Куда переехала налоговая сро строителей

Опубликовано: 29.04.2024

Вопрос от 11.2019:

Ответ: В случае изменения места нахождения юридического лица, члена СРО, на другой субъект РФ (где имеются СРО) членство данного лица в прежней СРО будет прекращено.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность перевода взноса в компенсационный фонд при переходе в СРО другого региона РФ при смене места нахождения.

Если юридическое лицо было исключено из СРО в связи с изменением адреса регистрации по решению самой саморегулируемой организации, оно вправе сразу вступить в другую СРО.

Обоснование: Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ).

Исключение из данного правила сделано для иностранных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация. В этом случае указанные лица могут стать членами СРО любого субъекта РФ, имеющего общую границу с субъектом, в котором зарегистрированы указанные лица.

Таким образом, если юридическое лицо меняет адрес регистрации на регион, в котором действуют саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, или субъекты РФ не имеют общей границы, то оставаться членом прежней саморегулируемой организации указанное юридическое лицо не может.

В настоящее время (после 1 июля 2017 г.) при переходе в другую СРО при смене адреса регистрации компенсационный взнос не возвращается и не перечисляется в новую СРО.

Согласно ч. 1 ст. 55.7 ГрК РФ членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации прекращается по основаниям и в случаях, которые указаны в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в том числе в случае присоединения одной саморегулируемой организации к другой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация имеет право установить внутренними документами саморегулируемой организации дополнительные основания для исключения из членов саморегулируемой организации.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) начиная с 1 октября 2017 г. орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, если членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ.

Таким образом, в случае изменения места нахождения юридического лица, члена СРО, на другой субъект РФ (где имеются СРО) членство данного лица в прежней СРО будет прекращено.

Согласно ч. 5 ст. 55.7 ГрК РФ лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Законом N 191-ФЗ.

Основываясь на анализе приведенных выше норм права, можно сделать вывод, что после 1 июля 2017 г. перевод взноса, предусмотренного ч. 13 ст. 3.3 Закона N 191-ФЗ, не представляется возможным и к истцу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, расположенной в месте, отличном от места его регистрации, применяется общее правило, установленное ч. 5 ст. 55.7 ГрК РФ, в соответствии с которым лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации не возвращаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2018 N Ф04-5242/2018 по делу N А46-2757/2018).

В отношении запрета, предусмотренного ч. 6 ст. 55.7 ГрК РФ, можно сказать следующее.

Согласно ч. 6 ст. 55.7 ГрК РФ в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

В Письме от 06.07.2017 N 09-01-04/8306 Ростехнадзор разъяснил, что норма закона (ч. 6 ст. 55.7 ГрК РФ) касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации. В случае если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.

То есть, в случае если юридическое лицо было исключено из СРО в связи с изменением адреса регистрации по решению этой саморегулируемой организации, действие ч. 6 ст. 55.7 ГрК РФ на него не распространяется.

Н.В. Зуйкова ЗАО "Сплайн-Центр" Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс

Вопрос:

Ответ: По существу поставленных в обращении вопросов, относящихся к компетенции Печорского управления Ростехнадзора, сообщаем:

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ (далее – Грк РФ) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Грк РФ.

В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации.

При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части.

Таким образом, если на территории Вашей области (субъекта РФ) отсутствует саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство в которую Вы могли бы подать заявление, то Вы можете обратится с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, находящеюся на территории соседних областей (субъектов), с приложением к заявлению выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории Вашей области зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Вопрос:

Ответ: Частью 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право юридического лица, индивидуального предпринимателя, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Таким образом, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель зарегистрированы в Москве и являются членами саморегулируемой организации, также зарегистрированной в Москве, то действие Закона в этой части на них не распространяется.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Реестр строительных СРО - это перечень строительных организаций, получивших статус саморегулируемых и внесенных в единый государственный реестр строительных саморегулируемых организаций. Этот документ представляет постоянно обновляемый, дополняемый и корректируемый в соответствии с происходящими изменениями список, на основании которого можно делать выводы о компетенции конкретных СРО, их сфере влияния, популярности и т.д.

Весьма актуален реестр саморегулируемых строительных организаций для тех, кто хочет присоединиться к объединениям строителей и подыскивает для себя достойное партнерство с хорошим авторитетом и Опубликованный ниже список строительных организаций является перечнем всех некоммерческих объединений реестра, осуществляющих свою деятельность в данной отрасли согласно положениям ФЗ № 315 от 01.12.07г. (более известного как «Закон о СРО»).

Обновления в государственный реестр саморегулируемых организаций, занятых в области строительства, вносятся по мере регистрации новых организаций либо изменения статуса старых. Информация в строительном реестре (наименование партнерств, их адреса, номера свидетельств и т.д.) регулируется п.1 ст. 7 Закона является общедоступной. Именно открытость доступа, которым наделен реестр организаций в строительстве – принципиальный шаг вперед в деле прозрачности и защищенности современного рынка.

С помощью приведенной поисковой формы можно ознакомиться с данными об этих субъектах строительной отрасли РФ. А именно:

  • запросить сведения о том, какие саморегулируемые строительные организации в каком из регионов действуют;
  • уточнить/сверить имеющуюся информацию относительно конкретных структур, причисленных к числу саморегулируемых;
  • просмотреть перечни СРО организаций строителей по конкретным городам;
  • выяснить исходные данные и координаты предприятий введя отдельные их характеристики (название/номер в реестре/количество членов СРО и т.д.).

Реестр строительных компаний

Формируемый перечень строительных СРО является актуальным на данный момент времени. Относительно конкретных объединений строителей, можно узнать их адреса, телефоны, веб-данные, имена руководителей, номера в государственном реестре, регион осуществления деятельности, банковские/платежные данные.

Поиск СРО в реестре

Дальневосточный ФО (13)

  • Амурская Область (2)
  • Камчатский Край (1)
  • Приморский Край (3)
  • Саха Республика (2)
  • Сахалинская Область (2)
  • Хабаровский Край (3)

Приволжский ФО (33)

  • Башкортостан Республика (4)
  • Кировская Область (1)
  • Марий Эл Республика (1)
  • Мордовия Республика (1)
  • Нижегородская Область (6)
  • Оренбургская Область (1)
  • Пензенская Область (1)
  • Пермский Край (5)
  • Самарская Область (4)
  • Саратовская Область (3)
  • Татарстан Республика (3)
  • Удмуртская Республика (1)
  • Ульяновская Область (1)
  • Чувашская Республика (1)

Северо-Западный ФО (32)

  • Архангельская Область (1)
  • Калининградская Область (1)
  • Карелия Республика (1)
  • Коми Республика (1)
  • Ленинградская Область (3)
  • Мурманская Область (3)
  • Новгородская Область (1)
  • Псковская Область (1)
  • Санкт-Петербург (20)

Северо-Кавказский ФО (8)

  • Дагестан Республика (2)
  • Ингушетия Республика (1)
  • Кабардино-Балкарская Республика (1)
  • Северная Осетия (1)
  • Ставропольский Край (2)
  • Чеченская Республика (1)

Сибирский ФО (25)

  • Алтайский Край (3)
  • Бурятия Республика (2)
  • Забайкальский Край (2)
  • Иркутская Область (2)
  • Кемеровская Область (3)
  • Красноярский Край (4)
  • Новосибирская Область (4)
  • Омская Область (2)
  • Томская Область (2)
  • Хакасия Республика (1)

Уральский ФО (11)

  • Свердловская Область (5)
  • Тюменская Область (1)
  • Ханты-Мансийский Автономный округ (2)
  • Челябинская Область (2)
  • Ямало-Ненецкий Автономный округ (1)

Центральный ФО (87)

  • Белгородская Область (1)
  • Брянская Область (1)
  • Владимирская Область (1)
  • Вологодская Область (2)
  • Воронежская Область (4)
  • Ивановская Область (1)
  • Калужская Область (1)
  • Костромская Область (1)
  • Курская Область (2)
  • Липецкая Область (2)
  • Москва (45)
  • Московская Область (14)
  • Орловская Область (1)
  • Рязанская Область (2)
  • Смоленская Область (2)
  • Тамбовская Область (1)
  • Тверская Область (1)
  • Тульская Область (3)
  • Ярославская Область (2)

Южный ФО (16)

  • Астраханская Область (1)
  • Волгоградская Область (2)
  • Краснодарский Край (7)
  • Крым Республика (2)
  • Ростовская Область (4)

Помимо краткой основной информации, более подробные сведения об организациях, перечисленных в реестре, законом разрешается получить посредством оформления запроса (список документов, прилагающихся к запросу для получения официальной выписки, опубликован на официальном сайте Ростехнадзора).

1. Основания для предоставления данных
Дополнительные сведения о саморегулируемых организациях, внесенных в единый реестр СРО в строительстве, предоставляются в качестве государственной услуги.

2. Порядок предоставления
Нормативными актами, регулирующими порядок предоставления данных, являются:

  • постановление Правительства РФ № 724 от 29.09.08г.;
  • Регламент Федеральной службы по надзору и предоставлению сведений из государственного единого реестра сро в строительстве;
  • Приказ Ростехнадзора №281 от 21.07.15г.

3. Срок рассмотрения и оплата
Предельный срок предоставления сведений – 5 календарных дней от даты регистрирования запроса. Размер оплаты – 300 руб. для ЮЛ и 100 руб. для ФЛ (копия платежки с отметкой банка либо оригинал квитанции прилагаются к запросу).

В этой статье мы расскажем Вам, что такое СРО и для чего оно нужно, как изменилось законодательство в этой сфере, какие требования предъявляются к вступающим компаниям и кому не обязательно получать допуск на строительные, проектные или изыскательные работы.

Содержание:

  1. Что такое СРО. Расшифровка
  2. Виды СРО
  3. Что дает членство в СРО
  4. Кому не требуется СРО по ФЗ № 372
  5. Что нужно для вступления в СРО
  6. Цена вступления в СРО

Расшифровка

СРО расшифровывается как Саморегулируемая организация, является некоммерческой организацией (НКО). НКО приобретает статус СРО с момента внесения сведении о некоммерческой организации в государственный реестр и теряет свой статус с даты исключения ее из реестра.

СРО объединяет предпринимателей с общим видом деятельности. Например строительные компании вступают в строительное СРО, занимающиеся проектированием – в проектное и тд. Данные организации появились в 2011 году, заменив собой лицензии.

Законодательство

Порядок образования, деятельность, цели и задачи саморегулирующих организации, регламентируются ФЗ № 315 и 372.

Цель создания

До того, как появились саморегулируемые организации, контроль над деятельностью предпринимателей осуществляло государство.

Саморегулируемые организации были созданы для того, что бы контроль и надзор над деятельностью предпринимателей, переложить с Государства на самих участников рынка, с целью снижения расходов из бюджета.

Задача – надзор и контроль за качеством работы своих участников.

Функции СРО

Функции СРО

  • Устанавливает требования к членству и вступлению для предпринимателей и юр. лиц.
  • Представляет интересы своих участников перед органами государственной власти и местного самоуправления
  • Организует возможность получения аттестации, обучения и повышения квалификации для сотрудников
  • Выступает в роли «третейского судьи» при возникновении споров между членами саморегулируемой организации, ими и заказчиками или потребителями их услуг.
  • При нарушении участниками требований и условий членства в саморегулируемой организации, применяет меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из своих рядов.

На сегодняшний день, существует как минимум 24 различных вида саморегулируемых организации. Это и арбитражных управляющих, оценщиков, кадастровых инженеров, аудиторов, энергоаудиторов, в сфере рекламы и т.д.

В нашей статье, мы хотели бы подробнее разобрать 3 вида саморегулируемых организации :

  1. Строительное
  2. Проектное
  3. Изыскательное
  • Строительные СРО являются НКО и внесены в государственный реестр саморегулируемых организации. Объединяют в своем составе индивидуальных предпринимателей и юридические лица, которые занимаются строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
  • СРО проектировщиков также является НКО, которая внесена в реестр саморегулируемых организации и объединяет в своих рядах юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся деятельностью в области архитектурно- строительного проектирования.
  • СРО изыскателей – НКО, внесенная в государственный реестр, в нее входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие инженерные изыскания.

Для ведения законной предпринимательской деятельности, строительным, проектным и изыскательским компаниям необходимо вступить в члены саморегулируемой организации.

В чем заключается смысл вступления для предприятия? Если говорить в двух словах – это страховка на случай непредвиденных обстоятельств . При этом, застрахованы не только сами строительные, проектные или изыскательные компании, но и заказчики.

То есть, если происходит форс мажорная ситуация при, например, строительстве и будет нанесен материальный ущерб заказчику- компенсировать его будет не сама компания ген.подрядчик, а частично страховая компания, частично СРО из компенсационного фонда. Конечно только если компания докажет что в причинении ущерба ее вины нет.

Итак, почему нужно получать допуск, что это дает:

  1. Возможность вести законную предпринимательскую деятельность;
  2. Возможность участвовать в государственных тендерах;
  3. СРО дает защиту профессиональных интересов своих членов- предпринимателей;
  4. Дает возможность возмещать ущерб, с помощью компенсационных фондов;
  5. Можно обмениваться опытом с предприятиями, которые занимаются сходной деятельностью;
  6. Можно своевременно получать юридическую поддержку;
  7. Можно повышать квалификацию сотрудников пользуясь поддержкой саморегулируемой организации;
  8. Наличие допуска СРО повышает престиж и выгодно отличает от компании, которые его не имеют.

Кроме этого, наличие допуска дает компании существенные преимущества перед фирмами, не имеющими оного, увеличивает ее конкурентность на рынке и дает возможность участвовать в тендерах на суммы более 3 млн. руб.

После вступления в силу ФЗ № 372, изменились некоторые требования по получению членства в СРО, поправки были внесены в Градостроительный кодекс и реорганизуют систему саморегулирования в строительных, проектных и изыскательных компаниях.

Прежде чем мы расскажем, кому не обязательно получать допуск, перечислим тех, кому членство обязательно:

  • Застройщикам, выполняющим работу по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружении;
  • Техническим заказчикам;
  • Организациям, участвующим в государственных и коммерческих торгах;
  • Организациям, осуществляющим строительство, капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений и заключающими договора подряда свыше 3 млн. рублей.

Если же Ваше предприятие относится к перечисленным ниже организациям, получать допуск СРО вы не обязаны, и можете получить его на добровольной основе:

  • Предприятия, которые заключают договора подряда, до 3 млн. рублей ( Статья 52 ГрК РФ, часть 2.1);
  • Государственным и муниципальным учреждениям;
  • Предприятиям, в состав учредителей которого входит государство, с долей собственности более 50%;
  • Публично-правовые образования;
  • Юридическим лицам, в состав которого входит публично-правовое образование с долей в уставном капитале более 50%;
  • Для лиц, осуществляющих деятельность в области объектов некапитального строительства, малоэтажных построек и индивидуальное жилищное строительство.

Требования к предприятиям

Для того чтобы быстро и правильно получить допуск СРО, предприятие должно соответствовать некоторым требованиям:

  1. Строительная организация должна получать членство только в саморегулируемых организациях, которые зарегистрированы и находятся в том же регионе, что и юр. лицо;
  2. Необходимо оплатить все обязательные взносы – в Компенсационные фонды, вступительный, членский взнос, в полном объеме и строго с расчетного счета юр.лица;
  3. В штате компании должны быть как минимум 2 высококвалифицированных сотрудника, внесенных в национальный реестр специалистов - НРС;
  4. Необходимо предоставить полный пакет учредительных документов, а также заполнить формы, анкеты и заявления на вступление.

Этапы вступления

  • Первоначально требуется определи ть, какой уровень ответственности треб уется для получения членства, будет ли компания участвовать в тендерах и какие будут виды работ;
  • После того, как будут получены ответы на выше заданные вопросы, компания должна оплатить компенсационные фонды и другие обязательные взносы в СРО;
  • Далее заполняется необходимая документация, в основном это формы, анкеты, опросники от самого СРО, а также заверенные документы на компанию (уставные) и специалистов НРС .

При получении допускав СРО, цены имеют диапазон от 50 000 рублей до 30 млн. и зависят от нескольких факторов:

  1. Вид СРО. Стоимость вступления в проектное и изыскательное СРО начинается от 50 000 рублей. В строительное – от 100 000;
  2. Уровень ответственности. Чем он выше, тем дороже получение членства;
  3. Участие в гос. тендерах. В этом случае придется оплатить помимо КФ ВВ (компенсационный фонд возмещения вреда) , КФ ОДО (компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств) .

Поскольку действующим законодательством алгоритм обязательных действий в данной правовой ситуации прямо не предусмотрен, юридическим отделом Ассоциации СРО «Содружество Строителей» обобщена правовая позиция по разрешению изложенной ситуации, заключающаяся в следующем.

В первую очередь, по нашему мнению, следует выделить нормы права, непосредственно подлежащие применению в изложенной ситуации.

IMG_2294_новый размер.jpg

Частью 6 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что установленные частями 1 - 4 данной статьи требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям, являются обязательными как на момент внесения сведений о такой саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, так и в течение всего срока ее деятельности.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 55.4 ГрК РФ одним из требований к саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, является объединение в ее составе в качестве членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 Кодекса.

Как прямо указано в положениях части 3 статьи 55.6 ГрК РФ членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:

1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 ГрК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части.

Прямые негативные последствия для саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, содержит пункт 2 части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае, если членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 ГрК РФ.

Вместе с тем, на наш взгляд, при принятии решения о перерегистрации, для члена СРО не добавляет позитивных эмоций часть 5 статьи 55.7 ГрК РФ, согласно которой, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

К тому же стоит обратить внимание на часть 6 статьи 55.7 ГрК РФ, которой предусмотрено, что в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Вместе с тем, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) на странице официального сайта в сети на вопрос: «После 01.07.2017 ЮЛ или ИП добровольно прекратили членство в СРО, например, в связи с изменением адреса места нахождения. Вправе ли они вступить сразу же в другую СРО?» дан вполне чётко определённый ответ: «В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Чуть ниже вышеуказанного, на этой же странице сайта, на вопрос: «в части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не могут быть приняты вновь в члены саморегулируемой организации. Какой правовой статус члена СРО в случае прекращения его членства по решению СРО с 01.07.2017?» Ростехнадзором дан ответ о том, что «указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации, в случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию».

Вышеуказанные правовые позиции позволяют сделать вывод о том, что «год запрета на вступление» распространяется только на так называемый «добровольный выход», т.е. принятие решения саморегулируемой организацией об исключении своего члена, сменившего субъект регистрации, не препятствует незамедлительному вступлению в члены строительной СРО по адресу своего нового места нахождения.

В сети «Интернет» имеется информация о правовой позиции Минстроя России по данному вопросу, согласно которой «член саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, не соответствующий требованиям пункта 1 части 3 статьи 55.4 Кодекса, исключается такой саморегулируемой организацией. Порядок исключения членов саморегулируемой организацией устанавливается внутренними документами саморегулируемой организацией.

Таким образом, суммируя вышесказанное, алгоритм действий в данной ситуации, по нашему мнению, выглядит следующим образом:

Членом строительной СРО принято решение о перерегистрации в другой субъект РФ и данные об исполнении такого решения внесены в ЕГРЮЛ;

Саморегулируемая организация принимает решение об исключении такого члена в связи с несоответствием последнего требованиям к членству, в т.ч. положениям пункта 1 части 3 статьи 55.4 (по нашему мнению, в качестве самостоятельного (дополнительного) основания необходимо сделать ссылку и на часть 3 статьи 55.6 ГрК РФ);

ЮЛ (ИП), в отношении которого принято решение об исключении, обращается в иное строительное СРО (по месту своей новой регистрации) с заявлением о вступлении в члены (при этом ранее внесённые взносы в компенсационный фонд (фонды) «прежней» СРО, остаются на её специальных счетах;

При выполнении всех необходимых требований к членству, установленной «новой» СРО, компания (индивидуальный предприниматель) наделяется правом осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Изложенная правовая позиция коррелируется с позицией Ассоциации «Национальное объединение строителей», изложенной на странице в сети «Интернет» по адресу: nostroy.ru/372fz/faq/27-11-2017.pdf.

Вместе с тем, со своей стороны, считаем необходимым отметить, что лицо, являющееся членом строительной СРО, имеющее намерение принять решение о смене своей регистрации на иной, отличный от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО, субъект РФ, должно в первую очередь отдавать себе отчёт о правовых последствиях принятия такого решения, а именно:

Потеря средств, ранее внесённых в компенсационный фонд (фонды) строительной СРО, членом которой оно уже является, вследствие неизбежного принятия решения о прекращении членства (добровольное или по инициативе самой саморегулируемой организации);

Наличие препятствия в виде невозможности вступления в члены СРО по месту своей регистрации в течение одного года (в случае осуществления добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации).

По нашему мнению, принятию решения о перерегистрации в другой субъект РФ должно предшествовать тщательное взвешивание всех доводов «за» и «против» и их экономических последствий. Взносы в компенсационные фонды могут достигать весьма значительных сумм, изымаемых из оборота компании, кроме того, присутствующие ином в субъекте строительные СРО, чаще всего имеют отличия в условиях членства как в финансовом, так и в иных планах. Особенно это касается тех компаний, зарегистрированных в субъектах РФ, находящихся «внутри» другого субъекта (например, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, и соответствующие им Московская и Ленинградская области), где вопрос расстояния от места регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) до строительного объекта сведён практически к минимуму. При этом законом не предусмотрен запрет на выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории одного субъекта Российской Федерации, работ в любых иных субъектах Российской Федерации (это подтверждается правовой позицией, изложенной в письме Комитета по транспорту и строительству ГД ФС РФ от 13.03.2017 №3.13-22/128 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ» и письме Минстроя России от 08.03.2017 №6236-ТБ/02 «О разъяснении отдельных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации»). Разумеется, мы понимаем, что причины для такого шага могут быть абсолютно разными, в т.ч. экономически (и в ином спектре) обоснованными. Это индивидуальное решение каждого субъекта экономической деятельности, с нашей стороны мы вправе только высказать свою позицию по данному вопросу и обозначить риски.

переехавшие СРО - еще один ужас 372-ФЗ

Навигация по статье:

  1. Как главный сторонник регионализации внезапно получил от нее по полной программе?
  2. Кто и как главным образом пострадает от переезда СРО?
  3. Список 22 переехавших СРО строителей — нет ли среди них вашей?
  4. Что делать строителю, если его СРО сменила место регистрации?

Живет себе московский строитель. Состоит в московской же СРО. 372-ФЗ? Регионализация? Нет, не слышал. И вот однажды просыпается он утром, а ему и говорят: «братец, пора переходить в СРО по месту регистрации». Он такой: «не мне — я-то москвич, вступал дома». А ему: «разуй глаза, братец — ты состоишь в сахалинской СРО». И тут он видит — действительно в сахалинской!

А все почему? Потому что 372-ФЗ приносит кучу проблем не только строителям, но и строительным СРО. Строительным СРО, пожалуй, даже больше — их после разбредания членов по регионам и вовсе позакрывать могут, если положенная сотка не наберется.

Мы уже обсуждали, как строитель может «переехать» поближе к СРО. «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе», так сказать. Но в российском строительном саморегулировании вы увидите то, чего не увидите больше нигде.

Только сегодня и только сейчас — читайте историю целых 22 гор, которые реально пошли к своим Магометам.

Сбывшаяся мечта главного регионализатора

Вы знаете, кому профессиональное сообщество обязано сейчас всем этим геморроем, связанным с регионализацией СРО? Не в последнюю очередь оно обязано Валерию Мозолевскому, руководителю СРО «Сахалинстрой». Он является одним из главных апологетов регионализации — и, наверное, самым громким.

Всякий хочет стать монополистом, вы же знаете. Честно пытаться предложить для строителей своего региона условия более удобные, чем у федеральных СРО — дело сложное. А вот просто взять и запретить федеральные СРО…

В общем, после принятия 372-ФЗ он пел песню торжества. Но недолго.

Одна из московских саморегулируемых организаций, трезво рассудив, что после выхода иногородних членов она в столице не выживет, решила сменить адрес прописки. Провела исследования, прощупала почву. И переехала не куда-нибудь, а на Сахалин.

Так что на острове теперь официально две саморегулируемых организации — «Сахалинстрой» и «СпецСтройРеконструкция». Конкуренция, которой можно было бы избежать при помощи регионализации, не устранилась, а наоборот — оказалось прямо у порога.

всё об изменениях в СРО в связи с 372-ФЗ

Гневное письмо Валерия Мозолевского, разосланное вскоре после этого по множеству электронных адресов, действительно страшно читать. В частности, там упоминаются «подстава» и «ИНТЕРВЕНЦИЯ» (простите за caps lock — начертание авторское).

И знаете… понятно, что нужно ему посочувствовать, но не сочувствуется. Ну не получается просто.

Грузи мешки, перрон отходит!

А вот чью обиду и тревогу действительно можно понять — так это членов саморегулируемой организации, которые вполне подходили критериям 372-ФЗ, но вдруг перестали из-за такого переезда.

Представим такое развитие событий: ваша СРО осталась на своем месте, разъехались строители — почти все. Вы остались вместе с ней. Число членов оказалось меньше ста. СРО закрылась. Вероятность вернуть свой взнос в комфонд для вас после этого… близка к нулю. По закону — полагается. На практике — такого не было ни разу.

Сейчас вы можете воспользоваться инструкцией по переходу с сохранением комфонда. Если бы СРО не переехала — вы бы не смогли этого сделать даже этого.

Так что смотрите на вещи позитивно.

22 горы, ушедшие к Магометам

А теперь — драматический список саморегулируемых организаций, сменивших прописку после принятия 372-ФЗ. Будьте внимательны. Возможно, одна из них — ваша.

Саморегулируемая организация Откуда переехала Куда переехала
«СпецСтройРеконструкция» Москва Сахалинская область
«Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» Москва Московская область
«Межрегиональное объединение сельских строителей» Москва Нижегородская область
«Межрегиональное объединение транспортного строительства» Москва Республика Крым
«Большая Волга» Москва Пензенская область
«Объединение строителей Топливно-Энергетического Комплекса» Ленинградская область Пермский край
«Международное строительное объединение» Санкт-Петербург Белгородская область
«Первое Строительное Объединение» Санкт-Петербург Ростовская область
«ОсноваСтрой» Ленинградская область Санкт-Петербург
«Российское объединение строителей» Ленинградская область Санкт-Петербург
«Союз Строителей» Москва Тюменская область
«Уральское объединение строителей» ЯНАО Свердловская область
«Строители железнодорожных комплексов» Ленинградская область Нижегородская область
«Импульс» Санкт-Петербург Воронежская область
«Строительно-Индустриальное объединение» Ленинградская область Краснодарский край
«Строительные ресурсы» Санкт-Петербург Московская область
«Межрегиональное инновационное объединение строителей» Москва Рязанская область
«Ассоциация строителей малого и среднего бизнеса» Москва Нижегородская область
«Котлогазмонтажсервис» Москва Московская область
«Передовые строительные технологии» Санкт-Петербург Москва
«ДОРМОСТ» Санкт-Петербург Иркутская область

Тенденция видна невооруженным глазом. Из переполненных саморегулируемыми организациями Москвы, Петербурга и прилегающих областей строительные СРО перебираются в регионы, где конкуренция значительно ниже.

И что делать, если СРО уехала?

Не сокрушаться. Ничего непоправимого не произошло. У вас еще как минимум месяц для того, чтобы соскочить с уплывающего «Титаника».

Порядок действий — тот же, что и для членов изначально иногородних СРО. Условно говоря, у вас есть два варианта.

  • Перейти в СРО по месту регистрации с переводом взноса в компенсационный фонд. Мы уже публиковали инструкцию по такому переходу и готовы помочь с налаживанием контактов с саморегулируемыми организациями многих регионов.
  • Сменить прописку юридического лица на субъект, в котором теперь зарегистрирована СРО. Актуально не для всех — было бы странно московской компании перерегистрироваться в Нижний Новгород. А вот из Москвы в область или из Ленобласти в Петербург — логичней некуда. Инструкцию по такому переезду мы тоже уже публиковали.

Не расстраивайтесь. Такие вот они — российские реформы. Все могло быть намного хуже.

Читайте также: