К числу тарифных методов регулирования внешней торговли относят таможенная пошлина

Опубликовано: 02.05.2024

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:

- для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;

- для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

- товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина – наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

- комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

- смешанные – сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств . На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров – раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах – членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза – до 6-7 % на промышленные изделия.

date image
2014-01-31 views image
11200

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Под таможенным тарифом понимается:

♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

Таможенная пошлина — налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

экспортный тариф — пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

импортный тариф — пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

транзитный тариф — пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин —
обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

2. Классификация тарифов по способу установления:

адвалорный тариф — пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

специфический тариф — ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

комбинированный тариф — одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

альтернативный тариф — применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:

максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель — побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхождения:




автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

· преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

· сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

Дискриминационные тарифы делятся на:

· ответные (на недружественную торговую политику);

· компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

· антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные — на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет Sd а спрос — Dd, тогда внутреннее производство составит — Q0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw (по мировой цене — Pw), то производство товара на внутреннем рынке составит Q1,, потребление — Q2,, импорт товара — Q2Q1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q4Q3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P1 внутреннее производство увеличивается до Q3, внутренний спрос сократится до Q4.

Рис. 7.5.1. Импортная квота

2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

индивидуальная лицензия — разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру,является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия — разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Квотная рента — специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по Pw, а продаются на внутреннем по P1,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

бесплатная передача — рента идет национальному субъекту — импортеру;

передача лицензии стране-производителю — добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

♦ цена на импортные товары возрастает;

♦ доходы национальных производителей возрастают.

Различие — в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые— непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

V. Валютное регулирование:

♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг — торговля между странами на основе взаимозачетов);

♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

♦ девальвация — понижение курса национальной валюты;

♦ ревальвация — повышение курса национальной валюты.

VI. Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

ЛЕКЦИЯ № 13. Инструменты внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные ограничения

Внешнеэкономическая политика – это деятельность, которая регулирует экономические отношения страны с другими государствами. Она играет значительную роль в снабжении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. В результате эволюции международных экономических отношений сложился обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует выделить, что формировался он на базе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

Формирование инструментов регулирования внешнеэкономических связей исходило как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере намеревается установить международные режимы (выработка договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры).

Международные режимы, которые содержат общепринятые стандарты и правила, в свою очередь могут оказывать воздействие на национальное регулирование. Их можно применять как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, проходящей болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на три группы:

1) тарифные ограничения (таможенные тарифы);

2) нетарифные ограничения;

3) формы стимулирования экспорта.

Все они имеют исконно протекционистскую направленность. В зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах и действующих международных правилах, государство увеличивает или уменьшает эту направленность. Это относится и к такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы как тарифное регулирование.

Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт. Она представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Имеется два основных вида таможенных пошлин:

1) специфические (в виде фиксированной суммы с единицы измерения);

2) адвалорные (устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара).

Таможенный тариф в ограниченном смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Употребление таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

С точки зрения целевой направленности можно выделить протекционистский или фискальный характер тарифов. Протекционистский характер тарифов применяется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, повышает тем самым национальные цены на импортируемый товар, уменьшает его конкурентоспособность и охраняет внутренний рынок.

Целью фискальных пошлин является преимущественное обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно осуществляют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Обычно они бывают не очень высокими.

Таможенные тарифы объединяют в себя обычно три вида пошлин:

1) максимальные (используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений);

2) минимальные (используются, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования);

3) преференциальные (льготные) – разновидность торговых пошлин – обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

Тариф на экспорт

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в определении экспортного тарифа и с точки зрения роста доходной части бюджета. В основном экспортные тарифы используются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Промышленно развитые страны экспортные тарифы не используют, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией.

Таможенный союз

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Нетарифные методы регулирования

Нетарифные ограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Квотирование

Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирование) – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Квотируется в основном импорт товаров. Оно (квотированные) играет роль, подобную протекционистской пошлине, т. е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.

К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.).

Государственное воздействие влияет и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой – защитить собственные интересы, например через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, установление перечней отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т. д.

Квотирование внешнеторговой деятельности должно претворяться в жизнь путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно накладывать запрет на нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Имеется также практика автоматического лицензирования. Это когда для ввоза или вывоза определенных товаров необходимо получить лицензию, что позволяет государству выполнить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро ввести ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ и ВТО позволяют вводить полные ограничения импорта в результате резкого неравновесного баланса.

Добровольные экспортные ограничения

Особое распространение получила форма количественного ограничения импорта – это добровольные экспортные ограничения, когда страна-импортер вводит квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры. В настоящее время в рамках ГАТТ и ВТО поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений.

Экспортные субсидии

В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты национальных производителей. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии. Экспортные субсидии – это льготы финансового характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии бывают прямыми и косвенными. Прямые экспортные субсидии – выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные – путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.

В соответствии с правилами ГАТТ и ВТО применение экспортных субсидий запрещается. Но если они все-таки применяются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взыскания компенсационных импортных пошлин.

Демпинг – распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является, во-первых, следствием государственной внешней политики (экспортер получает субсидию); во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах (фирма-экспортер, занимающая монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж).

Дискриминация в ценах возможна в том случае, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Международные картели

Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели. Это монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен.

Такие картели создавались многократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене с ограниченным числом продавцов.

Экономические санкции

Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго – это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам. По отношению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН.

Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше. В последнее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регулирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Библиографическая ссылка на статью:
Тесля Я.А. Таможенные тарифы как инструмент регулирования ВЭД // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3582 (дата обращения: 12.04.2021).

Влияние внешнеэкономических связей на экономику страны может быть оценено в определенных количественных и качественных показателях. Особое влияние на торговлю оказывает таможенный тариф. Таможенный тариф – это собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности [1].

Импортный таможенный тариф выполняет ряд функций. Во-первых, он является инструментом протекционистской политики. Импортные пошлины, которые оплачивает импортер, приводят к повышению цен на импортные товары, что обеспечивает определенные преимущества национальным производителям в процессе реализации их товаров на внутреннем рынке.

Во-вторых, влияя на внутренние цены, таможенный тариф до определенного момента может содействовать развитию национального производства и экспорта. Увеличение цен на импортные товары приводит к общему повышению цен и росту прибыли национальных производителей, что повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако к этому следует относиться весьма осторожно, поскольку такая политика, проводимая длительное время, приводит к созданию «тепличных» условий для национальных производителей и, как следствие, к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В-третьих, таможенный тариф многими странами используется в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Это может выразиться во встречном снижении пошлин.

В-четвертых, он может применяться в интересах развития экспорта посредством одностороннего освобождения от пошлин при ввозе определенных материалов, используемых для производства продукции на экспорт. Такая практика применяется при импорте давальческого сырья.

В-пятых, на основе таможенного тарифа осуществляется строгий контроль государства за прохождением грузов через границу.

В-шестых, посредством таможенного тарифа, облагая пошлинами товары, государство реализует фискальные цели, т.е. обеспечивает поступление денежных средств в госбюджет [2].

Таможенные тарифы влияют на экономику страны в зависимости от ее экономической ситуации. Страны можно разделить на две группы: страны, чей спрос на импортные товары не изменяет мировые цены и страны, спрос которых изменяет мировые цены.

Рисунок 1 иллюстрирует уровень таможенного тарифа в странах мира, а таблица 1 отображает мировых лидеров и аутсайдеров по таможенному тарифу.



Рисунок 1 – Уровень таможенного тарифа в странах мира

Таблица 1 – Тарифные ставки, 2012



Рисунок 2 – Рейтинг 20 самых высоких тарифных ставок в мире

В развивающихся странах высокие тарифы по причине больших национальных затрат на производство товаров и желания защитить свой рынок от конкуренции, защиты молодых отраслей промышленности. В таких государствах таможенная пошлина составляет от 50% и выше, а в ряде стран и вовсе выше 100%. Самая высокая ставка, по данным 2012 года у Бангладеш. Самая маленькая ставка у США. Высокие тарифы в развитых странах будут оказывать отрицательное влияние на экономику страны, потому что они снижают уровень благосостояния страны и увеличивают торговое бремя на потребителей.

Проведем анализ влияния тарифов и средневзвешенной тарифной ставки на импорт страны (в % от ВВП) при помощи построения регрессионного уравнения.

Таблица 2 – Коэффициенты регрессии (2012) a

a. Зависимая переменная: Y1
Источник: Расчёты автора

Нормированные коэффициенты (Beta) оцениваются по нормированным данным, имеющим выборочное среднее, равное 0, и стандартное отклонение, равное 1. Величина Beta позволяет сравнить вклады каждого предиктора в предсказание отклика. Отрицательный знак коэффициентов при переменных X2, X3 означает, что зависимость между предиктором и откликом обратная. Из таблицы 2 выведем коэффициенты регрессии b и смещение по оси ординат (свободный член). Таким образом, общее уравнение множественной регрессии для всех стран выглядит следующим образом:

Y=32,920 + 2,063 * Х1 – 1,711 * Х2 + 0 ,163 * Х5

Для интерпретации направления связи между переменными учитывают знаки (плюс или минус) регрессионных коэффициентов. Если регрессионный коэффициент положителен, то связь этой переменной с зависимой переменной положительна; если регрессионный коэффициент отрицателен, то и связь носит отрицательный характер. Если регрессионный коэффициент равен 0, то линейная связь между переменными отсутствует.

Полученное уравнение означает, что при изменении Х1 на единицу, показатель Y увеличится на 2,063; при изменении показателя Х2 на единицу, Y уменьшится на 1,711, при изменении показателя Х5 на единицу, Y увеличится на 0,163. Т.е. при изменении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно меняется показатель импорта в % от ВВП.

Проведенные анализ показал, что выбранные показатели имеют прямую зависимость друг от друга. Во всех странах при повышении или снижении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно и изменяется размер импорта.

Для определения факторов, позволяющих определить зависимость тарифной ставки от размера импорта страны, проведем анализ на основе нескольких показателей, признаки кластеризации выявляются по 183 странам. Кластерный анализ предназначен для объединения некоторых объектов в классы, чтобы в один класс попадали максимально схожие, а объекты различных классов максимально отличались друг от друга. Количественный показатель сходства рассчитывается заданным способом на основании данных, характеризующих объекты.

Принято решение использовать метод k-средних, который заключается в следующем: вычисления начинаются с k случайно выбранных наблюдений (в нашем случае k=4), которые становятся центрами групп, после чего объектный состав кластеров меняется с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами. Каждое следующее наблюдение (k+1) относится к той группе, мера сходства с центром тяжести которого, минимальна.

Когда результаты классификации получены, можно рассчитать среднее значение показателей по каждому кластеру, чтобы оценить, насколько они различаются между собой.

В качестве факторов для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели за 2012 год:

По нашему мнению, данные показатели наиболее полно отражают развитие внешнеэкономических связей стран.

Кластерный анализ проводился с использованием статистического программного продукта SPSS 18.0.

В результате проведенного анализа страны были объединены в группы со схожими характеристиками, как это указано в табл. 2.

Таблица 3 – Классификация стран на 2012 год

Кластер 1 – Страны со средними показателями импорта и низкими тарифными ставками

Австралия, Австрия, Аргентина, Бахрейн, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Корея (Южная), Литва, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Оман, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония

Кластер 2 – Страны с высокими показателями импорта и невысокими тарифными ставками

Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Кластер 3 – Страны лидеры по показателям импорта и низкими тарифами

Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур

Кластер 4 – Страны с неинтенсивным импортом и высокими тарифами

Азербайджан, Ангола, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Болгария, Ботсвана, Венесуэла, Габон, Гайана, Гренада, Греция, Иордания, Ирак, Казахстан, Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Македония, Мексика, Монголия, Намибия, Палау, Республика Конго, Россия, Румыния, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сербия, Суринам, Тунис, Туркменистан, Турция, Украина, Уругвай, Фиджи, Хорватия, ЮАР

Багамы, Белоруссия, Испания, Кипр, Латвия, Ливия, Панама, Польша, Португалия, Сейшельские острова, Сент-Киттс и Невис, США, Таиланд, Чили, Япония

Албания, Алжир, Армения, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Гаити, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Грузия, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизстан, Кирибати, Китай, Колумбия, Коморские острова, Конго, Корея (Северная), Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские о-ва, Марокко, Мозамбик, Молдова, Мьянма, Непал, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Сирия, Соломоновы острова, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, о-ва Тонго, Уганда, Узбекистан, Филиппины, ЦАР, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эквадор, Эритрея, Эфиопия, Ямайка

Источник данных: Расчёты автора

В результате в 1-ый кластер вошло 30 стран, во 2-ой – 5 стран, в 3-ий кластер – 4 страны и в 4-ый кластер -143 страна. Т.к. в последнем кластере оказалось большое количество стран с низкими показателями, было принято решение разделить его еще на 3 подкластера – 38,15 и 90 стран соответственно. Все 183 страны приняли участие в анализе, но т.к. Лихтенштейн выбился в отдельную группу, в данной таблице представлена группировка 182 стран.

Согласно таблице 3, в 3 кластере оказались страны с самыми высокими показателями импорта на душу населения, к ним относятся Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Страны, принадлежащие ко 2-ому кластеру, также имеют высокие показатели импорта на душу населения, также как и страны 3 кластера, являются открытыми, но уже в меньшей мере, к ним отнеслись Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Страны, принадлежащие к 1 кластеру, обладают средними показателями импорта и низкими тарифными ставками. Большинство этих стран являются членами ЕС, соответственно они имеют одинаковые тарифные ставки. В 4 кластере в преобладающем большинстве оказались развивающиеся страны, средний уровень обложения пошлинами товаров которых намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Также сюда отнесли и развитые страны экспорт и импорт, которых приблизительно равен.

По результатам проведенного анализа, Россия заняла место в 4 кластере. Она относится к странам с неинтенсивным импортом. Экспортируемых товаров в стране больше, чем импортируемых. Объяснением этому как раз таки и могут послужить достаточно высокие тарифы и средневзвешенная тарифная ставка. Однако в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию ожидается снижение тарифной ставки примерно на 4% по всем видам продукции.

Библиографический список

  1. Горбачева М. Анализ тенденций развития международной торговли // Современные научные исследования и инновации – 2013. – №10 (17) [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30456
  2. Гундина Ю.Р. Классификация стран мира на рынке нефти // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3566 (дата обращения: 27.12.2013).
  3. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
  4. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/
  5. Панасюк Д.О. Тенденции развития внешней торговли в странах мира // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29973 (дата обращения: 26.12.2013).
  6. Руденко Д.Ю. Стратегия сокращения бедности в регионе // ОЛМАРПРЕСС. – 2011. – 224+8c/
  7. Фаминский И.И. Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.- 416с.
  8. World Tariff Profiles 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles12_e.pdf

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: