Курсовая налоговый учет на предприятии

Опубликовано: 16.05.2024

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Вести бухучет обязано каждое юридическое лицо-резидент РФ. Но конкретный порядок в данном случае может существенно различаться в зависимости от особенностей бизнеса. Рассмотрим основы организации бухгалтерского учета и те варианты его ведения, которые предусмотрены законом.

Зачем организации бухучет?

Во-первых, обязанность его вести предусмотрена действующим законодательством. Статья 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» устанавливает, что бухучет обязателен для всех российских юридических лиц.

Право не заниматься бухгалтерией имеют только ИП, а также нотариусы, адвокаты и другие частнопрактикующие лица. Также освобождены от обязательного бухучета и иностранные компании, работающие в РФ, при условии, что все они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Но если речь идет о российских организациях, в частности — об ООО, то для них бухгалтерский учет обязателен при любых особенностях деятельности и даже при ее отсутствии или приостановке.

Однако дело не только в требованиях закона. Невозможно вести бизнес, не владея информацией о финансовом состоянии компании. А основным источником этих сведений является именно бухучет.

Кроме того, бухгалтерская отчетность может потребоваться при заключении долгосрочных контрактов, привлечении инвестиций или получении банковских кредитов.

Поэтому часто бухучет в добровольном порядке ведут и ИП, особенно те из них, кто хочет максимально развивать свой бизнес и работать с крупными контрагентами.

Правила организации бухгалтерского учета

Независимо от особенностей деятельности бухгалтерский учет в организациях должен вестись с учетом следующих основных принципов:

  1. Непрерывность: учет ведется в течение всего периода деятельности компании.
  2. Полнота: необходимо регистрировать все события хозяйственной жизни без пропусков.
  3. Своевременность: операции нужно отражать в учете в момент их совершения или сразу же после.
  4. Осмотрительность. Следует с осторожностью подходить к оценке результатов деятельности компании. Если возможны несколько вариантов, то доходы и активы признаются по наименьшей оценке, а расходы и пассивы — по наибольшей.
  5. Все хозяйственные операции учитываются в валюте РФ — рублях. В бухучете может присутствовать и информация, выраженная в иностранных валютах или в количественных показателях, но она носит дополнительный характер.
  6. Двойная запись. Каждая операция регистрируется на двух счетах — по дебету одного и кредиту другого. Исключение возможно только для «микропредприятий», ведущих упрощенный учет.

Особенности организации бухгалтерского и налогового учета

Кроме бухгалтерского, закон предусматривает для организаций еще обязанность ведения налогового учета. Наиболее подробно его ведут плательщики налога на прибыль.

Схема ведения учета по налогу на прибыль практически повторяет бухучет и базируется на тех же принципах, что описаны выше. Разница заключается главным образом в порядке признания тех или иных доходов или расходов.

Для остальных налогов учет организуется проще, с учетом особенностей облагаемой базы по тому или иному обязательному платежу.

Например, для НДС расчет базируется на исходящих и входящих счетах-фактурах, а для налога на имущество используется остаточная стоимость объектов по бухгалтерским данным или их кадастровая стоимость.

План организации бухгалтерского учета

Постановка бухгалтерского учета в организации начинается с планирования его основных элементов.

  1. План документации и документооборота. Организации имеют право разрабатывать формы большинства первичных документов, за исключением отдельных специфических групп (например, кассовых ордеров).
  2. Рабочий план счетов. Организация создает его на базе типового, с учетом особенностей своей деятельности.
  3. План инвентаризаций. Существуют обязательные условия для проведения инвентаризации, например, перед годовым отчетом. Однако в компании могут быть предусмотрены и дополнительные условия. Важно, чтобы влияние инвентаризаций на протекание бизнес-процессов было минимально.
  4. План отчетности. Состав бухгалтерских и налоговых отчетов компании существенно зависит от ее индивидуальных особенностей. Например, для общей налоговой системы перечень деклараций будет одним, а для спецрежимов — совсем другим.
  5. Организационно-технический план. Он включает в себя общий порядок организации учета, в т.ч. используемые программные продукты.

Способы организации ведения бухгалтерского учета

Организация и ведение бухгалтерского учета предприятия возможны в различных вариантах. Это предусмотрено ст. 7 закона № 402-ФЗ .

Ответственность за бухучет несет директор, поэтому именно ему предоставлено право выбрать один из следующих вариантов:

  1. Вести учет самостоятельно. Это допускается только для представителей малого и среднего бизнеса, за исключением отдельных категорий, перечисленных в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. При этом руководитель, если он не является специалистом в области учета, чаще всего использует различные онлайн-сервисы.
  2. Поручить ведение учета главному бухгалтеру. Как найти хорошего бухгалтера мы писали здесь.
  3. Заключить гражданско-правовой договор на оказание бухгалтерских услуг с внештатным специалистом.
  4. Передать учетные функции на аутсорсинг в консалтинговую компанию.

Вариант с аутсорсингом во многих случаях гораздо предпочтительнее для бизнесмена, чем все остальные. Почему — рассмотрим далее.

Преимущества бухгалтерского аутсорсинга

Отдав бухучет на аутсорсинг, собственник компании получает следующие преимущества:

  1. Может сконцентрироваться на тех бизнес-процессах, которые приносят доход.
  2. Больше не зависит от форс-мажорных ситуаций. Ведь бухгалтер (как штатный, так и договорник) может заболеть или уволиться, причем нередко — в самый неподходящий момент, например, перед сдачей отчетности.
  3. Экономит затраты на организацию учета. Стоимость бухгалтерского аутсорсинга, как правило, ниже, чем затраты на штатных сотрудников (зарплата, страховые взносы, организация и содержание рабочих мест и т.д.).
  4. Повышает налоговую безопасность бизнеса — снижаются риски применения штрафных и других санкций, как к самой компании, так и к ее первым лицам.
  5. Повышает безопасность и с точки зрения соблюдения трудового законодательства. Аутсорсинг включает в себя следующие услуги, связанные с персоналом:
    • начисление и выплата заработной платы;
    • расчет «сопутствующих» выплат (отпускные, больничные и т.п.);
    • сдача всех отчетов, по персоналу, зарплате и страховым взносам с нее;
    • проведение расчетов с подотчетными лицами;
    • консультации по трудовому праву.

Понятно, что все эти плюсы появляются только в случае, когда аутсорсинговая компания работает на высоком профессиональном уровне.

Вывод

Все российские юридические лица обязаны вести бухучет. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета, исходя из своих масштабов, специфики бизнеса и других факторов.

Во многих случаях оптимальным вариантом будет передача учетных функций на аутсорсинг. Это существенно повышает безопасность ведения бизнеса и позволяет подстроить учет под цели компании (об этом мы подробнее рассказываем здесь).

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Необходимость организации (постановки) налогового учета на предприятии законодательно закреплена в Налоговом кодексе Российской Федерации. Цель постановки налогового учета – оперативный контроль над состоянием расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым обязательствам организации.
Организация (постановка) оптимального, с точки зрения документооборота (разработки налоговых регистров), налогового учета позволит эффективно управлять задолженностью перед бюджетом и внебюджетными фондами, избежать налоговых рисков и нежелательных финансовых последствий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………. ……………. 3
1. Понятие и определение налогового учета..…………………………………..4
1.1. Понятие и виды налогового учета.…………………………………. 4
1.2. Связь налогового и бухгалтерского учета. ………………………. 8
1.3. Порядок налогового учета доходов от реализации..………………. 9
1.4. Порядок учета доходов и расходов при методе начисления и кассовом методе. …………………………………………………. 12
2. Организация налогового учета на предприятии ЗАО «Народная типография»……………. ………………………..…. ………………………..23
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Народная типография»…….…………………………………………………. 23
2.2. Налоговый учет доходов и расходов на примере предприятия ЗАО «Народная типография»…………… ..…………………………..….24
Заключение………………..…………………………………………………….30
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Курсовик Бобенко.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННого УНИВЕРСИТЕТа УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра управления в экономических и социальных системах

по дисциплине «Налоговая система»

__ Организация налогового учета на предприятии __

5 курса ____________ ___К.С. Багирова_______ (подпись) (инициалы и фамилия)

ст. преп. ________________ __В.М. Бобенко____

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

1. Понятие и определение налогового учета..…………………………………..4

1.1. Понятие и виды налогового учета.…………………………………. 4

1.2. Связь налогового и бухгалтерского учета. ………………………. 8

1.3. Порядок налогового учета доходов от реализации..………………. 9

1.4. Порядок учета доходов и расходов при методе начисления и кассовом методе. …………………………………………………. ..12

2. Организация налогового учета на предприятии ЗАО «Народная типография»……………. ………………………. .…. ………………………..23

2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Народная типография»…….………………………………………… ………. 23

2.2. Налоговый учет доходов и расходов на примере предприятия ЗАО «Народная типография»…………… ..…………………………..….24

Список использованных источников………………………………. ……. 31

Актуальность темы исследования. Необходимость организации (постановки) налогового учета на предприятии законодательно закреплена в Налоговом кодексе Российской Федерации. Цель постановки налогового учета – оперативный контроль над состоянием расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым обязательствам организации.

Организация (постановка) оптимального, с точки зрения документооборота (разработки налоговых регистров), налогового учета позволит эффективно управлять задолженностью перед бюджетом и внебюджетными фондами, избежать налоговых рисков и нежелательных финансовых последствий.

Цель настоящего исследования – разработка рекомендаций по организации налогового учета на примере предприятия ЗАО «Народная типография».

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: определить виды налогового учета, определить связь между налоговым и бухгалтерским учетом, исследовать порядок учета при методе начисления и кассовом методе, разработать рекомендаций по организации налогового учета для конкретного предприятия.

Объектом исследования является налоговое законодательство по налогу на прибыль. Предметом исследования является организация налогового учета на предприятии ЗАО «Народная типография».

Структура курсовой работы содержит: введение, 2 главы, заключение. Работа состоит из 31 страницы. Библиографический список содержит 10 источников.

1. Понятие и определение налогового учета

1.1. Понятие и виды налогового учета

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый Кодекс дает следующее определение налогового учета: налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответств енность, установленную действующим законодательством. (ст. 313 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. (ст. 314 НК РФ). [1]

Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

— налоговый учет организаций;

— налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для индивидуальных предпринимателей - по месту нахождения), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. [7]

1.2. Связь налогового и бухгалтерского учета

Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции путем двойной записи, как это принято в бухгалтерском учете.

Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Налогоплательщик самостоятельно составляет за отчетный (налоговый) период расчет налоговой базы нарастающим итогом с начала года. В этот расчет включаются следующие данные:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде (детализацию доходов от реализации в аналитическом учете).

3. Сумма расходов, понесенных в отчетном (налоговом) периоде и уменьшающих сумму доходов от реализации (детализацию доходов от реализации в аналитическом учете).

4. Прибыль (убыток) от реализации (в разрезе аналитической группировки доходов и расходов).

5. Сумма внереализационных доходов.

6. Сумма внереализационных расходов.

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. (ст. 315 НК РФ). [1]

На практике оптимальным вариантом организации налогового учета будет следующий. Если необходимые для исчисления налога данные можно получить из бухгалтерского учета, то дублировать их в регистрах налогового учета смысла нет. В этом случае достаточно определить в учетной политике, что тот или иной регистр бухгалтерского учета будет использоваться как источник информации для составления налоговой декларации.

Если регистр бухгалтерского учета в целом содержит необходимые для исчисления налога данные, но не в полном объеме, его можно дополнить реквизитами для записи недостающих сведений. Однако в некоторых случаях правила налогового учета настолько отличаются от правил бухгалтерского учета, что требуют ведения отдельных регистров. Например, это касается переноса убытков на будущее. Ведь бухгалтерский учет просто не содержит такого механизма, поэтому необходимо использовать регистр налогового учета.

1.3. Порядок налогового учета доходов от реализации

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами Налогового Кодекса РФ - "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала". (ст. 41 НК РФ).

Как организовать налоговый учет на предприятии

Не «может», а «обязан»?

Для этих целей используется обычная учетная политика предприятия. Чаще всего в ней выделяют отдельный раздел. Нормы, регулирующие правила формирования и раскрытия учетной политики, содержатся в нормативном документе (Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Но, по моему мнению, основные моменты в части, не противоречащей налоговому законодательству, можно использовать и в целях формирования учетной политики, в целях расчета налоговых баз.

Более того, в ст. 313 НК РФ прямо указывается, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. То есть налогоплательщик не просто может, а обязан сформировать учетную политику для целей организации налогового учета.

Структурируем учетную политику

При формировании учетной политики для целей налогового учета рекомендуем выделять два раздела, аналогично разделам, посвященным бухгалтерскому учету.

Первый раздел – организационно-технический. В нем можно указать организационно-технические аспекты ведения налогового учета. Также в данном разделе можно прописать форму и содержание регистров налогового учета по налогу на прибыль и НДС, форму аналитического регистра налогового учета для целей определения налоговой базы по НДФЛ, способ ведения налогового учета (например, в специализированной программе 1С или электронных таблицах), перечень должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур, и т. п.

Второй раздел – методический. В нем будут регламентированы особенности ведения налогового учета.

На что следует обратить особое внимание при формировании системы налогового учета?

Налог на прибыль

Основные средства и нематериальные активы

  • порядок определения первоначальной и остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Это обуславливается тем, что возникает немало споров с налоговыми органами относительно включения ряда расходов, связанных с приобретением актива, в его первоначальную стоимость или в состав прочих и внереализационных расходов.

  • конкретные сроки полезного использования основных средств в пределах временного интервала согласно классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1);
  • определение нормы амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации, если применяется линейный метод.

Норма амортизации устанавливается с учетом или без учета срока эксплуатации основных средств предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ).

  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный);
  • применяется ли так называемая амортизационная премия в отношении основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Если учетной политикой предусмотрено применение такой премии, то должно быть оговорено, применяется ли единый размер амортизационной премии или возможны какие-нибудь особенности.

  • применяются ли понижающие или повышающие коэффициенты к нормам амортизации основных средств (п. 13 ст. 258 НК РФ);
  • порядок определения остаточной стоимости объектов в случае, если используется нелинейный метод начисления амортизации.

Материальные расходы и товары

  • порядок формирования покупной стоимости товаров.

Налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (ст. 320 НК РФ).

Соответственно, в учетной политике должен быть прописан конкретный порядок формирования покупной стоимости товарных активов.

  • метод оценки материальных расходов и покупных товаров при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) (п. 8 ст. 254 НК РФ) и при реализации покупных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Законодательство допускает выбор следующих методов оценки: по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
  • нормы для списания топлива и смазочных материалов.

Поясним, что контролеры настаивают на применении для целей налогового учета «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. Однако есть судебные решения, согласно которым указанные «Нормы. » носят рекомендательный характер. Нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли НК РФ не предусмотрено.

Учет расходов

  • состав прямых и косвенных расходов. Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг);
  • величина суточных, принимаемая для целей исчисления прибыли;
  • порядок расчета процентов в налоговом учете.

Например, согласно ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

  • критерии сопоставимости условий по долговым обязательствам. В учетной политике можно конкретизировать нормы НК РФ: «При этом под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные одной и той же категорией кредиторов (физическими лицами или юридическими лицами) в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения»;
  • порядок учета расходов на ремонт основных средств.

Налогоплательщик может учесть рассматриваемые расходы в составе прочих расходов, а может, для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, создавать резервы под предстоящие ремонты (ст. 260 НК РФ).

В учетной политике следует указать, создается резерв или нет. Если принято решение о создании резерва, нужно обговорить норматив отчислений и срок его создания, а также порядок подтверждения сумм резерва (плановой стоимости ремонта).

Создание резервов

НК РФ предоставляет возможность создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ), резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

Таким образом, в учетной политике, во-первых, должен быть зафиксирован факт создания резервов, во-вторых, особенности их формирования.

В отношении резерва по сомнительным долгам целесообразно указать виды задолженности, суммовые или временные критерии, по которым создается резерв, его размер (в процентах от выручки, т. к. норматив установлен в процентах от выручки).

По «трудовым» резервам необходимо определить, на что конкретно создается резерв (на отпуска или вознаграждения), обозначить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Нормы, касающиеся резерва по гарантийному обслуживанию, должны содержать информацию о предельном размере отчислений в этот резерв.

Учет доходов

  • выбор метода определения доходов и расходов (кассовый метод или метод начисления).

Для этого требуется, в первую очередь, учесть норматив выручки, установленный законодательством. Налогоплательщик может выбирать метод, если средняя сумма его выручки (без НДС) за предыдущие четыре квартала не превышала 1 млн руб. за каждый квартал.

  • порядок распределения доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, а также в случае, если связь между доходами и расходами не может быть обозначена четко или устанавливается косвенным путем;
  • порядок исчисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений.

В целях конкретизации долей прибыли, приходящихся на обособленные подразделения, налогоплательщик должен выбрать, какой из показателей будет применяться – среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

  • применяется ли право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. На такое освобождение согласно ст. 145 НК РФ имеют право налогоплательщики, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.;
  • порядок отнесения сумм налога к вычету в случае осуществления облагаемых и необлагаемых операций.

Налогоплательщик должен разработать и описать в учетной политике порядок расчета пропорции, в которой суммы «входного» НДС будут учитываться по операциям, как облагаемым налогом, так и не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения).

  • способы ведения раздельного учета (облагаемых и не облагаемых НДС операций, а также операций, облагаемых по ставкам 18 и 0%);
  • особенности исчисления и уплаты НДС в случае, когда организация имеет обособленные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.

ID (номер) заказа
440031

Возникновение учета для целей налогообложения связывают с началом XX столетия, когда затраты в период первой мировой войны вынудили правительства государств-участниц боевых операций искать вспомогательные источники финансирования и внедрять налоги на прибыль фирм. Стремление страны возложить на бухгалтерский (финансовый) учет фискальные функции имело цель вероятной корректировки налоговых поступлений в бюджет за счет перемены налогооблагаемой базы.
С конца 60-х годов ХХ-го века в всемирном обществе налоговая политика акцентируется в свойстве независимой части финансовой политики страны, создаются принципы, исходя не из финансовой сути взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и страной, а из потребностей налогообложения результатом подобных устремлений стал учет для целей налогообложения, или в современной терминологии - налоговый учёт.
Одностороннее изменение законов бухгалтерского (финансового) учета стало проходить в разрез с интересами других пользователей (бухгалтерской) финансовой отчетности, и, подобным способом, вырисовалась потребность распределения бухгалтерского (финансового) и налогового учета.
Однако вплоть до последнего времени во многих государствах предпринимаются усилия для того, чтобы не разделять всецело налоговый и бухгалтерский (финансовый) учёт. Как правило, это курс поиска компромиссов - где допускается пожертвовать фискальным вниманием, а где разрешено позволить деформацию характеристик экономической отчетности
Следует заметить, что в настоящее время прослеживается большой разрыв между требованиями документов организации нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, созданных Министерством финансов Российской Федерации, и положениями налогового законодательства. Отличаются не только лишь основы группы прибыли и затрат учреждения, их признания в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения, однако и принципы квалификации и систематизации амортизируемого имущества, методы оценки материально-производственных запасов, основных средств, неполного производства, готовой продукции, методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, процедура распределения затрат и установления той их части, которая принадлежит к расходам текущего периода. В взаимосвязи с этим необходима разработка как методологических, так и координационных основ, которые обеспечивают возможность более целесообразно, с минимальными скоротечными и экономическими расходами осуществлять налоговый учет.
Налоговым законодательством закреплен принцип самодостаточности учреждений-налогоплательщиков в подборе методов обобщения информации в целях установления налоговой базы по налогу на прибыль. Для этих целей могут являться использованы как регистры бухгалтерского, с необходимыми дополнительными реквизитами, так и аналитические регистры налогового учета. В взаимосвязи с этим организация-плательщик обязана урегулировать проблему подбора регистров бухгалтерского учета, характеристики которых могут быть применены для целей налогообложения, и создать концепцию аналитических регистров налогового учета. Следует подобрать подобную модель налогового учета, что даст возможность в максимальной степени использовать информацию, скопленную в концепции бухгалтерского учета, для расчета налоговой базы по налогу на прибыль.
Интерес к данной тематике имеет место как в научной среде, так и в области бухгалтерской практики. Примером здесь могут служить публикации как отечественных авторов (Ф.И. Алдашкин, Л.Г. Алиева, А.С. Бакаев, В.В. Качалин, Л.З.Шнейдман и др.), так и зарубежных (X. Брок, Р. Галлан, Ш. Райт и др.).
Важность данной тематики в бухгалтерском учете показывает и интерес к ней в работах, составляющих золотой фонд истории бухгалтерской мысли: Н.В. Абрамян, Л.Ф. Грауман, П.Э. Мирза, А.И. Тер-Каспаров и др.
Цель курсовой работы состоит в изучении состояния бухгалтерского (финансового) и налогового учёта на современном этапе развития экономики.
Предметом исследования является организация бухгалтерского и налогового учёта на предприятии.
Поставленная цель достигается в настоящей работе путем решения следующих задач:
- изучить нормативное регулирование и принципы организации бухгалтерского учета на предприятии;
- рассмотреть способы организации налогового учета;
- рассмотреть существующие ограничения сближения бухгалтерского учета с налоговым;
- изучить налоговый учет и отчетность на предприятии;
- оценить организацию бухгалтерского и налогового учета;
- оптимизировать учетную политику в бухгалтерском и налоговом
учете;
- определить пути совершенствования ведения бухгалтерского и налогового учета.

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось исследование особенностей налогового учёта российских организаций, налогового механизма государства, налогового регулирования и специфики применения налогового законодательства в отношении хозяйствующих субъектов при несоблюдении принципов и правил налогового учёта, выявления проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта, правильность определения налоговой базы при использовании этих двух систем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы налогового учета
1.1Определение налогового учета……………………………………..….5
1.2 Различия в бухгалтерском и налоговом учете……………..…………7
1.3 Учетная политика организаций……………………..…………………8
Глава II Практическое применение налогового учета
2.1 Определение налогооблагаемой базы и расчет НДС……………….13
2.2 Определение налогооблагаемой базы и расчет налога на имущество…………………………………………………………………….….15
2.3 Определение налогооблагаемой базы и расчет налога на прибыль. 19
Глава III Автоматизация налогового учета в России
3.1 Автоматизация налогового учета……………………………………25
3.2 Налоговые штрафы в России………………………………..………..30
Заключение…………………………………………………….…………35
Список использованной литературы…………………………..…….36

Содержимое работы - 1 файл

Курсовик.doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Казанский государственный профессионально-педагогический колледж» (ФГОУ СПО «КГППК»)

Курсовая работа (проект)

«Налоги и налогообложение»

«Организация налогового учета в организации»

Защищена с оценкой

Глава I Теоретические основы налогового учета

1.1Определение налогового учета…………………………………… ..….5

1.2 Различия в бухгалтерском и налоговом учете……………..…………7

1.3 Учетная политика организаций……………………..…………………8

Глава II Практическое применение налогового учета

2.1 Определение налогооблагаемой базы и расчет НДС……………….13

2.2 Определение налогооблагаемой базы и расчет налога на имущество……………………………………………………… …………….….15

2.3 Определение налогооблагаемой базы и расчет налога на прибыль. . . . .19

Глава III Автоматизация налогового учета в России

3.1 Автоматизация налогового учета……………………………………25

3.2 Налоговые штрафы в России………………………………..………..30

Список использованной литературы…………………………..…….36

В данной курсовой работе «Организация налогового учета в организации» была предпринята попытка разобраться в действующей системе налогового учета в российских организациях, выделить её особенности и пути оптимизации налогообложения предприятий. Актуальность темы состоит в том, что 01.01.2002г. со вступлением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учёта, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учёта, особенно в части порядка исчисления производственных расходов. В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учёта. Целью курсовой работы явилось исследование особенностей налогового учёта российских организаций, налогового механизма государства, налогового регулирования и специфики применения налогового законодательства в отношении хозяйствующих субъектов при несоблюдении принципов и правил налогового учёта, выявления проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта, правильность определения налоговой базы при использовании этих двух систем. Достижение цели обеспечивалось решением следующих задач:

  • определить содержание налогового учета, его место и роль в налоговой системе РФ;
  • выявить взаимосвязи и отношения между бухгалтерским и налоговым учетом, сходства и принципиальные различия их методов и принципов;
  • изучить организационно-методическую основу ведения налогового учета по налогу на прибыль применительно к порядку, введенному главой 25 НК РФ;
  • обобщить практику применения налогового учета.

С целью более детального понимания перспектив реформирования системы налогового и бухгалтерского мною был проведен обзор перспектив совершенствования налогообложения организаций в России.

Считаю, что данная курсовая работа может иметь практическое применение для разрешения многих проблем, так как затрагивает интересы предприятий и организаций всех отраслей экономики. А правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок, правильный выбор и реализация учётной политики могут обеспечить организации не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счёт экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

I.Теоретические основы налогового учета

1.1 Определение налогового учета

Понятие "налоговый учет" в законодательстве появилось с момента введения в действие главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. В статье 313 НК РФ указывается, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом (далее НК РФ).

Следует заметить, что отдельные нормы налогового законодательства предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие главы 25 НК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц", которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета.

Таким образом, не смотря на легальное закрепление понятие налогового учета только для целей главы 25 НК РФ, подобные требования содержатся и в иных главах НК РФ и актах налогового законодательства.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:

1) субъекты налогового учета;

2) объекты налогового учета;

3) основания налогового учета;

4) место постановки на налоговый учет;

5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;

6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщика. Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ). Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций и физических лиц по предоставлению информации, необходимой для постановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Содержанием налогового учета являются:

- первичные учетные документы (платежные поручения, накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, справка бухгалтера и т.д.),
- аналитические регистры налогового учета (книга покупок, книга продаж, регистр формирования стоимости объекта учета и т.д.).
- расчет налоговой базы, который может содержаться как в отдельных регистрах налогового учета, так и в отдельных разделах налоговой декларации.
Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, которые предназначены для накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

1.2 Различия в налоговом и бухгалтерском учете

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций". Следовательно, по своей природе бухгалтерский учет не предназначен для решения задач, связанных с исчислением налоговых платежей. Его главной задачей является формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении. Цель ведения бухгалтерского учета - обеспечение внутренних и внешних потребителей финансовой информации о хозяйствующем субъекте. Наиболее заинтересованными пользователями такой информации относительно деятельности хозяйствующего субъекта выступают налоговые органы.

Сбор и регистрация информации осуществляется путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы обеспечивают сплошное непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации в бухучете. Этап обобщения информации, содержащейся в первичных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухучета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи. Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухучета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Налоговый учет состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухучета. Таким образом, в основе бухучета лежат первичные документы, включая бух справки. На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают. Таким образом, сама система и данные налогового учета никоим образом не применимы для информационного обеспечения финансового и управленческого учета, которые несут совершенно разную смысловую нагрузку, преследуют разные цели и по-разному характеризуют одни и те же хозяйственные процессы в организации. Сравнение отдельных норм и правил налогового и бухгалтерского учета приведено в Приложении 1.

Читайте также: