Кумулятивный и некумулятивный метод исчисления налога

Опубликовано: 07.05.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Налоговому администрированию".

Вложенные файлы: 1 файл

налоги билеты.doc

На макроэкономическом уровне для оценки налоговой нагрузки экономистами используется показатель отношения общей суммы налоговых доходов к объему внутреннего валового продукта (ВВП). На уровне территорий методика расчета налоговой нагрузки аналогична (применяется в расчетах вся совокупность поступающих в региональный бюджет налогов и сборов и относится к ВРП). Данный показатель в этом случае не отражает реальный размер налоговой нагрузки территории из-за межрегиональных различий в структуре ВРП, отраслевой принадлежности региона, проводимой региональными и местными властями налоговой политики, и прочих факторов. Но уже существуют методики, предлагающие использовать «отраслевые» коэффициенты, собираемость налогов на территории и пр., при использовании которых рассчитывается более реальный показатель налоговой нагрузки территориального уровня.

Налоговое бремя на экономику страны

В целом не существует прямой зависимости между показателем налоговой нагрузки и экономическим развитием страны, т.к. это связано: с исторически складывающейся ролью государства в обществе; формами налогообложения; направлениями расходования налоговых доходов.

По оценке экспертов уровень налоговой нагрузки в западноевропейских странах составляет 45-50% ВВП. В Российской Федерации этот показатель в 2008 г. составил 36,6%.

1. Налоговая нагрузка на экономику РФ несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего, они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению, продолжают испытывать повышенное налоговое бремя [3,c.29].

3. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики: низкий уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов, неравномерность распределения налогового бремени между предприятием, погрешности измерения ВВП. Эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы.

31. Налоговые агенты, их права и обязанности.

Налоговый агент — в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством .

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

1. правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;

2. письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

3. вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

4. представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

5. в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате , выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций .

32. Порядок исчисления налогов и сборов: кумулятивный, некумулятивный, смешанный.

Исчисление налога может осуществляться по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) или по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям).

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода — определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия — источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом — источником выплат доходов работников и удержанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода. Так, при расчете налога на доходы физических лиц используется кумулятивная система, а НДС — некумулятивная система.

37.Косвенные налоги: экономическая природа, состав и назначение

Косвенные налоги – налоги на расходы, уплачиваемые потребителями, т.е. это надбавка к цене. Они определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги являются регрессивными, так как на них влияет стоимость покупки, а не доход потребителя.

Косвенные налоги
Акцизы Фискальные монопольные налоги Таможенные пошлины
Индивидуальные:

Налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

38.Подати и сборы России в XIII-XVIII веках

С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского названия денег — «тамга». Помощник таможника именовался мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов.

Кроме дани источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро- монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.

Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует приоритетные отрасли экономики и сдерживает развитие нежелательных.

Налоги и способы их сбора

Взыскание налогов с граждан и организаций структурировано и зависит от источника дохода, метода его получения, статуса налогоплательщика и региона применения. По закону каждый гражданин РФ в соответствии с получаемым доходом участвует в формировании бюджета государства.

Структура налогообложения

Налог взимается в том случае, когда выявлены все его составляющие.

В структуру налога входят:

• Субъект — лицо, подвергшееся взысканию налога (юридическое или физическое).
• Объект – предмет, принадлежащий плательщику (имущество, полученная прибыль, стоимость произведенных товаров или оказанных услуг, автомобиль и т. д.), чье наличие предполагает уплату налога.
• Налогооблагаемая база (стоимость всех объектов налогоплательщика).
• Льготы, предоставляемые государством, или освобождения от уплаты.
• Отчетный период – время, в течение которого определяется возникшая налоговая задолженность.
• Ставка – размер налоговых начислений. Бывают твердыми или выраженными в процентах. Твердая ставка – фиксированная сумма, предназначенная для взимания с одного объекта налогообложения. Величина процентных ставок в денежном выражении зависит от стоимости налогооблагаемой базы. Используются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
• Порядок начисления. Определяет лицо, производящее расчеты налоговых сборов.
• Характерные особенности выполнения платежа – порядок уплаты.

Процесс сбора налогов осуществляется с учетом всех, изложенных выше элементов.

Классификация методов взимания налогов

Налоги бывают федеральные, региональные и местные. Федеральные действуют на всей территории России, региональные – в каждом из субъектов РФ, а местные — в дополнение к двум перечисленным, устанавливаются органами самоуправления.

• Административный или по уведомлению. Исчисление налога производят фискальные органы, а в адрес налогоплательщика отправляется уведомление. Опираясь на документ, гражданин погашает образовавшуюся перед государством задолженность.

• У источника. Обязанность уплаты возлагается на налогового агента. Истинный налогоплательщик получает на руки доход за вычетом суммы налога. В эту категорию попадает заработная плата, из которой работодателем вычитается размер НДФЛ для уплаты в налоговые органы.

• Подача декларации. Учет полученного совокупного дохода в текущий отчетный период и определение размера налоговых отчислений производится непосредственно плательщиком. Налоговым кодексом РФ определены предельные сроки подачи декларации уплаты сборов.

• Кадастровый. Используется на основании информации, полученной из реестра (кадастра) налогооблагаемых объектов. Распространяется на имущество, принадлежащее налогоплательщику. Все объекты в кадастре разделены по характерным признакам на группы, в соответствии с которыми рассчитывается налоговая ставка. Определение величины сбора не зависит от приносимого имуществом дохода.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает взимание налога в результате эксплуатации имущества и по факту совершения расходов, но эти методы не нашли широкого применения.

Основные способы сбора налогов в РФ:

• косвенный – перекладывает налоговую нагрузку на плечи конечного потребителя товара или услуги, так как ставка уже включена в их стоимость;

• прямой – взимается с доходов, получаемых юридическими или физическими лицами, а также с имущества, находящегося в собственности.

Система определения налога

• Кумулятивный (накопительный). Дает возможность государству планировать поступление собираемых с населения денег. Базируется на исчислении налога в начале отчетного периода. Налоговый сбор начисляется нарастающим итогом. Таким же образом учитываются предоставляемые плательщику льготы. Размер текущих выплат сокращается на величину уплаченных ранее или произведенных ошибочно.

• Некумулятивный. Частичное взимание. Используется реже названного выше. Нарастающий итог не применяется. Характеризуется сложностью для непосредственных плательщиков, связанной с расчетом доходов в конце отчетного периода, и непредсказуемостью для планирования бюджетных поступлений.

В мире очень распространен глобальный метод сбора налоговых отчислений. Когда происходит взимание денежных средств с общего дохода, независимо от источника его получения.

На раннем этапе развития системы налогообложения использовалась шедулярная модель. Главной ее особенность заключалась в дроблении совокупного дохода на части (шедулы). Объекты классифицировались в зависимости от источника, приносящего доходы. В дальнейшем такой метод сбора налогов утратил значение, уступив место глобальному или объединившись с ним по смешанному типу, когда на отдельные части дохода предоставляются налоговые вычеты.

Налоговая политика государства определяется поставленными перед руководством страны целями. Выполнение социальных программ, укрепление обороноспособности страны, развитие инновационных технологий требуют мощного финансового подкрепления.

Потребности государственного бюджета определяют выбор способов исчисления и методов взимания налогов. При этом важно учитывать состояние экономики страны, ее территориальное устройство и нюансы сложившейся системы сбора налогов.

Граждане, обремененные необходимостью уплаты налогов, выбирают те способы взимания, которые в их распоряжение предоставило налоговое законодательство. Федеральная налоговая служба — главный орган, осуществляющий контроль и регулирование налоговой системы России.

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Порядок исчисления налога представляет собой некоторый свод правил, на основании которых устанавливается необходимость для определённого субъекта произвести все требуемые арифметические вычисления, включающие в себя объекты налогообложения, периоды и базу, принимая во внимание все льготы, полагающиеся налогоплательщику.

Каков порядок исчисления налога

Любой налоговый платёж содержит в себе перечень обязательных элементов, к которым относятся объект налогообложения, налоговые периоды, база, сроки, ставки и порядок уплаты. Одним из ключевых пунктов налога является и порядок его исчисления. Базовые правила, которые его регламентируют, занесены в статью 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормы которого не дают общего определения термину порядок исчисления налога. Однако, следует отметить, что он имеет ряд основных особенностей:

  • Некоторый свод правил, содержание которых характеризуется значительными юридическими последствиями для лиц, обязанных к уплате налоговых сборов;
  • Указанный порядок исчисления налога подразумевает конкретное лицо, на которое распространяется обязанность исчисления. Данное лицо может быть разным, всё зависит от типа налоговых платежей (сборов). Например, при определении подоходного налога, в некоторых случаях обязанным лицом является работодатель;
  • Результатом производимых подсчётом обязана быть конкретная сумма, которую требуется уплатить налогоплательщику.

Порядок исчисления налога – это перечень необходимых действия налогоплательщика и других лиц по расчёте величины налогового сбора, требуется перечислять в конце каждого налогового периода в бюджет. Величина налога зависит от налоговой ставки, налоговой базы, а также наличия налоговых льгот.

При расчёте величины налоговых выплат возникают два вопроса: кем осуществляется исчисление и какова формула расчёта? При ответе на первый вопрос следует уточнить, что имеется три основных вида уплаты налоговых сборов:

  • С помощью декларации;
  • В зависимости от источника дохода;
  • Кадастровый.

По негласному общему правилу налогоплательщик самостоятельно рассчитывает величину налога за налоговый период.

Если уплата налогового сбора осуществляется по декларации, налогоплательщику необходимо представить в обозначенные сроки в налоговую инспекцию по месту собственной регистрации декларацию, которая представляет собой официальный документ о налоговых обязательствах. К данному типу уплаты налогообложения относится:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог на прибыль компаний;
  • Акцизы и так далее.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ, расчёт величины налогового сбора может производить налоговый орган или налоговый агент.

Оплата налогового сбора по источнику дохода подразумевает получение налогоплательщиком определённой доли дохода за вычетом налоговых отчислений, который определяется и взимается бухгалтерией компании, осуществляющей начисление заработной платы (дохода). На основании Налогового законодательства, данные компании принуждаются к выполнению функций налоговых агентов. Главным преимуществом этого способа уплаты налога является то, что полностью исключается уклонение от уплаты налоговых сборов налогоплательщиком. С помощью такого способа уплачиваются:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на добавленную стоимость для иностранных компаний, которые ведут свою деятельность в России, но не состоят в местном налоговом учёте.

Кадастровый способ подразумевает под собой ведение кадастра – специального реестра, который включает в себя классификацию объектов налогообложения по определённым критериям (доход, имущество). Кроме того, он выявляет среднюю доходность этого же объекта. При формировании кадастра, его основой может выступать любая характеристика объекта налогообложения. Например, при создании земельного кадастра это может быть вид земельного участка (лес, луг и так далее), его месторасположение, а также кадастровая стоимость. Примерами кадастрового способа уплаты налоговых сборов являются:

  • Налог на имущество физических лиц;
  • Налог на землю;
  • Транспортный налог.

При использовании данного способа погашения налога физические лица освобождаются от сложной системы расчёта налоговых сборов, которая требует соответствующих знаний Налогового законодательства и определённой квалификации. Помимо этого, необходимо также понимать, что налоговая инспекция владеет гораздо большими ресурсами при сборе и обработке данных, которые требуются для расчёта налоговых сборов, нежели физические лица.

После того, как было определена сторона исчисления налогового сбора, ей необходимо приступить к расчёту величины налога. При исчислении учитываются следующие показатели:

  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Налоговая база;
  • Льготы.

Внимание! Налоговые сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные, а налоговый и отчётный периоды по ним устанавливаются на основании Налогового Кодекса РФ!

Налоговая база для исчисления налога

Налоговая база – это характеристика (стоимостная, физическая или другой формы) предмета налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налогового сбора. Ключевой задачей налоговой базы является количественное выражение объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы установлен Налоговым Кодексом РФ.

Что такое налоговая база для исчисления налога

Налогоплательщики, являющиеся организацией или компанией рассчитывают налоговую базу по окончанию каждого налогового периода, опираясь на сведения регистров бухгалтерского учёта других подтверждённых документальным методом данных.

Физические же лица исчисляют налоговую базу в соответствии с получаемыми суммами своих доходов.

ИП, которые используют общую систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налоговому сбору в соответствии с налоговыми уведомлениями, высылаемыми налоговым органом.

Налоговая база является величиной, на основании которой определяется величина налогового сбора: налоговая база прямо пропорциональна ставке налога. В зависимости от типа налога это может быть стоимость имущества, прибыль, доходы и так далее. Налоговый Кодекс Российской Федерации предоставляет два способа учёта налоговой базы – накопительный и кассовый. Исчисление по первому методу характеризуется тем, что ключевым моментом при определении налоговой базы является возникновение имущественных прав и обязанностей. При кассовом способе при исчислении налоговой базы принимаются во внимание исключительно доходы (расходы), которые реально были у налогоплательщика.

Налоговая база для каждого типа налогового сбора определяется по-разному. Например, для налога на имущество она представляет собой остаточную стоимость основных средств или кадастровую стоимость недвижимости.

Внимание! Налоговая декларация на доходы физических лиц заполняется по форме 3-НДФЛ и представляет собой документ, несущий в себе отчёт физического лица перед налоговой службой за полученные им доходы и относящиеся к ним расходы!

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу на основании налоговых уведомлений, направленных им налоговым органом

Порядок исчисления налога на прибыль

Каков порядок расчёта на прибыль? Налог на прибыль рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Его величина, а также сумма авансовых платежей по окончанию отчётного периода определяется организацией самостоятельно в соответствии со сведениями налогового учёта.

Данный тип налогового отчисления следует уплачивать в конце налогового периода до 28 марта следующего года. Эта же дата является крайним сроком для подачи налоговой декларации.

Доходы, которые подлежат налогообложению, классифицируются следующим образом:

  • Доходы от реализации;
  • Внереализационные (непроизводственного характера) доходы.

Способы исчисления налога

Исчислять налоговые сборы можно по нескольким методикам. Самая популярный и в то же время простой метод подразумевает обложение налоговой базы по частям – некумулятивный метод. Иными словами, каждая выплата организацией денежных средств физическому лицу облагается налогом отдельно, без учёта полученных ранее средств. Данный способ характеризуется тем, что ведение учёта доходов и льгот налогоплательщика не требуется. Однако, некумулятивный способ не обеспечивает равномерность поступления финансовых средств в бюджет.

Какие существуют способы исчисления налога

Хорошую востребованность также получил кумулятивный метод, суть которого состоит в том, что налоговые вычеты исчисляются нарастающим итогом. Его функцией является определение величины дохода и общей суммы льгот, полученной на отдельно взятой дате года.

Исчисление налога на имущество организаций

Налог на имущество организации рассчитывается на основании Налогового Кодекса. Он относится к числу региональных налоговых отчислений, а устанавливая его, законодательные органы субъектов РФ устанавливают налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.

Величина налога, рассчитываемая по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. А величина налогового сбора, который подлежит уплате в бюджет, переделяется точно также, вычитая при этом сумму авансовых платежей.

Порядок исчисления земельного налога

Расчёт земельного налога необходим только тем лицам, кто является владельцем земельного участка. Порядок расчёта и уплаты данного налога устанавливается местными органами власти. Величина земельного налога определяется как произведение налоговой ставки и базы, а его уплата осуществляется раз в год.

Основой для исчисления выступает стоимость земельного участка по кадастру (по состоянию на 1 января того года, за который исчисляется налоговый сбор). Более точную информацию о стоимости земельного участка можно посмотреть на интернет-портале Росреесрта.

Следует добавить, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ предусмотрено всего два размера ставок по земельному налогу:

  • 0,3 – для земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • 0,5 – для остальных земельных участков.

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль

Расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, признаются только обоснованные затраты налогоплательщика, то есть экономически оправданные затраты. Расходами также являются разного рода затраты, которые были направлены на реализацию деятельности, которая приносит доходы.

Статья 252 Налогового Кодекса выделяет две группы расходов:

  • Затраты, направленные на производство и реализацию. Сюда относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, величина начисленной амортизации и прочие;
  • Внереализационные расходы – затраты связанные с банковскими услугами, финансовые потери от пожаров, аварий, стихийных бедствий и тому подобное.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

НДС является косвенным налогом, который представляет собой форму, в которой уплачивается налогоплательщиком определённая сумма в бюджет, определённая в соответствии с налоговыми ставками. Полученная величина прибавляется к стоимости товаров или услуг. Данный в налогового отчисления относится к числу федеральных, а значит его применение обязательно. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от типа товаров и могут быть в размере 0%, 10% и 18%. Налогоплательщики в принудительном порядке должны вести журнал учёта счетов-фактур, книгу покупок и продаж.

Каков порядок исчисления налога на добавленную стоимость

Исчисления налога на добавленную стоимость осуществляется в конце каждого налогового периода, а его уплату следует производить до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца. Расчёт величины НДС осуществляется в соответствии с налоговой ставкой, которая является процентной долей от налоговой базы.

Порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики обязаны уплачивать величину квартального авансового платежа в конце каждого отчётного периода при УСН. При использовании полученных доходов в качестве объекта налогообложения налоговая ставка составляет 6%. Если использован объект доходы минус расходы – 15%-ая налоговая ставка. В конце налогового периода совершённые авансовые платежи по упрощенке переводятся в счёт уплаты налога.

Исчисление налога на землю

Исчисление налога на землю для физических и юридических лиц осуществляется отдельно с различными налоговыми ставками. Так, расчёт земельного налога для юридических лиц осуществляется как кадастровая стоимость земельного участка умноженная на процентную ставку (Его устанавливают местные власти, максимальное значение – 1,5%) и коэффициент владения (отношение месяцев использования земельного участка к 12). Расчёт земельных налоговых отчислений для физических лиц осуществляет налоговый орган. Исчисление данного налога производится по той же формуле, что и у юридических лиц, только процентная ставка не может превышать 0,3%.

Исчисление транспортного налога физических лиц

Транспортное налогообложение имеет следующие особенности для ИП, юридических и физических лиц:

  • ИП облагается транспортным налоговым сбором как частное лицо;
  • Организации и компании в обязательном порядке должны вести отчётность и оформлять декларацию по транспортному налогу, в отличие от физических лиц;
  • Только юридические лица должны производить оплату авансовых платежей по транспортному налогу;
  • Юридическим лицам необходимо произвести уплату данного налога в феврале-апреле, физические лица в октябре-ноябре.

Транспортный налог для юридических лиц исчисляется по следующему правилу: налоговая ставка прямо пропорциональна налоговой базе и налоговому периоду.

Подробнее о расчете налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из нашей статьи.

Исчисление подоходного налога в 2018 году

И в заключение стоит добавить, что исчисление подоходного налога осуществляется с заработной платы работника (сотрудника). Величина налоговых отчислений выражена в процентной ставке и составляет от 9 до 35% от дохода.

Дополнительную информацию о порядке исчисления налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из данного видео:

1 Звезда
2 Звезды
3 Звезды
4 Звезды
5 Звезд
(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Читайте также: