Льготы по налогам для организаций использующих труд осужденных к принудительным работам

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 мая 2015 г. N 03-03-06/4/29151 Об учете в целях налогообложения прибыли организаций доходов полученных от осуществления приносящей доход деятельности как с привлечением осужденных к труду, так и без привлечения труда осужденных

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов полученных от осуществления приносящей доход деятельности как с привлечением осужденных к труду, так и без привлечения труда осужденных и сообщает следующее.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также с пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если она закреплена в его учредительных документах и служит обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 статьи 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах. Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.

Федеральным законом от 24.11.14 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду. В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН), утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.

Таким образом, федеральные казенные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (далее - федеральные казенные учреждения), в целях обеспечения реализации полномочий ФСИН России привлекают осужденных к труду. На практике в результате привлечения осужденных к труду федеральные казенные учреждения реализуют как результаты выполненных работ и оказанных услуг, так и товары.

Учитывая изложенное, в рамках реализации полномочий ФСИН России по привлечению осужденных к труду доходы федеральных казенных учреждений от выполнения работ и оказания услуг не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в то время как доходы от реализации товаров, полученные в рамках реализации тех же полномочий ФСИН России, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.С. Кизимов

Обзор документа

С 1 января 2015 г. при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

Разъяснено, что федеральные казенные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в целях обеспечения реализации полномочий ФСИН России привлекают осужденных к труду. На практике в результате привлечения осужденных к труду федеральные казенные учреждения реализуют как результаты выполненных работ и оказанных услуг, так и товары.

Таким образом, в рамках реализации полномочий ФСИН России по привлечению осужденных к труду доходы федеральных казенных учреждений от выполнения работ и оказания услуг не учитываются при налогообложении прибыли. В то же время доходы от реализации товаров, полученные в рамках реализации тех же полномочий ФСИН России, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

13 сентября член Совета Федерации Андрей Кутепов направил в Правительство РФ проект федерального закона (есть в распоряжении «АГ») о внесении изменений в НК РФ, предусматривающих снижение налоговой нагрузки производственных организаций, использующих труд осужденных.

Так, предлагается дополнить ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» новым п. 58, согласно которому к ним относятся доходы, при получении которых использовался труд осужденных к лишению свободы. Предусматривается, что они не будут облагаться налогом при соблюдении нескольких условий. Во-первых, размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного МРОТ. Во-вторых, у компании должна отсутствовать задолженность по оплате труда осужденных. В-третьих, затраты на оплату труда осужденных с учетом взносов на обязательное страхование по договорам, предметом которых является поставка товара (готовой продукции), составили не менее 10% от полученной суммы доходов или по договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, составили не менее 30% от полученной суммы доходов.

Также в ст. 381 НК «Налоговые льготы» предлагается внести новый п. 27, касающийся имущества, используемого для привлечения осужденных к труду. К движимому имуществу в данном случае относится имущество рабочего места осужденного; к недвижимому – имущество, в котором не менее 50% рабочих мест, существующих в данном помещении, заняты осужденными. Кроме того, предприниматели могут использовать свои здания и помещения для привлечения осужденных к труду.

В комментарии «АГ» сенатор Андрей Кутепов пояснил, что пенитенциарная система России обладает свободными трудовыми ресурсами из числа осужденных в количестве 280 человек. «Существующий механизм привлечения осужденных к труду не предусматривает прямого финансирования из федерального бюджета на выполнение данной государственной функции, что требует полной самоокупаемости производственной деятельности, а для минимального воспроизводства – наличия финансового результата», – указал он.

По мнению автора поправок, одним из способов решения вопроса является привлечение бизнес-сообщества. «Размещение производств на территориях учреждений УИС, а также привлечение труда осужденных в иных формах позволят создать дополнительные рабочие места в период отбывания наказания осужденными, задействовать производственные мощности учреждений УИС (многие из которых простаивают), увеличить объем производимой продукции пенитенциарными учреждениями, частично решить вопрос с обеспечением осужденных рабочими местами после отбывания наказания, так как хорошо зарекомендовавшие себя работники в период отбывания наказания могут быть привлечены предпринимателем, для которого работал осужденный, и после отбывания наказания», – пояснил Андрей Кутепов. Он считает, что предлагаемые меры будут способствовать и снижению рецидивной преступности.

Комментируя «АГ» предлагаемые поправки, юрист Департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп Александр Беляев отметил, что формулировки проекта содержат много разночтений, которые могут привести к увеличению судебных споров по необоснованной налоговой выгоде. По его мнению, не исключено, что налогоплательщики станут использовать осужденных в качестве номинальных сотрудников для получения налоговой выгоды, что приведет к снижению размера налогов, перечисляемых в бюджет.

Что касается налога на движимое имущество, то в соответствии с действующим законодательством оно не облагается налогом на имущество организаций, однако в законопроекте фигурирует как объект налогообложения. «Из формулировки законопроекта не следует, что осужденные должны быть задействованы именно в производственных компаниях. В целом, полагаю, количество указанных компаний возрастет, однако их основной целью станет использование в налоговом планировании холдингов – так же, как использовали труд инвалидов. Если бизнес и захочет привлекать осужденных, то только из-за льготы по налогу на прибыль, а если их привлекут к реальной трудовой деятельности, возможно, из этого что-то получится», – пояснил эксперт.

Александр Беляев считает, что принятие поправок способно привести к увеличению количества налоговых споров по налогу на прибыль. «Налоговики станут косо смотреть на компании, использующие труд осужденных, вызывать их на допросы, запрашивать первичные документы, подтверждающие реальную работу осужденного в компании. Учитывая, что бюджет любой страны преимущественно составляют налоговые отчисления, то Правительству РФ придется задуматься о том, что важнее: трудоустроенность осужденных или бюджет страны», – отметил юрист.

Генеральный директор юридической компании «Глазунов и Семёнов» Валерий Глазунов полагает, что законопроект, возможно, сумеет заинтересовать бизнес-сообщество. Однако, несмотря на свежие идеи, риск от привлечения к работам осужденных достаточно велик. По мнению эксперта, дело в личных качествах людей и их склонности к рецидиву. «Принимая на работу осужденного, работодатель передает в его пользование материальные ценности, сохранность которых должен обеспечивать работник. Кроме того, появление в коллективе осужденного лица может повлечь увольнение других сотрудников, которые по тем или иным причинам не смогут с ним работать», – пояснил он.

Валерий Глазунов подчеркнул ряд аспектов, прямо не урегулированных законопроектом. В частности, каким образом бизнесу будут предоставляться мощности исправительного учреждения, а также на чьи средства будут модернизироваться мощности исправительных учреждений, которые не обновлялись со времен СССР. Третий ключевой вопрос, по его мнению, состоит в том, как без изменения самой исправительной системы можно организовать эффективное производство на территории исправительных учреждений. «Стоит напомнить, что мы живем в цифровую эпоху, в которой элементарные чертежи находятся на цифровых носителях, а в исправительных учреждениях запрещено пользоваться даже сотовыми телефонами, не то что компьютерами и планшетами», – пояснил эксперт.

Валерий Глазунов также обратил внимание на следующую фразу в законопроекте: «доходы российской организации, при получении которых использовался труд осужденных к лишению свободы». Эксперт напомнил, что лица, осужденные условно, тоже приговорены к лишению свободы, но «с испытательным сроком»: «Возникает вопрос: речь в законопроекте идет обо всех осужденных или только о тех, кто находится в исправительных учреждениях?»

В целом, как считает эксперт, идея законопроекта действительно интересна: «Это попытка организовать систему исполнения наказаний, похожую на американскую, где бизнес привлекает труд осужденных, при этом выигрывают и осужденные, и государство, и бизнес». По его мнению, в России данный законопроект – лишь первый небольшой шаг к перестраиванию системы исполнения наказаний. «Главное, чтобы благая идея не превратилась в бюрократическую волокиту с непонятными требованиями и регламентами, как произошло с инвалидами, для трудоустройства которых нужно понести больше расходов, чем размер итоговой экономии», – отметил Валерий Глазунов.

Эксперт также добавил, что практически весь малый бизнес в стране находится не на общей системе налогообложения, для которой актуальна оптимизация налога на прибыль, а на «упрощенке», и чтобы привлечь малый бизнес к участию в подобных проектах, ему нужно предложить что-то иное.

Здравствуйте. Можно ли отрабатывать принудительные работы у индивидуального предпринимателя?


Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!
Согласно ст.60.1 УИК РФ, осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном центре, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.
При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в имеющихся исправительных центрах по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительный центр, расположенный на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения (привлечения к труду).
По письменному заявлению осужденного к принудительным работам либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного он может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного.
Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В целях привлечения к труду осужденных к принудительным работам на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных, могут создаваться участки исправительных центров, расположенные вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся. Порядок создания и функционирования указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Типовой договор между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частями второй и второй.1 настоящей статьи.
Перевод осужденного к принудительным работам для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного центра, при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре, а также в случаях, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
По письменному заявлению осужденного к принудительным работам, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой или второй настоящей статьи, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного центра в другой, такой осужденный переводу в другой исправительный центр не подлежит.
Таким образом, при отбывании принудительных работ Вы можете работать только в местах, определенных администрацией исправительного учреждения.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Кого привлекают к принудительным работам. Об исправительных центрах

Принудительные работы появились в российской системе исполнения наказаний относительно недавно. Однако в связи с гуманизацией общества и дефицитом дешевой рабочей силы они все чаще назначаются судами там, где ранее применялось лишение свободы.

По существу, эта мера наказания считается менее жесткой, нежели лишение свободы. Тем не менее, принудительные работы (не путать с исправительными и обязательными) – это далеко не полная свобода, а лишь приблизительное ее подобие. Словом, не сахар, но лучше, чем колония или тем более тюрьма, где условия не в пример хуже.

Что такое принудительные работы?

Обратимся к УК РФ. Статья 53.1 целиком посвящена принудработам. Мы видим: суть наказания заключается в привлечении осужденного к труду по указанию органов уголовно-исполнительного наказания (УИН).

Иными словами, осужденный обязан выполнять работу, которую ему назначают – возможность выбора отсутствует.

Это вступает в некоторое противоречие с конституционными правами российского гражданина, но международные конвенции допускают такую меру в качестве наказания по приговору суда. Номинально ни о каком рабстве речи не идет.

Принудительные работы сопоставляются с лишением свободы в соотношении 1:1, то есть по срокам это абсолютно равнозначные наказания.

Принудработы следует отличать от исправительных и обязательных, которые тоже назначаются судом. Первые – самые жесткие!

По статье 50 УК РФ, исправработы позволяют осужденному жить дома и трудиться на основном месте работы, но из его зарплаты в течение 2-24 месяцев отчисляется 5-20% в государственную казну. При отсутствии постоянного места работы его определяет местный орган власти по согласованию с органами УИН, но обязательно в районе места жительства осужденного.

Статья 49 УК РФ регламентирует, что срок обязательных работ исчисляется в часах (от 60 до 480) и отбывается в свободное от основной трудовой деятельности или учебы время, на общественно-полезных работах без оплаты. В день может быть назначено не более 4 часов обязательных работ.

Кто может быть привлечен к принудительным работам

Принудработы могут быть назначены:

В соответствии со статьей 53.1 УК РФ принудработы назначаются за преступления небольшой/средней степени тяжести либо тяжкие преступления, совершенные впервые. По приговору суда может быть назначено не более 5 лет принудительных работ.

  • В качестве смягчения наказания.

В 2019 году статья 80 УК РФ претерпела значительные изменения. Именно тогда там было прописано отдельное смягчение наказания в виде замены не отсиженной в МЛС части срока на принудительные работы. Причем заменить отсидку на принудработы можно значительно раньше, чем применить другие смягчения либо выйти по УДО. В таких случаях срок принудительных работ может превышать обозначенные выше 5 лет.

  • В качестве ужесточения наказания.

Обычно это наказание применяется к нарушителям условий исправительных и обязательных работ, но теоретически принудработы могут быть назначены даже за злостное уклонение от уплаты штрафа.

Категории осужденных, к которым принудительные работы не применяются, достаточно многочисленны:

  • инвалиды I-II групп;
  • несовершеннолетние;
  • беременные и матери детей до 3-х лет;
  • пенсионеры (пока что женщины с 55 и мужчины с 60 лет);
  • военнослужащие всех категорий.

Исправительные центры - что это?

В 2020 году в России насчитывается около шестидесяти исправительных центров (ИЦ), но это число неуклонно растет. Условия содержания в них сильно различаются – единых норм пока что не разработано.

ispravitelnye-centy-rossii

Некоторые ИЦ организованы на базе колоний. Их территория отделена от основной зоны, но тщательно охраняется. В таких ИЦ режим обычно очень жесткий, почти как в колониях. Их охраняют те же сотрудники ИК, которые не видят особой разницы между колонией и ИЦ. Выхода за территорию в нерабочее время практически нет, условия в общежитиях-бараках – крайне спартанские.

В исправительных центрах, созданных на базе не ИК, а аналогичных учреждений времен СССР, режим обычно куда мягче. Осужденные живут в комнатах по 5-6 (иногда больше) человек, есть телевизоры, холодильники, оборудованные кухни. Можно пользоваться современными гаджетами и мобильной связью.

В нерабочее время по разрешению администрации разрешен выход за территорию ИЦ. Осужденных отпускают в магазины, поликлиники, на длительные встречи с родственниками. Особо примерным дают оплачиваемые отпуска и разрешают провести их дома.

Администрация ИЦ периодически проводит обыски и досмотры осужденных. Найденная запрещенка (спиртное, наркотики, карты, порнография и т. д.) изымается, на нарушителя налагается взыскание.

Осужденные направляются, как правило, на самые низкооплачиваемые и грязные работы: уборка помещений и территорий, озеленение и пр. Редко кто получает значительно больше, чем минимальная зарплата. К тому же из нее высчитываются не только положенные по закону проценты, но и расходы на еду (осужденных кормят в местных пунктах питания), а также отчисления по искам, если таковые имеются.

Да, на принудительных работах точно не разбогатеешь, да и режим далек от санаторно-курортного, особенно если в ИЦ жесткий начальник. Но это в любом случае лучше, чем лишение свободы и социальная изоляция от нормального (не криминального) общества.


Автор: юрист Дмитрий Анисимов

Как вид уголовного наказания принудительные работы введены Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ. Положения УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 года.

Принудительные работы– это самый строгий вид наказания, не связанный с изоляцией от общества. Альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести или за совершение тяжкого преступления впервые.

Принудительные работы– это промежуточный этап, «ступенька» на пути к условно-досрочному освобождению, смягчению наказания (в виде штрафа, исправительных работ или ограничения свободы).

Как попасть из исправительной колонии в ИЦ и УФИЦ

Для того, чтобы осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, попал на принудительные работы, требуется подать ходатайство о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Образец

Неотбытая часть наказания в виде лишения свободы может быть заменена принудительными работами после фактического отбытия осужденным за совершение:

преступления небольшой или средней тяжести- не менее одной четвертой срока наказания;

тяжкого преступления - не менее одной трети срока наказания;

особо тяжкого преступления - не менее половины срока наказания.

Такой подход не применим к ряду преступлений, особо оговоренных в ч. 2 ст. 80 УК РФ.

Процедура рассмотрения ходатайства

Суд в течение 14 суток, со дня поступления ходатайства, принимает или не принимает ходатайство к рассмотрению.

Еще не менее 14 суток (с учетом времени для оповещения осужденного, органов прокуратуры и администрации исправительной колонии) необходимо для назначения судебного заседания, на котором ходатайство подлежит рассмотрению по существу.

При рассмотрении ходатайства осужденного о замене ему неотбытой части наказания принудительными работами суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.

Кому не назначают принудительные работы

Наказание в виде лишения свободы не может быть заменено на принудительные работы ряду лиц, указанных в ч. 7 ст. 53.1 УК РФ

  • инвалидам (кроме трудоспособных инвалидов третьей группы),
  • женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста,
  • мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.

Общим неформальным препятствием для перехода на принудительные работы может также послужить переполненность ИЦ и УФИЦ и соответствующее этому «нежелание» администрации исправительной колонии способствовать замене осужденному наказания в виде лишения свободы на рассматриваемый вид наказания.

ИЦ и УФИЦ

К концу 2017 года многие суды выработали практику замены в порядке статьи 80 УК РФ лишения свободы принудительными работами - как более мягким видом наказания с меньшей долей карательного элемента, в том числе для лиц, признанных виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Наполняемость учреждений ФСИН, предназначенных для отбывания принудительных работ — исправительных центров (ИЦ) и участков, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) — в течение 2017—2018 годов находилась на незначительном уровне.

Во-первых, в силу осторожного отношения судов к использованию нового вида наказания.

Во-вторых, из-за отсутствия в системе ФСИН России широкой практики трудоустройства для категории осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ.

В-третьих, в силу недостатка иного опыта использования такого вида наказания.

В 2019 году вступил в действие Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». В нем предусмотрено сокращение сроков фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работам, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.

С этого периода наполняемость ИЦ и УФИЦ резко возросла за счет лиц, которым лишение свободы в порядке статьи 80 УК РФ заменена принудительными работами.

Условия отбывания наказания

К середине 2019 года доля лиц, которым лишение свободы заменено принудительными работами, стала основной для отбывающих наказание в ИЦ и УФИЦ. Большинство исправительных учреждений в настоящее время переполнены. Не соблюдаются нормы жилой площади на одного отбывающего наказание, а также иные нормы в расчете на одного осужденного. В настоящее время ощущается нехватка мебели и бытового оборудования: холодильников, газовых и электрических плит для приготовления пищи, мест хранения личных вещей, стирки и сушки белья и одежды.

Контингент

Контингент лиц, которым лишение свободы заменено принудительными работами–это трудоспособные мужчины в возрасте от 25 до 55 лет. Примерно 10-20 % от общего числа осужденных, в разных учреждениях, составляют женщины. Женщины проживают в отдельных помещениях (комнатах) и с мужчинами пересекаются только при проведении общих проверок.

Абсолютное большинство таких осужденных изначально приучено к труду. Как добросовестные работники они проявили себя и при отбывании наказания в исправительных колониях, что явилось обязательным условием замены им наказания на более мягкое.

Отбывание наказания в виде принудительных работ не является «прогулкой» или «пребыванием в санатории». Такое наказание связано с достаточно жестким режимом (распорядок дня включает в себя время подъема, умывания и туалета, физической зарядки, уборки помещений и территории, приема пищи, проверки, следования на работу и обратно, время отбоя и непрерывного восьмичасового сна, при этом сон и приемы пищи в неустановленное время запрещены).

Со стороны администрации учреждений в отношении осужденных регулярно производятся досмотры, возможны внезапные обыски.

Виды трудовой деятельности

Принудительные работы–это тяжелый посменный физический труд на предприятиях различных форм собственности, связанный с уборкой и переработкой отходов, ручными погрузочно-разгрузочными операциями, вредными производствами (изготовлением пескоцементных стройматериалов, производством и переработкой полимеров и пр.), немеханизированной работой в сельском хозяйстве.

Осужденные– это лучшие работники для предприятий. Они дисциплинированы, в продолжительный период времени не ориентированы на увольнение или смену характера работы, даже близко не ассоциируются с употребляющими алкоголь или иным асоциальным поведением.

Для получения возможности досрочного освобождения такие работники нацелены исключительно на производительный труд.

Заработная плата

В большинстве случаев заработная плата осужденных к принудительным работам находится на уровне минимального размера оплаты труда или несколько выше его. С зарплаты – помимо удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – производятся удержания в доход государства по решению суда и удержания в счет выплат по исполнительному производству.

Питание и одежда

Осужденные к принудительным работам питаются и обеспечиваются одеждой за свой счет. Это определено ст. 60.5 УИК РФ. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется исправительным учреждением. Фактически, на это можно рассчитывать только в первое время или в крайних случаях.

Во-первых, такое питание и иное обеспечение аналогично довольствию в исправительных колониях, что способствует, при первой возможности, добровольному отказу осужденных от подобного обеспечения.

Во-вторых, обеспечение таким довольствием в основном предназначено для временно не работающих, по различным причинам лиц.

Свободное время

Проводить свободное от работы время осужденные к принудительным работам обязаны в исправительном учреждении. Без разрешения администрации ИЦ (УФИЦ) осужденные не имеют права покидать территорию.

Основные проблемы при отбывании наказания в виде принудительных работ

  1. Значительные сложности связаны с жесткими социально-бытовыми условиями проживания: режим, проверки, досмотры, обеспечение жилой площадью, одеждой, питанием и т.д.
  2. На принудительных работах не предусмотрены суточные свидания с родными.
    • Поощрение, заработанное на принудительных работах, дает возможност выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни(п. «в» ст. 60.13 УИК РФ). Так же вы можете видеться с родственником до 20:00 текущих суток вне поощрений.
    • Другая возможность выехать домой предусмотрена ч. 3 ст. 60.4 УИК «осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина илилица без гражданства)».
    • Если кто-то из родственников тяжело заболел или умер, то после предоставленных документов о факте случившегося, администрация отпускает. Если документов нет, то есть основания не отпустить.
    • Отпуск (ч. 7 ст. 60.4 УИК РФ) является основанием провести несколько дней с родственниками вне ИЦ или УФИЦ. Его предоставляют не всем и только через 6 месяцев с момента прибытия в ИЦ.
  1. Если у вас нет постоянной регистрации, то возникают трудности в получении специализированной медицинской помощи, за исключением случаев, когда осужденные являются постоянными жителями этих районов.

3.1. В плановом порядке получить медицинские услуги невозможно, только варианты платных услуг или экстренная госпитализация по скорой помощи.

  1. Основная проблема связана с вопросами самой возможности и сроков досрочного освобождения от отбывания наказания для лиц, которым наказание в виде лишения свободы в порядке статьи 80 УК РФ заменено принудительными работами.

Чем можно заменить принудительные работы

Если осужденный принял решение, и у него есть основания для замены принудительных работ на штраф, исправительные работы или на условно-досрочное освобождение, ссылаясь на ст. ст. 44 и 80 УК РФ, ему требуется подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении при отбывании принудительных работ в ИЦ и УФИЦ. Образец

Положительные решения судов можно посмотреть на сайте судов.

Подтверждением этому является ряд постановлений Московского районного суда г. Твери

  • от 26 августа 2019 года по материалу № 4/16-247/2019;
  • от 11 октября 2019 года по материалу № 4/16-338/2019;
  • от 11 декабря 2019 года по материалу № 4/16-306/2019.

Подавая ходатайство на принудительные работы, вы должны четко понимать, что осужденные питаются и одеваются за свой счет (ст. 60 УИК РФ). Если вас никто не поддерживает из родственников, то вас ожидают проблемы гуманитарного характера. Причиной тому является факт, что не во всех центрах есть возможность вас трудоустроить. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) навряд ли вам позволит обеспечить себя и продовольствием, и одеждой, и медикаментами. На сегодняшний день, именно так обстоят дела в ИЦ и УФИЦ. Отсутствие работы и денежных средств заставляет осужденных обращаться в наш фонд за гуманитарной помощью. (Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям «Русь Сидящая»)

Читайте также: