Курсовая порядок предоставления налогового кредита

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговый кредит: порядок получения, отражение в бухгалтерском учете

Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (далее — Указа № 182) определено, что одним из видов государственной поддержки, оказываемой плательщикам индивидуально по решению Президента Республики Беларусь является налоговый кредит с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита.

Порядок предоставления налогового кредита установлен в Положении о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита, утвержденном Указом № 182.

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.

Условия получения налогового кредита

Налоговый кредит может предоставляться как по одному или нескольким видам налогов в отношении всей их суммы, так и части этой суммы. Налоговый кредит предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил.

Положением Указа № 182 установлен ограниченный перечень оснований для предоставления налогового кредита:

· угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога. В данном случае срок предоставления налогового кредита ограничен периодом от одного года до трех лет;

· если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер. В данном случае срок налогового кредита ограничен периодом от одного месяца до одного года.

В Положении Указа № 182 конкретизировано, что в срок налогового кредита включается стадия погашения налогового кредита.

Областным и Минскому городскому Советам депутатов предоставлено право предоставления налогового кредита по налогам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения.

ПОРЯДОК получения налогового кредита

Для получения налогового кредита подается соответствующее заявление:

· в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, — плательщиками, в подчинении или ведении которых они находятся (в состав которых они входят);

· в облисполкомы (Минский горисполком) – плательщиками, не находящимися в подчинении или ведении указанных выше органов (не входящие в состав таких организаций).

Форма заявления о предоставлении государственной поддержки в виде отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита установлена в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2006 № 950 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182» (с изм. по состоянию на 06.10.2008).

К заявлению прилагаются:

1. Бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;

2. Справки на последнюю отчетную дату:

2.1. об основных экономических показателях по форме, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.04.2006 № 74 «Об утверждении формы справки об основных экономических показателях и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов» (с изм. по состоянию на 20.08.2008). В справке отражаются следующие показатели:

выручка от реализации товаров (работ, услуг) по форме оплаты (денежными, неденежными средствами);

себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) по элементам затрат;

прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг);

сальдо операционных, внереализационных доходов и расходов;

прибыль до налогообложения;

чистая прибыль (убыток);

использование прибыли по направлениям;

остаток нераспределенной прибыли;

объемы производства товаров (работ, услуг) в действующих и сопоставимых ценах;

темп роста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года;

удельный вес экспорта в объеме реализованных товаров (работ, услуг);

рост производительности труда к соответствующему периоду прошлого года;

отношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства;

износ основных производственных фондов, в том числе их активной части;

инвестиции (в том числе в создание основных производственных фондов из них:

· в активную часть основных производственных фондов);

· среднесписочная численность работающих (человек);

· размер тарифной ставки 1-го разряда;

· среднемесячная заработная плата на одного работающего (в том числе руководителя, главного бухгалтера);

· задолженность по заработной плате;

· объем полученной государственной поддержки — всего по видам;

· просроченная кредиторская задолженность (в том числе перед бюджетом, по кредитам банков);

· средства, находящиеся на валютных счетах, расчетном (текущем) счете, депозитных счетах;

· уплаченные налоги (сборы), пошлины и другие обязательные платежи в бюджет.

В соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 (с изм. по состоянию на 08.05.2008), рассчитываются коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Названные показатели указываются за предшествующий год (поквартально), за фактически отработанное время в текущем году (поквартально и на последнюю отчетную дату), по бизнес-плану на текущий год;

2.2.налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.11.2007 № 109 (с изм. по состоянию на 10.12.2008);

2.3. таможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета от 22.10.2002 № 89 «Об утверждении формы справки таможенного органа о состоянии расчетов с бюджетом по таможенным платежам» (с изм по состоянию на 15.06.2006);

3. Документы, подтверждающие, что основным видом осуществляемой плательщиком деятельности является вид деятельности, включенный в перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (в случае предоставления налогового кредита при осуществлении производства и (или) реализации товаров (работ и услуг), которые носят сезонный характер). Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2006 № 950 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182» (с изм по состоянию на 06.10.2008).

Принятие решения о предоставлении налогового кредита составляет достаточно длительный период.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минский горисполком) проводят анализ представленных плательщиками вместе с заявлением материалов. На основе этого анализа подготавливается заключение о целесообразности предоставления налогового кредита и в 10-дневный срок соответствующий проект решения Президента Республики Беларусь направляется на согласование в Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет (в случае предоставления налогового кредита по уплате таможенных платежей) и Министерство юстиции. Причем в Положении Указа № 182 не оговорено, с какой даты исчисляется 10-дневный срок: даты получения заявления или даты подготовки заключения. К этому сроку добавляется срок согласования указанными государственными органами проекта решения, а также срок согласования с Комитетом государственного контроля. Только согласованный с данными государственными органами проект решения подлежит согласованию с Комитетом государственного контроля.

В проекте решения должны предусматриваться:

· полное наименование плательщика, претендующего на получение налогового кредита;

· виды налогов, по которым предоставляются налоговый кредит;

· срок действия налогового кредита;

· размер процентов за пользование налоговым кредитом;

· сроки и порядок уплаты налогов и пени, а также процентов за предоставление налогового кредита;

· условие уплаты текущих платежей в бюджет (платежей по налогам, осуществляемых плательщиком в период действия налогового кредита);

· направления использования средств, высвобождаемых в связи с предоставлением, налогового кредита;

· наименование и количество товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в отношении которых предоставляются налоговый кредит по уплате таможенных платежей, а также цель их использования;

· наименования республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов (Минского горисполкома), осуществляющих контроль за выполнением принятого решения;

· меры ответственности плательщиков, применяемые в случае невыполнения условий предоставления налогового кредита, а также в случае нецелевого использования высвобождаемых средств в связи с их предоставлением и (или) товаров, в отношении которых предоставлен налоговый кредит по уплате таможенных платежей.

После согласования с Комитетом государственного контроля проект решения вносится соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами (Минским горисполкомом) в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения и направления Президенту Республики Беларусь.

В случае принятия Президентом Республики Беларусь решения о предоставлении налогового кредита копия этого решения направляется Советом Министров Республики Беларусь:

ПОРЯДОК отражения в бухгалтерском учете

Порядок отражения в бухгалтерском учете налогового кредита, предоставленного организации, установлен в Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налогового кредита, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2008 № 72 (с изм. по состоянию на 11.12.2008, далее — Инструкция № 72).

При отражении полученного налогового кредита в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Содержание операции Корреспонденция счетов Основание для записи
Дебет Кредит
Оформленные (предоставленные) суммы налогового кредита 68 «Расчеты по налогам и сборам» 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» Решение о предоставлении налогового кредита, бухгалтерская справка
Оформленные (предоставленные) суммы налогового кредита 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» 86 субсчет «Налоговый кредит» Решение о предоставлении налогового кредита, бухгалтерская справка
Сумма использованного налогового кредита по целевому назначению 86 субсчет «Налоговый кредит» 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» Бухгалтерская справка
Сумма погашенного налогового кредита 66 или 67 субсчет «Налоговый кредит предоставленный» 51 «Расчетный счет» или счета учета расчетов Выписка банка по расчетному (текущему) счету, бухгалтерская справка

Налоговый кредит предоставляется на платной основе. Согласно п. 10 Положения Указа № 182 за пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере не менее 1/2 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты кредита. Проценты за пользование налоговым кредитом исчисляются с суммы платежа, подлежащего внесению в погашение сумм налогов, по которым он предоставлен, и уплачиваются одновременно с этими платежами.

В настоящее время постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2008 № 215 «О ставке рефинансирования национального банка республики Беларусь» ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь установлена в размере 14% годовых. Следовательно, проценты за каждый день за каждый день пользования налоговым кредитом уплачиваются в размере 0,0194 %.

Согласно Инструкции № 72 при отражении процентов за пользование налоговым кредитом в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Содержание операции Корреспонденция счетов Основание для записи
Дебет Кредит
Сумма процентов, начисленных за пользование налоговым кредитом 91 «Операционные доходы и расходы» 68 субсчет «Проценты по налоговому кредиту» Бухгалтерская справка
Сумма процентов, перечисленная за пользование налоговым кредитом 68 субсчет «Проценты по налоговому кредиту» Счет 51 или счета учета расчетов Выписка банка по расчетному (текущему) счету, бухгалтерская справка

Ранее сумма процентов, уплаченная за пользование налоговым кредитом, в зависимости от целей предоставления кредита отражалась по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию», 91 «Операционные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов.

Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» не предусмотрено отнесение на затраты, учитываемые при налогообложении, суммы процентов, уплаченной за пользование налоговым кредитом.

Вместе с тем согласно подп. 4-2.6 ст. 3 названного Закона к прочим затратам, учитываем при налогообложении налогом на прибыль, относятся проценты по полученным кредитам, за исключением процентов по просроченным кредитам, а также кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов.

Таким образом, указанная норма позволяет сделать вывод, что проценты за пользование налоговым кредитом могут относиться на затраты, учитываемые при налогообложении при условии, что данные проценты не являются процентами по просроченным налоговым кредитам, а также по налоговым кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов.

Ответственность за нарушение условий предоставления налогового кредита

В Положении Указа № 182 предусмотрены случаи, когда действие налогового кредита прекращается. К таким случаям относятся:

При нарушении условий предоставления или погашения налогового кредита плательщики утрачивают право пользования налоговым кредитом. Суммы налогов, пени и проценты за пользование налоговым кредитом взыскиваются с них за весь период пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день взыскания. При этом пеня начисляется, начиная со дня, следующего за днем окончания установленных налоговым законодательством сроков уплаты суммы налогов и процентов за пользование налоговым кредитом, до их уплаты, включая день их внесения в бюджет.

Указанные операции в бухгалтерском учете отражаются следующими записями.

Содержание операции Корреспонденция счетов Основание для записи
Дебет Кредит
Сумма пени, начисленная за не погашенные в установленные сроки налоговый кредит, проценты за пользование налоговым кредитом, а также за нецелевое использование налогового кредита Счет 99 «Прибыли и убытки 68 субсчет «Штрафные санкции» Бухгалтерская справка
Сумма пени, перечисленная за не погашенные в установленные сроки налоговый кредит, проценты за пользование налоговым кредитом, а также за нецелевое использование налогового кредита 68 субсчет «Штрафные санкции» 51 «Расчетный счет» или счета учета расчетов Выписка банка по расчетному (текущему) счету, бухгалтерская справка

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.

3. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года № 3321-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 34, ст.566). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.

4. Годунов В.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств (главы 30-50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2005.

5. Гражданское право: Учебник Автор: Алексеев С.С., Гонгало Б.М. М.: 2006г. – 480с.

6. Гражданское право. Автор: «Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л. и др.» Издательство: «КноРус». 2008.

7. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. — 360с.

8. Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С. С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное науч. об-во, 2002. – 398с.

9. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие – Мн.: «МНО», 2001. – 318с.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение предусмотренных законом сроков уплаты налога.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита

Понятие инвестиционного налогового кредита устанавливает статья 66 НК РФ.

Организации, имеющие основания, предусмотренные законом, получают возможность уменьшить налоговые платежи на определенную сумму, при этом в последующем поэтапно выплачивается кредит и начисленные проценты.

Другими словами, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки налоговых платежей и является наиболее близким к гражданско-правовому налоговым институтом.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ. Положения данной статьи предусматривают также и основания, которые позволяют организациями его получить.

В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи получить инвестиционный налоговый кредит может организация, которая является плательщиком налогов и отвечает хотя бы одному из перечисленных требований:

1. Проводит научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую деятельность либо технические переоборудует собственное производство, создавая при этом рабочие места для инвалидов, повышая энергетическую эффективность производства. А также если организация выполняет работы или предоставляет услуги, предусмотренные статьей 17 закона «Об охране окружающей среды», с целью снизить негативное воздействие на окружающую среду.

2. Организация проводит инновационную деятельность, создавая и внедряя новые или совершенствуя уже имеющиеся технологии, а также создает новые виды сырья и материалов.

3. Организация выполняет важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона или предоставляет услуги, имеющие особую ценность для населения.

4. Организация выполняет государственный оборонный заказ.

5. Организация инвестирует в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, включая многоквартирные дома. Или инвестирует в возобновляемые источники энергии, связанные с объектами, производящими тепловую или электрическую энергию, КПД которых превышает 57%. А также в случае инвестирования других объектов, высокая энергетическая эффективность которых соответствует перечню, утвержденному правительством РФ.

6. Организация внесена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Все перечисленные основания должны подтверждаться документально организацией, которая заинтересована в выдаче кредита.

Предоставляемые суммы инвестиционного налогового кредита

Статья 67 НК РФ устанавливает также суммы, в которых предоставляется кредит:

  • для целей, указанных в пункте 1, 5 сумма кредита составляет 100% от стоимости приобретенного оборудования. Основное условие – такое оборудование должно использоваться только для целей, установленных данными пунктами;
  • для целей, указанных в пунктах 2 - 4, сумма кредита согласовывается между уполномоченным органом и организацией, заинтересованной в получении кредита;
  • для целей, указанных в пункте 6, кредит не может превышать 100% от суммы, израсходованной на капитальные вложения в имущество (создание, переоборудование, реконструкция, модернизация и т. д.), которая предназначается для использования в зонах территориального развития для осуществления инвестиционных проектов.

Получив инвестиционный налоговый кредит, организация вправе уменьшать свои налоговые платежи на протяжении срока действия договора. Срок, на который предоставляется кредит, может составлять от 1 года до 5 лет.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит по заявлению организации, которая заинтересована в его получении и оформляется договором, который заключается между такой организацией и органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении ей кредита.

Такое решение подлежит согласованию с соответствующими финансовыми органами в порядке статьи 63 НК РФ. Согласование осуществляется на протяжении 30 дней после того, как подано заявление.

Тот факт, что налогоплательщиком уже заключены другие договора об инвестиционном налоговом кредите, не может стать основанием для отказа в его очередном предоставлении.

Подавая заявление, организация, претендующая на кредит, указывает в нем, что она согласна взять на себя обязательства уплачивать проценты, за пользование кредитом в соответствии с порядком, которое устанавливает налоговое законодательство.

Для принятия положительного решения налогоплательщиком должны быть предоставлены следующие документы:

  • заявление;
  • копии учредительных документов, которые необходимо заверить нотариусом или регистрационным органом;
  • протокол, свидетельствующий о назначении директора;
  • финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах за период, который предшествует получения инвестиционного налогового кредита;
  • расчет налога, по которому планируется получение кредита; Данный расчет заверяется налоговой инспекцией;
  • бизнес-план инвестиционного проекта;
  • расчет бюджетной эффективности, которая планируется в ходе реализации данного проекта.

Договор об инвестиционном налоговом кредите

Органы, уполномоченные принимать решение о возможности предоставить той или иной организации инвестиционный налоговый кредит, устанавливают и форма договора, на основании которого он предоставляется.

Статья 67 НК РФ перечисляет положения, которые должен включать в себя договор об инвестиционном налоговом кредите.

Наличие данных положений в договоре указывает на его публично-правовой имущественный характер по аналогии с гражданским законодательством.

Существенными условиями такого договора являются следующие:

  • сумма предоставляемого кредита, соответствующая размеру определенного налога;
  • срок, в течение которого действует договор. Срок действия договора не может превышать срок, на который непосредственно предоставляется инвестиционный кредит;
  • проценты, которые должны начисляться на сумму кредита;
  • порядок, в котором производится погашение кредита и процентов. Закон не допускает установления процентов меньше чем ½ и больше чем ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ, если другое не предусматривает закон;
  • документы на имущество, предоставляемое в залог или данные об учителях;
  • ответственность, которую несут стороны;
  • другие условия, на которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит.

В течение всего срока, на протяжении которого действует договор об инвестиционном налоговом кредите, реализовывать, пользоваться или передавать другим лицам во владение или распоряжение оборудование, или другое имущество, используемое в инвестиционной деятельности, нельзя. Данное положение должно быть в обязательном порядке прописано в договоре.

Если кредит предоставляется под залог имущества, дополнительно должен быть заключён договор о залоге в порядке статьи 73 НК РФ.

Копия договора должна быть предоставлена в налоговый орган, в котором организация состоит на учете на протяжении 5 дней после его заключения. Обязанность по предоставлению договора в органы ФНС лежит на налогоплательщике.

Термин «налоговый кредит» (ст.66 НК РФ) предполагает изменения в сроках по выплате налога и предоставление уполномоченными органами для организации (при наличии определенных оснований, ст.67 НК РФ) возможностей по уменьшению налоговых платежей на конкретный срок и в конкретных пределах, а также соответствующая поэтапная выплата всей суммы займа и процентов.

В целом, налоговый кредит – это вид отсроченных налоговых платежей, предоставляемый организациям и оформляемый соответствующим договором.

На инвестиционный налоговый кредит претендуют ст.67 НК РФ

Как можно получить налоговый кредит?

  • Все предприятия оборонной промышленности.
  • Различные компании с социально-экономическими функциями.
  • КБ и научно-исследовательские компании.
  • Инновационные компании.
  • Строительные организации, имеющие наивысший класс энергоэффективности.
  • А также отдельные сельхозпредприятия, относящиеся к зонам территориального развития.

4 формы изменения срока по НК РФ

  • Отсрочка.
  • Рассрочка.
  • Налоговый кредит.
  • Инвестиционный налоговый кредит.

Для 3 первых форм примерно общие основания. Проценты при них не начисляются, а отличие – в сроках предоставления: непосредственно для отсрочек и рассрочек – это 1-6 месяцев, а для налогового кредита – 3-12 месяцев. Предоставляют первые 3 формы по причине финансового неблагополучия юридического лица. Инвестиционный же кредит – это иные сроки, выплата процентов и предоставление кредита по причине осуществления определенных затрат компанией.

Налоговый инвестиционный кредит – особенности

  • Он направлен на создание более благоприятных условий для деятельности компании.
  • Он предоставляется исключительно юридическому лицу.
  • Он распространяется исключительно на налог на прибыль компаний в области федеральных налогов и не ограничивается в составе местных и региональных.
  • Срок такого кредита – 1-5 лет.
  • Еще один нюанс – начисление процентов на сумму кредита: не менее ½ и не выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ.

То есть, обобщая, инвестиционный налоговый кредит – есть уменьшение налоговых платежей до момента, пока вся сумма уменьшений не сравняется с суммой кредита, которая прописана в договоре 2-х сторон.

Предоставление или отказ в кредите кто принимает решение?

  • ФНС РФ – по налогам на прибыль компаний.
  • Налоговые органы по месту нахождения компании – по местным/региональным налогам.

Порядок предоставления — ст.65 НК РФ

  • Самостоятельное изменение срока уплаты налога.
  • Погашение задолженности происходит путем единовременной выплаты (как в случае отсрочки) или же через поэтапную оплату (как в случае рассрочки).

Основания предоставления кредита ст.64 НК РФ

Как можно получить налоговый кредит?

  • Причинение ущерба после стихийного бедствия либо других обстоятельств непреодолимой силы (процентов не начисляют).
  • Задержанное финансирование из бюджета либо оплата госзаказа (процентов не начисляют).
  • Угроза банкротства, если будет осуществлена единовременная уплата налога (проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ).
  • Определенное имущественное положение, исключающее единовременную выплату налога (проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ).
  • Сезонный характер производства/реализации товаров/услуг/работ.
  • Обстоятельства, которые предусмотрены таможенным законодательством (проценты – по ставкам ЦБР).
  • Дополнительные условия.

Как все происходит?

  • Юридическое лицо подает пакет документов в соответствующий орган.
  • Уполномоченный орган принимает решение.
  • Согласно данному решению, заключается договор между 2-мя сторонами (заявитель и уполномоченный орган) в течение недели.
  • Копия договора предоставляется заявителем в налоговую в течение 5 дней с момента его подписания.

Налоговый кредит прекращает свое действие, если…

  • Истек срок действия сего договора.
  • Налог был уплачен до истечения срока, прописанного в договоре.
  • По соглашению двух сторон.
  • По решению суда.

Документы, предоставляемые для получения налогового кредита

Как можно получить налоговый кредит?

  • Заявление.
  • Бизнес-план инвестиционного проекта компании, а также полный расчет его бюджетной эффективности.
  • Сведения обо всех предполагаемых источниках погашения займа и о сроках погашения.
  • Балансовый отчет – прибыль/убытки за минувший и текущий год.
  • Расчет налога, на который требуется предоставление налогового кредита.
  • Пакет документов о поручительстве либо залоговом имуществе.
  • Справка из налоговой (отсутствие долгов).
  • Все копии учредительных документов компании.

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

(в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(пп. 6 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;

(в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(пп. 3 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.03.2012 N 19-ФЗ)

Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ И ШТРАФА

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Читайте также: