть, которая предупреждает вымогательство со стороны извозчика, бездействует, когда дело касается железнодорожной компании. И можно сказать вообще, что дела, которые по природе своей суть монополии, составляют собственно часть функций государства и должны быть взяты на себя государством. Правительство должно пересылать телеграфную корреспонденцию по той причине, по какой оно пересылает письма; и железные дороги должны принадлежать народу по той причине, по какой принадлежат ему обыкновенные дороги.




Однако все другие монополии ничтожны по своему размеру сравнительно с земельной монополией. А ценность земли, выражающая монополию в ее чистом и простом виде, является во всех отношениях приспособленной для обложения. То есть, в то время как ценность железной дороги или телеграфной линии, цена газа или патентованного [-286-] лекарства, может выражать цену монополии, но выражает также затрату труда и капитала,- ценность земли или рента, в экономическом смысле, как мы видели, слагается без всякого участия этих факторов и выражает только лишь выгоду от присвоения. Налоги, падающие на ценность земли, ни в малейшей степени не могут задерживать производства, если только они не превосходят ренты или ежегодного дохода от земли, ибо, в отличие от налогов на товары, на меновые сделки, на капитал, на орудия или процессы производства, налоги эти не падают на производство. Ценность земли не выражает вознаграждения за производство, как ценность жатвы, скота, строений и тому подобного, она выражает меновую ценность монополии. Она ни в каком случае не есть создание того лица, которое является собственником земли; она создается ростом общества, следовательно, общество может брать всю эту ценность, ни мало не уменьшая при этом побуждения применять к земле труд и капитал или ни мало не уменьшая производства богатства. Налоги на ценность земли могут быть повышаемы до тех пор, пока вся рента не будет взята государством, не уменьшая ни на йоту вознаграждения труда или дохода капитала, не увеличивая цены ни одного товара и ни мало не затрудняя производства.

Более того. Налоги на земельную ценность не только не задерживают производства, как прочие налоги, но стремятся увеличивать производство, уничтожая спекулятивную ренту. А как спекулятивная рента задерживает производство, можно видеть не только потому, что ценная земля остается вне пользования, но и на тех пароксизмах промышленного застоя, которые, получая начало в спекулятивном росте земельных ценностей, охватывают весь цивилизованный мир, повсюду парализуя промышленность и причиняя более опустошения и, вероятно, более страдания, чем какая-либо всеобщая война. Налог, который брал бы ренту на общественные надобности, предупреждал бы все это; ибо, если бы земля была обложена приблизительно до размера ренты, никто не был бы в состоянии владеть землей, не пользуясь ей; и, следовательно, земля, находящаяся вне употребления, была бы открыта для пользования всех желающих. Земля была бы заселена более плотно и, следовательно, явилась бы возможность более производить с той же затратой труда и капитала. Таким образом нес на сене, который особенно в нашей стране, так истощает производительные силы, был бы схвачен за шиворот.

Кроме того, отобрание ренты на общественные надобности помощью обложения увеличивало бы производство богатства еще одним, еще более важным путем, именно, действуя на распределение. Но этой стороны вопроса мы пока не будем касаться. Уже достаточно ясно, что в отношении производства, налог на земельную ценность был бы наилучшим из всех, какие только возможны. Обложите мануфактуры, и в результате будет задержка производства; обложите применения [-287-] труда и капитала к земле, и в результате будет уменьшение таких применений; обложите торговлю, и в результате будет задержка обмена; обложите капитал, и в результате будет растрата капитала. Но весь доход от земли можно взять в виде налога, и единственным результатом будет создание лишних стимулов для промышленности, открытие новых применений для капитала и расширение производства богатства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы налогов и сборов РФ;

· системы налоговых правоотношений;

· системы участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоговая система имеет ряд положительных и ряд отрицательных сторон. К положительным сторонам можно отнести то, что налоги и сборы наполняют бюджет государства, это одна из основных доходных статей бюджета. Бюджетные средства направляются на такие необходимые для государства и общества цели как поддержание обороноспособности, реализация социальных программ (помощь малоимущим, безработным, инвалидам, многодетным семьям, беженцам и т.д.), развитие науки и техники, осуществление бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, работа государственного аппарата и т.д. Чем больше бюджет, тем в большей степени вышеперечисленное будет обеспечено.

Отрицательные же стороны налогообложения — это изымание средств из доходов населения, фирм, организаций, частных предпринимателей. Это снижает их прибыль, при этом делает товары и услуги более дорогими. Если сделать налоги слишком высокими, то это приведет к укрыванию доходов населения и субъектов экономических взаимоотношений (различных фирм, организаций, предприятий, обществ, частных предпринимателей), непривлекательности инвестиций и ведения бизнеса в стране, оттоку средств за границу. [1] Если же сделать налоги слишком низкими не будет пополняться бюджет государства. Исходя из этого, необходимо определить кого, как и в какой степени облагать налогами.

В нашей стране налоговое бремя по оценкам многих экспертов очень велико. Бюджет страны пополняется преимущественно благодаря налогам. Это НДС (18%); налог на прибыль организаций (20%), налог на имущество предприятий (2,2%); страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (26%) выплачиваемый предприятиями с зарплаты своего работника и налог на доходы физических лиц (13%) и т.д. Из этого видно, что основная доля налогов ложиться на результаты производства и реализации продукции в стране. [2]

Очевидное влияние налоговой системы, основанной на обложении результатов производства и доходов юридических лиц, на уровень экономической активности проявляется в низком уровне развития производственной и торговой деятельности. Особенно это негативное влияние сказывается на малом бизнесе, который при таком уровне налогов просто не может существовать. А ведь при этом именно малый бизнес является гарантом стабильности общества, и основой рыночной экономики, именно малый бизнес призван формировать сферу услуг и торговли. Именно малые предприятия делают жизнь обычного человека более комфортной. Малые предприятия существуют, но они вынуждены укрывать свои доходы, вести двойную бухгалтерию и т.д.

Это ставит владельцев малых предприятий в зону «вне закона», что в свою очередь порождает криминализацию общества. Осуществляется взимание части доходов бандитскими группировками, которые в свою очередь, чтобы остаться безнаказанными платят правоохранительным органам и тем же налоговым органам. Создается полугосударственная криминальная структура. В связи с этим на организацию малых предприятий решаются немногие, а те, кто решается, принимают правила игры. На данный момент в России количество малых предприятий сокращается. Численность занятых на малых предприятиях составляет 7,436 млн. человек. Сегодня малый бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней около 12 млрд. рублей. Если посчитать на 1 занятого на малом предприятии, то получится по 1614 рубля. Сразу понятно, что это только мизерная часть того, что должно было быть уплачено в бюджет. Судя же по данным Министерства по налогам и сборам, проверкам большая часть предприятий укрывает свои доходы. Только привлеченных к административной ответственности должностных лиц и физических лиц-предпринимателей более 600 тысяч, для установления местонахождения организаций в правоохранительные органы передано 404 тыс. материалов, местонахождение только 27 тыс. установлено, ликвидировано решением судебных органов 92 тыс. организаций данной категории. Это вопиющие факты, доказывающие всю несправедливость налогообложения в стране. [3]

Налогообложение прибыли и доходов оказывает прямое негативное влияние на экономический рост в той мере, в которой оно распространяется на инвестируемую часть прибыли и доходов физических лиц, и косвенное - через снижение производственных и потребительских расходов и вызванное этим сокращение спроса на товары и услуги отечественного производства. Дополнительным фактором подавления экономического роста является налоговая дискриминация отечественных предприятий, т.е. более высокая тяжесть налогообложения, чем продукции их иностранных конкурентов. Она удорожает отечественные товары, вызывает переключение спроса на импортную продукцию, снижение курса национальной валюты и провоцирует экспортную специализацию российской экономики.

Разумная налоговая система должна отвечать требованиям: соразмерности и посильности налогов, удобства времени и способа их сбора, определенности и заданности размеров налогов, эффективности налогов (соотношение поступлений по налогу с затратами на его администрирование). Система налогообложения малого бизнеса в нашей стране не отвечает этим требованиям и не служит инструментом стимулирования развития рынка, а выполняет исключительно фискальную функцию.

Малому бизнесу, в отличие от среднего и крупного, нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик из него еще должен сформироваться, а на первом этапе малое предпринимательство - это, прежде всего:

· самозанятое население, снявшее с государства заботу о своем трудоустройстве;

· источник новых рабочих мест, оплачиваемых лучше, чем в госсекторе;

· источник возрастающего спроса на менеджеров;

· база для увеличения спроса на инвестиции;

· важнейший фактор создания платежеспособного спроса;

· мобильный поставщик на рынок новых товаров и услуг. [4]

В России же сейчас облагаются налогом одинаково крупные и малые предприятия, что несправедливо.

В налоговой системе Российской Федерации незначительна роль налогов, нейтрально или положительно влияющих на экономическую активность и стимулирующих повышение эффективности экономики. К таким налогам относятся, прежде всего, налоги, изымающие в доход государственного бюджета природную ренту; платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, за использование радиочастот, других невоспроизводимых ресурсов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. [5]

Поскольку все указанные ресурсы находятся в государственной собственности, рентные платежи, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса.

Для российской экономики, в которой большую часть национальною дохода составляет природная рента, использование последней в качестве важнейшего источника доходов государственного бюджета представляется особенно целесообразным. Согласно экспертным оценкам объема природной ренты, генерируемой в российской экономике, достаточно для увеличения доходов государственного бюджета в 1,5-2 раза без ущерба для экономического роста. Это, в свою очередь, создает возможности кардинального снижения налогов на объем производства, оплату труда, добавленную стоимость, полного освобождения от налогообложения инвестируемой части прибыли и оплаты труда, в пределах прожиточного минимума, что открывает дополнительные возможности для экономического роста. Расширения внутреннего спроса на сырье и, соответственно, увеличения как объема природной ренты, так и налоговой базы. [6]

Таким образом, налоговая система Российской Федерации нуждается в существенном снижении налогового бремени на оплату труда при одновременном усилении значения рентных налогов, их фискальной и регулирующей роли. Расчеты, выполненные как в российских, так и в зарубежных исследовательских институтах, свидетельствуют о существенных различиях в темпах экономического роста в зависимости от выбора той или иной налоговой системы. Максимальные темпы экономического роста достигаются при формировании доходной части бюджета за счет налогообложения рентных доходов, в то время как налоги на оплату труда, добавленную стоимость, прибыль ухудшают условия экономического роста, снижая стимулы трудовой и предпринимательской деятельности, угнетая факторы производства.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей. [c.27]


Рис. 8.18. Влияние налога на изменение объема выпуска продукции конкурентной фирмы Рис. 8.18. Влияние налога на изменение объема выпуска продукции конкурентной фирмы
Рис. 8Л9. Влияние налога на изменение объема выпуска продукции в отрасли Рис. 8Л9. Влияние налога на изменение объема выпуска продукции в отрасли
Рис. 8.20. Эффект долговременного влияния налога на изменение объема производства Рис. 8.20. Эффект долговременного влияния налога на изменение объема производства
А что происходит с кинорынком Исходная кривая спроса на услуги кино отвечала неизменной цене видеопроката 3,00 долл. Эта цена теперь стала равной 3,50 долл., так что спрос на услуги кино сдвинется вверх, от DM к DM на рис. 15.1 а. Новая равновесная цена кинобилетов (на пересечении Sfo и D M) окажется равной 6,75 долл., а не 6,50 долл., а их продажа увеличится с Q M до QM. Таким образом, при анализе частичного равновесия не принималось в расчет влияние налога на цену проката видеокассет. Рынок видеокассет настолько тесно связан с рынком кинофильмов, что для выявления полного эффекта налога нам необходим анализ общего равновесия. [c.420]


Средняя ставка показывает общее влияние налогов, однако предельная ставка более четко отражает ситуацию. Так, если бы величина начисленных процентов возросла бы с 41 тыс. руб. до 61 тыс. руб., то размер налога увеличился бы согласно предельной ставке 22% на сумму 20 0,22 = 4,4 тыс. руб., а не на сумму 20 043707 = 2,7414 тыс. руб. в соответствии со средней ставкой. [c.104]

Влияние налога на прибыль [c.57]

Ускорить расчет влияния налога -можно, использовав формулу [c.58]

Пример расчета влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли рассмотрим на основе данных табл. 14.1. [c.386]

Как значительную надо отметить работу немецкого экономиста Р. Майера Принципы справедливого налогообложения (1884), которая не получила достойной оценки в свое время. Исследование Р. Майера построено на теории предельной полезности. Выделим те положения и выводы Р. Майера, которые были целиком включены в теорию переложения. Он рассматривал переложение как частный случай влияния налога на частное хозяйство, т.е. реакцию последнего на действия финансовой власти. Непосредственное действие налога заключается в уменьшении оборотного капитала (налог на издержки производства) или личного дохода. Сокращение дохода вследствие уплаты подоходного налога лишает плательщика удовлетворения наименее настоятельных потребностей, увеличивает интенсивность всех остальных потребностей. Такое же влияние оказывают косвенные налоги. В результате обложения одних предметов может быть не удовлетворена другая потребность (менее важная). [c.157]

Принципы организации налоговой системы сформулированы с точки зрения влияния налогов на общее экономическое развитие и благосостояние. В общем виде они были высказаны еще Ж. Сисмонди Налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода 2. [c.194]


Влияние налогов на народное хозяйство [c.229]

До этого момента мы затрагивали влияние налогов на народное хозяйство, касаясь проблем зла и добра в налогах, влияния отдельных видов налогов. Здесь мы попытается систематизировать взгляды на роль налога и в связи с этим его влияние на народное хозяйство. [c.229]

Теоретическая трудность вопроса заключалась в неразработанности проблем переложения, что в свою очередь было обусловлено соответствующим уровнем развития экономической и финансовой науки. Практическую значимость исследования влияния налогов на экономическую жизнь финансовая наука 20-х гг. оценивала с точки зрения необходимости учета этого воздействия на разработку принципов налоговой политики. [c.230]

Что касается науки, то меркантилисты первые обратили внимание на стимулирующее влияние налогов на труд и сделали в связи с этим соответствующие выводы относительно роли налогов, которыми облагаются предметы потребления. [c.235]

Более точную формулировку положение о стимулирующем влиянии налогов на производство получило в маржиналистской теории, которая с помощью математики пыталась установить характер взаимоотношений предельной полезности благ и трудовой стоимости (Г. Госсен, У. Джевонс, Л. Вальрас). Заслуга математической школы заключалась в том, что она, применив метод аналитической геометрии, наглядно изобразила стимулирующее влияние повышенной оценки благ и, следовательно, роста налогов на производство. [c.236]

С точки зрения стимулирующего влияния налога на производство были предложены уточнения принципа определенности во взимании налогов. Чтобы у плательщика возник соответствующий интерес и он мог приспособить свою деятельность к целям законодателя, необходимо, чтобы он знал не только время, способ уплаты, размер и внутреннюю цену предстоящего взноса, но и самые основания обложения (объект, единицу обложения, податную квоту) и, в частности, какие налоговые последствия имеет в каждом случае то или иное действие или бездействие . [c.240]

Для того чтобы платить более высокие дивиденды, фирма должна верить в повышение благосостояния акционеров. Эмпирические исследования дивидендной политики концентрируются в основном на влиянии налогов и финансовом сигнализировании. Полученные результаты не позволяют составить определенного мнения о том, имеет ли место такое влияние налогов на дивиденды, что для достижения более высокого уровня дивидендов необходим более высокий уровень дохода до уплаты налогов. Есть и свидетельства о существовании такого эффекта, и исследования, авторы которых придерживаются мнения об отсутствии такой связи. Ни в одной из работ не поддерживается идея о положительном влиянии дивидендов в том смысле, что чистое предпочтение дивидендов превосходит компенсирующее воздействие дифференцированного налогообложения дивидендов и доходов с капитала. Вопрос о том, какой эффект имеет место — отрицательный или нейтральный — еще не решен эмпирически. Если налогообложение дивидендов и доходов с капитала остается постоянным (как предписывает налоговый акт 1936 г.), то любой эффект "неравномерного дохода", когда подразумевается необходимость выплаты более высокого дивидендного дохода по акциям с целью обеспечить более высокий уровень прибыли до уплаты налогов, будет трудно выявить в будущих эмпирических исследованиях. В отличие от результатов исследования влияния налогов, результаты изучения на практике воздействия финансового сигнализирования весьма последовательно поддерживают предположение о существовании эффекта объявления дивидендов роста дивидендов, предвещающего повышение показателя доходности собственного капитала компании. Следовательно, дивиденды, по-видимому, действительно служат для руководства компании проводниками такой информации. [c.512]

Выкуп акций, по-видимому, особенно удобен в ситуации, когда фирма имеет значительный объем средств, который необходимо разместить. Если выплатить из этих средств дополнительные дивиденды, то это приведет к немедленному обложению доходов акционеров. Влияние налога можно смягчить, если выплачивать эти дивиденды на протяжении некоторого периода, однако это может привести к тому, что инвесторы адаптируются к данной ситуации и будут рассчитывать на выплату дополнительных дивидендов даже тогда, когда средства будут исчерпаны. Фирма должна быть осторожна также и в плане проведения длительной программы по выкупу акций. Налоговая служба будет рассматривать такую программу как источник дивидендного дохода и не даст возможности акционерам использовать при погашении своих акций преимущества, предоставляемые налогом на доход с капитала. Следовательно, очень важно, чтобы выкуп акций был "одноразовой" сделкой и не использовался в качестве заменителя дивидендов. [c.531]

Стоимость компании может возрасти и в результате привлечения заемных средств. В процессе реструктуризации многих корпораций уровень заемных средств изменяется, обычно в сторону увеличения. Если это происходит, то благосостояние акционеров может возрасти по причинам, описанным в гл. 17. Здесь необходимо найти компромисс между влиянием налога с корпораций, налога с граждан, издержек, связанных с банкротством и оплатой услуг агентств и др. Мы не будем сейчас возвращаться к обсуждению этой оценки, которое уже было проведено в одной из предыдущих глав. Однако, необходимо помнить, что стоимость компании может измениться просто потому, что реструктуризация приводит к изменениям л объеме привлеченных ею средств. [c.674]

Влияние налога на добавленную стоимость на величину прибыли рассчитывается по формуле [c.500]

Итак, АН = 16,38 - 16,35 = 0,03% В = 6300 тыс. руб. Влияние налога на добавленную стоимость на величину прибыли составило [c.500]

Однако мы не откажемся от теории ММ, которую мы так тщательно разбирали в главе 17. Мы предложим концепцию, включающую в себя положения ММ, но с учетом влияния налогов, издержек банкротства и финансового стресса и других различных осложняющих факторов. Мы не отступим к традиционной точке зрения, основанной на допущении о несовершенстве рынков капитала. Просто мы хотим посмотреть, каким образом хорошо функционирующие рынки реагируют на налоги и другие факторы, о которых пойдет речь в этой главе. [c.456]

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ПРИБЫЛЬ [c.43]

Предположим, что общество согласно передать бедным часть доходов богатых но деньги от богатых придется передавать в дырявом ведре . Утечка представляет собой потерю эффективности - потерю выпуска и дохода — из-за пагубного влияния налогов и трансфертов на стимулы к трудовой деятельности, к сбережениям и инвестициям, а также к желанию нести предпринимательский риск. Она также свидетельствует о том, что ресурсы следует передать в ведение тех, кто управляет системой налогов и трансфертов. [c.754]

Влияние налогов и амортизационной политики на формирование чистого денежного потока. [c.21]

В этой же работе рассматривалось влияние налогов на форми- [c.31]

На предварительной стадии оценки эффективности инвестиционных проектов влиянием налогов можно пренебречь и оценивать денежные потоки и показатели эффективности без них (показатели брутто). Однако необходимо иметь в виду, что налоги оказывают значительное влияние на денежные потоки, связанные с инвестициями. [c.54]

Как правило, в модель включаются только налоги, размер которых зависит от объема прибыли, т.е. разницы между доходами и расходами. Влияние налогов на инвестиционные решения необходимо учитывать в следующих случаях [c.54]

П. П. Гензель. Влияние налогов на народное хозяйство СССР (1928) [c.183]

Понимание переложения как процесса (оно возможно лишь в процессе обмена) позволило М. Панталеоне сформулировать динамический закон переложения, который тесно связан с проблемой влияния налога на цену. Анализ влияния налога на цену М. Панталеоне прослеживает в условиях монополии и свободной конкуренции. Налоги влияют на цену в качестве издержек производства. Монополист теряет, если даже повысит цену под влиянием налога, так как сокращается потребление, и прежнего наиболее выгодного сочетания цены и сбыта ему не добиться, следовательно, и в этом случае налог падает на монополиста и не перелагается. В качестве иллюстрации приведем пример, предложенный В. Твердохлебовым. Собственник знаменитой картины сбывает ежегодно 500 копий по 1 ф. ст. каждая. Под влиянием налога в 3 ф. ст. с копии он повышает цену до 5 ф. ст., но сбывает всего 20 экземпляров, таким образом, его чистый доход падает с 500 до 40 ф. ст. налог уплачивается им, а не потребителем, так как и до налога он мог бы установить цену в 5 ф. ст. и получить 100 ф. ст. дохода. В этом примере и плательщик теряет, и потребитель - от повышения цены и сокращения потребления. Очевидны невыгодность налога при монополии и необходимость при обложения какого-либо блага его предварительного освобождения от монополии. [c.160]

Если посмотреть глазами профессионала-современника, то, пожалуй, одна из основных заслуг М. Панталеоне состоит в том, что он первый проанализировал и установил функциональную зависимость между налогом и ценой. Это был как раз тот уровень в исследовании этого вопроса, который создал одну из важных предпосылок практического анализа влияния налогов на народное хозяйство и дальнейшего теоретического анализа. Сильной и в то же время слабой стороной теории переложения М. Панталеоне является его трактовка цены. Он признавал роль потребности и спроса в образовании цены, но для него цена определялась прежде всего субъективными факторами, предельной полезностью. Подвергая критике теорию факторов производства Ж.Б. Сэя, М. Панталеоне был на пути к истине, утверждая, что нельзя со- [c.160]

Конильяни (1890) дает анализ влияния налогов на производство, исходящий из теории предельной полезности. Сокращение дохода плательщика повышает субъективную ценность всех благ, а так как производительная деятельность человека продолжается до тех пор, пока тягость труда не превысит полезность его продукта, то повышение оценки последнего ведет к усилению деятельности. [c.161]

В дальнейшем голландские и английские экономисты (XVII-XVIII вв.) поставили вопрос о влиянии налогов на производство. Д. Мак-Куллох (1789-1864) в своих возражениях против доводов А. Смита о вредном влиянии вызванных войнами налогов на благополучие страны формулирует положение о стимулирующем воздействии налогов на производство. Он указывает, что большая часть тех доходов, которые были израсходованы на ведение войн и которые так поражают А. Смита, не были бы вообще никогда созданы, если бы не было налогов. Нарисовав картину колоссального роста богатств в Англии в 1688-1817 гг., Д. Мак-Куллох писал Смит забыл, что рост налогов имеет такое же сильное влияние на нацию, как на частного человека увеличение его семьи или его необходимых издержек. Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., ощущавшееся всеми классами, дало стимул прилежанию, предприимчивости и изобретательности и возбудило дух экономики, который мы напрасно пытались бы развить менее сильными средствами. Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта 1. [c.236]

Финансовая наука не только исследовала вопрос о влиянии налогов на народное хозяйство, но, насколько позволял ее собственный уровень, а также уровень развития экономической науки и статистики, решала вопросы исчисления тяжести налогообложения, т.е. исследовала вопрос об измерении этого влияния. Проблема исчисления тяжести обложения в 20-е гг. XX в. включала два аспекта внешний и внутренний. Первый, внешний аспект - это проблема исчисления тяжести обложения всей страны в целом, что было необходимо прежде всего в целях сравнительного изучения тяжести обложения в разных странах. Второй аспект, внутренний - проблема изучения распределения налогового бремени между разными социальными группами. Вопрос об изучении тяжести обложения был поднят в XVIII в. Знания, накопленные финансовой наукой, позволяли исследовать внешний аспект тяжести налогообложения. [c.242]

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов. выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет оп ределенный предел. [c.132]

Перйое — это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с т очки зрения принятого принципа. Второе— соответствие дифференциации налоговых обязательств различиям в их положении. Оба эти принципа, по сути, выражают идею запрета на дискриминацию в налогообложении. После выбора" принципов налогообложения в целом и расчета необходимой суммы, следует сформировать общую структуру системы, т.е. выбрать конкретные виды и рассчитать ставки. Делать это нужно на базе анализа воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, так как только он позволяет выявить искажающее влияние налогов неправильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений. 75 [c.44]

 Фото: iStock

По словам вице-премьера Юрия Борисова, правительство вынужденно пошло на изменение уже принятых правил налогообложения. "Надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 года можно будет вернуться к преференциям", - подчеркнул Борисов, выступая на Тюменском нефтегазовом форуме. Он отметил, что дополнительные расходы бюджета из-за пандемии в этом году составили примерно 4 трлн рублей. "Они требуют возмещения, и для Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, такое решение наиболее простое", - сказал вице-премьер.

Фото: iStock

Фото: iStock

Если вкратце говорить о предложенных изменениях, то они предполагают отмену целого ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), некоторых преференций по уплате экспортной пошлины на нефть и коэффициента выработанности запасов, который применялся при расчете налоговых выплат. Взамен компаниям, которые пока получают перечисленные фискальные послабления, предлагается перейти на налог на добавленный доход (НДД), пилот которого был запущен в 2019 году для 5 групп месторождений Западной и Восточной Сибири, Каспия и Арктики. Теперь, кроме этих регионов, применять НДД станет возможно для участков недр на Северном Кавказе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Но условия НДД также ужесточаются.

В пресс-службе Минфина "РГ" подчеркнули, что предлагаемая корректировка параметров НДД в долгосрочной перспективе не приведет к сокращению добычи нефти. Принимаемые меры позволят оптимизировать предоставление налоговых льгот в нефтяной отрасли, а также компенсировать выпадающие доходы бюджета, объем которых в 2019 году превысил запланированные показатели (по НДД) и составил порядка 200 млрд рублей.

"Переход участков с льготой по выработанности на НДД по-разному будет отражаться на активах",- говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. - Где-то это позволит ввести в разработку нерентабельные в текущих условиях запасы. Но в среднем по отрасли нагрузка немного вырастет.

В невыгодном положении оказались проекты по добычи сверхвязкой нефти в Волго-Уральском районе и Западной Сибири, а также отдельные месторождения сложные для разработки почти во всех нефтеносных провинциях нашей страны. Для них отмена льгот означает снижение рентабельности производства. Если принятые меры временные, то в период действия ОПЕК+ падение или даже остановка добычи на этих участках не окажет особого влияния на ее общие объемы. Но после окончания сделки в 2022 году, когда производство нужно будет наращивать, это способно сильно затормозить процесс восстановления.

"В переходе с многочисленных льгот на единый налоговый режим - НДД, есть здравое зерно", - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Но очередное изменение правил игры может серьезно сказаться на инвестициях в отрасль, которой необходима налоговая стабильность. В совокупности же, это поставит под удар все проекты так или иначе связанные с отменяемыми преференциями. Невозможно изъять из отрасли 200 млрд рублей без ущерба для нее. Если раньше мы говорили о перспективах роста добычи после сделки ОПЕК+, то теперь же в лучшем случае придется очень стараться хотя бы выйти на уровень 2018-2019 годов. Причем его еще нужно будет удержать, ведь если добыча начнет падать, то и налоговые поступления расти не будут, сказал Симонов.

Фото: iStock

Фото: iStock

Отдельных слов заслуживает еще то, что ожидаемое снижение инвестиций вероятнее всего приведет к отмене или переносу запуска части новых проектов компаний, связанных с трудноизвлекаемой нефтью, проектов на шельфе, а также работ по созданию инновационных технологий разведки и добычи. А это значит, что нововведения затронут рынок труда, промышленность, науку и негативно скажутся на выполнении программы импортозамещения.

В Минэнерго тему комментировать отказались.

Читайте также: