Кто обязан платить налоги

Опубликовано: 23.04.2024

Какие налоги платят физические лица?

Налоги в РФ платят не только предприниматели, но и «обычные» граждане. Рассмотрим, какие обязательные платежи предусматривает для них закон.

Налог на доходы физических лиц

Первый из платежей, которые «возложены» на физических лиц, известен всем – это НДФЛ. Всех его плательщиков можно разделить на две группы:

  1. Наемные работники, за которых НДФЛ перечисляет работодатель. Это самая многочисленная категория плательщиков подоходного налога.
  2. Физические лица, которые обязаны декларировать и уплачивать НДФЛ самостоятельно. К этой категории, конечно, относятся и предприниматели (кроме «спецрежимников»), но в данной статье мы их не рассматриваем. Кроме ИП обязанность самостоятельно оплатить НДФЛ несут нотариусы и адвокаты, работающие «в частном порядке». Также сами платят подоходный налог те, кто продал имущество или получил иные виды доходов, с которых не был удержан налог, например:

— по гражданско-правовым договорам, если источник дохода не является налоговым агентом;

— по договорам аренды имущества;

— по договорам дарения (кроме близких родственников).

Понятно, что эти категории плательщиков НДФЛ часто «пересекаются». Человек может работать по найму и одновременно сдавать в аренду недвижимость, или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Ставка НДФЛ для граждан РФ в общем случае составляет 13%. Но для «особых» видов доходов она повышается до 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ):

  • выигрыши (призы);
  • проценты по банковским вкладам и облигациям;
  • экономия на процентах при получении кредитов.

Налоговый период по НДФЛ – год.

Если налог уплачивает работодатель, то он перечисляется в бюджет ежемесячно, не позднее следующего дня после выплаты зарплаты.

А если человек рассчитывает НДФЛ сам, то он должен до 30 апреля следующего года сдать декларацию и до 15 июля — перечислить платеж.

Интересно то, что НДФЛ – это единственный налог, по которому «обычные» физические лица обязаны сдавать отчеты (и то при определенных условиях). Все остальные обязательные платежи, рассмотренные ниже, не предусматривают декларации для физических лиц.

Налог на профессиональный доход

Если человек получает доходы «в частном порядке», но не хочет связываться с регистрацией ИП, сдавать декларации и т.п., то он может перейти на уплату налога на профессиональный доход (НПД). Впрочем, на налог на профессиональный доход (НПД) имеет право перейти и предприниматель, если он соответствует условиям, перечисленным ниже.

Налог на профессиональный доход (НПД) – экспериментальный платеж, введенный с начала 2019 года (закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента…»).

Пока новый налог действует на территории 4 регионов: Москва, Татарстан, Московская и Калужская области. Но весьма вероятно, что в ближайшие годы эксперимент будет распространен на всю страну.

Основные ограничения для перехода на налог на профессиональный доход следующие:

  1. Доход не должен превышать 200 тыс. руб. в месяц.
  2. Нельзя использовать труд наемных работников.
  3. Доход можно получать только от продажи продукции собственного производства или услуг, оказываемых лично.
  4. Вид деятельности не должен входить в список исключений (ст. 4 и 6 закона № 422-ФЗ). Например, нельзя торговать подакцизными товарами или недвижимостью.

Ставка по налогу на профессиональный доход (НПД) зависит от источника дохода. Если продукция (услуги) реализуется юридическим лицам, то она составляет 6%, а если физическим – то 4%.

Налоговый период по налогу на профессиональный доход (НПД) – месяц, заплатить его нужно до 25 числа следующего месяца.

Налоги физических лиц на собственность

Большинство граждан имеют в личной собственности какое-либо дорогостоящее имущество: недвижимость, земельные участки, автомобили и т.п. Все эти объекты облагаются различными налогами, в зависимости от категории.

  1. Налогом на имущество облагается недвижимость (дома, квартиры, гаражи и т.п.). Базой в общем случае является кадастровая стоимость всех объектов, принадлежащих налогоплательщику. Если местные власти не приняли решение о переходе на «кадастровый» способ расчета, то до 01.01.2020 налог на имущество можно исчислять на основе инвентаризационной стоимости. Налоговая ставка также устанавливается на местном уровне в диапазоне от 0,1% до 2% (ст. 406 НК РФ). Ее размер зависит от вида и стоимости недвижимости. Налог на имущество физических лиц рассчитывается за год и подлежит уплате до 1 декабря следующего года (ст. 409 НК РФ).
  2. Земельный налог, как понятно уже из названия, платится с земельных участков. Причем облагается не только земля в собственности, но и участки, на которые у граждан есть право бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Базой является кадастровая стоимость указанных участков, налоговый период – год. Ставка определяется местными властями в размере до 1,5%, исходя из категории и места нахождения участка (ст. 394 НК РФ). Например, если земля предназначена для сельского хозяйства или жилищного строительства, то ставка не может быть выше 0,3%. Физические лица платят земельный налог один раз в год, до 1 декабря (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  3. Транспортный налог платят все физические лица, на которых зарегистрированы различные транспортные средства: наземные, водные и воздушные. Базой в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах. Если же речь идет о несамоходных транспортных средствах, то налог платится с каждого объекта. Исходные ставки по налогу установлены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но региональным властям предоставлено право изменять их в весьма широких пределах: до 10 раз, как в большую, так и в меньшую сторону. Срок уплаты транспортного налога для физических лиц аналогичен двум предыдущим — ежегодно до 1 декабря (п. 1 ст. 363 НК РФ).

НДС и акцизы

Здесь может возникнуть вопрос: какое вообще отношение имеют эти налоги к физическим лицам если их платят бизнесмены?

Действительно – формально это так. Ни один «обычный» гражданин не относит в банк платежку с назначением платежа «перечисление НДС».

Но здесь важно понимать, что НДС и акцизы – это косвенные налоги. А значит – их сумма входит в цену товаров или услуг, т.е. в итоге за все платят конечные потребители.

Почти все товары и услуги, реализуемые на территории РФ, облагаются НДС.

Исключений немного: это отдельные медицинские товары и услуги, пассажирские перевозки, питание в школьных столовых и т.п.

Ставка НДС составляет в общем случае 20%, а для некоторых льготных категорий (продукты питания, детские товары и т.п.) применяется льготная 10% ставка.

Поэтому можно сказать, что любой человек платит НДС каждый раз, когда идет в магазин или заказывает какую-либо услугу.

А если покупка относится к подакцизным товарам (алкоголь, табак, бензин, транспортные средства), то к НДС в ее цене добавляется и акциз. Ставки акциза зависят от вида товара и представляют собой фиксированную сумму в рублях за натуральную единицу (литр, тонна, штука), либо за единицу мощности двигателя.

Вывод

Физические лица, также, как бизнесмены, платят налоги, исходя из своих доходов и имущества.

Кроме того, на них «перекладываются» НДС и акцизы, включаемые в цену товаров и услуг.

Постараемся, обобщив письма Минфина России, разъяснить нюансы определения налогового резидентства в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Напомним, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Статус налогоплательщика (резидент или нерезидент) никаким образом не основывается на гражданстве физического лица или каких-либо иных условиях, таких, как место рождения, место постоянного жительства и т.п. Статус налогового резидента РФ может иметь иностранный гражданин или лицо без гражданства. И, наоборот, гражданин Российской Федерации может не иметь статуса налогового резидента РФ или утратить его в течение налогового периода. Так, гражданин РФ утрачивает статус налогового резидента РФ, если в течение последних 12 месяцев большую часть времени (более 183 календарных дней) он проводит за рубежом (в зарубежных командировках или в связи с переводом (постоянным или временным) на работу в представительствах организации за рубежом и т.д.).

Для получения статуса налогового резидента РФ физическое лицо должно фактически находиться на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, независимо от того, к какому календарному году эти месяцы относятся. Отсчет дней не прерывается с окончанием очередного налогового периода (календарного года). Например, организация заключила трудовой договор с иностранным гражданином, который находится на территории РФ с 1 сентября 2006 г. При условии, что налогоплательщик с 1 сентября 2006 г. не покидал территорию РФ, 183 календарных дня истекают 2 марта 2007 года. Следовательно, со 2 марта он признается налоговым резидентом РФ.

Период пребывания в Российской Федерации исчисляется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. Для определения налогового статуса физического лица не имеют значения общее количество и длительность каждого отдельного выезда из Российской Федерации. При этом прямо не указанные в ст. 207 НК РФ периоды нахождения физического лица за пределами Российской Федерации (т.е. за исключением случаев выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения), независимо от цели выезда при определении статуса налогоплательщика не учитываются (письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258, от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210, от 15.06.2007 N 03-04-06-01/189).

Например, исключаются из периода нахождения на территории Российской Федерации дни служебных командировок за рубеж, выезды за границу по семейным обстоятельствам.

С 1 января 2007 г. не допускается досрочное (до истечения 183 календарных дней фактического нахождения на территории РФ) признание налогоплательщика налоговым резидентом РФ, в том числе и в случае наличия долгосрочного трудового договора с российской организацией, предусматривающего продолжительность работы в РФ в текущем налоговом периоде не менее 183 дней (письма Минфина России от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).

Организация - налоговый агент должна определять налоговый статус физического лица исходя из фактического, документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации.

Автор не рекомендует пользоваться рекомендациями, данными в письме Минфина России от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, согласно которым если на 1 января 2007 г. у организации имеются трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь, предусматривающие нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, такие белорусские граждане признаются налоговыми резидентами.

Определение налогового статуса производится налоговым агентом ежемесячно исходя из 12-месячного периода, предшествующего дате получения физическим лицом дохода (в том числе начавшегося в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающегося в другом налоговом периоде (календарном году). При этом окончательный вывод о налоговом статусе физического лица в течение налогового периода может быть сделан только 31 декабря. Если уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ осуществляет налогоплательщик самостоятельно, то его налоговый статус определяется один раз - по итогам налогового периода (письма Минфина России от 08.06.2007 N 03-04-06-01/179, от 07.06.2007 N 03-04-06-01/177, от 27.04.2007 N 03-04-06-01/132, от 16.04.2007

N 03-04-06-01/119, от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75, от 16.03.2007 N 03-04-07-01/30).

Период пребывания иностранного гражданина на территории РФ может подтверждаться отметкой в паспорте о пересечении границы РФ, визой, миграционной картой (заполняется при въезде в РФ и сдается при выезде), отметками в паспорте о временной регистрации по месту пребывания. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, подтверждающие фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации и количество дней пребывания в Российской Федерации: табели учета рабочего времени (или выданные на основании сведений из табелей учета рабочего времени справки), ведомости на начисление и выдачу заработной платы, в которых указан фактически отработанный период, справки о проживании в гостиницах и любые другие документы, имеющиеся у налогоплательщика и у налогового агента (письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-04-06-01/170).

Существует мнение, что налоговый статус физических лиц определяется как в соответствии с НК РФ, так и в соответствии с межправительственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, имеющими приоритет над национальным законодательством. В данных соглашениях налоговый статус физлица устанавливается не только на основании периода его пребывания на территории иностранного государства, но и на основании таких признаков, как гражданство, наличие постоянного жилья, места регистрации, и т.п.

Из вышесказанного делается вывод, что работники представительства российской организации за рубежом остаются налоговыми резидентами РФ, независимо от времени фактического пребывания за пределами РФ. Это неправильно.

При применении норм, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения, необходимо принять во внимание следующее.

Положения международных договоров (соглашений) Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, устанавливающие критерии отнесения физических лиц к резидентам одного из договаривающихся государств, применяются только в тех случаях, когда какое-либо физическое лицо признается налоговым резидентом в соответствии с внутренним законодательством каждого из договаривающихся государств одновременно в обоих этих государствах, то есть в случаях так называемого двойного резидентства. Поскольку физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд календарных месяцев, в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ не признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, то проблема двойного резидентства физического лица не возникает и оснований для применения упомянутых положений соглашений об избежании двойного налогообложения не имеется (письмо Минфина России от 31.08.2006 N03-05-01-04/254).

Что такое налог? Это обязательный платеж, который безвозмездно взимается с физических лиц и организаций государством в целях финансового обеспечения его деятельности. Из этой публикации вы узнаете, какие налоги нужно платить обычным гражданам — нам с вами.

Платить налоги — обязанность каждого гражданина

Согласно ст. 57 Конституции РФ, у каждого из нас есть важная обязанность: платить установленные законом налоги и сборы. Действительно, налоги, которые мы платим, — это необходимое условие существования нашей страны, финансовая основа ее деятельности.

Вот почему обязанность уплачивать налоги в государственный бюджет распространяется абсолютно на всех налогоплательщиков и является безусловным требованием. Налогоплательщика, нарушившего законодательство о налогах — умышленно или по незнанию — государство может привлечь к ответственности: административной, налоговой и даже уголовной.

Какие же налоги платят российские граждане?

НДФЛ (глава 23 НК РФ)

Если говорить о налогах применительно к рядовым гражданам, то из всех налогов, которые нами уплачиваются, пожалуй, главным и наиболее весомым является налог на доходы физических лиц (или сокращенно НДФЛ). Этот налог федеральный и уплачивается, соответственно, в федеральный бюджет.

Платится он со всех доходов, полученных гражданами РФ в прошедшем календарном году, причем, и в денежной, и в натуральной форме. К таким доходам относится, например, зарплата, премиальные, доход от продажи имущества или сдачи жилья в аренду, подарки, выигрыши, оплата предприятием питания или обучения сотрудника и др.

Налог на имущество (глава 32 НК РФ)

Кроме НДФЛ мы должны уплачивать и налог на имущество физических лиц, который относится к местным налогам и поступает в бюджет соответствующего муниципального образования. Этот налог уплачивается собственниками имущества, которое по закону облагается налогом (если выражаться «правильными» словами — имущества, которое является объектом налогообложения).

Такими объектами могут быть жилые дома или квартиры, комнаты, дачи, гаражи, различные помещения или сооружения, доли в общей собственности и т. п.

Сервис по оплате налогов

Платить налоги удобно на сайте ФНС — по ссылке https://service.nalog.ru/payment/

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

Данный налог, также как и налог на имущество, является местным и поступает в бюджет того муниципального образования (города, сельской администрации, района), где расположен земельный участок.

Граждане платят земельный налог в том случае, если они имеют в собственности землю (а также, если они обладают ею на праве постоянного пользования или на праве пожизненно наследуемого владения).

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

Транспортный налог относится к региональным налогам и уплачивается в тот бюджет субъекта РФ (области, края, округа, города федерального значения), в котором облагаемое налогом транспортное средство стоит на учете.

Объектами налогообложения являются: автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, а также прочие самоходные машины, вертолеты и самолеты, теплоходы и парусные суда, катера и яхты, моторные лодки и гидроциклы, снегоходы, прочие водные или воздушные транспортные средства.

Не облагаются налогом весельные, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 л. с., автомобили для инвалидов (специально оборудованные), маломощные легковые авто, приобретенные через органы соцзащиты населения. Сумма этого налога рассчитывается не самим гражданином, а налоговыми работниками на основании тех сведений, которые к ним поступают из органов, регистрирующих транспортные средства.

Водный налог (глава 25.2 НК РФ)

Водный налог — федеральный. Его придется платить при:

  • заборе воды из водных объектов;
  • использовании акваторий водных объектов;
  • использовании водного объекта для гидроэнергетических целей;
  • использовании водного объекта при лесосплаве.

Для многих людей данный налог уже не является актуальным: сегодня, как правило, использование водных объектов гражданами осуществляется на основе арендных отношений.

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ)

Данный сбор — федеральный. Объекты животного мира — это животные, а объекты водных биологических ресурсов — рыбы, морские млекопитающие. Иначе говоря, данные сборы платятся людьми при отстреле животных во время охоты или при ловле водных или морских обитателей.

Так, за одного бурого медведя придется заплатить налог в 6 000 рублей, за пятнистого оленя — 600 рублей, за европейскую норку — 30 рублей. Добыча объектов животного мира обойдется в следующие суммы (налог за тонну): камчатский краб — 35 000 рублей, осетровые виды — 5 000 рублей, сельдь — 3 500 рублей, тунец — 600 рублей, сайра — 150 рублей.

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Государственная пошлина — это не совсем налог (это неналоговый доход), однако правила ее уплаты также регулируются Налоговым кодексом. Пошлину необходимо платить в ряде случаев, когда гражданину (или организации) требуется получить какие-либо юридические действия от уполномоченных на то специальных органов.

Например, при обращении в суды, при регистрации транспортных средств, при заверении документов у нотариуса, во время подачи заявления о расторжении брака и т. д. Пошлина может платиться (в зависимости от ее вида или назначения) как в федеральный, так и в региональный и местный бюджеты.

Акцизы (глава 22 НК РФ)

Акцизы гражданину РФ придется заплатить при перевозе некоторых товаров через таможенную границу своего государства. Перечень таких товаров содержится в Таможенном Кодексе РФ.

В частности, к ним относятся: различные виды спирта и продукция на их основе (в т. ч. некоторые лекарства), алкоголь, табачная продукция, автомобили и мотоциклы высокой мощности (от 150 л. с.), бензин, некоторые виды топлива. Полный перечень товаров, за перевоз которых придется уплатить акциз, содержится в ст. 181 НК РФ.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

В начале 2019 года интернет был взорван многочисленными роликами, где люди, называющие себя специалистами и консультантами в области налогообложения, торжественно объявили, что в Российской Федерации отменяются все налоги и сборы! И при этом с воодушевлением и восторгом зачитывали п. 5 ст. 12 НК РФ:

«федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом».

И, прочитав это, они пришли к выводу, что налоги в РФ отменены и их платить не надо. Но никто из них не удосужился почитать статьи, которые написаны раньше или посмотреть пункты, которые написаны в ст. 12 НК РФ до п.5 или после него. И никто из них не удосужился понять, что речь здесь идет о том, что и федеральные, и региональные налоги и сборы могут быть как установлены только настоящим Кодексом, путем внесения изменений в НК РФ, так и отменены только Кодексом. То есть ни правительство, ни президент, ни Конституционный суд, ни какой другой орган не может ни установить дополнительные налоги, ни отменить их , они устанавливаются и отменяются только законами РФ после внесения изменений в настоящий Кодекс. Это и вызвало бурю непониманий.

Также я неоднократно замечал, что в комментариях под моими статьями и роликами кто-то пишет, что налоги вообще платить не надо! Типа РФ является акционерным обществом, либо ООО, либо другой коммерческой организацией. И что это коммерческая организация, зарегистрирована в США и т.д. Полный трэш.

Новость, которая «взорвала» интернет

А еще в конце декабря 2019 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета. Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2020 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.

Этот замечательный человек, который называет себя налоговым консультантом, процитировал ст. 45.1 НК РФ. Она вступила в силу 29 октября 2019 года. По сути дела, с 2020 года только заработала. И он нам процитировал следующее:

«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».

Процитировав это, он говорит: «Ну, гляньте, теперь транспортный налог, налог на имущество и налог на землю физлица могут платить, а могут не платить. Они должны сделать это добровольно». И никому в голову не пришло прояснить, что такое единый налоговый платеж.

Поставим точку в этом вопросе

Неужели кто-то из вас в здравом уме и в трезвой памяти считает, что наше государство вот так возьмет и освободит вас от всех налогов по п. 5 ст. 12 НК РФ? Или всех граждан России возьмут и освободят от налога на имущество, от налога на транспорт? Короче, вы поняли. Скорее Земля сойдет со своей оси, а Солнце улетит в соседнюю галактику, чем кто-то из вас дождется, чтобы какое-то государство освободило своих граждан от налогов. Да сейчас, разбежались!

В этом году расскажу, как увеличат налоги в следующем году. Вы же мало платите! Вам их увеличат. Но снижать? Да вы чего, обалдели?

Как правильно понимать заявление, что единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему? О чем идет речь? Каждый из нас платит налог на квартиру, на дом, на землю, на машину и т.д. И мы как платили эти налоги, так и продолжаем платить. Есть ст. 45 НК РФ, где все написано, есть целая глава по имущественным налогам, по транспортному налогу. Ничего в этом отношении не меняется. Налоговики как присылали бумажные уведомления о том, что ты должен заплатить имущественные налоги, так и будут присылать. Если у вас есть личный кабинет, через него вам пришлют уведомление об уплате имущественного налога. И вы будете платить.

Но теперь государство решило сделать себе хорошо. Государство разрешило физлицам взять пачечку денег и отдать их федеральному казначейству. И эти деньги будут лежать у федерального казначейства, пока не кончатся. Денег может хватить на уплату имущественных налогов на ближайшую пятилетку. И вот эти деньги лежат 5 лет, а государство каждый год берет и погашает ваши налоги.

То есть вы посчитали, что вам на ближайшие 5 лет надо положить 400 тыс. рублей на имущественные налоги и отнесли эти деньги государству. Они лежат на счету федерального казначейства. Срок уплаты налогов уже наступил — осенью государство с этого вашего счета выдергивает 40 тыс. рублей налогов и погашает. Все. У вас осталось 360 тыс. Проходит еще год, государство еще берет и еще погашает ваши имущественные налоги. И так далее, год за годом. То есть единый налоговый платеж — это деньги, которые вы добровольно отдали федеральному казначейству в счет уплаты ваших будущих налогов. И государство оттуда эти деньги будет брать для того, чтобы ваши налоги за вас платить:

«Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества».

Про медвежью услугу

Если вы последуете совету того «налогового консультанта», который сказал, что в РФ теперь имущественные налоги платятся добровольно, то к вам придут. И у вас эти налоги все равно заберут, арестовав и очистив все ваши банковские счета. А если этого не хватит, ваше имущество будет описано по остаточной балансовой стоимости. Поэтому, кто хочет последовать «мудрому совету» этого налогового консультанта — следуйте. Не думаю, что этот налоговый консультант захочет понести потом какую-то материальную ответственность за тот совет, который он дал.

Наш министр после Нового года заявил, что в РФ какой бы кризис ни был, даже если совсем цена на нефть упадет ниже плинтуса, государство сможет выполнять свои обязательства в течение 3 лет. То есть подушка безопасности и копилка у государства создана мама не горюй какая. Но, по всей видимости, наши чиновники считают, что этого мало. Поэтому ожидаем в 2020 году дальнейших экспериментов над гражданами в части, касающейся взыскания дополнительных налогов.

Читайте также: