Льготы по налогу на имущество ржд

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 03-05-05-01/35445 О рассмотрении предложения о сохранении в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6% на бессрочной основе с 2021 г.

Департамент налоговой политики в связи с письмом рассмотрел обращение ОАО по вопросу сохранения в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6%, на бессрочной основе с 2021 года и сообщает.

В настоящее время налоговая ставка в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, применяется в размере 1,6%, а начиная с 2021 года подлежит применению общеустановленная статьей 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предельная налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 2.2%.

При этом статьей 385 Кодекса установлены особенности исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

В отношении указанных объектов, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением понижающих коэффициентов. В течение шести налоговых периодов начиная с 1-го числа налогового периода, в котором соответствующее имущество было впервые принято на учет в качестве объекта основных средств, коэффициент принимается равным:

0 - в течение первого налогового периода;

0,1 - в течение второго налогового периода;

0,2 - в течение третьего налогового периода;

0,4 - в течение четвертого налогового периода;

0,6 - в течение пятого налогового периода;

0,8 - в течение шестого налогового периода.

При этом железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, должны соответствовать одному из следующих установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1056 требованиям: объекты построены (приобретены) в рамках инвестиционных программ хозяйственных обществ, федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"; объекты внесены в уставный капитал хозяйственных обществ в порядке оплаты размещаемых этими обществами дополнительных акций в связи с увеличением их уставного капитала; объекты переданы хозяйственным обществам Российской Федерацией по гражданско-правовым договорам.

В соответствии с Кодексом налог на имущество организаций относится к региональным налогам, средства от уплаты которого полностью зачисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и являются существенными доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации.

В этой связи при установлении налоговых преференций (льгот и пониженных ставок) по налогу на имущество организаций на федеральном уровне образуются выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, это приводит к необходимости компенсации их из федерального бюджета и определения источника такого возмещения.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации должна обеспечиваться, в первую очередь, за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне неэффективных льгот по региональным и местным налогам.

Таким образом, установление на федеральном уровне дополнительной налоговой льготы в виде пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры не соответствует проводимой в настоящее время налоговой и бюджетной политике.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом имеют полномочия по снижению предельной налоговой ставки, установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций на своих территориях в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и видов имущества, в том числе в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного предложение ОАО о сохранении в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6% на бессрочной основе не поддерживается.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

Ставка налога на имущество организаций в отношении ж/д путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, составляет 1,6%, а с 2021 г. будет применяться общеустановленная предельная ставка - 2,2%.

Минфин не поддержал предложение сохранить в отношении объектов ж/д инфраструктуры ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6% на бессрочной основе.

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин поручил представить предложения об установлении для объектов железнодорожной инфраструктуры с 2021 года ставки налога на имущество в размере 1,6%. Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля.

"Правительству РФ подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов и представить предложения об установлении с 2021 года ставки налога на имущество организаций, применяемой в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры, в размере 1,6%", - говорится в тексте поручения.

Помимо этого президент дал поручение до 10 августа проработать меры по восстановлению внутреннего туризма, а также возможность временного снижения ставок транспортного налога, применяемых в отношении транспортных средств, осуществляющих грузовые автомобильные перевозки. Ответственными назначены премьер-министр РФ Михаил Мишустин и высшие должностные лица субъектов РФ.

По итогам совещания по развитию транспорта глава государства также рекомендовал руководству регионов предусмотреть в рамках региональных программ поддержки бизнеса меры поддержки организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территориях субъектов РФ во всех видах сообщения, туристские перевозки водным транспортом, а также эксплуатацию автовокзалов и автостанций. Губернаторы должны представить соответствующие доклады до 15 июня и до 1 сентября 2020 года.

Лизинговые платежи

Путин поручил выделить 3,24 млрд рублей на лизинговые платежи по договорам, заключенным железнодорожными компаниями с отечественными лизингодателями.

"Направлять сэкономленные в течение 2020 года средства федерального бюджета, предусмотренные на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских железнодорожных компаний, в том числе 3,24 млрд рублей на лизинговые платежи по договорам, заключенным этими железнодорожными компаниями с российскими лизинговыми компаниями", - говорится в перечне поручений.

Докапитализация

Путин поручил правительству подготовить предложения о необходимости докапитализации лизинговых компаний с государственным участием, осуществляющих деятельность в сфере судостроения. "Представить предложения о необходимости докапитализации лизинговых компаний с государственным участием, осуществляющих деятельность в сфере судостроения, за счет федерального бюджета в целях снижения платежей в отношении судов, построенных российскими судостроительными организациями, а также установления фиксированного размера этих платежей", - говорится в документе.

Президент также поручил изучить возможность продления господдержки ранее заключенных лизинговых сделок, предметом которых являются морские и речные суда, построенные на российских верфях, в том числе предусматривающих компенсацию части лизинговых платежей. Лизинговые компании, согласно поручению, должны будут предусмотреть отсрочку до 31 декабря 2020 года по договорам лизинга автобусов, трамваев и троллейбусов с одновременным предоставлением таким компаниям отсрочки по уплате суммы основного долга и начисленных процентов по кредитным договорам, заключенным с российскими банками. При этом из федерального бюджета поручено выделить 5,8 млрд рублей на компенсацию лизинговым компаниям части недополученных ими доходов в связи с предоставлением отсрочки по уплате лизинговых платежей.

Кабмину также поручено подготовить предложения о возмещении в 2020 и 2021 годах налогоплательщикам акциза на бункерное топливо, предназначенное для заправки водных судов, непосредственно после его приобретения (при условии предоставления банковской гарантии). Господдержку должны получить и автотранспортные предприятия на компенсацию части лизинговых платежей по договорам лизинга грузовых автотранспортных средств, а также лизинговые компании, предоставившие таким предприятиям отсрочку по уплате лизинговых платежей. Кабмину поручено выделить субсидии и банкам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям на пополнение оборотных средств, с учетом сезонного характера деятельности организаций морского пассажирского и внутреннего водного транспорта.

Путин также поручил рассмотреть вопрос об упрощении правил предоставления государственных гарантий по кредитам, привлекаемым организациями транспорта в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития.

До 15 июня правительству необходимо обеспечить введение моратория на установление в 2020-2021 годах новых требований к находящемуся в эксплуатации железнодорожному подвижному составу, которые могут повлечь за собой увеличение стоимости его содержания. Также кабмин должен будет представить предложения по созданию механизма стимулирования перевозок угля на экспорт через порты северо-запада и юга России.

Железнодорожные операторы и ОАО РЖД пытаются предотвратить потери 18 млрд руб. в год в результате отмены с 2018 года федеральных льгот по налогу на новое движимое имущество. Проблема также может коснуться структур Росморречфлота и Росавиации. Государство предлагает заменить федеральную льготу региональными, но успех этой схемы вызывает сомнения у участников рынка.

На этой неделе у вице-премьера Аркадия Дворковича должно пройти совещание о возможном сохранении для транспортных средств, в том числе железнодорожного подвижного состава, федеральных льгот по налогу на движимое имущество, рассказали “Ъ” источники в отрасли. Один из них уточнил, что совещание было намечено на 17 июля. В секретариате вице-премьера от комментариев отказались.

Льгота была введена для стимулирования модернизации: движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, налогом не облагается. Но с 2018 года механизм изменяется: полномочия по введению льготы передаются на уровень субъектов РФ. Минтранс и железнодорожники выступили против. Еще в конце марта глава ОАО РЖД Олег Белозеров сообщал господину Дворковичу, что если ни один регион не даст льготу, то платежи монополии вырастут на 11,1 млрд руб., а следом и расходы грузоотправителей. По расчетам Совета потребителей ОАО РЖД, представленных в апреле вице-премьеру, для владельца 30 тыс. новых вагонов налоги вырастут на 600 млн руб. в год. Глава Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Константин Засов 10 мая сообщал Аркадию Дворковичу, что с учетом стоимости вагонов (по ряду типов более 2,6 млн руб. за штуку) и того, что они курсируют по всей территории РФ, предоставление регионом льготы будет одним из определяющих факторов для «принятия решения о месте учета имущества». Прекращение действия льготы приведет к уменьшению иных налоговых поступлений (так, в 2017 году члены СОЖТ уплатят в Москве 2,3 млрд руб. налога на прибыль) и перерегистрации имущества операторов туда, где льготы есть.

Ситуацию осложняет то, что с 2018 года субъекты РФ смогут получать дотации из федерального бюджета только при моратории на введение региональных налоговых льгот. ОАО РЖД в июне предложило Минтрансу не ограничивать дотации для тех, кто даст льготы железнодорожникам. В министерстве на запрос не ответили, но, по данным источников “Ъ”, чиновники там идею поддержали. В Минэкономики готовы лишь на постепенное введение нового порядка при отмене федеральной льготы. В Минфине свою позицию сформулировать не смогли.

Как в декабре ОАО РЖД получило все нужные льготы и индексации

Как в декабре ОАО РЖД получило все нужные льготы и индексации

Без региональных льгот, по сделанной Минтрансом оценке остаточной стоимости нового подвижного состава (аппарат правительства запросил предоставить ее до 6 июля), общие выпадающие доходы отрасли при ставке налога 2,2% составят 18 млрд руб. Источник “Ъ” на рынке уточнил, что дополнительное налоговое бремя на операторов составит 8 млрд руб. в год, что выразится в росте цен на уже поставленные новые вагоны на 107 руб. в сутки, а на те, которые придут в 2018 году,— на 130 руб. для типового парка и на 180 руб. для инновационного. По данным ОАО РЖД, на льготы готовы Москва, Петербург и, возможно, Свердловская область. Но, добавляет собеседник “Ъ”, фактически закон о льготной ставке 1,1% с 2018 года пока приняла только Тюменская область.

Между тем проблема коснется и других секторов, писал в мае замминистра транспорта Алан Лушников, в частности грузового и пассажирского автотранспорта. Придется также выделять средства бюджета госучреждениям, подведомственным Росморречфлоту, сократятся финансовые возможности ФКП, подконтрольных Росавиации. В Росморречфлоте “Ъ” подтвердили возможное увеличение нагрузки на бюджет в случае потери льготы, которая сейчас превышает 200 млн руб. в год.

Ситуация осложняется тем, что техника нередко находится в лизинге и может быть на балансе как лизингополучателя, так и лизингодателя. Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев уточняет, что если по договору лизинга основное средство на балансе лизингополучателя, то и платить налог будет он. «Перерегистрация действительно может позволить сократить налоговое бремя за счет региональных льгот,— говорит он.— Но на практике часто основные средства остаются на балансе лизингодателя, что, по сути, делает “переезд” лизингополучателя бессмысленным». Партнер, руководитель налоговой практики юрфирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова добавляет, что от того, на чьем балансе учтен предмет лизинга, зависит и то, как формируются первоначальная стоимость имущества и база для начисления налога. Если оно передается лизингополучателю, поясняет она, то кроме стоимости, переданной лизингодателем, в первоначальную стоимость включаются расходы, связанные с получением имущества.

Правила начисления налогов ЮЛ изложены в 30 главе НК РФ. Льготы, предоставляемые структуре при налогообложении, указаны в 381 статье. Объекты начисления налогов – это имущество, которое отражено в балансе компании. Данное правило содержится в статье 374 НК РФ.

Что является объектами, облагаемыми налогом?

Налоги начисляются на следующие формы имущества:

  • Находящееся в собственности предприятия.
  • Находящееся во временном пользовании или на доверительном управлении.
  • Используется в совместной деятельности (данный статус объектов должен быть отражен в официальных документах).

Все перечисленные объекты должны находиться в пользовании предприятия официально.

Что не является объектами налогообложения?

Объектами налогообложения не могут быть признаны следующие формы имущества:

  • Земля и прочие объекты природопользования.
  • Объекты, которые переданы федеральным органам для осуществления военной службы, нужд обороны.
  • Объекты культурно-исторического наследования.
  • Имущество, связанное с ядерной промышленностью.
  • Объекты, связанные с космической областью.
  • Движимая собственность, поставленная на учет после 31 декабря 2012 года.

Все данные объекты не облагаются налогом вне зависимости от того, учтены ли они официально. Однако есть некоторые нюансы. К примеру, если земля, переданная для нужд обороны, используется не по назначению или предоставляются в аренду, на нее будет начисляться налог. Нужно принимать во внимание все эти ограничения.

Кому предоставляются налоговые льготы?

Перечень предоставляемых льгот изложен в статье 381 НК РФ. Уменьшение начислений практикуется в отношении этих структур:

  • Уголовно-исполнительные структуры. Льготы предоставляются в отношении собственности, которая используется для исполнения уголовно-исполнительных нужд. В такие структуры входят в том числе следственные изоляторы, научно-исследовательские центры. Подробный перечень содержится в Постановлении РФ от 1 февраля 2000 года №89.
  • Религиозные структуры. Льготы предоставляются на объекты, необходимые для проведения религиозной деятельности. Рассматриваемые структуры должны соответствовать следующим признакам: вероисповедание, осуществление богослужений, проведение воспитания религиозного характера.
  • Сообщества инвалидов. В общественных структурах количество инвалидов не должно быть меньше 80%. Льготы распространяются на объекты, необходимые для ведения уставной деятельности. На некоторые объекты льготы не будут предоставляться: шины для авто, охотничьи ружья, изделия из меха, драгоценности, яхты.
  • Структуры, осуществляющие продажу фармацевтической продукции. Данная форма деятельности должна быть основной. Льгота предоставляются в отношении фармацевтических препаратов, направленных на борьбу с эпидемиями.
  • Компании, на балансе которых находятся культурно-исторические объекты. В перечень собственности, в отношении которой предоставляются льготы, входят объекты археологического наследия, научного значения.
  • Организации, на балансе которых есть объекты ядерной промышленности. В том числе это радиоактивные компоненты, структуры с ядерными реакторами.
  • Учреждения, на балансе которых есть железнодорожные пути, дороги для авто общего пользования. Льгота предоставляется только на определенные объекты, в отношении которых они приняты.
  • Структуры, на балансе которых есть космические объекты. Льготы регулируются Законом Российской Федерации от 1993 года №5663-1.
  • Структуры по производству протезно-ортопедических конструкций. Льготы предоставляются вне зависимости от организационной формы компании.
  • Собственность коллегий адвокатов. Для получения льгот коллегия должна соответствовать всем законам РФ.
  • Структуры, официально получившие статус научного центра. Порядок присвоения этого статуса оговорен Указом Президента №939.
  • Научные структуры академии наук РФ (медицинских, сельскохозяйственных и прочих). Льгота начала действовать с начала 2006 года.

К СВЕДЕНИЮ! Некоторые льготы были упразднены. К примеру, ранее налоговые льготы действовали в отношении компаний, на балансе которых находятся объекты социально-культурной области.

Как получить налоговые льготы?

Для оформления льгот нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Сбор требуемых документов.
  2. Обращение в ФНС по юридическому адресу компании.
  3. Составление заявления с прошением о льготе.

Для снижения налоговой нагрузки необходимо предоставить следующие виды документов:

  • Подтверждающие личность заявителя (паспорт).
  • Подтверждающие право собственности на налогооблагаемое имущество (к примеру, договор купли-продажи, документ, на основании которого возникло право временного пользования).
  • Бумаги, на основании которых появилось право на получение льгот (удостоверение инвалида, бумаги, подтверждающие деятельность организации).

Заявление может быть направлено в ФНС следующими методами:

  • Личное посещение налоговой службы.
  • Направление документа ценным письмом по почте.
  • Подача заявки в электронной форме (для этого нужно зайти на официальный сайт ФНС).

ВАЖНО! Заявление нужно подавать в соответствии с отчетным периодом. Направляется оно в ФНС до ноября текущего года. Льгота будет предоставлена только в следующем году. За нарушение сроков никаких штрафов не предполагается. Однако несвоевременная подача заявления несет убытки самому предприятию. Чем позже будут направлены документы, тем позже будут предоставлены налоговые льготы.

Основные группы льгот

Существуют следующие группы льгот:

  • Для ФЛ и ЮЛ.
  • Общие и специальные.
  • Социального и общеэкономического характера.
  • Федеральные и региональные (подразделяются в зависимости от того, каким органом была выдана льгота).

К СВЕДЕНИЮ! На данный момент происходит постоянное сокращение налоговых льгот. К примеру, в 2010 году льгот были лишены аэродромы, похоронные службы. Этот же закон повысил налоговые ставки для спортивных организаций.

ВНИМАНИЕ! Налоговые льготы во многом зависят от формы налогов, по отношению к которым они применяются. Нужно принимать во внимание, что субъекты РФ обладают определенными полномочиями касательно изменения нюансов налогообложения. Поэтому размер льгот может зависеть от того, в какой местности они выданы. Рекомендуется изучить местные законы.

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Налог на имущество обязателен для организаций на ОСНО, у которых есть на балансе основные средства, а также для «упрощенцев», имущество которых попадает в перечень ст. 346.11 НК РФ и облагается налогом по кадастровой стоимости. Налоговый период имущественного налога — 1 год. Каждый квартал вносятся авансовые платежи по налогу. Отчетные периоды зависят от налоговой базы. Для среднегодовой стоимости — это первый квартал, полгода и девять месяцев. Для кадастровой — первый, второй и третий квартал. Разница в том, что в первом случае налог рассчитывается нарастающим итогом, а во втором — поквартально. В статье расскажем о расчете налога в 2021 году.

Налоговая ставка по имущественному налогу для юрлиц

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р) .

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

Сроки уплаты имущественного налога в 2021 году


Точные сроки уплаты в федеральном законодательстве отсутствуют. Регионы решают сами, когда вам платить налог на имущество (ст. 383 НК РФ). Если в региональном законе не предусмотрено иное, организация перечисляет авансовые платежи в течение налогового периода. Как правило, последний срок уплаты аванса по налогу — 30 число месяца, следующего после отчетного квартала. Но уточните актуальный срок в своем регионе.

  • Расчет за первый квартал — 30 апреля 2021;
  • Расчет за 6 месяцев — 30 июля 2021;
  • Расчет за 9 месяцев — 1 ноября 2021.

Четыре квартала года составляют налоговый период по налогу на имущество. Поэтому за 4 квартал нужно сдать декларацию в сроки, установленные законодательством субъекта, но не позднее 30 марта.

С 2020 года отменена обязанность по сдаче налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также появляется возможность сдать единую налоговую отчетность по налогу.

Налогоплательщик, который состоит на учете в разных ИФНС по месту нахождения своих объектов недвижимости в одном субъекте РФ, сможет отчитываться в одну инспекцию по своему выбору. Налоговый орган субъекта нужно уведомить о своем решении до 1 марта.

Налог на недвижимость по кадастровой стоимости в 2021 году

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения , расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

Система рассчитает налог, подготовит платежку


« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

В 2021 году уточнили порядок расчета налога на имущество, когда меняется кадастровая стоимость недвижимости. По стандартным правилам изменение кадастровой стоимости не повлияет на расчет налога в текущем и прошлых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают:

1. Кадастровая стоимость изменилась задним числом, то есть до начала текущего или истекшего налогового периода. Даты начала применения измененной кадастровой стоимости в разных случаях перечислены в ст. 18 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. Например, такое может быть, если индекс недвижимости снизился более чем на 30 %.

2. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для расчета налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости.

Налог на движимое имущество

С 1 января 2019 года для организаций отменен налог на движимое имущество (ФЗ от 03.08.2018 №302-ФЗ). Даже в том случае, если регион не подтвердил право на льготу. В 2020 году движимое имущество по-прежнему не облагается налогом.

Однако сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе как ОС, теперь нужно отражать в разделе 4 декларации по налогу на имущество. Это связано с тем, что в основные направления налоговой политики на 2021-2023 годы включили проработку возврата обложения движимого имущества налогом. Власти обещают снизить ставки, чтобы налоговая нагрузка на бизнес не выросла. Кроме того, обложение движимого имущества поможет избежать многочисленных споров по категории объектов.

Налог на имущество в 2021 году

Авансы по налогу на имущество

Каждый квартал авансы по этому налогу должны уплатить все организации, у которых на балансе имеется подлежащее налогообложению недвижимое имущество. Если иное не предусмотрено региональным законодательством. Стоимость имущества в этом случае значения не имеет, важна налоговая база. Авансы рассчитываются по среднегодовой стоимости или стоимости по кадастру. Попробуем рассчитать аванс исходя из данных по среднегодовой стоимости. Вычисляем среднюю стоимость имущества за год. Это будет авансовая налоговая база.

Стоимость средняя = (Сумма остаточных стоимостей на начала месяцев + Сумма конечных стоимостей имущества за эти месяцы и месяц после / (количество месяцев в отчетном периоде + 1). Остаточная стоимость считается с учетом амортизации.

Пример 1. В ООО «Ромашка» на начало года было амортизируемого имущества на 100 000 рублей. Ежемесячная амортизация — 5 000 рублей. Соответственно каждый месяц на эту сумму уменьшалась остаточная стоимость. К июлю 2020 года она упала до 70 000 рублей.

Налоговая база = (100 000 + 95 000 + 90 000 + 85 000 + 80 000 + 75 000 + 70 000) / 7 = 85 000 рублей.

Аванс за 2 квартал = (Налоговая база × Налоговая ставка) / 4 = (85 000 × 2,2%) / 4 = 467,5 рубля.

Рассчитаем аванс по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года для компании с несколькими объектами налогообложения. В этом случае для расчета нужно указать налоговую базу исходя из средней суммы остаточной стоимости за год.

Пример 2. У ООО «Лютик» есть два объекта с остаточной стоимостью на начала года в 100 и 300 тысяч рублей. Амортизация этих объектов 5 000 и 10 000 в месяц соответственно.

Налоговая база = ((100 000 + 300 000) + (95 000 + 290 000) + (90 000 + 280 000) + (85 000 + 270 000) + (80 000 + 260 000) + (75 000 + 250 000) + (70 000 + 240 000) + (65 000 + 250 000) + (60 000 + 240 000) + (55 000 + 230 000))/ 10 = 276 000 рублей

Аванс за 3 квартал = (276 000 × 2,2%) / 4 = 1 518 рублей.

Рассчитываем аванс по налогу на имущество за 2 квартал 2021 года исходя из кадастровой стоимости.

Формула для расчета простая: Аванс = Кадастровая стоимость × Ставка налога / 4. Подсчет упрощается тем, что кадастровая стоимость описана в госкадастре по недвижимости. Узнать ее можно в специальном сервисе, введя кадастровый номер или адрес объекта.

Пример 3. Кадастровая стоимость имущества ООО «Василек» равна 1 162 000 рублей.

Аванс за 3 квартал = (1 162 000 × 2,2%) / 4 = 6 391 рублей.

Налог на имущество за 2021 год

Юридические лица рассчитывают налог на имущество самостоятельно. Чтобы рассчитать налог на имущество за год, нужно уменьшить платеж на авансы, перечисленные в течение года. Налоговая база рассчитывается как сумма остаточной стоимости каждого объекта на первое число месяца и последний день расчетного периода (31 декабря).

Пример 4. У ООО «Гладиолус» с начала года имеется амортизируемое имущество на 1 165 000 рублей. Ежемесячная амортизация — 8 000 рублей. Следовательно, остаточная стоимость имущества ежемесячно уменьшается на 8 000 рублей.

Остаточная стоимость:

  • 1 января —1 165 000 рублей
  • 1 февраля — 1 157 000 рублей
  • 1 марта — 1 149 000 рублей
  • 1 апреля — 1 141 000 рублей
  • 1 мая — 1 133 000 рублей
  • 1 июня — 1 125 000 рублей
  • 1 июля — 1 117 000 рублей
  • 1 августа — 1 109 000 рублей
  • 1 сентября — 1 101 000 рублей
  • 1 октября — 1 093 000 рублей
  • 1 ноября — 1 085 000 рублей
  • 1 декабря — 1 077 000 рублей
  • 31 декабря — 1 069 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000) / 4 = 1 153 000 рублей

Авансовый платеж = 1 153 000 × 2,2% / 4 = 6 341,5 рубля

Авансовый платеж за 6 месяцев

Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000 + 1 133 000 + 1 125 000 + 1 117 000) / 7 = 1 141 000 рублей

Авансовый платеж = 1 141 000 × 2,2% / 4 = 6 275,5 рубля

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 +. + 1 093 000) / 10 = 1 129 000 рублей

Авансовый платеж = 1 129 000 × 2,2% / 4 = 6 209,5 рубля

Уплата налога за год

Налоговая база = (1 165 000 +. + 1 069 000) / 13 = 1 117 000 рублей

Платеж по налогу за год = 1 117 000 × 2,2% - (6 341,5 + 6 275,5+ 6 209,5) = 5 747,5 рубля

Оплачивайте имущественный налог и отправляйте расчеты и декларацию через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Избавьтесь от рутины, оплачивайте налоги и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Попробуйте 14 дней бесплатной работы!

Читайте также: