Квартирный налог в российской империи

Опубликовано: 18.05.2024

Что такое налог на недвижимость?

В одних государствах установлен единый налог на недвижимость (США, Канада, Молдавия), который распространяется на земельный участок и строения на нем. В других странах существует несколько отдельных налогов. Для России характерна последняя концепция, что обусловлено определенными историческими предпосылками.

Налог на недвижимость, прежде всего, является налогом на имущество. Не уходя в дискуссию о делении имущества на движимое и недвижимое, отметим, что имущественные налоги на недвижимость, были одними из первых налогов, взимаемых государством в обязательном порядке.

В Древней Руси основным недвижимым объектом налогообложения выступала земля. За пользование землей взымалась посошная подать, при которой единицей налогообложения было отдельное хозяйство с землей – соха. К концу XVII века в результате реформы системы налогообложения посошная подать была заменена подворной податью. Единицей налогообложения стал огражденный двор, однако с целью уклонения от налога родственники, соседи начали злоупотреблять своим положением и объединять дворы единым забором.

В Российской Империи были заложены новые принципы налогообложения. Вместо прежних подворных сборов при Петре I в 1724 году была введена подушная подать как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества согласно переписи населения.

Конец XIX века ознаменовался поэтапной отменой подушной подати и другими финансовыми реформами. Так, в 1863 году в городах вместо подушной подати вводился всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались не только земли, но и здания в пределах городской черты.

В этот период совершенствуется система оценки недвижимости и определения налогового бремени: в 1884 году была осуществлена оценка всех городских поселений по раскладочной системе, а в 1910 году была введена окладная система, которая устанавливала процентные ставки налога (оклад) в зависимости от стоимости (доходоспособности) имущества (5-10 %).

Параллельно налогу на городское недвижимое имущество с 1894 года взимался государственный квартирный налог. Квартирный налог уплачивали лица, которые занимали жилые помещения в городах согласно утвержденному перечню. Населенные пункты были разделены на пять классов по уровню арендной платы, а сами жилые помещения подразделялись на разряды в зависимости от размера вмененной арендной платы. Если было невозможно определить размер арендной платы, то арендная плата устанавливалась как 4 % от оценочной стоимости недвижимого имущества.

Основным налогом на недвижимость оставался налог на городскую недвижимость: налоговые поступления в 1913 году составили около 37 млн рублей против 9 млн рублей с квартирного налога.

В советское время система налогообложения недвижимости претерпела существенные изменения: земля фактически перестала быть объектом налогообложения, но платежи за пользование землей имели место быть вплоть до 1981 года, а в период новой экономической политики был введен подоходно-поимущественный налог как для физических, так и юридических лиц (с 1924 года – подоходный налог).

Следствием таких изменений стал раздельный правовой режим земельных участков и построенных на них объектов, для которых были свои обязательные платежи. Так, Указ Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах» устанавливал налог на строения (0,75-2 % от стоимости строения) и земельную ренту.

Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» были введены налог с владельцев строений и земельный налог как для физических, так и юридических лиц. Налог с владельцев строений определялся в размере 0,5 % стоимости жилого строения и 1% от стоимости иных строений, а земельный налог рассчитывался с земельных участков за квадратный метр в зависимости от класса населенных пунктов (1 класс – 1,8 копеек, 6 класс – 0,4 копейки).

В постсоветской России с появлением частной собственности недвижимое имущество облагалось в рамках отдельных налогов на имущество предприятий и физических лиц. Земельный налог был урегулирован Законом РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738-1, согласно которому размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу площади земельного участка в расчете на год.

Согласно Закону РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», данным налогом облагались основные средства, в том числе здания и строения, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, на основе среднегодовой стоимости имущества предприятия. Налог на имущество физических лиц, согласно Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», включал в себя налог со строений, помещений и сооружений, ставка которого определялась как 0,1 % от их инвентаризационной стоимости.

В настоящее время налог на имущество предприятий преобразован в налог на имущество организаций и регулируется с 1 января 2004 года главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года регулируется главой 32 НК РФ. Земельный налог регламентируется главой 31 НК РФ.

Помимо регулирования на федеральном уровне, налог на имущество организаций регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (региональный уровень регулирования - Закон Удмуртской Республики от 25.11.2003 № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций», Закон Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций»), а налог на имущество физических лиц и земельный налог - нормативными правовыми актами муниципальных образований (местный уровень регулирования - Закон г. Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц», Решение Курского городского собрания от 23.10.2015 № 143-5-РС «Об установлении на территории муниципального образования «Город Курск» налога на имущество физических лиц», Решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 21.11.2017 № 241 «О земельном налоге»).

Регулирование налога сегодня.

На федеральном уровне НК РФ устанавливает такие обязательные элементы налога как:

- предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;

- налоговые льготы и порядок исчисления налога.

На региональном и местном уровне при установлении налога определяются:

- конкретные ставки налога;

- особенности определения налоговой базы недвижимого имущества;

- дополнительные налоговые льготы;

- порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций.

Сегодня налог на недвижимость состоит из трех налогов: налога на имущество организаций, налога на имущества физических лиц и земельного налога. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года в составе региональных налогов и сборов был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, в 2004 году законодатель отказался от этой концепции.

Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект. Однако они налогооблагаются по отдельности и разными методами. Из-за раздельного налогообложения земельных участков и иных объектов недвижимости понятие «налог на недвижимость» является собирательным для налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, а земельный участок отдельно облагается земельным налогом.

Таким образом, налог на недвижимость является обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в региональный или местный бюджет юридическими и физическими лицами со стоимости недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Немного статистики.

Согласно статистическим данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 января 2020 года в консолидированный бюджет субъектов за 2019 год поступило:

- с налога на имущество физических лиц - 70,6 млрд рублей;

- с налога на имущество организаций - 918, 6 млрд рублей[1].

По состоянию на 1 апреля 2020 года поступления в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации составили:

- с налога на имущество физических лиц - 5,4 млрд рублей;

- с налога на имущество организаций - 82,7 млрд рублей[2].

Важно отметить, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество организаций. В результате был исключен разрыв в налогообложении однотипного недвижимого имущества граждан и организаций, что определенно оценивается положительно.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Как только что было сказано, в России неоднократно возникали проекты подоходного налога.

Когда в 1892 г. приходилось изыскивать источники для увеличение государственных доходов, Министерство финансов проектировало, между прочим, установление подоходного налога. Но этот проект вызвал возражение со стороны большинства министерств и главных управлений, сомневавшихся в достаточной подготовке к подоходному налогу общества и податной администрации. В результате и само Министерство финансов признало установление в России подоходного налога несвоевременным, и главным образом по причине недостаточности сведений о доходах, которые предполагалось обложить. Но вместе с тем Министерство финансов полагало возможным осуществить обложение общего дохода плательщиков на основании признака, по которому можно было бы судить об этом доходе. Как на признак, дающий достаточно верное представление о совокупности доходов плательщиков, Министерство финансов указывало на стоимость занимаемых ими помещений.

Составленный Министерством финансов проект Положение о государственном квартирном налоге был одобрен Государственным Советом и Высочайше утвержден 14 мая 1893 года.

Таким образом, квартирный налог явился в России некоторым суррогатом подоходного налога.

В теории вопрос о квартирном налоге возбуждал много споров, причем названный налог имеет немало, как сторонников, так и противников.

Леруа-Болье говорит, что при трудности непосредственного обложения совокупности доходов плательщиков, лучшим способом обложения граждан пропорционально их доходам представляется установление налога на их помещения. Далее Леруа-Болье признает квартирный налог за один из лучших между существующими теперь налогами.

Но с таким мнением трудно согласиться. Квартира очень часто является весьма шатким признаком имущественной состоятельности, а, стало быть, и платежной способности ее хозяина. Величина и цена квартиры сплошь и рядом зависят не столько от состоятельности квартирохозяина, сколько от числа членов его семьи или от характера его занятий. Особенно это справедливо относительно малых и средних квартир. Далее, существует известный предел квартирных цен, выше которого последние обыкновенно не идут. И, как бы ни возрастало богатство отдельных лиц, им более известной квартиры, удовлетворяющей их потребности удобства и роскоши, не понадобится. А потому квартирный налог и не может исполнить вполне роль подоходного налога.

Квартирный налог, в качестве государственного, существует теперь во Франции, Бельгии и Голландии, а с 1894 года он введен и в России.

Во всех названных государствах от квартирного налога освобождаются небольшие квартиры, что вполне справедливо, так как квартира является предметом первой необходимости.

Во Франции квартирная подать, соединена с личною податью, образуя вместе с податью лично-поквартирную подать.

В Бельгии и Голландии квартирная подать входит в состав целой системы налогов, соединенных в одну подать под названием личного налога.

В некоторых государствах, напр. в Германии, квартирный налог фигурирует, в качестве местного городского налога.

Русский государственный квартирный налог взимается о лиц, занимающих помещение для жилья (квартиры) в городах и поселениях, поименованных в особом расписании, утверждаемом в законодательном порядке.

Для взимание государственного квартирного налога города и поселение Империи распределяются на классы, сообразно со степенью дороговизны в них жилых помещений. В пределах каждого класса помещение распределяются на разряды по наемной цене. Для каждого разряда помещений в каждом классе поселений устанавливаются особые оклады налога.

Квартирному налогу подлежат русские поданные и иностранцы, занимающие квартиры, как в собственных домах, так наемные или предоставленные им в бесплатное пользование.

От государственного квартирного налога освобождаются; духовенство христианских исповеданий, иностранные дипломатические представители, аккредитованные при Высочайшем Дворе, и входящие в состав посольств и миссий лица, а также консулы и консульские агенты, состоящие подданными того государства, от которого они назначены, если с сим государством заключена Россией консульская конвенция или, если в нем подобная льгота предоставлена русским консулам.

Государственному квартирному налогу подлежат.: 1) помещения, занятые правительственными, общественными и сословными учреждениями, учеными и учебными заведениями, больницами, лечебницами, торговыми и промышленными заведениями и другими т. п. помещениями не предназначенными собственно для жилья; 2) из жилых помещений: дворцы и иные здания, занимаемые Членами Императорского Дома, архиерейские дома и монастыри, пансионы и общежитие воспитанников учебных заведений, приюты, богадельни и иные благотворительные заведения, казармы, за исключением расположенных в них офицерских квартир, жилища рабочих при фабриках, заводах и иных промышленных помещениях, за исключением управляющих подобными заведениями и старших служащих (приказчиков, мастеров и т. п.), постоялые дворы и ночлежные дома, а также все помещения, наемная плата которых ниже размера, установленного для взимание оклада налога первого разряда в данной местности.

Города и поселения, в которых взимается государственный квартирный налог, распределены на 5 классов. В каждом классе квартиры ценою ниже определенной законом нормы освобождаются от налога.

В I класс отнесены Петербург и Москва. В этом классе налог не распространяется на квартиры, стоящие менее 300 руб., с квартир стоимостью от 300-360 руб. он взимается в размере 5 руб.; далее оклады квартирного налога возрастают в прогрессивной градации соответственно разрядам квартир, которых для первого класса принято 35. В 34-й разряд I класса отнесены квартиры стоимостью от 5800 -6000 руб., и оклад налога для этих квартир составляет 560 руб. С более дорогих квартир налог взимается в размере 10°/о с их цены.

Во II класс отнесены (в последнее время в этот класс были перечислены многие города из низших классов): Баку с белым городком, Балахино-Сабунчинские, Романинские и Забратские нефтяные промыслы (Бакинской губернии), Батум, Варшава, Вильно, Иркутск, Киев, Кишинев, Кронштадт, Одесса, Ростов на Дону, Севастополь, Тифлис, Харьков, Царское Село, Ялта и Феодосия. В этом классе 36 разрядов. Квартиры, стоящие менее 225 руб., свободны от налога, а с лиц, занимающих квартиры стоимостью от 225 - 270 руб., налог составляет 3 р. 50 к., В высший разряд этого класса отнесены квартиры ценою от 4300 - 4500 руб. с окладом налога в 403 р. Далее налог составляет 10% с цены квартиры.

К III классу причислена большая часть губернских городов и других городов, в которых квартирные цены сравнительно высоки. Здесь 27 разрядов, свободных от налога пользуются квартиры ценою ниже 150 руб., с квартир ценою от 150 - 180 руб. налог берется в размере 2 руб. 50 коп.; с высшего разряда с квартирами ценою от 2800-3000 руб. - в размере 255 руб., а с более дорогих квартир в размере - 10% с цены.

В IV класс отнесено большинство уездных городов, распределенных на 29 разрядов. Здесь от налога свободны квартиры ценою ниже 120 р., с квартир ценою 120 - 144 р. налог составляет 2 руб., с высшего разряда квартир ценою от 2300 - 2400 р. - 221 р., а с более дорогих квартир - 10% с цены.

В V классе городов и поселений, распределенных на 19 разрядов, свободой от налога пользуются лица, занимающие квартиры ценою ниже 60 р., с квартир ценою от 60 - 72 р. налог составляет 1 р., с квартир ценою от 1100 - 1200 р. - 101 р., а с более дорогих квартир - 10% с цены.

Оклад налога определяется в каждом году по цене квартиры, которую занимал плательщик 15 декабря предыдущего года.

По заявлению лица, переменившего до 7 марта свою квартиру на другую, за которую следует меньший оклад налога, причитающийся с него налог исчисляется по цене вновь занятого им помещения.

Если одно лицо занимает несколько помещений в одном и том же доме, то причитающийся с него оклад налога исчисляется по совокупной цене всех этих помещений.

Если в состав платы за квартиру входит, плата за отношение, то для определение оклада квартирного налога из наемной платы вычитается 15%.

Наемная цена помещения, занятого самим домовладельцем или уступленного им бесплатно другому лицу, определяется по соображению платою, какая получалась бы при отдаче этого помещение внаем.

Стоимость казенных квартир лиц, состоящих на государственной службе, признается равною присвоенному занимаемым ими должностям годовому окладу квартирных денег. Если оклад квартирных денег не установлен, цена помещение признается равною 1/5 получаемого должностным лицом по службе содержания.

Квартирный налог взимается только с занятых помещений, и плательщиками его являются исключительно лица, занимающие известные квартиры. Домовладельцы не несут никакой ответственности за уплату налога их квартирантами. Домовладельцы обязаны лишь доставлять в подлежащее квартирное присутствие сведение о находящихся в их домах квартирах.

Заведывание квартирным налогом сосредоточено в Департаменте окладных сборов, а местное заведывание этим налогом возложено на Казенные Палаты и на вновь образованные губернские (или областные) и городские по квартирному налогу присутствия.

В городских по квартирному налогу присутствиях, состоящих из приглашаемых на год, в числе от 4 - 6 квартирохозяев, по общему правилу председательствуют, податные инспектора, но управляющий Казенною Палатою может назначить для этого особое лицо.

Главная работа по распределению квартирного налога лежит на податных инспекторах.

По росписи 1894 г, первый год действие государственного квартирного налога, от такового ожидалось 1610 тыс. руб. В действительности поступление квартирного налога оказалось ниже этой суммы. В 1896 г. названный налог дал 2907 тыс. руб. С тех пор его доходность несколько увеличилась. В 1001 г. он дал 4,127 тыс. руб.


Налоги

Обязанность собственников недвижимого имущества – ежегодно платить в бюджет страны соответствующий налог. Рассмотрим, что нового появилось в имущественном налогообложении в 2021 году. Появились ли категории лиц, освобождённые от уплаты налога на квартиру, дом и другую недвижимость.

Что такое налог на имущество?

Определение этого понятия, конечно, есть в Налоговом кодексе. Но, описания, созданные скудным канцелярским языком, вряд ли дадут пользователю простую и понятную картину. Поэтому сделаем «перевод».

Налог на имущество – это сумма, которая начисляется к оплате за каждый объект имущества, зарегистрированный на человека. Если собственников у владельцев несколько, то налог начисляется пропорционально доли каждого. За несовершеннолетних собственников – платят родители.

Лифты, подъезды – относятся к общедомовому имуществ, налог на них не взимается, жильцы платят только за содержание.

Что относится к недвижимости

Теперь нужно разобраться, что именно считается недвижимостью, согласно российскому законодательству. В соответствии с Налоговым кодексом, недвижимым имуществом считается:

  • квартира, комната в коммуналке, общежитии;
  • частный дом;
  • строения жилого характера на участках, отведённых под ИЖС, ЛПХ, а также на территориях садоводческих участков;
  • недостроенные сооружения;
  • гаражи, боксы, помещения, здания (магазины, офисы – любые стационарные объекты;
  • доли в вышеуказанных объектах.

Как рассчитывается налог?

Налоги на квартиру в 2021 году - что изменилось и кому теперь не нужно платить налог?

До 2014 года существовала система расчета налога, при которой базовой единицей считалась инвентаризационная стоимость объекта. Она значительно отличалась от рыночной цены и кадастровой стоимости. В итоге, за объект стоимостью в несколько миллионов рублей, собственник мог платить по инвентаризационной цене, как за строение ценою в 100-200 тысяч. Естественно, государство при этом теряло огромные суммы ежегодно.

Переход на новую систему расчета начался еще в 2015 году. Тогда было решение о переходе на кадастровую стоимость, как на базовую единицу. Более пяти лет понадобилось для того, чтобы составить базу кадастровых расценок.

На протяжении этих лет государство поддерживало политику плавного перехода: чтобы увеличение налогов не ударило по кошелькам граждан резко. В 2021 году послабление в виде понижающих коэффициентов оставлено только для жителей Севастополя, остальные граждане РФ – успешно прошли адаптацию, и теперь платят налог по полной кадастровой стоимости имущественных объектов.

Расчет кадастровой стоимости – процесс довольно сложный. Он включает в себя оценку многих параметров, в том числе:

  • адрес объекта;
  • инфраструктуру района расположения,
  • возраст строения;
  • рыночную стоимость похожих объектов и т.д.

То есть, при оценке учитываются множество факторов, и дом в глухой деревне без удобств, но 100 квадратов площадью, однозначно не будет стоить больше, чем комната в коммуналке, но в центре города. Частота переоценки будет устанавливаться муниципалитетами. Для крупных городов перерасчет кадастровой стоимости рекомендован не реже, чем один раз в пять лет.

Формула для расчета налога

Упрощенная формула расчета выглядит так:

Н = (Б-НВ)*Д*С.

Н – непосредственно налог;
НВ – налоговый вычет;
Б – базовая величина (кадастровая стоимость объекта);
Д – доля владения;
С – ставка.

Налоговый вычет – это необлагаемые налогом квадратные метры жилого имущества. Он распространяется на все категории собственников и составляет:

Налоги на квартиру в 2021 году - что изменилось и кому теперь не нужно платить налог?

  • 50 кв. метров для частных домов;
  • 20 кв. метров для квартир;
  • 10 кв. метров для комнат.

То есть, например, если площадь дома 100 кв. метров, а его кадастровая стоимость 1 млн. рублей, то налог для оплаты рассчитывается следующим образом:

1. Кадастровая стоимость делится на количество квадратных метров. Так мы получаем цену за один кв. м. В нашем случае она равна 10 тысяч рублей.
2. Теперь применяем налоговый вычет: 100 – 50 = 50.
3. Считаем стоимость площади, облагаемой налогом: 50 * 10 000 рублей, получаем 500 тысяч.

Указанная сумма умножается на долю владения и ставку. В итоге получаем сумму налога к оплате.

ВАЖНО! Если дом площадью менее 50 кв. метров, имущественный налог на него не начисляется СОВСЕМ!

Такой же принцип используется и для расчета налога на квартиры, комнаты и иные помещения. Если во владении несколько объектов, налоговый вычет применяется только к одному из них.

Налоги на квартиру в 2021 году - что изменилось и кому теперь не нужно платить налог?

Семьи с тремя и более детьми имеют право уменьшить налоговую базу на стоимость:

  • 5 кв. м квартиры, части, комнаты на каждого ребенка;
  • 7 кв. м частного дома или его части на каждого ребенка.

Налог при долевой собственности

При владении помещением в долевой собственности, вычет применяется к общей кадастровой стоимости жилья. При этом налог начисляется каждому пропорционально его доле. Например, если брать вышеуказанный случай: дом 100 квадратов, два собственника, владеющие в равных долях, кадастровая стоимость – 1 млн.

В этом случае облагаемые налогом квадратные метры делятся пополам и умножаются на ставку. Так рассчитывается налог каждого собственника.

Что такое ставка и кто ее устанавливает

Базовая налоговая ставка установлена Налоговым кодексом. Она может быть увеличена или уменьшена муниципалитетом.

Ставки, действующие в 2021 году

Вид объектаСтавка, %
Жилые дома, квартиры, их части, а также гаражи0,1
Объекты «роскоши» с кадастровой стоимостью более 300 млн. руб2
Прочие недвижимые имущественные объекты0,5

Калькулятор для расчета налога на имущество физлиц работает на официальном сайте ФНС. Для работы с ним понадобится кадастровый номер объекта.

Кто может не платить имущественный налог?

Налоги на квартиру в 2021 году - что изменилось и кому теперь не нужно платить налог?

Исчерпывающий список граждан, полностью или частично освобожденных от уплаты налога на имущество, приводится в Налоговом кодексе РФ. Согласно официальным документам право на льготами обладают следующие категорий собственников:

  • получатели пенсии (в учёт берется пенсия, назначенная по любым основаниям);
  • инвалиды, кроме инвалидов 3-ей – рабочей – группы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, Афганской войны;
  • военнослужащие с выслугой более 20 лет;
  • «чернобыльцы»;
  • супруги и родители военнослужащих, погибших при исполнении.

Льгота носит заявительный характер и предоставляется только на 1 выбранный объект, при условии, что в отношении него не ведётся предпринимательская деятельность.

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.

История умалчивает

Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.

В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.

Эта точка зрения, уверена Елена Корчмина, результат недостаточного изучения вопроса и предвзятого отношения к дореволюционной элите. Реальность была иной: уровень налоговой дисциплины московского дворянства оказался высок, доля тех, кого можно назвать «налоговыми уклонистами», составила около 30% .

Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.

Ставка на рост

Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.

Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.


Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.

Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.

Самоуправление вместо бюрократии

Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.

«Правительство понимало, что у чиновников нет ресурсов для сбора и проверки налоговых деклараций дворянства. Чтобы выяснить его экономический потенциал, потребовались бы годы — госслужащие не знали и не могли узнать доходов помещиков, по большому счету они не представляли и численности дворян в губернии. Поэтому процесс сбора налогов, а по сути, вся трудоемкая черновая работа была передана самому дворянскому сообществу», — говорит автор исследования.

Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:


принимали декларации и регистрировали их в специальных протоколах (интересно, что сведения о доходах не должны были быть публичными, но на заседаниях собрания после получения очередной порции деклараций зачитывались фамилии дворян с указанием доходов, и эти сведения могли легко начать циркулировать в местном дворянском обществе на уровне «слухов»);

направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.

Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.

Доход по справедливости

Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.

Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.

Для оценки прибыльности имения сами дворяне использовали такой параметр как «рублевый доход на одного крепостного» (количество денег, заработанных крестьянином для помещика). «Параметр не отражал максимальный возможный доход, скорее, его стоит расценивать как справедливый доход, то есть такой, который дворянин считал для себя приличным и достаточным», — поясняет Елена Корчмина.

Анализ всей совокупности источников показал, что «достаточным» в 1811–1812 годах было около 10 рублей на одного крепостного мужского пола. Цифру подтверждают разные документы — от бухгалтерских до писем и мемуаров. Князь Александр Голицын 21 апреля 1812 года сообщал своему приказчику: «С сею почтою препроводив подписанные мною объявления о доходах, я еще пользуясь сим случаем, нужным почитаю сказать тебе, что большая часть здешних помещиков как и приезжающих из Москвы сказывают, что они намерены доход объявлять по особливым своим ращетам, и именно не более как по 10 рублей с души. Есть ли таковых образцов будет довольно: то я не знаю, для чего бы и нам не поступить согласно со всеми…».

Богатые vs бедные

10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.

Потенциально 34% и есть «группа риска», то есть те, кто занижал доход, чтобы не платить налог в полном объеме. На первый взгляд, это более чем очевидно: среди указавших меньше 10 рублей, высока доля богатых аристократов: 50% из задекларировавших 5 рублей с крепостного и 40% — 6–8 рублей.

Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:


доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;


большинство дворян из «группы риска» были должниками, то есть тратили часть доходов на платежи по кредитам .
Так, граф Никита Панин израсходовал 100 000 рублей на выплаты в различные государственные и частные займы. Неудивительно, что для налогообложения он заявил лишь 45 000, тогда как по бухгалтерским книгам его доход составлял 145 000 (этот пример первоначально в своей работе привела студентка факультета гуманитарных наук ВШЭ Мария Аксенова).

Честные должники

Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).

Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.

«Учитывая, что дворяне не обманывали государство в отношении долговых обязательств, я не вижу оснований, почему они должны были скрывать сведения о своих доходах», — заключает исследовательница.

Страх и этика

Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.

Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.

Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).

По всей видимости, огромную роль сыграла «групповая идентичность на основе индивидуальной этики». Элита была готова платить не только потому, что располагала деньгами. Работал механизм социальных санкций, дворянское сословие, с одной стороны, отличалось верностью государству, а с другой — дисциплинированностью и солидарностью в рамках своего круга, придерживалось «корпоративных» норм.

Сословные нормы действовали на всех уровнях. Даже высокопоставленные враги Михаила Сперанского, усилиями которых в марте 1812 года он был отправлен в отставку, легко могли бы, но не стали нарушать закон. Новые налоговые требования, например, выполнила семья историка Николая Карамзина — одного из главных противников Сперанского. А граф Федор Ростопчин прислал декларацию своевременно, указав доход на одного крепостного в 25 рублей — более чем в два раза выше «справедливой» нормы.

Первый прогрессивный налог в России просуществовал шесть лет (отменен в 1819-м). Закон «О государственном подоходном налоге» принят спустя почти век — 6 апреля 1916 года.
IQ

Жилищная проблема в царской России была страшенной.

Красноречивый факт: в Москве 1910 года 25 % населения размещались в «квартирах» в одну комнату со средним числом обитателей в такой комнате в 6,5 человека.

Внаем сдавали даже не комнаты, а углы и койки.

Отдельная квартира в той стране была роскошью для немногих: в 1911 году квартирный налог в Российской империи платило всего 650 тысяч человек!

Все остальные снимали жилплощадь у квартирных владельцев.

При этом съем квартиры в Москве или СПб. стоил в 1910-е годы от 300 до 600 рублей в год. При том, что дневные заработки рабочего были намного меньше среднедневной платы за полноценное жилище.

Например, рабочие-металлисты получали 93 копейки в день, химики – 69 копеек.

Потому и вынуждены были жить по углам, снимать сырые подвалы и каморки, существовать в заводских казармах. Комнату-то можно было и за 8 рубликов в месяц снять.

Самого понятия «квартира» в нынешнем понимании этого слова для многих просто не существовало. Ну, снимал человек квартиру в доме, принадлежащем купцу, и в своей квартире на условиях субаренды сдавал внаем комнату – семейной паре, две койки – мастеровым, полуподвал – прачке для житья и работы.

В провинциальных городах было еще хуже…

Так что, читатель, для миллионов русских, что после 1917 года стали жить в коммунальных квартирах, такие жилищные условия казались просто раем небесным по сравнению с каморками, углами, подвалами да койками.

«Элита» царской России не смогла обеспечить русскому народу ни нормального жилища, ни достойной медицины.

А потому и лишилась всего.

СССР нужную «жилищную» цель поставил. Да, «хрущевки»-пятиэтажки (кои правильнее называть «сталинками») – не лучший способ решения жилищной проблемы, ибо жилье такого типа разобщает нацию и ведет к падению рождаемости.Но в те послевоенные трудные времена, под постоянным прессингом экономических блокад и поправок Дэвида Вэника, да навязанной нам, холодной войне, у СССР не было другой возможности, обеспечить всех граждан СССР, бесплатным жильем!

Однако квартиры в пятиэтажках, а потом и в более высотных советских домах стали громадным шагом вперед по сравнению с бараками, разделенными на «углы» и «койки» комнатами и коммуналками.

Даже хрущевская квартира по нынешним американским меркам – огромная роскошь для большинства американцев. То, что в тамошнем обществе стоит сотни тысяч долларов, Советский Союз давал своим гражданам бесплатно. Да, иной раз – после двадцати лет ожидания, но сегодня рядовому «расеянину» («украинянину» и проч.) приходится копить деньги на жилье такого рода те же двадцать, а то и тридцать лет.

СССР к 1981 году снабдил отдельными квартирами 80 % своих граждан. И не сомневайтесь – к 2000 году довел бы этот показатель почти до ста процентов, если бы не развал Союза и не «потерянное десятилетие».

В стране 1980-х разворачивалось гигантское строительство, создавалась, по сути, новая стройиндустрия.

Возникали планы расширения кооперативно-коммерческого и индивидуального строительства, набирали силу МЖК – молодежные жилищные кооперативы.

Если бы все это было доведено до завершения, квартирный вопрос сегодня уже не существовал бы.

Благодаря советскому наследию в больших городах РФ и Украины до сих пор нет трущоб.

Благодаря советскому наследию, у нас до сих пор есть водопровод, канализация и горячее водоснабжение.

Опять все разрушила и поломала все та же низшая раса мародеров и клептократов. В позднеромановской России она даже Москву и Питер покрыла паршой трущоб и впихивала в одну комнату по нескольку семей. А в конце XX века раса выродков разрушила Красный проект, обрекая миллионы русских на полную неспособность купить или получить достойное жилище.

Так что не надо нам вешать лапшу на уши по поводу «прекрасного 1913 года». ( кстати 1913 год единственный урожайный год за всю историю царской России, который царебожники выпячивают где только могут.) Равно как и лапшу по поводу «эффективного менеджмента» нынешней бело-сине-красной (жовто-блакитной) «элиты». Она уже успешно разрушает жилищно-коммунальную сферу и не может предложить ни одного реального способа уничтожения «квартирного вопроса». А как деградирует при этих антисоветчиках медицина – никому рассказывать не надо. Мы, представители русско-советской высшей цивилизации, смотрим на «постсовковую» дикость с брезгливостью и болью в душе.

Постсоветские «недогосударства» успешно возродили всю мерзость царской России и – ни одного ее достоинства. Когда я писал эту главу, в триколорной Расее на государственном уровне решили праздновать 400-летие династии Романовых. Ах, какой великий юбилей! Видимо, рыбак рыбака видит издалека. Сознают нынешние подонки низшей расы, правящие в РФ, свое духовное родство с теми подонками? Сильно сознают!

У критиков Советского Союза остается все меньше аргументов.

Люди видят, что даже самые благородные слова ничего не значат.

Помните, как совсем недавно критиковали хрущевки? За тесноту. За низкие потолки. За отсутствие лифтов.

Но разве сегодня кто-то из «критиков» раздает их бесплатно, как советская власть рядовым гражданам, при СССР ?

Читайте также: