Квазипубличный интерес в налоговом праве

Опубликовано: 13.05.2024

В лекциях ни один подход подробно не раскрывается.

Способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Исторический подход к изучению налогового права

Это подход, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту.

Исторический метод основывается на выявлении и анализе противоречий в развитии объектов, законов и закономерностей развития техники.

Дореволюционный период. Есть около 200 хороших работ. НП было хорошо развито.

В раннесоветский период до нач. 30-х гг. Котляревский, Гензель. Мысль еще не зачахла.

40-80-е гг. теоретический застой. Конец 80-х – начало 90-х гг. возрождение НП

Сравнительно-правовой подход к изучению налогового права (безусловное отставание от ведущих западных стран)

Изучаются налоговые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Есть богатство подходов к изучению налогового права. Невозможно знать все налоговые системы всех стран. Сравнительный метод помогает выявить наи> эффективные институты и адаптировать к российской правовой системе.

Безусловное отставание от ведущих западных стран. Основы борьбы с уклонением от уплаты налогов – абсолютно западные нормы.

Ценностный подход к изучению налогового права

Ценностный подход (применим к НП общечеловеческие ценности; баланс частных и публичных интересов). «Соразмерность ограничений» Принципы налогообложения в концентрированном виде выражают ценностное начало.

Защита прав н/пл-ка по нашему закон-ву – главная ценность, и это выгодно с точки зрения конкуренции стран в будущем.

Отношение к н/пл-ку со стороны гос-ва.

11. Социологический подход к изучению налогового права– изучение роли и места НП в контексте социальных отношений. НП – всегда соц. явление, сплав соц. интересов.

Позволяет шире взглянуть на право (не только то, что на бумаге, но и то, что реально действует).

П. И. Стучка: Учитываются не только нормы права, но и практика их применения (правосознание – источник права)

3 параллельных системы налогообложения:

1) Формальная система налогов и сборов в бюджет (НК РФ)

2) Система административной ренты – это изъятие средств в пользу чиновников (классические взятки + откат (по совершению определенной сделки чиновник получает % от нее))

3) Система социальной ответственности бизнеса

Налоговое право – это сейчас функция политического господства.

Этапы развития налогового права в России (с начала 90 годов 20 века)

С начала 90-х гг. начало увеличения гуманистических начал в НП

1995 г. КС признал неконституционным сбор за московскую прописку

1998 г. КС признал неконституционными взносы в пенсионный фонд, т.к. были чрезмерными

2) С 2001 г. – обратная тенденция

2001 г. критерий недобросовестности

2004 г. проверки налоговые могут быть бессрочными

2005 г. штрафы могут быть применены за пределами срока давности

Расширение уголовной ответственности

Гг. ужесточение, увеличение карательности

С 2006 г. этап подъема

2009 г. недопущение взятия под стражу лиц, обвиняемых в налоговых преступлениях

Отказ ВАС применять ст. 169 ГК

Определение 320 оп 05.06.2007 г. КС РФ экономическая оправданность затрат не тождественна их целесообразности

С 2011-2012 гг. - ужесточение

Квазипубличный интерес в налоговом праве

Интерес современной российской бюрократии, которая выдает реализацию своего интереса за реализацию публичного интереса

Правовые аксиомы в налоговом праве

Правовая аксиология

Аксиома –первоначальное положение, не требующее доказательств. НП защищает слабую сторону отношений – налогоплательщика, что выражается в гарантиях (например, презумпция невиновности налогоплательщика, толкование неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика, право высказать возражение против результата налоговой проверки).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Нужно отметить еще одну особенность квазипубличного интереса - его имитационность. Нарушение закона при Иване Грозном, санкционированное государственной властью, могло быть грубым и неприкрытым (например, казни во время набегов опричников), что соответствовало духу того времени.

В определенном смысле власти закон не нужен, она и так обладает организованной силой и способна напрямую добиваться своих интересов. Закон нужен слабой стороне - налогоплательщику, и идея правового государства в налоговой сфере - это идея обуздания власти государства, введение ее в рамки.

Часто можно встретить оправдание существующих жестких позиций Конституционного Суда России и ряда законодательных решений необходимостью защиты или публичного интереса (в ряде случаев - необходимостью обеспечения баланса публичного и частного интереса), или идей социального государства.

Рассмотрим эти оправдания негативных деформаций налогового права более подробно.

Прежде всего выработанную понятийную модель квазипубличного интереса необходимо соотнести с концепцией публичных и частных интересов, столь распространенной в современном праве .

См.: Интерес в публичном и частном праве / Под ред. Ю.А. Тихомирова и др.; Государственный университет - Высшая школа экономики. М., 2002.

Например, КС РФ неоднократно ссылался на баланс частного и публичного интересов как на ключевой аргумент для обоснования своих выводов по вопросам налогообложения (см., например, Постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П, Определение КС РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О, Определение КС РФ от 30 сентября 2004 г. N 317-О).

Ошибкой было бы полагать, что столкновение публичного и частного интересов происходит только в законодательном процессе при формулировании нормы права, а когда норма права сформулирована в законе, то в ней навсегда статично закреплена неизменная пропорция публичного и частного интересов. Это - недостижимый идеал. Поскольку любая норма права нуждается в толковании и в соотнесении ее с другими нормами права, то и при толковании также проявляется столкновение публичного и частного интересов. Выбор правильного варианта толкования в представлении правоприменителя продиктован, конечно, в первую очередь текстом нормы и ее соотношением с другими нормами права, но отчасти такой выбор обусловлен и представлениями правоприменителя о должной защите публичного или частного интереса применительно к данной сфере общественных отношений, которые регулируются истолковываемой нормой права.

Публичный интерес, как его определяет Ю.А. Тихомиров, есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития . Следовательно, интерес социальной общности тогда становится публичным, когда он признан государством, обеспечен правом и служит условием существования и развития общества. Таким образом, содержание общественного интереса и содержание интереса публичного (как признанного государством) не тождественны. В идеале внутренние механизмы демократического правового государства должны переносить интересы его граждан на правовую почву, тем самым превращая их в публичные интересы.

См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 54 - 55.

В целом, не вдаваясь в дискуссию о различии частного и публичного права , следует отметить, что в нормах права может быть реализован не только общественный интерес всех членов общества (публичный интерес), но и интерес отдельных социальных групп (например, квазипубличный интерес бюрократии), и, таким образом, следует определить ту грань, когда публичный интерес подменяется или соседствует с квазипубличным интересом бюрократии и уже происходит взаимодействие квазипубличного интереса с интересом частным и с интересом публичным в той или иной норме. Думается, что применительно к сфере налогообложения критерием разграничения публичного и квазипубличного интересов может быть соответствие нормы права основным принципам налогообложения, которые в концентрированном виде выражают гуманистические ценности в налоговом праве (принцип законной формы налога и сбора, принцип определенности, принцип справедливости и т.д.) .

Более подробно см.: Покровский И.А.

См. систему принципов налогообложения, разработанную С.Г. Пепеляевым // Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. С. 63 - 90.

Например, в прошлом дворянское сословие в России, которое и было правящей социальной группой (классом), было освобождено от уплаты налогов. Реализовало ли это положение публичный интерес или же в нем был воплощен интерес узкой социальной группы людей, находящейся у власти? Ответ очевиден. Другой пример - в истории налогообложения длительный период сохранялась система откупов, при которой откупщик, выкупив право на взимание налога за единовременную уплату известной суммы в казну государства, приобретал право на сбор налога в свою пользу. Период существования откупной системы характеризовался крайней запутанностью и неопределенностью правил налогообложения, что позволяло откупщикам трактовать их по своему усмотрению и получать гораздо большую сумму при взимании налога, чем была уплачена за откуп в казну. Понятно, что при такой системе неопределенность правил налогообложения была не просто ошибкой или недосмотром государства: она была условием рентабельности системы откупов. Разве можно было в такой ситуации утверждать, что в неясном налоговом законодательстве реализован только публичный интерес? Скорее это свидетельствовало о реализации в неясных правовых предписаниях интересов узкой группы лиц - монархов, которые продавали права на взимание налогов откупщикам, и самих откупщиков.

Таким образом, те негативные тенденции, которые имеют место в российском налоговом праве, являются отступлением от принципов налогообложения, и поэтому невозможно признать, что при деформации российского налогового права реализуется публичный интерес.

При этом важно отметить, что интерес (как осознанная потребность) может быть присущ только социальным субъектам - личности, группе лиц, обществу.

Поэтому еще одним важным моментом является ошибочность отождествления публичного интереса и интереса государственного, что имеет место в ряде определений КС РФ. Например, в Определении КС РФ от 4 октября 2005 г. N 436-О указано на возможное нарушение "баланса государственных и частных интересов".

По мнению автора настоящей работы, современное российское государство чем дальше, тем меньше реализует публичный интерес. Разумеется, нельзя говорить о том, что современное Российское государство совсем уж не реализует истинного публичного (общественного) интереса. Однако существенная доля реализации в политике современного Российского государства не публичного интереса, а интереса отдельной социальной группы (бюрократии) налицо.

Возвращаясь к деформации налогового права, следует отметить, что усиление неопределенности (усмотрения чиновников и судей) и карательности, переложение бремени налогового контроля на налогоплательщиков, ослабление механизмов правовой защиты налогоплательщиков не имеют ничего общего с защитой публичного интереса, хотя часто, например, в решениях КС РФ аргументируются именно необходимостью защиты публичного интереса и (или) соблюдением баланса частных и публичных интересов. Однако выбранные законодателем, КС РФ и арбитражными судами правовые способы защиты публичного интереса весьма адекватны защите не публичного интереса, а интереса бюрократии, которая через рост своих полномочий (усмотрения), усиление карательности налогового права для налогоплательщиков получает дополнительные рычаги влияния на российский бизнес.

В ряде случаев можно услышать мнение о том, что жесткие подходы, в частности проявление карательности в налоговом праве, необходимы для обеспечения другой конституционной ценности - социального государства.

Эти оправдания не выдерживают никакой критики, так как в настоящее время у Российской Федерации, с одной стороны, наблюдается явный переизбыток финансовых средств в виде Стабилизационного фонда в триллионы рублей и огромного многолетнего профицита бюджета; с другой стороны, социальная защита малоимущего населения как была недостаточной, так и остается таковой. Более того, известная монетизация льгот сократила социальную защищенность многих малообеспеченных граждан России. В направлении снижения социальной ответственности Российского государства в ряде случаев движется и практика КС РФ. Например, в Определении от 1 декабря 2005 г. N 462-О КС РФ отметил правомерность переложения финансового бремени компенсаций жертвам политических репрессий на субъекты Российской Федерации, где, как известно, наблюдается недостаток финансовых ресурсов при триллионных финансовых запасах на уровне Российской Федерации. КС РФ признал такие выплаты социальной поддержкой, а не возмещением ущерба, который должна была бы при ином толковании компенсировать Российская Федерация как правопреемник СССР.

Тенденция сбрасывания Федерацией на регионы и местное самоуправление ответственности за социальную защиту населения проявляется во многих вопросах.

Такие процессы закономерны, так как российская бюрократия, стремительно избавляющаяся от общественного контроля, не имеет стимулов для решения вопросов социальной защиты населения. При существенном увеличении доходов федерального бюджета в связи с ростом мировых цен на энергоносители социальная защита населения, например, в части пенсионного обеспечения осталась на прежнем уровне. Для подтверждения этого может быть использован показатель замещения страхуемого заработка (дохода), получаемого до назначения пенсии. Этот показатель характеризует относительный уровень пенсионного обеспечения и определяется как отношение среднего размера пенсии к средней начисленной заработной плате. В 2000 г. этот коэффициент замещения составлял 33,4% (средняя зарплата по стране - 2223 руб., средняя пенсия - 743 руб.), а в январе - феврале 2005 г. - 27,1% (средняя зарплата по стране - 7479 руб., средняя пенсия - 2027 руб.) . Таким образом, современное Российское государство, имея достаточно финансовых ресурсов, идею социального государства реализовать не стремится. Монетизация льгот, в том виде, в каком она была проведена, и увеличение тарифов ЖКХ также не свидетельствуют о реализации идеи социального государства.

См.: Дягтерев Г. Российские пенсионеры попали в "черный ящик" // www.fundshub.ru/18747.

По мнению автора настоящей работы, закрытая и коррумпированная бюрократия не является тем социальным субъектом, который сможет реализовать идею социального государства в России на практике. Это вызвано тем, что усилия российской бюрократии направлены на устранение общественного контроля за нею самой, что является условием извлечения административной ренты.

Более того, патерналистски настроенное и социально незащищенное население - это лучший объект для политтехнологий и применения административного ресурса, на чем и построено в современной России доминирование бюрократии. Поэтому оправдание негативных деформаций в налоговом праве идеями социального государства выглядит малоубедительно.


Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики — со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

Что сейчас в приоритете в работе налоговых

Во-первых, аналитическая, превентивная работа. Главная задача — это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке — это не самоцель, цель — это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов — побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе — борьба с так называемыми «площадками» — это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих Заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок, а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

  • включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);
  • внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;
  • передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок — как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация — Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков — это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию — это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в 2 — 3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на внп.

«Должная осмотрительность» — это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно — это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентами — убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании — незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

Про налоговую реконструкцию

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

  • реальность самой сделки — «Дом построен. Дом стоит»;
  • определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» — важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

  • непредоставление документов;
  • попытка сменить место учета;
  • попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

  • в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;
  • значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;
  • вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".

Читайте также: