Ктт что это в налогообложении

Опубликовано: 15.05.2024

Старший юрист Департамента международного налогового планирования Юридической фирмы Клифф

специально для ГАРАНТ.РУ

Что такое налоговый маневр в IT-отрасли?

Это "народное название" нового пакета налоговых льгот для российских IT-компаний. О налоговом маневре в этой отрасли (еще он получил название IT-маневр), в рамках которого предполагалось существенно снизить налог на прибыль и страховые взносы, впервые заговорил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июне 2020 года. Далее намерение провести IT-маневр подтвердил Владимир Путин в своем публичном выступлении 23 июня, указав, что предлагаемые ставки налога будут одними из самых низких в мире.

В итоге 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 265-ФЗ), которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний. Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Чем отличается новый режим налогообложения от ранее действующего?

Изменения коснулись режима налогообложения доходов от ПО и баз данных НДС, налогом на прибыль организаций, а также обложения страховыми взносами.

Основным отличием ИТ-маневра от действующего в настоящий момент режима является изменение порядка налогообложения доходов от программного обеспечения НДС. В текущей редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса от НДС освобождаются операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных на основании лицензионных, в том числе сублицензионных договоров, а также на основании договоров об отчуждении исключительных прав.

С 2021 года от НДС освобождается передача прав на ПО, в том числе, передача через Интернет при соблюдении следующих условий:

  • ПО включено в специальный реестр российского ПО. В настоящее время в реестр включено более 7,1 тыс. наименований ПО, причем с августа по октябрь текущего года в реестр включено более 230 наименований ПО и баз данных (за тот же период прошлого года в реестр было добавлено около 150 наименований), что может свидетельствовать о высокой заинтересованности во льготе производителей ПО;
  • порядок включения в реестр регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 12365. Для включения в данный реестр необходимо, чтобы исключительные права на ПО (базу данных) были законно получены на территории РФ (введены в гражданский оборот в РФ) или экземпляры программы (базы данных) свободно распространялись в РФ; менее 30% выручки от передачи прав использования на такие ПО (базу данных) приходилось на договоры с иностранными лицами; ПО, права на которое передаются, не является государственной тайной. Кроме того, необходимо, чтобы исключительное право на ПО (базу данных) без ограничений по территории и сроку действия принадлежало российскому лицу (лицам), в том числе российской коммерческой организации, не менее 50% прямого или косвенного участия в которой принадлежат гражданам РФ, российским публичным образованиям (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) или российским некоммерческим образованиям. Помимо указанных выше, Постановлением Правительства № 1236 установлены также дополнительные критерии: ПО не управляется и не обновляется принудительно из-за границы; обслуживание и техническая поддержка ПО осуществляется российской организацией без преимущественного владения иностранными лицами или гражданином РФ;
  • права на ПО, которые буду передаваться, не включают в себе права распространения рекламы в Интернете, и (или) получения доступа к ней, размещения предложений о покупке / продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) в Интернете, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключения сделок. То есть теперь льгота по НДС станет недоступна для торговых площадок, а также практически любого ПО, на котором есть рекламные баннеры или иное продвижение собственных или чужих товаров (услуг). При этом, льгота потенциально может быть применима, например, к компьютерным играм, продуктам в сфере информационной безопасности, системам управления процессами, образовательному ПО и другим.

Налог на прибыль

Важной составляющей IT-маневра стало существенное снижение ставки по налогу на прибыль для компаний в IT-сфере – 3% вместо 20%.

Так, согласно п. 4 ст. 1 Закона № 265-ФЗ льготы по налогу на прибыль предусмотрены для двух категорий компаний, работающих в сфере ИТ: для российских организаций, разрабатывающих и реализующих ПО, оказывающих услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных, а также для организаций, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Для организаций из первой группы для получения льготы по налогу на прибыль необходимо соблюдение следующих условий:

  • получение документа о государственной аккредитации компании в сфере ИТ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 7586. После принятия Закона № 265-ФЗ в данное Постановление не вносились изменения, однако возможно внесение их в будущем;
  • не менее 90 % от суммы доходов компании получено в виде доходов от отчуждения экземпляров ПО (баз данных), разработанных компанией, отчуждения исключительных прав (передачи прав на использование такого ПО и базы данных, обновления к ним, в том числе через Интернет), а также доходов от оказания услуг по разработке, адаптации и модификации ПО, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных. То есть льгота касается самостоятельно разработанного ПО. При этом, такие доходы не должны включать доходы от передачи прав на распространение или получение доступа к рекламе в Интернете, размещения предложений о покупке и продаже товаров (услуг, работ, имущественных прав) и поиска информации о потенциальных продавцах и покупателях, а также заключения соответствующих сделок. При расчете доли доходов в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы и курсовой разницы, возникшей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ), а также доходы от уступки прав требования долга, который возник при признании доходов от операций в IT-сфере;
  • не менее 7 сотрудников за отчетный период (среднесписочная численность).

Для организаций второй категории требования являются аналогичными – включение в реестр (в настоящее время существует только проект Постановления Правительства РФ "О ведении реестра организаций, оказывающих услуги (осуществляющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции"), получение не менее 90% доходов от соответствующих доходов (доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции) и наличие среднесписочной численности работников не менее 7 человек в течение отчетного периода.

Также в рамках изменений по налогу на прибыль, отменяется возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, ранее предусмотренная п. 6 ст. 259 НК РФ. Теперь расходы на приобретение ЭВМ можно учесть в налоговой базе в качестве материальных расходов.

Условия для применения пониженных тарифов страховых взносов аналогичны перечисленным выше условиям в отношении налога на прибыль (включение в соответствующий реестр, получение не менее 90% доходов от указанных видов деятельности, минимальная среднесписочная численность сотрудников не менее 7 человек). С 2021 года пониженные тарифы страховых взносов являются следующими:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом, общая нагрузка по страховым взносам составит 7,6%. Напомню, что в текущей редакции нормы п. 5 ст. 427 НК РФ организации в сфере ИТ могут претендовать на пониженные тарифы по страховым взносам в общем размере 14 % (на ОПС – 8 %, на случай ВНиМ – 2 %, на ОМС – 4 %).

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на то, что некоторые представители ИТ-индустрии негативно отзывались об изменениях в налогообложении НДС, в силу которых на льготу может претендовать меньшее число компаний, чем раньше, и более высокую эффективную ставку налогообложения при использовании ПО, чем в аналогичных режимах в иностранных государствах (например, IP-box на Кипре дает возможность использования эффективной ставки налогообложения доходов от использования программного обеспечения в размере 2,5 %), IT-маневр может стать эффективным инструментом для ряда компаний в сфере ИТ, чья деятельность с использованием ПО не связана с рекламой и реализацией товаров (услуг).

11 МИН

Как выбрать систему налогообложения для ООО

После регистрации компании нужно выбрать систему налогообложения. От неё зависит размер платежей, их график и способ ведения бухгалтерского учёта. Рассказываем, какие системы существуют и как выбрать самую выгодную для конкретного типа бизнеса.

Что учесть при выборе системы

Большинство режимов налогообложения имеют ограничения. Вот от каких параметров собственного бизнеса стоит отталкиваться при выборе:

Вид деятельности организации

Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) доступны не каждому бизнесу. Подробно разбираем ограничения режимов ниже.

Количество сотрудников и сумма дохода

Некоторые системы устанавливают лимиты по доходу и численности персонала. Если нарушите их, «слетите» с режима на ОСНО.

Контрагенты и специфика бизнеса

Подумайте, хотите ли работать с плательщиками НДС, открывать филиалы или менять поле деятельности. Выбирайте систему налогообложения с учётом планов на будущее.

Общую систему налогообложения (ОСНО) назначают автоматически после регистрации ООО. И если вы не уведомили налоговую службу о выборе специального режима, придётся платить такие налоги:

  • Налог на недвижимое имущество организации. Ставка зависит от региона РФ, но не превышает 2,2 % от кадастровой (по оценке государства) или остаточной (с учётом износа) стоимости имущества (ст. 380 НК РФ).
  • Налог на прибыль. Ставка налога — 20 %, из которых 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный. В некоторых регионах ставка может быть снижена до 12,5 % на усмотрение местных властей. Сумма налога рассчитывается с разницы между доходами и расходами.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка — 20 %. НДС облагается выручка от реализации продукции.

Плюсы системы

На ОСНО нет ограничений по размеру прибыли, количеству сотрудников и арендуемым площадям для ведения бизнеса. Кроме того, это выгодная система для организаций, которые сотрудничают с компаниями — плательщиками НДС. При использовании ОСНО ваши партнёры могут уменьшить сумму выплат в бюджет на сумму НДС от полученных от вас работ, услуг и товаров.

Минусы системы

ОСНО — непростая система налогообложения из-за сложности расчётов, строгости налоговой службы к выплатам НДС, большого количества отчётности (к примеру, нужны отдельные ежеквартальные декларации по прибыли компании, книги учёта всех продаж и покупок) и высокой налоговой нагрузки.

Упрощённая система налогообложения (УСН) — режим, специально созданный для предприятий малого и среднего бизнеса. Его ещё называют «упрощёнкой», потому что вместо трёх налогов, как на ОСНО, нужно платить один, а сдавать отчётность по налогу — раз в год. Налог перечисляется авансовыми платежами за первый квартал, 6 месяцев текущего года, 9 месяцев и итоговым платежом за весь год (за вычетом авансовых).

Для использования УСН есть ряд ограничений:

  • По виду деятельности. Банки, страховые организации, нотариусы, инвестиционные фонды и некоторые другие виды бизнеса не могут применять «упрощёнку» (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • По размеру сети. Если у вашей компании есть филиалы или представительства в других населённых пунктах, УСН тоже не для вас.
  • По количеству сотрудников — не более 100 человек.
  • По размеру годового дохода — не более 150 млн рублей.
  • По остаточной стоимости основных средств — не более 150 млн рублей.
  • По доле участия других юрлиц— не более 25 %.

УСН бывает двух видов: «доходы» и «доходы минус расходы». Если объект налогообложения — доходы, ставка будет 6 %. Если объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка — 15 % (все расходы нужно подтверждать документально).

Комбинировать или менять ставку по УСН в течение года нельзя. Изменить тип УСН или перейти на другую систему налогообложения можно один раз в год. Для этого нужно подать уведомление в ФНС до 31 декабря текущего года.

Чтобы выбрать тип УСН, посчитайте, чего в организации меньше: доходов или расходов. Если расходы сложно подтверждать документами или они меньше доходов на 60 %, выгоднее выбрать объектом налогообложения доходы и ставку 6 %. В противном случае выбирайте тип «доходы минус расходы» и 15 %-ю ставку.

Плюсы системы

На УСН проще платить налоги и отчётность не сложная. Кроме того, можно выбрать удобный для деятельности компании объект налогообложения — тип УСН, от которого будет зависеть налоговая ставка.

Минусы системы

УСН могут использовать не все компании, а для режима «доходы минус расходы» устанавливается обязательная минимальная ставка — 1 % от доходов. Его придётся платить, даже если расходы превысили доходы.

Применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут только компании, занимающиеся растениеводством, животноводством, выращиванием рыб, сельским и лесным хозяйством, и компании, которые оказывают услуги сельхозтоваропроизводителям.

Ставка налога — 6 %, но в регионах она может быть снижена до 0 %. С 2019 года предприятия на ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 4 ст. 8 335-ФЗ). То есть при реализации продукции и оказании услуг, а также при получении аванса от покупателя и заказчика необходимо начислять НДС 20 %, а затем платить этот налог в бюджет.

Но согласно п. 1 ст. 145 НК РФ от уплаты НДС на ЕСХН можно отказаться. Право на отказ имеют организации, которые подали в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН и уведомление на освобождение от НДС в течение одного календарного года. При условии, что величина дохода от деятельности компании на ЕСХН без учёта НДС не превысила 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020, 70 млн рублей за 2021, 60 млн рублей за 2022 и последующие годы.

Условие перехода на ЕСХН — доход от сельского хозяйства более 70 %. В бюджет выплачивается авансовый платёж по итогам первого полугодия и сумма налога за год (за вычетом авансового платежа).

Плюсы системы

Основное преимущество ЕСХН — уплата двух налогов вместо трёх при ОСНО. Выплаты в бюджет, авансовый платёж и итоговый, нужно перечислять раз в полгода, отчётность по налогу сдавать раз в год.

Минусы системы

Воспользоваться ЕСХН не смогут фирмы, которые закупают или перерабатывают сельхозпродукцию. Эта система налогообложения предназначена только для производителей товаров и поставщиков услуг в сфере сельского хозяйства.

Ещё один специальный режим — единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Сумма налога зависит от конкретного вида деятельности организации, размера торговых площадей, количества сотрудников и других физических показателей.

Самыми распространёнными сферами, где можно применять ЕНВД, являются общепит (не относящийся к здравоохранению и соцучреждениям), розничная торговля и бытовые услуги.

Согласно ст. 2 178-ФЗ этот налоговый режим действует до 2021 года, позже он может быть продлён или отменён. Кроме того, в некоторых регионах ЕНВД не применяется. Действует в данном регионе «вменёнка» или нет, нужно уточнять на сайтах местных учреждений. В частности, в Москве ЕНВД применять нельзя.

Универсального режима налогообложения, подходящего для всех ИП не существует: стабильность и размер дохода заметно влияют на выгоду от разных налоговых систем. При стабильном доходе, например, подойдут режимы с фиксированными платежами: ЕНВД и ПСН. Однако применять их могут не все коммерсанты, у каждой системы свои ограничения, в том числе — региональные. Проще всего выбирать производителям сельхозпродукции: для них предусмотрен спецрежим, ориентированный именно на аграрную сферу: ЕСХН. Упрощенная система считается наиболее удобным вариантом для ИП, но сумма налога на упрощенке напрямую зависит от доходов, а при больших оборотах это невыгодно. В некоторых случаях неизбежна общая система, хоть она и предусматривает наиболее серьезную налоговую нагрузку. Дело в том, что контрагент, применяющий любой спецрежим, очень невыгоден плательщикам НДС. Поэтому некоторым ИП приходится оставаться на общей системе, чтобы не терять партнеров.

1. Какие существуют системы налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать один из следующих налоговых режимов:

  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД): применяется для ограниченного круга видов деятельности, привязан к физическому показателю и базовой доходности, которую устанавливает государство;
  2. Патентная система налогообложения (ПСН): предусмотрена для определенных видов деятельности, в основном - услуг, оплачивается на период от месяца до года;
  3. Упрощенная система налогообложения (УСН): не зависит от вида деятельности, налоги общего режима заменяются единым налогом, рассчитываемым от дохода;
  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): разрешен только для производителей сельхозпродукции, зависит от доходов;
  5. Общая система налогообложения (ОСНО): режим, применяемый по умолчанию всеми предпринимателями и организациями, заключается в уплате НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество и ведении полной налоговой и бухгалтерской отчетности. Дает право на вычет НДС.

2. Режимы с фиксированными платежами

Два специальных налоговых спецрежимов из доступных для ИП не зависят от полученного дохода, поскольку налоги по ним уплачиваются в форме фиксированных платежей: ЕНВД и ПСН. Такой вариант может быть выгодным для бизнеса, приносящего стабильный доход, а также если планируется увеличение оборота и у вас нет желания платить больше налогов.

2.1. ЕНВД

ЕНВД - Единый налог на вмененный доход. Его ещё иногда называют "вменёнкой".

Суть этого режима налогообложения в том, что вне зависимости от вашего дохода вы платите единый налог. Этот налог рассчитывается от базовой доходности — суммы предполагаемого дохода, установленного для вашего вида деятельности. В каждом регионе свой список видов деятельности, по которым можно применять этот спецрежим, а также свой региональный коэффициент, влияющий на размер налога.

Кому подходит:

  • розничная торговля;
  • общепит;
  • оказание рекламных услуг;
  • перевозки грузов и пассажиров;
  • услуги ремонта;
  • бытовые услуги;
  • ветеринары;
  • риэлторы и пр.

В каких случаях нельзя применять:

  • Если в вашем регионе ЕНВД не установлен для ваших видов деятельности;
  • При участии в договоре простого товарищества;
  • При наличии более 100 наемных сотрудников;
  • При автопарке более 20 единиц;
  • С торговой площадью более 150 кв.м.;
  • При применении ЕСХН;
  • При работе в области медицины или соцобеспечения.

Как рассчитывается:

Для расчета ЕНВД применяется следующая формула:

  • БД (базовая доходность) х ФП (физический показатель) х К1 х К2 х 15%
  • Налоговая ставка: 15%
  • Базовая доходность: устанавливается для каждого вида деятельности в Налоговом кодексе РФ.
  • Физический показатель: площадь торгового помещение, количество работников, торговая площадь или площадь стоянки, количество посадочных мест и т.п.
  • К1: коэффициент-дефлятор, в в 2021 году равен 2,009.
  • К2: региональный коэффициент, его размер можно уточнить в инспекции по месту ведения деятельности на ЕНВД.

Кроме единого налога ИП платит страховые платежи за себя, а также налоги и платежи за всех работников (НДФЛ, взносы в ФСС, ФОМС, ПФР).

Рассмотрим расчет ЕНВД для небольшого магазина

  • Базовая доходность для розничной торговли - 1800 руб. за кв.м.
  • Физический показатель - площадь магазина: 40 кв.м.
  • К1 - 2,009 (в 2021 году)
  • К2 - 1 (для Нижнего Новгорода и торговой площади до 70 м2)
  • Сумма налога:1800х40х1,915х1х15%=20684руб.

Как перейти:

Подайте уведомление по форме 2-ЕНВД в течение 5 дней с начала ведения деятельности, подпадающей под этот налоговый режим.


2.2. Патент

ПСН - Патентная система налогообложения. Патентная система налогообложения предусмотрена исключительно для предпринимателей с относительно небольшим оборотом, штатом до 15 человек и применяется только в отношении определённых видов деятельности. Предполагает собой получение патента, заменяющего собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определённый срок, но не более 12 месяцев.

Стоимость патента не зависит от реально полученного дохода, но выручку все же нужно подсчитывать, чтобы проконтролировать, не превышен ли у вас лимит доходов. Налог, уплачиваемый на патенте, называют профессиональным. Он рассчитывается от базовой доходности по вашему виду деятельности. ПСН можно комбинировать с другими режимами налогообложения.

Кому подходит:

  • бытовые услуги;
  • парикмахерские;
  • фотографы;
  • мелкое производство;
  • сезонный бизнес;
  • краткосрочные проекты;
  • новые направления деятельности, вызывающие сомнения в рентабельности.

В каких случаях нельзя применять:

  • Наемных работников более 15;
  • Годовой доход более 60 млн.;
  • В вашем регионе не предусмотрен патент для нужного вида деятельности.

Как рассчитывается:

Для расчета используется следующая формула: БД (базовая доходность) / (12 * К1 * 6%)

  • Базовая доходность: для каждого вида деятельности устанавливается устанавливается правительством и региональными властями
  • 12: количество месяцев в году
  • К1: количество месяцев, на которые вы приобретаете патент
  • Ставка профессионального налога: 6%

Кроме профессионального налога индивидуальный предприниматель платит обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФОМС за себя и всех своих нанятых работников.

Рассмотрим расчет ПСН для небольшой студии

  • Базовая доходность: 100 000 рублей
  • Патент покупается на 12 месяцев
  • Сумма налога:100000/12х12х6%=11574 руб.

Как перейти:

Подайте заявление по форме N 26.5-1 о переходе на ПСН за 10 дней до начала деятельности, по которой планируете применять этот режим. Учтите, что патент будет действовать только по тем показателям, которые вы указали в заявлении. То есть, если вы, например, открыли парикмахерскую и приобрели патент на год, а через три месяца открыли еще один салон, на него патент уже не будет распространяться. В таком случае либо вторая и все последующие единицы (новые работники, офисы и т.п.) работают на другом режиме, либо нужно оплатить для них отдельный патент. Патентов может быть несколько как по одному виду деятельности, так и по разным.

Если вы утратили право на применение ПСН (превысили лимит доходов, например), перейти на этот режим можно будет только с начала следующего года.


3. Режимы с налогами, зависящими от дохода

Остальные налоговые режимы, доступные ИП, предполагают расчет налогов от суммы полученного дохода. Если вы не уверены в наличии или стабильности доходов, имеет смысл начать с одной из этих систем налогообложения.

3.1. УСН

УСН - Упрощённая система налогообложения. Иногда называют "упрощёнкой".

Поскольку УСН не привязана ни к региону, ни к виду деятельности, ее называют наиболее универсальным режимом для ИП. Суть этой системы в том, что вместо налогов общей системы (НДС, налог на имущество, НДФЛ и пр.) вы платите единый налог. Есть два варианта объектов налогообложения: доходы или доходы минус расходы.

Упрощёнку нельзя совмещать с общим режимом или ЕСХН, но можно применять одновременно с ЕНВД или патентом (по разным видам деятельности).

Кому подходит:

  • Для тех, у кого не стабильный доход;
  • Для тех кому нельзя применять ЕНВД и патент;
  • Для тех, кому не запрещено применение упрощенки (ограничение по доходам, количеству сотрудников и т.д.).

В каких случаях нельзя применять:

  • Работа в банковской сфере и на рынке ценных бумаг;
  • Для страховых компаний;
  • Для пенсионных и инвестиционных фондов;
  • В работе ломбардов;
  • При выпуске подакцизных товаров;
  • Для работы в сфере добычи полезных ископаемых;
  • Для игорного бизнеса;
  • Частнопрактикующим нотариусам;
  • При количестве наемного персонала более 100;
  • При стоимости основных средств более 150 000 000 руб.;
  • Для предпринимателей с годовым доходом более 150 000 000 руб.

Как рассчитывается:

Есть два вариант расчета единого налога на УСН, в зависимости от объекта налогообложения.

  1. "Доходы": ставка налога составит 6% от всей суммы доходов. Его имеет смысл выбирать, если у вас немного расходов или их сложно подтвердить документально. Чтобы рассчитать сумму единого налога нужно увеличить всю сумму выручки на 6% и из получившегося результата вычесть сумму страховых взносов за себя (100%) и за работников (50%). Налоговую отчетность подавать не нужно, достаточно вести учет, чтобы отслеживать, соблюдайте ли вы лимит выручки.
  2. "Доходы минус расходы": ставка единого налога будет 15%. Вам подойдет такой объект, если расходов много и вы можете их обосновать. Для расчета суммы налога нужно от всей полученной выручки отнять сумму документально подтвержденных расходов, умножить полученный результат на 15% и отнять от него сумму всех уплаченных страховых взносов (за себя и за работников). Если по итогам года вы остались в убытке, то при этом объекте налогообложения достаточно заплатить минимальный налог — 1% от валовой выручки. Его сумма уменьшается на уплаченные за год авансовые платежи.

Рассмотрим расчет УСН для небольшого предприятия

  • Доходы: 5 000 000 рублей
  • Расходы: 2 730 000
  • Сумма взносов за себя - 36238 руб.
  • Сумма взносов за работников - 172476 руб.
  • Сумма налога "Доходы" (6%): 5000000х6% - 36238 - (172476х50%) = 177 524 руб.
  • Сумма налога "Доходы минус расходы" (15%): (5000000 - 2730000)х15% - 36238 - (172476х50%) = 218 024 руб.

Кроме единого налога на упрощенке нужно платить все обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФОМС за себя и своих работников.

Подайте уведомление при регистрации ИП или в течение 30 дней после нее. Если этот срок пропущен, можно перейти на упрощенку с начала следующего года.

Подготовить уведомление о переходе на УСН автоматически


Заявление для перехода на УСН (форма №26.2-1) в момент регистрации - Создать заявление

3.2. ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — это узконаправленный спецрежим для производителей сельхозпродукции, а также бизнесменов, оказывающих услуги таким производителям. Для перехода на него доход от деятельности в аграрной сфере должен составлять не менее 70%. Бухгалтерскую отчетность на этом режиме вести не нужно, достаточно книги доходов и расходов.

ЕСХН нельзя применять одновременно с упрощенкой и общим режимом налогообложения.

Кому подойдет:

  • производство, продажа и переработка продукции растениеводства,
  • животноводческие хозяйства,
  • лесное и сельское хозяйства,
  • производство и продажа рыбы и других водных биологических ресурсов.

В каких случаях нельзя применять:

  • Если доля выручки по не сельскохоозяйственным статьям выше 30%.

Как рассчитать:

Ставка единого налога на ЕСХН составляет 6%. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою, а 6% - это максимальная ставка. Так в Кемеровской области фермеры на ЕСХН платят по ставке 3% до 2021 года. В Московской области действует нулевая ставка ЕСХН поэтому налоги платить не нужно, только заполнять и подавать нулевые декларации. Для расчета налога нужно вычесть из суммы выручки понесенные расходы и умножить получившийся результат на налоговую ставку.

Рассмотрим расчет ЕСХН для фермерского хозяйства (для общего случая с 6%).

  • Доходы: 2 800 000 рублей
  • Расходы: 1 730 000
  • (2800000-1730000)*6% = 64200руб.

Кроме единого налога на ЕСХН предприниматель платит обязательные взносы за своих работников.

Как перейти:

Для перехода на ЕСХН нужно подать уведомление по форме № 26.1-1. Сделать этом можно при регистрации ИП или в течение 30 дней после нее. Если этот срок пропущен, можно перейти на налоговый режим с начала следующего года, подав уведомление до конца текущего года.

3.3. ОСНО

По умолчанию все предприниматели работают именно на общей системе, она не привязана ни к виду деятельности, ни к физическим показателям бизнеса. По сравнению с упрощёнными налоговыми режимами, налоговая нагрузка на ОСНО более серьезная, кроме того, этот режим требует грамотного бухгалтерского и налогового учета. Для его применения нет ограничений по виду деятельности, количеству работников, годовому обороту или стоимости основных средств.

Общий режим можно совмещать с патентом или ЕНВД.

Кому подойдет:

  • предпринимателям с большим годовым оборотом,
  • бизнесу с большим количеством контрагентов-плательщиков НДС,
  • предпринимателям, планирующим крупные приобретения и нуждающимся в вычете НДС.

В каких случаях нельзя применять:

В законе нет ограничений по применению общего режима, он не привязан ни к сумме оборотов, ни к количеству работников и другим характеристикам бизнеса. Однако его нецелесообразно применять, если у вас нестабильный или не очень большой доход. Кроме того, для работы на общем режиме придется нанимать бухгалтера, что не всегда оправдано.

Какие налоги и взносы уплачиваются:

  • НДС (от 0 до 20% — в зависимости от вида деятельности и товара),
  • налог на имущество (от 0 до 2%, в зависимости от категории имущества),
  • взносы за себя и работников в ПФР, ФСС и ФОМС,
  • НДФЛ. Ставка НДФЛ — 13%, чтобы рассчитать сумму налога нужно от полученного дохода отнять сумму профессионального вычета, налоговых вычетов и уже внесенных авансовых платежей. Профессиональный вычет - это документально подтвержденные расходы, но, если нет возможности их подтвердить, предприниматель вправе вычесть 20% дохода.

Во всех подтверждённых тратах ИП с НДС вы можете предъявить его ФНС к вычету из суммы уплачиваемого вами НДС. НДС вычисляется от полной суммы дохода, а не от разницы между доходами и расходами. Налог на прибыль НДФЛ считается от разницы дохода до вычета НДС и подтверждённых расходов.

Рассмотрим расчет ОСНО с НДС 20%.

  • Доходы: 2 800 000 рублей
  • Расходы: 1 730 000
  • НДС к вычету: 36 000
  • (2800000)*20% - 36000 + (2800000-1730000)*0,13% = 663100руб.

Как видите, применять ОСНО целесообразно, если у вас много контрагентов, которые работают с НДС или при больших и стабильных оборотах, которые не позволяют вам выбрать один из упрощённых режимов налогообложения.

Как перейти:

После регистрации ИП вы автоматически работаете на ОСНО, если не подали уведомление о переходе на другой режим. Чтобы перейти со основного режима на какой-то другой нужно подать в налоговую уведомление о применении какого-то другого вида налога.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Дмитрий Кузьмин

    Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

    Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

    Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

    Что такое налоговая нагрузка

    Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

    Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

    Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

    Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

    Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

    Какие значения безопасны

    Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

    Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

    • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
    • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
    • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
    • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

    Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

    Как рассчитать коэффициенты

    Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

    Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

    Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

    Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

    Пример

    Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

    Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

    Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

    Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

    Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

    Для ООО на ОСН

    Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

    Для ИП на ОСН

    Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

    Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

    Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

    Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

    Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

    Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

    Нагрузка по НДФЛ

    Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

    ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

    Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

    Нагрузка по НДС

    Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

    Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

    Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

    Налоговая нагрузка с точки зрения банков

    Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

    Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

    Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

    Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

    Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

    Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

    Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

    Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

    Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

    Переход на другую систему налогообложения

    Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

    Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

    Оптимизация зарплатных налогов

    Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

    Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

    Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

    Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

    Не создавайте налоговые схемы

    Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

    Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

    Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

    • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
    • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
    • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
    • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Читайте также: