Сбор налогов в золотой орде осуществляли баскаки

Опубликовано: 17.04.2024


Баскак

Представитель ордынского хана (не сборщик налогов. ) на подконтрольных территориях, в том числе, русских землях. Баскаки находились при дворах князей и следили за сбором (но не собирали!) дани, настроениями населения, лояльностью князей монголам. При князе, обладавшем ярлыком на великое княжение (владимирское) находился главный, т.н. «великий» баскак. Система баскачества была упразднена после подавления восстания в Твери в 1327 г., когда право сбора дани со всех русских земель было передано московскому князю Ивану I Калите.

Бесермены (басурмане, бусурманы, бусурмане)

Мусульманские сборщики налогов, собиравшие их на основе системы откупов. Впоследствии слово стало обозначать мусульман (иногда иностранцев) в целом. Известен, например, роман писателя XIX в. И.И. Лажечникова «Басурман», где так называют итальянца.

«Великая замятня» (смута, междоусобица)

Период в истории Золотой Орды, когда в течение около 20 лет (1359 – 1379 гг.) на престоле сменилось порядка 15 (по другим сведениям, 20) ханов. Начало связывается с гибелью хана Бердибека, ради прихода к власти убившего своего отца – Джанибека и казнившего всех братьев.

«Великая тишина»

Период в истории Руси, начавшийся в правление московского князя Ивана I Калиты, когда на территорию русских земель не совершались ордынские набеги (около 40 лет, с конца 1320-х до конца 1360-х гг.).

Выход (ордынский, царский)

Основной прямой налог, взимаемый Золотой Ордой с русских земель с конца 1250-х гг. Периодически русские князья то отказывались выплачивать дань, то вынуждены были возобновить уплату. Полностью уплата выхода прекращена лишь после «Стояния на р. Угре» 1480 г. (по другой информации, немного раньше, примерно после 1476 г.).

Курултай (хурал)

Съезд монгольской знати. Наиболее известны курултаи 1206 г. (Темуджин/Темучин провозглашён Чингисханом и стал правителем Монгольского государства) и 1235 г. (принято решение об организации похода «на Запад»), что привело к нашествию Батыя на русские земли и Европу. Сейчас так называется высший законодательный орган Монголии – Великий государственный хурал, а также парламенты республик в составе России – Бурятии, Калмыкии (Народные хуралы), Тывы (Верховный хурал).

«Налог кровью»

Обязанность покорённых государств (в т.ч. русских княжеств) отправлять своих воинов в монгольскую армию. Форма т.н. «военной» зависимости Руси от Золотой Орды.

Нойон

Племенной старейшина, представитель монгольской знати (князь).

Нукер

Монгольский воин (дружинник).

Темник

Монгольский полководец, командующий туменом (по-русски «тьмой»), наиболее крупной частью монгольской армии.

Тумен (русск. «тьма»)

Наиболее крупное подразделение монгольской армии численностью прим. 10 тыс. чел. (в современной структуре вооружённых сил это условно можно назвать корпусом).

Улус (Джучи)

Изначально улус – это провинция в составе Монгольского государства. Позднее улусы – административно-территориальная единицы, на которые делилась в том числе и Золотая Орда.

Собственно, Золотая Орда – это русское название улуса Джучи. Русские земли, однако, несмотря на то, что находились в зависимости от Орды, в состав улуса Джучи не входили.

Число

Перепись населения, проводимая ордынскими чиновниками с целью установления размера выхода (дани). Наиболее известны переписи 1255 – 56 гг. во Владимиро-Суздальской и 1257 – 58 (59) гг. Новгородской землях, вызвавшая восстание в Новгороде (подавлено А. Невским) и повторная перепись 1273 г. опять же в Новгороде.

Численник

Ордынский чиновник, проводящий перепись.

Ям

Почтовая система, созданная монголами. Сеть почтовых станций, на которых проезжающему можно было сменить лошадей, отдохнуть и затем продолжать путь. Слово «ямщик» (извозчик, кучер, перевозивший почту, пассажиров, грузы), вероятно, произошло именно от этого. Ямская повинность (ямские деньги) была одной из форм зависимости русских земель от Золотой Орды.

Ярлык

Яса (Великая)

Свод законов Монгольского государства. Создан Чингисханом. По оценке Л.Н. Гумилёва, они «основывались на общности дисциплины и осуждении предательства без всяких компромиссов», что заметно отличало их от традиционной монгольской практики, характерной для предшествующего периода постоянной междоусобной борьбы племён.

Рябов Ю.А. История России с древнейших времён до конца XIX в. Развёрнутые планы-тезисы по основным темам истории Отечества для организации профильного обучения в школе, подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в выпускных классах в традиционной форме, сдаче ЕГЭ, обучению студентов в вузах. – СПб: Издательство «СМИО Пресс», 2004.


В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера "Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни "сарацина" (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.


Позднее слово "дань" стали заменять термином "выход". Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин "ясак". Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, "поплужное"; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, "подводы") относились к категории "пошлина" (по-тюркски "калан"). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски "корм").

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски "запрос"), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.


Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.


Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наши телеграм-каналы

Ещё в Блоге Толкователя о татаро-монголах:

В отечественной истории принято считать, что в Куликовской битве в 1380 году участвовало от 100 до 300 тысяч русских войск. Однако в то время княжеский двор мог выставить не более 500 воинов, и анализ участвовавших в битве княжеских дворов показывает, что у Дмитрия Донского было не более 6 тысяч воинов. Для Средневековья – это очень большая численность.


Историография о нашествии монголо-татар (или татаро-монголов, или татар и монголов, и так далее, кому как нравится) на Русь насчитывает свыше 300 лет. Это нашествие стало общепринятым фактом еще с конца XVII века, когда один из основателей русского православия, немец Иннокентий Гизель написал первый учебник по истории России - "Синопсис". По этой книге родную историю русские долбили все последующие 150 лет. Однако до сих пор никто из историков не взял на себя смелость сделать "дорожную карту" похода хана Батыя зимой 1237-1238 годов на Северо-Восточную Русь.


Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

В результате вторжения хана Батыя в Восточную Европу в 1236-1242 годах, эта территория оказалась под прямым или вассальным управлением Золотой Орды. В Волжской Булгарии и на половецких землях была сформирована монгольская администрация, тогда как на Руси сохранили власть местные князья, подотчетные ханам. Зависимость русских земель от Орды выражалась выдачей ярлыков на княжение для князей и обязанностью выплачивать подушный налог, или «выход» как его называли на Руси.

Русь и Золотая Орда в конце 15 в

Кто платил налог

Прежде всего ханы Золотой Орды распорядились провести перепись населения княжеств Руси — на юге уже в 1240-х годах, вскоре после завоевания, на севере в 1250-х годах во время общей переписи населения империи. В этот период русские княжества насчитывали всего 5-7 миллионов жителей, самым многолюдным был Киев — в нем проживало около 50 тысяч человек. Для сравнения — только в захваченных Чингисханом Цзине и Самарканде было 400 и 300 тысяч жителей соответственно, а населенность империй современной территории Китая составляла порядка 100 млн.

Первая запись о выплате ордынского «выхода» появляется в новгородской летописи в 1245 году, а в 1246 году посланец Папы Римского Плано Корпини в своем дневнике зафиксировал сумму дани — по одной шкуре медведя, бобра, соболя, лисы с каждого жителя мужского пола независимо от возраста. Поначалу налог платили лишь южные регионы, да местности, где расположились лагерем войска Батыя, остальные же княжества вплоть до конца 1250-хх годов, пока не прошла перепись, уклонялись от систематической уплаты выхода.

С. В. Иванов Баскаки

Монголы придерживались политики лояльности к чужим религиозным убеждениям, более того, религиозные структуры покоренных территорий в обмен на определенные уступки должны были становиться посредниками между местным населением и завоевателями. Таким образом, православную церковь освободили от уплаты «выхода», было также запрещено забирать у монастырей имущество или работников.

Система налогообложения

В 1257-1258 годах начала действовать регулярная система сбора налогов. Она основывалась на подворном налогообложении, а для целей учета дворы объединяли в десятки, сотни, тысячи. Во главе десятка и сотни стояли уполномоченные из местного населения, тысячу и тьму (десять тысяч) контролировали ордынские чиновники — баскаки.

К концу XIII века Русь была поделена на 43 тьмы. Стоявшие во главе них баскаки выполняли несколько функций — собирали и учитывали налоги, при необходимости отправляли русские военные отряды в Орду для помощи в военных действиях, следили за сохранностью и безопасностью дорог из Руси и Орду. Баскаки и их военные отряды жили в отдельных подворьях или деревнях.

Основное отличие ордынской системы налогообложения в том, что до монгольского нашествия напрямую налоги платили лишь некоторые крестьяне, остальные же уплачивали косвенные сборы. С 1258 года плательщиками стали все жители Руси.

Русские князья в Орде

Помимо регулярного налога, ясака, с жителей могли собрать туску — разовый сбор в случаях, когда нужно было наказать жителей или задобрить правителей. Например, в Новгороде в 1258 году во время переписи произошел бунт. Александр Невский подавил его, а на горожан наложили штраф. Люди платили также ям — сбор на содержание аналога современных почтовых станций, кулуш — военный налог, заменяющий набор рекрутов, золотую тамгу — налог с торговцев.

Размер ордынского выхода

Дань не была опустошающей и разорительной, как ее представляют в некоторых поздних источниках. Можно предположить, что сумма налога была специально просчитана так, чтобы показать завоеванным территориям силу и затормозить их развитие, но не доводить их жителей до голодных бунтов.

По итогам переписи 1275 года Владимиро-Суздальские княжества платили «по полугривне» (серебряная гривна весила 150-200 гр) со двора, а общий размер уплаченной этими землями дани составил около 1,5 тонны серебра. Для сравнения — одна из империй на территории современного Китая выплачивала по 7,5 тонн плюс огромное количество шелка. Во времена Дмитрия Донского (1350-1389 года) вся Северо-Восточная Русь отдавала в качестве дани около 12-14 тысяч серебряных рублей. Каждый рубль — это половина гривны, в нем было около 100 граммов серебра. После битвы на Куликовском поле сумма дани составляла около 10 тысяч рублей.

Сумма и условия взимания дани различались в зависимости от статуса и лояльности княжеств. В Киеве, сохранявшем номинальное звание столицы Руси, основной прямой налог, платило все мужское население — от детей до глубоких стариков, а его сбор вплоть до 1362 года контролировал баскак. В Суздальском княжестве выход платило только взрослое мужское население, уже в конце XIII века баскаков здесь не было. В лояльных Новгородском и Галицко-Волынском княжестве ордынский налог с самого начала собирали местные князья и направляли в Орду самостоятельно.

Ярлык на княжение

Историки уверены, что в Орду уходила лишь часть собранной дани. Махинации с численностью населения, ставкой налога, курсом обмена натуральных товаров (как правило, шкурок) на серебро приводили к тому, что ордынский выход обогащал в основном княжескую казну. Для Орды сбор дани руками русских князей тоже имел свою плюсы — он удешевлял систему налогообложения и снижал риск восстаний вследствие злоупотреблений баскаков. В итоге московским князьям самостоятельный контроль «выхода» позволил скопить денег и в дальнейшем собрать вокруг себя остальные княжества Руси.

Образование Золотой Орды.

Одним из крупнейших государств в монгольскую эпоху, созданных на месте Улуса Джучи (Жошы), стала Золотая Орда. Первоначально в письменных источниках она именовалась улусом Джучи. Название Золотая Орда появилось в конце XVI века в русских источниках.

В 1235 г. на всемонгольском курултае было принято решение о походе на Запад. Поход в страны Восточной и Центральной Европы (1236–242) возглавил Бату-хан. Основу его войска составляли кыпчаки. В результате похода, продлившегося 7 лет, были покорены народы Северного Кавказа, Крыма, русские княжества.

В 1243 году было создано государство Золотая Орда. Ее основателем стал Бату-хан. В период его правления (1227–1255 гг.) территория Золотой Орды занимала земли от Алтая до низовий реки Дунай в Восточной Европе. Сначала столицей был Сарай-Бату, располагавшийся в низовьях Волги недалеко от современной Астрахани. Позднее, при правлении хана Берке, столицей стал Сарай-Берке, расположенный неподалеку от современного Волгограда. Завоевательные походы способствовали росту могущества Золотой Орды. Завоеванные государства платили ей дань. Русские князья, попавшие в зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов ярлыки на княжение.

Мусульманские источники сообщали, что Бату-хан был справедливым правителем (он носил титул «саин-хан»), покровительствовал строительству мечетей и отправлению различных религиозных обрядов. В русских летописях есть сведения, что Бату-хан особое внимание уделял развитию городов для улучшения экономического положения Золотой Орды. Одним из примеров этого внимания был Сарай-Бату – крупнейший торгово-экономический и культурный центр в монгольскую эпоху.

Усиление Золотой Орды.

Время правления ханов Берке и Узбека было периодом бурного экономического и политического развития Золотой Орды. Ее обособление от Монгольской империи началось в 1259 году после смерти великого монгольского хана Монке (Мунке).

При хане Берке Золотая Орда окончательно обособилась от Монгольской империи, перестав платить ежегодную дань в Каракорум, и стала самостоятельным государством. В годы его правления укрепились военно-политические, экономические и культурные связи с султаном Египта Бейбарысом. В 1262 году Берке направил к Бейбарысу посла для установления дружественных отношений.

В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял ислам. По его указанию в Азербайджане была построена мечеть. Берке не стремился распространять ислам среди всего населения Золотой Орды. Он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими странами, например, такими крупными центрами ислама в Средней Азии, как Ургенч и Бухара. В 1266 году Берке погиб во время похода на Кавказ против другого чингизида – Хузлагу-хана. Его преемником стал Менгу-Тимур (1266–1282 гг.), который, чтобы показать свою независимость от Монгольской империи, стал чеканить собственные монеты. В союзе с русскими князьями в 1271 году Менгу-Тимур предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению отношений Золотой Орды с Египтом. Византийский император, чтобы избежать сокрушительного поражения, заключил с монголами мирный договор. Завоевательные походы золотоордынского военачальника Ногая на соседние народы положили начало созданию в будущем Ногайской Орды.

В укрепление политической значимости Золотой Орды большой вклад внес Тохты-хан (1290–1312 гг.). Во время его правления оживились торговые связи с Ираном и странами Кавказа, укрепились отношения с государством мамлюков в Египте.

Своего расцвета и политического могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века в правление ханов Узбека (1312–1342) и его сына Жаныбека (1342–1357 гг.). В 1312 году Узбек-хан объявил ислам государственной религией. Большое значение он придавал развитию городов: в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения, открывались медресе. В XIV веке Золотая Орда превратилась в мусульманское государство.

Ослабление Золотой Орды.

После смерти хана Жаныбека в Золотой Орде начались междоусобные войны, получившие название «Великая смута». В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло 20 ханов (в ряде источников – более 25). В 1380 году правитель Золотой Орды Мамай потерпел поражение от русских войск на Куликовом поле, возглавляемых московским князем Дмитрием Донским. Воспользовавшись этим, власть в Золотой Орде захватил Тохтамыш. В 1382 году он захватил и сжег Москву, затем вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. Воюя с Тохтамышем, не раз совершал походы на Золотую Орду эмир Тимур. В результате завоевательных походов эмира Тимура в 1389, 1391 и 1395 годах мощь Золотой Орды была подорвана, после чего она уже не смогла восстановиться, и в середине XV века прекратила свое существование, распавшись на ряд самостоятельных государств: Белая Орда, Ногайская Орда, Сибирское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Падение Золотой Орды привело к освобождению русских земель от монгольского ига.

Общественный строй Золотой Орды был схож с системой управления, введенной Чингисханом. Ханская власть передавалась по наследству. Территория государства делилась на два крыла: правое, которым управлял сам Бату-хан, и левое, которым управлял старший сын Джучи Орда Еджен. В левое крыло Золотой Орды входила основная часть территории Казахстана. Основную массу населения Золотой Орды составляли тюркоязычные племена. Монголы составляли в ней меньшинство. В исторических источниках XIII–ХIV веков население Золотой Орды называют татарами. Основным языком был кыпчакский.

Золотая Орда в исторических источниках считалось собственностью рода джучидов. В ней существовала улусная система правления. Собрание в улусах называлось улусным курултаем. Он созывался один раз в год. Одной из целей улусных курултаев было предупреждение междоусобиц. В Золотой Орде военное руководство возлагалось на беков и нойонов. Родственники и окружение хана в основном расходовали дань на содержание дворца и войска.

Гражданскую власть в Золотой Орде осуществляли везиры, стоявшие во главе дивана – центрального исполнительного органа, ведавшего финансами, налогами и внутренней жизнью государства. Секретари, несшие службу в диване, назывались битикчами. После принятия ислама ханы Золотой Орды вели делопроизводство на тюркском и уйгурском языках. Гражданская власть в мелких владениях находилась в руках местных правителей – маликов.

Армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек (беклар-беги). Контроль над покоренными городами и улусами (сбор дани, перепись населения, набор людей для военной службы) осуществляли даруги. В системе государственного управления важную роль играли баскаки. Они, кроме управления населением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались сбором налогов.

Одним из положительных моментов монгольского завоевания было стимулирование торговли и развитие международных связей. Монголы привнесли в степь идею централизованной власти, что приводило к политической консолидации племен. Многие элементы государственного устройства Монгольской империи были использованы в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху.

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО – утвердившееся в исторической литературе обозначение эпохи монголо-татарского (ордынского) владычества над русскими княжествами.

Установлено в 1243 г., после монголо-татарского нашествия (походы Батыя 1237-1238 и 1239-1242 гг.).

Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской империи и сохранили самобытность своего государственного устройства, частичную автономию и свои правящие княжеские династии. Ханы Золотой Орды наложили на изъявивших им покорность правителей "Русского улуса" тяжелую дань ("ордынский выход") и принуждали князей принимать участие в своих походах. Малейшее непокорство со стороны князей наказывалось опустошительными набегами.

В 1243 г. великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича вызвали в ставку Батыя, вернувшегося из похода в Европу. Разгромленная Русь была не в состоянии бороться с монголами, и Ярослав вынужденно покорился Орде. Его младший сын Константин был послан в столицу Монголии Каракорум и получил там от имени отца ярлык 1 (грамоту) на великое владимирское княжение. Тогда же Ярослава Всеволодовича признали "старейшим" князем Руси.

Ярлыки на свои княжества получили и другие князья. Им также пришлось ехать в Орду и в знак покорности подчиниться монгольским обрядовым ритуалам. Лишь один из князей, Михаил Всеволодович Черниговский, отказался поклониться языческим идолам и был за это казнен.

Дольше всех русских князей отказывался ехать в Орду за ханским ярлыком Даниил Романович Галицкий. Но в 1245 г. к нему прибыл татарский посол с кратким, но грозным требованием Батыя: " Дай Галич". Подобно другим князьям Даниилу Романовичу пришлось признать над собой власть потомков Чингисхана.

Первоначально в покоренных русских княжествах существовала специальная служба баскаков 2 (ханских наместников), контролировавшая действия княжеской администрации. Главной обязанностью и князей, и баскаков была организация бесперебойной выплаты дани 3 . В 1257-1259 гг. по всем русским землям татарскими "численниками" была произведена перепись населения и определен точный размер выплаты дани каждым из князей. Известно 14 видов повинностей. Главной из них был "выход" (или "царёва дань"), который обычно отправлялся в Орду в виде серебряных слитков – "саумов", весом по 155 г каждый. Помимо "выхода" русское население выплачивало торговые сборы ("тамга", "мыт"), несло подводную и вестовую (ямскую) повинности, обязано было содержать ханских послов и сопровождавшие их отряды, участвовать в сборе "поминок" (подарков) для приближенных хана. В кон. XIII – нач. XV вв. монголо-татары многократно совершали грабительские набеги на Русь.

В кон. XIII в. хан Берке передал сбор дани с русских земель на откуп мусульманским купцам ("бесерменам"), стремившимся к быстрому обогащению за счет увеличения поборов с населения. Произвол "бесерменов" вызвал восстания в русских городах, после которых ханы передали сбор дани в руки князей, лишь в особых случаях посылая баскаков на Русь. Последним баскаком был Чол-хан ("Щелкан"), против действий которого в 1327 г. произошло восстание в Твери. Оно было подавлено. Ярлык на великое княжение и право сбора дани были переданы московскому князю Ивану I Калите.

Ордынское владычество над русскими землями значительно ослабло после 1359 г. В тот год хан Бердибек был убит своим братом Кульной, и в самой Орде начались междоусобицы – "Великая замятия". В условиях ханских усобиц происходило быстрое возвышение Московского княжества. Попытка темника Мамая, захватившего власть на правобережье Волги, разгромить войско московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) закончилась сокрушительным поражением в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). Несмотря на тяжкие последствия нападения хана Тохтамыша, которому удалось 26 августа 1382 г. захватить Москву и вынудить Дмитрия Ивановича возобновить выплату дани, великокняжеский стол с тех пор стал передаваться московскими князьями своим детям по наследству как их "отчина".

Восстановленное Тохтамышем монголо-татарское иго просуществовало еще целое столетие. Лишь в 1476 г. великий князь Иван III окончательно прекратил выплату дани правителю Большой Орды Ахмат-хану. В 1480 г. Иван III в результате "Стояния на Угре" воспрепятствовал войску Ахмата совершить нападение на русские земли и полностью восстановил независимость Русского государства.

автор статьи В. Волков

КОММЕНТАРИИ

1
ЯРЛЫК (тюрк. – повеление, приказ) – письменный документ, грамота, выдаваемая от имени монгольских ханов.

В период монголо-татарского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. В это время ордынские ханы считались "хозяевами" по отношению к русским князьям. Русским князьям приходилось ездить в Орду, чтобы получить ярлык на княжение. Таким образом ханы контролировали политическую ситуацию в подвластных им русских землях. Получив ярлык на великое княжение из рук ордынцев, Дмитрий Иванович Донской своему сыну Владимиру I Дмитриевичу завещал престол, уже не испрашивая разрешения Орды. Последним князем, получившим в Орде ярлык, стал Василий II Темный (1462).

Ханы выдавали ярлыки также русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

2
БАСКАКИ (тюрк.) – представители монгольских ханов в завоеванных землях.

В 30-е гг. XIV в. князь Иван Данилович Калита окончательно добился передачи сбора ордынской дани в руки русских князей. С этого времени баскаки более на Русь не присылались.

3
ДАНЬ – натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.

В IX-X вв. киевские князья, подчиняя племена древлян, радимичей, северян и др., облагали их данью, которая выплачивалась деньгами, мехами, продуктами. Описание сбора дани киевскими князьями в сер. X в. содержится в книге византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении империей". Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по землям подчиненных Киеву славянских племен. Сбор дани занимал всю зиму, и только в апреле участники "кружения" (так называет объезд племен византийский автор) возвращались в Киев. В XI-XII вв. дань Киеву платили подчиненные русские земли. В XIII-XV вв. русские земли платили дань ("выход") ханам Золотой Орды.

Читайте также: