Кто сдает консолидированную отчетность в налоговую

Опубликовано: 12.05.2024

Развитие рыночных отношений между государствами способствует выходу на международную арену групп взаимосвязанных компаний для привлечения новых инвесторов. Вследствие этого возникает необходимость предоставления заинтересованным лицам информации о финансовом положении крупных организаций в виде консолидированного отчета.

Что такое консолидированная отчетность и для чего она нужна

Определение консолидированной финансовой отчетности связано с определением группы компаний.

Группа компаний – это два и более предприятий, имеющих юридический статус и объединенных в одну группу, которая как экономическая единица юридическим лицом не считается.

Контроль за предприятиями (дочерними организациями) осуществляется головной (материнской или управляющей) фирмой, которая определяет финансово-хозяйственную деятельность своих дочерних предприятий для получения финансовой выгоды. Наиболее распространенными формами создания групп предприятий являются холдинговые компании и концерны.

Консолидированная финансовая отчетность (КФО) – это вид отчетности, содержащий достоверные сведения об имущественном и финансовом состоянии группы компаний, об экономических результатах ее деятельности, о перспективах будущего развития.

КФО составляется независимо от бухгалтерской отчетности, не предоставляется в налоговую службу либо другие государственные органы. Документ дает лишь общее представление о делах всей взаимосвязанной группы как одного целого, но не по каждому предприятию отдельно.

КФО должна соответствовать нормам МСФО и нести только информационный характер. Она предоставляется заинтересованным в группе компаний сторонним пользователям и направлена на повышение их доверия. На основании такого отчета пользователи принимают решения касательно группы предприятий.

СПРАВКА. Для повышения уровня бухучета и отчетности Правительством РФ проведена соответствующая реформа, сблизившая российские стандарты ведения бухучета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Перечень юридических лиц, предоставляющих КФО

В РФ такую отчетность обязаны предоставлять любые группы, имеющие дочерние предприятия. Составление, представление, аудит и раскрытие отчетности регламентирует ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 №208-ФЗ (последняя редакция). Согласно ст. 2 п. 1 вышеуказанного закона КФО обязаны формировать:

  • кредитные организации;
  • клиринговые организации;
  • НПФ — негосударственные пенсионные фонды;
  • компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах;
  • страховые компании, кроме сферы медицины;
  • управляющие компании НПФ и инвестиционных фондов, включая паевых;
  • иные группы компаний, перечень которых определяется законом.

Кем и для кого составляется консолидированная отчетность

КФО составляется головным предприятием группы компаний. Ст. 4 ФЗ «О Консолидированной финансовой отчетности» определяет категории получателей отчетности. Таковыми являются:

  1. Участники и собственники имущества предприятия – акционеры, учредители, совет директоров. Они первыми получают годовую/промежуточную отчетность в сроки, установленные законом: 120 и 60 дней соответственно с момента окончания отчетного периода.
  2. ЦБ РФ — получает КФО в порядке и сроках, устанавливаемых ЦБ РФ.
  3. Имеющие интерес пользователи – поставщики, инвесторы и другие. Для них на протяжении 30 дней отчетность размещается на общедоступных ресурсах, таких как СМИ и интернет-порталы.

Состав и особенности КФО

КФО имеет некоторые отличия от стандартной бухгалтерской отчетности. Во-первых, сведения о хозяйственной деятельности поступают не от одной, а от нескольких организаций. Во-вторых, у консолидированной отчетности иной круг пользователей. В-третьих, применяется другая техника формирования отчета.

Что содержит КФО:

  • весь бухгалтерский баланс с необходимыми приложениями и сводками (Форма 1);
  • полный отчет о прибыли/убытках всей группы компаний (Форма 2);
  • информационная сводка об участниках группы: их полный список, адреса регистрации и доля головной фирмы в уставных капиталах.

Следовательно, сутью формирования КФО является объединение отчетов управляющей и дочерних организаций в один документ. При этом расчетные операции, проводимые между участниками группы, исключаются из итогов финансовой деятельности. Это делается для предоставления информации, касающейся работы группы во внешней среде. Иначе итоговые показатели будут искажены.

При формировании отчетности большую роль играет размер доли в уставном капитале дочерней организации, которой владеет головное предприятие. Если доля составляет больше 51% или фирма держит контрольный пакет акций, то в отчет вносятся полные финансовые показатели дочерних структур. Если доля участия менее 20%, финансовые показатели этой организации не вносятся в отчет. В иных случаях показатели пропорциональны доле участия.

Другие требования к консолидированной отчетности

  • Оценка отчетов дочерних предприятий должна выполняться по общим для всех принципам.
  • Отчет необходимо формировать на одном языке и в одной валюте (для РФ – русский и в рублях).
  • Должна соблюдаться достоверность всех сведений, порядок их представления. Ответственность за это несет руководитель головной фирмы.
  • Обязателен единый порядок и точный срок сдачи отчетности в головную организацию дочерними компаниями.
  • Должно выполняться требование сдачи отчетности абсолютно всеми участниками группы.
  • КФО должна иметь аудиторское заключение, которое подлежит представлению и раскрытию вместе с отчетностью.

ВАЖНО! Если у головной фирмы есть дочерние предприятия, расположенные за рубежом, то их данные о финансово-хозяйственной деятельности требуется отражать в отчете. Причем все сведения должны быть на русском языке или с приложенным к документу переводом.

Методы формирования КФО

Для того, чтобы обработать большой объем данных, применяется несколько методов формирования КФО. Выбор метода осуществляется материнской организацией, на что влияет характер деятельности предприятия и та доля компании, которой она владеет.

Полная консолидация

Метод применяется при консолидации отчетов материнской организацией от зависимых (дочерних) предприятий. При данном подходе необходимо четкое определение структуры группы компаний. Здесь применяется метод сложения показателей одноименных статей баланса за вычетом внутригрупповых расчетных операций.

Долевое участие

Метод актуален, если инвестор имеет долю капитала организации, но не является его членом. Следовательно, прибыль и убыток определяются на основе фактической стоимости доли с последующей корректировкой долевого участия в прибыли организации.

Метод объединения интересов

Когда несколько фирм в равной степени владеют предприятием, но в структуре нет головной организации, применяется метод объединения интересов. В этом случае, составляя отчетность, каждый владелец должен отражать сведения касательно всех дочерних предприятий.

Комбинированная отчетность

Комбинированная отчетность формируется в случаях, где имеет место группа компаний без головной фирмы, но по сути принадлежащая одному собственнику без какой-либо юридической связи. В результате сначала составляются отчеты по каждой организации, после чего все показатели (включая капиталы) суммируются в один документ, после чего вычитаются внутригрупповые расчеты.

Метод пропорциональной консолидации

Применим в случаях, когда между предприятиями составляется договор о совместной деятельности. В нем прописываются права и обязанности всех сторон, а метод консолидации выбирают любой на основе договоренности. Существует следующие формы совместной деятельности: по активам, по операциям и по компаниям.

Бухгалтеры организаций ежегодно сдают финансовую отчетность. В список отчетов входит баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала. Разберемся, какие виды финансовой отчетности бывают и как заполнять формы.

Что такое финансовая отчетность

Стандартный пакет финотчетности коммерческой организации включает бухбаланс, отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств и об изменениях капитала. Эти формы составлены на основе бухгалтерского учета и нужны для анализа информации о деятельности организации и планирования дальнейшего развития. В них отражается информация о финансовом положении компании, прибыльности или убыточности ее деятельности, о направлениях расходов и источниках доходов, а также о движении капитала.

Дополнительно организации готовят пояснения, а также вместе с отчетностью сдают аудиторское заключение, если подлежат обязательному аудиту.

Виды финансовой отчетности

Финансовую отчетность можно разделить на следующие виды:

1. Годовая и промежуточная отчетность

Промежуточная отчетность отличается от годовой тем, что охватывает меньший период. Ее составляют раз в месяц, квартал или полугодие. Сдавать такую отчетность в налоговую не надо, так как большинство организаций составляют ее по своему желанию и для себя или определенных внешних пользователей.

В состав промежуточной отчетности входит баланс и отчет о финансовых результатах. Промежуточные формы не утверждены законодательно. Организация может взять за базу годовые отчеты и доработать их под промежуточные.

2. Полная и упрощенная отчетность

Упрощенная отчетность доступна организациям, которые могут вести бухучет по упрощенной схеме. Это субъекты малого предпринимательства и «сколковцы».

В состав годовой упрощенной отчетности в обязательном порядке входят баланс и отчет о финрезультатах. Необходимость в остальных отчетных формах зависит от того, содержат ли они сведения, без которых нельзя объективно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. То есть включать их не обязательно.

Формы баланса и отчета о финрезультатах отличаются от стандартных. В них входят показатели только по группам статей без детализации.

3. Отчетность коммерческих и некоммерческих организаций

У коммерческих и некоммерческих организаций отличается состав отчетности. Так, коммерческие организации обычно отчитываются по всем формам, которые перечислены выше, а для некоммерческих есть особенности.

НКО могут не сдавать в налоговую никаких отчетов, кроме бухбаланса и отчета о целевом использовании средств, если для остальных форм нет информации. Однако в состав отчетов рекомендуется дополнительно включать отчет о финрезультатах в случаях, когда НКО получала существенный доход от предпринимательской деятельности и данных в целевом отчете недостаточно для формирования достоверного представления о результатах деятельности организации.

4. Первичная и сводная консолидированная отчетность

Первичную отчетность организации составляют по данным текущего учета. Она включает данные об одной конкретной организации.

Консолидированную отчетность составляют по группе взаимосвязанных организаций. В ней капитал, обязательства, доходы и расходы представлены как общие. Сводная отчетность показывает финансовое положение и финансовые результаты всей группы, а не каждой отдельной организации.

Правила подготовки финансовой отчетности

Правила составления отчетности утверждены в ПБУ 4/99. Из основных требований:

  • русский язык;
  • валюта РФ;
  • данные в тысячах рублей без десятичных знаков;
  • нет подчисток и помарок;
  • показатели с отрицательным значением указываются в скобках;
  • отсутствующие показатели заменяются прочерком;
  • баланс включает показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин;
  • данные отчетности за отчетный период должны быть сопоставимы с данными отчетности за прошлые периоды.

По каждому числовому показателю отчетности, кроме отчета за первый год, должны приводиться данные минимум за два года — отчетный и предыдущий.

Отчетность считается составленной после того, как ее подпишет руководитель, главбух или иное должностное лицо, ответственное за ее подписание.

Годовую отчетность нужно утвердить на общем собрании участников (акционеров). Срок для проведения собрания определяется в уставе. Он должен попадать в период:

  • для ООО — с 1 марта по 30 апреля;
  • для АО — с 1 марта по 30 июня.

Решение об утверждении отчетности оформляется протоколом общего собрания. В нем должны быть указаны номер, дата, место проведения, повестка, сведения об участниках и результатах голосования.

Если в ООО один участник, для утверждения отчетности достаточно его решения, оформленного в произвольном порядке.

Так как срок для утверждения отчетности больше, чем срок для ее подготовки. В ФНС можно сдавать и не утвержденную отчетность.

Порядок представления отчетности

Порядок представления годовой финансовой отчетности и аудиторского заключения утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@.

Организации должны сдать отчетность в налоговую по месту своего нахождения. Срок на это — 3 месяца после окончания отчетного периода. В 2021 году крайняя отчетная дата — 31 марта.

В органы статистики отчетность за 2020 год сдавать не нужно. Эта обязанность осталась только у организаций, отчетность которых содержит сведения государственной тайны, а также в случаях, установленных Правительством РФ.

Форма представления отчетности — исключительно электронная. С 2020 года все организации не могут сдавать формы на бумаге.

Формы финансовой отчетности

Бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Рассмотрим содержание и порядок заполнения основных форм годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации.

Бухгалтерский баланс

Форма баланса утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Он характеризует финансовое положение предприятия.

Баланс делится на два раздела — активы и пассивы. Главный принцип баланса заключается в том, что между ними должно сохраняться равенство.

Активы, в свою очередь, делятся на оборотные и внеоборотные. Оборотные включают запасы, НДС, задолженность дебиторов, финвложения и деньги. Внеоборотные — НМА, основные средства, имущество для передачи в лизинг или прокат и прочее.

Пассивы включают три раздела: капитал и два вида обязательств — сроком меньше и больше 12 месяцев. В раздел капитала также входит нераспределенная прибыль или непокрытый убыток.

Отчет о финансовых результатах

Он описывает результаты деятельности организации за год. Показывает причины, по которым образовались прибыль или убыток. Данные в отчете показываются за прошедший и предшествующий год.

Выручка в отчете отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих обязательных платежей. Уменьшив ее на себестоимость продаж, можно получить валовую прибыль. Она показывает прибыль (убыток) от продаж после уменьшения на коммерческие и управленческие расходы. Для выявления чистой прибыли (убытка) дополнительно учитываются проценты, прочие доходы и расходы, налог на прибыль, изменения ОНО и ОНА.

Показатель чистой прибыли должен быть равен конечному сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки», которые при реформации баланса списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Отчет об изменении капитала

Капитал — это вложения собственников и прибыль, накопленная за все время работы предприятия. Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов: движение капитала, корректировки и чистые активы.

Первый раздел содержит информацию об изменениях величины собственного капитала. К нему относятся уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.

Второй раздел заполняют, если в отчетном году организация исправляла ошибки прошлых лет с использованием счета 84 или если в отчетном году изменилась учетная политика. Суммы за прошедшие годы нужно откорректировать, чтобы сопоставить величину капитала прошлого и позапрошлого года с отчетным.

В третьем разделе приводится информация о чистых активах за три года — 31 декабря отчетного года и двух предыдущих.

Отчет о движении денежных средств

Этот отчет представляет собой обобщение данных о деньгах компании и их эквивалентах. В нем раскрываются данные о том, какими суммами располагало предприятие на начало года и сколько осталось на конец. Отчет характеризует три вида движения денег: в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

По своей сути отчет о движении денежных средств является пояснением строки 1250 бухбаланса. В ней должно быть указание на его наличие.

Пояснения к балансу и отчету о финрезультатах

Пояснения раскрывают сведения, которые относятся к учетной политике организации. А также они содержат дополнительную информацию, которая не входит в баланс и отчет, но нужна пользователям финотчетности для понимания процессов и состояния организации.

Пояснения раскрывают дополнительные данные:

  • о нематериальных активах;
  • основных средствах;
  • финансовых вложениях;
  • дебиторской задолженности;
  • изменениях в капитале;
  • акциях, выпущенных акционерным обществом;
  • резервах предстоящих расходов и платежей, оценочных резервах;
  • кредиторской задолженности;
  • объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и рынкам сбыта;
  • затратах на производство;
  • и прочих составляющих деятельности организации.

Эта информация представляется в виде отдельных отчетных форм и в виде пояснительной записки. Статья отчетности, к которой даны пояснения, должна иметь указание на их наличие.

Инструменты для работы с отчетностью

Чтобы сделать работу с отчетностью проще, создано множество специальных сервисов и программ. Они автоматизируют расчеты, помогают оптимизировать задачи и тратить на отчетность меньше времени.

Самый базовый инструмент — учетная программа. Сейчас осталось мало компаний, которые ведут учет и формируют отчетность вручную. Крупные предприятия уже давно перешли на специальные программы, которые позволяют нескольким бухгалтерам работать вместе и выполнять все свои задачи: вести учет первичных документов, сводить данные по подразделениям, формировать отчетность, готовить аналитику по любым параметрам и многое другое. К таким программам относится Контур.Бухгалтерия Актив.

Малый бизнес часто выбирает онлайн-сервисы, которые помогают выполнять базовые бухгалтерские операции и сдавать отчетность: Контур.Бухгалтерия или Контур.Эльба.

Еще один незаменимый инструмент — пакет программ Microsoft Office. Например, Excel часто используют финансовые директоры и экономисты для формирования внутренней аналитики, нестандартных подсчетов, составления специальных таблиц. Все это помогает руководству принимать верные управленческие решения.

Сдавать бухгалтерскую отчетность теперь можно только в электронном формате. Для этого можно использовать электронный сервис ФНС или подключить специальную систему для онлайн-сдачи отчетности — Контур.Экстерн.

Как сдать финансовую отчетность через Экстерн

Экстерн — система для подготовки и сдачи отчетности через интернет. Она позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР и РПН. Все отчетные формы обновляются автоматически.

Кроме сдачи отчетов пользователи Экстерна могут:

  • проводить сверку с контрагентами и контролирующими органами;
  • проверять потенциальных партнеров;
  • заказывать неограниченное количество выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • пользоваться справочно-правовой системой;
  • смотреть вебинары и читать экспертные статьи об учете и отчетности.

Протестируйте все возможности сервиса бесплатно по акции «Тест-драйв».

Финансовая отчетность

В современных условиях ведения бизнеса конкуренция играет важную роль. Информация о бизнесе имеет большое значение и позволяет учитывать, а также контролировать движение финансовых средств внутри организаций. Соответственно фирма становится более привлекательной для инвестиций от других организаций. Поэтому информация о бизнесе имеет правовой характер и отображается в различных финансовых отчетностях, благодаря которым руководители могут увидеть общий ход дел своего предприятия. Инвесторы, в свою очередь, определяют для себя уровень инвестиционной привлекательности отдельно взятой организации.

Какие предприятия должны предоставлять консолидированную финансовую отчетность

ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» определяет следующие категории компаний, которые должны представлять рассматриваемую документацию:

  1. Пенсионные фонды, не относящиеся к государству.
  2. Фонды, которые относятся к инвестиционным или паевым категориям деятельности. Сюда также относятся управляющие ими компании.
  3. Клиринг фирмы.
  4. Унитарные компании федерального значения.
  5. ОАО с акциями федеральной формы владения.

Следует отметить, что для унитарных компаний и ОАО государство установило список конкретных финансовых объектов, которые должны представлять данную отчетность.

Определение консолидированной финансовой отчетности и правила ее составления

КФО – это отчетная документация, предоставляющая сводный пакет данных со сведениями состоящими из следующей информации:

  • активы;
  • обязательства;
  • капитал;
  • доходы;
  • расходы;
  • потоки денежных средств внутри главного предприятия и его подопечных филиалов.

Т. е. вышеперечисленная информация указывается в отчетности и охватывает деятельность всей организации, а не конкретного субъекта.

Согласно международным стандартам, это бухгалтерская отчетность общего характера. По выше предоставленному определению, можно понять четкое различие между КФО и документацией индивидуального юридического лица.

Во втором случае предоставляется информация о движении финансовых средств одного единого предприятия.

Консолидированная же отчетность собирает информацию со всех предприятий, которые имеются у одной организации, и показывает результаты их работы в одном документе.

Техника консолидации заключается в определении того, какие филиалы включаются в отчет и как организовывается суммарная информация касательно общей деятельности. В итоге удается получить одну общую картину, как об одном едином экономическом объекте.

Как делается КФО

Чтобы составить отчет, нужно изначально определить, есть ли вложения в одну из ниже перечисленных организаций:

  1. Дочерние предприятия.
  2. Ассоциированные организации.
  3. Экономические объекты, контролируемые совместно несколькими лицами.

Кроме того, следует учесть вид вложений конкретными лицами в определенные типы компаний. Инвестиции имеют собственную классификацию, согласно которой создается отчет:

  • вложения в дочернюю организацию. Если определенным лицом вложены финансовые средства в одну из таких компаний, происходит полная консолидация;
  • инвестиции в ассоциированные филиалы. Здесь используется долевой метод, поскольку лица, внесшие финансовые средства, обладают большим влиянием;
  • инвестиции в совместные компании. Как и в предыдущем пункте, здесь также используется долевой метод частичной консолидации.

Исходя из этой информации, можно сказать, что полная консолидация проводится только при условии наличия вложений в дочернюю компанию. Для ассоциированных и совместно контролируемых компаний применяется неполная консолидация.

Дочерняя организация создается материнской компанией и находится под ее контролем. Для более точного определения следует заметить, что если главная компания обладает пакетом в 50% и большей акций подопечной фирмы, только тогда она имеет право на полный контроль.

Правом контроля также обладают инвесторы, сделавшие вклад в одну из дочерних компаний. Такие лица имеют право на регулярную проверку данного объекта, если присутствуют риски, связанные с нестабильным доходом той компании, в которую были направлены инвестиции. Кроме того, он может влиять на доходы своей долевой компании.

Консолидация таких фирм осуществляется с помощью добавления отчетности дочерней компании к документации главной фирмы. Происходит объединение активов, доходов/расходов, обязательств, капитала и так далее.

Консолидация ассоциированных компаний и компаний совместного контроля

Финансовая отчетность

Прежде чем перейти к консолидации данного типа компаний, следует понять, что представляет собой ассоциированная организация.

Это экономический объект, который не относится к дочерним предприятиям или совместно контролируемым. Но на деятельность такой организации существенно влияет компания, которая произвела определенные инвестиции. Значительное влияние определяется возможностью компании инвестора влиять на принятие решений по выбору конкретной финансовой или производственной политики, но полный или совместный контроль над принятой политикой не допускается.

Среди способов, которые определяют значительный уровень контроля, могут быть:

  • участие в Совете директоров;
  • участие в процессе принятия решения конкретной финансовой или производственной политики организации;
  • осуществление крупных инвестиционных операций;
  • возможность обмена управленческим персоналом;
  • инвестору предоставляется право на ознакомление с важной технической информации.

Кроме того, можно говорить о существенном влиянии компании инвестора, если она обладает не менее 20% акций данного объекта инвестиций.

Составляя консолидированный финансовый отчет при таком долевом участии инвестора, его вложения отображают их стоимость, но с корректировкой на долю в прибыли, которую ассоциированное предприятие получило после приобретения.

Организация, имеющая совместный контроль, – это предприятие, имеющее нескольких владельцев, которые совместно управляют и контролируют эту фирму, поэтому имеют право на активы ее деятельности.

Такое предприятие работает, как обычный экономический объект, но в договоре прописывается участие владельцев и их полное право на контроль и управление данным экономическим объектом. При этом совместный контроль прописывается в договоре, как ответственность за конкретные участки деятельности предприятия, и совместный контроль имеет место лишь тогда, когда требуется единогласное решение по конкретно возникшему вопросу управления экономическим объектом. Консолидация данных предприятий происходит таким же методом, как и при ассоциированных предприятиях, и заканчивается в момент выхода одного из инвесторов.

Как предоставляется КФО

Составление КФО поддается тем же правилам, что и обычный индивидуальный финансовый отчет и включает в себя представление следующих отчетов:

  • о финансовом положении;
  • о прибылях и убытках в совокупном предоставлении;
  • об изменениях капитала;
  • о движении денежных средств.

Подводя итоги, можно сказать, что консолидированный финансовый отчет представляет собой совокупность финансовых отчетов различных компаний, в которых есть долевое участие инвесторов или же материнской компании.

Методы консолидации зависят от конкретного вида предприятия и долевого участия инвесторов. Наличие документации КФО делает компанию более привлекательной для инвесторов, которые могут значительно улучшить положение фирмы на рынке путем новых финансовых вливаний.

В статье мы подробно рассказали вам о том, что такое КФО и каким компаниям нужно составлять данную документацию. Надеемся, что мы ответили на все ваши вопросы касательно этой темы.


  • Закон № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности
  • Как МСФО раскрывает понятие консолидированной отчетности
  • Как составить консолидированную отчетность
  • Итоги

Закон № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности

Консолидированная отчетность — это систематизированная информация, отражающая результаты деятельности группы компаний, а именно:

  • финансовое положение и изменения в нем;
  • финансовые результаты деятельности.

Такое определение дано в п. 2 ст. 1 закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности.

Основное отличие консолидированной отчетности от индивидуальной (составленной отдельной фирмой) состоит в том, что в единое целое объединяется информация о финансовом положении и результатах работы сразу нескольких фирм (группы).

Закон не определяет понятие «группа компаний», отсылая для его детализации к МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» называет группой компаний совокупность фирм, одна из которых носит название материнской (МК), а остальные именуются дочерними (ДФ).

Кто именно должен формировать консолидированную отчетность, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Закон о консолидированной отчетности — документ, дающий не только официальное определение понятию финансовой отчетности группы компаний, но и устанавливающий требования по ее:

  • составлению;
  • представлению;
  • публикации.

Требования закона к консолидированной финансовой отчетности (КФО) представлены следующим образом:

  • При составлении КФО применяются международные стандарты.
  • КФО оформляется наряду с бухотчетностью этой компании, составляемой в соответствии с законом о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • КФО составляется на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем компании или иными уполномоченными лицами.
  • Годовая КФО представляется акционерам и учредителям (или собственникам имущества) компании, а также в Центробанк РФ (если это предусмотрено законодательно). Срок представления КФО пользователям — до проведения общего собрания участников компании (но не позднее 120 дней после окончания отчетного года).
  • Годовая КФО должна публиковаться не позднее 30 дней после представления ее пользователям путем размещения в информационных системах общего пользования и (или) доступных СМИ.
  • КФО подлежит обязательному аудиту, в т. ч. такой аудит проводится и по промежуточной КФО, составлять которую должны кредитные организации и юрлица, торгующие ценными бумагами, котирующимися на рынке.

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Формирование информации для составления консолидированной финансовой отчетности в 2020 г. и за 2020 г. происходит в условиях, определяющихся такими факторами, как распространение новой коронавирусной инфекции (далее - пандемия), меры, принимаемые по противодействию ее распространению, сложная экономическая ситуация, меры, принимаемые государством по поддержке экономики.
Какие важные нюансы в этой связи нужно учитывать при консолидации, смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Как МСФО раскрывает понятие консолидированной отчетности

Посвященное консолидированной отчетности МСФО 10 дает совокупность определений, с помощью которых описываются основные принципы и подходы к составлению КФО. Например, среди таких определений можно назвать следующие:

  • Консолидированная отчетность — это отчетность группы, в которой отчетные показатели МК и ДФ представлены в совокупности как показатели единого субъекта экономической деятельности.
  • МК — компания, контролирующая одну или несколько фирм.
  • ДФ — подконтрольная другой компании фирма.
  • Иные термины (инвестиционная организация, неконтролирующая доля участия и т. д.).

Другая совокупность связанных с КФО понятий раскрывается в стандартах:

  • МСФО (IFRS) 3 (об объединении бизнесов);
  • МСФО (IFRS) 11 (о совместном предпринимательстве);
  • МСФО (IFRS) 12 (о раскрытии информации об участии в других организациях),
  • МСФО (IAS) 24 (о связанных сторонах).

Без раскрытия терминологии указанных стандартов затруднительно понимание принципов формирования КФО. К примеру, в целях составления КФО требуют расшифровки следующие понятия:

  • объединение бизнесов — это событие, в результате которого приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами;
  • связанная сторона — это связанное (-ая) с отчитывающейся фирмой частное лицо или компания;
  • ключевой управленческий персонал — директора и иные лица фирмы, уполномоченные и ответственные за планирование, управление и контроль за ее деятельностью;
  • другие необходимые для понимания процедуры оформления КФО термины и определения.

О некоторых стандартах, которые могут оказаться востребованными при составлении КФО, читайте в статьях:

Как составить консолидированную отчетность

Оформление КФО — многоступенчатая процедура, включающая множество операций (формирование индивидуальной отчетности каждого элемента группы, преобразование ее в формат МСФО и т. д.).

При формировании КФО осуществляется определенная цепочка шагов, в том числе:

  • определение структуры группы (установление степени контроля и зависимости всех элементов группы);
  • определение долей участников группы;
  • расчет гудвилла (положительная разница между предлагаемой оплатой в виде стоимости акций и суммой чистых активов ДФ учитывается в составе НМА, отрицательный гудвилл — в составе резервов на приобретение);
  • расчет резервов, создаваемых для переоценки отчетных элементов ДФ на момент консолидации;
  • отражение в балансе МК купленных у акционеров ДФ акций и доли участия в собственном капитале ДФ;
  • иные процедуры, необходимые для составления КФО, предусмотренные МСФО.

Процедура и основные правила консолидации детально описаны в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе беплатно и переходите в материал.

О том, какие положения должна содержать учетная политика, применяемая при МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО - основные положения».

Итоги

Требования к консолидированной отчетности в нашей стране установлены законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Для ее составления необходимо применять подходы, правила и принципы, предусмотренные стандартами МСФО.

от 27.07.2010 № 208-ФЗ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 05.09.2019

Дата изменения: 05.09.2019

Прикрепленный файл: docx, 28.4 кБ

О консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 № 327-ФЗ,

от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ,

от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,

от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ,

от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ,

от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 27.12.2018 № 567-ФЗ,

от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - организация).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ)

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3 - 4. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется.

(часть 5 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 27.12.2018 № 567-ФЗ)

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации бюджетной сферы.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, консолидированной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

(часть 4 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчетность входит в состав годового отчета организации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

6. Первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно менее 90 дней.

(часть 6 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7. Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно.

(часть 7 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 - 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 № 344-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ)

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты ее раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 481-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путем их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2014 год.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

4. Организации, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Читайте также: